Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана
Реферат
Влияние национальных традиций на военную историю Афганистана
Афганистан в течение столетий не только находился на стыке великих цивилизаций, но и становился ареной кровопролитных вооруженных столкновений. История войн в этой стране весьма богата: здесь были и персы, и македонцы, и арабы, и монголы. В новое время в Афганистане сошлись интересы Англии и царской России, позже СССР и США. Афганцы также «славились» грабительскими набегами на соседей: Индию, Персию и Трансоксиану (государства дельты нынешней реки Амударьи). В последние десятилетия Афганистан превратился в убежище международных террористов, прямо угрожающих остальному миру. Все эти факторы способствовали формированию характера и традиций афганского народа.
Афганцы – народ мужественный, храбрый, воинственный, выносливый, гордый и свободолюбивый. Многие правители стремились подчинить и поработить его, но все их попытки потерпели неудачу. В 1747 г. Ахмад-хан Садозай был избран шахом Афганистана. Так возникало первое самостоятельное афганское государство, где раньше на его территории существовали и Бактрийское царство, и Империя Газневидов. Сами афганцы эти государственные образования своими не считали, так как их возглавляли тюркские династии.
Веками на земле Афганистана было неспокойно: шли частые войны, один за другим вторгались завоеватели, перемещались целые народы. Территории, населенные афганцами, входили в состав крупнейших государственных образований Востока: Бактриц, Арабского Халифата, держав Газневидов, Чингизидов, Тимуридов, Сефевидов. И только в середине XVIII в. начался период государственного объединения афганских племен. Во многом именно приверженность своим веками устоявшимся обычаям и традициям помогла афганцам. Поэтому афганский народ гордится своим героическим прошлым, в котором ему не раз приходилось браться за оружие, чтобы отразить очередное нашествие иноземных завоевателей.
Трижды – в 1838–1842, 1879–1881 и 1919 гг. – англичане пытались оккупировать Афганистан и присоединить его к своим колониальным владениям в Индии. И все три раза, благодаря самоотверженной освободительной борьбе народов Афганистана, англичане терпели поражение. В 1919 г. Лондон был вынужден признать независимость этой страны. Многие считают, что глубокая приверженность традициям, веками устоявшиеся нормы поведения, морали и быта, присущие национальному характеру, помогли афганцам выстоять в этой нелегкой борьбе.
Национальные традиции до сих пор во многом определяют менталитет афганского общества и играют огромную роль не только в жизни людей, помогают оценить их поступки и события окружающего мира, отражаются в истории, но и являются предметом их национальной гордости и достоинства.
Афганистан – своеобразная страна. Если в начале своей истории она была неотъемлемой частью «Великого шелкового пути», то с развитием мореплавания он постепенно отошел на периферию основных товаропотоков по линии Восток – Запад. У афганцев богатая история – история борьбы за свободу и независимость против иноземных завоевателей, они гордятся ею и сумели сохранить в своей первозданности национальный колорит, образ жизни и миропонимание, пришедшие из глубины веков. Несомненно, культура народов Афганистана, их быт, менталитет, особый склад характера, в котором много самобытного и неповторимого, не могли не сказаться на истории этого государства, в том числе на его военной истории.
Пуштуны составляют этническое большинство населения Афганистана. Это – гордый, мужественный, свободолюбивый и воинственный народ. Афганцы высоко ценят в человеке все эти качества, и с ними связаны многие древние обычаи и традиции. Совокупность обычаев, нравов, традиций и нравственно-этнических норм и принципов афганцев нашла свое воплощение в паштунвала. Паштунвала (в переводе с пушту – «образ жизни пуштунов») – это неписаный кодекс чести и достоинства афганцев, основа их психологии и самосознания. Его основными принципами являются:
– «гайрат» – чувство собственного достоинства и национальная гордость.
– «панг-о-намус» – доброе имя.
– «мелмастийя» – гостеприимство.
– «иман-дари» – правоверность.
– «сабат и истикамат» – упорство и целеустремленность.
– «мусават» – равенство.
– «бадан» – компенсация.
Паштунвала – предмет особой гордости, а также священная обязанность афганцев. Каждый из них должен уважать и выполнять национальные обычаи, в противном случае он рискует навлечь на себя и членов своей семьи позор и бесчестье, а иногда и изгнание из деревни, сожжение дома или отлучение от мечети. Одной из наиболее характерных черт афганцев является их любовь к свободе. «Афганцы, – подчеркивал в свое время Ф.Энгельс, – храбрый, энергичный и свободолюбивый народ»1. Как отмечал профессор Мухаммад Али еще в 60-х годах XX в., «афганцы скорее будут безропотно переносить невзгоды и нищету, чем согласятся на иностранное господство, каким бы прогрессивным или многообещающим оно ни было»2. Как показывает афганская история, народы этой страны никогда не мирились с иностранным господством и вели упорную и мужественную борьбу за свое национальное освобождение. Перед лицом угрозы иностранного порабощения они, несмотря на острые межплеменные разногласия и вражду, находили в себе силы объединиться в единый фронт борьбы и таким образом обеспечить победу над врагом. Свободолюбивый дух афганцев проявлялся и проявляется в борьбе против английских колонизаторов в XIX – начале XX вв., советских войск в 80-х годах и, наконец сегодня в противодействии международным коалиционным силам, ведущим антитеррористическую операцию.
Первое вторжение англичан произошло в декабре 1838 г. Основные силы англо-индийской армии насчитывали около 20 тыс. человек. Вскоре англичане заняли Кандагар, Газни, Кабул. Колонизаторы чувствовали себя хозяевами, унижали местное население. Ненависть к господству иноземных захватчиков достигла кульминации. В 1842 г. в стране разгорелась освободительная война, и возмездие не заставило себя ждать.
Ф.Энгельс писал: «Афганские стрелки, хотя и были вооружены только ружьями, производили в рядах англичан как в Кабуле, так и во время отступления по горам, ужасные опустошения… Урок был жестоким…»3. Афганские воины воевали беспощадно. Крутой нрав с виду мягких, даже добрых афганцев, пронесенная ими через века неприязнь к вооруженным иностранцам на своей земле, вылились наружу уже в первой англо-афганской войне. Этому в известной мере способствовал своеобразный обычай «тижа-иходыль» (букв. – класть камень). Суть его заключается в следующем: если взаимная вражда между племенами ставит под угрозу их независимость, то они по взаимному соглашению временно прекращают враждовать, «кладут камень мира», объединяют свои силы против общего врага и совместно ведут борьбу в интересах своей родины и свободы.
Чувство патриотизма и преклонения перед героическим прошлым своего народа – неотъемлемая черта афганцев. Они исключительно привязаны к своей родине, своему краю и дому. Это проявляется, в частности, в том, что, умирая вдали от родины, они предпочитаю быть похороненными на семейном кладбище. В связи с этим раненых и убитых стараются забирать с поля боя.
Также необходимо отметить обычай «нанга», означающий защиту чести, в основе которой лежат ярко выраженное чувство собственного достоинства и связанная с ним уверенность в себе и необходимость хранить честь других членов общества. Соблюдая «нангу», пуштун безоговорочно и героически защищает достоинство своей семьи, своего племени и всего народа.
Афганцы высоко ценят такие качества, как храбрость, мужество, самоотверженность. Если обратиться к афганской истории, нельзя не заметить, что указанные достоинства формировались всем прошлым образом жизни афганцев и, не в последнюю очередь, их «промыслом войны». Как известно, в средние века афганцы традиционно принимали участие в грабительских войнах и завоеваниях в качестве наемников у феодальных правителей от султана Махмуда Газневи до Надир-шаха Афшара, а затем и в составе войск своих, афганских, монархов. Кроме того, обитая в непосредственной близости от путей индийской сухопутной торговли, они, наряду со скотоводством и кочевой торговлей, испокон веку занимались разбоем на дорогах и грабежом местного оседлого населения. Об этом их неправедном «промысле» писали многие путешественники и историки. Оказавшийся в конце XVII в. В Персии француз М.Самсон писал: «они воинственны, хорошо стреляют из лука, но являются большими разбойниками, не дающим пощады караванам»4. Но справедливости ради следует сказать, что афганцы в прошлые века, когда насилие было нормой жизни, не только грабили, но и сами являлись объектом грабежей и налетов со стороны других племен и разбойных шаек. Все это, вместе взятое, предопределяло особые требования к личным качествам мужчины-воина, мужчины-защитника родного очага. Нашедшие свое выражение в обычае «тура» и «мерана» («тура» – сабля, меч, честь доблестного пуштуна, мужество и отвага, проявляемые им в бою за справедливое дело; «мерана» – мужество, храбрость, геройство, также означает: «сила воли», «стойкость», «непоколебимость» и предполагает преодоление пуштуном любых трудностей). Они считают стойкость и силу воли своими национальными качествами, выработанными жизнью в сложных географических и исторических условиях. У афганцев издревле было принято оповещать боем барабана о нападении грабителей и злоумышленников (обычай «чига»). Услышав этот сигнал, каждый мужчина, способный держать оружие, обязан был незамедлительно прийти на помощь и принять участие в отражении нападения, если даже и придется при этом рисковать своей жизнью. Это древний обычай сплачивал людей и тем самым делал их мощней и сильней, способными, объединившись, дерзко и молниеносно напасть на численно превосходящего противника и разбить его.
Для выработки у молодежи боевых навыков у пуштунов существуют особые игры и обычаи. Это борьба со щитами, стрелковые соревнования, а также пуштунский танец, который развивает выдержку и выносливость. Своих детей пуштуны воспитывают смелыми, правдивыми, общительными. Детей не запугивают, чтобы они не выросли трусливыми.
В 1880 г. закончилась вторая англо-афганская война. Англия была вынуждена отказаться от завоевания Афганистана. Однако англичане сумели навязать этой стране в 1879 г. договор, по которому государство превращалось в зависимое от Англии, теряло право на самостоятельные внешние сношения. Но в феврале 1919 г. новый эмир Аманулла-хан, разделявший идеи патриотически настроенных афганцев, провозгласил полную независимость Афганистана. В ответ на это англичане начали третью войну. Как и прежде, на защиту страны поднялись афганские племена, народные массы. Несмотря на превосходство в силе и военной технике, англичане опасаясь массового восстания афганского населения, напуганные жестким нравом обитателей этой страны, вынуждены были вскоре прекратить военные действия и признать независимость Афганистана. Победе афганцев вновь в немалой степени способствовали многовековые традиции и обычаи. Так, например, с обычаем «тура» и «мерана» у афганцев связано и отношение к оружию. Как уже отмечалось, в зоне расселения пуштунских племен все совершеннолетние мужчины никогда не расстаются с холодным и огнестрельным оружием. Ношение оружия для них не столько необходимость, сколько древняя традиция, столь же обязательная, как, например, и ношение чалмы или длиннополой рубахи. По глубоко укоренившемуся в сознании пуштунов представлению, оружие – это неотъемлемый атрибут внешнего облика мужчины, олицетворение его мужского и национального достоинства. Т.Гайдар писал «Оружие любят. Особенно стрелковое. Автоматы и карабины чистят старательно, протирают до блеска, смазывают тоненько, отстранив автомат, любуются работой и снова принимаются за чистку…»5. Нередко можно видеть афганцев, несущих на плече тяжелое, богато инкрустированное перламутром и серебром дульнозарядное ружье, являющееся предметом гордости и символом значимости.
Оказание помощи при нападении врага рассматривается у пуштунов как дело их чести – «панг» – и светлая обязанность. Такой обычай, считается в народе, свидетельствует о дисциплинированности, бдительности и боевой готовности пуштунов.
Все эти традиции существуют до сих пор.
Каждое государство имеет свои религиозные многовековые традиции, накладывающие заметный отпечаток на жизнь и деятельность людей. Афганистан уникален в том отношении, что это исторически сложившийся сложный конгломерат целого ряда этносов. Самая многочисленная народность Афганистана – пуштуны. Они-то и были неизменными участниками вооруженной борьбы с персидскими, монгольскими и английскими завоевателями. Начиная с XVI в. стремились к созданию собственного пуштунского государства и преуспели в этом в 1747 г.
Подавляющее большинство населения Афганистана (около 98%) исповедует ислам, пришедший в страну между VIII и X вв. Согласно всем прежним конституциям, он был официальной религией страны.
По религиозной принадлежности основную массу жителей Афганистана составляют мусульмане-сунниты, но также здесь проживают мусульмане-шииты (хазарейцы и часть таджиков, и некоторые другие этнические группы) и члены мусульманских сект (исмаилиты).
В условиях неграмотности большинства населения и слабости влияния традиционных СМИ исламское духовенство играет исключительную роль в жизни афганского народа. В соответствии с предписаниями религии, афганцы в течение года соблюдают два больших религиозных праздника: праздник разговения «Эид-уль-Фитр» и праздник жертвоприношения «Эид-Курбан». Празднику разговения предшествует тридцатидневный пост «Руза», совершаемый в священный месяц «рамадан» (по лунному календарю). Этот пост был введен арабской военной аристократией с целью экономии продовольствия в условиях, когда военные действия велись в безводных и бесплодных аравийских пустынях. Впоследствии он был распространен на все народы, исповедующие ислам и возведен в обязательную религиозную догму.
Ежедневно каждый мусульманин обязан совершать пятикратный намаз (молитву). Так, например, во время боевых действий можно наблюдать, как верующие солдаты и офицеры покидают свою позицию, вылезают из танка, выбирают удобное место и начинают читать молитву. «Совершенно непривычное я увидел, пробравшись сквозь заросли желто-зеленых кустов молочая. На поляне, расстелив молитвенные коврики, несколько солдат, стоя на коленях, совершали утренний намаз, прижимались лбом к земле и прикасались к ней руками, а когда распрямились, обращали раскрытые ладони к небу. В мерном раскачивании, бормотании чувствовался какой-то сложный, гипнотический ритм»6. Перед намазом обязательно проводится ритуальное омовение – «возу». Ритуал омовения стал привычной для афганца, и, можно сказать, полезной, с точки зрения гигиены, процедурой. Ведь ежедневное пятикратное омывание ног холодной водой закаляет организм.
В продолжение всего поста среди солдат особую активность проявляет находящийся при них мулла. С началом «Рузы» каждый вечер после захода солнца раздается протяжное пение муэдзина. Оно возвещает о том, что можно принимать пищу. Афганцы стойко переносят пост. Вообще они весьма неприхотливы в пище и, если надо, могут долго обходится скудным рационом с малым количеством воды. Так, во время войны с англичанами афганский воин, взяв с собой небольшой запас высушенных плодов тутовика, уходил в горы и воевал несколько месяцев.
Духовенство в стране пользуется большим влиянием среди населения и играет значительную роль в его жизни – с момента рождения человека и до его смерти. Как и в большинстве армий мира, Афганистан имеет свои религиозные институты воздействия на военнослужащих. Ведь бой рассматривается как сильнейшее психологическое испытание, которое способно морально надломить любого. В ходе его не только солдаты, но и офицеры оказываются в экстремальной ситуации, где существует риск для жизни, угроза ранения и смерти. Афганские военные считают чрезвычайно важным постоянное присутствие в бою рядом с собой муллы. Подавляющее большинство солдат афганской армии неграмотно, но глубоко религиозно. В афганской армии полагают, что в боевой обстановке на мулл должно возлагаться решение следующих задач: моральная поддержка воюющих, раненых, умирающих и военнопленных, содействие медикам в оказании первой помощи пострадавшим, проведение богослужений во время погребения. Деятельность мулл позволяет афганским военнослужащим быстрее адаптироваться к условиям военной службы, способствуют усилению их сплоченности, воспитывает патриотизм, укрепляет «особый национальный дух афганцев», сохраняет их обычаи и традиции. В армейской жизни нет, пожалуй, ни одного вопроса, который не толковался бы с позиции ислама и не преподносился бы как «священная религиозная обязанность солдата». В армии считают, что религиозность является чуть ли не критерием высших качеств и боевых достоинств солдата, сержанта и офицера.
Религиозные обычаи воспитывают дух жертвенности во имя ислама. Смерть за веру считается «высшим достоинством» и «наследством», завещанным предками, самым заветным желанием каждого мусульманина. Богатая и героическая военная история Афганистана показывает, как народы, населяющие эту страну, всегда сплачивались в борьбе против иностранных захватчиков. В вооруженных силах Афганистана не последнее место отводилось пропаганде национальных обычаев и традиций, воспитанию верности, любви к военной службе. При этом нередко обычаи и традиции афганцев (пуштунов) связывались с религиозными установлениями и выдавались за общие для всего многонационального населения Афганистана, хотя в действительности таковыми никогда не являлись. Солдаты и офицеры афганской армии знали, что «одной из древнейших черт и характерных обычаев афганского народа» является верность и повиновение старшим, во имя которых надлежит совершать подвиги и не жалеть при этом ни крови, ни жизни. Конечно же, солдат афганской армии воспитывали в религиозном духе. Каждая сотня солдат имеет одного муллу, который учит их читать Коран. Накануне пятницы главный мулла собирает весь батальон, читает ему Коран, произносит проповеди и молится. Так, по словам афганцев, поступают для того, что бы не оставлять солдата без занятий, развивать его и внушать обязанность повиноваться к своему командиру.
Служители культа всегда определяли содержание и динамику духовной жизни народа. Власть и влияние духовного сословия неизмеримо возрастали в периоды внешней угрозы и внутренних политических и социальных коллизий, когда улемы, провозглашая джихад, мобилизовывали широкие массы населения под знамена ислама. Так было во время трех англо-афганских войн, а в последующем – в годы борьбы против реформаторства эмира Амануллы, советского присутствия в Афганистане и правления движения талибов.
Каждый мусульманин в своей жизни должен совершить паломничество к святым местам. Большой известностью в стране пользуется место захоронения «святого» Сеида Мокмада-саиба. Его влияние на население, в частности, южных районов Афганистана всеобъемлюще, а авторитет и вера в его «чудеса» – безграничны. Например, в результате его активного вмешательства был приостановлен в 1968 г. вооруженный конфликт между племенами дааджи и мангал. Благодаря религии и религиозным обычаям и традициям, афганская армия и ополчение приобрели большую боеспособность, становились устойчивыми к влиянию различного рода психологических факторов. Воины, исповедующие ислам, как правило, не боятся смерти. Это и помогало афганским ополченцам много раз побеждать в самых кровопролитных боях и сражениях и снискать себе славу, а своей стране – вписать новые страницы в героику военной истории.
Опора на вековые традиции и религиозные установки, воспринятые афганцами, оказали огромное влияние на военную историю Афганистана.
афганистан национальный традиция менталитет
Список литературы
Энгельс Ф. Афганистан, т. 14. М. 1959, с. 78.
Рейснер И.М. Развитие феодализма и образование государства у афганцев, М. 1958, с. 29.
Гайдар Т. Под афганским небом, М. 1984, с. 42.