История названия улиц Астрахани
До 1918 года Бакинская улица именовалась Второй Бакалдинской, параллельно ей было еще четыре Бакалдичских улицы. Происхождение этого названия чисто топографическое. В старину на месте этих улиц был глубокий овраг, и тот же Гмелин писал, что крайнюю с юга Астрахани улицу “россияне окалдой или пропастью от глубокой там находящейся болотины называют”.
Как видно, наименование — Бакалдинские являлось искаженным, вопреки их настоящему древнему названию — Окалдинские.
Улица Трусова, начинающаяся вблизи от угловой северо-восточной башни кремля (которая в древности называлась Пыточной), в прежнее время носила громкое название — Эсплонадная. Для расшифровки происхождения этого названия следует иметь в виду, что в XVI-XVII веках вся часть севернее былой городской стены (так называемого Белого города) представляла собой открытое, незастроенное пространство между крепостью и находившимися у реки Кутума лесными складами и жилищами хлебников, которым не дозволялось жить в городе (по Корнелию де Бруияу — был в Астрахани в 1703 году). Отсюда и получила эта улица свое название — Эсплонадная (от французского L'Esplanade, что значит открытоеместо, площадь).
Река Кутум, прорезывающая город с запада на восток, является одним из бесчисленных рукавов Волги. Этот рукав мог получить свое название по имени татарского князя Кутумова, хотя возможно, что и прозвище свое татарский князь получил от имени реки Кутумовки, на берегах которой, может быть, кочевали его кибитки. Второе предположение более основательно, так как названия рек всегда более древние, чем прозвище или фамилия владельца земли, по которой протекает река или на которой расположено селение. В этом случае название свое проток Волги получил по имени изобиловавшей здесь рыбы кутум (по-тюркски кутум — сазан).
Ближайший к Волге мост через Канаву именовался Земляным. Это название также имеет интересное обоснование. До начала XVIII века местность, где прорыт был канал, представляла собой низменность, которую в паводок заливали полые воды, а в межень здесь оставались болотца и грязные лужи. В 1744 году начал рыть канал между Волгой и Кутумом по проекту, утвержденному еще в 1722 рощу Петром Первым. На прорытие канала была затрачена огромная, по тому времени, сумма в сто тысяч рублей. Однако для защиты этой местности от затопления вследствие ненадежности береговых укреплений канала, устья его, как со стороны Волги, так и со стороны Кутума, были загорожены забойками из деревянных свай, щебня и мешков с землей. Посередине забойки оставлялись отверстия, через которые в канал пропускалась волжская вода, а при паводке и эти отверстия забивались наглухо. Вот этот земляной вал (или забойка у Волги), являясь переправой через канал с городской стороны в татарскую часть города, впоследствии превращенный в мост, получил название Земляного моста.
Прорытие канала и устройство забоек было закончено в 1770 году, но только в 1817 году завершено было строительство проточного и судоходного канала с деревянными набережными. В 1839 году произведен был капитальный ремонт набережных канала с одновременным озеленением берегов липами привезенными из Саратова.
Этому каналу, именовавшемуся ранее Астраханским, в 1817 году было присвоено название Варвациевского — по имени Ивана Варвация, на средства которого производилось углубление канала.
Варваций, родом грек, был у себя на родине корсаром. В России, благодаря исключительной предприимчивости и связям с царедворцами, он получил на откуп астраханские рыбные промыслы; жестоко эксплуатируя трудовой люд, он в короткий срок няжил миллионы.
Присвоенное каналу название Варвациевского не привилось, будучи заменено" населением на более простое — Канава.
Татарский и Армянский мосты на Канаве получили свои названия как переправы, связывающие центральную часть города с его районами, расположенным” За Канавой и населенными татарами и армянами.
Разделение города на районы по национальным колониям вообще присуще древним городам, и эта форма поселений сохранилась во многих городах и до наших дней.
А. Олеарий в 1636 году отметил, что татарам в городе запрещалось жить и им были отведены низменные места”, где разрешалось селиться, обнося свои жилищ” только “плетнями”. А.С. Гмелин, будучи в Астрахани в 1769 году, то есть после прорытия канала, указывает, что от Решеточных ворот (не сохранились) была сделана дорога через Соляное озеро, заваленное щебнем, а через канал был проложен худой мост”, ведший в татарскую и армянскую слободы.
Перекинутый через Кутум Красный мост называется так с марта 1706 года, когда на этом месте по распоряжению фельдмаршала Шереметева, усмирявшего астраханское восстание, был построен временный мост для перехода войск; оттуда Шереметев повел наступление на восставших. В числе возглавлявших восстание находился и вожак “работного люда” Красный; можно допустить, что фольклорным путем это имя перешло к названию моста.
Луковский мост, выстроенный в 1911-1912 годах, именовался по названию части города за Кутумом, в свою очередь, называвшейся Луковкой по одноименному ерику, когда-то здесь протекавшему. Ныне это мост Победы — в память о победе над белоказаками в 1918 году. Белоказаки сосредоточивались в восточной части города, и на Луковке расположена была их батарея, ведшая артиллерийский обстрел крепости и города, прекратившийся после захвата Луковки рабочими.
Часть города, расположенная между кремлевской стеной и Волгой, получила название Коса (косой на Волге называют песчаную отмель, образуемую рекой). В древние времена Волга близко подходила к бугру, на котором стоял кремль; возле Никольских ворот кремля находилась пристань. Очевидно, вследствие начавшегося в 1767 году обмеления, на этом месте начата была постройка новой пристани “на сваях посреди Волги вбитых”, к которой от берега шел мост.
В конце XVIII века обмеление Волги в этом месте приняло еще большие размеры, следствием чего явилась необходимость прорытия канала, отделившего появившуюся косу от кремлевского бугра. Эта мера не дала желаемых результатов, и уже в начале XIX века вся отмель, или коса, совершенно обсохла, а от прорытого канала осталось только его начало в виде пруда у пристани №17. Впоследствии, соединившись с городом, песчаная отмель дала образование целому району города, быстро застроенному и ставшему торговым центром, а название района — Коса — долго бытовало в Астрахани.
Интересно название Вечерний базар, присвоенное торговой площади, располагавшейся у стен кремля, рядом с гостиным двором; “Вечерний базар” существовал до 1916 года.
Торговля в Астрахани, после основания города, происходила «на базаре», или торжице татарском, где русские и армяне также могут выставлять на продажу свои произведения, но после обеда татарам торговать не дозволяется, так как это время предоставлено для торговли только русским, к чему, впрочем, допускаются л армяне” (из Корнелия де Бруина). Таким образом, утром торговля происходила на Татарском базаре, где наравне с татарами торговали и купцы других национальностей, а вечером монополия торговли оставалась за христианскими купцами, на базаре в центре города, в стенах Белого города, куда татарам вечерами вход был закрыт.
Индийские купцы торговали в помещении своего караван-сарая, построенного в 1625 году в Белом городе, на Большой улице (ныне при пересечении улицы Советской с улицей Володарского). Этот индийский гостиный двор не сохранился, но другой индийский караван-сарай (против кинотеатра “Октябрь”) сохранился и по сей день. Улица Володарского, где находится это здание, называлась Индейской улицей.
Пристань №17 расположена на территории, где Петром Первым были созданы военный порт и судостроительная верфь. В 1867 году военный порт был переведен в Баку, но вся территория, занятая пристанью, конторой и складами пароходного общества “Кавказ и Меркурий”, сохраняла название Порта.
Основная магистраль города, прорезывающая его с севера на юг, ранее именовалась Паробичебугорной улицей. Однако отдельные отрезки ее имели свои местные названия. Отрезок улицы от теперешнего универмага до б. Губернаторского сада назывался Табачным рядом, так как в старину здесь происходила торговля разными товарами, а в основном листовым табаком. Следующий отрезок именовался Полицейской улицей, а дальше, от Канавы до Паробичева бугра, шла Паробичебугорная улица.
После того как в Губернаторском саду в братской могиле были похоронены жертвы белогвардейского мятежа, сад получил название Братского и вся улица — Братской. В последующем улица названа именем С.М. Кирова — в ознаменование его заслуг по обороне Астрахани в 1919 году.
Другая центральная магистраль города, прорезывающая его с запада на восток, в древности именовалась Большой улицей, затем — Екатерининской и Московской. Ныне эта улица названа Советской.
Местные названия должны быть глубоко изучены, их историческая значимость и соответствие должны быть всесторонне проверены.
Одна из улиц у Волги носит имя Степана Разина. В бытность Степана Разина в Астрахани этот район города, б. Коса, был под водой. Разин, возвращаясь из персидского похода, остановил свои струги у “Государевой пристани”, находившейся на стрелке реки Болды, и здесь, на берегу, в 1669 году разинская вольница раскинула свой стан.
Новая жизнь города в наше время порождает и новые характерные названия. Они даются в честь создания заводов, фабрик и рабочих поселков, возведения грандиозных зданий, создания крупных узловых станций, в честь крупнейших революционных деятелей, лучших сынов страны социализма.