Русский художник 18 века Антон Павлович Лосенко
Русская литература 18 столетия развивалась и крепла, выражая и пафос невиданного до того грациозного государственного строительства, и идеи общественного долга, и растущий интерес к человеческой личности. Эти её особенности определили прогрессивный характер изобразительного искусства той поры. Искусство 18 столетия было связано с запросами привилегированных кругов дворянского общества, но лучшие его произведения отражали передовые идеи эпохи.
В 18 веке одним из высоких достижений русского искусства в портретном жанре явилось правдивое изображение представителей господствующего класса и людей из народа. Это решительно отличает творения русских мастеров от произведений многих иностранных художников, приглашенных в Россию и выполнявших заказы императорского двора и знати.
Почти все художники 18 века по своему происхождению принадлежали к народным «низам». Их творческими усилиями созданы ценности, являющиеся неотъемлемой частью художественной культуры человека.
Антон Павлович Лосенко родился 10 августа 1737 года в украинском городе Глухове и семье крестьянина-подрядчика Павла Яковлевича Лосева. В 1744 году мальчика, обладающего хорошим музыкальным слухом, отдали в придворный певческий хор. В 1753 году А. Лосенко попадает к художнику Ивану Аргунову. Он учился у него, потом в Академии художеств. В двух заграничных командировках он хорошо ознакомился с классическим и современным искусством, с памятниками античной культуры. Уже в ранней работе «Жертвоприношение Авраамово» (1765) Лосенко создал полную движения композицию и вместе с тем проявил большой интерес к изучению натуры (прекрасно написаны обнаженная фигура Исаака, руки и ноги Авраама). В произведениях конца 1760-х годов – «Зевс и Фетида», «Каин» - отчетливо выражены ясность, спокойствие и строгость композиции – особенности, характеризующие стиль классицизма. Современники высоко ценили эти работы Лосенко, подчеркивая их национальное значение.
С осени 1769 года Лосенко начинает работать над картиной «Владимир и Рогнеда». Тему предложила художнику Академия, предоставив возможность самому уточнить сюжет. Эта картина, в сущности, первое произведение, посвященное отечественной истории. Картина "Владимир и Рогнеда" положила начало разработке национальной исторической темы, к чему призывали М.В.Ломоносов и
А. П. Сумароков, обращаясь к
Академии. Кроме того, была определена
нравственная позиция трактовки
исторических событий, которая отвечала
передовым взглядам русского общества,
осуждавшего произвол и насилие. Картина
нашла живой отклик среди современников
Лосенко, а Совет Академии, "видя
превосходный талант" автора, избрал
его в академики и удостоил профессорского
звания.
В ней осуждено преступное
злоупотребление властью: князь
новгородский Владимир, отвергнутый
полоцкой княжной Рогнедой, обрушился
с дружиной на Полоцк, разгромил город
и, убив отца и братьев Рогнеды, насильно
взял её в жены. Картина должна была
воспитывать зрителей в духе «разумности»
и уважения к людям; она произвела
чрезвычайно сильное впечатление на
современников. Образы картины отличаются
большой жизненной конкретностью:
драматические переживания Владимира
и Рогнеды сопоставлены с тихим отчаянием
прислужниц княжны и холодным любопытством
воинов.
В
картине
Лосенко
запечатлен момент, когда Владимир
сообщает Рогнеде о совершенных в Полоцке
злодеяниях и говорит, что она должна
стать его женой. Однако у Лосенко образ
Владимира, в отличие от исторической
концепции, полон раскаяния. Это передано
в жестах, выражении лица и взоре князя,
обращенном к Рогнеде. Художник
морализирует, стремясь доказать, что
человечность возобладала в князе над
произволом.
Центральная роль в картине
отведена, естественно, Владимиру и
Рогнеде. Их фигуры выделены светом,
цветовыми пятнами. Художник подчеркивает
переживания героев выразительностью
жестов и поз, особенно заметной в
сравнении со статуарностью женских
фигур и тяжеловесностью воинов Владимира.
Картина «Владимир и Рогнеда»
положила начало созданию в Академии
ряда произведений живописи и скульптуры
на сюжеты из национальной истории, -
произведений, в которых затрагивались
злободневные проблемы общественно-политической
жизни. Совет Академии, "видя превосходный
талант" автора, избрал его в академики
и удостоил профессорского звания.
Актуальность
и гражданский пафос произведений
Лосенко, выразительность образов,
прекрасное знание натуры и уверенное
мастерство сделали его основоположником
прогрессивного направления в русском
историческом жанре конца 18 века и дали
право современникам называть его
«Ломоносовым русской живописи».
Реферат по истории
Русские художники 18 века
Антон Павлович Лосенко
Кисляковой Ирины 7А.