Королева плакучей ивы и стихов

Королева плакучей ивы и стихов

"В соединении русской женщины с китайской живописью усматриваю великое знамение, возвещающее вызов Западу."

Олег Арин, публицист

Накануне открытия в Международном Центре-Музее имени Н.К. Рериха выставки художницы Ван Люши хотелось бы рассказать об удивительной истории этого удивительного человека. История, с которой вы познакомитесь ниже, еще раз доказывает, что нет проторенных путей в искусстве — у каждого он свой.

"Я не смогла бы никогда рисовать в китайской манере (по-китайски), зная наперед хоть немного об этом. Это похоже на прыжок с берега в реку, когда расстояние до воды все время увеличивается, а не сокращается. Летишь в реку, а падаешь в бездну, в бесконечность. А будучи вообще не знакомой с теорией цвета, начать с труднейшего дела — китайской живописи — это просто покушение на искусство. Но странная история привела меня к этому.

Я получила хорошее образование и была хорошей пианисткой. Живя в Канаде, я давала уроки фортепьяно. Случайно или нет, но все мои студенты были китайцами (есть у китайских детей такая особенность — они хотят учиться). На стенах в доме одного из них я увидела китайские свитки… Это абсолютно похоже на любовь".

Китайская живопись — 2000 лет поиска лаконичной формы, выражающей суть идеи. Строгие каноны и правила, передающиеся из поколения в поколение, традиционные тушь, кисти, рисовая бумага или шелк и одновременно то, что очень трудно выразить словами. Это личное и свое — душа человека.

Картины Ван Люши — необычное явление. Сложнейшую китайскую философию передает человек другой культуры, и к тому же женщина, что для китайской живописи совсем не характерно. Знания и индивидуальный почерк Ван Люши не были получены на специальных курсах ни в России, ни в Канаде, ни в Китае, они — результат собственных поисков.

"Постепенно я стала понимать природу линий, туши и красок, символику. Реалистическая китайская живопись уже больше не казалась мне только красивым и элегантным исполнением предметов, а превращалась в изображение как бы формулы этого предмета с внутренним динамизмом. Загадок становилось все больше и больше. Трехмерное пространство и перспектива, к чему привык мой европейский взгляд, разбивались вдребезги об изломы линий на картинах китайских ландшафтов", — пишет Ван Люши.

Выставки картин Ван Люши всегда привлекают много интереснейших людей, среди которых художники, поэты, ученые, космонавты, дипломаты, преподаватели. Надо сказать, что для всех посетителей выставок картины Ван Люши — приятный сюрприз. Ценители китайской живописи получают истинное наслаждение от созерцания произведений Ван Люши Помимо классических ("Бамбук", "Восточное дуновение", "Самые ранние цветы") кисти Ван Люши принадлежат работы в стиле так называемого китайского импрессионизма ("Ужин", "Опасная игра", "Бесконечный дождь") и экспрессионизма ("Любовь", "Иллюзия"), а также в стиле европейского импрессионизма ("Портрет дочери", "Арин").

О себе и своих картинах Ван Люши говорит так: "В китайской живописи есть то, чего нет в другой живописи — естественность. Нет монстров и циклопов. Я люблю эту философию. Можно нарисовать лепесток, а не целое дерево. И сказать этим неизмеримо много. Это форма, а не объект, или, точнее, это — формула объекта. Техника и смысл сливаются воедино. Сама картина создается мною на одном дыхании, практически за день, а на наброски иногда уходит несколько дней.

Целенаправленно я занимаюсь живописью всего несколько лет, и чем больше я знаю, тем дальше цель. Перед тем как взяться за кисть, я много читала и как бы подходила к началу. Мои учителя — книги.

Эта живопись полна символов. Журавль — символ бессмертия. Лотос — символ чистоты. На одной из моих картин журавль склоняется к лотосу…

В своих работах я пишу идею. Китайцы пишут рисуя и рисуют, когда пишут. Мне представляется, что русские полны сострадания, Канада — это свобода души, а Китай — это моя вторая жизнь. Ван Люши — это поэтический образ: значение моего имени — королева плакучей ивы и стихов."

Из выступления Олега Арина, публициста: "В моем представлении искусство делится на три составляющих: форма — формализм, содержание — реализм, неоклассицизм, идея — идеальность — Китай и Япония. Борьба инь и янь — гармония, проявляющаяся через красоту и энергию. Здесь нет уродств, а есть естество. В китайской живописи есть движение, жизнь, дух и истина. Я стал больше и лучше писать, созерцая красоту у себя дома. Enjoy yourself".

Интересно, что имя Ван Люши, которым Валентина подписывает свои картины, придумал космонавт Юрий Батурин. Если ласково по-русски растянуть Ва-лю-ша, то получается очень похоже на мягкое китайское Ван Люши. Вот так любопытно рождается не только живопись, но и новые имена.

Бесспорно, любое произведение каждый видит по-своему, и, конечно же, живопись нужно смотреть в оригинале. Цвет, мельчайшие детали образа, фактура мазка на рисовой бумаге — все полно смысла, все работает на одну идею, и фотография не всегда может это передать. В одном из интервью Ван Люши сказала: "Я сделала открытие — у людей сердце в горле и в голове, и оно бьется от радости и счастья". Эта мысль очень ярко рисует атмосферу, созданную картинами Ван Люши. Главное даже не то, что мы можем видеть глазами на выставках уникальной и неповторимой художницы, а то ощущение многоликой и до конца не познанной жизни, которое создают лаконичные и одновременно экспрессивные работы Ван Люши, рожденные соединением русской женщины с китайской культурой.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа