Биография Эдгара Дега
Эдгар
Дега (1834-1917) "Я до сих пор не встречал
человека, который умел бы лучше изображать
современную жизнь, душу этой жизни",
- так писал о Дега Эдмон Гонкур, один из
самых чутких к изобразительному искусству
французских писателей второй половины
XIX века.
Будущий художник родился в семье парижского банкира, художественное образование получил в Школе изящных искусств, в классе ученика Энгра - Ламотта. Энгр был кумиром молодого Дега, его пленяли и энгровское несравненное владение линией, и парадоксально сочетавшаяся с "классицизмом" острота видения действительности, проникающая зоркость взгляда. В конце 1850-х годов во время своего первого путешествия в Италию художник изучает и копирует также старых мастеров, а после возвращения в Париж пишет ряд полотен на "исторические" - в традиционно-академическом понимании - темы ("Спартанские девушки вызывают на соревнование юношей", "Семирамида закладывает город" и др.). Однако академическими в этих работах являлись лишь сами сюжеты: древние греки имели у Дега облик современных парижан, а живопись отличалась свежестью и внутренней свободой.
В 1860-е годы мастер создает серию замечательных портретных образов, продолжающих традиции Энгра и одновременно неповторимо индивидуальных по стилю. В них уже ярко проявились такие характерные для Дега качества, как редкая правдивость в передаче модели, объективность, неотделимая от скрытой теплоты чувства, строгое благородство колорита, утонченность и энергия цветовой нюансировки. Энгровская гладкость письма сочеталась здесь с более современной живописной манерой, близкой Э. Мане. Вскоре в этих портретах появляется и нечто более новаторское: в "Женщине с хризантемами" (1865) художник смело отодвигает главную фигуру в край холста и срезает ее рамой...
1860
- 1870-е годы - во многом переломные для
французской культуры XIX века. Стремление
к современности художественного языка,
поиски новых средств выразительности
пронизывали в это время поэзию Бодлера,
романы Флобера, Золя и Гонкуров, живопись
Мане, Ренуара, Моне, Писсарро и других
молодых художников, вошедших вскоре в
историю искусства под именем
импрессионистов. Дега присоединился к
этому движению с самого начала его
возникновения. Он посещает кафе Гербуа
и "Новые Афины" - место постоянных
встреч Мане и его друзей, принимает
участие в большинстве выставок
импрессионистов. Как для всех них, "быть
современным" означало для него прежде
всего воплощать в искусстве непосредственные
"впечатления" (отсюда название
течения), а также быть демократичным,
черпать сюжеты из гущи простонародной
парижской жизни. Аристократически
замкнутый, язвительный, необычайно
скрытный
в личной жизни, Дега был одержим настоящей
страстью к изучению окружающей
действительности. В отличие от других
импрессионистов, он писал только фигурные
композиции, но на смену ранним портретам
теперь приходят жокеи на лошадях, скачки,
сценки в кафе и кабаре, модистки, прачки,
балерины и женщины "за туалетом".
Во всех этих образах утверждалась новая,
чисто современная красота, неотъемлемыми
чертами которой были правдивость,
непосредственность, демократизм и
острота характерного. Пожалуй, лучше
всего об этом сказал сам Дега в одном
из сонетов, посвященном его излюбленным
персонажам - балеринам: ... Пляшите,
красотой не обольщая модной, Пленяйте
мордочкой своей простонародной, Чаруйте
грацией с бесстыдством пополам, Вы
принесли в балет бульваров обаянье,
Отвагу, новизну. Вы доказали нам, Что
создают цариц лишь грим да расстоянье.
Цель своего творчества французский
художник видел в воплощении правды
жизни, которая была для него слишком
значительной, чтобы нуждаться в
приукрашивании. Но постижение жизни
достигалось не подражанием, а условными
средствами искусства. Дега подчеркивает
эту условность живописного языка,
контраст между "вульгарностью"
натуры и утонченной гармонией и красотой
колорита, рисунка, ритмического узора.
Он противопоставляет также бесстрастную
объективность в обрисовке персонажей
- и чувство, разлитое в самой живописи,
несущей в себе и иронию художника, и его
глубокую нежность к моделям.
