Проектирование компьютерных сетей
Практическая работа № 1.
Разработаем техническое описание компьютерной сети на примере кассы в аэропорту города Краснодара. Здесь используется сетевая технология Ethernet с коаксиальным кабелем.
Данная система имеет выделенный сервер. В качестве сервера используется IBM-совместимый компьютер на базе INTELL PENTIUM II – 300 с объемом оперативной памяти 128 Mb и дисковым пространством около 6 ГБайт. Для соединения с рабочими станциями (11 штук) используется HUB на 16 портов с пропускной способностью 10МБ /с. Рабочие станции на базе PENTIUM – 166 MMX, с объемом оперативной памяти от 16 до 32 Мбайт и дисковыми накопителями от 1,3 до 2,7 Гбайт. В данной системе используется сетевые карты 3COM 3C5096, а также сетевой принтер Lazer Jet 5P. Каждой рабочей станции на файловом сервере выделено свое рабочее место, а также определены права доступа к системным ресурсам сети.
В качестве выбранной топологии - используется шинная топология, так как сеть расположена в одном месте и расстояние до рабочих станций невелико.
Основным средством комплексирования с другими сетями, а именно с глобальной сетью INTERNET служит модем ZyXEL U – 1496 E
(пропускная способность 19Кбит/с). Программно соединениt осуществляется с помощь системы WINDOWS 95 и программным комплексом INTERNET EXPLORER – 3.01. В качестве средств комплексировангия также используются мосты, шлюзы и маршрутизаторы.
Структурная схема для сетей с шинной топологией
Практическая работа № 2.
Анализ данной сети и методы улучшения производительности
Как было сказано ранее, в данной сети используется шинная топология. Достоинством данной топологии является простота использования и невысокая стоимость. Одним из недостатков данной топологии является сама шина, в которой возможны задержки при обмене информации. Узким местом данной сети является кабельное оборудование, которое обеспечивает работу сети на физическом уровне. Достоинством данной системы может служить также возможность создавать большие дисковые тома: на одном сервере можно установить до 64 томов, для образования тома могут быть соединены до 32 дисков, так что каждый том может иметь объем до 32 Тбайт, а также система защиты SFT.
Для увеличения производительности сети можно использовать более ранние версии системы, например, версия 4.1, 4.12. У них более развитая система управления и защиты, повышенная производительность, но требует повышенного расхода памяти на одного клиента.
Для увеличения производительности можно использовать более производительные мосты, шлюзы и маршрутизаторы. Использование мостов позволяет:
снизить нагрузку на компоненты сети;
наращивать компьютерную локальную сеть, которая достигла своей предельной конфигурации;
повысить надежность за счет предоставления нескольких путей между абонентскими системами;
обеспечивает защиту соединяемых сетей;
согласовывать передачу информации между локальными сетями и различной скоростью работы.
Кроме того, некоторые мосты позволяют регулировать уровни доступности данных в сети.
Для защиты информации в сети кроме встроенных средств защиты можно использовать систему защиты Fizewall.
Чтобы увеличить пропускную способность данных в канале необходимо использовать технологию FAST ETHERNET, которая позволяет увеличить пропускную способность канала в 10 раз.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ
ТАГАНРОГСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра вычислительной техники
_____________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к курсовому проекту
по курсу: «Проектирование компьютерных сетей»
Тема проекта: «Проектирование распределенной информационно-вычислительной сети для заданной зоны проектирования»
разработала: Головко О.Н. студентка гр. ВД-39
проверил: доцент Поленов М.Ю.
Таганрог
2001
Содержание
ЦЕЛЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. ОБЩЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
Основные теоретические положения и общая методика проектирования РИВС
Метод коммутации пакетов – вариант виртуального канала
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РИВС
Анализ технического задания на проектирование РИВС. Проектирование региональных вертикальных сетей
Проектирование межрегиональной горизонтальной сети
Карта РИВС
РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕМЕНТОВ МОДЕЛИРОВАНИЯ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ПРОЕКТИРОВАНИЕ РИВС
ВЫВОД
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
1. ЦЕЛЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. ОБЩЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Целью данного курсового проекта является приобретение практических навыков в проектировании компьютерных сетей различного масштаба и определении их основных параметров.
