Этноним "татары"
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Камская государственная инженерно-экономическая академия
Кафедра «История»
Контрольная работа
По истории Татарстана
на тему: «Этноним татары»
Набережные Челны – 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Из истории этнонимов
Глава 2. Происхождение названия «татары»
Глава 3. История этнонима татар
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Изучение истории этнонима, т.е. наименования этнической общности (племени, народности, народа) дает богатый материал для изучения истории этноса. В первой главе этой работы коротко рассмотрим историю этнонима, их происхождения образования и так далее.
Татары относятся к числу древнейших и многолюдных этносов. В средние века татары привлекли к себе всеобщее внимание: о них шла молва от берегов Тихого океана на востоке и до Атлантического побережья на западе. Целая плеяда ученых включала сведения о них в свои труды. Одни писали с восхищением, другие — со страхом, но никто не оставался равнодушным. Ибо татары и их предки оказали решающее воздействие на ход общественного развития в Евразии. Они создали своеобразную и самобытную цивилизацию, повлиявшую на культуру многих народов. Кто такие «татары», кого таким именем называли? – Это можно увидеть во второй главе, история названия «татары».
В истории татар были взлеты и падения, периоды мирной жизни и кровавых, жестоких войн. Они активно участвовали в международных делах на протяжении многих столетий. Предки современных татар создали несколько могущественных государств, внесли весомый вклад в общеисторический процесс, который описывается в третей главе – история этнонима татары. Однако их истинное величие состояло в том, что они не ушли в небытие, подобно многим ныне исчезнувшим этносам. И это несмотря на превратности судьбы, на то, что древние татары жили по соседству с воинственными и могущественными племенами. Они сформировались и сохранили себя как этносоциальную общность, нашли в себе силы для самоутверждения, непрерывности своей культурно-исторической традиции.
ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ЭТНОНИМОВ
Этноним — это название рода, племени, народности, на дни. Он образован из двух слов: этнос — народ и ном — имя. В любом этнониме содержится некая характеристика народа, но не всегда она бывает справедливой, верной. Это зависит от того, кем дано это название, или же от того, является ли этноним самоназванием или прозвищем.
В самоназваниях, в истинных этнонимах содержится информация о самом народе. Это представление возникает не просто от самого названия, не произвольно, а на основе непосредственного знакомства с представителями этого этноса, с историей народа. Реальный этнос любого народа определяется рядом признаков, как, например, языком, обычаями, обрядами и верованиями, образом жизни, культурой и т. д. Но не всегда название народа, его этноним правильно отражает реальный этнос, с другой стороны, в определении этноса не все из перечисленных его признаков играют существенную роль. Иными словами — одни и те же признаки данного этноса могут встречаться в совсем неродственных этносах. Главным признаком этноса считается язык. Но классификация этносов только на лингвистической основе также не всегда может быть решающим критерием. Не будем говорить о разных народах, говорящих либо на английском, либо на испанском, французском, португальском языках, тут картина ясна любому. Возьмем немцев и австрийцев, говорящих на одном и том же языке, которые отличаются друг от друга в основном лишь по самоопределению этих самих народов. Встречаются и обратные случаи. Норвежцы говорят на двух языках, но не составляют двух различных этносов, а остаются единым народом. Иногда же у различных народов, резко отличающихся по языку, имеется много общих признаков в образе жизни, даже и в культуре. Например, это видно у таджиков, узбеков и у некоторых других народов Средней Азии, у которых эти общие признаки возникли на основе географических факторов. Кроме того, обычаи, обряды, верования, образ жизни не всегда бывают одинаковыми даже у одного народа. Например, формы одежды, жилища, обряды, образ жизни русских поморов довольно резко отличаются от таковых, скажем, у донских казаков, имеются и языковые отличия между ними. Образ жизни дворян, русской аристократии, их обычаи, одежда резко отличались от таковых у рабочих на демидовских заводах, от крестьян, от разночинцев. Кроме того, эта аристократия даже пренебрегала и русским языком. Но, несмотря на все это, эти группы не составляли отдельных этносов.
Были времена, когда племена и роды не имели своего имени. Когда они жили изолированно, не знали других, отличных от себя людей, то и не нуждались в этнониме. Название, как настоятельная необходимость, возникает при встрече с неизвестными людьми. Уже на заре человечества, когда еще не было классов, родовой строй знал деление людей на «своих» — сородичей, соплеменников, и на «чужих». В основном этот «чужой» был его конкурентом, «врагом». Если между «чужими» устанавливались миролюбивые контакты, они становились «друзьями». Как отмечают специалисты, первые этнонимы обычно возникали от таких определений — «чужой», «враг», «друг» и т. д.
В той же глубокой древности, наряду с такими определениями, возникает этноним от слова «человек» и от его производных. Еще тогда при встрече незнакомых людей или отдельного человека у него спрашивали «кто он такой?». Обычно, не понимая языка, этот другой человек говорил, что он «человек», а не зверь, и услышанное это непонятное слово принималось как имя этого человека, как этноним этого народа.
Такие этнонимы, как «тюрк», «ары» (ныне — удмурты), «ненцы», «эскимосы», «нивхи», «дойч» и др., ведут свое происхождение от этого слова «человек», «люди», «настоящие люди». Можно привести еще один, довольно новый пример образования этнонима на этой основе. В ходе «освоения» Нового Света исчезли многие индейские племена. В конце XIX века «белые» в Калифорнии около одной бойни натолкнулись на одного индейца, загнанного туда голодом. Он оказался могиканом одного индейского племени, истребленного колонистами. Когда у него спросили: «кто он?», тот, не понимая языка «белых», назвал себя «Иши», что в языке его племени означало «человек» (сравни: кеше).
Ряд этнонимов по своему происхождению связан с внешними признаками людей, формой их одежды и т. д. «Черные клобуки», известные нам по истории Киевской Руси, это дословный перевод тюркского словосочетания «кара калпаки»,— по их обычаю носить черный головной убор. Племена, живущие на отдельных островах Океании, получили свое название от европейцев. «Папуасы» означает «люди с кудрявыми волосами». «Эфиопы» в переводе означает «люди с опаленным лицом».
Этнонимы образовались от различных основу от вида занятий, места обитания, свойств характера, родовых знаков и т. д. Так, индейцы бхилы получили свое название от слова «лучники», племя тактачи в Турции от рода их занятий — изготовления досок, «скифы» означает род занятий — скотоводство, «дреговичи»— люди леса, племя народов Калимантана нгаджу — люди гор... Негров в Калахари (Африка) называют бушменами от английского «кустарные люди», «люди, живущие среди кустарников».
Индейцы «ацтеки» получили свое название от ритуальных божеств, фигур змей, накрашенных в белый цвет, в языке которых ак означает «белый», цилан — «змея», из индейского акцилан европейцы произвели «ацтек». Имеются этнонимы, происходящие от имени предводителей народов, от названий местностей и т. д.
Бывают этнонимы и идеологического происхождения, в которых выражено оценочное отношение. Так, племена островов Новой Гвинеи получили от европейских миссионеров названия «намау», что означает «глупые», поскольку, они не захотели принять христианство, что в глазах миссионеров, считавших христианство высшим благом, казалось, без сомнения, «глупостью» и т. д.
Тюрков (кипчаков) в Киевской Руси называли «половцами», «торками», а другие, особенно на Западе, знали "их как «куманов», а восточные соседи именовали их «кипчаками» и т. д. В истории встречаются случаи рассмотрения одного народа как два этноса, например, грузинов как «грузинов» и как «георгиев».
ГЛАВА 2. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ «ТАТАРЫ
Происхождение названия «татары» привлекло внимание многих исследователей. О возникновении этого названия имеются различные толкования, и до настоящего времени существуют различные мнения и об этимологии самого слова «татары». Одни выводят этимологию этого слова от «горного жителя», где «тат» якобы имеет значение гора, а «ар» — жителя». Компонент ар, как известно, встречается в названиях многих народов: болгар, мадьяр, авар, хазар, мишар, сувар и т. д. Ар считается словом персидского происхождения в значении «человек». Тюркское ир — мужчина — принято отождествлять с ар. При такой этимологии кажется, что этноним «татар» тюркского происхождения.
О. Белозерская, опираясь на труды по этимологии других авторов, происхождение названия «татары» связывает с персидским словом тептер (дэфтэр— тетрадь, записанный в список) в смысле «колонист». Этноним, вернее, микроэтноним типтяр более позднего происхождения. Этим именем начали обозначать переселившихся из Среднего Поволжья, из Казанского ханства булгар и других на Урал, в Башкирию в XVI—XVII веках, и, как видим, ничего общего в этимологии «татар» и «типтяр» нет. Встречаются попытки объяснить этимологию «татар» от тунгусского слова та-та в значении «стрелок из лука», «тащить», «тянуть», что также сомнительно.
Известный тюрколог Д. Е. Еремеев происхождение этого этнонима связывает с древнеперсидским словом и народом: «В этнониме «татар» первый компонент тат можно сопоставить с одним из названий древнего иранского населения. Как сообщает Махмут Кашгари, «татами тюрки называют тех, кто говорит на фарси», т. е. вообще на иранских языках, так как, например, согдийцев он также именует фарсами. Кроме того, татами тюрки называли и других соседей — китайцев и уйгуров. Первоначальное значение слова «тат» было скорее всего «иранец», «говорящий по-ирански», но затем этим словом стали обозначать всех чужестранцев, чужаков» (Д. Е. Еремеев. К семантике тюркской этнонимии.— В сб.: Этнонимы.М.,1970, с. 134).
В средневековой западноевропейской литературе даже русских начали отождествлять с татарами, Московию параллельно именовали «Тартарией», поскольку в свое время как русские, так и булгары были подданными Золотой Орды. Как и китайцы, средневековая Европа считала себя центром Земли и культуры, и поэтому западноевропейцы (читай: клерикалы, церковники, прежде всего) все другие народы считали варварами — тартара-ми! Таким образом, получился заколдованный круг: слияние идущего из Китая «та-та» и с Запада «тартар» в одном и том же значении варвара, что способствовало закреплению этого названия в нарицательном смысле в сознании народных масс Европы. Фонетическое сходство «та-та» и «тартар» еще более облегчило это отождествление.
В таких «благоприятных» условиях священникам, официозным идеологам и историкам не стоило особого труда представить татар варварами, дикарями, потомками монгольских завоевателей, что привело к смешению в одном названии различных народов. Следствием этого является, прежде всего, искаженное представление о происхождении современных татар. Все сказанное в конечном счете приводило и приводит к фальсификации истории многих тюркских народов, в первую очередь, современных татар. Выдающийся русский географ и историк, учитель тюрколога академика В. В. Радлова, упомянутый К. Риттер правильно подметил: «А потому, несмотря на злоупотребление его (названия «татары». — Л. К.) в этнографии и географии, где ошибочно перенесено на западных туркских, так на восточных маньчжурских людей монгольского племени, это название, как обновленное понятие, означает хаотическую массу народа в стране Центральной Азии, очень трудно изучить их - исторических и географических описаний сей части света». Как видим, еще в середине XIX века отдельные русские ученые прекрасно сознавали настоятельную необходимость различения названий монгол и татар от названий тюркских народов и указывали, что вольное употребление их ведет к искажению истории, прошлого отдельных народов, затрудняет объективное исследование истории, культуры, языка, происхождения народов.
Вопрос о конкретности терминов является одним из самых актуальных в любой отрасли знания. Неспроста ученые пишут, что если бы удалось устранить различное понимание и толкование отдельных терминов, наука избавилась бы от большого груза, шелухи антиномии и ее развитие шло бы намного быстрее. Такого рода явление мы видим и в различном понимании этнонима «татары», ведущего к различного рода вымыслам, путанице, в конечном счете к искажению истории происхождения целого народа.
ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ЭТНОНИМА ТАТАР
Впервые этноним «татар» упоминается в рунической надписи на памятнике, установленном в честь государственного деятеля Второго Тюркского каганата Кюль-тегина (732 г.). Эта надпись, содержащая сведения о политической истории Центральной Азии 6-8 веков, упоминает племенные союзы «отуз-татар» и «токуз-татар».
По свидетельствам источников, в 9-12 вв. татарские племена достигают большого могущества. Они образуют в Центральной Азии несколько своих государств и подчиняют окружающие тюркские и монгольские племена. В 10-12 вв. этноним «татары» был хорошо известен также в Китае, Средней Азии и Иране. Так, компетентный исследователь 11 века Махмуд Кашгари обширный регион между Северным Китаем и Восточным Туркестаном именует «Татарской степью».
Очевидно, поэтому в начале 13 в. монголы, победившие татарские племена и захватившие их земли, в среде тюркских племен, в китайских и мусульманских источниках идентифицируются как «татары». Позднее это наименование монголов распространяется на Руси и в Европе (несмотря на то, что монгольские ханы категорически запрещали именовать себя «татарами»).
Проникновение наименования «татар» в Волго-Уральский регион связано с монгольскими завоеваниями и их следствием – образованием на обширной территории Восточной Европы, Западной Сибири и части Центральной Азии государства Улус Джучи (более известного как Золотая Орда). Являвшаяся уделом старшего сына Чингис-хана Джучи Золотая Орда до конца 13 в. в свою очередь входила в состав обширной Монгольской империи (Йеке Монггол Улус), объединявшей уделы еще троих сыновей Чингисхана: Угедея, Чагатая и Тулуя.
Термин «татар» получает широкое распространение и внутри самой Монгольской империи. Как свидетельствуют источники, в 13 веке этот термин начинает обозначать представителей покоренных монголами народов и племен (в значительной степени тюркоязычных), а также сами эти племена.
Очевидно, уже к началу 14 в. термин татар на территории Улуса Джучи приобретает социально престижное значение, начиная обозначать военно-служилую аристократию, в основном ведущую кочевой образ жизни, в среде которой формируется «имперская надэтническая культура». Таким образом, термин "татар" теряет свое первоначальное, "этническое" значение и приобретает социальное звучание.Судя по источникам, постепенно термин "татар" становится названием господствующих слоев в государствах с правящей чингисидской династией (Джучиевом Улусе, Чагатайском Улусе, державе Хулагуидов, империи Юань). Как правило, эти слои были представлены тюрко-монгольской кочевой элитой.
Однако в течение 14 века происходит падение чингисидских династий во всех созданных монголами государствах (кроме Золотой Орды). Потомки грозного завоевателя свергаются с тронов, а опора старых режимов (именуемая в источниках "татарами") уничтожается, изгоняется либо переходит на службу новым династиям. Таким образом, они теряют свою «татарскость», одним из условий которой была служба ханам из династии Чингисидов. В то же время в Улусе Джучи, несмотря на внутренние смуты, позиции господствующего класса остаются прочными. С чем это было связано?
Как уже отмечалось, в государствах, основанных потомками Чингиз-хана, военно-служилая знать и значительная часть бюрократии состояла из представителей кочевой элиты (предводителей и привилегированных членов кочевых кланов). Павшие монгольские государства занимали территории древних земледельческих цивилизаций (Китая, Ирана, Мавераннахра). Поэтому в них позиции малочисленного в сравнении с основным населением монгольского господствующего класса, с чуждыми для большинства традициями и образом жизни, оказались весьма непрочны.
Иной была ситуация в Золотой Орде. Основную территорию этого государства составляли степи, а большинство населения вело кочевой образ жизни. Здесь доля собственно монголов также была невелика, и вскоре они растворились в окружавшей их тюркской среде. Однако установленная монгольскими завоевателями система государственного и общественного устройства в условиях Золотой Орды оказалась гораздо более жизнеспособной.
Даже после распада Золотой Орды (1-я половина – середина 15 в.) в выделившихся из нее государствах (Казанском, Крымском, Сибирском, Астраханском, Касимовском ханствах) сохраняется чингисидская династия Джучидов (исключение составляла Ногайская Орда, где правили потомки золотоордынского временщика Едигея (1352-1419). В этих государствах сохраняется и господствующее сословие, носящее самоназвание «татар».
Постепенно оседлое (сельское и городское) население татарских ханств «татарами», помимо ордынской кочевой элиты, начинает именовать всех кочевников, населявших территорию бывшей Золотой Орды. Очевидно, именно одного из таких кочевников имел в виду знаменитый поэт периода Казанского ханства Мухаммедьяр – просвещенный горожанин, вложивший в уста героя одной из своих поэм весьма нелестную характеристику «татарина».
До недавнего времени среди татарского населения Поволжья и Приуралья также имели распространение поговорки, нелестно характеризующие «татар»: ‘Татар атасын сатар’ (Татарин отца родного продаст), ‘Татар туря булса, чабатасын тургя эля’ (Если татарин станет чиновником, лапти свои повесит в красном углу), ‘Татар атка менся, атасын танымас’ (Если татарин сядет на коня, не узнает отца родного). Сегодняшние сторонники «булгарской» теории происхождения татар приводят этот факт как одно из основных доказательств навязанности наименования «татар» современным носителям этого этнонима.
Таким образом, мы видим, что оседлое население по крайней мере Казанского ханства четко отделяло себя от «татар». Причину этого следует искать в резких различиях образа жизни, преследовании различных интересов и, наконец, разном менталитете этих двух социальных слоев.
Как же именовали себя оседлые жители, «автохтоны» края?
Известно, что на территории Среднего Поволжья в 10 – начале 13 вв. существовало мощное высокоразвитое Булгарское государство. После монгольского завоевания территория Волжской Булгарии становится вилаятом (провинцией) Золотой Орды.
После распада Улуса Джучи обозначение «вилаят-и Булгар» («Булгарский вилаят») стало официальным наименованием Казанского ханства наряду с обозначением «вилаят-и Казан» («Казанский вилаят»), что подчеркивало преемственность между Волжской Булгарией – Булгарским вилаятом Золотой Орды – Казанским ханством как независимым государством. При этом Казанское ханство претендовало и на золотоордынское наследие.
Уже в момент возникновения Волжская Булгария была многоэтничным государством. Из источников известно, что в состав Булгарии входили сувары, эсегели, буртасы и др. племена, присутствовали и кыпчакские кланы. Однако общепринятым самоназванием населения являлся, очевидно, термин «булгар» или «бильгяр»
В период Золотой Орды этнический состав населения Среднего Поволжья еще более усложняется в результате миграций и частичного оседания кыпчакских племен, кочевников из Центральной Азии и Южной Сибири. Однако можно предполагать, что у значительной части населения долгое время сохранялось булгарское самосознание. В то же время параллельно используемым и более популярным самоназванием уже в 15-16 в. был конфессионим "мусульмане". Об этом свидетельствуют как данные русских летописей, где жители Казанского ханства именуются "бесермянами" (т.е. мусульманами), так и уникальный источник 1550 г., дошедший до нашего времени – "Зафар-наме-и вилаят-и Казан". Необходимо отметить, что для средневекового сознания было свойственно преобладание конфессионального (религиозного) самосознания над этническим (общеизвестно, что русский социальный термин "крестьянин" произошел от конфессионима "христианин"). Конфессиональное самосознание сохраняло свои позиции в татарском обществе очень долго. И сегодня, если спросить у некоторых пожилых татар "Кто мы?", наряду с ответом "татары" (реже - "мишары", "тептяри" и т.п.) можно получить ответ "Мы - мусульмане".
Источники свидетельствует в пользу того, что тюрко-мусульманская элита и незнатное население Волго-Уральского региона долгое время использовали для самообозначения различающиеся самоназвания: первые – "татары", вторые – "мусульмане" (отметим, что и те, и другие придерживались мусульманской религии).
Есть основания полагать, что среди татар Поволжья и Приуралья этноним "татары" в качестве самоназвания распространялся медленно, в течение 18 – начала 20 веков. Прослеживается три основные причины распространения термина «татары», изложенные Д.М. Исхаковым.
Во-первых, проводившаяся со второй половины 16 в. политика Российского государства, направленная на социальное и экономическое ослабление слоя татарских феодалов, часто становившихся инициатором антиправительственных выступлений. В результате этой политики происходило массовое обезземеливание и разорение татарской аристократии (носительницы самоназвания "татары"), вхождение ее представителей в состав других социальных групп (прежде всего крестьянства). Это привело к постепенному распространению термина "татар" в среде тюрко-мусульманского населения Поволжья и Приуралья.
Во-вторых, начиная с 16 века, после русского завоевания Поволжья, устанавливаются тесные контакты между русским и татарским населением. А русские называли население постзолотоордынских государств как правило "татарами". Очевидно, это также способствовало принятию предками современных волго-уральских татар этого самоназвания.
В-третьих, как справедливо отмечает Д.М. Исхаков, наименование «татары» являлось наиболее «интегральным и распространенным» этнонимом, объединявшим носителей различных локальных самоназваний (мишар, тептяр и др.). От себя добавим, что этноним «татары» довольно легко был воспринят также тюркоязычным мусульманским населением Нижнего Поволжья и Сибири. В условиях формирования татарской этнической общности (конец 18 – начало 20 вв.) этноним «татар» выступил реальной альтернативой аморфному конфессиониму «мусульмане».
Отметим, что к 18 веку булгарского этноса уже давно не существовало, и этноним «булгар» соответственно стал явным архаизмом. Но осталась историческая память о Булгарском государстве как государстве «мусульманского правоверия», и в 18 в. татарское духовенство стало использовать «булгарскую» тему для противодействия попыткам властей христианизировать мусульманское население Поволжья, а также с целью возродить влияние ислама в регионе. Так, идея возрождения города Булгар (или Булгарского государства) использовалась в милленаристском движении Мурад муллы (1760-е гг.).
В связи с этим термин «булгарское» стал фактически синонимом термина «поволжско-мусульманское», не соответствуя смыслу этнонима «булгары» в 13-14 вв., а тем более 10-13 вв. Именно поэтому он не мог быть принят в качестве самоназвания складывающейся нации: во-первых, он был слишком узок, во-вторых, носил религиозный оттенок. Тахаллус «Булгари» использовался в письменных источниках в качестве исторического обозначения региона, местности, откуда происходил автор или ученый. Равным образом мусульманами использовались названия других регионов (Дагестани, Хорезми), населенных пунктов (городов и сел), и даже стран (Расави = «Российский»). В 19-20 вв. вариант принятия в качестве самоназвания этнонима «булгары» в татарской печати практически не рассматривался.
Еще раз отметим, что процесс принятия этнонима «татары» шел трудно, и в татарской историко-просветительской литературе, а позже периодической печати до 1920-х гг. шла оживленная дискуссия относительно того, как следует именовать мусульманское население, сегодня известное как «татары».
Свидетельством постепенного отказа мусульманского населения Поволжья от религиозного самосознания в пользу самосознания национального и динамичного формирования татарской «нации» служит наблюдение казанского губернатора П.М.Боярского. В 1914 г. он отметил следующее: если «раньше на вопрос: какой ты нации, татарин отвечал – мусульманской», то теперь «в Казанской губернии тяготение мусульман к религиозному фанатизму ослабевает и крепнет стремление к поднятию народности, усвоению татарского национализма и созданию самостоятельной мусульманской культуры» [Цит. по: Исхаков Д. Проблемы становления...].
В это же время другие представители российской администрации также отмечали подъем национального движения, переживаемый татарским населением Волго-Уральского региона, причем отмечалось сильное влияние этого движения на другие мусульманские и отчасти немусульманские народы России.
Окончательное принятие самоназвания «татары» относится к началу советского периода (1920-30-е гг.), когда была образована Татарская АССР, что означало восстановление (хотя, как оказалось позже, во многом символическое) государственности татарского народа. Это послужило дополнительным стимулом для распространения этнонима «татары» не только в Волго-Уральском регионе, но и в Сибири, Нижнем Поволжье.
Итак, первоначальный этноним «татар» – самоназвание группы центрально-азиатских племен – в 13 в. приобретает социальное значение. В 13-17 вв. соционим «татар» в Золотой Орде и образовавшихся после ее распада татарских государствах обозначает надплеменную, надэтническую прослойку военно-служилой знати. В результате политики ослабления военно-служилой знати ("татар") Волго-Уральского региона, проводившейся российским правительством во 2-й половине 16 – начале 18 вв., значение социально престижного термина "татар" претерпевает изменения и постепенно вновь принимает черты этнического самоназвания, но уже новой этнической общности – тюрко-мусульманского населения Среднего и Нижнего Поволжья, Приуралья и Сибири.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью работы является не изучение происхождения татар. Если мы коснулись и вопросов этногенеза, то это было сделано лишь в свете рассмотрения этнонима «татары». История этнонима не есть история происхождения народа, хотя для выяснения последнего и этимология этнонима имеет определенное значение. Этнонимы могут быть ложными или истинными, они могут меняться и заменяться, может меняться и содержание самих этнонимов. Но для этого не обязательно, чтобы изменился сам носитель этого названия, т. е. этнос. Подмена одного этнонима другим, как правило, приводит к различным трудностям, даже осложнениям. В таких случаях ложно данное имя может привести к прямому искажению истории народа, его происхождения. Самоназванием татар Поволжья и Приуралья является «булгары». Известный советский историк Л. Н. Гумилев указывает: «Одной из пагубных для научного мышления ошибок являются предвзятые мнения, которые будучи некогда высказаны как гипотезы в дальнейшем принимаются как непререкаемые истины. Сила давности (и традиции.— А. К.) парализует критику, и ложное мнение укореняется, искажая историческую правду». (Л. Н. Гумилев. Поиски вымышленного царства. М., 1970, с. 279). Что мы и видим в истории названия «татары». Этнический компонент – один из важнейших при изучении истории. До появления государственности история татар во многом сводится к этногенезу. В равной степени и потеря государственности на первый план выводит изучение этнических процессов. Существование государства хотя и отодвигает на второй план этнический фактор, тем не менее сохраняет его относительную самостоятельность как предмета исторического исследования, более того, порой именно этнос выступает государство-образующим фактором и, следовательно, решающим образом отражается на ходе истории.
На формирование современных татар оказали определенное влияние финно-угры и славяне. Пытаться искать этническую чистоту в лице булгар или какого-то древнего татарского народа ненаучно. Предки современных татар никогда не жили в изоляции, напротив, они активно передвигались, перемешиваясь с различными тюркскими и нетюркскими племенами. С другой стороны, государственные структуры, вырабатывая официальный язык и культуру, способствовали активному смешению племен и народов. Это тем более верно, что государство во все времена играло функцию важнейшего этнообразующего фактора. А ведь Булгарское государство, Золотая Орда, Казанское, Астраханское и другие ханства существовали многие столетия – срок достаточный, чтобы сформировать новые этнические компоненты. Не менее сильным фактором смешения этносов была религия. Если православие в России делало многие крестившиеся народы русскими, то в средние века ислам таким же образом превращал многих в тюрко-татар.
У татарского народа нет единого этнического корня. Среди его предков были гунны, булгары, кипчаки, ногайцы и другие народы, которые сами формировались в древнейшие времена, как видно из первого тома данного издания, на базе культуры различных скифских и других племен и народов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Государства татар в Центральной Азии (дочингисова эпоха) // MONGOLICA. К 750- летию «Сокровенного сказания». М., 1993. С. 139-147.
2. Измайлов И.Л. Некоторые аспекты становления и развития этнополитического самосознания населения Золотой Орды в 13-15 вв. // Из истории Золотой Орды. – Казань, 1993. – С.17-32.
3. Исхаков Д.М. От средневековых татар к татарам Нового времени. Казань, 1998.
4. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополитическая история татарского народа. Казань, 2000
5. Каримуллин А. Татары: этнос и этноним. Казань, 1989.
6. Мохаммадьяр. Нуры содур. Казан, 1997 (на тат. яз.)
7.Мустакимов И. Об особенностях использования некоторых этногеографических и этнополитических наименований Джучиева Улуса в арабских источниках XIII-XVI вв. / Великий Волжский путь: Материалы Круглого стола и Международного научного семинара (Казань, 28-29 августа 2000 г.). Казань, 2001. С. 263-279.