Златоустовская гравюра на стали (работа 1)

Златоустовская гравюра на стали

Златоустовская гравюра на стали зародилась в 1816 - 1817 годах.

Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.

Златоустовское оружие завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. В конце 1830-х годов на фабрике начинают украшать бытовые приборы - различные шкатулки, ларцы, подносы. Во второй половине XIX века ассортимент изделий расширяется - появляются украшенные столовые приборы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, портсигары, охотничьи ножи и топорики.

Сегодня наряду с подарочным оружием на фабрике производят призы, декоративные сувениры, настенное панно, близкое по художественному решению к станковой живописи.

Златоустовская гравюра на стали так же, как и каслинское чугунное литье, имеет славное прошлое, глубокие традиции. Искусством златоустовской гравюры владели местные мастера, передавая его из поколения в поколение. Выполняя уникальные вещи, старые опытные граверы умели блеснуть золочением потравленой и вороненой стали, достичь в гравюре тонких переходов.

В годы гражданской войны мастера Златоустовского завода выполнили много сабель для бойцов Красной Армии с гравированными эмблемами. Гравированные с золочением сабли были преподнесены от завода К.Е. Ворошилову и С.М. Буденному. Стальные ножи для разрезания книг, украшенные революционными эмблемами, были преподнесены В.И. Ленину и Ф.Э. Дзержинскому. Наряду с этим выпускались на Златоустовском заводе и различные бытовые предметы с гравировкой.

К середине 1930-х годов старых опытных граверов оставалось на заводе уже немного (В. Киселев, И. Ногтев, Д. Яковлев и некоторые другие), их сменяла постепенно молодежь, овладевавшая техникой мастерства, а порой вносившая в это дело и элементы новаторства. Так, в 1936-1938 гг. молодой мастер А. Боронников (род. 1902 г.), ученик Д. Яковлева, развивая живописную манеру, ввел в технику гравюры никелевые тона и полутона. Начав с копирования картин, этот талантливый мастер вскоре перешел к самостоятельным композициям ("Равноправная женщина" и др.).

Однако развитию златоустовской гравюры на стали сильно мешала слабая художественная подготовленность мастеров и почти полное отсутствие какого-либо художественного руководства. Благодаря этому большинство работ, выполняемых в Златоусте, хотя и отличалось совершенством технического мастерства, но в художественном отношении оставляло желать много лучшего.

Блестящая техника гравировки на стали способом травления, которой владели мастера Златоуста, не находила правильного применения. Для того чтобы превратиться в искусство, она нуждалась в участии квалифицированного художника.

В 1958 году к работе над златоустовской гравюрой был привлечен художник М. Раков. Он выполнил для завода 15 рисунков, предназначенных для воспроизведения на небольших вещах из стали - туалетных наборах, состоящих из лоточков, тарелочек, блюдечек, разных размеров стаканчиков. Вместо громоздких шкатулок, рамок для фото, вешалок - вещей, почти не находящих применения в быту, - Раков предложил заводу ассортимент более практичных изделий. Характер гравировки также был в корне отличен от укоренившегося на заводе.

Художник отказался от всего того, что несло в себе элементы натурализма, вычурности и перегруженности изделий изобразительными мотивами либо орнаментом. В своих рисунках он отталкивался от лучших златоустовских гравюр на стали конца XVIII - начала XIX в. Золотые силуэты животных, птиц, пейзажа в его композициях четко читаются на глубоких черных матовых фонах. Рисунки лаконичны.

Несмотря на лаконизм изобразительного языка, художник сумел в каждом из своих рисунков выразить определенное настроение, скупо, но достаточно убедительно сказать о месте и времени действия.

Прекрасный анималист, тонкий лирик и миниатюрист, Раков блестяще справился с поставленной перед ним задачей. Выполненные им для златоустовской гравюры на стали рисунки в корне отличались от всего того, что делалось там в течение последних десятилетий. Они возрождали былую славу златоустовской гравюры и были положительно оценены. Производственники, например, оценили не только их художественные достоинства, но и технологичность. "Большое достоинство рисунков, выполненных художником, - заявил при их обсуждении Г.Берсенев, - что они не трудоемки в производстве".

Так в истории развития златоустовской гравюры на стали произошел перелом, коренным образом изменивший пути дальнейшего развития этой старинной отрасли русского прикладного искусства.

Список литературы

Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа