Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь
Ипатьевский монастырь Святой Троицы - древнейший из сохранившихся архитектурных ансамблей Костромы. Согласно преданию татарский мурза по имени Чет поступил на службу к московскому князю Ивану Калите и принял православие. Чтобы окончательно подтвердить свою приверженность этой вере, он основал в первой половине XVI века Ипатьевский монастырь. Впрочем, некоторые ученые считают, что обитель возникла несколько раньше - в последней четверти XIII века. В письменных источниках монастырь впервые упомянут в 1435 г. Здесь был подписан мирный договор между враждовавшими князьями Василием Темным и Василием Косым.
Расцвет
монастыря начинается в XVI веке. Тогда о
нем вспомнили бояре Годуновы, ведущие
свою родословную от мурзы Чета. В
Ипатьевской обители находились могилы
предков Годуновых. После женитьбы царя
Федора Иоанновича на сестре печально
известного Бориса Ирине Годуновы
выдвинулись на посты ближайших царских
помощников. И тут-то им оказалось очень
кстати подтвердить древность своего
происхождения и доказать, что родовитостью
они не уступают Шуйским, Романовым и
другим знатным русским семьям. В качестве
доказательства мог выступать богатый
монастырь с родовой усыпальницей. И в
Ипатий рекой потекли богатые подарки
и денежные пожертвования от Дмитрия
Годунова, Бориса Годунова и от самого
царя Федора Иоанновича. В результате к
началу XVII века во владении монастыря
было больше тринадцати тысяч десятин
пахотной земли и больше четырехсот
селений. По старым описям имущества
Троицкого собора Ипатьевского монастыря,
в его ризнице насчитывалось более
девяноста икон, принесенных в дар
Годуновыми. Началось строительство
каменных зданий, ведь до этого почти
все строения в обители были деревянными.
В смутное время монахам пришлось нелегко. В 1609 г. Ипатьевский монастырь был захвачен сторонниками Лжедмитрия I - "тушинского вора". Мало кому из насельников удалось спастись. Но ополчение северных русских городов в течение полугода вело осаду монастыря и, наконец, разгромило тушинцев. К тому времени обитель уже была обнесена высокой крепостной стеной и победа далась нелегко.
В 1613 г. монастырь стал убежищем для молодого Михаила Романова. Здесь он укрывался от польско-литовских интервентов. Здесь же он находился, когда был провозглашен царем, и один из братских корпусов тогда стал временной царской резиденцией. С тех пор Романовы стали считать Ипатьевский монастырь фамильной святыней и на протяжении своего трехсотлетнего царствования всячески поддерживали его.
В 1913 г., через триста лет после того, как обитель была временным пристанищем для первого из Романовых, его в последний раз посетил последний царь - Николай II. Как нетрудно догадаться, время расцвета монастыря близилось к концу. Впрочем, Ипатий избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа