Устройство импульсного управления исполнительным двигателем постоянного тока
Содержание
Введение
1. Анализ исходных данных и выбор схемы
2. Принцип работы устройства
3. Расчёт цепи схемы управления
3.1. Расчёт генератора линейно изменяющегося напряжения
3.2. Расчёт сравнивающего устройства
3.3. Расчёт исполнительного устройства
4. Построение механической и регулировочной характеристик электродвигателя
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Машины постоянного тока до сих пор активно применяются в качестве двигателей (ДПТ) и генераторов (ГПТ). ДПТ имеют хорошие регулировочные свойства, значительную перегрузочную способность и сравнительно мягкие механические характеристики, а кроме того мало подвержены внешним воздействиям. Благодаря этому они активно используются в промышленности, особенно в областях регулирования и системах автоматики.
Исполнительные двигатели постоянного тока (ИДПТ) являются одной из наиболее распространенных составных частей исполнительных механизмов. Поэтому двигатель является либо чисто инерционным звеном, либо инерционным звеном, соединенным совместно с другими звеньями, он обладает способностью сглаживать пульсации управляющего напряжения U>у>, усредняя его. Это позволяет использовать регулирующие устройства, работающие в импульсном режиме (управляемые выпрямители, широтно-импульсные усилители и т.п.), когда изменения напряжения управления, непрерывно подводимого к двигателю, а путем изменения времени, в течение которого к двигателю подводится накопительное напряжение.
Конструкция ДПТ сложнее и их стоимость выше, чем асинхронных двигателей. Однако в связи с широким применением автоматизированного электропривода и тиристорных преобразователей, позволяющих питать электродвигатели постоянного тока регулируемым напряжением от сети переменного тока, эти электродвигатели широко используют в различных отраслях народного хозяйства.
Эта работа направлена на построение устройства управления (УУ) к одному из многих представителей класса ИДПТ. Здесь будут рассматриваться основные принципы построения УУ ИДПТ и приведен расчет одного устройства для двигателя с мощностью P = 75 Вт и скоростью вращения n = 5000 об/мин.
1. Анализ исходных данных и выбор схемы
В данной курсовой работе предлагается рассчитать схему импульсного управления исполнительным двигателем постоянного тока (ИДПТ).
Наиболее подходящим по бланку задания двигателем является СЛ-525, т.к. у него высокая продолжительность непрерывной работы (2000 ч.), высокий КПД (59%). В дальнейшем будем использовать этот двигатель, все расчеты ведутся по его данным.
В соответствии с бланком задания двигатель СЛ-525 питается от двух независимых источников напряжения (двигатель с независимым возбуждением), которые подают энергию соответственно на якорную обмотку и обмотку возбуждения. Из этого следует, что принципиально возможно два варианта управления: якорное, когда обмотка возбуждения подключена постоянно к источнику с неизменным напряжением (а на якорную обмотку подают напряжение управления только при необходимости вращения двигателя) и полюсное, при этом якорная обмотка подключена на источник с неизменным напряжением, а напряжение, подводимое к обмотке возбуждения, изменяется. Фактически при полюсном управлении изменяется магнитный поток. Данный способ применяется сравнительно редко, т.к. при Uв = 0 в ИДПТ имеется остаточный поток, а, следовательно, и небольшой электромагнитный момент, приводящий к самоходу двигателя, что недопустимо в точных системах, где применяются двигатели. Кроме того, при данном способе управления регулировочные характеристики могут быть неоднозначны и нелинейны, что также можно отнести к недостаткам этого способа управления.
Поэтому в основу расчета следует положить принцип якорного управления двигателем. Одним из недостатков этого способа является большая мощность управления. Именно с целью ее уменьшения и следует использовать принцип импульсного управления двигателя по якорной обмотке.
При таком способе двигатель
управляется напряжением, подводимым к
якорю с определенной длительностью.
Для оценки длительности импульса
вводится относительная величина, равная
и называемая коэффициентом заполнения
(обратная величина -
- скважность).
В этой формуле t>u> - время импульса, Т - период следования импульсов.
Работа двигателя при импульсном управлении состоит из чередующихся периодов разгона и торможения, причем периоды разгона должны быть малы по сравнению с электромеханической постоянной времени двигателя - тогда скорость вращения якоря w(t) не успевает к концу периода достигнуть установившегося значения.
Мгновенная скорость якоря электродвигателя будет непрерывно колебаться относительно среднего значения w>СР>, которое при неизменных моменте нагрузки и напряжении возбуждения однозначно определяется коэффициентом заполнения . Причем амплитуда этих колебаний тем меньше, чем больше отношение электромеханической постоянной двигателя к периоду следования импульсов Т. С ростом частоты управляющих импульсов и с увеличением электромеханической постоянной времени амплитуда колебаний скорости уменьшается. Среднее значение скорости увеличивается с ростом относительной продолжительности импульсов, подаваемых на электродвигатель, и зависит от момента нагрузки и напряжения импульса U>max>, что необходимо учитывать при применении данного способа управления.
Вообще, к импульсному регулированию существуют два подхода:
При постоянном изменяется напряжение питания, тогда управление сводится к подаче энергии в цепь якоря, изменяемой по величине, но в фиксированные моменты времени. Способ практически не используется, т.к. имеется полная аналогия якорного управления.
Собственно импульсное регулирование, которое в свою очередь можно подразделить на частотно-импульсное и широтно-импульсное управление.
Названия этих методов говорят сами за себя.
Так при частотно-импульсном регулировании изменяется с изменением частоты следования импульсов. При этом длительность импульса не изменяется. По абсолютной величине она остается постоянной.
При широтно-импульсном регулировании частота импульсов остается постоянной, а t>u> изменяется.
Для дальнейшего рассмотрения и последующего расчета следует принять именно этот способ.
2. Принцип работы устройства
Структурную схему наиболее просто и часто встречающегося варианта широтно-импульсного регулирования работы двигателя можно увидеть на рис.1.
На данном рисунке ГЛИН - это генератор линейно изменяющегося напряжения. С помощью него создается частота следования импульсов. Диаграммы, иллюстрирующие работу устройства, изображены на рис.2,3.
Схема работает следующим
образом. ГЛИН подает импульсы на один
из входов устройства сравнения - U(t),
на другой вход поступает сигнал
постоянного уровня U>оп>
(рис.2, 3а). В случае, если
U(t)
U>оп>,
на выходе устройства сравнения возникает
последовательность импульсов прямоугольной
формы. Если же U(t)
> U>оп>,
на выходе наблюдается низкий уровень
сигнала (логический ноль). Импульсы
возникают с частотой ГЛИН. Длительность
импульсов изменяется посредством
регулирования величины опорного
напряжения (рис.2, 3б). Источник опорного
напряжения реализуется с помощью
потенциометра. В качестве устройства
сравнения используется компаратор
напряжения. Учитывая, что сигнал,
выдаваемый компаратором невелик (I
= 0,005А), его необходимо усилить. Для этого
в схеме предусмотрен усилитель. В таком
усилителе, как в обычном импульсном,
нельзя использовать в качестве
разделительных элементов конденсаторы
и трансформаторы, поскольку вместе с
изменением длительности импульса при
неизменной частоте изменяется постоянная
составляющая, которая не передается
разделительными элементами. Таким
образом, данный усилитель представляет
собой усилитель постоянного тока. В
данной курсовой работе усилитель
выполнен на базе ключей с резистивной
связью.
Импульсный сигнал, усиленный усилителем, управляет работой квантующего элемента, который является электронным прибором (транзистором или тиристором), работающем в ключевом режиме. Когда ключ открыт, напряжение от источника питания поступает на якорную обмотку двигателя. Скачок напряжения в виде импульса приводит к разгону двигателя, а пауза определяет режим торможения двигателя. Посредством чередования разгона и торможения двигателя устанавливается средняя скорость вращения его вала. Причем пульсации скорости являются незаметными благодаря инертности двигателя и достаточно большой частоте следования импульсов (рис.2в, 3в).
В данной схеме в качестве источника переменного напряжения используется именно ГЛИН, т.к. именно он обеспечивает плавность и линейность регулирования подачи импульсов. Если бы в качестве такого источника был использован, например, источник напряжения с сигналом вида U(t) = |sin wt|, то ближе к амплитуде данного сигнала имелась бы существенная нелинейность, и регулирование не было бы плавным.
3. Расчет цепи схемы управления
3.1 Расчет генератора линейно изменяющегося напряжения
Линейно изменяющимся (пилообразным) напряжением (ЛИН) называют импульсное напряжение, которое в течение некоторого времени изменяется практически по линейному закону, а затем возвращается к исходному уровню.
Как правило, высококачественные ГЛИН создают на основе операционных усилителей. Мы будем использовать схему изображенную на рис.4
Рисунок 4 - Схема ГЛИН
Как видно из схемы на рис.4.
При исключении из данной схемы тиристора, подключенного параллельно конденсатору C, получается интегратор. Выходное напряжение определяется выражением:
Когда выходное напряжение
превысит напряжение U>оп>,
тиристор откроется и конденсатор С
разрядится через него. При этом напряжение
U>C>
= U>вых>
снизится до уровня напряжения U>откр>
на тиристоре в открытом состоянии, после
чего тиристор закроется, и процесс
зарядки конденсатора постоянным током
повторится. Очевидно, для того чтобы
операционный усилитель не входил в
насыщение, необходимо выполнить условие
[2,стр.212].
Далее выберем операционный усилитель К140УД5Б, он имеет следующие основные характеристики [3, стр.403]
Коэффициент усиления не менее К>ус> = 3 104
Входное дифференциальное сопротивление R>вх.диф>=2,5 МОм
Напряжение питания U>пит> = 5..18 В
Максимальное выходное напряжение U>вых >>max> = 11 В
Сопротивление нагрузки, не менее R>н>=1 кОм
Так же подберем тиристор. Наиболее подходящим является тиристор КУ103К обладающий следующими основными характеристиками [6]
Напряжение в открытом состоянии U>откр>> >= 1 В
Обратное напряжение U>обр> =10 В
Прямой ток управляющего электрода I>пр>> >=15 мА
Исходя из величины I>пр> зададимся U>оп> и R>б>, при этом учтем условие
,
т.е
.
Тогда, если
,
то получаем
.
Как известно управление ДПТ, как правило, осуществляют на частотах f = 10..1000 Гц. Тогда по формуле:
получим при C = 0.1 мкФ, f = 900 Гц , E = 15 В тогда R равно:
3.2 Расчет сравнивающего устройства
Сигнал с выхода ГЛИН (операционного усилителя) подается на один из входов компаратора напряжения. Наиболее подходящим компаратором является К554СА2, который имеет следующие основные характеристики [5, стр.158].
Коэффициент усиления К>u>> >= 75103
Напряжение высокого уровня (лог. 1) U>1> = 2,5 4 В
Напряжение низкого уровня (лог. 0) U>0> = 00.3 В
Напряжение питания U>пит> = +12 ; -6 В
Минимальное сопротивление нагрузки R>n>> >>min> = 2 кОм
Рисунок 5 - Схема сравнивающего устройства
Рассчитаем работу компаратора: пусть Е=19 В. Для этого необходимо рассчитать полюса подстроечного (переменного) сопротивления R. Обозначим полюс, соединяющий +Е с неинвертирующим входом компаратора, как R’, а другой (+Е - земля) – как R”. Входным током компаратора можно пренебречь ввиду большого входного сопротивления. Т.к U>вх>, на входе компаратора не превосходит 10В, необходимо, чтобы U>max>> >>R>>”>=10 В, тогда получаем т.к.
,то получаем при R”
= 100 кОм,
Сопротивление лучше всего
взять СП-2-3б из ряда Е6, сопротивление
из этого ряда наиболее распространены,
имеют достаточную мощность и хорошие
характеристики (точность подстройки
1%,
кОм).
3.3 Расчет исполнительного устройства
Исполнительное устройство в данной схеме представляет собой электрический ключ. Построение электрического ключа на основе составного биполярного транзистора обусловлено следующими факторами:
1) Отсутствие реверса в разрабатываемой схеме.
2) Сравнительная простота реализации электрического ключа на биполярном транзисторе.
3) Управление состоянием транзисторного ключа осуществляется с помощью управляющего входного сигнала.
4) Малый выходной ток компаратора.
5)Требования к минимальному сопротивлению нагрузки компаратора.
Реализация электрического ключа на основе составного биполярного транзистора приводит к уменьшению мощности, получаемой от предыдущего звена схемы. В этом случае пара транзисторов VT1, VT2 работает как один, но с коэффициентом усиления по току, равным:
.
При этом транзистор VT1 потребляет меньшую мощность и, как правило, обладает значительным коэффициентом по току.
Рисунок 6 - Составные транзисторы.
Выберем составные n-p-n транзисторы, подключенные по схеме Дарлингтона. При работе составных транзисторов в ключевом режиме их включают обычно в цепь по схеме с общим эмиттером, как изображено на рис.6. Двигатель, которым необходимо управлять, как правило, включают в коллекторную цепь транзисторов. А для компенсации противо ЭДС якоря двигателя параллельно коллекторной цепи транзисторов включают диод VD1. Например, серии Д7Б с U>обр >>max> = 100 В. Управляющий сигнал подают в цепь базы. При работе транзисторов в ключевом режиме цепь между коллектором и эмиттером может быть либо замкнута, либо разомкнута.
Рисунок 7 - Схема транзисторного ключа.
Т.к мы выбрали двигатель СЛ-525 [1], то получаем следующие входные данные для транзисторного ключа:
U>ном>> >= 110 В
P>ном>> >= 75 Вт
I>ном >= 1,2 А
Отсюда можем найти
Исходя из U>ном>> >и I>ном>> >выберем транзистор VT2. Наиболее подходящим транзистором оказался: n-p-n транзистор КТ809А, который имеет следующие характеристики [7, стр.429]:
Статический коэффициент
передачи тока в схеме с ОЭ
=
30
Обратный ток коллектора I>K>>0 >>max> = 3 мА
Постоянный ток коллектора I>K> = 3 А
Постоянное напряжение эмиттер-база U>БЭ >>max> = 4 В
Постоянный ток базы I>Б> = 1,5 А
Постоянное напряжение коллектор-эмиттер U>КЭ >>max> = 400 В
Постоянная рассеиваемая мощность коллектора Р>К >>max> = 40 Вт
Рабочая температура pn– перехода T>n>> раб> = - 60 +1250С
Максимальная температура перехода Т>п >>max> = 1500С
Зададимся значением Е>п>, пусть Е>п>> >= 110 В. Определим параметры схемы, необходимые для обеспечения режима насыщения транзистора.
Рисунок 8 - Выходные ВАХ транзистора КТ809А
Построим нагрузочную прямую по постоянному току. Далее имеем
При этом ток в коммутируемой
цепи
не зависит от параметра транзистора, а
зависит только от параметров внешней
цепи (
и
). Для обеспечения режима насыщения и
крайнего верхнего положения рабочей
точки необходимо в цепь базы транзистора
подать соответствующий управляющий
сигнал.
Минимальное значение
тока базы должно быть не меньше
.
В общем случае:
Для реального тока базы
должно выполнятся, условие,
т.е. реальный ток базы больше или равен
току насыщения базы. И, как правило, с
целью повышения надежности работы
транзисторного ключа при различных
температурах, а также для удобства
замены транзистора в случае выхода из
строя, эти величины связывают через
степень насыщения S.
Но в нашем случае, т.к. мы используем
схему на составных транзисторах, то
достаточно задаться значением S,
только для транзистора VT1,
который будем рассчитывать далее. Значит
для данного транзистора (VT2)
будем иметь
.
Теперь из входных характеристик можно
определить минимальное напряжение,
которое необходимо подать на вход ключа
для того, что бы перевести транзистор
в режим насыщения.
Рисунок 9 - Входные ВАХ транзистора КТ809А
Как видно
.
Из расчетов для транзистора VT2
окончательно получаем,
,
,
.
В качестве транзистора VT1 используется транзистор КТ603А со следующими основными характеристиками [ 7, стр.317]:
Статический коэффициент
передачи тока в схеме с ОЭ
=
80
Обратный ток коллектора(при Тс = -400 +250С) I>KO>> >>max> = 1 мкА
Постоянный ток коллектора I>K>> >>max> = 1 А
Постоянный ток базы I>Б >>max> = 0,2 А
Постоянное напряжение эмиттер-база U>БЭ >>max> = 7 В
Постоянное напряжение коллектор -эмиттер U>КЭ >>max> =120 В
Постоянная рассеиваемая мощность коллектора Р>К >>max> = 0,8 Вт
Максимальная температура коллекторного перехода Т>п >>max> = 1500С
Значит, общий коэффициент
усиления по току базы будет:
=3080=2400
Для транзистора VT1
получаем, т.к.
,
то должно выполняться следующее
соотношение:
=
=70
мА, где
-
ток базы транзистора VT2.
Значит по уже известным формулам можно
записать:
Зададимся значением
степени насыщения S
= 2, тогда получим
мА,
а затем построим выходные ВАХ для
транзистора КТ603А.
Рисунок 10 - Входные ВАХ транзистора КТ603А
Получим, что
.
Рассчитаем необходимое сопротивление
:
В режиме запирания транзистора в силу ничтожно малой величины теплового тока коллектора, на вход транзисторного ключа можно не подавать отрицательное запирающее напряжение. Для запирания транзистора будет достаточно и нулевого уровня напряжения.
4. Построение механической и регулировочной характеристик электродвигателя
При описании работы двигателя в установившемся режиме используют механическую и регулировочную статические характеристики.
Под механической характеристикой понимают зависимость установившейся средней частоты вращения ротора от среднего значения момента при неизменной отрицательной продолжительности импульсов >u>.
Под регулировочной характеристикой понимают зависимость установившейся средней частоты вращения ротора от относительной продолжительности импульсов >u> при неизменном среднем моменте на валу двигателя.
В зависимости от соотношения электромагнитной постоянной времени обмотки якоря >я> и величины Т>u>, от схемы управления, момента нагрузки и тока в цепи якоря возможны два основных режима работы двигателя при импульсном управлении: режим прерывистого тока и режим непрерывного тока.
Режим прерывистого тока возможен при >я>< Т>u> и характеризуется тем, что во время паузы t>n> ток в якоре равен нулю. В технических условиях на двигатель не было указано индуктивности его обмотки, поэтому можно предположить, что она очень мала, и >я>> >заведомо удовлетворяет указанному условию. В этом случае характеристики двигателя определяются следующими выражением:
(*)
где
- средняя частота вращения вала двигателя;
М>ср> : >u> - среднее за период Т>u> значение вращающего момента.
Все величины - в относительных единицах.
Выражение (*) при >u>=const представляет собой уравнение механической характеристики, а при М>ср> = const уравнение регулировочной характеристики. Из анализа этого выражения можно сделать выводы:
Механические характеристики
линейны и начинаются из одной общей
точки холостого хода (=1,
М>ср>=0).
Жесткость механических характеристик,
т.е. отношение приращения момента к
приращению частоты вращения ротора,
уменьшается по мере уменьшения >u>.
Регулировочные
характеристики нелинейны.
Регулирование возможно только при М>ср>
≠ 0, т.к. при М>ср
>= 0 установившееся
значение средней частоты вращения
ротора
=1,
при любом >u>.
Согласно бланку задания нам требуется построить характеристики двигателя в абсолютных единицах. В числе прочих справочных данных для двигателя имеются следующие:
Номинальная частота вращения n>ном>=4400 об/мин
Номинальный момент на валу двигателя M>ном>=0,196 Н∙м
Пусковой момент M>пуск>=0,49 Н∙м
Теперь запишем уравнение (*) с учетом того что
,
а
(**)
теперь подставив в
уравнение (**) точки (M>ном>;
n>ном>)
и (M>пуск>;0)(условие
равенства скорости двигателя 0 в момент
пуска), и для простоты вычислений приняв
=1,
получаем:
об/мин
Теперь мы можем построить механические и регулировочные характеристики для данного двигателя.
Построим механические
характеристики для
=0,5,
=0,25
и
=0,1
проще всего это сделать, воспользовавшись
уравнением (**) приняв при этом n=0.Найдем
координаты первой точки:
|
1 |
0.5 |
0.25 |
0,1 |
n,об/мин |
0 |
0 |
0 |
0 |
M ,Н∙м |
0,49 |
0,245 |
0,1225 |
0,049 |
Что касается второй точки
то, как следует из свойств механической
характеристики описанных выше, это
будет точка (0,).Теперь
построим механические характеристики.
Рисунок 11 - Механические характеристики.
Теперь построим регулировочные характеристики, для этого воспользуемся уравнением (**). Составим следующую таблицу:
При
Н∙м
|
0,1 |
0,2 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1 |
n,об/мин |
0 |
3666 |
4888 |
5499 |
5866 |
6111 |
6285 |
6416 |
6518 |
6599 |
При
Н∙м
|
0,25 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,6 |
0,7 |
0,8 |
0,9 |
1 |
n,об/мин |
0 |
1222 |
2750 |
3666 |
4277 |
4714 |
5041 |
5296 |
5500 |
При
Н∙м
Теперь построим регулировочные характеристики двигателя:
Р
исунок
12 - Регулировочные характеристики.
Далее изобразим относительный график заполнения импульса и частоты вращения ротора при высоте импульсов U>ном> и моменте на валу двигателя M>ном>.
Рисунок 13 - Относительный график заполнения импульса и частоты вращения ротора
Где величины n>1>> >и n>2> определяются по формулам:
Где
-
среднее в интервале значение вращающего
момента двигателя, отн.ед.;
-статический
момент сопротивления на валу отн.ед.;
-момент
инерции ротора;
-постоянная
машины.
Заключение
В результате выполнения курсовой работы было рассчитано устройство импульсного управления исполнительным двигателем постоянного тока. В основу расчета лег принцип широтной модуляции сигнала. Применение интегральных схем значительно упростило устройство и повысило его надежность.
При расчете было сделано допущение о малой индуктивности якоря, и весь расчет велся на активное сопротивление обмотки двигателя.
Кроме того, ввиду большого быстродействия транзисторных ключей и сравнительно малой частоты генерирования линейно изменяющегося напряжения переходные процессы в электронных компонентах также не принимались в рассмотрение, и весь расчет велся для устойчивого режима.
В ходе исследования работы двигателя при переменном >u>> >и различных значениях момента М были построены механические и регулировочные характеристики электродвигателя в абсолютных единицах, по которым можно определить характер работы двигателя.
Список используемой литературы
Копылов. Справочник по электрическим машинам. – М.:Энергоатомиздат, 1989г – 688с.
Основы промышленной электроники. Под ред. проф. В.Г.Герасимова. - М.: Высшая школа, 1986г - 336с.
Интегральные микросхемы. Справочник. Под ред. Б.В.Тарабрина. - М.: Радио и связь, 1983г -528с.
Брускин Д.Э., Зорохович А.Е., Хвостов В.С. Электрические машины и микромашины. – М.: Высшая школа, 1990г -528с.
Подлипенский В.С., Петренко В.Н.Электромагнитные и электромашинные устройства автоматики. – К.: Вища школа, 1987г -592с.
Справочник по полупроводниковым диодам, транзисторам и интегральным схемам. Под общ. ред. Н.Н.Горюнова. -М.: Энергия, 1976г -744с.
Транзисторы для аппаратуры широкого применения. Справочник. Под ред. Б.Л.Перельмана. -М.: Радио и связь, 1981г -656с.
Лукашенков А.В. Электронные устройства автоматики и телемеханики. Лабораторная работа №16. Расчет и исследование бестрансформаторных усилителей мощности. Методические указания. -Тула.: ТулПИ, 1988г -32с.