Народы Южной Америки: Ацтеки
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОСА АЦТЕКОВ 5
1. Географическое местоположение 5
2. Антропологическая характеристика 7
3. Основные занятия 8
ГЛАВА II. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОСА 10
1. Быт и жилище 10
2. Религия 13
3. Особенности национальной культуры ацтеков и ее наследие 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Приложение 1. Территория ацтеков на географической карте
Приложение 2. Карта ацтекского мира
ВВЕДЕНИЕ
На территории теперешней Мексики, полуострова Юкатан, Гватемалы, Перу и многих других стран Центральной и Южной Америки европейские мореплаватели нашли хорошо организованные и находящиеся на высокой ступени цивилизации империи с прочным общественным устройством и невероятно развитым искусством. Их наука, архитектура и астрономия, техника обработки металлов стояли на удивительно высоком уровне. Железа они, правда, не знали, но с другими металлами обращались мастерски.
Древняя цивилизация Центральной Америки была причудливой смесью кровавого, напоминающего первобытные времена варварства и утонченного образа жизни людей. Среди этих племен и народностей особо выделялись ацтеки.
У ацтеков были законы, свидетельствующие о более утонченном — по сравнению с моралью тогдашних европейских обществ — мышлении, и в то же время они приносили своим богам человеческие жертвы, обагряя алтари кровью тысяч своих собратьев. Их способы ведения войны были бесчеловечны, но их ювелирное искусство и тонкость скульптуры очаровывают и современного зрителя.
Беспощадно подавляя свой народ, они в войнах с испанцами являли потрясающие примеры бескорыстного героического самопожертвования. Объяснение этой противоречивой, почти непостижимой двойственности следует искать, пожалуй, в мировоззрении и воспитании этих народов, в их традициях: личной жизни человека они не придавали значения, считали каждого, в том числе и собственную личность, крохотной частицей одного большого целого. По крайней мере, так можно судить по их действиям и поведению, по сохранившимся памятникам и легендам.
Как же развивался этот народ, каковы его исторические корни и особенности культуры? На эти и некоторые другие вопросы мы и постараемся ответить в настоящей работе.
Цель настоящей работы – охарактеризовать исторический этногенез ацтеков.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Подобрать, изучить, систематизировать и подготовить к изложению литературу по проблеме.
2. Охарактеризовать историко-географические условия формирования этноса, в частности – историю появления в данной местности, географическую, природно-климатическую и антропологическую характеристики.
3. Представить культурологическую характеристику этноса – выделить особенности быта, религии, обычаев и национальных культурных традиций ацтеков.
4. Проанализировать изложенный материал и подготовить резюме, включающее в себя основные положения исторического этногенеза и культурологических особенностей ацтеков.
ГЛАВА I. УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОСА АЦТЕКОВ
1. Географическое местоположение
Археологические раскопки и исследования ученых показали, что в этих сказаниях ацтеков, или теночков, имеются частицы исторической правды. Ацтеки появились в долине Мехико позднее всех других племен науа. До этого они были небольшим кочевым племенем, жившим около одного из озер Западной Мексики. Их переселение оттуда к берегам озера Тескоко — исторический факт. Верно также и то, что большинство упоминаемых в ацтекском сказании племен появилось в долине перед ними. Но порядок появления этих племен перепутан, а места стоянок и ряд других деталей, конечно, принадлежат уже к чисто легендарным сказаниям.
Прибыв на новые места, теночки поселились на западном берегу озера Тескоко в Чапультепеке.
Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры, как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад. 1
Ацтекское государство к началу испанского завоевания, как уже отмечалось, простиралось широкой полосой от северного Веракруса на побережье Мексиканского залива и территории современного штата Герреро на Тихоокеанском побережье до перешейка Теуантепек, Гватемалы и Юкатана на юге.
Та часть Мексики, где располагались земли ацтеков, представляет собой каменистые степи, горные долины с редкими для данных мест дождями (среднегодовая норма осадков — около 750 мм, выпадают они, как правило, в течение около 100 дней). Только в южных, низменных или прибрежных районах (например, Оахака, Табаско, Веракрус), да и то не везде, климат субтропический или даже тропический.
Основная часть территории ацтекского государства располагалась в средневысотной зоне субтропического и тропического пояса со средней температурой зимы – 12-14°С, лета – 16-20°С (показатели средних температур менялись по зонам в зависимости от высоты над уровнем моря).
Климат Центральной Мексики субтропический, выпадение осадков сезонное — наибольшее их количество приходится на дождливый летний сезон (с мая по октябрь). В некоторые годы дождливый сезон начинался в апреле, достигал апогея в июле-августе, и затем наступал сухой сезон. Конечно, за последние 600-700 лет в климате произошли некоторые изменения. Тем не менее, исходя из нынешнего его состояния, можно довольно уверенно предположить, что в рассматриваемый нами период в районе Тескоко, например, осадков выпадало 768 мм в год, а среднегодовая температура равнялась +15,7°С. Нередки были заморозки, чаще в зимние месяцы, но не исключались они даже в сентябре и мае. 2
Большая часть Мексиканской долины была покрыта системой сравнительно неглубоких соленых озер. Называвшиеся в доиспанский период часто общим именем «озеро Луны», они занимали в долине около 2800 кв. км (70 х 40 км). Во время дождливого летнего сезона почти треть долины покрывала вода, однако в сухое время года оставалось пять отдельных озер: Сумпанго и Шалтокан на севере, Тескоко в центре, Чалько и Шочимилько на юге. Соленость этих озер была различной — южные и северные были менее соленые, чем центральное. Эта разница в солености и глубине озер имела огромное значение для земледелия.3
Карты расселения ацтеков см. в приложениях.
2. Антропологическая характеристика
Ацтеки — индейская народность центральной Мексики, относятся к языковой группе науа (юто-ацтекская языковая семья). Из описания ацтеков, которое оставил нам в 16в. анонимный соратник Кортеса: «Люди здесь смуглые, они крепки, выносливы и хорошо сложены: скорее высокие, чем приземистые. Обладают хорошими манерами и приятными жестами, в большинстве своем очень умудренны, но в то же время весьма скромны. Этот воинственный народ встречает смерть с величайшей решимостью». 4
Вообще, внешне все индейские племена Америки очень сходны между собой, несмотря на ареалы их обитания, будь то крайний север или экваториальные области. В физическом отношении индейцы отличаются своим темно-красным цветом кожи, гладкими черными волосами, широким, но не плоским лицом с резкими чертами и покатым лбом, который кажется коротким от растущих далеко вниз волос. Все американские племена, за исключением только эскимосов (которые, впрочем, и не причисляются к американской расе), от берегов Арктического океана до Огненной Земли, представляют признаки одного и того же типа не только в телосложении, но также и в физиогномии, душевных качествах, языке и умственной деятельности. Лицо красного человека всюду, как на севере, так и на юге, имеет угрюмое, равнодушно-серьезное и вместе с тем печальное, удрученное выражение.
На языке науатль, родном языке Ацтеков, слово «ацтека» означает буквально «кто-нибудь из Ацтлана», мифического места, расположенного где-то на севере. Однако сами ацтеки называли себя «меши́ка», или «теночка» и «тлальтелолька» — в зависимости от города происхождения. Современное использование слова «ацтеки» как термина, объединяющего народы, связанные торговлей, обычаями, религией и языком, был предложен Александром фон Гумбольдтом и заимствован мексиканскими учеными XIX века как средство отличать современных им мексиканцев от коренного индейского населения. Термин «меши́ка», от которого происходит слово «Мексика», неизвестного происхождения. Высказываются весьма различные версии его этимологии: слово «солнце» в языке науатль, имя лидера ацтеков Мешитли, тип водоросли, произрастающей в озере Тескоко. Самый известный переводчик с языка науатль, Мигель Леон-Портилья предполагает, что это слово означает «середина луны» от слов metztli (луна) и xictli (середина).
Современные ацтеки живут в Мексике. 1,2 млн. человек (2003). Язык ацтекский. Верующие — католики.
3. Основные занятия
Сейчас хорошо известно, что уже более двух тысяч лет тому назад на берегах озера Тескоко и лагун Шочимилко, Чалко, Шалтокан и Сумпанго находился целый ряд поселений древних земледельцев. Обитатели их выращивали маис (кукурузу) – он был основным источником питания, – а также бобы, хлопок и другие растения.5
Мощные потоки дождевой воды, стекавшие с окрестных горных цепей, постепенно откладывали на берегах озера и лагун жирный слой наносов. Они изобиловали минеральными удобрениями. Смешиваясь с прибрежным илом, богатым перегнившими растительными остатками, эти наносы образовали исключительную по своей плодородности почву. На ней под жарким южным солнцем созревали богатые урожаи, не уступавшие урожаям, взращиваемым в долине Нила. Мясную пищу доставляла охота: на заросших камышом берегах было много птиц и мелкой дичи, а на покрытых лесами горах водились даже олени.
Америка, в отличие от Европы и Азии, не знали сельскохозяйственных животных – лошадей, коров, овец, свиней. Исключение составляют домашняя собака (водившаяся в Мексике) и лама (водившаяся в Перу). Это наложило отпечаток на весь ход развития производительных сил индейских племен. Отсутствие домашних животных в Мексиканском нагорье заставляло индейцев усиленно развивать земледелие. Съедобные злаки выращивали при помощи искусственного орошения. Так как не было тягловой силы, все работы производили вручную. Поэтому не полеводство, а огородничество было характерным для земледелия Центральной Америки на протяжении ряда веков.
Ацтеки активно занимались торговлей. Городской рынок Теночтитлана занимал огромную площадь, вмещавшую одновременно более 50 000 покупателей и продавцов. Площадь была вымощена толстыми плитами и частично застроена торговыми. Здесь можно было купить всё, что производилось тогда в Мексике и соседних странах, - от посуды, мебели, золотых украшений до самых изысканных лакомств ацтекской кухни. Бойко торговали лавки с москательными товарами, кореньями, врачебными снадобьями, благовониями, пахучими мазями и притираниями. Оживленно было и вокруг продавцов сырых и дубленых шкур, кожи и кожаных изделий. Продавались и писчие материалы своего рода папирус, изготовленный из волокон алоэ.
Поселившись в долине Мехико, ацтеки освоили земледелие, однако основным их занятием оставалась война. Каждый год ополчение ацтеков и их союзников уходило в поход на окрестные племена, и каждый из воинов мечтал захватить пленника, чтобы затем принести его в жертву у подножия родового храма-пирамиды. Принеся несколько таких жертв, ацтек становился «текули», уважаемым воином; он мог вступить в один из двух «союзов воинов», «Союз Орла» или «Союз Тигра», и носить украшенный перьями шлем или ягуаровую шкуру. Воины-«текули» не возделывали поля, их наделы обрабатывали крестьяне покоренных общин; за соблюдением этого порядка наблюдали гарнизоны ацтекских воинов. В годы, когда не было войн, «текули» состязались в воинском мастерстве с воинами союзных городов; эти маневры-турниры заканчивались принесением проигравшей «команды» в жертву богам. В государстве ацтеков господствовали варварские законы, когда пленные враги сотнями и тысячами приносились в жертву; у подножия пирамид текли реки крови, и только в одном храме хранилось 130 тысяч черепов жертв. Лишь в конце ХV века ацтеки стали сохранять жизнь какой-то части пленных; пленники обрабатывали земли, предназначенные для содержания вождей и храмов.6
ГЛАВА II. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТНОСА
1. Быт и жилище
Жили простые ацтеки в небольших прямоугольных каменных домах без окон. Впрочем, часто в домах были патио – внутренние дворики, света от которых хватало для освещения окружавших патио комнат. У ацтеков дом возвышается в центре полностью засеянного поля, таким образом, на закате солнце покидает гостеприимное жилище, а на восходе вновь радует хозяев своим присутствием.
Ацтеки были изобретателями оригинальных плавучих огородов – чинамп. Из веток делалась решетка, на которую накладывалась трава, земля, ил, несколько ив по бокам чинампы, чтобы удержать огород на месте. Вся эта конструкция плавала у берегов рек. В реке было несколько «укорененных» ивами чинамп, проходы между ними были довольно узкими, получалось, что крестьянин вплотную подплывал по каналам к своей чинампе и собирал урожай.7
Жизнь богатых жителей ацтекских городов была подобна жизни богатых в Средневековье, они жили в специальном «богатом» районе города, имели несколько слуг и рабов, причем эти слуги и рабы жили не в их доме, а в своих собственных домах и приходили к ним работать. Статус раба не передавался по наследству, да и сам раб мог выполнить какую-то требующуюся от него работу и освободиться. Рабами могли становиться как преступники, так и простые люди, желающие заработать.8
Жилища ацтеков возводились из недолговечных материалов, поэтому они не дошли до нашего времени. Сохранились лишь возведенные из тесаного камня монументальные сооружения общественно-религиозных центров. Большинство этих зданий были культовыми; назначение других не вполне ясно. Храмы установлены на подножии в виде ступенчатой пирамиды, а другие постройки – на массивных платформах, мощные горизонтали которых способствуют архитектурной выразительности стоящих на них зданий. Эти сооружения окружают площадь, посреди которой высится пирамида главного храма, либо они расположены по обе стороны прямой улицы – вероятно, дороги процессий. 9
Ацтеки часто ходили обнаженными. В качестве единственного предмета одежды у мужчин служила набедренная повязка (маштлатль), нередко состоявшая из двух кусков Мужчины носили длинные волосы, заплетенные в косы, красили их в красный, желтый и другие цвета. Синими красками раскрашивалось также и тело, прокалывались носовые перегородки, в которые вставлялись трубочки и перья. Ацтеки прокалывали язык рыбными косточками и подпиливали зубы. Они носили головные уборы, нагрудные пекторали и ушные подвески из обработанных раковин. В качестве военных трофеев использовалась любая часть кожи врага, покрытая волосяным покровом, которую носили на шее.
В более поздний период стало высокоразвитым ткацкое ремесло ацтеков. Их ткани отличались сложным и красивым рисунком, они играли яркими красками. Ацтекские мастера умели придавать тканям вид бархата, парчи, различных мехов. К сожалению, разрушения, произведенные временем, а впоследствии – испанскими завоевателями, очень велики. Сохранилось немного образцов этого замечательного искусства, и мы знаем о нем большей частью по описаниям и рисункам. Связанное с ткачеством другое ацтекское ремесло – составление узоров из перьев – было замечательным искусством. Мастер брал самые разнообразные по окраске перья и составлял из них сложный и прихотливый узор. Затем стержни этих перьев в определенном порядке либо прикрепляли к сетчатой ткани в местах скрещения нитей, либо просто наклеивали на хлопчатую ткань. Этим способом изготовляли знаменитые плащи из перьев и пышные головные уборы вождей, которые так поразили испанских завоевателей. Такой же перьевой мозаикой, изображавшей различных животных или воспроизводившей геометрические узоры, часто украшали щиты знатных воинов. В изделиях из перьев поражало удивительно гармоничное сочетание цветов и оттенков. Трудно было поверить, что это не произведение живописи, настолько совершенен был подбор красок. Изделиями из перьев особенно славился Теночтитлан. Своеобразное ремесло мастеров перьевой мозаики сохранилось до наших дней. Мексиканские мастера и сейчас умеют создавать при помощи перьев красивые пейзажи и забавные бытовые картинки. 10
Ацтеки носили одежду, по которой можно было почти безошибочно определять род занятий и состоятельность прохожих по их внешнему виду. Люди в скромных белых одеждах – это земледельцы. Более состоятельные опоясывали себя широкими кушаками с густой бахромой и красивой вышивкой. Меховую одежду и шерстяные ткани носили только очень богатые. Знатные лица щеголяли в платах из перьев – легких, теплых и чрезвычайно изящных. Черные мантии были принадлежностью жрецов. Впрочем, их можно было узнать и по следам самоистязаний – изодранным ушам и запекшейся крови на голове. Ацтекские женщины ходили с распущенными волосами, ниспадавшими на плечи.11
Основу хозяйства ацтеков составляло земледелие. Земледельческая техника их была примитивной. Главным орудием служила деревянная, заостренная с одного конца палка. Иногда такие палки имели у острого конца небольшое расширение, и тем самым слегка напоминали наши лопаты. Эти палки употреблялись как для разрыхления почвы, так и при посеве, чтобы делать небольшие ямки, в которые затем бросались зерна. В старинных индейских рукописях можно увидеть изображения земледельцев с такой палкой, занимающихся посевом.
Но под жарким солнцем Мексики даже такая немудреная техника щедро вознаграждала за труд, если только растения получали достаточно влаги, Поэтому ацтеки широко применяли искусственное орошение. Название одной из лагун Мексиканской долины – Чалко (в переводе на русский – «много каналов») – прямо указывает на это.
Денег в современном (да и в средневековом) их понимании у ацтеков не имелось – товарообмен у них был бартерным. Использовались в основном естественные средства обращения: какао-бобы, холсты (куски индейской ткани, называвшиеся куачтли), золотой песок (россыпью или в особых трубках, сделанных из остова птичьего пера), золотые нити, драгоценные камни, медные бубенчики, особые Т-образной формы изделия (длиной в ширину ладони), рабы, перья редких птиц.12
Выбор пищи в таком щедром уголке мира, как долина Мехико, был невероятно богат. Из растений ацтеки могли питаться ананасами, какао, картофелем, маисом, томатами, злаками и многим другим. Однако мясных продуктов было немного. В самые голодные годы (например, во время гонения ацтеков тепанеками) они не брезговали даже змеями.
В хозяйстве ацтеков некоторую роль играли собаки. Их разводили главным образом ради мяса, считавшегося лакомством. Из живности, которая была у ацтеков, следует назвать индюков. Об этой птице европейцы узнали только после открытия Америки. Есть основания полагать, что ацтеки разводили также гусей, уток и перепелов. Широко было развито пчеловодство. Мёд употребляли в пищу не только богатые, но и средние по достатку семьи.
Важным источником мясной пищи была охота. Ацтеки славились как искусные охотники и меткие стрелки. Охотились они при помощи лука и стрел и различного рода ловушек. Были им известны и простейшие приспособления для метания копья и выдувные трубки для метания глиняных шариков. Люди, жившие на берегах озер, занимались также и рыболовством.
2. Религия
Религия ацтеков в большей степени, чем любая другая религия в мире, была орудием гнета не только за пределами собственно ацтекского государства, но и внутри него. Ее жестокий и кровожадный ритуал поглощал бесчисленные человеческие жертвы: мужчин, женщин и даже детей, в том числе и младенцев. 13
Религия ацтеков являлась политеистической. Они верили, что божества повелевают силами природы и действиями людей, Богов ацтеки изображали похожими на людей, но придавали им гротескные, чудовищные черты, иногда даже звериные. Богов было такое множество, что одно только их перечисление заняло бы целую главу.
Среди этого громадного количества божеств можно отметить Кецалькоатля, которому, несмотря на его доброту, также приносили человеческие жертвы. Ацтеки очень почитали бога солнца и его жену – богиню луны. Восход солнца жрецы встречали псалмами и кровавыми жертвами. Затмение солнца воспринималось, как величайшее несчастье: в храмах тогда трубили тревогу и били в барабаны, а люди захлебывались в рыданиях и расцарапывали себе губы. 14
Верховным божеством считался бог солнца, источник всякой жизни, однако ацтеки поклонялись прежде всего грозному богу войны Уицилопочтлю. В его лице и в приносимых ему жертвах нашли свое выражение кровожадные инстинкты ацтеков. Этот омерзительный бог, едва появившись на свет, запятнал себя кровью собственной семьи: он отрубил головы своим братьям и единственной сестре. Его мать, отвратительное существо с черепом мертвеца вместо головы и когтями ястреба вместо пальцев, вызывала у всех ужас. 15
Человеческие жертвы ацтеки приносили следующим образом. Четыре жреца, размалеванные в черный цвет, в черных одеждах, хватали юношу за руки и ноги и бросали его на жертвенный камень. Пятый жрец, облаченный в пурпурные одеяния, острым кинжалом из обсидиана распарывал ему грудную клетку и рукой вырывал сердце, которое затем бросал к подножию статуи бога. У ацтеков существовало ритуальное людоедство: сердце поедали жрецы, а туловище, сброшенное со ступеней пирамиды, уносили домой члены аристократических родов и съедали его во время торжественных пиршеств. 16
Кроме 18 главных празднеств в году, нередко продолжавшихся по нескольку дней, едва ли не каждый день отмечался праздник какого-нибудь из богов, поэтому человеческая кровь лилась непрерывно.
Самым любопытным был праздник в честь бога Тескатлипока. Уже за год до торжества выбирали жертву – статного юношу без физических недостатков. Избранник получал одежды, имя и все атрибуты бога. Люди поклонялись ему как Тескатлипоку на земле. На протяжении всего подготовительного периода избранник жил в роскоши, беспрестанно развлекался; его постоянно приглашали на пиры в аристократические дома. В последний месяц ему давали в жены четырех девушек.
Возлагались на него также и определенные обязанности соответственно легенде о боге Тескатлипоке. Существовало предание, что это божество бродило по ночам и уносило людей на тот свет. Чтобы его задобрить, ацтеки ставили вдоль дорог каменные лавки, на которых утомленный бог мог бы отдохнуть. Юноша, предназначенный в жертву, должен был ночью выходить на дорогу и время от времени садиться на придорожные лавки. Обычно его сопровождала многочисленная свита из числа золотой молодежи, возможно, для того чтобы обреченный не сбежал.
В день праздника его несли в паланкине к храму, где жрецы убивали его уже известным нам способом.
Богине плодородия приносили в жертву молодую девушку. Раскрашенная в красный и желтый цвет, что символизировала кукурузу, она должна была исполнять изящные ритуальные танцы, а потом гибла на жертвенном алтаре.
В религии ацтеков существовал даже особый покровитель человеческих жертв – божок Хипе. В его честь жрецы сдирали кожу с живых юношей, которую натягивали на себя и носили в течение 20 дней. Даже сам король надевал кожу, срезанную со стоп и ладоней.17
Верхом дикости представляется нам ритуал, связанный с культом бога огня. Жрецы разжигали в храме этого бога огромный костер, потом раздевали догола военных пленников и, связав их, бросали в огонь. Не дожидаясь, пока они погибнут, вытаскивали их крючьями из пламени, клали себе на спину и исполняли ритуальный танец вокруг костра. Только после этого жрецы закалывали их на жертвенном камне.
Религия ацтеков не щадила даже детей. Во время засухи жрецы убивали мальчиков и девочек, чтобы бог дождя смилостивился. Младенцев, купленных у нищих родителей, наряжали в праздничные одежды, украшали цветами и в колыбелях вносили в храм. Закончив ритуальные обряды, их убивали ножами.
Как только появлялись первые ростки кукурузы, детей умерщвляли по-иному: им отрезали головы, а тела хранили в горных пещерах как реликвии. В период созревания кукурузы жрецы покупали четырех детей в возрасте пяти-шести лет и запирали в подвалах, обрекая на голодную смерть.
Своеобразной традицией была бескровная битва, которую ацтеки и тласкаланцы ежегодно устраивали в условленном месте. Воины не использовали тогда оружия и боролись друг с другом как атлеты, голыми руками; каждый старался взять противника в плен. Посадив пленников в клетки, ацтеки и тласкаланцы отвозили их в свои храмы и приносили там в жертву. 18
Другой обряд живо напоминал римские бои гладиаторов. Пленника привязывали длинной веревкой к тяжелому камню и давали ему в руки щит и палицу настолько миниатюрных размеров, что трудно было ими что-либо сделать. На бой с ним выходил нормально вооруженный ацтек. Привязанный и почти безоружный пленник не имел никаких шансов выйти из боя победителем, но если ему все-таки удавалось одолеть одного за другим шестерых противников, а сам он не получал ни единой царапины, то ему дарили свободу.
Такой необыкновенный случай произошел с одним из тласкаланских королей, славившимся своей нечеловеческой силой, но все же попавшим к ацтекам в плен. Победив по очереди шестерых противников, он получил право на свободу, однако предпочел умереть, так как согласно индейским верованиям воины, побежденные в таком поединке, попадали в особый рай.
Точно неизвестно, сколько человеческих жертв приносилось ежегодно в государстве ацтеков. Ученые считают, что 20-30 тыс. Возможно, эти цифры преувеличены, но нет сомнения, что они все-таки были внушительными. Доказательством служат настоящие склады с десятками тысяч черепов, найденные конкистадорами во всех ацтекских городах, и в особенности уже упомянутое сооружение в Теночтитлане, где Берналь Диас насчитал 136 тыс. черепов.19
Ацтекскому государству приходилось постоянно беспокоиться о том, чтобы обеспечивать ненасытных богов жертвами.
Особая группа воинов только тем и занималась, что захватывала пленников и доставляла их в храмы. Не одну войну ацтеки начинали лишь затем, чтобы добыть пленников. Мерилом доблести, а следовательно, и заслуг ацтеков было количество их пленников, которое имелось на счету у каждого воина, поэтому ацтеки, вместо того чтобы убивать противников и наносить им раны, старались во что бы то ни стало брать их в плен. В этом странном обычае, наверно, и следует искать объяснение того, что среди конкистадоров оказалось поразительно мало убитых и раненых.
Монтесуму как-то спросили, почему он терпел в столь близком соседстве независимое государство тласкаланцев. Он ответил, не задумываясь: «Чтобы оно поставляло нам людей для жертв богам». 20
Исторические факты говорят о том, что массовые человеческие жертвы были введены ацтеками только в начале XIV в., т. е. в тот период, когда племенная община уже разложилась и возникла правящая верхушка воинов во главе с королем. Эта верхушка, несомненно, воспользовалась древним ритуалом как орудием террора, чтобы защитить полученные привилегии и присвоенное народное достояние.
Тот, кто осмеливался протестовать, кончал свою жизнь на жертвенном камне бога войны. Уже только один вид жрецов мог лишить людей даже мысли о сопротивлении. Облаченные и раскрашенные в черное или пурпурное, со сгустками крови в волосах, они производили жуткое впечатление хищных демонов, которым не свойственны человеческие чувства.
3. Особенности национальной культуры ацтеков и ее наследие
Сохранившиеся до нашего времени скульптуры, украшения, предметы религиозного культа, драгоценности богачей и даже предметы их обихода свидетельствуют об очень высоком уровне изобразительного и прикладного искусства ацтеков. Они охотно и с большим вкусом использовали разноцветные птичьи перья в качестве украшений, из причудливо переплетенных перьев изготовляли декоративные головные уборы и одежду. Ценили они и золото, хотя далеко не в такой мере, как проникшие в их страну европейские авантюристы.
В развитии письменности ацтеки не пошли далее пиктографии, суть которой заключается в передаче смысла с помощью рисунков. Пиктографию называют поэтому также рисуночным письмом или картинописью. Рисунки, которыми изображаются предметы, события, действия, еще не приобрели постоянного, устойчивого значения, и читать пиктограмму очень трудно. К тому же этот вид письма крайне несовершенен. Он не пригоден для записи литературных произведений, отвлеченных понятий и многого другого. Но ацтеки, видимо, вполне удовлетворялись выработавшимся у них в течение веков рисуночным письмом.21 С его помощью они записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели свой календарь, отмечали религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.
Ацтекский календарь — очень сложный и запутанный. В нем два параллельных раздела: солнечный календарь, состоявший из 18 месяцев по 20 дней в каждом (плюс 5 «несчастливых» дней), и священный календарь, обнимавший период в 260 дней. Он подразделялся на 20 недель по 13 дней в каждой. Составители календаря – жрецы – руководствовались целым рядом сложных правил. При этом они пользовались специальными справочниками. Некоторые из них дошли до наших дней. Каждый из таких справочников представляет собою целую серию довольно сложных рисунков: Крокодил, Голова смерти, Обезьяна, Коршун, Ветер, Олень, Трава, Движение, Дом, Кролик, Тростник, Кремневый нож, Ящерица, Вода, Оцелот, Дождь, Змея, Собака, Орел. Цветок. Некоторые рисунки выполнены в красках. Разобраться в значении и смысле этих загадочных изображений помогли ученым пояснительные записи, составленные некоторыми монахами со слов индейцев после завоевания Мексики. 22
Ацтекский солнечный год мог начинаться лишь четырьмя днями («Дом», «Кролик», «Тростник», «Кремневый нож»). После каждого 52-летнего цикла счет лет велся с начала. Никакой преемственности между циклами не было. Это сейчас чрезвычайно затрудняет датировку многих событий.
С ростом могущества ацтеков, расширением подвластных им земель и племен, усложнением техники и производственных отношений совершенствуется и пиктографическое письмо. Ацтеки не дошли до изобретения алфавита, но они к этому заметно приблизились. Рисуночные изображения стали использоваться не только для передачи понятий, в них заключающихся, но и фонетически, т.е. как определенное сочетание звуков. Таким путем представилось возможным комбинацией двух рисунков передать значение нового слова, не связанного с ними по смыслу. Это напоминает ребусы. Так, например, название города Пантепек ацтеки передавали, рисуя флаг (по-ацтекски «пантли») на схематическом изображении холма («тепек»). Для передачи звукового значения слов использовались различные цвета, омонимы, особое расположение предметов и т.д. Действия же передавались условными знаками: отпечатки шагов означали путешествие, движение, щит и дубинка символизировали сражение, связанное тело – смерть и т. д. 23
При счислении ацтеки пользовались двадцатеричной системой. Числа до девятнадцати изображались точками, цифра 20 – флажком. Иногда, в сокращенной записи, пять точек заменялись одной палочкой. Двадцать в квадрате (400) изображалось знаком, напоминающим елку. Он означал «многочисленный, как волосы». Двадцать в кубе (8000) изображалось в виде мешка с бобами какао (которых в мешке так много, что их не счесть).24 Немногие дошедшие до нас ацтекские летописи, а также записи дел племен, несмотря на чрезвычайную краткость изложения, дают богатый материал для историка. Они тщательно изучены и существенно дополнили данные археологии, расширили наши представления о жизни, быте и культуре ацтеков.
Образование. До четырнадцати лет обучение детей было в руках их родителей. Существовало устное предание (набор мудрых наставлений), называемый уэуэтлатолли («пословицы стариков»), которое передавало морально-этические идеалы ацтеков. Существовали реплики и поговорки на каждый случай; были слова для приветствия рождения ребенка и слова прощания при смерти. Отцы напоминали дочерям быть очень привлекательными, но не использовать косметику, поскольку они бы выглядели как ауиани. Матери советовали своим дочерям поддерживать своего мужа, даже если он окажется скромным крестьянином. Мальчиков учили быть скромными, послушными и трудолюбивыми. Юноши шли в школу с 15 лет. Существовало два типа образовательных учреждений. В тепочкалли обучали истории, религии, военному искусству, а также торговле или ремеслу (крестьянскому или мастеровому). В кальмекак, куда в основном ходили сыновья пилли, сосредотачивались на обучении лидеров, жрецов, ученых/учителей и писцов. Они обучались ритуалам, грамоте, летосчислению, поэзии и, как и в телпочкалли, боевым искусствам. Ацтекские учителя предлагали спартанский режим обучения — холодные бани утром, тяжелая работа, физические наказания, кровопускание шипами и испытания на выносливость — с целью формировать мужественный народ.25 Девушек обучали домашнему ремеслу и воспитанию детей, их не учили читать или писать. Также существовали две альтернативы для тех, у кого были способности. Одних отправляли в дом песен и танцев, а других — для игры в мяч. Оба рода занятий имели высокий статус.
Поэзия ацтеков. Поэзия была единственным достойным занятием ацтекского воина в мирное время. Несмотря на потрясения эпохи, некоторое число поэтических произведений, собранных в эпоху Конкисты, дошло до нас. Для нескольких десятков поэтических текстов даже известны имена авторов, например Нецауалькойотль и Куакуацин. Мигель Леон-Портилья, наиболее известный переводчик с науатль, сообщает, что именно в стихах мы можем найти истинные намерения и мысли ацтеков, независимо от «официального» мировоззрения.
В подвальном этаже Великого Храма находился «Дом орлов», где в мирное время лидеры ацтеков могли выпить пенящегося шоколада, покурить хороших сигар и посоревноваться в поэзии. Стихи сопровождались игрой на ударных инструментах. Одна из наиболее распространённых тем (среди сохранившихся текстов) стихов — «жизнь — реальность или сон?» и возможность встречи с Создателем.26
Самая большая коллекция стихов была собрана Хуаном Баутистой де Помаром. Позже этот сборник был переведен на испанский учителем Леона-Портильи. Хуан Баутиста де Помар был правнуком Нецауалькойотля. Он говорил на языке науатль, но был воспитан как христианин, — и стихи своего деда записал латинскими символами.
Ацтеки любили драму, однако ацтекский вариант этого вида искусства было бы трудно назвать театром. Наиболее известные жанры — представления с музыкой и акробатическими выступлениями и представления о богах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История ацтеков, как и других народов центральной Мексики, до прихода европейцев известна по их преданиям, записанным испанскими и индейскими хронистами уже после конкисты. Ацтеки пришли на Мексиканское нагорье с севера, из легендарной страны Астлан. После долгих странствий в 1325 основали город Теночтитлан. Ацтеки — индейская народность центральной Мексики, относятся к языковой группе науа (юто-ацтекская языковая семья).
Основные занятия ацтеков – земледелие, торговля и война с соседними племенами. Основу существования ацтеков составляло продуктивное поливное земледелие на чинампах. Главной возделываемой культурой была кукуруза, выращивали также много видов фасоли, перцы и др., из технических культур — хлопок. Разводили пчел, индюков, гусей и уток, держали собак. Во время ежегодных перелетов птиц ацтеки били много уток, гусей и др. пернатой дичи. В озерах и протоках ловили рыбу.
Ацтекские ремесленники мастерски обрабатывали камень, ткали, шили одежды, делали украшения, возводили здания, обрабатывали медь, золото и серебро — как холодной ковкой, так и плавлением (они умели сплавлять золото с медью). Весьма ценились сложные головные уборы и плащи из разноцветных перьев. Ацтеки также прославились изготовлением мозаичных изделий, как в украшении деревянных или каменных скульптур, так и в архитектуре. При изготовлении керамической посуды ацтеки, как и большинство других народов Америки, не пользовались гончарным кругом. Свои сосуды они украшали рисунками растений, птиц и рыб. Хорошо была организована торговля, караваны в составе торговцев, носильщиков и стражи отправлялись далеко за пределы ацтекских владений.
У ацтеков имелись общественные школы, в которых мальчиков учили военному искусству, пению, танцам и ораторству. Дети знати посещали школу священников, где учились письму, сложению стихов, астрономическим познаниям и истории и приобщались к религиозным канонам.
Ацтеки почитали множество богов разного уровня и значимости — личных, домашних, общинных, а также общеацтекских. Были боги, покровительствовавшие, искусству ткачества, лечению, собирательству и др. Более же всего богам требовались человеческие жертвоприношения. Они имели место на вершине пирамид у храма того или иного божества. Полагают, что в год число людей, принесенных в жертву, могло достигать 2,5 тыс. человек
У ацтеков была сложная система ритуалов, состоявшая из цикла празднеств, привязанных, главным образом, к земледельческому календарю. Частью этих ритуалов были разнообразные танцы и игры в мяч. Важным ритуалом было принесение богам крови человека.
Ацтеки пользовались письменностью, сочетавшей иероглифические и пиктографические принципы. Письмена наносились перьевой кисточкой на кожу оленя, ткань или на бумагу из магуэя. До наших дней сохранилось несколько ацтекских документов, составленных, очевидно, уже после прихода испанцев. История сохранила имена нескольких десятков поэтов из народов, говоривших на языках науа. Самым прославленным из них был Несауалькойотль (1402-1472), правитель Тескоко.
Ацтекская цивилизация выделяется на фоне других древнеамериканских развитых обществ не только тем, что возникла относительно поздно, но прежде всего тем, что она знаменовала собой качественно новый этап в истории доколумбовой Месоамерики, содержанием которого был широкий и четко выраженный процесс, направленный к созданию в этом регионе сильной обширной централизованной рабовладельческой деспотии.
В народных преданиях сохранились многие древние обычаи ацтеков, еще живы люди, которые знают старинный календарь и соблюдают старинные обычаи. Ацтекский язык (науатль) используется в начальной школе Мексики, на нем издаются учебники, специальная литература для чтения (хрестоматии, сборники фольклора и др.).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ацтеки: империя крови и величия / Пер. с англ. О. Перфильева. – М.: Терра, 1997. – 168 с.
Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй: (Доколониал. период). – М. : Вост. лит., 1998. – 432 с.
Баглай, В.Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. – М.: Вече [и др.], 2005. – 335 с.
Баландин, Р.К. Сто великих богов / Р. К. Баландин. – М.: Вече, 2003. – 427 с.
Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М.: Центрполиграф, 2005. – 240 с.
Веретенников, А.М. Города майя и ацтеков / А.М. Веретенников. – М.: Вече, 2003. – 206 с.
Диэри, Т. Лютые ацтеки / Терри Диэри; Ил. Мартина Брауна. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 1998. – 127 с.
Кинжалов, Р.В. Орел, кецаль и крест: Очерки по культуре Месоамерики / АН СССР. – СПб.: Наука. С.-Петерб. отд-ние, 1991. – 186 с.
Культура народов Америки: Сб. ст. / Отв. ред. Р.В. Кинжалов. – Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985. – 175 с.
Люди и города: Города. Жилища. Пища. / Фиона Макдональд, Ричард Тэймс; Пер. с англ. Г. Рожковой и др. – М.: РОСМЭН, 1999. – 155 с. – (Развитие цивилизации).
Марчук, Н.Н. История и культура Латинской Америки: [от доколумбовых цивилизаций до 1918 года]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «История» / Н.Н. Марчук, Е.А. Ларин, С.П. Мамонтов. – М.: Высшая школа, 2005. – 494 c.
Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. — М.: Гардарика, 1997. –344 с.
Развитие цивилизации в Новом Свете: Сб. ст. по материалам Кнорозов. чтений / Редкол.: Логунов А.П. и др. – М.: РГГУ, 2000. – 190 с.
Соди, Д. Великие культуры Месоамерики / Пер. с исп. З.В. Ивановского; Предисл. и науч. ред. В.И. Гуляева. - М.: Знание, 1985. – 208 с.
Стингл, М. Индейцы без томагавков / Пер. с чеш. В.А. Каменской и О.М. Малевича; Под ред. Р.В. Кинжалова. – 3-е изд., доп. – М.: Прогресс, 1984. – 454 с.
Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: Центрполиграф, 2003. – 286 с.
Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К.Ткаченко. – М.: Фаир-пресс, 2005. – 112 с.: ил. – (Британский музей).
Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / Пер. Николенко И.А. – М.: Вече, 2004. – 455 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Территория ацтеков на географической карте
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Карта ацтекского мира
1 Марчук, Н.Н. История и культура Латинской Америки. – М., 2005. – С.215.
2 Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй. – М., 1998. – С.159.
3 Баглай, В.Е. Ацтеки: История, экономика, соц.-полит. строй. – М., 1998. – С162
4 Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М., 2005. – С.121.
5 Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М., 2005. – С.122.
6 Соди, Д. Великие культуры Месоамерики. - М.: Знание, 1985. – 208 с
7 Веретенников, А.М. Города майя и ацтеков. – М., 2003. – С.117.
8 Люди и города: Города. Жилища. Пища. – М.: РОСМЭН, 1999. – С.105
9 Стингл, М. Индейцы без томагавков / Пер. с чеш. – М.: Прогресс, 1984. – С.208.
10 Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / пер. Николенко И.А. – М.: Вече, 2004. – С.286.
11 Культура народов Америки: Сб. ст. / Отв. ред. Р.В. Кинжалов. – Л., 1985. – С.52.
12 Кинжалов, Р.В. Орел, кецаль и крест: Очерки по культуре Месоамерики. – СПб., 1991. – С.85.
13 Косидовский З. Когда солнце было богом / Пер. с пол. 2-е изд. – М.: Наука, 1991. – С. 269-293.
14 Баландин, Р.К. Сто великих богов / Р. К. Баландин. – М.: Вече, 2003. – С.306.
15 Там же.
16 Ацтеки: империя крови и величия / Пер. с англ. – М.: Терра, 1997. – С.73.
17 Диэри, Т. Лютые ацтеки. – М.: Эгмонт Россия ЛТД., 1998. – С.41.
18 Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. – М., 2003. – С.154.
19 Баглай, В.Е. Империя ацтеков. Таинственные ритуалы древних. – М., 2005. – С.273.
20 Сустель, Ж. Ацтеки: Воинств. подданные Монтесумы / Пер. с англ. – М., 2003. – С.202.
21 Развитие цивилизации в Новом Свете. – М.: РГГУ, 2000. – С.108.
22 Соди, Д. Великие культуры Месоамерики. – М.: Знание, 1985. – С.109
23 Хаген, В.В фон. Ацтеки, майя, инки / пер. Николенко И.А. – М.: Вече, 2004. – С.49.
24 Брэй У. Ацтеки: Быт, религия, культура: Пер. с англ. – М., 2005. – С.158.
25 Там же.
26 Таубе К. Мифы ацтеков и майя / Пер. с англ. К.Ткаченко. – М., 2005. – С.79.