Фамилия: Golovko Группа: ВЗ-63
Произвести синтез СПД с вертикальными связями для 11 регионов:
Общее количество городов: 168
Регион N 1 содержит 19 городов |
Регион N 2 содержит 18 городов |
||||||
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Тума |
40.63 |
55.22 |
44 |
Иркутск |
104.22 |
52.22 |
635 |
Казанская |
40.23 |
55.17 |
38 |
Инаригда |
108.15 |
63.47 |
28 |
Гусь-Железный |
41.18 |
55.08 |
27 |
Ербогачен |
108.15 |
61.53 |
24 |
Касимов |
41.83 |
54.90 |
35 |
Аян |
106.05 |
59.58 |
10 |
Голованово |
40.47 |
54.95 |
18 |
Перевоз |
116.58 |
59.03 |
19 |
Касимов |
41.52 |
54.95 |
204 |
Витим |
112.10 |
59.58 |
37 |
Елатьма |
41.83 |
55.03 |
31 |
Кропоткин |
115.27 |
58.62 |
38 |
Мурмино |
42.40 |
54.82 |
33 |
Бодайбо |
114.22 |
57.92 |
118 |
Кадом |
41.18 |
54.77 |
26 |
Мама |
112.90 |
58.33 |
12 |
Пителино |
42.63 |
54.60 |
21 |
Магистральный |
107.32 |
56.12 |
14 |
Ижевское |
41.92 |
54.60 |
17 |
Осиновка |
101.95 |
56.25 |
84 |
Сасово |
40.95 |
54.60 |
57 |
Бирюсинск |
97.80 |
55.83 |
79 |
Шилово |
42.00 |
54.38 |
83 |
Алзамай |
98.78 |
55.28 |
76 |
Чучково |
40.95 |
54.33 |
19 |
Жигалово |
105.12 |
54.72 |
23 |
Солотча |
41.60 |
54.25 |
37 |
Алыкджер |
98.30 |
53.62 |
38 |
Рыбное |
39.83 |
54.87 |
82 |
Зима |
101.78 |
53.88 |
314 |
Рязань |
39.52 |
54.77 |
503 |
Залари |
102.22 |
53.47 |
71 |
Спаск-Рязанский |
39.75 |
54.68 |
38 |
Усолье-Сибирское |
103.55 |
52.78 |
509 |
Михайлов |
40.40 |
54.47 |
93 |
||||
Регион N 3 содержит 17 городов. |
Регион N 4 содержит 8 городов |
||||||
Брянск |
34.03 |
53.28 |
868 |
Туманово |
34.63 |
55.42 |
25 |
Дубровка |
33.43 |
53.70 |
20 |
Верхнеднепровски |
33.35 |
54.97 |
105 |
Старь |
34.27 |
53.67 |
12 |
Дорогобуж |
33.27 |
54.88 |
21 |
Жуковка |
33.67 |
53.57 |
73 |
Угра |
34.32 |
54.75 |
26 |
Фокино |
34.35 |
53.47 |
103 |
Смоленск |
32.00 |
54.78 |
651 |
Клетня |
33.13 |
53.40 |
146 |
Хиславичи |
32.07 |
54.17 |
40 |
Белые Берега |
34.57 |
53.22 |
143 |
Екимовичи |
33.27 |
54.78 |
49 |
Карачев |
34.87 |
53.13 |
91 |
Рославль |
32.78 |
53.82 |
160 |
Уноча |
32.60 |
52.87 |
114 |
||||
Клинцы |
32.15 |
52.75 |
261 |
Регион N 5 содержит 7 городов. |
|||
Новозыбков |
31.85 |
52.55 |
236 |
Иванофранковск |
24.57 |
48.90 |
370 |
Климово |
32.08 |
52.37 |
123 |
Калуш |
24.23 |
49.07 |
281 |
Стародуб |
32.68 |
52.58 |
126 |
Долина |
23.92 |
48.97 |
103 |
Трубчевск |
33.67 |
52.63 |
50 |
Перегинское |
24.08 |
48.85 |
83 |
Навля |
34.43 |
52.87 |
78 |
Надворное |
24.48 |
48.63 |
140 |
Локоть |
34.53 |
52.57 |
93 |
Коломыя |
24.97 |
48.58 |
157 |
Севск |
34.47 |
52.13 |
43 |
Яремчя |
24.48 |
48.53 |
15 |
Регион N 6 содержит 16 городов |
Регион N 7 содержит 10 городов. |
||||||
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Днепропетровск |
34.97 |
48.48 |
856 |
Луцк |
25.22 |
50.72 |
756 |
Павлоград |
35.83 |
48.53 |
764 |
КаменьКаширский |
24.87 |
51.63 |
26 |
Синельниково |
35.52 |
48.32 |
223 |
Ратно |
24.43 |
51.67 |
32 |
Васильковка |
36.08 |
48.22 |
143 |
Любомль |
24.00 |
51.25 |
45 |
Покровское |
36.17 |
47.90 |
29 |
Маневичи |
25.38 |
51.25 |
23 |
Магдалиновка |
34.88 |
48.87 |
39 |
Ковель |
24.62 |
51.20 |
166 |
Новомосковск |
35.20 |
48.65 |
328 |
Владимир-Волынский |
24.27 |
50.87 |
58 |
Пятихатки |
33.68 |
48.38 |
87 |
Нововолынск |
24.17 |
50.77 |
179 |
Желтые Воды |
33.52 |
48.32 |
166 |
Рожище |
25.57 |
50.93 |
126 |
Софиевка |
33.83 |
48.05 |
41 |
Киверцы |
25.38 |
50.83 |
63 |
Кривой Рог |
33.37 |
47.90 |
787 |
||||
Орджоникидзе |
34.08 |
47.62 |
316 |
Регион N 9 содержит 21 город |
|||
Марганец |
34.63 |
47.57 |
253 |
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Никополь |
34.40 |
47.52 |
480 |
Тугур |
136.80 |
53.75 |
24 |
Апостолово |
33.77 |
47.62 |
116 |
Маго |
139.87 |
52.85 |
19 |
Николаевка |
33.20 |
47.57 |
37 |
НиколаевскАмуре |
140.55 |
53.22 |
336 |
Оглонги |
138.62 |
53.03 |
12 |
||||
Регион N 8 содержит 15 городов |
Бурукан |
135.83 |
53.13 |
40 |
|||
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Гуга |
137.08 |
52.77 |
22 |
Запорожье |
35.20 |
47.78 |
878 |
Богородское |
140.28 |
52.50 |
26 |
Вольнянск |
35.43 |
47.90 |
132 |
Софийск |
134.17 |
52.23 |
30 |
Орехов |
35.77 |
47.52 |
120 |
Лазарев |
141.12 |
52.15 |
30 |
Гуляйполе |
36.32 |
47.63 |
79 |
Усть-Умальта |
133.47 |
51.70 |
32 |
Пологи |
36.32 |
47.42 |
99 |
Березовый |
135.42 |
51.70 |
17 |
Куйбышево |
36.72 |
47.30 |
20 |
Мариинское |
140.13 |
51.70 |
38 |
Каменка-Днепровская |
34.48 |
