Особенности трансформации средневековой Германии в XI-XIV веков
Содержание
Введение
1. Характеристика германского феодализма в XI – XIII вв. и особенности феодального развития Германии
1.1 Германское государство в XI - первой половине XIII
1.2 Агрессивная политика Германского феодального государства в XI - XII вв
2. Империя и папство в XIII - XIV
2.1 Усиление территориальной раздробленности в Германии в XIII - XIV вв
2.2 Территориальные княжества Германии
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В начале X века Германия окончательно оформилась как самостоятельное государство; оборвались последние ее связи с другими частями совершенно распавшейся каролингской империи. На северо-западной границе находились земли с населением, говорившем на диалекте романского языка. Походы немецких феодалов на восток имели результатом захват славянских земель. Таким образом, Германия с самого начала не являлась национальным комплексом.
Кроме того, немецкая народность находилась в XI веке на более низкой ступени своего развития, чем например французские народности. Страна все еще распадалась на территории бывших отдельных крупных племен, говоривших на различных диалектах немецкого языка.
В XII – XIII вв. в недрах германского феодального общества происходят процессы, которые приводят к территориальному распаду Германии, тенденции которого наметились в период борьбы за инвеституру. Но усиление и торжество этих тенденций происходят одновременно с новыми вспышками борьбы между папством и империей, которая разыгрывается в резко изменившейся международной и внутри имперской обстановке.
Цель данной работы – на основании имеющихся источников и литературы изучить особенности развития немецкого феодального государства XI – XIV веков.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать характеристику германского феодализма и представить особенности феодального развития в XI – XII веках, показать агрессивную политику в отношении других государств.
2. Рассмотреть развитие Германии в XIII – XIV веках, а также территориальные княжества.
Тема работы представляет значительный интерес с многих точек зрения, так как феодальное развитие Германии имеет существенные особенности в отличие от других западноевропейских стран.
При написании данной работы были использованы различные источники и литература.
Например, работа Люблинской А. Д. «Источниковедение истории средних веков» содержит обзор основных источников по истории стран Западной Европы в эпоху феодализма. В основу данной работы автор положил периодизацию, принятую в общих курсах истории средних веков. Обзор источников разделен на две части: источники по истории социально – экономических отношений и источники по политической истории.
Работа известного советского профессора Неусыхина А. И. «Проблемы европейского феодализма»1 – признанного создателя школы исследователей социально-экономической истории раннего средневековья в странах Европы. В его фундаментальных трудах исследуются самые основы раннефеодального строя, его начала и истоки - процессы классообразования и возникновения феодальных отношений. Труды Неусыхина составили целый этап в развитии исторической науки.
Сборник избранных трудов выдающегося советского профессора А. И. Неусыхина состоит из трех частей и имеет сложное происхождение. Данная работа была задумана как монография и в основе публикуемых очерков лежат мысли, развивавшиеся Неусыхиным в специальном курсе по истории средневековой Германии на протяжении более чем тысячелетнего периода. Данная работа представляет достаточно полный обзор истории средневековой Германии до конца XV века.
История феодального города составляет неразрывную часть истории феодального общества, ее разработка необходима для всестороннего изучения эволюции этого общества.
Нельзя ни сказать, также, что в это время население средневековых городов было сильно дифференцировано в имущественном отношении, и что в городах происходила острая социальная борьба между разными классами и прослойками населения.
При рассмотрении вопросов: об особенностях развития феодальной Германии, о развитии городов использовался сборник документов «Социальная история средневековья»1, редактором которой был Е.А.Косминский и А.Д.Удальцов. В этом сборнике опубликованы документы по изучению истории папства, территориальных княжеств, в этом сборнике документов для нас содержится богатый, интересный и ценный материал для написания данной работы.
Один из основных отделов сборника характеризует эволюцию политического строя немецкого государства XIV - XV вв. и классовую борьбу, развертывавшуюся внутри него. Кроме того, в сборнике содержится богатейший материал об истории трех городов – Кельне, Любеке и Аугсбурга, так как они характеризуют классовую борьбу, экономическую жизнь всей Германии. Взятые материалы из этого сборника отражают феодальный город в его феодальном окружении, во всем многообразии классовой борьбы.
Таким образом, значение этого сборника как основы для изучения особенностей развития феодального германского государства и социально-политической борьбы в средневековом городе очень широко.
Другим важным источником является «Хрестоматия по истории средних веков». Здесь имеется обширный документальный материал. Важной его особенностью является то, что прежние введения чисто исторического характера заменены новыми, в которых истолкование документов соединено с общими методическими советами в отношении использования этих документов.
Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство (X-XV вв.)1. В книге рассматриваются важнейшие методологические вопросы истории феодального государства, и прослеживается развитие государственного строя трех наиболее значительных стран Западной Европы – Франции, Англии и Германии – в эпоху раннего и классического феодализма. XI - XIII вв – дальнейшее развитие феодальных отношений, выразившееся в подчинении крестьян феодальным вотчинникам, вызвало значительные изменения в организации государства. Организация «политической власти в феодально-раздробленном государстве строилась на вотчинно-сеньориальной основе»2. Функции принуждения осуществлялись в самой вотчине с помощью ее собственного аппарата из министериалов и вассалов.
Этнической основой государственных образований в период феодальной раздробленности служила территориально – языковая общность складывающейся народности. Эта общность складывалась по мере развития экономических связей и культурного обращения. Она развивалась вопреки политической раздробленности и послужила одной из предпосылок государственной централизации в дальнейшем. XIII - XIV вв. ликвидация феодальной раздробленности.
Ликвидация феодальной раздробленности и объединение страны под властью короля создали новую форму феодальной государственной организации – централизованную сословно – представительную монархию. Централизация феодального государства была обусловлена изменениями в экономических и социальных отношениях феодального общества и во взаимоотношениях внутри класса феодалов. Выделение ремесленного производства в самостоятельную отрасль хозяйства и развитие торговли разрушили натурально - хозяйственную замкнутость и поместно-барщинную систему. Появились новые социальные группы - ремесленники и торговцы, лично свободные крестьяне, связанные со своими феодальными господами только оброчными обязательствами.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
феодальный княжество раздробленность территориальный
1. Характеристика германского феодализма в XI - XIII веках и особенности феодального развития Германии
1.1 Германское государство в XI - первой половине XIII
Германия как феодальное государство средневековой Европы выделилась из состава бывшей Каролингской империи к началу X века. Процесс ее выделения и обособления начался еще в 40- х годах IX века.
Германия выступает на арену истории в виде совокупности герцогств, не утративших свой племенной характер.
К XI веку германское население еще не составляло единого этнического целого. Оно было разделено на отдельные племенные общности. Этот определяло и характер государственной территории, которая состояла из отдельных областей – герцогств.
В литературных памятниках и документах того времени народ Германии всегда определяется как совокупность населения разных областей – франки, саксы, алеманы, бавары, лотарингсы. О государственных собраниях говорили как о собраниях верхушки населения отдельных областей. Из всего выше сказанного можно предположить, что государство представляло тогда сумму территорий, населенных разными племенами.
По уровню развития феодальных отношений Германия существенно отставала от Франции. В Германии феодальные отношения сформировались только к концу XI века. Здесь долгое время сохранялась патриархальная крестьянская свобода, особенно это заметно в Фрисландии и Саксонии 1.
В Фрисландии, где патриархальные германские порядки удерживались дольше всего, крестьянская свобода исчезла только к XIII веку. В Саксонии много свободных крестьян было во второй половине XI века, это видно по событиям Саксонского восстания 1073-1075 годов. Свободные крестьяне выступали против короля Генриха IV и его министериалов, пытавшихся поработить их и заставить выполнять оброчные и барщинные повинности в пользу короля – вотчинника. Восставшие крестьяне увлекли за собой и местную знать, боровшуюся против домениальной политики короля. По окончании восстания крестьяне большей частью были поставлены в поземельную зависимость.
Отдельные части свободного крестьянства сохранились и в Швейцарии в деревнях Волен и Мури. Деревня Волен сохраняла свою свободу до XI века.
Жители ее страдая от притеснений свободных феодалов, решили пойти под покровительство крупного землевладельца Гунтрама. Этот феодал, воспользовавшись правом «покровителя» начал угнетать крестьян. Попытки крестьян жаловаться не увенчались успехом. Непокорных крестьян согнали с земли, посадив на ней сервов. То же постигло и деревню Мури, ставшую жертвой произвола соседнего графа.
Но сохранение крестьянской свободы не означает, что в Германии к тому времени не сложился феодальный строй. Основная масса крестьян уже к концу XI века была поставлена в поземельную и личную зависимость; лично свободные крестьяне несли различные фискальные и военные повинности в пользу короля или другого крупного местного владетеля. Эксплуатация государственной властью части населения, проживавшего в различных областях страны, служила основой существования сплоченной государственной организации в Германии в период, когда в других западноевропейских странах наступила уже в полная феодальная раздробленность.
Основную массу зависимого крестьянства в XI век составляли колоны и литы. В Баварии близкими по своему положению к колонам были баршалки. Эти три категории зависимого крестьянства образовались преимущественно из свободных людей. Наиболее угнетенной частью населения были сервы, унаследовавшие свое положение от сервов и рабов предыдущего времени. В восточных районах, а также в Тюрингии и на Майне встречалось много крепостного славянского населения. Особую категорию составляли крепостные фиска и короля, которые сохраняли свое название и свой юридический статус, даже находясь вдали от церкви и частных феодалов. Церковные крестные пользовались некоторыми преимуществами эксплуатируемого населения. Также можно увидеть множество (до 16 видов) различных категорий и оттенков зависимого населения.
Различия в юридическом статусе не свидетельствуют, что отдельные группы крестьян не подвергались эксплуатации; они лишь выражают варианты зависимости и разные формы феодального гнета. В феодальном обществе не было таких категорий населения, которые не подвергались бы феодальной эксплуатации. Вся земля принадлежала феодалам. «Бесгосподные люди» рассматривались феодальным правом как дичь, «как птица в воздухе, как волк в лесу»1. Их можно было обращать в рабов и даже безнаказанно убивать. Право ловить «дичь» принадлежало монарху. «Если чужой человек проживал год и один день во владении феодала, он становился навсегда его крепостным» 2.
Крепостные сопротивлялись эксплуатации главным образом путем отказа от выполнения феодальных повинностей. Об этом говорится во многих официальных документах. В Трире крепостные перестали платить чинш и нести барщинные повинности. У неповинующихся отнимали наделы и заставляли ежедневно работать на барщине. «Если кто откажется выполнять свою работу (по вывозке монастырю леса), подлежит наказанию бичеванием: получает 30 палочных ударов или (по своему желанию) платит штраф в 6 денариев. При повторном отказе наказывается тем же, но о выборе способа наказания (бичевание или штраф) решает сам господин аббат. Палка для наказания должна быть длиной в локоть и ладонь и толщиной как вертел, на котором жарят мясо»3
Крестьяне прибегали и к вооруженной борьбе. В 1103 году вспыхнуло восстание в Фрисландии против маркграфа Генриха. Восставшие убили маркграфа и на время освободились от тяжелых повинностей. В 1129 году вспыхнуло восстание в Лимбургской церкви.
По словам местной хроники, зависимые люди перестали обычные повинности и церковь на длительное время потеряла свои доходы.
Крестьянские волнения не проходили бесследно. Феодалы были вынуждены идти на некоторые послабления.
Большая часть земель в Германии принадлежала светским феодалам. Самыми крупными землевладельцами после короля были герцоги, марграфы, за ними следовали графы, фрайгеры и рыцари, в том числе и министериалы.
Рядом со светской феодальной знатью стояли прелаты церкви – архиепископы, епископы и аббаты. По своему положению в феодальном обществе и государстве они не уступали светским магнатам.
В XII веке оформились феодальные сословия – князей, «свободных господ» и рыцарей. Группировка феодалов по сословиям проходила по линии военно-феодальной иерархии. Крупные феодалы, державшие земли непосредственно от короля и получавшие инвеституру, составляли сословие имперских князей.
Ступенькой ниже находилось сословие «свободных господ». В него вошла, как прежняя, служивая знать в лице графов, так и крупные феодальные аллодисты. Свидетельством полного обособления рыцарства от низших классов был строгий запрет ношения оружия для крестьян и горожан.
В Постановлении Фридриха I «О сохранении мира» от 1152 года говорится, что «Если кто из крестьян осмелится носить оружие – меч или копьё, под юрисдикцией которого находится нарушитель, должен отнять оружие или оштрафовать на двадцать солидов. Купцам разрешалось брать с собой в дорогу меч, но не опоясываться им, а привязывать к седлу лошади или везти на повозке»1. В другом эдикте этого императора говорится «изгонять из войск крестьянских и поповских сыновей»2. Из этого можно сделать вывод, что для крестьян был уже закрыт доступ не только в рыцарство, но и в военный министериалитет.
В XI – XII веках главными противниками усиления королевской власти были герцоги. Каждый их них стремился сохранить за собой положение самостоятельного князя области. Основой могущества герцогов было их крупное землевладение и поддержка собственных вассалов. Герцогская победа была одержана с помощью епископата. Сами герцогства как племенные княжества уже разложились. Вместо герцогств начали создаваться вотчинно-территориальные образования.
Взаимоотношения между феодалами регулировались ленным обычаем. Возникшая система вассалитета развивалась в Германии медленнее, чем во Франции. Долгое время наряду с вассалитетом сохранялись нетленные отношения характерные для раннего феодализма.
Феодальная иерархия в германии окончательно оформилась не ранее второй половины XII века в Саксонском и Швабском зерцалах она выступает как иерархия шести и семи военных щитов. Во главе иерархии стоял король – верховный сюзерен. Его власть распространялась, прежде всего, на князей, получавших королевскую инвеституру, а через них – на три остальных нижестоящих щита. Ленные отношения в Германии были также запутанны, как и во Франции. Ленное право не запрещало вступать в вассальные связи, с каким угодным количеством лиц и любой территориальной и государственной принадлежности. Феодал заботился только о том, чтобы его ленная зависимость не сказалась на сословном положении. Вступление в вассальную зависимость к французскому сеньору не нарушало сословной чести даже самого высокого немецкого князя. Многие немецкие крупные феодалы состояли в вассальной зависимости от феодалов Франции, имели чиншевые лены от французского короля.
Ленная система в Германии не охватывала всех отношений феодальной собственности и всех сторон государственной организации. Наряду с вассальными связями продолжала оставаться непосредственная государственная зависимость. Если в отношении с вассалами король был не только сеньором, то в отношениях с аллодистами он являлся главой государства.
Король обладал высшей судебной властью на территории всей страны, как по ленным делам, так и по делам общего характера. Он пользовался регалиями, дававшими доходы сверх тех, которые поступали из домена.
Государственное законодательство, осуществлялось королевской властью вместе с магнатами страны. Основа этого законодательства была крайне узка, наряду с общегосударственными законами действовали местные вотчинные «узаконения», имевшие узкую территориальную основу, но обладавшие обязательной силой для зависимого населения вотчин. Король вместе со своими приближенными издавал законы по принципиальным вопросам социального и политического характера, обязательные на всей территории государства. Феодалы каждый в отдельности устанавливали правовые нормы для крепостного и зависимого населения своих вотчин.
Государственное законодательство в ту пору было крайне бедно. Это объясняется узостью сферы действия общего права. Население находилось в полной власти своих господ и жило по действующим в каждой вотчине правовым нормам. В течение веков не появлялось ни одного значительного законодательного акта.
В XII веке общегосударственное законодательство значительно расширилось. Но оно отвечало не столько интересам государства, а усиливавшейся княжеской власти. Это особенно заметно на законодательной деятельности Фридриха II, обеспечивавшей князьям фактический суверенитет в их владениях. Духовенство в своей власти стремилось избавиться от притязаний светских феодалов на церковную собственность, и использовало свою власть исключительно в своих интересах. Наивысшего напряжения борьба светской власти с церковью достигла в споре об инвеституре. Победителями вышли церковные иерархи и светские князья. Они сорвали соглашение императора с папой на условиях возвращения епископами и аббатами всех владений и прав, полученных от короля и отказа короля от инвеституры прелатов, навязав невыгодные для императора условия Вормсского конкордата.
Королевской власти были присущи еще судебные функции. Король являлся верховным судьей и по общему и по ленному праву. Король признавался общим судьей над всеми. Но король был подсуден знати. При избрании на престол он приносил присягу о соблюдении законов и правосудия. За свои противозаконные действия король отвечал перед судом феодальной знати. Председательствовал сам король. Примером подобного разбирательства является решение собрания князей, по делу возбужденному лозаннским епископом против Генриха VI о незаконной передаче им регалий, принадлежавших ранее епископу. Это дело, разбиравшееся в присутствии короля, было решено в пользу епископа.
Судили, как правило, по законам той области, в которой произошло преступление или к которой принадлежит преступник.
Крепостных судили сами вотчинники, фогты и министериалы, министериалов судили их господа, вассалов судили их сеньоры.
Наказание мятежников было для короля делом очень сложным по чисто «техническим» причинам. У короля не имелось столько тюрем и стражи, чтобы содержать под охраной осужденных им преступников. После подавления Саксонского восстания в 1075 году мятежные саксонские феодалы были приговорены королевско-княжеским судом к заключению. Но осужденных оказалось такое множество, что их пришлось раздать для охраны князьям империи 1.
Наряду с судебной властью король располагал и высшей полицейско-административной властью. Он мог штрафовать и подвергать административным наказаниям за преступные действия против монархии и церкви, а также налагать штрафы на своих «должностных лиц» - фогтов, графов за «служебные упущения». Властью своего банна король мог без всякого участия магнатов издавать отдельные распоряжения и постановления административного характера. Штраф, налагаемый королевским, банном колебался в размерах от 2 до 1000 фунтов золота. За нарушение «верности королю» налагался штраф в размере 300 фунтов. За нарушение королевских декретов должностными лицами угрожала потеря «королевской милости», которая влекла за собой отнятие лена и должности. За восстановление «милости» уплачивался штраф в 100 фунтов.
1.2 Агрессивная политика Германского феодального государства в XI - XII вв
Сплоченное в большей степени, чем соседние европейские стираны, Германское государство проводило агрессивную политику в отношении других народов. Германские феодалы во главе с королем непрестанно вторгались в славянские земли восточнее Эльбы и устраивали грабительские походы в Италию. Германские императоры установили верховную власть над Бургундией, частью над Чехией и на некоторое время над Венгрией, постоянно вмешиваясь в дела этих государств. Господствовавшая раздробленность в соседних странах не давала возможности оказать сопротивление агрессии, и она временно имела значительный успех.
Принудительной властью над крепостным и зависимым населением обладал любой землевладелец по праву феодальной собственности. Но наиболее полным объемом этой власти располагали крупные феодалы, владевшие значительными территориями. Им принадлежала уголовная юрисдикция над населением и нередко за пределами собственных территорий.
Вотчинная власть долгое время распространялась и на города, большинство из которых было епископскими. В XI –XII веках городское население было таким же бесправным, как и сельское. Городское управление и суд состояли из министериалов вотчинника и непосредственно подчинялись его власти. Значительная доля городских доходов шла в пользу сеньоров.
Городские население несло в пользу своих сеньоров различные повинности и платило чинш. В Страсбурге, например, горожане обязаны были платить епископу чинш и работать пять дней в году на барщине. Ремесленники – члены цехов - несли натуральные трудовые повинности. На горожан, как и на крепостных крестьян, распространялись еще и брачные и посмертные поборы. Поселившиеся в городе сервы и холопы не освобождались от личной зависимости своих господ. Только в конце XII века в городском праве начал проявляться принцип «городской воздух делает свободным». Лишь в конце XIII века города старого королевского дома добились свободного самоуправления.
В то время, когда в других западноевропейских государствах начался процесс политического сплочения, в Германии оформились территориальные княжества, и углубился политический распад. Территориальные княжества представляли собой замкнутые политические образования, располагавшиеся почти полным суверенитетом и в слабой степени, подчинявшиеся верховному сюзеренитету короля.
Система управления, суда, военной организации в княжестве была основана на тех же принципах, что и в централизованных феодальных государствах.
Экономические связи в Германии развивались преимущественно в пределах отдельных областей. В Германии не образовался единый политический и хозяйственный центр, как, например, во Франции или Англии, а сложились только областные хозяйственные центры. Таким образом, экономические связи складывались не в выгодном для центральной государственной власти направлении, а к выгоде князей, которые могли извлекать доходы от развития ремесла и торговли в своих областях.
Продолжавшееся более столетия царствование династии Штрауфенов свидетельствует, что в Германии принцип наследственной монархии не был окончательно изжит. Этот период является временем наибольшего внешнего блеска империи, совпал с окончательным оформлением княжеской территориальной власти.
Не в пользу императорской власти развивались и ленные отношения в Германии. Барбаросса стремился усилить зависимость подвассалов непосредственно от императора и укрепит их ответственность за выполнение имперской военной службы. Также он пытался подчинить королевской юрисдикции все дела о ленах, но князья парализовали все его попытки и в то же время провели решение, обязавшее императора инвестировать княжеский имперской лен в течение года и дня со времени его перехода в имперские руки. Это навсегда лишило императора возможности собрать воедино княжеские владения и объединить государство. Во второй половине XII века ленная система достигла в Германии своего расцвета. Оформилась иерархия «военного щита». Глава иерархии – король, украшенный римской императорской короной – сохранял еще значительную власть. Он инвестировал княжеские лены и требовал от князей выполнения вассальных обязанностей – предоставления своих военных контингентов для общегосударственных завоевательных походов и для обороны страны.
Фридрих I Барбаросса, который не только пышно царствовал, но и властвовал в стране, строил свою политику на подчинении княжеств. Чтобы теснее подчинить себе князей, он пытался раздробить наиболее крупные княжества и наделить такими же правами большее число крупных феодалов. Он рассчитывал, что легче иметь дело с десятком мелких, чем с несколькими крупными княжествами. Но эти расчеты не оправдались, как и все попытки расслабить феодальных магнатов.
Несколько непрочно было положение в империи Штрауфенов, которое обнаружилось, сражу же после смерти Генриха VI. В Германии возобновилась борьба Вельфов со Штрауфенами. Князья разделились и избрали в 1197 году двух королей – сына Генриха – Льва Оттона и Филлипа Швабского. Малолетний наследник престола Фридрих Штрауфен находился под опекой папы, который удачно для себя использовал эту ситуацию. Он стал арбитром в создавшейся борьбе и фактически осуществлял власть над империей. В 1212 году папа возвел на престол опекаемого им «мальчика», рассчитывая на лояльность в отношении папской гегемонии.
Фридрих II (1212-1250) считал центром своей монархии Южную Италию. К Германии он относился как к провинции и заботился только о спокойствии в ней. Именно в это время князья закрепили за собой высшие государственные права.
Еще более значительные привилегии германским князьям, как духовным, так и светским, давали постановления 1231-1232 гг. под названием «Статут на благо князьям». Это была великая хартия вольностей немецких князей. Отказавшись от права основывать новые города, император оставил все не имперские города на произвол князей. Запрещалось создавать городские союзы и объединения горожан, в том числе даже ремесленные цехи. Усиление княжеской раздробленности заставляло города и впредь крепить свои союзы и создавать военные силы для защиты своих прав. Эти мероприятия принесли больше вреда королевской власти, чем городам. Они служат ярким примером недальновидности и бесперспективности императорской политики в Германии, наносившей удар по своим союзникам в угоду противникам. Все это делалось ради осуществления эфемерных планов мировой империи.
2. Империя и папство в XIII - XIV
2.1 Усиление территориальной раздробленности в Германии в XIII - XIV вв
Государственное развитие Германии в эпоху расцвета феодализма характеризовалось значительным своеобразием. Если большинство западноевропейских стран шло по пути территориального сплочения и политической централизации, то Германия, наоборот, еще более дробилась, теряя то единство, которое существовало в более раннюю пору.
В Германии не было таких стимулов к единству, как во Франции; в ней получили преобладание политическое преобладание не те силы, которые были заинтересованы в централизации, а те, которые стремились к укреплению местного политического сепаратизма. Эти силы в лице владельных князей имелись и в других странах, но там они были парализованы энергичными действиями королевской власти, опиравшейся на все прогрессивные элементы страны. В Германии королевская власть не стала проводником этих прогрессивных элементов; она превратилась в пособника владельных князей, и потеряло то влияние, которым пользовалась раньше.
Упадок общегосударственного единства в Германии не являлся следствием хозяйственной деградации в стране. Германия в своем экономическом развитии шла в ногу с соседними государствами.
Росли и крепли города. В Юго-Западной Германии была распространена текстильная и суконная промышленность, в средне - и нижнее рейнских городах – суконная и шерстяная, в саксоно-тюрингском районе - горная. Северные районы со слабо развитым ремеслом участвовали в транзитной торговле по Северному и Балтийскому морям. Но между отдельными районами страны слабо развивались взаимные хозяйственные связи.
В поземельном отношении Германия в XIII – начала XIV веков произошли существенные перемены. Проникновение в сельское хозяйство товарно-денежных отношений разрушало прежнюю поместную систему и ослабляло крепостную зависимость крестьян. Барщина уступало место чиншу, крестьяне получали большую самостоятельность и могли уходить от своих господ. Но формы перестройки барских хозяйств были разные. В северо-западных областях, в Средней и Южной Германии развивалась крупная или долевая аренда. Феодал свертывал крупное барское хозяйство и отдавал землю большими участками в аренду своим старостам – мейерам за денежный чинш или за часть урожая и приплода скота.
Немецкие крестьяне – переселенцы в заэльбских областях пользовались личной свободой и их повинности ограничивались небольшим взносом в пользу местного владетельного лица. Но это было временным явление, с XV века их положение стало ухудшаться.
Таким образом, в экономической жизни различных областей Германии проявлялись значительные различия. Вместо вотчинно-сеньориальной власти, выросшей на основе личной и поземельной зависимости населения от землевладельцев, в Германии укрепилась местная территориальная власть с общим подданством всего населения владетельному князю.
С прекращением династии Штауфенов в Германии наступило двадцатилетнее междуцарствие. В это время власть фактически перестала выполнять свои функции; коронные земли были расхищены князьями; в стране господствовала анархия с «кулачным правом». По этим причинам население стало требовать установления единовластия.
В феврале 1273 года города областей Рейна и Веттерау заключили союз для защиты общегосударственного единства. В своем постановлении они писали: «Если господа курфюрсты, избирающие римских королей, согласно представят нам одного короля, мы … будем оказывать ему должное почтение, но если названные князья при избрании короля… разойдутся и захотят нам избрать нам многих королей, мы таких королей никогда в свои города не впустим и не окажем никому из них никакой помощи» 1.
В сентябре 1273 года из мелких германских князей был избран король – граф Рудольф Габсбург, который «будет заботиться о их общей выгоде и чести»2. Новый король не лишенный здравого смысла пытался создать базу своего могущества в Германии.
Ему удалось захватить у чешского короля южные имперские области – Австрию, Штирию и Каринтию. Это была новая политика германских императоров.
Со временем верховная власть стала принадлежать могущественнейшим германским князьям – курфюрстам. Коллегия курфюрстов оформилась в XIII веке. В ее состав вошло семь наиболее влиятельных князей, занимавших видное место при императоре. Коллегия курфюрстов была верховной курией обще императорского съезда – рейхстага. В этой роли она начала выступать со времени собрания в Рензе в 1338 году.
Органом общеимперского представительства являлся рейхстаг, который состоял из «чинов империи». Это были прежние имперские сословия, которые в политически раздробленной Германии приобрели независимое положение.
Городское представительство появилось уже в XIII веке. Позже они получили в рейхстаге постоянное место. Так оформились три отдельные курии – курия курфюрстов, курия князей и кури я имперских городов. Имперские рыцари не добились своего особого представительства в рейхстаге. Рейхстаг созывался императором по его усмотрению, два раза в год, участие считалось обязательным. Решения принимались большинством голосов и окончательно согласовывались на общих собраниях всех курий.
Постановления рейхстага издавались от лица императора в виде особых его указов.
В компетенцию рейхстага входил весьма широкий круг вопросов: установление земского мира, организация общеимперских военных предприятий, вопросы мира и войны, отношения с другими государствами, обложение имперскими повинностями, территориальные изменения в составе империи и княжеств, дела, связанные с коронными владениями, пошлинные и монетные дела, изменения в имперском праве. Но по сути дела все эти вопросы решались князьями самостоятельно, и обсуждение их в рейхстаге носило формальный характер.
Так выглядела «сословная монархия» в Германской империи. Она была только внешне схожа с сословно-представительными монархиями в других западноевропейских странах. Там значение представительных органов падало по мере усиления королевской власти. В Германии, наоборот, они теряли свое значение вместе с упадком императорской власти и усилением князей.
Почти исчезли государственные налоги. К середине XIII века они давали не более 7 тысяч гульденов в год. Эти средства поступали от имперских городов. В период междуцарствия имперские налоги совсем не собирались.
Справиться собственными силами с задачами укрепления общегосударственной власти при сложившихся условиях, когда император по своему могуществу не превосходил даже некоторых из территориальных князей, было задачей совершенно безнадежной. Династия Габсбургов обращала все средства своей власти на создание могущества своего дома.
2.2 Территориальные княжества Германии
С упадком общегосударственного единства в Германии росло могущество территориальных князей. С середины XIII века князья закрепили за собой в законодательной форме высшие государственные права, а затем избавились от контроля сверху и приобрели суверенитет.
Высшим органом в территориальном княжестве были князья и земство. Власть князя была наследственной и суверенной. Он имел двор, состоящий из «министров», многочисленных слуг и служащих. При дворе все большую роль играли юристы – знатоки римского права, обосновавшие притязания владетельных князей на неограниченную власть.
С окончательным укреплением административного верховенства и централизованным территориальным управлением, использовалось римское государственное право, которое требовало абсолютного повиновения населения самодержавной власти.
Значительные доходы давали судебные пошлины и штрафы, конфискованное по суду и выморочное имущество. Судебная власть князя была неограниченна. Князья заводили постоянные войска, состоявшие большей частью из наемников – рыцарей и солдат, вводилась всеобщая воинская повинность. Во время гуситских войн несколько раз объявлялась мобилизация населения в Австрии и Баварии (1431, 1432, 1434 гг.)
До XIII века города в Германии не пользовались полным самоуправлением. Большинство из них находилось под верховной властью местных феодалов. Борьба городов за свободу наталкивалась на ожесточенное сопротивление вотчинников. Согласно статутам о княжеских привилегиях, изданном императором Фридрихом II в 1220-1232 годах в Германии были запрещены абсолютно всякие городские союзы и корпорации, в том числе и ремесленные цехи. Эти постановления никогда не претворялись в жизнь, так как города оказывали упорное сопротивление.
В XIII – начале XIV веков оформились свободные имперские города, что привело к окончательному разграничению германских городов на имперские и земские. К первым принадлежали города, расположенные в старом королевском домене, в которых находились королевские дворцы – Аусбург, Регенсбург, Ахен, Любек. Позже с ними уравнялись в правах освободившиеся епископские города, добившиеся статуса «вольных» - Вормс, Майнц, Кельн, Страсбург. Эти города подчинялись только верховной власти императора, но в ограниченных рамках. Вся власть осуществлялась городским советом и магистратом. Город чеканил свою монету, распоряжался рынками и пошлинами, содержал войско и полицию.
Основная масса городского населения, в том числе и цеховые ремесленники, на которых падала вся тяжесть городских расходов, была лишена права участвовать в управлении. В городе Кельне во второй половине
XIV века борьба цехов с патрициатом проходила с переменным успехом, в 1396 году было создано цеховое управление из 22 корпораций. В 1379 году расходу на оборону составили около 80 % бюджета. Войско комплектовалось на основе всеобщей воинской повинности.
Городские магистраты ведали социальным вопросом, бытом, народным образованием. Городские советы вели борьбу с излишней роскошью, выступали за бережливость и умеренность в трате средств. Согласно полицейским уставам запрещалось носить серебряные и золотые вещи, дорогие пряжки и кольца, роскошные ткани 1.
Совместная борьба городов за сохранение и расширение своих привилегий, и ликвидацию феодального произвола в условиях отсутствия государственного единства заставляла города объединяться в союзы. Уже в 1254 году был основан союз рейнских городов для охраны мира. В состав его вошло много баварских, швабских, франконских, саксонских городов - всего около 100 спорные дела решал союзный суд. Против нарушителей мира предпринимались коллективные военные действия. Императоры проводили враждебную политику против союза и помогали князьям. В середине XIV века Рейнский союз распался. В 1376 году был создан новый союз, насчитывавший около 50 городов.
Заключение
В Германии феодальный строй оформился преимущественно на базе разложения общинных патриархальных отношений, то есть вследствие перехода от доклассового общественного строя к классовому. Этот переход оказался более затяжным, чем превращение одной формы классово – антагонистических отношений в другую. Свободное германское население втягивалось в зависимость постепенно, преимущественно путем обложения государственными повинностями. Первой формой присвоения прибавочного продукта свободного населения были налоги и разные натуральные государственные поборы. Королевская власть пыталась присваивать больше прибавочного продукта, и тем соответственно сильнее была эта власть и тем сплоченнее являлось само государство. Король содержал воинов-дружинников, придворных слуг и давать подачки знати, пользуясь поддержкой всех этих эксплуататорских элементов.
Такова природа раннефеодальной сравнительно сплоченной государственной организации, которая сохранялась до тех пор, пока масса свободного населения находилась в непосредственной зависимости от королевской власти. Когда крестьянство стало втягиваться в поземельную и личную зависимость эта организация себя изжила, то есть само ликвидировалась. В Германии это произошло в XIII - начале XIV веков.
Германия сохраняла относительную политическую сплоченность до XII века. Ее единству в этот период способствовала успешная внешнеполитическая экспансия в Италию и западнославянские земли. Воцарившаяся в Западной Европе феодальная раздробленность создавала для этого благоприятную внешнеполитическую обстановку.
В более поздний период Германия постепенно стала клониться к политическому распаду, которого она не смогла преодолеть в условиях господства феодального строя. Корни ее следует искать в целом комплексе своеобразных экономических и политических (как внутренних, так и внешних) условий. В Германии неоднократно делались попытки подчинить политические силы королевской власти и объединить территорию страны. Но эти попытки оказались безрезультатными. Во – первых потому, что они предпринимались не систематически и тормозились политической императорской политикой, стремление сплотит государство на деле приводило не к укреплению внутреннего территориального единства, а к усилению местной раздробленности. Во–вторых, развитие экономических связей в Германии не благоприятствовало национальному сплочению, а, наоборот, затрудняло его; хозяйственные интересы группировались по областям, что создавало предпосылки для местной, а не общенациональной централизации. В–третьих, местные политические силы в лице территориальных князей, пользуясь благоприятными для них хозяйственными и политическими условиями, укрепили настолько прочно свое положение, что всякие попытки императорской власти нарушить сложившуюся политическую систему и укрепить центральную власть были обречены на неминуемый провал. С XIII века императоры фактически отказались от проведения самостоятельной общегосударственной политики и проявляли заботу только об укреплении и расширении своих наследственных владений.
Подавляющее число городов Германии получило в XIII – XIV веках те или иные политические вольности. Территориальная раздробленность страны облегчала освободительную борьбу городов и вместе с тем заставляла их объединять свои силы для защиты свободы и безопасности от произвола князей и рыцарей. В то время как в централизованных государствах Запада городские свободы были уже упразднены усилившейся монархической властью, в Германии они становились достоянием даже мелких княжеских городов.
Список использованной литературы
Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.И. Корецкого. М.: Госюриздат, 1961. с. 315-469.
Хрестоматия по истории средних веков. В 2 т. Т. 2: пособие для преподавателей средней школы./ Н.П. Грацианский, С.Д. Сказкин, М., Гос. учебно – педагогич. изд. 1949.- 396 с.
Хрестоматия по истории средних веков: в 2 т. М.: Соцэкгиз, 1961 — 1963. Т.1. с. 482-490.
Колесницкий Н. Ф. Исследования по истории феодального государства в Германии (IX- первая половина XII веков) // Учен. Зап. Моск. гос. пед. ин-та им. В. И. Ленина. 1959. Т. 81. вып.2. 415 с.
Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство (X-XV вв.). М.: Просвещение, 1967. с. 105-146, 240-370.
Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1955. с. 181-207.
Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. с. 234-376.
Смирин М. М. Очерки по истории политической борьбы в Германии перед Реформацией. М.: Изд - во АН СССР, 1952. 415 с.
1 Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. с. 234-376.
1 Косминский Е. А., Удальцов А. Д. «Социальная история средневековья». М.: Наука, 1965. 245 с.
1Колесницкий Н. Ф. Феодальное государство (X-XV вв.). М.: Просвещение, 1967. с. 105-146, 240-370.
2 Там же с. 130.
1 Неусыхин А. И. Проблемы европейского феодализма. М.: Наука, 1974. с. 234-376.
1 Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1955. с. 186.
2 Там же.
3 Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. с.203.
1 Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. Л.: Изд-во Ленинград. Ун-та, 1955. с. 199.
2 Там же.
1 Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы / Под ред. В.И. Корецкого. М.: Госюриздат, 1961. с. 316.
1 Люблинская А. Д. Источниковедение истории средних веков. с. 200.
2 Там же.
1 Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы... с. 317.