"Не
было искусства, менее непосредственного,
чем мое", - писал Дега. Каждое его
произведение - итог длительных наблюдений
и такой же упорной работы по их претворению
в законченный образ. В его творчестве
не было ничего от экспромта, продуманность
его композиций заставляла порой вспомнить
Пуссена. Но в результате возникали
образы, казавшиеся олицетворением
мгновенного и случайного. Во французском
искусстве конца века Дега в этом отношении
являлся диаметральной противоположностью
Сезанну. Если у последнего картина
вмещала в себя всю непреложность
миропорядка и выглядела завершенным в
себе микрокосмом, то у Дега она всегда
содержала лишь часть срезанного рамой
потока жизни. Сами его образы были
исполнены динамизма, воплощали
убыстрившиеся ритмы современной
художнику эпохи. Именно страсть к
передаче движения - этой, по словам
Ренуара, "болезни века" - определила
сами сюжеты Дега: изображения пробега
лошадей, репетиций и представлений
балета, прачек, несущих белье, гладильщиц
за работой, моющихся, одевающихся или
причесывающихся женщин. Произведения
французского мастера - настоящая
энциклопедия человеческих поз и
"моментов" движений. Но также -
смелых ракурсов и всегда динамичных
точек зрения, лишавших даже статичный
мотив замкнутости и стабильности. В
отличие от других импрессионистов,
Дега никогда не включал в свои композиции
изображения японских гравюр, но он, как
никто другой, проник в свойственный
этим гравюрам принцип динамичного
видения мира. Его искусство перебрасывало
мост и в будущее - к современной
документальной фотографии и кино.
Персонажи Дега кажутся при этом снятыми
не простой, а "скрытой камерой". О
своих женщинах "за туалетом" он
писал: "До сих пор нагота изображалась
в позах, которые предполагают наличие
свидетелей. Мои же женщины - честные
человеческие существа, они не думают
ни о чем другом, а заняты своим делом".
В своем стремлении постичь интимные тайны жизни Дега был одновременно трезвым наблюдателем и романтиком, умевшим "заворожить истину". (Романтичной была уже сама его устремленность к жизненным тайнам.) В его работах "поэзия и правда" всегда сосуществуют.
Особенно наглядно это в многочисленных балетных композициях, где закулисные "трудовые будни" театра соседствуют с волшебной феерией, происходящей на сцене. Грубоватые, плебейские танцовщицы становятся на наших глазах романтическими сильфидами; чудо искусства и поэзии рождается именно из прозы жизни...
В живописи импрессионистов Дега занимал особое место - прежде всего из-за той роли, которую играл в его творчестве рисунок и благодаря характерному для него сочетанию импрессионистического растворения красок в потоке света и пластической определенности формы. С годами художник все чаще отдавал предпочтение пастели (в основном в сочетании с монотипией, литографией или гуашью), привлекавшей его благородной приглушенностью и при этом чистотой и насыщенностью цвета, бархатистой матовостью фактуры, живой вибрацией штриха. Постепенно стиль Дега приобретает черты все большей обобщенности и монументальности. Исчезают аксессуары и иллюзионистичность пространства, линия и цвет становятся нераздельным целым. При этом именно цвету - свободной, горящей, переливающейся оттенками красочной стихии - принадлежит в позднем творчестве художника ведущая роль. В колористических "симфониях" на темы танцовщиц, созданных в конце столетия, Дега, оставаясь в целом в пределах импрессионистической фиксации отдельного мгновения, уже делает решительный шаг в сторону более обобщенного видения XX века, кажется непосредственным предшественником фовистов.
На протяжении почти всего творческого пути художник занимался также скульптурой: лепил из раскрашенного воска и глины статуэтки движущихся лошадей, балерин в позициях классического танца и женщин "за туалетом". (После смерти Дега эти почти не известные широкому зрителю статуэтки были переведены в бронзу.) В начале нашего столетия из-за прогрессирующей болезни глаз скульптура стала единственным видом творчества мастера. Конец его был трагичным: художник, поражавший современников зоркостью видения, умер почти полностью ослепшим.
Использованы материалы статьи Н. Апчинской в кн.: 1984. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1984.
Литература:
Эдгар Дега. Письма. Воспоминания современников. М., 1971