История культуры (работа 1)
История культуры.
Культура - это способ производства и его результаты. Культуры вступает в фазу цивилизованного развития, когда появляются: города, письменность и государство.
2 подхода к истории культуры:
1. Цивилизационный;
2. Ареальный.
Все древние цивилизации по своей природе были центробежные (постоянно расширялись географически).
очаг
цивилизации
Цивилизации современного типа были центростремительными (складывались за счет осознания своего внутреннего единства).
очаг
Любая культурная традиция всегда тесно связана с конкретными географическими условиями. Эта взаимосвязь сохраняется на протяжении веков.
Культура имеет 2 типа развития:
1. Эволюция (развитие постепенное, поступательное);
2. Взрыв (развитие мгновенное).
1. 2. большевики
Россия (СССР): 1917 распад СССР (1991)
Диатропика - наука о разнообразии окружающего мира.
Культура Киевской Руси.
Киевская Русь - раннефеодальное государство, которое сложилось в результате объединения славянских племен со столицей в Киеве. (?X - X??).
Культура Киевской Руси была самой молодой в Европейском регионе, и поэтому носила ученический характер.
Время правления князя Владимира: 980 - 1015. Именно в этот период шло сильное градостроительство, формировалась единая денежная система. Глубокое влияние на славянскую культуру оказала византийская наука и школьная культура.
Формирование славянской интеллигенции началось при Ярославе Мудром, так как Киевскому государству были нужны свои философы, писатели и духовенство. Рассадниками знания и учености в Киевской Руси были монастыри, где находились библиотеки и научные лаборатории. Русское монашество и монастыри возникли при Ярославе Мудром. В первой половине X?? на Руси было уже 70 монастырей. Именно в монастырях велись летописи, составлялись политические трактаты, писались и переписывались иконы.
Книжность - это особый способ развития культуры, когда накопление знаний идет не только за счет опоры собственных границ, но и через слово, письменность других культур.
Время существования Киевской Руси: 988 - 1237 (время нашествия монголо-татар).
Книга на Русь пришла не только из Византии. Моравские братья (Кирилл и Мефодий) разработали славянскую письменность уже в 60-е годы X?. В 80-е годы X? на церковно-славянский язык переведены библия, жития святых. К X? сформировались основные жанры славянской литературы.
Жанры славянской литературы:
Палея (пересказ библейской книги с комментариями);
Пролор (жития святых, расположенные в календарном порядке);
Шестоднев (описание сотворения мира в шесть дней);
Космография (описание деревьев, минералов, животных, реальных и нереальных).
Чем больше и сложнее жанры, тем более развита культура.
В 1051 появился первый русский митрополит (Илларион). Ему принадлежит первый политический трактат и первый литературный памятник "Слово о законе и благодать". При Илларионе появилась первая библия Киевской Софии, и при нем был создан первый сборник законов "Русская правда".
Проводниками книжной мудрости Киевской Руси были князья, опиравшиеся на духовенство.
При Ярославе Мудром активно развивалось устное творчество:
1. Календарная обрядовая поэзия. (Это заговоры, заклинания, песни, которые способствовали пробуждению природы, обеспечивали урожай, благословляли семейные браки); РОМАН
2. Дружинные песни; ВОЛШЕБНАЯ СКАЗКА
3. Былинный эпос. ЭПОС
МИР
Устное народное творчество всегда анонимно.
В древнерусской литературе давно сложился принцип историзма. Автор стремится выйти на уровень самых широких обобщений. Первые литературные произведения основывались на энциклопедических знаниях.
В 1061 русские земли подверглись опустошительным набегам половецких племен. Князь Владимир Мономах отбросил из далеко за Дон. В 1184 Киевский князь Святослав Всеволодович создал коалицию южнорусских князей, которые разбили половецкое войско. Князь Игорь не принимал участия в походе. Именно об этом событии рассказывается в "Слове о полку Игореве". Впервые эта рукопись была найдена А.И. Мусиным-Пушкин. Текст этого памятника был опубликован в 1800. Считают, что "Слово о полку Игореве" было написано в 1185-1187, и его автором был книжник Тимофей. Другая точка зрения — что его авторами были или певец Митуса, или Ходына. Кроме того, у некоторых ученых есть версия, что его автором был киевский князь Святослав Всеволодович.
"Слово о полку Игореве" было написано для современников, которые знали об этом событии, поэтому в произведении нет подробной исторической картины. Главная идея - призыв к объединению русских земель. Автор считает, что сам поход был предпринят во имя все Русской земли. Значимость этого похода он подчеркивает с помощью описания природы. За строчками этого произведения присутствует образ вещего певца Бояна, который является внуком Велеса. Образ Ярославны связан с гуманистическими традициями древнерусской фольклорной культуры. В "Слово о полку Игореве" много песенной символики, и стиль произведения напоминает устную художественную речь. На "Слово о полку Игореве" оказал влияние дружинный эпос.
Берегиня - покровительница, защитница рода. В древнерусской культуре ее образ слился с образом Божьей Матери.
Посредник между верхом и низом называется медиатор.
Обучение грамоте.
В X? в Киевской Руси было достаточное количество грамотных людей. К грамотным людям относилась не только знать, но и ремесленники (оружейники, резчики по пению, ювелиры). По-видимому, некоторые женщины тоже были грамотными, так как они процарапывали свои имена на посуде и пряслица.
— пряслице
В Новгороде были обнаружены сотни берестяных грамот (частные письма, деловая переписка, челобитные и завещания). Рукописные книги, летописи и княжеские грамоты исполнялись на пергаменте (телячья кожа). В быту простые люди писали на бересте и воске. Предмет для письма назывался писало. Оно изготовлялось из кости, бронзы, дерева или железа. Красивые писала носились в кожаных футлярах. С X?V на Руси распространяется бумага. Поэтому с этого времени стали писать перьями. Футляр для пера назывался перницами. Вероятно, уже в конце X??? появились школы для посадских людей. Посад - это ремесленники.
Архитектура Киевской Руси X-X??.
Архитектура - специфический способ использования пространства. В организации пространства человек выражает понимание законов природы.