47.42 |
123 |
Циммермановка |
139.17 |
51.33 |
34 |
Черниговка |
36.23 |
47.17 |
71 |
Чегдомын |
133.05 |
51.17 |
66 |
Михайловка |
35.20 |
47.20 |
128 |
Согда |
132.22 |
50.35 |
18 |
Токмак |
35.68 |
47.20 |
197 |
Тырма |
132.22 |
50.00 |
37 |
Мелитополь |
35.37 |
46.83 |
556 |
Новоильиновка |
138.47 |
51.07 |
43 |
Бердянск |
36.88 |
46.83 |
689 |
Комсомольск-на-Амур |
136.95 |
50.63 |
764 |
Приморск |
36.48 |
46.77 |
115 |
Амурск |
136.80 |
50.27 |
102 |
Приазовское |
35.77 |
46.77 |
45 |
Талакан |
133.20 |
49.55 |
17 |
Акимовка |
35.20 |
46.72 |
104 |
Облучье |
130.97 |
48.93 |
144 |
Регион N 10 содержит 18 городов |
Регион N 11 содержит 19 городов |
||||||
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Название города |
долгота |
широта |
трафик |
Болхов |
35.92 |
53.42 |
21 |
Вологда |
39.82 |
59.23 |
582 |
Мценск |
36.43 |
53.23 |
348 |
Красавино |
46.48 |
60.90 |
124 |
Хотынец |
35.27 |
53.10 |
24 |
Великий Устюг |
46.30 |
60.72 |
166 |
Маслово |
35.77 |
53.07 |
17 |
Вытерга |
36.48 |
60.90 |
122 |
Новосило |
36.93 |
52.93 |
15 |
Верховажье |
36.12 |
60.72 |
13 |
Корышкино |
35.55 |
52.93 |
10 |
Никонова Гора |
36.12 |
60.27 |
13 |
Орел |
36.07 |
52.88 |
557 |
Липин Бор |
37.97 |
60.27 |
16 |
Зелегощь |
36.88 |
52.83 |
37 |
Белозерск |
37.78 |
60.00 |
142 |
Хомутово |
37.37 |
52.78 |
46 |
Харовск |
40.18 |
59.92 |
90 |
Верховье |
36.78 |
52.75 |
29 |
Шуйское |
40.92 |
59.28 |
30 |
Кромы |
35.70 |
52.67 |
20 |
Тотьма |
42.77 |
60.00 |
25 |
Дмитровск-Орловский |
35.05 |
52.43 |
15 |
Никольск |
45.73 |
59.55 |
29 |
Змиевка |
36.28 |
52.62 |
40 |
Кирилов |
38.33 |
59.82 |
26 |
Глазуновка |
36.22 |
52.43 |
29 |
Бабаево |
35.73 |
59.37 |
81 |
Малоархнгельск |
36.43 |
52.40 |
27 |
Череповец |
37.78 |
59.18 |
694 |
Ливны |
37.60 |
52.40 |
221 |
Сокол |
40.18 |
59.55 |
327 |
Колпны |
37.02 |
52.17 |
48 |
Грязовец |
40.37 |
58.92 |
110 |
Долгое |
37.45 |
52.03 |
38 |
Вожега |
40.18 |
60.45 |
38 |
Рослятино |
44.43 |
59.73 |
39 |
Синтезировать СПД c горизонтальными связями для городов,
полученных в результате выполнения предыдущих этапов.
Топология проектируемой сети: ОПТИМАЛЬНАЯ
Критерий синтеза СПД для минимизации: общая стоимость сети
Зависимость стоимости каналов от длины и пропускной способности
Пропускная Cпособност (бод) |
Длина(км) |
||||||||||
100 |
600 |
1200 |
3000 |
4000 |
5000 |
6000 |
7000 |
8000 |
|||
300 |
31.54 |
94.61 |
157.68 |
189.22 |
220.75 |
252.29 |
283.82 |
315.36 |
357.70 |
368.83 |
368.83 |
600 |
39.42 |
118.26 |
197.10 |
236.52 |
275.94 |
315.36 |
354.78 |
394.20 |
447.12 |
461.04 |
461.04 |
900 |
49.93 |
149.80 |
249.66 |
299.59 |
349.52 |
399.46 |
449.39 |
499.32 |
566.35 |
583.98 |
583.98 |
1200 |
68.33 |
204.98 |
341.64 |
409.97 |
478.30 |
546.62 |
614.95 |
683.28 |
775.01 |
799.14 |
799.14 |
2400 |
89.35 |
268.06 |
446.76 |
536.11 |
625.46 |
714.82 |
804.17 |
893.52 |
1013.47 |
1045.02 |
1045.02 |
4800 |
118.26 |
354.78 |
591.30 |
709.56 |
827.82 |
946.08 |
1064.34 |
1182.60 |
1341.36 |
1383.12 |
1383.12 |
9600 |
152.42 |
457.27 |
762.12 |
914.54 |
1066.97 |
1219.39 |
1371.82 |
1524.24 |
1728.86 |
1782.69 |
1782.69 |
12000 |
183.96 |
551.88 |
919.80 |
1103.76 |
1287.72 |
1471.68 |
1655.64 |
1839.60 |
2086.56 |
2151.52 |
2151.52 |
24000 |
226.01 |
678.02 |
1130.04 |
1356.05 |
1582.06 |
1808.06 |
2034.07 |
2260.08 |
2563.49 |
2643.30 |
2643.30 |
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА
2.1. ОБЩАЯ МЕТОДИКА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РИВС
Для проектирования РИВС вначале необходимо произвести ее топологический синтез, а именно: определить число узлов сети и способы их связи между собой и источниками информации, параметры и места размещения каналов связи, концентраторов данных и т.п. Синтез топологической структуры крупномасштабных РИВС сопряжен с рядом проблем, связанных с ограниченными возможностями используемой вычислительной техники, большими размерностями характеристик потоков информации, координат оконечных пунктов сети, многоэкстремальностью решаемой задачи, несовершенностью используемых методов оптимизации. Перечисленные проблемы вызывают необходимость использования декомпозиционного подхода, позволяющего свести решение сложной задачи к ряду более простых. В практике проектирования общая задача синтеза топологической структуры сети разбивается на ряд подзадач. Решение этих задач, в совокупности составляющих общую задачу синтеза осуществляется с помощью эвристических методов.
Для организации целенаправленного топологического синтеза РИВС используется 3х уровневая архитектура и 3 уровня проектирования:
«вертикальный», на котором проектируется региональные вертикальные СПД;
«вертикально-горизонтальный», на котором проектируются вертикально-горизонтальные СПД;
«горизонтальный», на котором проектируется горизонтальная СПД.
В соответствии с используемыми уровнями выделяют следующие этапы проектирования.
1й этап. Все исходное множество городов-узлов, подлежащих объединению в единую РИВС подвергаются процедуре регионально-территориальной декомпозиции, в результате которой определяется совокупность регионов, входящих в проектируемую сеть. Процесс декомпозиции осуществляется на основе анализа матрицы расстояний и трафиков. Результатом данного этапа является совокупность регионов и множества городов, входящих в каждый регион.
2й этап. Производится определение статуса каждого региона путем анализа матрицы тяготения передачи информации для входящих в него городов.
3й этап. Первоначально для каждого полученного региона выбирается звездообразная топология в качестве начальной. Затем для всех регионов решаются соответствующие задачи.
4й этап. Решается задача горизонтального синтеза – проектируется горизонтальная СПД. В качестве исходных данных для нее выступают узлы-центры вертикальных и вертикально-горизонтальных СПД, определенных на предыдущем этапе. Результатом является топологическая структура горизонтальной СПД.
5й этап. Объединение результатов предыдущих этапов в результате чего синтезируется общая топологическая структура РИВС.
6й этап. Определение основных интегральных характеристик результирующей сети и формирование таблиц маршрутизации для передачи сообщений.
2.2. МЕТОД КОММУТАЦИИ ПАКЕТОВ – ВАРИАНТ ВИРТУАЛЬНОГО КАНАЛА.
Сети с коммутацией пакетов были разработаны правительством США в 70-е годы для обеспечения надежной цифровой передачи данных по телефонным линиям. Коммутация пакетов представляет собой метод доставки сообщений, при котором данные помещаются в небольших пакетах. Пакеты могут передаваться в место назначения по различным маршрутам сети коммутации пакетов. Разные пакеты сообщения могут иметь различные маршруты. В маршрутизации трафика важно достичь наилучшего маршрута и скорейшей доставки. Коммутация пакетов обеспечивает наилучший способ совместного использования коммуникационных линий для передачи пакетов данных. Сети коммутации пакетов предлагают такие фирмы как AT&T, Tymenet, Telnet, CompuServe, GE, Sprint и Infonet Services. Некоторые компании предлагают международные услуги. Телефонные компании часто имеют свои средства коммутации пакетов, которые вы можете использовать для объединения локальных сетей. Подобные линии являются виртуальными. Как уже говорилось, виртуальная линия выглядит для пользователя как выделенная линия, связывающая системы. Реально передача осуществляется путем разбиения информации на пакеты и передачи ее по высокоскоростной линии наряду с другими пакетами. На приемном конце ваши пакеты отделяются от других пакетов, принадлежащих другим пользователям, реассемблируются и обрабатываются. Сеть коммутации пакетов обычно имеет много узлов и обеспечивает альтернативные и резервные маршруты. Для доставки пакетов используется два метода: старый, X.25, обеспечивающий высокий уровень проверки на ошибки, и новый, метод переключения окна, использующий современные более надежные цифровые телефонные системы. Он позволяет уменьшить объем проверки ошибок и увеличить пропускную способность.
Коммутация пакетов производится путем разбивки сообщения на пакеты, которые представляют собой элементы сообщений, но снабженные заголовком и имеющие фиксированную и постоянную длину. Пакеты, также как и сообщения, передаются по маршруту от начального абонента к конечному. Разница заключается в том, что сообщение передается не целиком, а отдельными пакетами. На практике оказалось, что время доставки одного сообщения по способу коммутации пакетов является наименьшим. Исключение составляет тот случай, когда скоммутируемый канал используется длительное время для передачи последовательности сообщений, поэтому в вычислительных сетях способ коммутации пакетов является основным. Во многих случаях этот способ является наиболее эффективным. Во-первых, ускоряется передача данных в сетях сложной конфигурации за счет того, что возможна параллельная передача пакетов одного сообщения на разных участках сети; во-вторых, при появлении ошибки требуется повторная передача короткого пакета, а не всего длинного сообщения. Кроме того, ограничение сверху на размер пакета позволяет обойтись меньшим объемом буферной памяти в промежуточных узлах на маршрутах передачи данных в сети.
Коммутация пакетов отличается от коммутации каналов тем, что передача данных происходит по виртуальным каналам. По запросу в сети общего пользования происходит выделение определенной полосы. Между двумя пунктами, обменивающимися данными через сеть с пакетной коммутацией, нет прямой физической связи. В виртуальном канале на каждый вызов устанавливается определенный маршрут и все пакеты данного сеанса проходят через сеть по этому маршруту. Передаваемые данные разбиваются на короткие пакеты, которые затем передаются по сети. В месте назначения эти пакеты вновь собираются в исходном формате.
Вот некоторые преимущества коммутации пакетов:
более высокая эффективность каналов связи, так как длинные транспортные каналы динамически распределяются между многими вызовами и пользователями;
Эффективное управление нагрузкой - буферизация в сети дает возможность выдерживать временные пики нагрузки без блокирования;
Преобразование скорости передачи данных - обмен данными может протекать между пользователями, работающими с разными скоростями передач;
Уменьшение затрат за счет того, что сетевые ресурсы распределяются между большим количеством пользователей
В свою очередь при использовании коммутации пакетов применяется 2 способа передачи данных: дейтаграммный и виртуальный.
При виртуальном способе передача данных происходит в виде последовательностей, связанных в цепочки пакетов, естественном порядке по устанавливаемому маршруту. При этом в отличие от коммутации каналов линии связи могут разделяться многими сообщениями, когда попеременно по каналу передаются пакеты разных сообщений (это так называемый режим временного мультиплексирования, иначе TDM - Time Division Method), или задерживаться в промежуточных буферах. Предусматривается контроль правильности передачи данных путем посылки от получателя к отправителю подтверждающего сообщения - положительной квитанции. Этот контроль возможен как во всех промежуточных узлах маршрута, так и только в конечном узле. Он может осуществляться старт-стопным способом, при котором отправитель до тех пор не передает следующий пакет, пока не получит подтверждения о правильной передаче предыдущего пакета, или способом передачи "в окне". Окно может включать N пакетов, и возможны задержки в получении подтверждений на протяжении окна. Так, если произошла ошибка при передаче, т.е. отправитель получает отрицательную квитанцию относительно пакета с номером K, то нужна повторная передача и она начинается с пакета K
Например, в сетях можно использовать переменный размер окна. Так, в соответствии с рекомендацией документа RFC-793 время ожидания подтверждений вычисляется по формуле
T >ож> = 2*T>ср>, где T>ср> := 0,9*T>ср> + 0,1*T>i>,
T>ср> - усредненное значение времени прохода пакета до получателя и обратно,
T>i> - результат очередного измерения этого времени.
Основное свойство виртуального канала - это сохранение порядка поступления пакетов. Это означает, что отсутствие одного пакета в пункте назначения исключает возможность поступления всех следующих пакетов. Организация виртуального канала между двумя пользователями равносильно выделению им дуплексного канала связи, по которому данные передаются в их естественной последовательности. Виртуальный канал сохраняет все преимущества способа - “коммутация пакетов” в отношении скорости передачи данных и мультиплексирования, но добавляет к ним еще одно свойство, а именно - сохраняет естественную последовательность данных.
Виртуальный канал - логическое, протокольно-независимое соединение, устанавливаемое в сети пакетной коммутации по протоколу Frame Relay, между двумя оконечными устройствами, обеспечивающими пользовательский интерфейс Ethernet по стандарту 10BaseT и характеризующееся следующими параметрами:
пропускная способность;
среда передачи на абонентской субмагистрали.
Пользовательский интерфейс Ethernet образуется на выходе маршрутизатора Cisco 1601, подключенного к выделенному каналу с соответствующей пропускной способностью к центру пакетной коммутации по стыку V.35.
Виртуальные каналы могут использоваться для соединения территориально разнесенных объектов как по схеме точка - точка, так и по схеме мультиточка или звезда.
Виртуальные каналы сети пакетной коммутации, построенной на базе сети SDH и вторичной сети выделенных каналов. Эффективный способ соединения географически удаленных локальных вычислительных сетей. Frame Relay совместим со всеми протоколами, наиболее часто используемыми в ЛВС (TCP, Novell IPX, DECNET или NETBIOS). Этот протокол обеспечивает эффективную работу по каналам связи высокого качества. Позволяет эффективно передавать неравномерно распределенный по времени трафик. Обеспечивает малое время задержки при передаче информации через сеть. В отличие от вторичной сети выделенных каналов, для организации нового соединения нет необходимости устанавливать дополнительную аппаратуру. В стоимость услуги также входит установка модема для оптической или медной линии и маршрутизатора с портом 10-BaseT для подключения локальной сети клиента
При централизованной маршрутизация в сети виртуальных каналов отправитель в адресат устанавливают виртуальный канал и маршрут между ними фиксируется на время сеанса связи. Решение об изменении маршрута между данной парой отправитель-адресат может приниматься только до начала сеанса связи.
Непосредственной причиной перегрузок в сети связи является чрезмерная загруженность каналов связи. Поэтому заполняются буфера сетевых процессов (СП) в узлах, возникают блокировки. Было предложено использовать измеренную интенсивность потоков в каналах в качестве основного параметра системы управления потоками, которая объединяет функции маршрутизации пакетов и ограничения нагрузки в сети связи. В этом случае для каждого канала устанавливают пороговые значения интенсивности потоков и различают несколько состояний каналов, например:
нормальное, когда интенсивность потока в канале не превосходит 70% теоретически возможной;
предупреждающее - 70-80%;
тревожное - более 80%.
Узлы сети обмениваются маршрутными таблицами, отражающими состояния каналов для каждого узла-адресата, что позволяет в каждом узле принимать решения по управлению потоками в зависимости от состояний канатов. Возможны различные варианты таких алгоритмов управления потоками. Например, когда в узле выходящий канал выбранного маршрута находится в предупреждающем состоянии, то пакет ставится в очередь к этому каналу, как при нормальных условиях, а отправителю посылается блокирующее сообщение, предписывающее ограничить поток. Если канал находится в тревожном состоянии, то пакет отбрасывается.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСОВОГО ПРОЕКТА. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РИВС.
АНАЛИЗ ТЕХНИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
Проектирование распределенной вычислительной сети для региональных вертикальных связей проводилось в 11 регионах. Каждый регион был оптимизирован в соответствии с заданием в программе NET-PRO. При детализации этапа проектирования вертикальной сети передачи данных использовались все вертикальные регионы, а при горизонтальной сети передачи данных осуществлялся анализ всех возможных топологий. Главными критериями при проектировании были выбор оптимальной проектируемой топологии и с критерием оптимизации по общей стоимости сети, при этом максимальное время задержки составляет не более 14сек., а среднее время задержки не превышает 1сек. Это достигалось увеличением числа переприемов между абонентскими пунктами. В результате выяснилось, что самым оптимальной получается звездообразная структура, а самой не выгодной кольцевая, так как в ней даже не удалось избавиться от «плохих маршрутов».
№ п/п |
№ региона |
Кол-во городов (узлов) |
1 |
1 |
19 |
2 |
2 |
18 |
3 |
3 |
17 |
4 |
4 |
8 |
5 |
5 |
7 |
6 |
6 |
16 |
7 |
7 |
10 |
8 |
8 |
15 |
9 |
9 |
21 |
10 |
10 |
18 |
11 |
11 |
19 |
Всего: |
11 |
168 |
ПРОЕКТИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
Первоначально сеть передачи данных для региона 1 была представлена в том виде что она изображена на рис 1. Данный вариант сети небыл оптимизирован. Оптимизация проводилась по критерию обеспечивающему минимальную стоимость. В процессе оптимизации был изменен центр сети, изменены маршруты и их пропускные способности, также были изменены места расположения концентраторов и их пропускные способности – все эти изменения привели к тому что сеть стала наиболее оптимальной и ее стоимость снизилась на 11,33% по сравнению с первоначальной. На рис 2 изображена оптимизированная по критерию минимальной стоимости сеть передачи данных.
Результаты синтеза сети передачи данных с вертикальными связями для региона 1
Полная стоимость СПД в сутки - 2974 рублей.
Центр СПД - Кадом.
Места размещения концентраторов:
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Касимов |
150 |
600 |
Голованово |
200 |
900 |
Ижевское |
100 |
300 |
Сасово |
100 |
300 |
Рыбное |
200 |
900 |
Каналы связи между городами:
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Казанская-> Рыбное |
38 |
300 |
Гусь-Железный-> Голованово |
27 |
300 |
Касимов-> Кадом |
424 |
600 |
Голованово-> Кадом |
750 |
900 |
Касимов-> Касимов |
204 |
300 |
Елатьма-> Касимов |
31 |
300 |
Мурмино-> Ижевское |
33 |
300 |
Тума-> Голованово |
44 |
300 |
Пителино-> Ижевское |
21 |
300 |
Ижевское-> Касимов |
154 |
300 |
Сасово-> Кадом |
206 |
300 |
Шилово-> Ижевское |
83 |
300 |
Чучково-> Сасово |
19 |
300 |
Солотча-> Сасово |
37 |
300 |
Рыбное-> Голованово |
661 |
900 |
Рязань-> Рыбное |
503 |
600 |
Спаск-Рязанский-> Рыбное |
38 |
300 |
Михайлов-> Сасово |
93 |
300 |
Первоначально сеть передачи данных для региона 2 была представлена в том виде что она изображена на рис 3. Данный вариант сети небыл оптимизирован. Оптимизация проводилась по критерию обеспечивающему минимальную стоимость. В процессе оптимизации был изменен центр сети, изменены маршруты и их пропускные способности, также были изменены места расположения концентраторов и их пропускные способности – все эти изменения привели к тому что сеть стала наиболее оптимальной и ее стоимость снизилась на 22,37% по сравнению с первоначальной. На рис 4 изображена оптимизированная по критерию минимальной стоимости сеть передачи данных.
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 2.
Полная стоимость СПД в сутки - 18569 pублей.
Центp СПД - Аян
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Ербогачен |
100 |
300 |
Мама |
100 |
300 |
Осиновка |
300 |
2400 |
Алзамай |
150 |
600 |
Жигалово |
250 |
1200 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Инаригда> Ербогачен |
28 |
300 |
Ербогачен-> Аян |
276 |
300 |
Магистральный-> Жигалово |
14 |
300 |
Перевоз> Мама |
19 |
300 |
Витим-> Ербогачен |
37 |
300 |
Кропоткин> Мама |
38 |
300 |
Бодайбо -> Мама |
118 |
300 |
Мама-> Ербогачен |
187 |
300 |
Иркутск-> Жигалово |
635 |
900 |
Осиновка-> Аян |
1843 |
2400 |
Бирюсинск-> Алзамай |
79 |
300 |
Алзамай> Осиновка |
507 |
600 |
Жигалово> Осиновка |
1181 |
1200 |
Алыкджер-> Алзамай |
38 |
300 |
Зима-> Алзамай |
314 |
600 |
Залари-> Осиновка |
71 |
300 |
Усолье-Сибирское-> Жигалово |
509 |
600 |
Первоначально сеть передачи данных для региона 3 была представлена в том виде что она изображена на рис 5. Данный вариант сети небыл оптимизирован. Оптимизация проводилась по критерию обеспечивающему минимальную стоимость. В процессе оптимизации был изменен центр сети, изменены маршруты и их пропускные способности, также были изменены места расположения концентраторов и их пропускные способности – все эти изменения привели к тому что сеть стала наиболее оптимальной и ее стоимость снизилась на 4,28% по сравнению с первоначальной. На рис 6 изображена оптимизированная по критерию минимальной стоимости сеть передачи данных.
