Становление и развитие национального азербайджанского театра

Становление и развитие национального азербайджанского театра.

Более чем вековая история азербайджанского драматического театра - это славный путь становления и развития самобытного национального искусства, имеющего богатейшие и яркие традиции. На протяжение всей истории азербайджанский театр был вплавлен в судьбы национальной интеллигенции и всего народа. У колыбели азербайджанского театра стояли его выдающиеся представители - писатель и философ М.Ф. Ахундов, писатель Н.Б. Везиров, издатель первой газеты на азербайджанском языке, замечательный общественный деятель Г. Меликов-Зардаби. 10 марта 1873 года был показан первый спектакль на азербайджанском языке - "Визирь Ленкоранского ханства" М.Ф. Ахундова.

В начале XX века в театральном движении Азербайджана выделялись актеры и деятели Г. Араблинский, Дж. Зейналов, М.А. Алиев, Г.К. Сарабский. Устраивались интернациональные вечера с участием ведущих мастеров искусств русского, украинского, азербайджанского и других закавказских народов. В расширении театрального дела принимали участие писатели А. Ахвердиев, Г. Махмудбеков, Н. Нариманов, актеры Сеид Рухулла, А.М. Шарифзаде, А. Вели, М.М. Кязымовский, М.Б. Гаджинский, Г.А. Абасов, А. Анаплы, А. Камарлинский, Р. Дараблы, Д. Багдадбеков, С. Селимбеков, М. Мурадов, А. Сухейли. С именами Г. Араблинского и С. Рухуллы связано зарождение театра в Татарии и в Средней Азии. В 20-е годы в Баку появился театр малых форм -"Сатирагит", впоследствии ставший Русским драматическим театром.

В 1923 году по инициативе Шовкет Мамедовой был открыт первый театральный техникум. Среди первых его выпускников были Халима Насырова, Сара Иншатураева, Мухаммеджан Касымов, Алты Карлиев, ставшие впоследствии народными артистами СССР. В 20-е годы расцвел многогранный талант драматурга Джафара Джабарлы (1899-1934). В 30-е годы Азербайджанский драматический театр осуществляет постановки таких произведений, как шекспировский "Макбет" (1936, режиссер А.А. Турганов), "Бесприданница" (1939, режиссер А. Шарифов), "В 1905 году", "Алмас", "Яшар", "Севиль", "Невеста огня" Джафара Джабарлы, "Сиявуш", "Шейх Санан" Гусейн Джавида, "Отелло" и "Ромео и Джульетта" В. Шекспира, "Без вины виноватые" А.Н. Островского, "Дубровский" Пушкина и другие.

Дебютируют С. Вургун ("Вагиф", "Ханлар"), М. Ибрагимов ("Хаят", "Мадрид"), С. Рустам ("Качах Наби"), появляются первенцы азербайджанской комедии "Свадьба" и "Счастливцы" С. Рахмана. В сороковые годы, годы второй Мировой войны театр отражал мужество и героизм людей на фронтах и в тылу. После войны Азербайджанский театр ставит работы новых молодых прозаиков. В 50-е годы запомнились постановки пьес "Забавный случай К. Гольдони (режиссер Т. Кязымов), "Шелковые сюзанне" А. Каххара (режиссер А. Шарифов), "Честь" А. Ширванзаде (режиссер А. Искендеров), "Васса Железнова" М. Горького (режиссер Т. Кязимов), "Зимняя сказка" В. Шекспира (режиссер А. Шарифов) и многие другие. Плодотворно работает театральный художник Б. Афганлы. Дебютирует молодой поэт И. Сафарлы (пьесы "Глазной врач"", "Ядигяр", "Сердце матери"). Осваивается драматургия Назыма Хикмета (пьесы "Чудак", "Всеми забытый", "Череп").

В конце 50- начале 60-х годов на сцене поставлен ряд новых произведений как старшего, так и молодого поколения драматургов. Это "Джеваншир" и "Пламя" Мехти Гусейна, "Аликум женится" и "Ложь" С. Рахмана, "Бухта Ильича" и "Веяния любви" Дж. Меджнунбекова, "За закрытыми дверьми" Г. Сеидбейли, "Ну и дела" Ш. Курбанова, "Деревенщина" М. Ибрагимова.

В 60-е годы, наряду с постановками оригинальных пьес, театр усиленно работает над переводными спектаклями. Это "Мария Тюдор" В. Гюго, "Валенсианские безумцы" Лопе де Веги, "Антоний и Клеопатра" В. Шекспира (режиссер Т. Кязимов), "Орманская дева" Ф. Шиллера (режиссер А. Шарифов), "Ученик дьявола" Б. Шоу (режиссер А. Кулиев) и другие.

Интересные спектакли были поставлены и на сцене театра имени Дж. Джабарлы в Гяндже. Здесь идут пьесы классиков национальной драматургии - М.Ф. Ахундова, Н.Б. Везирова, Дж. Мамедкулизаде, А. Ахвердиева, Дж. Джабарлы, пьесы "Вагиф", "Ханлар" Самед Вургуна, "Хаят", "Мехаббат" Ибрагимова, "Качах Наби" С. Рустама, "Вешние воды", "В семьи Атаевых" И. Эфендиева, пьесы молодых драматургов Дж. Меджнунбекова, И. Сафарли, Б. Вахабзаде. Наряду с этим гянджинский театр вел большую работу по освоению переводной драматургии: "Эзоп" Г. Фигередо, "Пойдите сюда" Азиза Несина, "Хитроумная влюбленная" Лопе де Веги, "Злой дух" А. Ширванзаде, "Трехгрошовая опера" Б. Брехта и других. Нахичеванский театр в 60-е годы особое внимание уделял новому прочтению азербайджанской классики и воплощению современной драматургии. Успешно работали театр имени Н.Б. Везирова в Ленкорани, имени Г. Араблинского в Сумгаите, имени С. Рахмана в Шеки, имени А. Ахвердиева в Агдаме, имени М. Давудовой в Мингечауре. Отметим постановки Азербайджанского драматического театра - пьесы "Без тебя" Ш. Курбанова, "Тлеющие огни" М. Ибрагимова, "Пропавшие дневники", "Ты всегда со мной", "Моя вина", "Не могу забыть" И. Эфендиева. Постановщики - Т. Кязимов, А. Шарифов.

70-е годы ознаменовались такими событиями в театральной жизни, как пьесы "Хайям" Г. Джавида, "Песня осталась в горах" И. Эфендиева. Появляются имена молодых режиссеров, которые успешно ставят ряд пьес. "Мастера" Р. Стоянова (режиссер Ф. Султанов), "Проснись и пой" М. Дьярфоша (режиссер Ф. Гаджиев), "Безымянная звезда" Себастиана (режиссер Г. Аблудж), "Не беспокойся, мама" Н. Думбадзе (режиссер А. Кязымов). Старшее поколение режиссеров становится блестящими интерпретаторами классики и современной драматургии. "Госпожа министерша" Б. Нушича, "Дон Жуан" Мольера, "Буря" Шекспира (режиссер Т. Кязимов), "Коварство и любовь" Шиллера, "Ханума" А. Цагарели, "Легенда о любви" Н. Хикмета (режиссер А. Шарифов), "Мещане" М. Горького и "Сборище сумасшедших" Дж. Мамедкулизаде (режиссер М. Мамедов) сыграли большую роль в воспитании молодого поколения актеров театра. Отрадным фактором стало появление на афишах театра имен молодых драматургов. Пьесами о современниках дебютировал талантливый поэт Б. Вагабзаде - "Второй голос", "После дождя", "На дорогах остаются следы", писатель С. Даглы выступил с пьесами "С новосельем" и "Тени шепчутся", Н. Хазри - с пьесами "Если не будешь гореть" и "Эхо". Выделяются братья Ибрагимбековы - Максуд с пьесой "Надежда" ("Мезозойская история") и Рустам - с пьесой "Допрос", а также писатель Анар - с пьесой "Летние дни города". Идут пьесы Имрана Касумова "Когда начинается сказка", И. Эфендиева "Странный молодой человек" и "Голоса, идущие из садов", Н. Сафарли "На перепутье". Азербайджанский театр обращается к творчеству Дж. Джабарлы ("Севиль", "Айдын"), Г. Джавида ("Князь"), А. Ахвердиева ("Волшебница Пери"), писателя М.С. Ордубади (инсценировка романа "Меч и перо", режиссер Т. Кязимов).

Азербайджанский театр вырастил замечательных актеров, деятелей сцены, таких как Ульви Раджаб, Алескер Алекперов, Исмаил Идаятзаде, Мамедали Велиханлы, Исмаил Дагестанлы, Мустафа Марданов, Рза Афганлы, Исмаил Османлы, Мовсум Санани, Ага Садых Герайбейли, Аждар Султанов, Али Курбанов, Казим-Зия, Сулейман Тагизаде, Рза Тахмасиб, Агададаш Курбанов, Атамоглан Рзаев, Садых Салех Багиров, Мелик Дадашев, Фатех Фатуллаев, Абас Рзаев, Мамедрза Шейхзаманов, Мамед Садыхов, Гасанага Салаев, Джаббар Алиев, Гаджимамед Кавказлы, Али Зейналов, Гасанага Турабов, Садых Гусейнов, Камил Кубушев, Мухтар Авшаров, Бурджали Аскеров, Лютфи Мамедбеков, Азиза Мамедова, Сона Гаджиева, Ева Оленская, Марзия Давудова, Окюма Курбанова, Барат Шекинская, Фатьма Кадри, Панфилиди Танайлиди, Гамер Топурия, Лейла Бедирбейли, Наджиба Меликова, Махлуга Садыхова, Софья Басирзаде, Амина Нагиева, Мирвари Новрузова, Атая Алиева, Сафура Ибрагимова, Шовкет Рзаева, Окюма Касимова, Саадат Зульфигарова.

В 70-е годы в театре работает и талантливая молодежь: Самандар Рзаев, Гамлет Ханызаде, Гамлет Курбанов, Яшар Нуриев, Фуад Поладов, Рафик Азимов, Алиаббас Кадиров, Эльхан Агагусейн оглы, Кямал Худавердиев, Акшин Велиханлы, Рамиз Меликов, Меджнун Гаджибеков, Гаджи Исмаилов, Садых Ибрагимов, Рафаэль Дадашов, Шафига Мамедова, Амалия Панахова, Вефа Фатуллаева, Зернигяр Агакишиева, Амина Бабаева, Мехбуба Меликова, Шукуфа Юсуфова, Севиль Халилова, Бести Джафарова. Появились самобытные режиссеры: Адил Искендеров, Алескер Шарифова, Магеррам Ашумов, Мехти Мамедов, Тофик Кязимов, Алигейдар Алекперов, Шамси Бадалбейли.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа