Книгоиздание в годы Великой отечественной войны
Книгоиздание в годы Великой отечественной войны
В.И. Васильев, доктор филологических наук, профессор
Великая Отечественная война оставила неизгладимый след в истории нашей страны и всего мирового сообщества. Вполне оправдано, что годы войны выделяются в самостоятельный исторический период.
Это в полной мере относится и к истории книгоиздательства, которое пережило большие перемены в военное лихолетье. Примечательно, что в экстремальных условиях духовная жизнь страны продолжалась, культура развивалась, книги издавались, но война повелительно востребовала книги нового содержания и направления. Ученые и деятели культуры их создавали, а издатели публиковали с пометкой "Молния". Они отвечали интересам защиты Родины, могучему призыву "Все для фронта". Книга воспитывала чувства патриотизма и любовь к стране, являлась сильным оружием в борьбе против нашествия иноземцев.
В целом в годы войны число изданных книг заметно упало. По сравнению с предвоенным годом в 1943 г. их стало меньше почти в три раза. Если сопоставлять среднегодовые показатели, то урон, нанесенный книгоизданию, особенно значителен, в частности, по естественным наукам и математике уменьшилось издание книг в 3,2 раза, по политической и социально-экономической литературе - в 2,8 раза, по языкознанию и литературоведению - в 2,5 раза.
К сожалению, в нашей литературе пока не много работ, посвященных истории книги и культуре ее издания в годы Великой Отечественной войны [1]. В этой связи хотелось бы отметить полезную и большую работу историков о книгах, опубликованных в Ленинграде во время блокады [2]. В обзоре Г. Озеровой, охватывающем период с июля 1941 по июль 1944 г., рассматривается 1500 названий, включая политическую, военную, художественную и медицинскую литературу. Тематически она сгруппирована по следующим разделам: героическое прошлое русского народа, разоблачение германского фашизма, патриотические призывы к защите Родины, обороне города. 1943 г. -"год великого перелома" - отмечен специальной серией "Герой Ленинградского фронта", многочисленными документами и очерками, специальным сборником статей "Героический Ленинград". Обзор завершается материалами о возрождении культурной жизни города.
В интересном каталоге "Ленинград в Великой Отечественной войне" отражена деятельность политуправлений Ленинградского фронта и Краснознаменного Балтийского фронта, которые в неимоверно трудных условиях издали 93 книги и брошюры. К тому же другими издательствами было опубликовано 214 книг. В них рассказывалось о героической борьбе армии и флота, самоотверженной защите города, всенародной ему помощи, связи с "Большой землей".
Невзирая на все тяготы военного положения, библиотека Академии наук СССР продолжала обслуживать читателей, поставлять литературу в соединения и части действующей армии, книги о А.В. Суворове, М.И. Кутузове, о боевом прошлом русского народа. Были организованы библиотеки-передвижки. Государственная Публичная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина во время блокады всегда была открыта, несмотря на отсутствие света и тепла. За время войны в библиотеке умерло 138 сотрудников, большинство - зимой 1941/42.
Нельзя не сказать и о печатных СМИ в годы блокады, которые были азящим оружием в борьбе с врагом.
В годы блокады в Ленинград поступали "Правда", "Известия", "Комсомольская правда". В Ленинграде в течение всей блокады выходили "Ленинградская правда" и "Смена". С 28 июля по 14 сентября 1941 г. вышло 46 номеров специальной газеты - "«Ленинградская правда» на оборонной стройке”. Это был самый напряженный период битвы за Ленинград. С 6 июля по 6 октября 1941 г. было выпущено 79 номеров газеты "На защиту Ленинграда" - органа Ленинградской армии народного ополчения. Выпускалась газета "Боец МПВО", а также фронтовые газеты - "На страже Родины" и "Красный Балтийский флот". Вносили свою лепту в борьбу с врагом и заводские многотиражки: "За трудовую доблесть" (Кировский завод), "Балтиец" (Балтийский завод), "Ижорец" (Ижорский завод), "Молот" (завод им. В.И. Ленина) и др. [3]
В военные годы Москва продолжала оставаться ведущим издательским центром. В течение 1941-1945 гг. вышло 1300 номеров "Правды". На ее страницах выступали М. Калинин,Г. Кржижановский, Д. Мануильский, В. Карпинский. Е. Стасова, Е. Ярославский, А. Толстой, М. Шолохов, А. Фадеев, военачальники, герои битв, солдаты, офицеры, генералы. Служили фронту "Известия", "Красная звезда" (в ней только И. Эренбург напечатал около 400 публикаций), "Комсомольская правда", "Московский большевик" (ныне "Московская правда"), "Московский комсомолец", "Вечерняя Москва". Одновременно газеты являлись и трибуной освещения передового ответа ударников военного производства. В годы войны в Москве выходило более 100 заводских многотиражек. Роль печатных СМИ в разгроме врага трудно переоценить [4].
В целом число газет, выходивших в годы войны, точно определить не представляется возможным. Для примера: только в 1943 г. были вновь созданы 74 дивизионных многотиражки и около 100 новых армейских газет. Приводятся данные, свидетельствующие о том, что, например, в 1944 г. на фронтах издавалось почти 800 газет суммарным разовым тиражом, превышающим 3 млн. экземпляров [5].
Исследованию проблем издания художественной литературы в годы Великой Отечественной войны посвящена кандидатская диссертация Л.В. Ивановой [6], в которой указаны публикации по исследуемой теме, недостаточное освещение ее в книговедческой литературе. Эти выводы относятся и ко всему отечественному книгоизданию о войне.
Военная обстановка потребовала пересмотра издательской политики и издательских портфелей. Так, крупнейшее в стране издательство художественной литератур Гослитиздат законсервировало 1132 рукописи и 67 исключило из редакционного портфеля. Как результат - падение в 1942 г. числа изданий художественной литературы, по сравнению с 1940 г., на 47% [7].
Для 1944 г. характерен рост числа изданий иностранной художественной литературы. а также увеличение доли книг большого объема. Естественным было и увеличение в годы войны роли областных, краевых и республиканских издательств: центральные издательства выпустили лишь 38,6% названий художественной литературы. Причем ее издание осуществляли только 14 центральных издательств из 64 зарегистрированных. В разные периоды войны на первые роли "выходили" произведения различных жанров: от поэтических и прозаических произведений малых форм (стихи, песни, рассказы) в первый год войны до печатания, - отвечая на нужды военного времени, - стихов на пакетиках с пищевыми концентратами и выпуска художественно-публицистических и крупнообъемных произведений (поэмы, повести, романы) [8].
Продолжая тему о художественной литературе военного времени, нельзя не отметить изменения в политике издания так называемых толстых литературных журналов, которые, конечно, многократно уступали по оперативности и массовости газетным публикациям [9]. Прекратили выпуск немало таких журналов, а оставшиеся -"похудели" и изменили периодичность выхода в сторону сокращения числа номеров и год.
Литература как бы перемещается из журналов на страницы газет, заняв существенное место в "Правде", "Известиях", "Комсомольской правде". Здесь печатаются не только очерки, публицистические статьи, рассказы, стихи, но и пьесы, повести. главы романов [10].
Так, только в "Красной Звезде" были помещены главы повести В. Гроссмана "Народ бессмертен" (1942), "Рассказы Ивана Сударева" (1942), "Русский характер" (1943) и многие публицистические статьи А. Толстого, "Зеленый луч" Л. Соболева (1943), статьи и очерки И. Эренбурга, В. Гроссмана, К. Симонова, П. Павленко, стихи Н. Тихонова, В. Лебедева-Кумача, М. Исаковского и др.
Большая группа писателей стала постоянными корреспондентами центральных газет, где печатались их повести, романы, поэмы и пьесы. В качестве примера можно привести публикации в газете "Правда": в июле опубликована пьеса К. Симонова "Русские люди", в августе - "Фронт" А. Корнейчука, в сентябре - главы поэмы "Василий Теркин" А. Твардовского, в октябре - "Алексей Куликов, боец" Б. Горбатова, в ноябре - рассказы из книги "Морская душа" Л. Соболева. В последующие годы "Правда" печатает главы нового романа М. Шолохова "Они сражались за Родину" (май 1943 -июль 1944), "Непокоренные" Б. Горбатова (май, сентябрь, октябрь 1943), "Дорогами побед" Л. Соболева (май-июнь 1944), главы повести Л. Леонова "Взятие Великошумска" (июль-август 1944) и др. [11].
Журналы "Знамя", "Новый мир", "Октябрь", "Звезда", "Ленинград" и другие во многом переориентировались на военную и историческую тематику. В них были опубликованы: "Батый" В. Яна (1942), "Петр Первый" А. Толстого (1944), "Брусиловский прорыв" с. Сергеева-Ценского (1942), сценарий с. Эйзенштейна "Иван Грозный" (1944), (сказка М. Маршака, "Двенадцать месяцев" 1944), "Два капитана" В. Каверина (1994), "Это было в Ленинграде" А. Чаковского (1944), "Сын полка" В. Катаева (1945), "Небо Ленинграда" В. Саянова (1944), "За тех, кто в море" Б. Лавренева (1945) и многие другие произведения художественной литературы.
Огромную роль в борьбе с врагом сыграла и поэзия военных лет [12]. "Казалось бы, грохот войны должен заглушить голос поэта", укладывать литературу "в узкую щель окопа", но "литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа", - так оценивал роль лирики военных лет в докладе на юбилейной сессии Академии наук 18 ноября 1942 г. А. Толстой [13].
В военные годы поэзия, без сомнения, была приравнена к штыку. "Мобилизованными и призванными" себя считали: А. Твардовский, А. Сурков, К. Симонов, С. Кирсанов, И. Сельвинский, С. Щипачев, А. Прокофьев, О. Бергольц, В. Инбер, А. Жаров, И. Уткин, С. Михалков и др. Газеты публиковали поэтические письма из тыла. Создавались десятки вариантов песен известных авторов, "продолжения", "ответы". К таким поэтическим произведениям относилась, например, песня М. Исаковского "Огонек" [14].
Если говорить об отечественном книгоиздании в целом, то оно, несмотря на все трудности военного времени, обеспечивало первоочередные потребности страны не только в литературе на военные темы, но и по проблемам политическим, производственным, техническим, общекультурным и научным. Так, за 1941-1945 гг. было издано почти 170 млн. экземпляров художественной литературы, 111 млн. экземпляров учебников всех видов, 60 млн экземпляров детской и более 50 млн экземпляров научной литературы [15].
Немалую лепту в создание и выпуск изданий многих видов литературы внесло академическое издательство, предпринимавшее все усилия для того, чтобы обеспечить первоочередные потребности в актуальной книге не только науки, но и образования, и культуры. Проблемы истории книги и ее культуры в военные годы нам уже приходилось исследовать в ряде работ [16]. Поэтому в этой статье мы ограничимся освещением лишь основных моментов с целью воссоздания целостной картины поенного книгоиздательства.
Президиум АН СССР своим постановлением от 23 июня 1941 г. обязал все отделения и научные учреждения перестроить свою работу в первую очередь на обеспечение нужд обороны, укрепление военной мощи нашей Родины [17].
Важным этапом государственной политики сохранения, в частности, научного потенциала страны было решение о перебазировании научных учреждений на восток. Эвакуация московских институтов и лабораторий АН СССР началась уже в последней декаде июля [18]. В числе эвакуированных на первом этапе было и академическое издательство, перебазированное в Казань, где начал работать Президиум Академии наук. Уже 30 сентября 1941 г. там проходило его расширенное заседание.
В Казани в 1941, 1942 и частично в 1943 гг. Издательство АН СССР выпустило в основном на базе Татполиграфа 46 изданий. Как вклад в борьбу против идеологии фашизма под редакцией Л. Плоткина был подготовлен и выпущен специальный сборник, составленный из антифашистских высказываний М. Горького [19].
В целом динамика выпуска книг и журналов Академией наук в военные годы приведена в таблице [20]. Для сравнения даются также данные по предвоенному и первому послевоенному годам. В предвоенном 1940 г. академическое издательство достигло сравнительно высокого уровня выпуска изданий: по количеству книг и журналов он приближался к 1000 названий, а по объему в авторских листах - к 13 тыс. Уже в 1946 г. был превышен уровень первого года войны.
Несмотря на трудности военного времени, не прекращалась планомерная издательская деятельность Академии наук. Наряду с публикацией работ, помогавших копать победу над врагом, издавались и итоги фундаментальных исследований, собрания сочинений ученых и писателей, поддерживалось издание и научных журналов (в 1942 г. была объявлена подписка на 33 академических журнала [21]).
Даже в трудное военное время книга оставалась культурной составляющей общества, формируя его книжную культуру. Так, план работы Академии наук СССР даже на 1942 г. наряду с научными трудами, направленными на помощь армии и флоту, решение важнейших народнохозяйственных задач, включал и крупные теоретические исследования в области общественных наук [22].
Казалось бы, в суровое военное время не до культуры книги. Многие лучшие специалисты - на фронте, плохая бумага, условия работы - на пределе человеческих возможностей. Однако и в эти годы культура книги не стояла на месте и приумножала культурное богатство страны. Поэтому считаем правильным рассматривать не только роль и место книги в годы войны, но и книжной культуры в обществе. Вкратце упомянем в связи с этим о понятиях "книжная культура" и "культура книги", а также критериях, их определяющих [23].
О книжной культуре мы говорим как о синтезе духовной культуры и искусства, продукте духовной культуры и духовного производства, материальной культуры и материального производства. Говоря о книге, ученые неоднократно подчеркивали уникальность ее роли в системе культуры. Приведем два примера. По определению И.В. Поздеевой, книга в России в XVII в. выступает как важнейший "факт и фактор культуры" [24], а по образному выражению Б.И. Краснобаева и Л.А. Черной, книга в России является детищем культуры и "одновременно главным ее строительным материалом" [25]. Книга как явление и памятник культуры - это и "потребитель" достижений науки, культуры и образования, но книга - это и барометр культуры общества, его духовности, источник знаний и прогресса.
Культура книги является важнейшей составляющей книжной культуры, характеризуется издательской культурой, искусством книги и культурой полиграфического воспроизведения. Здесь и выбор репертуара, уровень исполнения редакционно-издательских процессов, творческое применение стандартов, художественно-техническое конструирование издания, соответствие аппарата издания его целевому назначению и читательскому адресу, искусство оформления (культура шрифтового оформления, книжная графика и дизайн, искусство художественного переплета и т.д.), типографское искусство.
Конечно, по отношению к книге военного времени вряд ли можно говорить в полном объеме об искусстве художественного конструирования издания, искусстве переплета, типографском искусстве. Однако можно считать бесспорным фактом оправданный выбор издательского репертуара, оставившего заметный след в истории книжной культуры. В золотой фонд вошли многие прозаические и поэтические произведения. изданные в военные годы (солдат в окопе с томиком стихов любимого поэта!). В 1943 г. начинается издание полного собрания сочинений И.А. Крылова, а в 1944 г. - 20-томного собрания сочинений А.П. Чехова. И это в разгар военных действий!. А изданные рукописные письма с фронта? Это целая глава в истории общества и его культуры. Здесь и переиздание книжных памятников, выпуск духовной литературы, талантливая популяризация науки - плод труда крупнейших ученых.
К книжным памятникам как "ценностной категории, воплотившей результаты человеческой деятельности, историю и культуру своей эпохи", относят рукописные книги и издания, вышедшие до 1830 г. включительно. Однако к ним могут быть отнесены и издания более позднего исторического периода, в которых "получают специфическое отражение... события и эпохи большой исторической значимости" [26]. Руководствуясь этим бесспорным принципом, многие произведения военного времени должны быть отнесены - и отнесены самой историей - к памятникам книжной культуры.
Конечно, в силу ограниченных возможностей военного времени большинство изданий имело строгое оформление. В то же время в 1943 г. издательство "Искусство" приступило к изданию двух серий "Изобразительное искусство" и "Театр", выпуски которых содержали полутоновые иллюстрации (среди них "Архитектурные ансамбли Ленинграда"), двукрасочные обложки, гравюры на дереве М.В. Материна. В Гослитиздате выходили сборники в оформлении и с превосходными линогравюрами художников Е.И. Когана, Б. Дехтярева ("Василий Теркин"). Крупнейшие художники-оформители книги - В.А. Фаворский, А.П. Остроумова-Лебедева, Д. Шмаринов - и многие другие создают в годы войны замечательные графические серии [27]. Искусство плаката также открыло новую страницу в истории книжной культуры военного времени.
Роль и место книги в истории Великой Отечественной войны и книжной культуры в культурном строительстве общества еще ждут своего достойного отражения в исследованиях и публикациях историков, культурологов, книговедов.
Список литературы
1. Печать СССР за сорок лет. 1917-1957. Статистические материалы. М., 1957; Гардеева М.Ю. Книги военных лет (1941-1945 гг.). - Материалы и сообщения по фондам отдела Рукописей, рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987.
2. Каратыгина В.А., Коц В.Е. Героическая оборона Ленинграда. Л., 1947; Ленинград в Великой Отечественной войне. Печать Ленинграда. 1941-1945. Каталог изданий, хранящихся в фондах Государственной публичной библиотеке. Вып. 1. Книги и брошюры. Л., 1971; Озерова Г.А. Ленинградские книги периода блокады (обзор местной печати Ленинграда). - Из истории советской книги и библиографии: сборник материалов по библиографии и книговедению, вып. 3. Л., 1974.
3. Печать и радио. - Очерки истории Ленинграда. Т. 5. Период Великой Отечественной войны Советского Союза. 1941-1945. Л., 1967, с. 578-584.
4. Печать и радио. - История Москвы в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период. 1941-1965. М., 1967, с: 185-191.
5. "Писатели во фронтовой печати (1941-1945 гг.). - История русской советской литературы. Т. III. 1941-1957 гг. М., 1961, с. 586-590; Жуков С.И. Фронтовые газеты в период завершающих побед Советской Армии (1944-1945 гг.). - Вопросы журналистики. М., 1959.
6. Иванова Л.В. Издание художественной литературы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.). Автореферат канд. дисс. М., 1992.
7. Там же, с. 12, 13.
8. Там же, с. 13-18.
9. Литературные журналы 40-50-х годов. - История русской советской литературы, т. Ill, с. 563-567.
10. Там же, с. 563.
11. Там же, с. 564.
12. Строки мужества и любви. - Лирика военных лет. М., 1985, с. 5-8.
13. Толстой А. Собр. соч. в 10-ти т., т. 10. М.. 1961, с. 553.
14. Строки мужества и любви, с. 6, 8.
15. Назаров А.И. Очерки истории советского книгоиздательства. М., 1952, с. 233.
16. Васильев В.И. Издательско-полиграфический комплекс и издательский репертуар Академии наук в годы войны. - Наука и ученые России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. М.,1996, с. 221-235; его же. К периодизации истории отечественного академического книгоиздания: издательский репертуар периода Великой Отечественной войны. - Научная книга, 1999, № 3-4, с. 39-46; его же. Книга и книжная культура в годы войны. - Война и общество, кн. 1. М., 2004. с. 92-118.
17. Соколов П.В. Библиотека Академии наук СССР в годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941-1945 гг.) - История Библиотеки Академии наук СССР. 1714-1964. М., Л, 1964, с 427.
18. Орел В.М., Пархоменко А.А. Наука и ученые Москвы в годы трудовых испытаний. - Москва научная. М., 1997, с. 468-495.
19. Насыров Т.М. Деятельность центральных издательств СССР в Казани (1941-1945 гг.). - Книга. Исследования и материалы, сб. 50. М., 1985, с. 120-126; Ларионов М. Издания Академии наук СССР. - Красная Татария. 21.02.1942.
20 Ларионов М. Указ. соч.
21. Вестник Академии наук СССР, 1942, № 5/6, обложка.
22. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной войны. М., 1983, с. 70.
23. Васильев В.И. К постановке вопроса об определении понятия "книжная культура". - Научная книга, 2002, № 3-4, с. 14-20; его же. Исследования по истории книжной культуры как комплексная многоаспектная задача. - Проблемы современной книжной культуры. М., 2003, с. 5-9; Академическая книга в истории культуры России. М., 2003, с. 64; его же. Книжная культура в теоретическом, историческом и практическом аспектах (в соавторстве). - Куфаев М.Н. Проблемы философии книги: книга в процессе общения. Серия "Книжная культура в мировом социуме". М., 2004, с. 9-14; Васильев В.И. История книжной культуры как научное направление. - Книга. Исследование и материалы, сб. 82. М., 2004, с. 9-14; его же. Книга и книжная культура в годы войны, с. 92-118; его же. История книжной культуры. Теоретико-методологические аспекты. М., 2004, с. 112.
24. Поздеева И.В. Исторические судьбы дониконовской Московской печати. - Книга. Исследование и материалы, сб. 67. М., 1994, с. 110-111.
25. Краснобаев Б.И., Черная Л.А. Книжное дело. - Очерки русской культуры XVIII в., ч. 2. М., 1987, с. 323.
26. Яцунок Е.И. Сохраним книгу как памятник истории и культуры. - Мир библиографии, 2000, № 1, с. 15.
27. Немировский Е.Л. Книгоиздательство и полиграфия в годы Великой Отечественной войны.- Полиграфия, 1965, №5, с. 8-11.