Цирковое искусство в Китае
Цирковое искусство в Китае
История
циркового искусства
Китайские
акробаты вышли из простого народа, их
творчество было тесно связано с трудовой
деятельностью, войнами и религией. Во
многих акробатических представлениях
традиционно используется оружие и
орудия труда - трезубцы, ножи, обручи,
мечи, а также предметы домашнего обихода
-стулья, столы, кувшины, тарелки, чаши.
Все эти предметы использовались в
качестве опоры в акробатических
представлениях и как приспособления
для тренировок. Такие виды акробатических
представлений, как подбрасывание волана,
игра с диаболо, балансирование на
бамбуковом шесте, развились из игры и
спорта.
Бросание бумеранга - один
из видов современной акробатики - своими
корнями уходит в период неолита. В те
времена бумеранг применялся на охоте.
Человек бросал бумеранг, который в
случае промаха возвращался назад и мог
быть использован снова. Бумеранг и
сейчас находит применение во время
охоты некоторых африканских, австралийских
племен и в Индии. В ходе представлений
акробаты используют от трех до пяти и
даже семи бумерангов одновременно,
бросая их по очереди и ловя в определенной
последовательности. Акробат может
принять возвращающийся бумеранг любой
частью тела.
Древние использовали
также и другие виды орудий и оружия в
качестве акробатических аксессуаров:
летающие трезубцы, крутящиеся чаши,
наполненные водой, и т.д.
В период
Весны и Осени (770-476 до н.э.) акробатика
стала самостоятельным видом зрелищного
искусства. В главе "Шо Фу" книги
"Лецзы", которая была написана в
эпоху Сражающихся царств, имеются
отрывки с описаниями акробатов,
выступающих перед древней аудиторией.
В книге "Речи царств", написанной
в период Весны и Осени, упоминаются
лилипуты, которые в представлениях для
императорской фамилии взбирались по
вертикальному шесту. Искусство
звукоподражания впервые упоминается
в "Исторических записках" (2 в. до
н.э.). В них говорится, что около 300 г. до
н.э. феодал Мэн Чан из царства Ци был
захвачен царством Цин в плен вместе со
своей свитой. Подражая крику петуха,
они ввели в заблуждение вражеских воинов
и заставили их открыть городские ворота.
В результате Мэн Чану удалось спастись.
Во
время династии Тан (618-907) акробатическое
искусство стало более сложным,
представления уже проходили в императорских
дворцах. Танские фрески в пещерах
Дуньхуан изображают акробатов, певцов,
танцоров и наездников. Во главе процессии
- человек, несущий шест, на котором четыре
акробата демонстрируют различные трюки:
лазание по шесту, стойка на голове одного
из участников и т.д.
С упадком танской
династии многие актеры покинули
императорский двор и начали выступать
перед народом. В период династии Сун
(960-1279) в акробатические представления
для привлечения публики во время
выступлений на базарах был привнесен
элемент развлекательности. В то время
была очень популярна спортивная борьба,
среди знаменитых борцов были не только
мужчины, но и женщины. Во времена правления
династий Мин и Тан (1368-1911) характер
акробатических представлений начал
меняться. Акробаты ханьской национальности
заимствовали новые приемы у акробатов
других национальностей, обогащая тем
самым свой опыт; особое внимание стало
уделяться динамике исполнения и уровню
сложности. В то же время акробатическое
искусство становилось частью поэтической
драмы, пекинской оперы и других видов
традиционного музыкального театра.
Этот уникальный стиль давал актерам
возможность образно представлять
батальные и другие сцены. Тем не менее
общество относилось к профессии акробата
пренебрежительно. В середине 19 в. акробаты
были презираемы и подвергались жестокой
эксплуатации. Многие из них сменили
профессию, став рабочими или уличными
торговцами. Таким образом, многие
традиционные трюки были безвозвратно
утеряны. Чтобы добыть средства к
существованию, некоторые актеры были
вынуждены выступать с опасными трюками,
потакая вкусам определенной аудитории
Развитие
циркового искусства в Новом Китае
После
образования Китайской Народной Республики
традиционным искусствам стало уделяться
большое внимание. Новую жизнь получила
и акробатика. Теперь артистам была
гарантирована работа, их общественное
положение значительно улучшилось.
Уличные актеры были допущены в театры,
а акробатика обрела статус сценического
искусства.
В 1950 г. была образована
первая государственная Китайская
акробатическая труппа. Вскоре после
этого аналогичные труппы стали создаваться
в крупных городах и провинциях: Шанхае,
Чунчине, Гуанчжоу, Шэньяне, Ухане. К
концу 1984 г. в Китае насчитывалось более
130 крупных акробатических трупп, которые
включали около 16 тыс. артистов и рабочих
сцены. Они возрождали традиционную
акробатику, создавали новые трюки,
готовили молодое поколение акробатов
и обменивались мастерством с зарубежными
коллегами. Помимо профессиональных,
существуют также непрофессиональные,
или любительские, объединения, создаваемые
на фабриках и в сельской местности.
Руководство такими объединениями
осуществляется актерами, ушедшими на
пенсию, и профессиональными акробатическими
труппами, которые вносят свой вклад в
воспитание будущих профессионалов.
В
своем искусстве акробаты соединили
ритмы танца, гимнастические приемы с
чисто акробатическими трюками.
Существенные изменения были внесены в
музыкальное сопровождение и оформление
сцены. К 1961 г. количество представляемых
номеров возросло с нескольких десятков
до двухсот. Жонглеры и фокусники изобрели
множество новых трюков. Традиционное
"искусство на канате" превратилось
в технически сложное и опасное
балансирование на высоко натянутой
проволоке. Сальто вперед 50-х гг. развилось
до сальто назад, поворота в прыжке на
360 градусов и т.д. Популярный номер с
пятью столами, ранее исполнявшийся
одним акробатом на 5 поставленных друг
на друга столах, стал исполняться многими
акробатами на сооружении, состоящем из
7-10 перевернутых стульев. Подобного рода
номера сейчас выглядят следующим
образом:
один человек делает стойку
на колонне из стульев, которая окружена
группой людей, делающих стойки на двойных
колоннах из стульев. Если ранее номер
с вращающимися на шестах тарелками
исполнялся с 4-6 предметами, то теперь
акробаты могут вращать от 12 до 14 тарелок,
одновременно исполняя сальто вперед.
В
первые годы существования КНР насчитывалось
около 30 видов звукоподражания, в настоящее
время их количество возросло до ста.
Сун Тай, Чжоу Чжичэн и другие мастера
воспроизводят не только голоса множества
птиц и насекомых, но и звуки ветра, волн,
шум толпы, военных учений, звучание
музыкальных инструментов, звон оружия,
шум идущего поезда. Их искусство
значительно расширило возможности
звукоподражания.
Акробаты имеют
свою профессиональную организацию -
Китайскую акробатическую ассоциацию,
которая была организована в 1981 г. Это
добровольное объединение содействует
проведению представлений, профессиональной
подготовке и творческому обмену с
другими странами. Ассоциация издает
специальную литературу по акробатике
и фокусам.
За последние 30 лет китайские
акробатические труппы побывали более
чем в 100 странах мира, их наиболее
выдающиеся номера были удостоены наград.
В период с 1981 по 1985 г. представители
Китая завоевали 13 золотых медалей, 2
приза "Золотой Джокер", приз
"Серебряный Джокер", приз "Башня
Черного озера" и получили звание
"команды мирового класса" на
международном конкурсе цирковых
артистов. На международных цирковых
состязаниях в Париже китайские акробаты
выиграли 5 самых престижных золотых
медалей, т.н. Президентские призы