Живопись церковная и светская
Живопись церковная и светская в наши дни
В
первой половине VI века в христианском
мире произошли два знаменательных
события, напоминание о которых может
явиться своеобразным эпиграфом к данной
теме.
В 522 году в
палестинской пустыне отошла ко Господу
великая подвижница Христианской аскезы,
преподобная Мария Египетская.
В
537 году в Константинополе был освящен
один из величайших храмов христианского
мира - храм св. Софии. Сооружение
несказанной красоты и великолепия,
благоукрашенное золотыми мозаиками,
иконами и всяческими драгоценностями...
А у Марии Египетской, 48 лет прожившей в
пустыне, не было буквально ничего, может
быть даже нательного креста, было лишь
испепеленное зноем и холодом собственное
тело, которое само стало живой иконой.
Какой разительный
контраст!
Иногда
возникает искушение противопоставить
эти два начала и сурово напомнить, что,
дескать, золотом иконостасов и церковных
риз душа не спасается. Но вот какой
удивительный разговор произошел в
первые минуты встречи аввы Зосимы с
преподобной Марией, заговорившей впервые
после полувекового молчания: "Скажи
мне прежде авва, - вопрошает преподобная,
- как живут ныне христиане, как растут
и благоденствуют святые Божии Церкви?"
Вот чем озабочена великая подвижница!
Авва Зосима отвечал ей: "Вашими святыми
молитвами Бог даровал Церкви и нам всем
совершенный мир. Но внемли и ты мольбе
недостойного старца, мать моя, помолись,
ради Бога, за весь мир..."
Мы
видим, что жизнь Церкви соединяет в себе
два неразделимых начала: личное и
соборное, и без этого двуединства жизнь
христианина не может быть полной. Личное
духовное делание совершается сокровенно
в душе каждого христианина - и за это он
несет ответственность перед Богом. А
вот соборная жизнь Церкви нуждается в
строгих уставах и правилах, зафиксированных
письменно, в текстах и чинопоследованиях.
Эти правила тоже имеют двойственную
природу: они рождаются из личного
духовного опыта, но должны быть приняты
соборно, ибо соборное согласие является
залогом и свидетельством существования
Церкви как единого Тела Христова. В эту
всеобъемлющую систему входят и различные
искусства: архитектура, пение, прикладные
ремесла - и живопись.
То,
что существует живопись светская и
церковная, доказывать не надо. Более
того, в наше время утвердилось представление
об их внутреннем противостоянии и даже
враждебности. Но всегда ли так было?
Является ли это противостояние
изначальным? Если мы окинем взглядом
историю изобразительного творчества,
то у истоков его такого противостояния
не обнаружим - оно возникло в результате
искажения природы изобразительного
творчества. Поэтому церковная живопись
должна сегодня видеть врага не в светской
живописи, а в глубинной ущербности
сознания, которая одинаково отрицательно
влияет как на светскую, так и на церковную
культуру в целом.
В
чем же заключается эта ущербность?
Творческий процесс в любом искусстве
- это таинство сердца, и сколько бы мы о
нем ни говорили, мы всегда будем
высвечивать лишь какую-то часть, а целое
останется тайной, ибо истоки его уходят
за пределы человеческого сознания. Мы
можем сказать только, что истинное
произведение рождается как результат
встречи Воли Божественной и воли
человеческой, как результат их взаимной
любви и согласия. Если же человеческая
воля самочинствует, то возникают
ущербные формы культуры, которые мы
характеризуем в светском искусстве как
заумные, холодные, уродливые, а в церковном
как мертвые, внешне стилизованные. Так
что самочинство человеческого сознания,
которое на поверхности жизни проявляется
как духовное извращение или как
воинствующее невежество - вот основной
враг любой культуры, как светской, так
и церковной.
Противопоставляя
живопись светскую и церковную, ревнители
благочестиия иногда акцентируют внимание
на том, что, дескать, иконописец должен,
в отличие от светского художника, духовно
готовить себя к работе, очищать душу,
поститься, усиленно молиться и т.д. Все
это правильно, не будем только забывать,
что внутренняя рассеянность и
легкомысленная растрата жизненных сил
светскому художнику тоже пользы никогда
не приносила. Кроме того, если даже
церковный художник добросовестно ведет
благочестивый образ жизни, то здесь его
подстерегает опасность самообольщения
- этакая заведомая уверенность в святости
результатов собственного труда. Ведь
с церковного художника не снимается
условие, которое на первом месте стоит
и перед светским живописцем: увидеть
образ внутренним зрением прежде,
чем воплотить его в живописном материале.
И по этой шкале труд художника оценивается
без всяких скидок и "привилегий"
в отношении его церковности и даже не
взирая на личное благочестие самого
художника. Скорее наоборот, спрос с
церковного художника более высокий -
потому что настоящую икону написать
гораздо труднее, чем картину, и духовное
напряжение здесь требуется гораздо
более высокое и чистое. Поэтому, когда
в наши дни иконописание становится
подчас сравнительно быстро и легко
приобретаемой профессией, полем
деятельности для начинающих художников
или даже вообще не художников, то ожидать
настоящего возрождения иконописной
традиции довольно трудно.
Потребность
человека в создании изображений
-неотъемлемая часть его духа, сознания.
Эта потребность сплетается из двух
стремлений. Одно из них - стремление к
подражанию видимой природе. Другое
исходит из желания видимого запечатления
"вещей невидимых". Это возможно с
помощью создаваемых художником живописных
объектов - знаков. Знаковость в
изобразительном искусстве - область
художественного мышления, некое "умное
делание" в сфере зрительного познания
мира. Православный иконописный канон
- это таинственно сложившаяся знаковая
система, знаковый язык, на котором
осуществляется молчаливая, умозрительная
проповедь Православной Церкви.
Знак
- слово одного корня со словами "знать",
"знаменить" - это то, что подлежит
узнаванию, запоминанию и наполнению
живым содержанием. Подражание природе
и знаковость - отнюдь не взаимоисключающие
стороны живописи, но два ее крыла, на
которые она опирается. В светской
живописи знаковая система иная, чем в
иконописи - она чаще всего подчинена
подражательности, мимезису. Но и светская
живопись без знаковости превращается
в хаос и унылый натурализм.
Живопись
же церковная сегодня предстала перед
нами как необозримый океан многовековых
традиций. Но в сфере современной практики
это пока смоковница, не дающая плода.
Осмелюсь утверждать, что сегодня ни
один учебный курс иконописи, даже в
специальных учебных заведениях особых
надежд не вызывает. Сегодня нужен
самоотверженный, по сути, первопроходческий
труд - и лучше не в одиночестве.
Поэтому уже давно
назрела идея создания некоего "центра",
где могло бы идти серьезное обучение
иконописанию без штатных учителей, где
бы накапливался иконографический и
текстовый материал по иконописанию и
где можно было бы собираться учащимся
иконному делу профессионалам художникам.
Сегодня нужно не учить, а учиться -
учиться практическому профессиональному
освоению иконописного канона. Это -
самая главная задача церковной живописи
на сегодняшний день. Плодотворный путь
открыт - он, без сомнения, долгий и
трудный, особенно в наше время, но всегда
радостный внутренне. Уныние одолевает
человека, идущего ложным, легким путем,
а путь, ведущий к реальным плодам, - чем
труднее, тем радостнее, потому что это
путь возвращения к живым истокам
изобразительного творчества.
Автор Артемьев А.В.