Дмитрий Иванович Менделеев. «Заветные мысли»
Дмитрий Иванович Менделеев. «Заветные мысли»
Волчкова В. Б.
В этом году исполнилось 175 лет со дня рождения Дмитрия Ивановича Менделеева. Все знают его знаменитую периодическую таблицу, некоторые помнят со школы закон Менделеева – Клапейрона, кто-то слышал, что он изобрел новый вид пороха, изучил свойства спирта и особенности его растворения в воде, но, наверное, лишь немногие представляют себе широту его интересов и огромный вклад в развитие науки и промышленности.
Читая его «Заветные мысли» - книгу, написанную им незадолго до кончины, поражаешься глубине понимания процессов, происходящих в обществе. А Дмитрий Иванович, будучи истинным патриотом своего отечества, душой болел о России, ее процветании и не мог не печалиться о разрушительных процессах в государстве, свидетелем которых он был.
Вот цитата из этой книги: «Не могу, даже просто смелости у меня такой не хватает, закончить изложение своих "Заветных мыслей", не попытавшись передать своих исходных положений, выработавшихся всею совокупностью испытанного и узнанного в жизни, так как этими положениями не прямо, а косвенно определяется все мое изложение. Считаю это тем более необходимым в наше время, что оно явно занято "переоценкою" и сосредоточенным стремлением найти вновь как-то затерявшееся "начало всех начал", исходя то из субъективной самостоятельной точки зрения, то из какого-то абстрактного единства, будь оно энергия вообще, или, в частности, электричество, или что-либо иное - только, не древнее исходное начало, Богом наименованное. От физики до метафизики теперь стараются сделать расстояние до того обоюдно ничтожно малым, что в физике, особенно после открытия радиоактивности, прямо переходят в метафизику, а в этой последней стремятся достичь ясности и объективности физики. Старые боги отвергнуты, ищут новых, но ни к чему сколько-либо допустимому и цельному не доходят; и скептицизм узаконяется, довольствуясь афоризмами и отрицая возможность цельной общей системы».
Как актуально сегодня написанное Д. И. Менделеевым более ста лет назад! Еще и еще раз убеждаешься, что «настоящее» вырастает из «прошлого». Процессы измышления «научной истины», как учеными мужами, так и людьми далекими от науки, протекали во все времена (хотя раньше люди были скромнее, чем в наше «свободное» время).
Дмитрий Иванович только в конце своей жизни дерзнул написать и опубликовать свои «заветные мысли». И в послесловии пишет, что «…молчание (от скромности! – В.В.) ведь привычно, хоть не в моде, и, кстати, отвечает несомненному русскому большинству, с которым оставаться желаю…». И это после того, как он в своей книге проанализировал в десяти разделах сложнейшие проблемы промышленности и торговли, японской войны и народонаселения, образования и управления государством. Коротко коснемся этих вопросов, останавливаясь подробнее на вопросах образования.
О государственном устройстве и законодательстве
Менделеев пишет, что правительства монархические, республиканские или иные, только тогда могут достичь общего блага, если разумность сочетается с общей народной волей! И добрыми отношениями с другими странами. Поскольку между верховной властью и гражданами неизбежно присутствуют исполнители выборные или назначенные, но из тех же граждан взятые, в них-то из-за их многочисленности всесильно действует дух народа. И от них зависят успехи государственные. Это давно кратко выражено изречением: «Всякий народ достоин своего правительства».
Государственный уклад определяется не случайными обстоятельствами, а всей народной историей… Развитие «блага народного», определяясь нравственными началами (христианскими ценностями в России), сильно зависит не только от прав граждан, но и от обязанностей. Пожелания к членам Государственной Думы, которые были написаны сто лет назад, можно почти без изменений отнести к нашим современным депутатам. …«Надобно оглянуться на себя и подать личный пример: порядка, трудолюбия, не многоглаголания, снисходительности, деловитой разумности и постепенности в действиях и реформах». Перечисляя конкретные меры правительства по решению вопросов развития экономики, не забывает автор и кооперативные (артельные) предприятия как исключительно важные и настаивает на создании для них благоприятных условий – уменьшение налогов в частности. А также уменьшение налогов на жизненно важные продукты и увеличение – на «предметы роскоши», как бы мы сейчас сказали. Не малое место отведено и похвалам в адрес простого российского предпринимателя!
Касаясь вопросов законодательства, Дмитрий Иванович пишет, что непрактичный и даже вредный закон появиться может, потому что законы – творение рук человеческих, но надо иметь способы изменять и исправлять их. И сам себе никто не судья! Корень дела в выборе лиц администрации. Самые совершенные законы всего предусмотреть не могут и пишутся, в сущности, для устранения зла, а возбуждать добра не могут.
Для коррекции деятельности администрации следует создать суды, совершенно отделенные от нее, чтобы каждый человек или организация могли обжаловать ее действия, если они незаконны или неполезны. Администратор, не сумевший приобрести личный авторитет или не соблюдающий законы, плох, и его удаление, как показывают многочисленные примеры, только на пользу дела.
Русский патриот Менделеев призывает нас направить все свое трудолюбие на разработку (а не распродажу!) природных запасов нашей богатой страны, не вдаваясь в политиканство, которое … «сгубило латинство и евреев». Прочно и плодотворно только приобретенное своим трудом! … Законодатели много благого сделают для своей страны, если примут меры, поощряющие труды всякого рода, если трудолюбию помогут всего более…
«Доброе согласие, стройный порядок, упрочение душевного настроения и материальная обстановка воинов составляют неизбежную необходимость выполнения ими долга и успешности войн… и это не «эгоистические» соображения, а единение правительства и народа. Желая мира, будь готов к войне! Завоевательных войн Россия сама не затеет. В этом уверены не только мы, но и весь мир. И заниматься научной и практической разработкой взрывчатых веществ, пушек, минных приспособлений необходимо, причем следует дать место русским изобретателям, а из-за границы мы получаем лишь жалкие поскребки… Наше вооружение и армия должны быть таковы, чтобы никто и не пытался затеять с нами войну!…»
«…Только любящие отнесутся мягко к существующим недостаткам, только они найдут выход из того, что страху и совести покажется безысходным…. Могу сказать, что знал на своем веку много государственных мужей, которые в Россию не верят и Россию не любят, народ ее мало понимают, хотя и действуют и мыслят без страха и за совесть, но руководствуются «теоретическими» системами. Я, будучи сам всю жизнь научным теоретиком, отрицаю достаточность теоретичности в таком строго практическом деле, как законодательство, особенно русское. Оно бесспорно необходимо, но без такта и любви действительной ничего тут не поделаешь!…
Что же, кроме настоящей, сознательной и взвешенной любви к России, побуждало Петра отворить окно в Европу, Александра Освободителя делать его дела, императора Николая П согласиться на мир с Японией? Воля-то руководствуется не только инстинктами, но превыше всего Любовью, ею просветленный разум диктует единственно верные поступки. Выход дает только любовь!»
Укрепление семьи, отцовства, увеличение народонаселения, предоставление отцам семейств прав быть представителями в законодательных органах, осторожность с пресловутой «Декларацией прав», которая, прикрываясь красноречием, заслоняет действительную сложность смеси добра со злом, – вот о чем пишет Менделеев. И просвещение народа, открытие пути образованной части общества в промышленность – вот важнейшие сферы деятельности. Но! Знание без образования – меч в руках сумасшедшего. Кроме того, мировая трагедия на том и основана, что духовное, внутреннее и личное существуют не сами по себе, без материального, внешнего и общественного, а взаимосвязаны и, к сожалению, материальное возникает раньше, начальнее и назойливее духовно-внутреннего, и должно быть удовлетворяемо.
Мысли о школьном образовании
Обратимся к вопросам образования. Менделеев считал, что именно образование может и должно оздоровить общество и в будущем привести к процветанию страны: как материальному, так и духовному. Первое и главное в этом сложнейшем деле – создание педагогических институтов, способных удовлетворить спрос на высококвалифицированных школьных учителей. Нельзя терять ни минуты ввиду обратной зависимости хода просвещения от течения дел промышленных и правительственных. Так как именно «среднее» звено – школа – формирует личность школьника, а затем и взрослого человека. «И главное – дать школьнику твердые и глубокие знания по основным предметам: русскому языку и математике, не забывая и о ручном труде, пении, рисовании, законе Божием. В старших классах по истории и естественнонаучным дисциплинам». Иностранный язык Дмитрий Иванович относит к категории дополнительных предметов, впрочем, не умоляя его важности, но, даже не сравнивая его с русским языком – основой основ для каждого русского человека. Многократно во всех разделах своей книги он подчеркивает, что Россия в силу своего географического положения – евроазиатского, и многочисленности народностей ее населяющих, и особенностей своего исторического развития, не может следовать ни европейским, ни каким-то иным схемам. Россия – страна самобытная и может идти только своим путем. Народ наш необыкновенно талантлив, добр, трудолюбив, хотя и не лишен своих недостатков, которые следует «покрывать любовью». Школа должна развивать в учениках патриотические чувства. Основное же внимание должно уделяться именно вопросу обучения и отбору наиболее талантливых учеников, которые хотят и могут получить высшее образование, чтобы впоследствии решать сложнейшие научные и практические задачи. При этом образованный человек найдет себе место только тогда, когда в нем с его самостоятельными суждениями будут нуждаться; иначе он лишний и про него написано «Горе от ума». Начальное и все среднее образование должны иметь дело преимущественно со словом, а высшее - с делом, с общественной жизнью.
