Брюллов Карл Петрович
Брюллов Карл Петрович (1799-1852)
Выдающийся художник. Родился в Петербурге и с малых лет выказывал особенные способности к рисованию. Десяти лет Карл был отдан в Академию художеств и скоро стал удивлять всех своими успехами, но был слаб в науках. Что касается искусств, то в этом отношении Брюллов во все время пребывания в академии считался первым между сверстниками; его наставниками были А. Иванов (старший), А. Егоров и В. Шебуев.
В 1821 г. Брюллов получил золотую медаль за картину “Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского ” и право на отправку за границу на казенный счет. Но по высочайшему повелению он должен был изменить свою фамилию Брюлло на Брюллова. В то время русские художники проводили значительную часть своей жизни за границей, обыкновенно в Риме. Бруни и Басин уже три года работали в Риме, когда прибыл туда Брюллов. Первое время своего пребывания в Италии он писал картины из римской жизни. Популярное, огромное его произведение “Последний день Помпеи” было написано в 1830—1833 гг. по заказу А. Демидова. В Италии эта картина произвела большое впечатление. Потом она была выставлена в Париже, где ее приняли хотя и с меньшим восторгом, но все же с большим одобрением. Гравер Жирар исполнил в Париже с картины Брюллова большую гравюру черной манерой с подправкой резцом. Благодаря этой гравюре картина получила широкую известность. В Россию полотно прибыло в 1834 г. и было прославлено художниками и публикой.
Когда в 1836 г. Брюллов возвратился в Петербург, совершив из Италии путешествие через Грецию, Турцию на юг России и оттуда в Москву, то его ожидала чрезвычайно почетная встреча в академии. Впоследствии, когда наступила пора преобладания реализма в живописи, критика старалась унизить произведение Брюллова, не находя в нем ни исторических, ни даже характерных черт человеческих страстей, которые соответствовали бы событию; но пора этой крайности тоже миновала.
“Последний день Помпеи”, как и “Медный змий” Бруни составили эпоху в русской живописи. В Казанском соборе находится большой запрестольный образ работы Брюллова “Взятие Божией Матери на небо”, рядом с нею “Покров Божией Матери ” — Бруни и “Введение Богородицы во храм ” — Васина. В Сергиевской пустыни (близ Петербурга) — “Святая Троица”. Кроме того, Брюллов написал несколько образов для церкви на Аптекарском острове, “Спаситель во гробе” (в домовой церкви графа Адлерберга). Большие работы религиозной живописи в Исаакиевском соборе, порученные Брюллову в 1842 г., а именно — плафон, двенадцать фигур апостолов в подкупольной башне и еще четыре картины, были нарисованы Брюлловым в виде картонов, но по болезни его были написаны Васиным. Только живопись плафона была начата Брюлловым; эта огромная картина в 1600 кв. аршин (около 800 кв. м), тоже оконченная Басиным, изображает молящуюся Богоматерь, окруженную святым
Иоанном Крестителем и святым Иоанном Богословом и сонмом святых, соименных членам императорской фамилии. В жанре исторической живописи Брюллов, кроме “Последнего дня Помпеи”, написал еще “Смерть Инесы де Кастро”. “Осада Пскова ” осталась лишь начатой. Из других произведений Брюллова выделяются портреты князя А. Голицына, Н.В. Кукольника, сестер Шишмаревых, автора и барона Меллер и др. Брюллов писал не только масляными красками, но был и отличным акварелистом. Болезнь заставила Брюллова в 1849 г. отправиться для лечения на остров Мадеру. Пребывание на этом острове восстановило было его силы, но с приездом в Италию он опять почувствовал себя худо и 12 июня 1852.Г. умер в местечке Марчиано, близ Рима. Он похоронен на кладбище Монте-Тестаччио в Риме.
Брюллов имел огромное влияние на целое поколение художников. Особенно хорош он как рисовальщик, но и картины его, а особенно портреты, также замечательны, несмотря на некоторую пестроту красок.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа