Место и роль Императорского Православного Палестинского общества в истории
Реферат
Место и роль Императорского Православного Палестинского общества в истории
Одной из основных задач, стоявших перед Императорским Православным Палестинским обществом, была организация паломничества православных христиан из России к святым местам и обустройство их быта в Святой земле. Восьмым параграфом своего устава общество ставило перед собой следующую цель: "оказывать пособие православным паломникам при посещении ими святых мест Востока, устройством для них странноприимных домов, больниц, особых паломнических караванов, удешевлением путевых расходов и т.п. "1.
Паломничество в Святую землю православных русских христиан началось с принятия в 988 году христианства на Руси. Первые сведения о них относятся к XI веку. Русский богомолец Феодосий Печерский в 1022 году ушел вместе с караваном странников из Курска в Иерусалим2. Правнучка Владимира Красна Солнышка Ефросинья, княжна Полоцкая, умирает в Иерусалиме. В русской душе хождения в Святую землю занимали огромное место. Игумен Даниил, прибывший в 1106 году в Иерусалим с духовно–просветительской миссией, с гордостью сообщает о лампаде, затепленной им у гроба Господня – "от всей русской земли"3.
Лишь во времена военных столкновений паломничество в Святую землю временно прекращалось, но стоило всему успокоиться, как люди с новой силой устремлялись к заветной цели. Но достижение этой цели было сопряжено со многими трудностями, которые приходилось преодолевать паломникам на своем пути.
Прежде всего человек, решивший отправиться в столь дальнее путешествие, должен был получить паспорт для заграничного путешествия, После этого начинались приготовления к самому путешествию, окружающие просили молиться за них, поставить свечку и принести хоть песчинку из Святой земли. Паломнику собирали деньги и все необходимое для путешествия. Нередко паломник брал с собой дар, который покупали всей округой. Когда все приготовления были окончены, паломник отправлялся в путь.
Точного пути в Святую землю паломники не знали. В своем путешествии по России они стремились посетить известные русские святыни, а по дороге расспрашивали каждого встречного о том, куда нужно направляться. В конце концов находился тот, кто мог сам сообщить направление пути или указать на другого, который мог помочь (этих людей называли "бывалыми").
Путешественники могли добираться к святым местам двумя путями – сухопутным и морским. Дорога проходила через Москву, Орел, Киев, потом те, кто собирались путешествовать по морю направлялись в Одессу, а сторонники сухопутного пути в Подольск4 (этот путь был много труднее морского). Помимо того, что паломникам предстояло преодолеть огромнейшее расстояние, на русско–турецкой границе им предстояло столкнуться с новыми трудностями. Беспрестанное визирование паспортов, вымогательство под разными предлогами денег приводили многих в отчаяние. Случалось, что местные власти, не получив взятки, оскорбляли и даже заключали в тюрьму русских паломников (до образования в Святой земле официальных русских учреждений заступиться за них было некому). Таким образом, сухопутный путь был чрезвычайно опасен, труден и продолжителен. На кораблях богомольцы попадали в Стамбул на третий или четвертый день, а на Афон – через неделю или самое большее через две, по суше паломники шли месяцами, претерпевая всевозможные лишения, часто погибали.
Когда же после всех трудностей и унижений нелегкий путь был окончен, перед русскими паломниками вставала новая задача – найти себе пристанище. Вообще, и на пути в Святую землю, и на месте в Святом граде Иерусалиме богомольцы были предоставлены самим себе, и от их природной изворотливости и находчивости зависело создать для себя более или менее благоприятную обстановку. Греческое православное духовенство и иерусалимская патриархия – главные обладатели и распорядители у драгоценной для христианства святыни – храма Гроба Господня – и являлись единственными попечителями и опекунами русских паломников. Считалось, что они из сострадания и по чувству христианского братолюбия возьмут на себя заботу о материальных и духовных потребностях паломника в далекой неведомой ему стране среди чуждых ему людей. Русское правительство, высшие духовные власти мало интересовались бытом русских богомольцев в Святой земле.
Тот приют, который предоставляли русским паломникам греческое духовенство и Иерусалимская патриархия, был ужасен. Это были кельи, в которых не было даже самого необходимого: голые нары, каменный пол, не всегда покрытый матами и циновками – это все, что находилось в этом приюте5. Скопление большого числа паломников в этих сырых, темных помещениях способствовало распространению тяжелых заболеваний. Все эти тяготы паломники расценивали как испытания, посылаемые богом, чтобы испытать силу их веры.
