Борис
Борис (?-1015)
Русский святой. Борис (в крещении Роман) Владимирович — любимый сын великого князя Владимира. По начальной киевской летописи, рожден от болгарыни и при втором разделе земель получил в удел Ростов, которым до того владел Ярослав. Раньше, как видно из прибавлений к некоторым спискам летописей, бывших в руках у В.Н. Татищева, Борису был дан Муром.
Второй раздел произошел около 994—996 гг. С этого времени до 1015 г. в летописях о Борисе нет никаких упоминаний. В 1015 г. заболел Владимир, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и Владимир посылает его с дружиной для отражения их. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на р. Альте. Здесь он узнал о смерти Владимира и о занятии великокняжеского стола Святополком.
Дружина предложила ему идти на Киев и овладеть престолом. Но Борис не хотел нарушать родовых отношений и с негодованием отверг это предложение. Дружина Владимира покинула его, и он остался лишь со своими отроками.
Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, отправил Путшу и вышегородских бояр убить брата: симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами в ночь на 24 июля копьями пронзил Бориса и его слугу, родом венгра, именем Георгий, пытавшегося защитить господина собственным телом. Еще дышавшего Бориса убийцы завернули в шатерное полотно и повезли. Святополк, узнав, что он еще жив, послал двух варягов прикончить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено в церкви св. Василия.
Вскоре пал от рук убийц, подосланных тем же Святополком, и брат Бориса — Глеб. Его тело также было погребено (уже в 1019 г.) в церкви св. Василия. Память обоих страдальцев осталась для России священной. Летописи полны рассказами о чудесах исцеления, происходивших у их гроба, о победах, одержанных их именем и помощью, о паломничестве князей к их гробу и т. д. В 1071 г. Церковь включила их в число святых, и с того времени утвердился праздник Бориса и Глеба 2 (15) мая, день перенесения их мощей в новую церковь, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде. Впоследствии в честь них возникло много церквей и обителей в разных городах России. Самый факт убиения служит для древних летописцев любимой темой для отдельных сказаний, из которых наидревнейшие и наиболее полные приписываются Нестору и черноризцу Иакову.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа