Альбрехт Дюрер (работа 5)
А
льбрехт
Дюрер
(1471-1528)
Автопортрет, 1498. Альбрехт Дюрер
(Музей Дел Прадо, Мадрид)
Дюрер
(Durer) Альбрехт (1471–1528), немецкий живописец,
рисовальщик, гравер, теоретик искусства.
Основоположник искусства немецкого
Возрождения, Дюрер учился ювелирному
делу у своего отца, выходца из Венгрии,
живописи – в мастерской нюрнбергского
художника М.Вольгемута (1486–1489), у которого
воспринял принципы нидерландского и
немецкого позднеготического искусства,
ознакомился с рисунками и гравюрами
мастеров раннего итальянского Возрождения
(в том числе А.Мантеньи). В эти же годы
Дюрер испытал сильное влияние М.Шонгауэра.
В 1490–1494, во время обязательных для
цехового подмастерья странствий по
Рейну, Дюрер выполнил несколько станковых
гравюр в духе поздней готики, иллюстрации
к “Кораблю дураков” С.Бранта и др.
Воздействие на Дюрера гуманистических
учений, усилившееся в результате его
первой поездки в Италию (1494–1495), проявилось
в стремлении художника к овладению
научными методами познания мира, к
углубленному изучению натуры, в которой
его внимание привлекали как самые,
казалось бы, незначительные явления
(“Куст травы”, 1503,собрание Альбертина,
Вена), так и сложные проблемы связи в
природе цвета и световоздушной среды
(“Домик у пруда”, акварель, около
1495–1497, Британский музей, Лондон). Новое
ренессансное понимание личности Дюрер
утверждал в портретах этого периода
(автопортрет, 1498, Прадо, Мадрид). Настроения
предреформационной эпохи, кануна мощных
социальных и религиозных битв он выразил
в серии гравюр на дереве “Апокалипсис”
(1498), в художественном языке которой
органично слились приемы немецкого
позднеготического и итальянского
ренессансного искусства. Второе
путешествие в Италию (1505–1507) еще более
укрепило стремление Дюрера к ясности
образов, упорядоченности композиционных
построений (“Праздник четок”, 1506,
Национальная галерея, Прага; “Портрет
молодой женщины”, Музей искусств, Вена),
внимательному изучению пропорций
обнаженного ч
еловеческого
тела (“Адам и Ева”, 1507, Прадо, Мадрид).
При этом Дюрер не утратил (особенно в графике) зоркости наблюдения, предметной выразительности, жизненности и экспрессивности образов, свойственных искусству поздней готики(циклы гравюр на дереве “Большие Страсти”, около 1497–1511, “Жизнь Марии”, около 1502–1511, “Малые Страсти”, 1509–1511). Изумительная точность графического языка, тончайшая разработка световоздушных отношений, ясность линии и объема, сложнейшая философская подоснова содержания отличают три “мастерские гравюры” на меди: “Всадник, смерть и дьявол” (1513) - образ непоколебимого следования долгу, стойкости перед испытаниями судьбы; “Меланхолия” (1514) - воплощение внутренней конфликтности мятущегося творческого духа человека; “Св.Иероним” (1514) - прославление гуманистической пытливой исследовательской мысли.
К
этому времени Дюрер завоевал почетное
положение в родном Нюрнберге, получил
известность за рубежом, особенно в
Италии и Нидерландах (куда совершил
поездку в 1520–1521). Он дружил с виднейшими
гуманистами Европы. Среди его заказчиков
были богатые бюргеры, германские князья
и сам император Максимилиан I, для
которого он в числе других крупных
немецких художников исполнил рисунки
пером к молитвеннику (1515, Баварская
государственная библиотека, Мюнхен). В
серии портретов 1520-х годов (Я.Муффеля,
1526, Х. Хольцшуэра, 1526, – оба в картинной
галерее, Берлин-Далем, и др.) Дюрер
воссоздал тип человека ренессансной
эпохи, проникнутого гордым сознанием
самоценности собственной личности,
заряженного напряженной духовной
энергией и практической целеустремленностью.
Многосторонность устремлений проявилась
и в теоретических трудах Дюрера
(“Руководство к измерению...”, 1525;
“Наставление к укреплению городов...”,
1527; “Четыре книги о пропорциях человека”,
1528).
Художественные искания Дюрера завершила картина “Четыре апостола” (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), в которой воплощены четыре характера-темперамента людей, связанных общим гуманистическим идеалом независимой мысли, силы воли, стойкости в борьбе за справедливость и истину.
Сергей Голубев