Ситуация с положением паломников начинает изменяться в лучшую сторону после открытия русской духовной миссии. Было снято несколько частных домов, они были приспособлены для размещения богомольцев и снабжены всем необходимым, даже кухнями и очагами для стирки белья.
После окончания Крымской войны российское правительство энергично берется за решение проблем по созданию нормальных условий жизни и быта русских паломников в Святой земле. Русские учреждения в Палестине занялись покупкой земель и строительством на них странноприимных домов, гостиниц, больниц.
Развитие русского пароходства в Средиземноморье привело к резкому увеличению русских паломников. Ежегодно к святым местам стекалось 10–12 тысяч богомольцев, причем из них 7 тысяч приходилось на женщин. Социальный состав паломников был чрезвычайно широк (можно сказать, что здесь присутствовали представители почти всех социальных слоев из разных концов России), среди богомольцев встречались дворяне, духовные лица, купцы, мещане, крестьяне, отставные солдаты. Поток паломников усиливался к большим христианским праздникам Пасхе и Рождеству Христову, а также накануне великого поста6.
Императорское Православное Палестинское общество ставило своей целью облегчить паломникам путешествие к святым местам и создать им нормальные условия существования по прибытии на место. Для этого был проведен ряд мероприятий, важнейшим из них было снижение путевой платы для богомольцев, следовавших из России в Иерусалим. Благодаря усилиям ИППО железнодорожные общества и Русское общество пароходства и торговли согласились значительно понизить свой тариф (цены были снижены на 30–50%)7. Были введены также паломнические книжки, которые свободно продавались в Петербурге, Москве, Киеве, Перми, Казани, Одессе, Воронеже через особых уполномоченных от общества, и по которым ИППО производило расчеты с железными дорогами. Книжки предоставляли право проезда до Яффы и обратно в первом, втором или третьем классах, с продовольствием или "на своих харчах"8. С 1887 года появились книжки для проезда из тех же пунктов до Афона. Паломнические книжки оказались весьма значимым нововведением, так как помогали путешественникам сэкономить 18 рублей (это составляло 40% стоимости проезда)9. Это особенно было важно для простых людей, так как они были весьма ограничены в средствах.
Забота общества о паломниках не ограничилась одним лишь снижением стоимости проезда: началась целенаправленная деятельность по устройству странноприимных домов и подворий. Эта деятельность не ограничилась созданием подобных учреждений только в Святой земле. Они открывались и в российских приморских городах, через которые проходил путь паломников. В Одессе было открыто обширное и прекрасно оборудованное подворье; в Таганроге был построен странноприимный дом, который мог одновременно вместить до 40 человек10.
Для того, чтобы мероприятия, направленные на улучшения условий путешествия паломников к Святой земле, были наиболее успешными, общество направляет известного русского путешественника А.В.Елисеева изучить, как и в каких условиях преодолевают русские богомольцы путь из России до Палестины. С целью лучшего выполнения поставленного задания, он (Елисеев) под видом простого паломника предпринял в 1884 году путешествие в Святую землю. То, что предстало перед ним, было ужасно. На русских кораблях "и тесно, и грязно, начальство и команда парохода не особенно симпатично относятся к паломнику, обвиняя его в нечистоплотности и дурном поведении; благодаря подобному взгляду паломнику нередко дается худшее место, чем мусульманину и даже скотине, если таковая перевозится на пароходе"11. Помимо свидетельства А.В. Елисеева, о таком же ужасающем положении рассказывалось и в многочисленных жалобах богомольцев. ИППО стремилось как–то исправить сложившуюся ситуацию, в это вмешивался даже председатель общества Великий князь Сергей Александрович. Во время пересмотра устава Русского общества пароходства и торговли он обращался к министру с предложением о включении в устав мер, которые установили бы надлежащий порядок на паломнических пароходах во время их следования в Святую землю и могли бы улучшить их пищевое довольствие, от недостатка которого особенно страдали паломники из беднейших слоев российского общества12. Но эти усилия не принесли желаемых результатов, морской переезд так и не изменился к лучшему. И от решившегося предпринять это путешествие требовалось большое мужество, ведь на пароходах не была организована даже медицинская помощь.
В своей работе ИППО сталкивалось со многими сложностями. Одной из самых серьезных явилась проблема во взаимоотношениях между обществом и турецким правительством, которое отказывалось признать Палестинское общество в качестве юридического лица, В связи с этим общество не имело права заключать договора и совершать купчую на приобретаемые им земельные участки и строения. Приходилось пользоваться услугами подставных лиц (чаще это были свои из числа служащих). Так в 1886 году русский купец Д.Д.Смышляев приобрел земельный участок площадью в 1000 квадратных сажень13. В 1902 году султанским ираде школы общества были признаны русскими, и они перешли под покровительство Российского посольства в Стамбуле. А в 1905 году султанское ираде признало всю приобретенную ИППО собственность в Палестине, Сирии и Ливане. К началу 1 мировой войны в собственности общества находилось в общей сложности 70 га земельных участков14. Общество располагало десятью подворьями в Иерусалиме, Назарете, Хайфе15.
Подворья ИППО в Иерусалиме находились к северу от городских стен и занимали огромную земельную площадь, огороженную высокой каменной стеной. Они состояли из четырех больших каменных зданий, частью двухэтажных. Кроме того, в ограде подворий имелось семь небольших каменных домов и бараков, предназначенных для размещения паломников во время их большого наплыва. Подворья могли вместить и обеспечить питанием до 7 тысяч человек одновременно16.
Иерусалимские подворья включали в себя Старое и Новое подворья, а также Русский дом близ храма Воскресения. Старое подворье было открыто в 1861 году, а Новое подворье и Русский дом – в 1890 году. В 1889 году были переданы императором Александром III в собственность Палестинского общества все капиталы и земельные участки, ранее принадлежавшие Палестинской комиссии (в это же время общество получает титул "Императорское").
Получив в собственность подворья, общество занялось необходимым ремонтом. После него преобразились палаты Старого подворья, Теперь для каждого паломника стояла отдельная кровать и шкафчик с замком. Палаты вентилировались, отапливались железными печами. Общество постаралось, чтобы его помещения были доступны для всех, поэтому проживание в течение двух первых недель по прибытии ничего не стоило паломнику, затем он платил 5 копеек в сутки. Учитывая то, что среди паломников не мало и состоятельных людей, общество обустроило 16 комнат лучшего качества, они стоили от одного до двух рублей в сутки с отоплением и прислугой, Своей основной задачей общество видело обустройство малообеспеченных паломников. Для них были построены столовая, водогрейня и лавка. Обед состоял из супа и каши и стоил 8 копеек, черных хлеб и квас давались без ограничений, но запрещался вынос продуктов из столовой.
Для малообеспеченного паломника чаепитие составляло насущную потребность. Учитывая это, общество отпускало горячую воду по одной копейке за чайник17.
В результате паломник за 15 копеек в сутки был обеспечен теплым удобным помещением, обедом, чаем утром и вечером. Такое положение вещей требовало больших затрат со стороны общества. В общей сложности затраты ИППО на паломников составляли около 100 тысяч рублей ежегодно18.
Новое подворье, строительство которого было окончено в 1889 году, находилось к северу от Старого и было отделено от него небольшим переулком. В нем находилось 8 комнат для паломников 1 разряда с общими гостиной, библиотекой и столовой; 8 комнат для паломников II разряда с общей столовой; комнаты для паломников III разряда; палаты на 418 малоимущих паломников, квартиры для служащих, хлебопекарня, водогрейня, лавки, прачечная, большие кладовые. Стоимость всех этих помещений составила – 450 тысяч франков19.
В Русском доме, который располагался рядом с храмом Воскресения в юго–западной части Русского места, были устроены квартиры для учительниц из школ общества, смотрительниц хозяйственных учреждений, сестер милосердия из больниц, а также несколько комнат с надлежащей обстановкой для высокообеспеченных паломников I разряда. Общая стоимость постройки составила около 250 тысяч франков20.
Однако мало было обеспечить только нормальное существование паломников. Многие из них прибывали в Иерусалим и другие города Ближнего Востока больными. Им необходимо было оказать медицинскую помощь. Этой задачей и занялось ИППО. Обществом были открыты больницы с амбулаторией в Иерусалиме, пять госпиталей в Дамаске, Назарете, Вифлееме, Хомсе и Бейт–Джале21.
Иерусалимская амбулатория оказывала медицинскую помощь и выдавала лекарства бесплатно. Медицинский персонал амбулаторий составляли главврач, лекарский помощник, четыре сестры милосердия и аптекарь. Но несмотря на столь небольшой штат медицинского персонала, им удавалось оказывать помощь очень многим (количество обратившихся в медицинские учреждения могло достигать семи тысяч в год)22.
Строительство медицинских учреждений в Иерусалиме велось несколько лет. Первый русский госпиталь был открыт еще в 1864 году, в 1865 году к нему была пристроена амбулатория для заразных заболеваний. Об этом думал еще архимандрит Порфирий (Успенский), руководитель первой русской духовной миссии в Иерусалиме, осуществить эту идею удалось его преемнику епископу Кириллу (Наумову), получившему от Великой Княгини Марии Александровны щедрые пожертвования и набор инструментов для амбулатории23. В августе 1888 года при содействии графини О.Е.Путятиной была открыта Назаретская амбулатория, которая оказывала врачебную помощь около 12 тысячам человек в год, предоставляя лекарства и лечение бесплатно24.
Местное население также могло обращаться в русские медицинские учреждения. А в 1884 году для них была открыта специальная амбулатория25.
В случае тяжелых заболеваний паломники могли обращаться в Иерусалимский госпиталь. Прибывая в Палестину, русские богомольцы платили госпиталю 1 рубль и потом в случае необходимости они получали все бесплатно и могли находиться в больнице до полного выздоровления, не думая об оплате26.
В отличие от медицинских учреждений других стран (английских и французских), которые оказывали помощь только представителям своих вероисповеданий, больницы и амбулатории ИППО оказывали врачебную помощь всем нуждающихся в ней, независимо от религиозной принадлежности. Ежегодно в медицинских учреждениях общества медицинскую помощь получало около 60 тысяч человек27. Однако справедливости ради следует отметить, что создаваемые амбулатории и госпитали в немецких и американских миссиях, проводили такую же политику, считая, что таким образом они смогут привлечь новых последователей.
Итак, мы рассмотрели важнейшие мероприятия, проводимые обществом для улучшения быта паломников, А теперь рассмотрим какие меры принимало общество, чтобы удовлетворить духовные потребности паломников. Раньше, до создания официальных русских представительств, паломникам предстояло пройти через многочисленные унижения, заплатить многие взятки, чтобы попасть к христианским святыням. Теперь общество взяло на себя заботу о том, чтобы помогать богомольцам осуществить те задачи, ради которых они прибыли в Святую землю.
Обществом были устроены духовные собеседования и чтения, также оно занялось устройством посещений богомольцами святых мест.
Ежедневные чтения проводились обществом с 14 сентября до четверга шестой недели Великого Поста, ежегодно, с семи до девяти часов вечера. Первый час чтений был посвящен истории Ветхого и Нового Заветов, истории христианской церкви до разделения на православие и католичество, преимущественно в житиях святых. Второй час посвящался священной топографии: подробному описанию Святой земли, Синая, Афона и основных русский монастырей. Во время чтений использовался "волшебный фонарь", который давал возможность демонстрировать до 700 фотографий с изображением святых мест. Но эти чтения не имели успеха у паломников и посещались крайне неохотно; часто случалось так, что на них собиралось менее десяти человек28.
Другая задача – хождение паломников по святым местам. До образования ИППО и в первые годы его создания паломников сопровождали консульские кавасы. В маршрут входили тогда: храм Святого Гроба Господня, Вифлеем, Гефсимания, Пещера Богоматери, греческие монастыри. Приняв на себя вождение паломников, общество изменяет маршрут; теперь он предусматривал обязательное посещение патриархии, храма Воскресения, погребальной Пещеры Богоматери, Вифлеема и Иордана; вождение по греческим монастырям было прекращено – их посещали только желающие29. Это было связано с тем, что между русской православной церковью и греческим духовенством возникли серьезные разногласия. Русские считали, что греки только мешают делу православия на Ближнем Востоке.
Благодаря заботам ИППО, паломники получили возможность безопасно и с незначительными расходами совершать хождения по всем святым местам Палестины. За посещение наиболее отдаленных мест с богомольцев взималась символическая плата, которая шла шейху–проводнику и была тем меньше, чем больше было паломников в караване. Например, за путешествие на Иордан богомолец должен был заплатить не более 20 копеек. В случае, если собранных с паломников денег не хватало, то недостающие средства общество выплачивало из своей казны30.
Таким образом, общество делало все возможное, чтобы паломники, преодолев столь долгую и трудную дорогу, по прибытии на место могли нормально устроиться, посетить и помолиться около тех святынь, ради которых они и пускались в это тяжелейшее путешествие.
Основной задачей общества было распространение православия в Святой земле. Эту проблему Императорское Православное Палестинское общество решало двумя путями. Первый – это создание школ в Сирии, Ливане и Палестине и воспитание учеников в духе православия, другой – это забота об увеличении числа православных храмов на Святой земле, недостаток которых всегда был ощутимым, а также материальной поддержке православных монастырей и церквей уже действовавших на Ближнем Востоке. На рубеже веков в этом районе насчитывалось до 30 городов и местечек, в которых проживали православные общины общей численностью до 100 человек. Большинство общин совсем не имело церквей, там же, где они существовали, их внешний вид представлял довольно жалкое зрелище. Для проведения нормальных богослужений было необходимо отстроить не менее 30 новых храмов. Эта задача была одной из самых трудных для общества, так как требовала больших затрат (сооружение одной церкви требовало не менее 10 тысяч рублей). Однако многочисленные пожертвования помогли Православному Палестинскому обществу во многом справиться с этой проблемой. Так, в Иерусалиме был построен новый Троицкий собор, домовый храм святой мученицы Александры, в Гефсимании – храм Святой Марии Магдалины, в Кане–Галилейской – храм Вознесения Господня, в селе Мжедель – храм святого Сергия Радонежского, по дороге из Яффы к Иерусалиму – храм святых апостолов Петра и Павла, на горе Кармил – храм пророка Божия Илии, были построены были новые храмы в Хевроне, в селе Яфе (оно находилось между Назаретом и Мжеделем) и другие. В Айн–Кареме был открыт женский монастырь31.
Помимо строительства, общество стремилось поддержать уже существующие православные храмы, С этой целью посылались денежные средства или проводился ремонт храмов. Часто присылались необходимые для богослужения принадлежности. Так, в 1888 году ИППО пожертвовало колокола в храмы Хамы и Хомса, а в 1901 году – синайскому женскому монастырю32. Пожертвования храмам Святой земли были не только от Палестинского общества, но и от знатных его членов. Председатель общества Великий Князь Сергей Александрович пожертвовал для церкви в Кане Галилейской всю внутреннюю обстановку.
Помощь общества в создании и поддержании храмов Святой земли была неоценима. ИППО помогало сохранить, таким образом, православие в этом регионе. Так как активно развернутая пропаганда католичества и протестантизма приводила к переходу местного населения из православия в другие конфессии, а отсутствие православных храмов или ужасающее их состояние не способствовало приостановлению этого процесса.
Вклад Императорского Православного Палестинского общества в дело организации паломничества из России к святым местам огромен. Общество не просто способствовало развитию многовековой традиции паломничества, но и сделало все возможное, чтобы облегчить этот путь. ИППО не делало различий между паломниками. Человек, независимо от своего материального положения и социальной принадлежности, решившийся на столь трудный и ответственный шаг в своей жизни, на всем протяжении странствия к Святым местам ощущал попечение и заботу общества. Помощь и содействие были всесторонними. Общество позаботилось и об облегчении путешествия к Святым местам и улучшении проживания богомольцев в Иерусалиме. Отныне паломнику не приходилось платить за ужасные кельи, которые им предоставляло греческое духовенство и Иерусалимская патриархия, к их услугам были удобные палаты созданные ИППО. Паломники были избавлены от унижений и поборов со стороны турецкой администрации. Русские богомольцы смогли свободно посещать святыни, к которым они так стремились. Русский исследователь А.В.Елисеев, через 9 лет после своей первой поездки, вновь посетивший Святую землю, писал: "Посетив Палестину еще раз, я был приятно поражен благотворной деятельностью общества, уничтожившего или облегчившего многие нужды русского паломничества в Святой земле"33.
ИППО не ограничивалось лишь материальной поддержкой русских богомольцев, оно стремилось удовлетворить и духовные потребности паломников, однако, в этом направлении у общества не все удавалось,
Члены общества продолжали славные традиции российской благотворительности. На пожертвования строились новые храмы, школы, ремонтировались старые, приобреталась внутренняя обстановка. Все это способствовало росту авторитета и влияния России в Святой земле.
Литература
императорский православный палестинский паломничество
Дмитриевский А.А. Современное русское паломничество в Святую землю. Киев, 1903, с.4.
Соловьев М.П. Святая земля и Императорское Православное Палестинское общество. М., 1891, с. 5.
Лисовой Н. Ключ к Вифлеему.//Православный Палестинский сборник. М., 1992, Вып. 31 (94), с. З.
По белу свету. Очерки и картины из путешествия по трем частям Старого Света доктора А.В.Елисеева. СПб., 1895, т. II, с. 104.
Елисеев А.В. С русскими паломниками на Святой земле весною 1884 г. СПб., 1885, с. 17.
Извлечения из исторической записки Императорского Православного Палестинского общества за 25 лет его существования (1882–1907 гг.) //Сообщения ИППО, 1907, с.437.
Столетие Российского Палестинского общества.//Палестинский сборник, М–Л., 1986, Вып. 28 (91), с. 7.