Йемен: формирование государства
Йемен: формирование государства
План
Формирование государства
2. Йеменский имамат
3. Второе турецкое завоевание
1. Формирование государства
Территория Йемена простирается на юге Аравийского полуострова и в настоящее время на большей ее части располагается Йеменская Республика, образовавшаяся в 1990 г. в результате слияния Йеменской Арабской Республики и Народной Демократической Республики Йемен. С севера пределы исторического Йемена ограничивались областями Хиджаз, Неджд, Йемама, песчаной пустыней Руб эль-Хали и зеленой прибрежной полосой Хадрамаутом (последний впоследствии также часто считался частью Йемена). С запада и юга сушу окружают воды Красного и Аравийского морей.
С древних времен Йемен являлся наиболее плодородной частью засушливого Аравийского полуострова. Кроме того, по его территории, включая стратегически важные порты, проходили важнейшие торговые коммуникации, в том числе и знаменитый «путь благовоний».
Будучи на заре истории колыбелью древнейших цивилизаций, в позднее Средневековье Йемен представлял конгломерат раздробленных и враждебных друг другу феодальных владений. Важным следствием средневековья стали события конца IX в., приведшие к идеологическому разрыву с ослабленной арабской империей Халифатом и оказавшие впоследствии серьезнейшее влияние на весь ход исторического развития страны. В 898 г. в городе Саада укрепился имам (религиозный глава) шиитской секты зейдитов аль-Хади Яхья бен Хусейн, положивший начало Династии зейдитских имамов Йемена.
Период, предшествовавший новому времени, характеризовался существованием на территории Йемена мелких, враждовавших друг с другом государств (одним из крупнейших было государство Тахиридов). Однако это совпадало с известным подъемом экономики и культуры страны. Вновь повысилось значение торговых путей, ведущих через Аравию из Европы в бассейн Индийского океана. Порт Аден на некоторое время стал одним из самых оживленных торговых центров на этом мировом пути. В стране процветали ремесла. В горах добывались золото, серебро и полудрагоценные камни. Путешественники, посетившие в это время Йемен, отмечали высокий уровень развития экономики и культуры.
В XVI в. в бассейне Индийского океана и на Ближнем Востоке произошли события, оказавшие большое влияние на дальнейшую историю Йемена. В 1504 г. у берегов страны появились корабли португальских конкистадоров, пытавшихся установить свое господство на Красном море и на всем Индийском океане. В результате разгорелась ожесточенная борьба между Португалией и египетскими мамлюками, поддержанными венецианцами. В этой борьбе войска египетского султана Кансуха в 1515 г. оккупировали остров Камаран, затем при поддержке зейдитских имамов разгромили государство Тахиридов и в 1517 г. заняли Таизз, Ибб, Раду, Дамар и всю йеменскую Тихаму. Однако мамлюки недолго пользовались плодами победы. В 1516 г. вооруженные силы нового, более грозного завоевателя — османского султана — разгромили государство мамлюков и прочно утвердились в Египте. Мам-люкские отряды в Йемене, оставшись один на один с воинственными йеменскими племенами, были вскоре выбиты из горных областей и отступили в район Забида.
После захвата Египта в борьбу за Йемен вступила Османская империя. В 1538 г. турецкий флот подошел к стенам Адена. Последний тахиридский правитель города, прибывший на борт флагманского корабля приветствовать «союзников» в борьбе против гяуров-португальцев, был повешен единоверцами-турками на корабельной рее. Турецкие янычары, торжественно встреченные в городе, перебили охрану, вырезали членов тахиридской династии и разграбили казну.
Укрепившись в Адене, турки пытались нанести поражение португальскому флоту и уничтожить таким образом португальскую монополию на торговлю с Индией. Однако португальский флот, хотя и понес ощутимые потери, смог устоять. Одновременно турецкие войска начали сухопутные операции против независимых йеменских племен и зейдитского имама.
В 1547 г. из Адена на север выступила сильная турецкая армия. Используя превосходство в силах и неизвестное до того в Йемене огнестрельное оружие, турецкие войска в том же году заняли Сану, всю Тихаму и значительную часть горных областей страны. Имам Яхья Шарафаддин укрепился в районах Каукабан и Суля. Дальнейшее продвижение захватчиков было задержано, а затем в том же году зейдитские племена разгромили их около Суля. В 1568 г. сын имама Яхьи Шара-фаддина — имам Мутаххар (1558—1573) подступил к Сане и нанес туркам новое поражение; осажденные турецкие войска с трудом вырвались из города. Вскоре Мутаххар занял Таизз и Аден. В руках турок оставался только район Забида.
В 1569 г. на помощь разбитым турецким войскам прибыли подкрепления. Соединившись с забидским гарнизоном, они начали новую опустошительную войну, во время которой десятки йеменских городов и селений были разрушены. Через год турки вернули себе Сану. И снова зейдитский имам укрепился в неприступных горах Северного Джебеля. Только после смерти имама Мутаххара, когда турки захватили в плен его преемника, по всей стране был установлен турецкий контроль. Султанский наместник добился провозглашения имамом своего ставленника, который стал также светским правителем-вассалом в округе Каукабан. В стране был установлен диктат присланных из Стамбула наместников.
События XVI в. нанесли Йемену непоправимый удар. В результате открытия морского пути вокруг Африки почти прекратилась транзитная торговля через Аравию между Европой и Индией; цветущий портовый город Аден пришел в запустение. Непрерывные войны опустошили страну. Особенно тяжелым было турецкое завоевание. Опустели когда-то цветущие города и даже целые земледельческие области. Захирели прославленные центры науки и искусства. В результате страна была отброшена в своем историческом развитии на несколько веков назад.
2. Йеменский имамат
йемен имамат турецкий республика
Турецкое владычество в Йемене продолжалось недолго. Грабительская политика пашей вызывала все растущее сопротивление йеменского народа. Поднятое в конце XVI в. восстание против турецкого ига возглавил зейдитский имам аль-Ман-сур Касем бен Мухаммад. Началась изнурительная для оккупантов партизанская война, приведшая к сокрушительному поражению в 1613 г. турецких войск в битве около Эль-Куф-ля. Северный Джебель был полностью освобожден. Турки с трудом удержали Сану и районы к югу от нее.
В 1620 г. после смерти Касема имамом был избран его сын аль-Муайяд Мухаммад, который продолжил освободительную войну. Его войска в 1638 г. осадили Сану, в битве под ее стенами наголову разгромили турок и заняли город. Вскоре вся территория Йемена от пределов Хиджаза до Адена была освобождена от турок. В руки имама перешли даже прибрежные острова Камаран и Фарасан. Остатки разбитых турецких войск бежали морем в Египет.
Зейдитские имамы стали единовластными правителями на территории всего Йемена. Их власть в первой половине XVII в. распространялась на Тихама, Джебель, Асир, Южный Йемен, включая Аден, и значительную часть Хадрамаута. На короткие периоды их суверенитет признавали также племена Дофара в Омане. В стране на какое-то время установилось относительное спокойствие, открылись определенные возможности для подъема хозяйства, торговли и культуры. Отбив несколько попыток западноевропейских держав навязать свой диктат Йемену или отдельным его районам, имамы завязали с этими державами весьма оживленные прямые торговые отношения. В Мохе были открыты фактории голландских, французских, английских купцов. Особенное значение в экономических связях Йемена с Европой и Османской империей приобрел в это время экспорт кофе, который с конца XVI — начала XVII в. занял видное место среди товаров международной торговли.
Однако период относительной стабилизации, некоторого оживления хозяйственной и культурной жизни Йемена в годы правления первых имамов независимого Йемена — Касема, Мухаммеда, аль-Мутаваккиля Исмаила (1644—1676) продолжался недолго. Имамат оставался непрочным объединением племен и разобщенных экономически районов. Власть имамов держалась на их личном авторитете и на силе их вооруженных отрядов. С изгнанием турок исчезли те причины, которые привели под их знамена население всего Йемена, а скромные достижения в области хозяйства не могли создать условий для более прочного сплочения страны.
Среди феодальных группировок различных областей имамата вновь усилились центробежные тенденции; племена были недовольны попытками имамов наладить систему регулярного налогообложения. В результате против зейдитских имамов начались выступления и восстания. В ряде районов появились лжеимамы. В правление имама аль-Махди Мухаммада (1687—1718) против центральной власти восстали племена хамдан, дени хушейш, бени харис. Восстания продолжались и при его преемниках. Этими восстаниями воспользовались крупные феодалы, в первую очередь — на окраинах имамата. В 1728 г. отказался признавать власть имамов наместник Лахеджа. Вышли из повиновения южные окраинные районы имамата — Яфа, Аулаки, Аудалн, Дала и некоторые другие.
Подобный же процесс несколько позднее начался и в северной части страны. Брат имама, наместник Таизза, отказался в середине XVIII в. признать центральную власть. В 1758 г. стал независимым от имамата и правитель округа Худжарии. Во второй половине XVIII в. наместник имама в Асире шериф города Абу Ариш возглавил независимое феодальное княжество. Власть шерифов Абу Ариша распространилась на всю йеменскую Тихаму, кроме округа Мохи. В 1772 г. началось антиимамское восстание непосредственно в районе его столицы Саны. С большим трудом имам аль-Махди Аббас (1748— 1775) разгромил восставших. Несколько раньше он смог восстановить свою власть в округах Таизза и Худжарии. Но эти временные успехи только несколько задержали необратимый процесс распада имамата.
В конце XVIII — начале XIX в. имамы пользовались реальной властью лишь в Сане и непосредственной близости от нее. Государственные дела вершили имамские визиры, которыми обычно становились наиболее могущественные феодалы. Характерно, что эти визиры могли не подчиняться воле имама, причем последний был не в состоянии их смещать. Влиятельные вожди племен часто вмешивались в дела государственного управления и боролись между собой за право Управлять страной от имени имама. Имамы, превратившиеся в бессильных марионеток в руках соперничавших феодальных клик, умирали обычно от рук убийц.
В начале XIX в. Йемен стал объектом опустошительных набегов отрядов центрально-аравийского ваххабитского султаната. Шериф Абу Ариша Хамуд примкнул к ним, и союзники вторглись в те немногие районы, которые еще оставались под властью имама. Попытки имама аль-Мансура Али (1775—1809) оказать сопротивление полностью провалились после того, как собранные им ополчения племен перешли на сторону противника, а имамские гвардейцы подняли против него мятеж. В разгар ваххабитских набегов против имама выступили племена бакиль и хашед, осадив его в Сане. В результате имам аль-Мансур Али был низложен, после чего в Йемене наступил период раздоров и кровавых междоусобиц. Самозванные правители, вершившие власть от имени имамов, быстро сменяли друг друга, опустошая государственную казну. Различные племена и феодальные клики выдвигали собственных имамов, которые отчаянно боролись друг с другом за власть в стране.
Серьезный экономический и политический ущерб имамату нанесло иностранное вмешательство. В конце XVIII в. в Йемене и всей Юго-Западной Аравии активизировала свою экспансионистскую деятельность английская Ост-Индская компания. Под предлогом борьбы с египетской экспедицией Бонапарта английский флот в 1799 г. оккупировал остров Перим, где была создана военно-морская база. (Вскоре, правда, она была эвакуирована, так как остров оказался неудобным для этой цели.) В 1802 г. английская колониальная администрация в Индии заключила неравноправный договор с правителем Лахеджа, по которому Ост-Индская компания получила важные торговые привилегии в порту Аден. В Мохе англичане получили право на открытие своего морского госпиталя.
Использовав в качестве предлога незначительный инцидент в Мохе, британские власти в Индии в 1819 г. послали к берегам Йемена военно-морскую эскадру, в результате чего имаму был навязан договор, по которому англичане имели право содержать в Мохе свой гарнизон, британские подданные получали право экстерриториальности, на товары английского производства снижались пошлины. Правда, договор не был ратифицирован. Одной из причин этого было то обстоятельство, что в Юго-Западной Аравии в это время появилась новая политическая сила, приведшая к изменению всей обстановки в этом районе.
В 1819 г. после разгрома ваххабитского государства в прибрежные районы Йемена вступили войска турецкого вассала — египетского паши Мухаммеда Али, которые легко разбили разрозненные отряды местных феодальных властителей. В ходе нескольких экспедиций в 1820-х и 1830-х годах египетские войска заняли всю йеменскую Тихаму и район Таизза. Имам Саны был вынужден формально признать суверенитет Османской империи и дать обязательство выплачивать Мухаммеду Али, как ее представителю, ежегодную дань. Однако в 1840 г. Мухаммед Али в результате военного поражения в Сирии был вынужден эвакуировать свои войска из Йемена. Страна снова превратилась в арену ожесточенных феодальных междоусобиц. Шериф Абу Ариша опять захватил всю йеменскую Тихаму и установил в ней режим грабительских поборов с населения, в первую очередь с купечества приморских городов. Горожане, спасаясь от непосильных поборов, в большом количестве покидали страну. Именно в этот непродолжительный период в окончательное запустение пришел когда-то процветавший порт Моха.
Попытки имамов восстановить свое влияние в Йемене ни к чему не привели. Они не имели достаточных сил, чтобы приостановить экспансию шерифа Абу Ариша в Тихаме или подчинить действенному контролю многочисленные племена, претендовавшие на самостоятельность. Только в Джебеле, особенно северном, имамы еще сохраняли какое-то влияние. Что касается Южного Йемена, то здесь после эвакуации египетских войск имамам пришлось столкнуться с англичанами. Использовав стремление Османской империи ослабить непокорного Мухаммеда Али, Англия получила согласие султана, который считал себя сюзереном Йемена, на оккупацию Адена. В январе 1839 г. под предлогом наказания местных племен, обвиненных в ограблении индийского судна, английский морской десант штурмом захватил город и установил в нем колониальный режим. Имам отказался признать новый статут Адена, а также последовавшие за этим договоры об английском протекторате над южнойеменскими княжествами. Но принять каких-либо действенных мер против английской экспансии в Южном Йемене имамы не могли. Все их внимание было занято борьбой с непокорными феодалами в Северном Йемене. Борьба шла с переменным успехом вплоть До 1849 г., но, в конце концов, имамские войска были разбиты, и власть имама вновь оказалась ограниченной горными Районами.
В 1849 г. в йеменские междоусобицы вмешался турецкий султан. Вали (губернатор) Джидды во главе значительного отряда высадился в Ходейде и изгнал из южной Тихамы шерифа Абу Ариша. Имам Мухаммад бен Яхья, надеясь с турецкой помощью подавить мятежные племена, поспешил признать османский суверенитет и договорился о вступлении турецких войск в Сану. Однако жители города подняли восстание, поддержанное населением окружающих районов, и принудили турецкие войска спешно отступить в Тихаму. Имам Мухаммад бен Яхья, обвиненный в предательстве, был арестован и низложен. Но и новый имам очень быстро был свергнут. В течение трех лет в Сане сменилось пять имамов. В Сааде, Эль-Ахнуме и других районах также были провозглашены имамы. Усилились сепаратистские выступления вождей племен. Имамат доживал последние годы в обстановке полного политического и экономического развала.
3. Второе турецкое завоевание
Развязка наступила в 1872 г. После открытия Суэцкого канала в 1869 г. Османская империя получила возможность установить прямые морские связи со своими аравийскими владениями. Это дало ей возможность активизировать свою захватническую политику на всем Аравийском полуострове, в том числе и в Йемене, куда была направлена сильная военная экспедиция. Прибывшие войска, соединившись с гарнизонами в Тихаме, начали наступление на Джебель. Население, уставшее от непрерывных войн и грабежей, равнодушно смотрело на падение имамата. Без сопротивления турецкие солдаты вступили и в Сану.
Первоначально турецкий губернатор провозгласил единственной целью турок установление в стране порядка и безопасности. Действительно, в результате жестоких карательных экспедиций турецкие войска смогли ослабить остроту межплеменных столкновений и подавить разбойничьи набеги многочисленных феодалов. Укрепив свое положение, турки стали создавать аппарат местного управления, подчиненного непосредственно стамбульскому правительству. Местные чиновники, занимавшие различные посты в органах управления имамата, были уволены, и на их место поставлены чиновники, прибывшие из Турции. Влиятельным сановникам имамского режима были выделены государственные пенсии, но никакого влияния на дела государственного управления они уже оказывать не могли. Последний имам независимого Йемена аль-Мутаваккиль Мухсин бен Ахмад укрылся в горах Эль-Ахнум, где и умер в 1878 г.
Одновременно с захватом имамата турецкие войска оккупировали и другие йеменские районы. Еще в 1870 г. они разгромили последнего правителя Абу Ариша, который сдался победителям и был ими казнен. Утвердившись в Северном Йемене, турки попытались распространить власть Османской империи и на территории княжеств Южного Йемена, находившихся под английским протекторатом. В 1872 г. турецкие войска вступили в пределы Лахеджского султаната и других княжеств. Несколько племен заявили о признании ими турецкого сюзеренитета.
Однако в Южном Йемене турки не добились успеха. Их вторжение вызвало немедленные и эффективные контрмеры со стороны англичан. Английский военно-морской флот провел внушительную демонстрацию. Из Адена на помощь лахеджскому султану и другим «союзным» князьям были высланы значительные сухопутные силы. После ряда дипломатических представлений перед правительством султана Англия добилась вывода турецких войск с территории подчиненных ей южнойеменских княжеств. Но англо-турецкий спор о сферах влияния в Юго-Западной Аравии продолжался и в дальнейшем, временами принимая весьма резкие формы.
Овладев страной и установив в ней, за исключением районов Крайнего Севера, режим централизованной администрации, турецкие власти пытались приравнять Йемен к остальным провинциям Османской империи. В отдаленный Йеменский вилайет съезжались любители легкой наживы из числа турецких чиновников; в государственном аппарате процветали взяточничество, казнокрадство, подкуп и фаворитизм. Немногочисленные представители местного грамотного населения принимались на государственную службу с большим трудом. Турецкая администрация оказалась в стране чужеродным телом; она слепо проводила указания центральных органов власти и совершенно не принимала во внимание особенности нового османского владения. Попытки отдельных представителей турецкой администрации привлечь для нужд управления страной местное население встречали резкий отпор со стороны центральных властей.
В области экономики турецкие власти интересовались Йеменом почти исключительно с точки зрения возможности выколачивания из населения налогов и поборов. Лишь в районе Салифа была организована разработка соляных залежей. Однако экономической отдачи для страны это предприятие не принесло, поскольку все доходы от него уплывали в Стамбул. В начале XX в. французская компания начала строить порт в Ходейде и железную дорогу из Ходейды в Сану. Позднее, во время итало-турецкой войны 1911—1912 гг., построенный участок дороги был разрушен итальянцами, а затем разобран местным населением.
Внутриполитические мероприятия турецких властей Йемена были сконцентрированы на попытках использовать в интересах укрепления имперского влияния феодальную верхушку страны, в первую очередь зейдитских имамов. Влиятельным шейхам племен, богословам и духовным лидерам были выделены солидные пенсии и дарованы почетные титулы. Однако при этом турецкие власти стремились предотвратить всякую возможность с их стороны влиять на дела государственной администрации. Им отводилась роль бессловесных марионеток, освящающих своим авторитетом бесконтрольные действия турецких должностных лиц.
В 1878 г. после смерти имама Мухсина бен Ахмада вали смог добиться того, что зейдитским имамом был избран аль-Хади Шарафаддин бен Мухаммад, интересы которого были сосредоточены главным образом в сфере богословия и культовых обрядов. Шарафаддин бен Мухаммад не делал даже попытки каким-то образом вмешиваться в политические вопросы и вполне устраивал турецкие власти. Султанское правительство выделило новому имаму значительную ежегодную субсидию и, прикрываясь его именем, активно проводило мероприятия по укреплению своей власти в стране.
Грабительская политика турецких наместников с первых дней оккупации Йемена встретила сопротивление местного населения. Отдельные племена в различных районах страны неоднократно поднимали восстания против налогового грабежа, ущемления прежних свобод племен, бесчинств турецкой солдатни.
После смерти имама Шарафаддина бен Мухаммада в 1890 г. его преемником был избран популярный проповедник из города Сана аль-Мансур Мукаммад бен Яхья Хамидаддин, ставший родоначальником династии будущих правителей независимого Йемена. По своим взглядам он мало отличался от своего предшественника, но его проповеди, выдержанные в духе правоверного зейдизма, воспринимались населением Северного Йемена как выступления против официальной духовной доктрины Османской империи; тем самым они заложили основу для антитурецкого сплочения зейдитских племен. Группировки племенных вождей и зейдитских богословов, избравших его имамом, связали это избрание с началом антитурецкого выступления. Новый имам невольно стал героем борьбы против иноземного ига. Он тайно бежал из Саны и укрылся в горах северо-западного Джебеля. В 1891 г. восставшие племена осадили Хадджу, Амран и подошли к Сане. Восстание вскоре распространилось на все зейдитские районы. Только в шафиитских областях турки сохраняли относительно эффективный контроль; однако и здесь, в частности в Тихаме, неоднократно вспыхивали восстания. Скоро положение турок в стране стало критическим.
В 1892 г. Порта послала в Йемен новые воинские подкрепления. Карательная экспедиция, выступив из Ходейды, с боями пробилась к Сане. По пути ею было разрушено около ЗОО йеменских селений. В результате зверских расправ восстание к 1897 г. было локализовано в горном районе вокруг Саады и Хадджи, где местные племена упорно отражали попытки турецкого командования восстановить контроль турецкой администрации. В других же районах страны к концу XIX в. власть турок была восстановлена, но совсем ненадолго: в 1904 г. разразится новая антитурецкая война и будет она длиться семь лет.