В отношении к среднему образованию мысли Дмитрия Ивановича сводятся в основном к следующему. Нормальным возрастом для получения среднего образования он считает период от 10 до 16 лет. Ранее 10 лет должно идти обучение грамоте, счету, первым правилам жизни, приучением к труду и началам религиозным, без которых нельзя приступать к среднему образованию.
В среднем образовании должно преобладать развитие в учениках индивидуальных сторон их личности, их талантов, так как именно на этом фундаменте возможно последующее плодотворное взращивание общественных отношений, обеспечивающих высокую самоотдачу людей, посвятивших свою жизнь труду на благо общества, своего народа. Решить эту задачу можно только радикально улучшая среднее образование. В этом еще детском возрасте человек только предчувствует свое место в жизни всего общества, однако он не способен осознать весь круг вопросов и взаимоотношений. Личное проще и понятнее общественного. Но начало социального обучения заложено в школе, которая и есть большая семья; и как важно, чтобы она была дружной и любящей!
Еще и еще раз Менделеев подчеркивает роль глубокого изучения родного, а не иностранного языка в формировании личности: именно родной язык и математика должны составлять основу среднего образования. Естествознание, физика, география, история, понятия о государственных законах и закон Божий должны составлять второй ряд предметов, развивающих личную сознательность. Третий ряд образуют дополнительные предметы, такие как рисование, черчение, один из иностранных языков (включая латынь, которую он предлагает изучать по желанию, за дополнительную плату и только в старших классах) и ручной труд. Кто-то может не согласиться с Дмитрием Ивановичем относительно места, отведенного иностранному языку. Но кто может быть согласен с навязываемой нам тенденцией вытеснения всеми способами русского языка и литературы иностранными языками – и материальными, и с помощью рекламы, направленной на принижения значения родного языка в развитии личности?
Выпускник средней школы успешно ее завершивший может и должен обладать совокупностью знаний, которые позволят ему продолжать образование в высшем учебном заведении и углублять знания уже по более узкой специальности. Очевидно, что выполнение этой задачи сильно зависит как от знаний учителя, так и от влияния самой его личности на учеников, а не только от количества учебных часов. С другой стороны даже самый лучший учитель не добьется успеха, если обучение идет без общего обдуманного плана и ученик не располагает достаточным временем для самостоятельных занятий.
Продолжать среднее образование после 16–17 лет даже вредно, так как в этом возрасте юноша уже способен понимать философские начала и достаточно впечатлителен, чтобы увлечься в надлежащей мере интересами избранной специальности, а жизненные требования взрослого возраста старше 20 лет еще не набрали силу и не отвлекают его от учения. Менделеев подчеркивает, что процент преданных науке людей из числа «бородатых» студентов очень мал, а горячо предаются науке именно юноши. Поэтому отсрочка от армии для студентов, собирающихся посвятить жизнь науке, оправдана! Конечно, исключения есть из всех правил, но чтобы создать оптимальные условия для формирования специалистов надо следовать указанной схеме. И не следует в общих курсах уделять излишнее внимание латыни и переводным экзаменам. Переводные экзамены, если придавать им слишком большое значение и отрывать на их подготовку время, необходимое для основательного, глубокого изучения предмета, только вредят освоению наук. Их можно с успехом заменить итоговыми контрольными работами и решением педсовета, выражаясь современным языком. Дмитрий Иванович считает переводные экзамены выражением формализма, т.к. учитель прекрасно знает своего ученика.
