Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Интонация как эффективная единица коммуникативистики
Галина Максимова
Фонетическая стилистика - фоника (от греч. рhone - звук, голос) рассматривает изучаемый нами предмет, опираясь на исследования классической лингвистики. Так, классическая лингвистика выделяет две основные интонационные функции: грамматическую, или синтаксическую, и эмоциональную. Доминантой нашего внимания является эмоциональная функция интонации, которая находит свое отражение в работах по психолингвистике, восходящих к психологической школе Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна. Театрально-сценическая педагогика, в частности, система К.С. Станиславского опирается на труды о высшей нервной деятельности физиологов И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Теория психолингвистики и практика театрально-сценических исследований не противоречат друг другу, а служат фактическим основанием для развития исследований в области педагогической коммуникации в направлении технологий коммуникативно-речевого процесса. И это закономерно, так как просматривается единое происхождение этих направлений. Они происходят из античных риторических трактатов, необозримое количество которых предлагает современным исследователям для осознания «разнообразие и изощренную глубину мысли» [1, 9]. «Ораторская игра» (терминология Цицерона) - одно из направлений, описанных в трактатах. «Самое важное в искусстве речи - это, во-первых, произнесение, во-вторых, произнесение и, в-третьих, произнесение», - писал Демосфен.
Специфика нашего исследования заключается в изучении интонационной способности личности, особенностей восприятия интонационных характеристик, фиксации интонационных единиц, попытке их диагностики, моделирования, коррекции, т. е. в теоретическом аспекте включает анализ взаимосвязи интонационной функции и эмоциональных характеристик субъекта, построение схем и моделей этих взаимосвязей, а в прикладном - апробацию технологий интонационных функций для эмоциональной нормализации, расширение коммуникативной эффективности в профессиональной педагогической деятельности.
Русская фоника (как и фонетика любого языка) имеет удивительно любопытную по неповторимости и разнообразию историю и географию. Исследование этого предмета не так просто, так как «живую речь» мы можем анализировать только в рамках одного столетия, начиная с создания Эдисоном фонографа сто лет назад. Но, несмотря на это, без сомнения, этот предмет находит своих исследователей в диахронической фонетике, анализе и сопоставлении фонетической географии как в региональных выговорах одного языка, так и с учетом закономерностей фонетического рисунка разных языков мира.
Одной из первых русскоязычных работ в этом направлении является «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья» (1743 г.). М.В. Ломоносова, который фиксирует наблюдения и рекомендации по индивидуально-фонетическому «оформлению речи» с учетом интонации [2, 77-78]. Впоследствии в работах М.М. Сперанского, А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Кошанского мы находим попытку выстроить систему «страстей» в «изустном произношении» [2, 142], упоминания о «страстном в слове» для «усиления внимания» [2, 88], «фигурах мыслей пленяющих» [2, 162].
Интеграционный интерес к исследованиям данного предмета концентрируется на освещении перцептивного анализа в соответствии с индивидуальными акустическими качествами речевого сигнала.
Междисциплинарность разговора предполагает единство понятийного аппарата.
Интонация (от лат. intonare — громко произносить, т.е. выделять голосом) — звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пауз.
Интонация - ритмико-мелодическое свойство речи,… включает ряд элементов: мелодику, темп, ритм, интенсивность (силу произнесения), тембр голоса… [3].
В прикладных исследованиях данного предмета поднимается вопрос о возможности установить «систему правил», которые определяли бы методику техник для интонационного оформления устной речи в зависимости от эмоциональных, лексических, психологических характеристик, а также «задач» и «сверхзадач» предстоящего действия (терминология К.С. Станиславского). Во всех современных и классических исследованиях подчеркиваются индивидуальность человеческого голоса, особое значение интонационных личностных характеристик, т. е. личностно ориентированный (парадигма академика Е.В. Бондаревской) подход к изучению и прикладному применению данных исследований.
«…Сама структура языка мертва и недвижима. Ее приводит в движение человек,…внутриструктурные процессы имеют социальную природу, если понимать социальное в широком смысле как коммуникативное действие индивида и социума» [4, 70].
Язык - не дар природы, а творение человека. Его звуковые, структурные, семантические характеристики - продукт длительного совершенствования. Основным и постоянно действующим стимулом эволюции, как можно себе представить, является коммуникативная необходимость, поскольку ментальная, концептуальная, интеракциональная деятельность человека возможна в результате адекватности структуры языкового механизма.
По мнению Linklater, которое мы разделяем, «природный голос, направленно и спонтанно обнаруживает личность человека» [5, 8]. Еще Аристотель философствовал о «макропсихии» и «микропсихии», т. е. о расширении и сужении души, что находит свое отражение «в повышенном притоке энергии в нервно-психическую систему, располагают к развертыванию… общения» [6, 12].
Трактовка термина «голос» такова: «голос - …акустический феномен,… несет информацию об индивидуальных особенностях говорящего: его физическом и эмоционально-психологическом состоянии, интеллектуальном и социокультурном уровне, профессиональной и национальной принадлежности» (выделено нами. – Г.М.) [3].
Таким образом, из вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что интонация как многосоставная единица голоса представляет собой определенные элементы, поддающиеся точным физическим измерениям, а следовательно, и анализу.
Как физиологическое явление голосовой процесс состоит из следующих этапов:
1) серии импульсов зарождаются в двигательной части коры головного мозга и через нервные окончания участвуют в формировании речи;
2) движение импульсов регулируется таким образом, чтобы по прибытии их в соответствующие участки тела обеспечить их координированную деятельность;
3) часть глотки открывается, дыхательные мышцы вдоха сокращаются, давление в области грудной клетки понижается. Таким образом воздух относительно свободно проникает в легкие;
4) когда в легких наберется воздух в достаточном количестве, весь процесс повторяется в обратном порядке. Мышцы живота и грудной клетки выталкивают воздух обратно через участок звукового канала горла, рта и носа;
5) однако голосовые складки частично закрывают глотку, препятствуя потоку воздуха, его выходу;
6) пластичные голосовые складки начинают вибрировать, когда между ними проходит воздух;
7) эти вибрации расслаивают выходящий поток воздуха, который порывами проходит через звуковой канал;
8) эти порывы приводят в движение воздух в резонаторных полостях рта и носа, формируя звук в звуковом канале;
9) форма, объем, степень открытости резонатора определяет обертонное качество звука, в то время как высота звука зависит от темпа, в котором вибрируют голосовые складки.
В упрощенном виде механизм работы голоса выглядит так:
1) соответствующий импульс попадает в двигательные части головного мозга;
2) импульс побуждает тело совершить вдох и выдох;
3) в процессе дыхания голосовые складки соприкасаются, создавая колебания;
4) колебания вызывают вибрации в дыхательном потоке;
5) вибрации усиливаются резонаторами;
6) в результате артикуляции губ и языка звуки формируются в слова [5, 12].
Естественный голос, как видим, может блокироваться и искажаться физическим напряжением. Психологическое напряжение также изменяет интонационные характеристики, т. е. отражается в субъективных физиологических изменениях, которые поддаются точной диагностике. Психику чрезвычайно сложно «схватить, зафиксировать» [7, 103], как подчеркивает в своих работах К.С. Станиславский, физическую основу контролировать гораздо проще. Таким образом, мы можем полагать, что интонационные параметры голоса являются внешним проявлением внутреннего психобиофизического состояния личности. На наш взгляд, это подтверждает «биопсихологическую концепцию» интонации.
Интонацию можно описать в акустических параметрах, а именно: «частота основного тона (высота голоса), интенсивность звука, длительность». О.В. Филиппова [8] дает следующую классификацию:
- интенсивная группа: «пауза, логическое ударение, интенсивность»;
- частотная группа: «мелодика, диапазонная высота (полоса)»;
- темпоральная группа: «темп эмфатическая долгота»;
- спектральный элемент: «тембр».
Интонация - это индивидуально-психическое образование. Необходимо различать в акте говорения три момента: органическую механику (орган), психическую механику (органист) и подлежащее выражению понятийное и мировоззренческое содержание (композитор) по образному сравнению В. Красных [9, 14]. Интонационные характеристики пронизывают все три акта, являясь одновременно и причиной, и следствием в единстве процесса говорения.
Нами проводится исследование интонационных характеристик речевого акта в различных ситуациях коммуникативно-речевого процесса, под которыми мы понимаем комплекс признаков, характеризующих условия протекания коммуникативно-речевого акта, самих участников коммуникации, их социальные взаимоотношения.
К условиям осуществления коммуникативно-речевого акта относятся: место коммуникативного акта, продолжительность коммуникации по времени, публичность коммуникативной обстановки (число участников коммуникации).
Характеристика участников коммуникации и их взаимоотношений охватывает такие моменты, как социальные и психологические данные, наличие общей апперцепционной базы, официальность/неофициальность отношений, их социальные, профессиональные, возрастные роли.
Отношение участников коммуникации к речи включает в себя степень подготовленности речи, характер осведомленности о предмете речи, наличие или отсутствие оценочного отношения к речи. Перечисленные параметры, характеризующие различные стороны коммуникативной ситуации, взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
В качестве базы исследования используется аудиобанк голосов аспирантов, молодых преподавателей Ростовского государственного экономического университета (бывшего РИНХа). Банк был составлен в период введения в программу обучения аспирантов курсов «Техника научной речи и ораторское искусство» (1998-2001 гг.), «Технологии коммуникативно-речевого процесса» (2002 г.) курса лекций в «университете педагогического мастерства» для аспирантов и молодых преподавателей. Анализ производился по показателям аудио- и видеобанка респондентов параллельно с физиологическими показателями. Коммуникация происходила в следующих условиях: спокойная непубличная обстановка, публичное выступление перед равно- и неравностатусной аудиторией (перед коллегами, на семинарских занятиях), высоко стрессовая обстановка (защита диссертационного исследования).
В задачу статьи не входит подробный анализ данного материала, однако приведем некоторые наблюдения (нижнего уровня «речевого паспорта»). В оценочной карте индивидуальных интонационных характеристик, затрудняющих «легкость» коммуникативного процесса, экспертная группа фиксирует следующие часто встречающиеся негативы:
- проглатывание «звуков», «стяжение» слогов;
- нечеткое произношение согласных;
- форсирование голоса.
Физиологические субъективные измерения (средние показатели трех лаборантов) подтверждают углубление негативных интонационных характеристик, т. е. интонационные характеристики субъекта напрямую зависят от психофизических колебаний. Опытно-экспериментальная работа свидетельствует, что при повышении психологической нагрузки у респондентов явно прослеживается углубление имеющихся недостатков речи.
Наша задача - аргументировать научный подход к расширению коммуникативно-речевой готовности личности в координате измерений интонационных характеристик.
Таким образом, мы стремимся подтвердить положение о том, что интонация выражает коммуникативное намерение субъекта, его отношение к себе и аудитории, к содержанию речи, обстановке, в которой она произносится. В прикладном аспекте можно фиксировать обратный процесс, а именно: целенаправленная работа над голосом в целом, а также над интонационными характеристиками расширяет коммуникативную норму, которая понимается как «выборочная реализация возможностей языкового потенциала,… обеспечивающая наивысшую степень эффективности общения» [10].
Анализ исследований по высшей нервной деятельности поможет разобраться в теории голосообразования, в том, что развитие речевого голоса проходит в скоординированном единстве дыхания, артикуляции, резонирования и является не только следствием работы высшей нервной деятельности, но, возможно, и технической работы над голосообразованием, корректирующий высшую нервную деятельность.
Технологии интонационно-коммуникативных моделей, имеющиеся в исследованиях по театрально-сценической педагогике, которую мы проецируем на комуникативно-речевые процессы, апробируются нами в экспериментальных группах.
Опишем некоторые прикладные практики театрально-сценической педагогики. Так, в театральной теории действий отмечают основные «рычаги наступления». К ним относятся: повышение и усиление голоса в каждой последующей фразе. Сила, громкость голоса не имеет первостепенного значения, внимание аудитории удерживает интонационный «прирост». «Фразы могут произноситься и не очень громко, но так, чтобы каждая последующая звучала сильнее предыдущей» [11, 54].
«Интонационное укрупнение (выделено нами. – Г.М.) создается при растягивании ударных гласных», как правило, подключаются «верхние» и «нижние регистры» [11, 55].
Речевая структура рассматривается нами в ее отвлечении от смысла в целях более полного изучения и понимания ее коммуникативных свойств.
Наше исследование опирается на мысли академика Р.И. Аванесова, который считает, что основной задачей диахронической фонетики является «не описание отдельных явлений, а исследование самой фонетико-фонологической системы в ее становлении и в ее изменении» [12, 12].
В заключение отметим, что интонация – это нормативная единица коммуникации, которая, по нашему мнению, может являться оценкой коммуникативной эффективности, а также средством ее воплощения. Глубокое изучение интонационных процессов, механизмов их функционирования предоставляет возможность создания интенсивных прикладных программ обучения с использованием знаний и умений» по интологии, расширяя сферы применения высоких технологий в области профессиональной коммуникативистики.
Список литературы
1. Русская риторика: Хрестоматия / Сост. Л.К. Граудина. М., 1996.
2. Ломоносов М.В. Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречья // Ломоносов М.В. Собр. соч. М.; Л., 1952. Т.7.
3. Большой толковый словарь русского языка. СПб., 2001.
4. Чернышева И.И. Еще раз о саморегулирующихся процессах в лексиконе языка // Филологические науки. 2001. № 6.
5. Linklater K. Freeing the natural voice. New York, 1993.
6. Аликаев Г.В. Теории систем и эволюция английского вокализма // Вопросы филологии. 2001. № 2(8).
7. Основы системы Станиславского: Учебное пособие / Авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. Ростов н/Д, 2000.
8. Филиппова О.В. Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб. пособие. М., 2001.
9. Красных В.А. Основы психолингвистики и теории коммуникации: Курс лекций. М., 2001.
10. Зарецкая Н.И. Грамматические девиации в прозе А.И. Солженицына: лингвокультурологический анализ: Автореф. дис. … канд. филол. Ростов н/Д, 2001.
11. Букатов В.М. Учителю о режиссуре // Педагогика. 1996. № 3.
12. Аванесов Р.И. Из истории русского вокализа // Из истории отечественной фонологии / Под ред. А.А. Реформатского. М., 1970.