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 3
Полная стоимость СПД в сутки - 3873 pублей.
Центp СПД - Трубчевск
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Фокино |
150 |
600 |
Клетня |
150 |
600 |
Стародуб |
200 |
900 |
Брянск |
300 |
2400 |
Локоть |
100 |
300 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Дубровка-> Клетня |
20 |
300 |
Старь-> Фокино |
12 |
300 |
Жуковка-> Клетня |
73 |
300 |
Фокино -> Брянск |
349 |
600 |
Клетня-> Брянск |
353 |
600 |
Белые-> Фокино |
143 |
300 |
Карачев-> Фокино |
91 |
300 |
Уноча-> Клетня |
114 |
300 |
Клинцы-> Стародуб |
261 |
300 |
Новозыбков-> Стародуб |
236 |
300 |
Климово-> Стародуб |
123 |
300 |
Стародуб-> Трубчевск |
746 |
900 |
Брянск-> Трубчевск |
1570 |
2400 |
Навля-> Локоть |
78 |
300 |
Локоть-> Трубчевск |
214 |
300 |
Севск-> Локоть |
43 |
300 |
Ниже приводятся результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для остальных регионов.
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 4
Полная стоимость СПД в сутки - 1688 pублей
Центp СПД - Екимовичи.
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Хиславичи |
200 |
900 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Верхнеднепровский-> Дорогобуж |
105 |
300 |
Дорогобуж-> Екимовичи |
126 |
300 |
Угра-> Екимовичи |
51 |
300 |
Смоленск-> Хиславичи |
651 |
900 |
Хиславичи -> Екимовичи |
851 |
900 |
Туманово-> Угра |
25 |
300 |
Рославль-> Хиславичи |
160 |
300 |
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 5
Полная стоимость СПД в сутки - 615 pублей.
Центp СПД - Иванофранковск.
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Перегинское |
150 |
600 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Калуш-> Перегинское |
281 |
300 |
Долина -> Перегинское |
103 |
300 |
Перегинское -> Иванофранковск |
467 |
600 |
Надворное -> Иванофранковск |
155 |
300 |
Коломыя-> Иванофранковск |
157 |
300 |
Яремчя - > Надворное |
15 |
300 |
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 6
Полная стоимость СПД в сутки - 4323 pублей.
Центp СПД - Днепропетровск
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Синельниково |
250 |
1200 |
Софиевка |
300 |
2400 |
Кривой |
250 |
1200 |
Никополь |
250 |
1200 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Павлоград-> Синельниково |
764 |
900 |
Синельниково-> Днепропетровск |
1159 |
1200 |
Васильковка-> Синельниково |
143 |
300 |
Покровское-> Синельниково |
29 |
300 |
Магдалиновка-> Новомосковск |
39 |
300 |
Новомосковск -> Днепропетровск |
367 |
600 |
Пятихатки -> Софиевка |
87 |
300 |
Желтые-> Кривой |
166 |
300 |
Софиевка-> Днепропетровск |
2283 |
2400 |
Кривой-> Софиевка |
1106 |
1200 |
Орджоникидзе-> Никополь |
316 |
600 |
Марганец-> Никополь |
253 |
300 |
Никополь -> Софиевка |
1049 |
1200 |
Апостолово-> Кривой |
116 |
300 |
Николаевка-> Кривой |
37 |
300 |
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 7
Полная стоимость СПД в сутки - 1493 pублей.
Центp СПД - Ковель
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Владимир-Волынский |
100 |
300 |
Киверцы |
250 |
1200 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Камень-Каширский-> Ковель |
58 |
300 |
Ратно-> Камень- Каширский |
32 |
300 |
Любомль-> Владимир-Волынский |
45 |
300 |
Маневичи-> Киверцы |
23 |
300 |
Луцк-> Киверцы |
756 |
900 |
Владимир-Волынский-> Ковель |
282 |
300 |
Нововолынск-> Владимир-Волынский |
179 |
300 |
Рожище-> Киверцы |
126 |
300 |
Киверцы -> Ковель |
968 |
1200 |
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 8
Полная стоимость СПД в сутки - 3259 pублей.
Центp СПД - Токмак.
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Пологи |
100 |
300 |
Черниговка |
250 |
1200 |
Запорожье |
300 |
2400 |
Мелитополь |
200 |
900 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Вольнянск -> Запорожье |
132 |
300 |
Орехов-> Запорожье |
120 |
300 |
Гуляйполе-> Пологи |
79 |
300 |
Пологи-> Черниговка |
198 |
300 |
Куйбышево-> Пологи |
20 |
300 |
Каменка-Днепровская -> Запорожье |
123 |
300 |
Черниговка-> Токмак |
1073 |
1200 |
Михайловка -> Мелитополь |
128 |
300 |
Запорожье-> Токмак |
1253 |
2400 |
Мелитополь-> Токмак |
833 |
900 |
Бердянск-> Черниговка |
689 |
900 |
Приморск -> Черниговка |
115 |
300 |
Приазовское-> Мелитополь |
45 |
300 |
Акимовка-> Мелитополь |
104 |
300 |
Результаты синтеза сети пеpедачи данных с веpтикальными связями для региона 9.
Полная стоимость СПД в сутки - 9156 pублей
Центp СПД - Гуга
Meста pазмещения концентpатоpов
Название города |
Стоимость КД в сутки (руб) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Тугур |
100 |
300 |
Богородское |
150 |
600 |
Софийск |
100 |
300 |
Березовый |
300 |
2400 |
Циммермановка |
150 |
600 |
Тырма |
100 |
300 |
Каналы связи между городами
Название канала |
Трафик (бит/сек) |
Проп. сп-ть (бит/сек) |
Маго-> Богородское |
19 |
300 |
Николаевск-на-Амуре-> Богородское |
336 |
600 |
Оглонги-> Тугур |
12 |
300 |
Бурукан-> Тугур |
40 |
300 |
Тугур-> Гуга |
76 |
300 |
Богородское -> Циммермановка |
411 |
600 |
Софийск -> Березовый |
128 |
300 |
Лазарев-> Богородское |
30 |
300 |
Усть-Умальта-> Софийск |
32 |
300 |
Березовый-> Гуга |
1227 |
2400 |
Мариинское-> Циммермановка |
38 |
300 |
Циммермановка-> Гуга |
526 |
600 |
Чегдомын-> Софийск |
66 |
300 |
Согда-> Тырма |
18 |
300 |
Тырма-> Березовый |
216 |
300 |
Новоильиновка-> Циммермановка |
43 |
300 |
Комсомольск-на-Амур-> Березовый |
866 |
900 |
Амурск-> Комсомольск-на-Амур |
102 |
300 |
Талакан-> Тырма |
17 |
300 |
Облучье -> Тырма |
144 |
300 |
Р
ис
1. Регион 1 до оптимизации
Р
ис
2. Регион 1 после оптимизации.
Р
ис
3. Регион 2 до оптимизации.
Рис 4. Регион 2 после оптимизации
Р
ис
5. Регион 3 до оптимизации.
Рис 6. Регион 3 после оптимизации
ПРОЕКТИРОВАНИЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ СЕТИ
При проектировании горизонтальной сети я основывался на заданных критериях:
тип проектируемой топологии: оптимальная;
критерий оптимизации: общая стоимость сети;
ограничения на проектирование:
14 секунд: - максимальное время задержки;
1 секунда: - среднее время задержки
Горизонтальный синтез проектируемой сети организуется как процесс синтеза одной из возможных топологий в соответствии с приведенными алгоритмами.
Для синтеза оптимальной кольцеобразной сети используется задача коммивояжера. Суть данной задачи заключается в том, что коммивояжер должен выехать из одного города, побывать во всех остальных по одному разу и вернуться обратно. Задача заключается в определении последовательности объезда городов, при котором коммивояжеру требуется проехать наименьшее суммарное расстояние, при этом предполагается, что расстояние до каждой пары городов известно. Рис.7.
Рис. 7. Топология «Кольцо»
Для синтеза оптимальной древовидной сети используется алгоритм Прима, который порождает минимальное связанное дерево. Рассматривается определенное множество городов, которые необходимо объединить. Рис. 8.
Р
ис.8.
Топология «Дерево»
Задача синтеза оптимальной звездообразной сети по критерию минимальной стоимости заключается в переборе всех возможных вариантов звездообразных сетей и выборе варианта с минимальной стоимостью. Рис.9
Рис. 9. Топология «Звезда»
Синтез распределенной сети заключается в следующем алгоритме:
решить задачу коммивояжера, в результате которой будет получена минимальная связная кольцеобразная сеть;
задать допустимое число переприемов в маршруте;
решить задачу маршрутизации, если число «плохих» маршрутов равно нулю – то закончить;
отсортировать неиспользованные дуги сети в порядке убывания их стоимостей;
добавить очередную минимальную неиспользованную дугу в решение;
решить задачу маршрутизации;
если добавление данной дуги в решение привело к уменьшению количества «плохих» маршрутов, то оставить дугу в решении, иначе исключить эту дугу из решения;
если число «плохих» маршрутов равно нулю, то закончить, иначе перейти к сортировке.
Результатом работы данного алгоритма является связанная сеть, любой маршрут в которой содержит не более заданного числа переприемов.
Рис. 10.
Р
ис.10.
Топология «Распределенная»
Симбиозом будет являться совокупность топологий звезды, кольца, дерева и распределенной. При этом обеспечивается наибольшая эффективность. Рис.11.
Рис11. Топология «Симбиоз»
ВЫВОД
В данной курсовой работе согласно техническому заданию была спроектирована распределенная информационно-вычислительная сеть. Для этих целей использовался программно-инструментальный комплекс NET-PRO. Перед проектированием сначала был произведен топологический синтез, а именно, было определенно количество узлов сети и способы их связи между собой и источниками информации, а так же параметры и места размещения каналов связи, концентраторов и т.п.
Выбор структуры при проектировании основывался на том, чтобы обеспечить оптимальную топологическую структуру по всем критериям, хотя самым главным критерием оптимизации в моем курсовом проекте являлась стоимость сети.
Проектирование выполнялось в два этапа: проектирование региональных сетей передачи данных и проектирование горизонтальной сети передачи данных, которая объединяет отдельные региональные сети в одну единую. На последнем этапе была полученная конечная карта распределенной информационно-вычислительной сети, которая, представляет из себя симбиоз топологий, и которая является самой оптимальной по главному критерию общей стоимости сети и обеспечивает 100% эффективность по сравнению с остальными вариантами разработанных топологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Решетняк В.Н., Гузик В.Ф., Сидоренко В.Г. «Проектирование распределенных информационно-вычислительных систем.» Учеб. пособие. Таганрог: ТРТУ ,1996 год.
2. Ларионов А.М., Майоров С.А. Новиков Г.И. «Вычислительные комплексы , системы и сети». Ленинград Энергоатомиздат 1987 г
3. Стен Шатт под редакцией М.А. Мазина «Мир компьютерных сетей». Киев 1996 г.
Ю.А. Кулаков, Г.М. Луцкий. «Компьютерные сети». Киев «Юниор» 1998 г.
Д. Филлипс, А. Гарсия-Диас «Методы анализа сетей», М., Мир, 1984. 496 с.