Ухищрения, применяемые осуждёнными для совершения побега
УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНВОИРОВАНИЮ
СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
(г. Пятигорск)
РЕФЕРАТ
на тему:
«Ухищрения, применяемые осужденными
для совершения побега»
Выполнил:
Стажер на должность младшего инспектора
1 отдела 3 отделения
Чебулаев Дмитрий Михайлович
Г. Пятигорск, 2002 г.
В целях совершения побега из-под охраны осужденные обычно прибегают к различным ухищрениям. Для преодоления инженерно-технических заграждений они используют специально приготовленные лестницы, трапы, доски, бревна, веревки с прикрепленными к ним крючьями и другие подручные средства. Причем побег путем преодоления ограждения осужденные совершают тогда, когда личный состав служебных нарядов контролеров слабо осуществляет надзор за их поведением и действиями; территория объекта, особенно вблизи внутренней запретной зоны, своевременно не очищается от стройматериалов, отходов производства, мусора и других предметов; инженерно-технические средства охраны используются неправильно или выведены из строя, а лица караула проявляют беспечность и недобросовестно выполняют свои обязанности.
Во многих случаях осужденные отвлекают внимание часовых различными маскировочными действиями: инсценируют пожары и драки, разжигают костры и задымляют секторы наблюдения, выводят из строя светильники. Известны случаи, когда осужденные совершали побеги, используя воздушные коммуникации (линии электропередачи, провода телефонно-телеграфной связи и др.). Это позволяло им, не соприкасаясь со средствами обнаружения, быстро выйти за пределы запретной зоны и скрыться незамеченными.
Для приближения к запретной зоне, преодоления контрольно-следовой полосы (КСП) осужденные применяют различные отвлекающие действия. Они прибегают к маскировке, используя самодельные маскхалаты, простыни (в зимнее время), накидки из подручных средств, и под прикрытие строений, участков территории зоны, захламленных или покрытых растительностью, незамеченными приближаются к ограждению внутренней запретной зоны, а затем преодолевают ее, КСП и линию охраны. Нередко осужденные прибегают к изготовлению лестниц-стремянок и других сооружений, применяя которые они преодолевают ограждения.
Если нет возможности совершить побег указанными способами, осужденные чаще всего делают проломы и прорезы в ограждениях сплошного заполнения с помощью багров, пил и ножовок, а в проволочных ограждениях — с помощью различных металлорежущих инструментов или путем раздвигания смежных нитей и поднятия их над землей рогатками.
Оборудованные инженерно-техническими средствами охраны запретные зоны осужденные стремятся преодолевать такими способами, которые позволили бы вывести из строя системы обнаружения, быстро пройти сложные противопобеговые заграждения. Изучая устройство линейной части технических средств, они используют ее конструктивные недостатки>v> отключают токонесущие провода, устраивают всевозможные перемычки, изолируют контактные части электромеханических датчиков, зажимая обрезанные концы проводов специальными зажимами.
Внедрение новых инженерно-технических средств охраны позволило надежно прикрыть запретную зону и свести до минимума возможность ее преодоления осужденными. Тогда осужденные стали изыскивать ухищрения для побегов с объектов через КПП. В наибольшей мере они стремятся использовать неправильно оборудованные проходные коридоры, двери, смотровые окна, места осмотра транспорта и контрольные площадки, непросматриваемые часовыми КПП нижние части проходных коридоров, глубокие колеи, образовавшиеся от колес проходящего транспорта под воротами, незакрытые калитки или ворота для выхода на контрольные площадки, выходящий с объекта транспорт.
Готовясь к совершению побега через КПП, осужденные тщательно изучают, как организована служба часовых, замечают, а затем используют малейшую небрежность, неточность и особенно беспечность в их действиях для совершения побега.
Наиболее распространенными—ухищрениями, применяемыми осужденными для совершения побега через КПП, являются:
— изготовление фальшивых пропусков, справок и иных документов;
— использование подлинных документов, похищенных на объектах у вольнонаемных рабочих, с последующей заменой фотокарточек;
переодевание
в военную форму, гражданское платье и
даже
в женскую одежду;
попытки проникнуть через КПП под видом расконвоированных осужденных;
использование
подставлял лиц, согласившийся при
выводе
осужденных на работу (съеме с
работы) встать вместо них в строй.
Значительное количество побегов через КПП осужденные совершают с использованием транспортных средств. Чаще всего они укрываются в вывозимых грузах, рассчитывая воспользоваться недостаточной бдительностью лиц служебных нарядов контролеров и администрации, осуществляющих контроль за погрузкой и сопровождение транспорта до КПП охраняемых объектов.
В ряде случаев осужденные пытаются выехать за пределы объекта, укрывшись под капотами, сиденьями и кузовами транс>: >портных средств, в топливных баках грузовых и багажниках легковых автомобилей, в цистернах, в ящиках и фургонах специальных машин.
При наличии времени и условий осужденные делают на транспортных средствах, бесконтрольно оставленных на территории объекта, дополнительные приспособления: пристраивают ящики к днищам кузовов, стенам и крышам фургонов, приделывают дополнительные «топливные баки», тщательно все маскируя.
Осужденные могут укрываться также в сыпучих грузах, вывозимых с объектов, а чтобы предохранить себя от удара щупом при проверке транспорта, они прикрываются твердыми предметами или укрываются в специально подготовленных, спрятанных под грузом ящиках.
Когда
попытки тайно выехать через КПП не
удаются, осужденные используют оставленные
без присмотра или захватывают
силой
автомобили, паровозы и другие транспортные
средства для
тарана ограждения объекта
или ворот КПП.
Одним из распространенных ухищрений осужденных для скрытого проникновения за линию охраны является использование подземных коммуникаций, и прежде всего таких, которые не охраняются или надежно не прикрыты различными заграждениями и не блокированы предупредительной сигнализацией. Обычно осужденные разбирают кладку в колодцах водоотводных и канализационных устройств, перерезают заградительные решетки теплопроводов и обогревательных систем, используют ненадежно закрывающиеся входы в коллекторы и другие коммуникации, проходящие через объект.
Если на объектах подземные коммуникации отсутствуют или их использование невозможно, осужденные в ряде случаев пытаются совершить побеги путем проделывания подкопов. Использование подкопов и подземных коммуникаций для совершения побегов относится к числу наиболее квалифицированных ухищрений. Подкопы чаще, всего сооружаются из производственных и хозяйственных помещений, бань, прачечных и мест, которые расположены вблизи ограждения и посещаются незначительным кругом лиц. При этом осужденные умело маскируют извлекаемый из подкопов грунт, смешивая его с опилками, цементом, шлаком и т.п, а затем под видом производственных отходов вывозят его с охраняемых объектов. Нередко грунт прячут в чердачных и подсобных помещениях, выбрасывают в водосточные трубы, откуда он смывается сточными водами. Лазы в подкоп закрываются листами железа, досками и плитами, на которые для маскировки ставятся ящики, производственная продукция, набрасывается мусор или другие предметы.
Использование подкопов и подземных коммуникаций позволяет преступникам скрытно выходить за линию охраны без предварительного преодоления инженерно-технических средств. О побегах, совершенных таким образом, становится известно лишь через определенное время, за которое осужденные имеют возможность значительно оторваться от розыскных нарядов и надежно укрыться.
Немало случаев, когда осужденные укрываются на объектах работ, рассчитывая на неправильные действия караула в период съема, и ожидают удобного Момента для совершения побега. Виды тайников для укрытия и методы их изготовления зависят от характера объекта. Там, где производятся строительные и монтажные работы, осужденные могут укрываться в штабелях стройматериалов, в каркасно-засыпных сооружениях, стенах кирпичной кладки, под лестничными клетками и полами, на чердаках, в печах и дымоходах. На лесобиржах и лесозаготовительных участках (ЛЗУ) тайники сооружаются в штабелях лесоматериалов, в связках леса, подготовленных для вывоза с объекта, в корнях больших деревьев, под пнями и кучами хвороста.
Скрывающиеся преступники и их пособники хорошо маскируют места расположения тайников, тщательно обрабатывают подходы к ним веществами, которые раздражающе действуют на обоняние служебных собак; заранее создают необходимые запасы воды, продуктов питания и других предметов, необходимых на время пребывания в тайнике и для действий после побега.
Для совершения побегов с лесоучастков осужденные применяют те же ухищрения, что и для выхода с других объектов. Особыми ухищрениями являются попытки преодоления просеки с помощью шестов, а в зимних условиях — переход запретной зоны в снегоступах или с использованием фанерных листов и заранее изготовленных матов из подручных средств, проделывание подкопов в толще снежного покрова, валка деревьев на просеку участка, по которым его и преодолевают, а также другие ухищрения, суть которых сводится к тому, чтобы пересечь линию охраны объекта, не оставляя следов.
Ухищрения, применяемые осужденными для совершения побегов с объектов работ, расположенных на реках и водоемах, характерны использованием бревен (или изготовленных макетов) и других подручных предметов. Осужденные выдалбливают в бревне гнезда для головы, плеч или тела человека, а затем сбрасывают бревно вместе со спрятавшимся в воду для сплава. Для устойчивости такого тайника на воде к нему прикрепляются жерди или тяжелые предметы.
Нередко осужденные пытаются выплыть за линию охраны под прикрытием бревен и плотов, прикрепившись к ним и маскируясь, а при совершении побега вплавь под водой используют резиновые трубки для дыхания, водонепроницаемые костюмы из брезента, пропитанного различными лаками и красками.
Значительное количество побегов осужденные совершают в период выхода (входа) из жилых зон и с производственных объектов или в пути следования при конвоировании пешим порядком и на транспортных средствах.
Для совершения побегов в период выхода из жилых зон и с производственных объектов применяются ухищрения, сущность которых сводится к тому, чтобы нарушить нормальную работу караула и сбить его со счета. Для этого осужденные преднамеренно нарушают порядок построения при выводе из охраняемого объекта, давая этим возможность выйти из жилой зоны лишнему, при выходе из производственного объекта, наоборот, пытаются оставить там укрывшегося осужденного. Наиболее характерные в этих случаях ухищрения — это самовольный переход осужденных из одних шеренг в другие, выход осужденных из строя, скученное следование бригад, имитация драк, ускорение или замедление темпа движения и т. п.
Пользуясь ослаблением бдительности, отсутствием четкого взаимодействия часовых с начальником караула и между собой, неорганизованностью их действий, осужденные пытаются приблизиться к линяй охраны (оцепления), чтобы потом выйти за ее пределы под видом вольнонаемных сотрудников колонии, расконвоированных осужденных, представителей администрации хозорганов, водителей автомобилей и других лиц.
Ответственным моментом является посадка осужденных на транспортные средства. Нарушение правил посадки и осмотра транспорта может стать одной из основных причин побега преступников при конвоировании.
При посадке в автомобили (вагоны) осужденные могут внезапно и незаметно для караула «нырнуть» под кузов машины или платформу вагона, спрятаться на раме или на тележке и таким образом выехать за линию охраны. Затем они пытаются постепенно сблизиться с посторонними лицами, находящимися за линией охраны, или вплотную приблизиться к местным предметам и под их прикрытием совершить побег.
На рисунке 1 приведен порядок конвоирования осужденных на транспорте
Имеют свои специфические особенности и ухищрения, применяемые осужденными при перевозке их на транспортных средствах. Например, устройство различных тайников с целью остаться в кузове автомобиля (вагоне), а после высадки из него осужденных выйти незамеченными и скрыться; прорезов и проломов в днищах и стенках транспортных средств и использование их на вынужденных остановках, а также во время замедленного движения транспорта на поворотах, подъемах, спусках, неисправных участках пути, при следовании по многолюдным местам.
. Среди ухищрений, которые применяют осужденные для совершения побегов во время конвоирования пешим порядком, следует выделить прежде всего такие, как попытки спрятаться под настилами лежневой дороги, под мостиками, в ручьях. и кюветах, в складках местности и зарослях кустов.
В некоторых случаях осужденные пытаются совершить побег «на рывок», т. е. внезапно преодолеть линию охраны. Чаще всего побег таким способом совершается в условиях ограниченной видимости (ночью, в туман, дождь и снегопад) в направлении автомобильных и железных дорог, чтобы можно было воспользоваться транспортными средствами для быстрого ухода от преследования; в сторону леса, посевов и зарослей, затрудняющих преследование в наблюдение забежавшими, а также в места скопления граждан, нахождения огнеопасных и взрывоопасных объектов, где невозможно или затруднено применение оружия.
На этот случай существуют специальные правила конвоирования пешим порядком. Часовые выставляются но обе стороны колонны на расстоянии, предусмотренном планом охраны. Каждому часовому указываются ряды осужденных, за которыми он должен вести постоянное наблюдение. Помощник начальника караула находится впереди, а помощник начальника караула по службе собак (дрессировщик) с розыскной собакой — в месте, позволяющем вести наблюдение за осужденными и своевременно переходить на преследование в случае побега.
Перед началом движения колонны начальник караула, проверив наличие осужденных и расположение их в колонне, объявляет: «Осужденные. Вы находитесь в подчинении караула. Во время движения запрещается переходить из ряда в ряд, громко разговаривать, курить, передавать посторонним лицам или принимать от них что-либо. Предупреждаю: В случае побега будет применено оружие». Затем командует: «Шагом — МАРШ» — и следует в 7—10 м за колонной осужденных.
Колонны осужденных должны двигаться по правой стороне дороги. Конвоирование пешим порядком по улицам населенных пунктов (кроме лесных и сельских), а также на расстояние свыше 2 км, в условиях плохой видимости, по неосвещенным маршрутам запрещается. В ночное время во избежание несчастных случаев караул должен иметь сигнальные фонари, а в дневное время — сигнальные флажки. (рис. 2)
Одно из самых коварных ухищрений осужденных — это стремление их войти в доверие к лицам караула и использовать их беспечность и ротозейство для реализации своих преступных замыслов. Практика знает немало примеров, когда преступники в целях совершения побега и овладения оружием нападали на тех часовых и лиц служебных нарядов, которые нарушали правила несения боевой службы, разрешали осужденным выходить за линию охраны за дровами, водой, позволяли им производить уборку помещения, где размещается караул, рубить дрова, разводить костер, проявляли беспечность и вступали в разговоры с осужденными, принимали от них мелкие подачки, нарушали установленные расстояния между собой и ими.
Пользуясь недостаточным контролем за режимом содержания во время работ на производственных объектах, некачественным обыском при выходе с них, осужденные изготовляют холодное и даже огнестрельное оружие и применяют его при нападении на часовых.
Но любые ухищрения будут своевременно разгаданы и пресечены теми караулами и войсковыми нарядами, которые несут боевую службу бдительно, умело и в соответствии с требованиями действующего законодательства, нормативных актов МЮ РФ.