Большой театр (работа 2)
Большой театр
Большой театр! На его фронтоне - летящие
кони, управляемые Аполлоном. Это символ
торжества прекрасного, символ вечного
движения искусства и жизни. Большой
театр в следующем году будет отмечать
свое 225-летие, это будет юбилейный сезон,
возможно, он станет последним, проведенном
в нынешнем здании, а после...
После всей огромной труппе придется ютиться в филиале, построенном рядом, на Театральной площади. И сколько это будет продолжаться - одному Богу известно, ибо как у нас в стране финансируют искусство Вы все прекрасно знаете (кстати, часть денег для постройки филиала выделило не государство, а Юнеско).
Становление Большого театра и деятельность коллектива в его первое тридцатилетие были связаны с демократическими тенденциями всего общества. Театр одним из первых внедрил реалистическую манеру игры актеров (тогда еще крепостных!), это, несомненно, отвечало зарождению духа народности, национального самосознания.
С 1806 театры Москвы и Петербурга стали императорскими. Это означало, что репертуар выстраивается в зависимости от взглядов и вкусов двора. Как известно, на месте Большого сначала был Петровский театр, который сгорел в 1805 году. На театральной площади до 1824 года торчали его обгоревшие стены. Унылое зрелище...
К
огда
Москву стали отстраивать заново после
пожара 1812 года появился новый Большой
Петровский театр, здание которого мы и
узнаем до сих пор как здание Большого.
Период с 30-х годов можно назвать первой
вершиной, судите сами, стоит назвать
лишь спектакли, которые были впервые
показаны публике. Это "Иван
Сусанин" и "Руслан
и Людмила" Глинки,
это "Русалка"
Даргомыжского, это "Снегурочка"
и "Ночь перед
Рождеством"
Римского-Корсакова. Оперы Чайковского
даже не возьмусь перечислять - их было
более 10-ти. Только один "Онегин"
был показан более 2000 раз в стенах театра
за все время.
Процветание длилось до 90-х годов, а после - сборы начали резко падать, труппа сократилась, долгое время не было постоянного руководителя балета... Чувствовалось - нужны большие перемены. И они наступили со сменой века.
Итак, к 1900 году Большой театр переживает не самые лучшие времена в своей истории - сборы падают, труппа уменьшается. С началом нового века на исторической арене появляются революционные идеи, формируется новое понятие: пролетариат. В Большой театр приходят Ф. Шаляпин, А. Нежданова, Л. Собинов. Переводятся и ставятся впервые на русском "Лоэнгрин" и "Зигфрид" великого симфониста Вагнера, "Отелло" Верди и "Кармен" Бизе.
Октябрьскую революцию можно воспринимать как угодно, сейчас не время обсуждать политические и иные аспекты этого исторического события. Хочу заметить лишь, что после нее Большой зажил совершенно новой жизнью - артистам повысили зарплату, они получили большие льготы, театр стал официальным центром музыкальной жизни СССР, дотации государства помогали ему развиваться даже в это сложное время.
В 1920 году театр (вместе с Малым и Мариинским) получает почетное звание академический, царское фойе стало залом и названо именем Бетховена (там и сейчас регулярно проводят камерные концерты артисты оркестра и вокалисты).
Во все время советского режима вплоть до 80-х годов театр мог позволить ни в чем себе не отказывать. Ставились грандиозные постановки, премьер было мало, но они очень тщательно готовились. "Спартак" Хачатуряна, "Ромео и Джульетта" Прокофьева, "Анюта" Гаврилина, новые постановки классических спектаклей - вот золотой фонд этих лет. Под крышей этого заведения собрались поистине лучшие артисты СССР. Это сейчас уже непонятно кто сильнее - Большой или Мариинский (из Санкт-Петербурга), а раньше ГАБТ (официальная аббревиатура) безраздельно властвовал и был неким "законодателем мод" на всей территории страны.
Андрей Рубцов. Oboist@mail.ru ©