Цетиньский монастырь
ЦЕТИНЬСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Цетиньский монастырь расположен в центре старой столицы Черногории г. Цетинье, у подножия горы Орлиный Крест. От самого своего основания, вот уже более 500 лет, монастырь является резиденцией черногорских митрополитов. Без всякого преувеличения его можно назвать сердцем православной Черногории, её символом и колыбелью её знаменитого свободолюбивого духа.
Основал монастырь господарь Иван Черноевич - Иван-бег - правивший Зетой, как в старину называлась Черногория, в 1465-1490 гг. В 1479 г. турецкий султан Мехмет II захватил Зету, а Иван был вынужден скрываться в Италии. Здесь он посетил Лоретский монастырь Божией Матери в Анконе, где дал обет построить церковь, посвященную Богородице, в случае своего возвращения на родину. В 1481 г., когда Мехмет II умер, Иван Черноевич возвращается в Зету и вновь обретает власть над этими краями. Оставив свою резиденцию на Жабляке на Скадарском озере, Иван-бег в 1484г. строит себе дворец и “задужбину” - Цетиньский монастырь - в неприступном для турок ловченском подгорье. По согласию с тогдашним зетским митрополитом Виссарионом, викарным епископом Вавилой и всей братией Иван устанавливает общежительный устав монастыря. Сюда, из монастыря Враньина переносится резиденция Зетской епархии, основанной Свт. Саввой I в 1219 г. В своей грамоте Иван Черногевич щедро наделил свою “задужбину” землями, лесными угодьями и всем необходимым.
Обитель находилась на холме Чипур. По свидетельству современников это был “малый, но прекрасный” монастырь. В середине его стояла церковь Рождества Пресвятой Богородицы, окружённая с трёх сторон колоннадой. Предположительно храм строили мастера из Приморья. По краям участка стояли монастырские постройки: малая церковь Св. Ап. Петра, кельи, митрополичьи покои и хозяйственный постройки. В наружных стенах этих зданий были бойницы, а весь монастырь был опоясан рвом и оградой из кольев.
Иван Черноевич умер в 1490г. и был похоронен в церкви монастыря, у южной стены. Его останки были найдены при археологических раскопках 1980-х гг.Сын Ивана - Георгий, правивший Зетой в 1490-1496 гг, основал в 1494г. первую на славянском юге типографию на Ободе, но вскоре перенёс её в Цетиньский монастырь. Здесь были отпечатаны Октоих первогласник 1494г., Октоих пятогласник с прекрасными иллюстрациями-видами Иван-бегова монастыря, Псалтирь с последованием, Молитвослов, Четвероевангелие. Первым печатником был схииеромонах Макарий.
Под натиском турок Георгий Черноевич вынужден был бежать в Венецию, а Черногорией некоторое время (1496-1499гг.) правил, в качестве турецкого вассала, его младший брат Стефан. После этого страна попадает под прямое турецкое правление, а черногорские владыки становятся не только духовными, но и светскими вождями своего народа, неустанно трудясь над его освобождением.
Иван-бегов монастырь был разрушен 28 сентября 1692г. в ходе Морейской войны (1684-1699гг.) Христианского союза, в который входили Австрия, Польша, Венеция, Ватикан, и на стороне которого сражались сербы и черногорцы, против Турции. С 1688г. в Цетиньском монастыре находился венецианский гарнизон. При отступлении из Цетинья венецианцы заминировали монастырь и взорвали его, когда туда вступили турки. Погибло около 300 турок, а их предводитель - скадарский паша Сулейман Бушатли был ранен. Разъяренный паша , дальний потомок строителя обители Ивана Черноевича, приказал снести уцелевшие после взрыва церковь и монашеские келии. Митрополичья резиденция была временно перенесена в находящийся неподалёку монастырь Добрская Челия (Келия).
Переломным моментом в истории Черногории стало избрание митрополитом и господарем 27-летнего цетиньского монаха Даниила (Петровича) из села Негуши. Владыка Даниил стал первым черногорским правителем из династии Петровичей-Негошей, которая владела Черногорией до 1916г. (официально до 1918г.) Митрополичий, а затем княжеский престол стал наследственным в этой семье, переходя от дяди к племяннику.В 1701-1704гг. митрополит Даниил возродил Цетиньский монастырь на новом месте, на склоне горы Орлиный Крест. При строительстве нового монастыря использовались строительные материалы из разрушенного. В алтарную стену новой церкви был вделан каменный рельеф с двуглавым орлом - гербом Ивана Черноевича, над входом установлена старая плита с текстом об основании обители, а колонны аркады 2-го этажа украсили старые резные капители.
В конце 1702 г. Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702г., православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на “потурченцев” - черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша “Горный венец”. Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила:
Мир, вставай за Крест, за честь юнатства,
все, кто носит светлое оружье,
все, кто слышит собственное сердце!
Мы поганцев имени Христова
окрестим водою или кровью!
В Божьем стаде истребим заразу!
Да взнесётся песня роковая,
алтарь правый на камень кровавый!
(Петр II Петрович-Негош “Горный венец” перевод Ю. Кузнецова, 1988г.)
Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции.В 1712г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по ст. ст.) 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено 86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714г. новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию.Побывав в 1715г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724г.
После смерти владыки Даниила цетиньскую кафедру в 1735-1781гг. занимал его племянник митрополит Савва (Петрович-Негош), которому помогал другой племянник владыки Даниила – Василий (Петрович-Негош), митрополит Скендерийский и Приморский (1750-1766гг.). В 1781-1784гг. черногорским владыкой был племянник митрополита Саввы - Арсений (Пламенац).
В 1784–1830гг. черногорским митрополитом был Петр I (Петрович-Негош) – свт. Пётр Цетиньский. В его отсутствие (владыка был в то время в России) в 1785г. произошло последнее разрушение монастыря при нападении скадарского паши Махмуда Бушатли. Через 11 лет во время нового нападения на Черногорию Махмуд-паша погиб в сражении при с. Крусы. Череп его, как военный трофей, и сейчас хранится в Цетиньском монастыре.
Св. Пётр построил в этой обители себе новую келию, которая сохраняется и поныне.Спустя 4 года после его упокоения 18 октября 1834г. состоялось торжество прославления этого Святителя, на которое в Цетинье прибыли православные христиане со всех сербских земель. Только из Приморья, находящегося под властью Австро-Венгрии, прибыло около 15 тысяч православных сербов, несмотря на запрет австрийских властей.
Во времена его преемника, - знаменитого черногорского поэта и митрополита (1830-1851) Петра II (Петровича-Негоша), монастырь значительно расширяется. Благодаря полученной из России помощи надстраивается дворовый корпус и строится кухня с трапезной. Но монастырских зданий для всесторонней деятельности черногорского владыки всё равно было недостаточно. В это время в монастыре работали школа (основанная в 1834г.), типография (привезённая Петром II в 1833г. из России, останавливались иностранные гости и даже титулованные особы. В 1838г. рядом с монастырём была построена новая резиденция для Петра II.
В 1890-х гг. к монастырской стене снаружи пристраивается открытая усыпальница правящей династии. В 1896г. на верхнем ярусе башни-колокольни устраиваются часы, а над ними – маленькая звонница.
В Цетиньском монастыре неоднократно бывали высокопоставленные гости из России, в том числе русские великие князья. В июле 1889г. здесь побывал великий князь Пётр Николаевич (в то время жених черногорской княжны Милицы Николаевны), а в июле 1899г. – великий князь Константин Константинович, написавший здесь стихотворение “Черногория”.
Во время Первой мировой войны в 1916-1918гг. Цетинье было оккупировано австрийскими войсками. После окончания военных действий, 26 ноября 1918г. происходит объединение Черногории с Сербией, а 1 декабря 1918г. Сербия объединяется со Словенией и Хорватией в единое югославское королевство. Цетинье утрачивает свой столичный статус, хотя и часто посещается югославским королём Александром I Карагеоргиевичем, родившимся здесь 17 декабря 1888г. В это время в Цетинье жило много русских людей, бежавших от большевистской революции и нашедших в Югославии второй дом.
В 1920-1938гг. черногорским митрополитом был Гавриил (Дожич), будущий сербский патриарх (1938-1950). При нём, в 1925-1927гг. в монастыре происходит радикальная перестройка. Воздвигнута новая митрополичья резиденция, башня-колокольня получила свой нынешний облик.В 1940-1945 гг. цетиньскую кафедру занимает будущий священномученик Иоанникий (Липовац), переживший здесь итальянскую оккупацию и бежавший из Цетинья в 1944г. с 70 священниками от наступавших титовских отрядов.
В1947г. черногорским митрополитом становится Арсений (Брадаревич).В 1954г. митрополит Арсений с ещё 7-мью черногорскими священниками был осуждён Цетиньским судом на 11 с половиной лет “за организацию заговора против народного режима в Черногории и антигосударственную деятельность”. “Вина” владыки состояла в том, что он в 1945г., будучи администратором Загребской митрополии, сказал, что католическая церковь во время Второй мировой войны сделала много зла православному населению Хорватии. Другой виной черногорского митрополита было то, что он во время встречи с секретарём Всемирного Совета Церквей Робертом Тобиасом, дал ему данные о том “как народные власти гонят Сербскую Церковь”. После освобождения владыки Арсения, коммунистические власти не позволили ему вернуться в Цетинье, и тогда в 1961г. на черногорскую кафедру был избран Даниил (Дайкович). При нём в 1984г. был построено новое здание митрополичьей резиденции, а старое использовано для расширения музейной экспозиции цетиньской ризницы.
С 1990г. черногорским митрополитом является Амфилохий (Радович).В мае 1994г. Цетиньский монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Монастырская церковь посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы. В этом хораме находятся главные святыни монастыря: ковчег с мощами Свт. Петра Цетиньского, а на нём – ковчежец с десницей Св. Иоанна Предтечи и Частица Честного и Животворящего Креста Господня.
Иконостас в церкви деревянный, резной. Иконы написаны Николаем Аспиоти с острова Корфу (по другим данным - братьями Джиновски из Македонии). Интересно, что на месте престольного образа - икона Свт. Петра Цетиньского (из-за чего в некоторых источниках часто пишут по ошибке, что церковь посвящена этому Святителю). В церкви находятся две гробницы: у южной стены - черногорского князя (1852-1860) Даниила I Петровича-Негоша, а у северной стены - его брата воеводы Мирко, за свои победы над турками прозванного “мечём Черногории”.
В монастырском дворе, у церкви похоронена вдова князя Даниила Даринка, а слева от входа в монастырь находится надгробие с крестом черногорского митрополита (1885-1920) Митрофана (Бана), рукоположенного во епископа в Исаакиевском соборе Петербурга 6 апреля 1885г. (в день 1000-летия памяти славянского первоучителя Св. Мефодия).В монастыре сохраняется келия Св. Петра Цетиньского, в которой хранится частица мощей св. Феодора Стратилата.
В богатой ризнице-музее монастыря выставлены корона Св. Стефана Дечанского, епитрахиль Св. Саввы I, облачения черногорских митрополитов и дары русских императоров, а также ценное собрание рукописных и печатных книг 13-19 веков, например рукописное Евангелие Дивоша Тихорадича (около 1350г.).
Между монастырём и дворцом–музеем черногорского короля Николая, на развалинах старого Иван-бегова монастыря, стоит придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, приписанная к Цетиньскому монастырю и являющаяся храмом Цетиньской семинарии. В церкви почивают останки последнего черногорского правителя короля Николая (ум. в 1921г.) и его супруги Милены, перенесённые сюда из русской церкви в Сан-Ремо (Италия) в 1989г.
Цетиньская семинария, где преподают многие цетиньские монахи, расположена неподалёку от монастыря, в бывшем здание церковного суда. Поблизости от семинарии, на Негошевой улице, располагаются журнал “Светигора” и православное радио “Светигора”, в редакциях которых также работают цетиньские монахи.
Над монастырём, на вершине горы Орлиный Крест, расположен мавзолей владыки Даниила, в виде открытой часовни. Отсюда открывается вид на горный массив Ловчен, на одной из вершин которого, - на Езерском врху (Озёрном верху), похоронен выдающийся черногорский митрополит и поэт Петр II. Построенная им в качестве своей усыпальницы церковь Св. Петра Цетиньского была снесена безбожными титовскими властями в 1972г., а на её месте воздвигнут уродливый мавзолей.
К Цетиньскому монастырю приписан монастырь Св. Илии на Комовима. Его построил черногорский король Николай I в память своего дяди князя Даниила. Он был разрушен, а в 1997г. восстановлен трудами Михаила Прелевича и жителей окрестной местности Кучи. Возле храма построен келейный корпус. Цетиньскому монастырю принадлежит Зимовник Св. Петра Цетиньского в с.Каруч на Скадарском озере. В настоящее время ведётся подготовка к реставрации этого дома, от которого остались одни каменные стены. Над монастырём находится скит Св. Иоанна Предтечи, в котором строится храм.
Настоятель монастыря – игумен Лука (Анич), магистр истории искусств. Братство монастыря сейчас насчитывает более десяти монахов и послушников.
Список литературы
1. Олег Кузеванов. Цетиньский монастырь
2. Ровинский П.А. “Черногория в её прошлом и настоящем” СПб, 1888-1901гг.
3. Марков Е. “Путешествие по Сербии и Черногории (путевые заметки)”, СПб, 1903г.
3. князь Голицын Д.П. (Муравлин) “У Синя моря (путевые очерки Черногории и Далматинского побережья)” СПб, 1898г.
5. граф Милорадович Г.А. “Православный монастырь Житомыслич в Герцеговине”, Чернигов, 1890г.
6. “Духовная беседа”, 1865г., № 23, с.602-606
7. “Славянские известия”, 1889г., № 30, с. 731-732 .
8. “Странник”, 1863 - май – с.40-41, 1881г. – ноябрь – с.106-113, 1882г. – февраль – с.339-342, 1884г. – май, 1885г. – май – с.175-178, 1911г. – январь – с.113-133.