О качестве подготовки учителей можно много говорить, не забывая и материальные стимулы, так как низкие заработки вызывают отток талантливых людей из сферы образования. Увеличение числа часов, которые вынужден взваливать на свои плечи учитель, чтобы прокормить себя и свою семью, приводит к ухудшению качества преподавания и к потере здоровья. Желание «выкладываться» на уроках постепенно угасает, и, несмотря на любовь к своей профессии и к детям, учитель в силу истощения телесных и духовных сил может начать уставать и покрикивать на учеников… Менделеев пишет: «…сам я когда-то выносил 4-5 (!) уроков в день на плечах и знаю, что выносить долго никому не под силу, если только следить за успехами излагаемой науки. Трудно даже правильно влиять на учеников, вникая в их особенности». Впрочем, простым увеличением жалования, которое должно расти со стажем преподавания при условии успешного обучения школьников, эту проблему не решить! Любовь к делу может и черствый хлеб сделать мягким! Поэтому Менделеев «кричит» об этом важнейшем условии успеха преподавания. Главная задача института, в котором обучаются будущие учителя, - дать им живой пример любви к народному просвещению.
Менделеев о высшем образовании
По мнению Дмитрия Ивановича, именно высшее образование определяет успешное решение государственных задач в целом. Высшее образование давно перестало быть привилегией определенного сословия и доступно всем, кто может его вместить. Изменения в понимании целей и самого понятия «высшее образование» происходили с течением веков. Когда-то высшее образование пыталось охватить всю совокупность знаний своего времени, сейчас оно признается только за специалистами в узкой области знаний, искусств или науки. Менделеев считает, что такая перемена связана не только с объемом накопившихся знаний, но со «смирением» человечества перед невозможностью охватить начало всех начал и признанием существования недоступного познанию. При этом наблюдения и опыты позволяют установить непоколебимые законы, при помощи которых легче овладевать природой. И «вечные истины» таким образом, находятся в согласии с научными знаниями, которые вполне конкретны и могут быть проверены на опыте. Это и придало высшему образованию характер специализации. При этом Дмитрий Иванович не считает, что глубокое знание математики или литературы достаточно для управления государством: каждая сфера деятельности требует своей подготовки. И цель подготовки в возможности умелого приложения узнанного к конкретным частностям «…будут ли это пушки, мосты через реку, образование, управление государством, лечение органической или нравственной болезни или письменные памятники…Объединение абстрактно-бесконечного с конкретной действительностью невозможно в раннем юношеском возрасте, дается не каждому!». Акцентирует внимание Менделеев на том, что высшее образование должно начинаться с базовой подготовки, фундамента. Он приводит пример артиллерийских академий, инженерных институтов и т. п., в которых образование на младших курсах начинается с высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, физики на базе высшей математики, а уже на старших курсах появляются специальные предметы. Казалось бы, можно лечить, чинить и строить мосты и без высшей математики, но опыт показывает, что это не так. В наше время такие вопросы уже не обсуждаются, это очевидно практически всем. Однако, далеко не всем очевидно, что высшее образование без руководства знанием нравственных законов может привести к неверным и пагубным деяниям.
«Люди, способные видеть хоть немного вперед, нужны стране и чем их больше, тем лучше» – не знал Дмитрий Иванович, что большинство именно таких людей в Советское время окончит свою жизнь в Гулаге…. Можно еще дальше перечислять общие и более конкретные шаги, которые необходимы для совершенствования высшего образования, но только все это упирается в краеугольный камень общественного устройства… «Не только учреждение, но и содержание высших учебных заведений и их организация должны составлять одну из первейших забот правительства, пекущегося о полноте блага народного, о сохранении самобытности страны и о всех основных началах ее существования…Все управление высшим учебным заведением должно быть вверяемо совету профессоров-руководителей, избранных на определенные сроки. Причем избраны могут только имеющие общий стаж преподавания не менее 10 лет, в том числе 2-3 года в данном учебном заведении». Изучив последовательность реформ в образовании современного общества, кажется, что чья-то злая воля направляет это движение в совершенно иное русло. Можно еще и еще приводить советы и рассуждения Менделеева, но наша реальная жизнь, по крайней мере, в настоящий исторический момент, не позволяет им следовать…
Что же делать нам современным учителям, родителям, гражданам нашего Отечества? Как и чему учить детей? Ответ один во все времена! Каждый должен делать свое дело на том месте, на которое он поставлен. Не ужасаться, не падать духом. Как сказано в Евангелии: «… претерпевший же до конца спасется…» (Мф. 24. 12-13).
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа