Показатели качества хлеба и хлебобулочных изделий
Министерство образования и науки Российской Федерации
Тольяттинский филиал Московского государственного университета пищевых производств
Кафедра Менеджмента пищевых производств
Курсовая работа
«Показатели качества хлеба и хлебобулочных изделий»
Студент группы:
Руководитель:
Тольятти 2007
Содержание
Введение
1. Общие сведения о хлебе
2. Определение кода ОКП
3. Определение показателей качества хлеба
4. ТУ, ГОСТы
5. Разработка дерева свойств
6. Определение коэффициента весомости единичных и комплексных показателей
7. Расчет комплексных показателей качества хлеба
8. Проведение экспертной оценки
9. Классификация показателей по пирамиде Маслоу
10. Сравнение полученного уровня качества с лучшими виртуальными показателями качества
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время формируется отрасль исследовательской деятельности, имеющая широкое практическое приложение к самым разнообразным продуктам труда. Эта отрасль имеет свой специфический объект исследований (общие принципы и методы оценки качества), свой специфический предмет исследования (совокупность свойств продуктов человеческого труда), свой специфический математический аппарат, свои специфические проблемы, имеющие математический, физиологический и социологический характер. Это дает исследователю необходимый инструмент, с помощью которого можно плодотворно решать все остальные проблемы качества продукции.
Эта отрасль науки получила название «квалиметрия» - научная область, объединяющая количественные методы оценки качества объектов и процессов деятельности людей, используемые для обоснования решений, принимаемых при управлении качеством продукции и стандартизации.
Какими же оценками оперирует квалиметрия? Особенно серьезную роль играют комплексные оценки, т. е. оценки показателей качества продукции, относящиеся к совокупности ее свойств. Вероятно, важность комплексных оценок и то внимание, которое уделяют им исследователи, привели к распространению мнения, что квалиметрия оперирует только комплексными безразмерными оценками, полученными в результате вычисления тем или иным способом. Это, безусловно, сужает границы квалиметрии, так как исключает из сферы квалиметрии дифференциальные методы оценки качества (т. е. оценки отдельных, единичных показателей свойств качества). Между тем, само название квалиметрия показывает, что ее аппаратом являются все виды оценок любой размерности, полученные различными способами.
Дифференциальные оценки не только являются инструментом квалиметрии, но без них невозможно получить комплексную оценку. В самом деле, оценки отдельных показателей, на которых базируются комплексные оценки, есть не что иное, как дифференциальные оценки.
Следовательно, задача квалиметрии - разработка и развитие всех методов оценки качества (как комплексных, так и дифференциальных). Тем более что комплексная оценка качества и не всегда необходима. В некоторых случаях достаточно иметь только дифференциальную оценку одного из свойств качества (например, в ситуации, когда при сравнении двух образцов с целью выбора лучшего из них все остальные свойства одного образца оказываются равными соответствующим свойствам другого).
1. Общие сведения о хлебе
Хлеб, как считают ученые, появился на земле свыше 15 тыс. лет назад. Впервые хлеб из теста стали выпекать египтяне, а 5-6 тыс. лет назад – греки и римляне. До наших дней в Риме сохранился 13-метровый памятник – монумент пекарю.
В России с древних времен выпечка хлеба считалась почетным и ответственным делом. Во многих поселениях были хлебные избы для приготовления хлеба. В Москве самыми крупными в XII веке были избы в районе нынешнего Нового Арбата, в Измайлове и Кремле. Тяжелый труд пекарей Древнего Рима почти не отличался от изнурительного труда булочников царской России. И только в начале XX века начала создаваться отечественная хлебопекарная промышленность. Сегодня это тысячи хлебозаводов, оснащенных современным оборудованием. В настоящее время хлебопечение в России является одной из ведущих отраслей пищевой промышленности.
Печеный хлеб – продукт, получаемый выпечкой разрыхленного закваской или дрожжами теста, приготовленного из всех видов ржаной и пшеничной муки. Он составляет значительную часть пищевого рациона человека и является одним из основных источников углеводов и растительного белка.
Пищевая ценность хлеба довольно высока и зависит от сорта муки и рецептуры теста. В среднем в хлебе содержится 5,5-9,5 % белков, 0,7-1,3 % – жиров, 1,4-2,5 % – минеральных веществ, 3,9-4,7 % -воды, 42-50 % - углеводов. Биологическая ценность хлеба невелика. В печеном хлебе без обогатителей содержание таких незаменимых аминокислот, как лизин, метионин, треонин и триптофан недостаточно. Поэтому введение в рецептуру хлеба белковых обогатителей (молоко, сыворотка, соя), содержащих большое количество этих аминокислот, способствует повышению пищевой ценности хлеба. В простом по рецептуре хлебе мало жира. Однако хлеб почти на 38 % обеспечивает потребность организма в растительных жирах и на 25 % в фосфолипидах. Хлеб из муки высоких сортов содержит жира значительно меньше, чем из обойной.
За счет хлебных изделий человек почти полностью покрывает потребность в железе, получает значительную долю марганца и фосфора. Существенным недостатком минерального комплекса хлеба является малое содержание кальция и неблагоприятное соотношение его с фосфором и магнием. В хлебе в недостаточном количестве содержится калий, хром, кобальт и некоторые другие элементы. Поэтому повышение минеральной ценности является также актуальной проблемой. Хлеб богат витаминами Е и покрывает около 1/3 потребности в витаминах В6, В9 и холине, но беден витаминами В2 и В3. Достаточно высоким содержанием витаминов В1, В2 и РР характеризуется хлеб из муки низких сортов. Повышает витаминную ценность хлеба обогащение муки синтетическими витаминами, рациональное использование зародышей злаков, добавление в тесто препаратов, полученных из пивных дрожжей. Хлеб дает около половины необходимого количества усвояемых и более половины неусвояемых углеводов.
Усвояемость хлеба зависит во многом от его органолептических свойств – внешнего вида, структуры пористости, вкуса и аромата. Чем ниже сорт муки, тем ниже усвояемость этих веществ.
По мере повышения сорта муки уменьшается влажность хлеба, возрастает содержание белков, усвояемых углеводов и увеличивается энергетическая ценность хлебных изделий.
Высокая усвояемость веществ хлеба объясняется тем, что он имеет пористый, эластичный мякиш, в котором белки находятся в оптимальной степени денатурации, крахмал клейстеризован, сахар растворен, жиры эмульгированы, оболочечные частицы зерна сильно набухшие и размягченные. Такое состояние веществ и пористая структура мякиша делают их легкодоступными для действия ферментов пищеварительного тракта человека.
2. Определение кода ОКП
Общероссийский классификатор продукции (ОК 005-93) представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации. Классификатор используется при решении задач каталогизации продукции, включая разработку каталогов и систематизацию в них продукции по важнейшим технико-экономическим признакам; при сертификации продукции в соответствии с группами однородной продукции, построенными на основе группировок ОКП; для статистического анализа производства, реализации и использования продукции на макроэкономическом, региональном и отраслевом уровнях; для структуризации промышленно-экономической информации по видам выпускаемой предприятиями продукции с целью проведения маркетинговых исследований и осуществления снабженческо-сбытовых операций.
Каждая позиция ОКП содержит шестизначный цифровой код, однозначное контрольное число и наименование группировки продукции, которые записывают по следующей форме.
1) Класс продукции:
91 0000 – Продукция пищевой промышленности;
2) подкласс:
91 1000 – Продукция сахарной и хлебопекарной промышленности;
3) группа:
911005 – Хлеб и хлебобулочные изделия.
3. Определение показателей качества
Из группы показателей качества я выберу только те, которые относятся к моей продукции.
Показатели назначения характеризуют полезный эффект от использования продукции по назначению и обуславливают область применения продукции.
Классифицируются на показатели:
1) функциональные - характеризуют полезный эффект от эксплуатации или потребления продукции и прогрессивность технических решений, закладываемых в продукцию (калорийность хлеба);
2) состав продукции - характеризует содержание в продукции химических элементов или структурных групп (массовая доля сахара, соли и т. п. в хлебе).
Технической эффективностью пищевой продукт обладать не может. Показатель структуры продукции относится к конструкторским изделиям. Классификационный показатель определен в ОКП.
Показатели надежности - это свойство хлеба сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, хранения и транспортирования.
Классифицируются на показатели:
1) безотказности - свойство хлеба непрерывно сохранять качество в течении некоторого времени;
2) долговечности – свойство хлеба сохранять качество до наступления предельного состояния (срок хранения);
3) сохраняемости - это календарная продолжительность хранения или транспортирования хлеба, в течение и после которой сохраняются значения показателей безотказности, долговечности в установленных пределах..
Показатель ремонтопригодности не относится к пищевой продукции.
Показатели экономического использования сырья, материалов, топлива и энергии - характеризуют свойства изделия, отражающие его техническое совершенство по уровню или по степени потребления им сырья, материалов, топлива, энергии и трудовых ресурсов.
Классифицируются на:
1) показатели экономичности энергопотребления;
2) показатели экономичности потребления изделием материальных ресурсов.
Показатели технологичности - характеризуют эффективность технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении хлеба.
Классифицируются на показатели: 1) себестоимости.
Показатели трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости характерны только для конструкторских изделий.
Показатели транспортабельности - характеризуют приспособленность продукции к транспортированию без использования или потребления ее.
Эргономические показатели - отражают взаимодействие человека с хлебом, его соответствие гигиеническим, физиологическим, антропометрическим, и психологическим свойствам человека, проявляющимся при использовании хлеба.
Классифицируются на показатели: 1) гигиенические - показатели, используемые при определении соответствия хлеба гигиеническим условиям жизнедеятельности и работоспособности человека при взаимодействии его с ним; 2) антропогенные - показатели, используемые при определении соответствия хлеба размерам и форме человеческого тела и его отдельных частей; 3) физиологические и психофизические - показатели, используемые при определении соответствия хлеба физиологическим свойствам (требованиям) человека и особенностям функционирования его органов чувств (скоростные и силовые возможности человека, а также пороги слуха, зрения, тактильного ощущения и т.п.); 4) психологические - показатели, используемые при определении соответствия хлеба психологическим особенностям человека, находящим отражение в инженерно-психологических требованиях, требованиях психологии труда и общей психологии, предъявляемых к промышленным изделиям.
Экологические показатели - характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении хлеба.
Классифицируются на: 1) показатели, связанные с использованием материальных ресурсов природы; 2) показатели, связанные с использованием природных энергетических ресурсов; 3) показатели, связанные с загрязнением окружающей среды.
Показатели безопасности - характеризуют особенности хлеба, обеспечивающие безопасность человека при потреблении, хранении, транспортировании.
Эстетические показатели - характеризуют информационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции и совершенство производственного исполнения продукции.
Классифицируются на:
1) показатели информационной выразительности;
2) показатели рациональности формы;
3) показатели целостности композиции;
4) показатели совершенства изготовления поверхностей;
5) показатели стабильности товарного вида.
Показатели стандартизации и унификации - это насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями.
Патенто-правовые показатели - характеризуют патентную защиту и патентную чистоту хлеба и являются существенным фактором при определении конкурентоспособности.
Классифицируются на: 1) показатели патентной чистоты - характеризует возможность беспрепятственной реализации хлеба на внутреннем и внешнем рынках; 2) показатели патентной защиты - характеризует количество и весомость новых отечественных изобретений, реализованных в данном хлебе (в том числе и созданных при его разработке), то есть характеризует степень защиты хлеба принадлежащими отечественным фирмам авторскими свидетельствами в стране и патентами за рубежом с учетом значимости отдельных технических решений.
Экономические показатели – характеризуют экономию ресурсов при изготовлении хлеба по сравнению с другими изделиями.
4. ТУ, ГОСТы, на основе которых изготавливается продукт
ГОСТ 8227–56 Хлеб и хлебобулочные изделия. Укладывание, хранение и транспортирование.
ГОСТ 5667-65 Хлеб и хлебобулочные изделия. Правила приемки, методы отбора образцов, методы определения органолептических показателей и массы изделия.
ГОСТ 5668-68 Хлебобулочные изделия. Методы определения массовой доли жира.
ГОСТ 5669-96 Хлебобулочные изделия. Метод определения пористости.
ГОСТ 5670-96 Хлебобулочные изделия. Метод определения кислотности.
ГОСТ 24557-89 Изделия хлебобулочные сдобные.
ГОСТ 25832-89 Изделия хлебобулочные диетические.
ГОСТ 28809-90 Изделия булочные.
ГОСТ 15.015-90 Система разработки и постановки продукции на производство.
ГОСТ 2808-90 Хлеб из пшеничной муки.
ГОСТ 26987-86 Хлеб из пшеничной муки высшего, первого и второго сортов.
ГОСТ 28807-90 Хлеб из ржаной и смеси ржаной и пшеничной муки.
5. Разработка дерева свойств
0100090000032a0200000200a20100000000a201000026060f003a03574d4643010000000000010093530000000001000000180300000000000018030000010000006c0000000000000000000000350000004a00000000000000000000003e0100003e01000020454d46000001001803000012000000020000000000000000000000000000007f120000771a0000c80000001f010000000000000000000000000000000f030058600400160000000c000000180000000a00000010000000000000000000000009000000100000004b0000004b000000250000000c0000000e000080250000000c0000000e000080120000000c00000001000000520000007001000001000000a4ffffff00000000000000000000000090010000000000cc04400022430061006c00690062007200690000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000110040ae110010000000a4b1110024af110052516032a4b111009cae1100100000000cb0110088b1110024516032a4b111009cae11002000000049642f319cae1100a4b1110020000000ffffffff6c0af600d0642f31ffffffffffff0180ffff01800fff0180ffffffff000000000008000000080000e4ba120001000000000000005802000025000000372e9001cc00020f0502020204030204ef0200a07b20004000000000000000009f00000000000000430061006c00690062007200000000000000000064af1100dee32e31e88d0832c4b21100d0ae11009c38273108000000010000000caf11000caf1100e87825310800000034af11006c0af6006476000800000000250000000c00000001000000250000000c00000001000000250000000c00000001000000180000000c0000000000000254000000540000000000000000000000350000004a00000001000000e7298740a48e87400000000057000000010000004c0000000400000000000000000000004b0000004b00000050000000200057003600000046000000280000001c0000004744494302000000ffffffffffffffff4c0000004c000000000000004600000014000000080000004744494303000000250000000c0000000e000080250000000c0000000e0000800e000000140000000000000010000000140000000400000003010800050000000b0200000000050000000c020b000b00040000002e0118001c000000fb020200010000000000bc02000000cc0102022253797374656d0000000000000000000000000000000000000000000000000000040000002d010000040000002d01000004000000020101001c000000fb02f3ff0000000000009001000000cc0440002243616c6962726900000000000000000000000000000000000000000000000000040000002d010100040000002d010100040000002d010100050000000902000000020d000000320a0d00000001000400000000000b000b00206e0800040000002d010000040000002d010000030000000000
Рис. 1 Дерево свойств
6. Определение коэффициента весомости единичных и комплексных показателей качества хлеба
А – частота проявления свойства:
1-2 – никогда не проявляется,
3-4 – свойство можно заметить,
5-6 – свойство часто проявляется,
7-8 – почти всегда проявляется,
9-10 – всегда проявляется.
В – возможность обнаружения этого свойства:
1-2 – никогда не проявляется,
3-4 – при помощи специальных средств обнаруживается свойство,
5-6 – систематически обнаруживается свойство,
7-8 – часто проявляется,
9-10 – всегда проявляется свойство.
С – степень влияния на человека:
1-2 – никаких последствий,
3-4 – незаметные последствия,
5-6 – частично влияет на здоровье,
7-8 – возможны травмы,
9-10 – инвалидность, летальный исход.
Приоритетное число риска = А´В´С
Таблица 1
Приоритетное число риска изготовителя
Группа |
Подгруппа |
А |
В |
С |
Показатели назначения |
Функциональные |
4 |
5 |
2 |
Состава продукции |
5 |
7 |
2 |
|
Показатели надежности |
Безотказности |
5 |
6 |
2 |
Долговечности |
3 |
4 |
2 |
|
Сохраняемости |
5 |
4 |
3 |
|
Показатели экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии |
Показатели экономичности энергопотребления |
2 |
3 |
1 |
Показатели экономичности потребления изделием материальных ресурсов |
3 |
3 |
2 |
|
Показатели технологичности |
Показатели себестоимости |
6 |
4 |
1 |
Показатели транспортабельности |
3 |
5 |
3 |
|
Эргономические показатели |
Гигиенические |
4 |
4 |
3 |
Антропогенные |
3 |
4 |
2 |
|
Физиологические |
4 |
3 |
2 |
|
Психологические |
3 |
3 |
1 |
|
Экологические показатели |
Показатели, связанные с использованием материальных ресурсов природы |
4 |
5 |
2 |
Показатели, связанные с использованием природных энергетических ресурсов |
4 |
6 |
2 |
|
Показатели, связанные с загрязнением окружающей среды |
6 |
6 |
5 |
|
Показатели безопасности |
4 |
4 |
2 |
|
Эстетические показатели |
Показатели информационной выразительности |
7 |
7 |
1 |
Показатели рациональности формы |
6 |
5 |
1 |
|
Показатели целостности композиции |
5 |
5 |
1 |
|
Показатели совершенства изготовления поверхностей |
5 |
6 |
1 |
|
Показатели стабильности товарного вида |
5 |
5 |
1 |
|
Показатели стандартизации и унификации |
5 |
7 |
1 |
|
Патенто-правовые показатели |
Показатели патентной защиты |
7 |
7 |
1 |
Показатели патентной чистоты |
8 |
7 |
1 |
|
Экономические показатели |
6 |
5 |
2 |
Таблица 2
Приоритетное число риска потребителя
Группа |
Подгруппа |
А |
В |
С |
Показатели назначения |
Функциональные |
5 |
5 |
2 |
Состава продукции |
5 |
6 |
2 |
|
Показатели надежности |
Безотказности |
6 |
6 |
2 |
Долговечности |
3 |
3 |
2 |
|
Сохраняемости |
5 |
5 |
3 |
|
Показатели экономичного использования сырья, материалов, топлива и энергии |
Показатели экономичности энергопотребления |
2 |
3 |
2 |
Показатели экономичности потребления изделием материальных ресурсов |
3 |
4 |
3 |
|
Показатели технологичности |
Показатели себестоимости |
4 |
4 |
1 |
Показатели транспортабельности |
3 |
4 |
3 |
|
Эргономические показатели |
Гигиенические |
4 |
5 |
2 |
Антропогенные |
3 |
4 |
2 |
|
Физиологические |
4 |
4 |
2 |
|
Психологические |
3 |
4 |
3 |
|
Экологические показатели |
Показатели, связанные с использованием материальных ресурсов природы |
3 |
4 |
2 |
Показатели, связанные с использованием природных энергетических ресурсов |
4 |
5 |
2 |
|
Показатели, связанные с загрязнением окружающей среды |
4 |
4 |
5 |
|
Показатели безопасности |
6 |
5 |
2 |
|
Эстетические показатели |
Показатели информационной выразительности |
5 |
6 |
1 |
Показатели рациональности формы |
5 |
5 |
1 |
|
Показатели целостности композиции |
5 |
4 |
1 |
|
Показатели совершенства изготовления поверхностей |
6 |
3 |
1 |
|
Показатели стабильности товарного вида |
6 |
5 |
1 |
|
Показатели стандартизации и унификации |
4 |
5 |
1 |
|
Патенто-правовые показатели |
Показатели патентной защиты |
6 |
6 |
1 |
Показатели патентной чистоты |
7 |
7 |
2 |
|
Экономические показатели |
6 |
5 |
3 |
7. Расчет комплексных показателей качества хлеба
Оценка изготовителя
Р>k>> >= S(Оценка´m>ij>) Sm>ij>=1
a>k>= P>k>/S Sa>k>=1
S=SP>k>
Q=S(a>k>´P>k>)
Таблица 3
Оценка изготовителя
Блоки |
Признаки |
Оценка |
Весовые коэффициенты для группы |
Групповая оценка |
Весовой коэф-т групп |
Назначение |
Функциональные |
4*5*2=40 |
m>11>=40/110 = 0,36 |
Р>1>= 59,2 |
a>1>=0,1 |
Состав продукции |
5*7*2=70 |
m>12>=70/110 = 0,64 |
|||
Надежность |
Безотказность |
5*6*2=60 |
m>21>=60/144 = 0,41 |
Р>2>= 53,52 |
a>2>=0,08 |
Долговечность |
3*4*2=24 |
m>22>=24/144 =0,18 |
|||
Сохраняемость |
5*4*3=60 |
m>23>=60/144 = 0,41 |
|||
Экономичное использование |
Экономичность энергопотребления |
2*3*1=6 |
m>31>=6/24 = 0,25 |
Р>3>=15 |
a>3>=0,03 |
Экономичность потребления изделием материальных ресурсов |
3*3*2=18 |
m>32>=18/24 = 0,75 |
|||
Технологичность |
Себестоимость |
6*4*1=24 |
m>4>=24/24 =1 |
Р>4>=24 |
a>4>=0,04 |
Транспортабельность |
3*5*3=45 |
m>5>=45/45 =1 |
Р>5>=45 |
a>5>=0,08 |
|
Эргономичность |
Гигиенические |
4*4*3=48 |
m>61>=48/105 = 0,46 |
Р>6>= 33,84 |
a>6>=0,06 |
Антропогенные |
3*4*2=24 |
m>62>=24/105 = 0,23 |
|||
Физиологические |
4*3*2=24 |
m>63>=24/105 = 0,23 |
|||
Психологические |
3*3*1=9 |
m>64>=9/105 = 0,08 |
|||
Экологичность |
Использование материальных ресурсов природы |
4*5*2=40 |
m>71>=40/268 = 0,15 |
Р>7>= 135,24 |
a>7>=0,24 |
Использование природных энергетических ресурсов |
4*6*2=48 |
m>72>=48/268 = 0,18 |
|||
Загрязнение окружающей среды |
6*6*5=180 |
m>73>=180/268= 0,67 |
|||
Безопасность |
4*4*2=32 |
m>8>=32/32 =1 |
Р>8>=32 |
a>8>=0,06 |
|
Эстетичность |
Информационная выразительность |
7*7*1=49 |
m>91>=49/159 =0,3 |
Р>9>= 34,1 |
a>9>=0,06 |
Рациональность формы |
6*5*1=30 |
m>92>=30/159 =0,19 |
|||
Целостность композиции |
5*5*1=25 |
m>93>=25/159 = 0,16 |
|||
Совершенство изготовления поверхностей |
5*6*1=30 |
m>94>=30/159 = 0,19 |
|||
Стабильность товарного вида |
5*5*1=25 |
m>95>=25/159 = 0,16 |
|||
Стандартизация и унификация |
5*7*1=35 |
m>10>=35/35 =1 |
Р>10>=35 |
a>10>=0,06 |
|
Патенто-правовые показатели |
Патентная защита |
7*7*1=49 |
m>111>=49/105 =0,47 |
Р>11>= 52,71 |
a>11>=0,09 |
Патентная чистота |
8*7*1=56 |
m>111>=56/105 =0,53 |
|||
Экономичность |
6*5*3=60 |
m>12>=60/60 =1 |
Р>12>=60 |
a>12>=0,1 |
S = 555,85
Комплексный показатель Q = 66,51
Оценка потребителя
Р>k>> >= S(Оценка´m>ij>) Sm>ij>=1
a>k>= P>k>/S Sa>k>=1
S=SP>k>
Q=S(a>k>´P>k>)
Таблица 4
Оценка потребителя
Блоки |
Признаки |
Оценка |
Весовые коэффициенты для группы |
Групповая оценка |
Весовой коэф-т групп |
Назначение |
Функциональные |
5*5*2=50 |
m>11>=50/110 = 0,45 |
Р>1>= 55,5 |
a>1>=0,1 |
Состав продукции |
5*6*2=60 |
m>12>=60/110 = 0,55 |
|||
Надежность |
Безотказность |
6*6*2=72 |
m>21>=72/165 = 0,44 |
Р>2>= 60,48 |
a>2>=0,11 |
Долговечность |
3*3*2=18 |
m>22>=18/165 =0,10 |
|||
Сохраняемость |
5*5*3=75 |
m>23>=60/165 = 0,36 |
|||
Экономичное использование |
Экономичность энергопотребления |
2*3*2=12 |
m>31>=12/48 = 0,25 |
Р>3>=30 |
a>3>=0,05 |
Экономичность потребления изделием материальных ресурсов |
3*4*3=36 |
m>32>=36/48 = 0,75 |
|||
Технологичность |
Себестоимость |
4*4*1=16 |
m>4>=16/16 =1 |
Р>4>=16 |
a>4>=0,03 |
Транспортабельность |
3*4*3=36 |
m>5>=36/36 =1 |
Р>5>=36 |
a>5>=0,07 |
|
Эргономичность |
Гигиенические |
4*5*2=40 |
m>61>=40/123 = 0,33 |
Р>6>= 32,02 |
a>6>=0,06 |
Антропогенные |
3*4*2=24 |
m>62>=24/123 = 0,19 |
|||
Физиологические |
4*4*2=32 |
m>63>=32/123 = 0,26 |
|||
Психологические |
3*3*3=27 |
m>64>=27/123 = 0,22 |
|||
Экологичность |
Использование материальных ресурсов природы |
3*4*2=24 |
m>71>=24/144 = 0,17 |
Р>7>= 59,82 |
a>7>=0,11 |
Использование природных энергетических ресурсов |
4*5*2=40 |
m>72>=40/144 = 0,28 |
|||
Загрязнение окружающей среды |
4*4*5=80 |
m>73>=80/144= 0,55 |
|||
Безопасность |
6*5*2=60 |
m>8>=60/60 =1 |
Р>8>=60 |
a>8>=0,11 |
|
Эстетичность |
Информационная выразительность |
5*6*1=30 |
m>91>=30/123 =0,24 |
Р>9>= 32,75 |
a>9>=0,06 |
Рациональность формы |
5*5*1=25 |
m>92>=25/123 =0,21 |
|||
Целостность композиции |
5*4*1=20 |
m>93>=20/123 = 0,16 |
|||
Совершенство изготовления поверхностей |
6*3*1=18 |
m>94>=18/123 = 0,15 |
|||
Стабильность товарного вида |
6*5*1=30 |
m>95>=30/123 = 0,24 |
|||
Стандартизация и унификация |
4*5*1=20 |
m>10>=20/20 =1 |
Р>10>=20 |
a>10>=0,04 |
|
Патенто-правовые показатели |
Патентная защита |
6*6*1=36 |
m>111>=36/134 =0,27 |
Р>11>= 81,26 |
a>11>=0,15 |
Патентная чистота |
7*7*2=98 |
m>111>=98/134 =0,73 |
|||
Экономичность |
6*5*3=60 |
m>12>=60/60 =1 |
Р>12>=60 |
a>12>=0,11 |
S = 543, 83
Комплексный показатель Q = 53,35
8. Проведение экспертной оценки о качестве хлеба
dis = (Э>1> – ср. оценка)2+(Э>2> – ср. оценка)2+...+(Э>n> – ср. оценка)2;
S = Sdis>i> ; весовой коэффициент l>I> = S>i> / SS>I> ;
Н>1> = log> >>m>> – 1> (Э>max> – Э>min>); H = Н>0> – Н>1>;
Общий уровень Н = S Н>i> / m
Коэффициент конкордации W = 1 – S / (m2(n3 – n), где m – количество экспертов, n – количество показателей.
Таблица 5
Экспертная оценка
Показатели качества |
Э>1> |
Э>2> |
Э>3> |
Э>4> |
Э>5> |
S |
Ранг |
Сред. знач-е |
dis |
l>i> |
Н>0> |
Н>1> |
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Н |
Назначение |
8 |
9 |
8 |
9 |
8 |
42 |
9 |
8,4 |
1,2 |
0,079 |
1 |
0 |
1 |
Надежность |
9 |
9 |
9 |
10 |
10 |
47 |
3 |
9,4 |
1,2 |
0,089 |
1 |
0 |
1 |
Экономическое использование сырья |
7 |
8 |
8 |
8 |
7 |
38 |
11 |
7,6 |
1,2 |
0,072 |
1 |
0 |
1 |
Транспортабельность |
7 |
8 |
8 |
7 |
8 |
38 |
12 |
7,6 |
1,2 |
0,072 |
1 |
0 |
1 |
Технологичность |
8 |
9 |
10 |
10 |
8 |
45 |
7 |
9 |
4 |
0,085 |
1 |
0,3 |
0,7 |
Эргономичность |
10 |
10 |
9 |
9 |
10 |
48 |
2 |
9,6 |
1,2 |
0,091 |
1 |
0 |
1 |
Экологичность |
10 |
10 |
8 |
9 |
8 |
45 |
6 |
9 |
4 |
0,085 |
1 |
0,3 |
0,7 |
Безопасность |
10 |
9 |
10 |
10 |
10 |
49 |
1 |
9,8 |
0,8 |
0,093 |
1 |
0 |
1 |
Эстетичность |
9 |
10 |
10 |
9 |
9 |
47 |
4 |
9,4 |
1,2 |
0,089 |
1 |
0 |
1 |
Стандартизация и унификация |
8 |
8 |
9 |
9 |
8 |
42 |
8 |
8,4 |
1,2 |
0,079 |
1 |
0 |
1 |
Патенто-правовые |
10 |
8 |
8 |
9 |
10 |
45 |
5 |
9 |
4 |
0,085 |
1 |
0,3 |
0,7 |
Экономичность |
7 |
8 |
9 |
10 |
8 |
42 |
10 |
8,4 |
1,2 |
0,079 |
1 |
0,5 |
0,5 |
SS>I> = 528 S = 22,4
Н = 10,6 / 12 = 0,88
W = 1 – (268,8/10080) = 1 – 0,026 = 0,974
9. Сравнение полученного уровня качества с лучшими виртуальными показателями
Таблица 6
№ |
Показатели качества |
l>i> |
Эталон |
Своя продукция |
1 |
Назначение |
0,079 |
1 |
1 |
2 |
Надежность |
0,089 |
1 |
1 |
3 |
Экономическое использование сырья |
0,072 |
1 |
0 |
4 |
Транспортабельность |
0,072 |
1 |
1 |
5 |
Технологичность |
0,085 |
1 |
1 |
6 |
Эргономичность |
0,091 |
1 |
1 |
7 |
Экологичность |
0,085 |
1 |
1 |
8 |
Безопасность |
0,093 |
1 |
1 |
9 |
Эстетичность |
0,089 |
1 |
1 |
10 |
Стандартизация и унификация |
0,079 |
1 |
0 |
11 |
Патенто-правовые |
0,085 |
1 |
1 |
12 |
Экономичность |
0,079 |
1 |
1 |
S = 0,998
S = 0,847
10. Классификация показателей по пирамиде Маслоу
Р>k >= S(Оценка´m>ij>); a>k>= P>k>/S; S=SP>k> ; Q=S(a>k>´P>k>).
Таблица 7
Расчет комплексного показателя потребностей по пирамиде Маслоу
Потребности |
Признаки |
Оценка |
Весовые коэффициенты для группы |
Групповая оценка |
Весовой коэф-т групп |
Физиологические |
Пищевая ценность |
8*7*3= 168 |
m>11>=168/315 = 0,53 |
Р>1>= 158, 13 |
a>1>=0,39 |
Энергетическая ценность |
7*7*3= 147 |
m>12>=147/315 = 0,47 |
|||
Безопасность |
Усвояемость |
7*6*3= 126 |
m>21>=126/400 = 0,315 |
Р>2>= 109,78 |
a>2>=0,27 |
Биологическая безопасность |
6*8*3= 144 |
m>22>=144/400 =0,36 |
|||
Сохраняемость |
7*5*2=70 |
m>23>=70/400 = 0,175 |
|||
Патенто-правовые |
5*6*2=60 |
m>24>=60/400 = 0,15 |
|||
Социальные |
Возможность с помощью хлеба образовывать общение |
4*5*1=20 |
m>3>=20/20 = 1 |
Р>3>=20 |
a>3>=0,05 |
Повышение статуса |
Ассортимент |
8*6*1=48 |
m>4>>1>=48/230 =0,21 |
Р>4>=82,46 |
a>4>=0,21 |
Органолептические свойства |
7*7*2=98 |
m>42>=98/230 =0,43 |
|||
Эстетические свойства |
7*6*2=84 |
m>43>=84/230 = 0,36 |
|||
Саморганизация |
Инновация |
6*5*1=30 |
m>5>>1>=30/108 = 0,28 |
Р>5>= 30,78 |
a>5>= 0,078 |
Эксклюзивность |
4*4*1=16 |
m>5>>2>=16/108 = 0,15 |
|||
Оригинальность |
5*4*1=20 |
m>5>>3>=20/108 = 0,18 |
|||
Эстетичность |
7*6*1=42 |
m>54>=42/108 =0,39 |
S = 401,15
Комплексный показатель Q = 112,03
Заключение
В данной работе я рассмотрела методику построения дерева свойств и научилась рассчитывать числовые значения качества различными методами, такими как:
экспертная оценка;
нахождение коэффициентов весомости;
вычисление комплексных показателей.
Квалиметрия помогает нам оценивать качество, т. е. переводить качественные характеристики в количественные. А ведь все, что можно сосчитать и измерить, то поддается контролю.
Список литературы
1. Прохоров В. С. Квалиметрия и ее возникновение. – М.: Госиздат, 1979. – 183с.
2. Гличев А.В. Прикладные вопросы квалиметрии. – М.: Стандарт, 1983. – 129с.
3. Авилов В.А. Математико-статистические методы технико-экономического анализа производства. М.: Экономика, 1967. – 192 с.
4. Райхман О. Р. О квалиметрии. М.: Стандарты и качество, 1983. – 156с.
5. Азгальдов Г.Г. О взаимосвязи качества и потребительской стоимости. М.: Стандарты и качество, 1971. – 174с.