Таиланд в Новое время

Размещено на http://www.

Таиланд в Новое время

План

1. Таиланд в раннее Новое время

2. Таиланд в середине XVII — середине XIX вв.

3 Таиланд во второй половине XIX в.

4. Культура Таиланда в Новое время

1. Таиланд в раннее Новое время

В начале Нового времени одним из самых значительных государств на территории современного Таиланда было государство Аютия, просуществовавшее с 1350 по 1767 гг. Оно было создано путем объединения социальных структур тон-кхмеров и таи. К этому времени уже сложилось традиционное тайское общество.

Во главе политической системы Аютии стоял монарх, являвшийся верховным собственником земли и остального имущества своих подданных. Доходы распределялись в зависимости от положения в обществе тех или иных социальных групп. С XIV в. в Таиланде господствовал буддизм тхеравады, выделявший на первое место в деятельности государства политическую и религиозную составляющие, а уже затем экономику. Личность правителя одновременно рассматривалась как божественное и земное существо. Монарх был в одном лице главой духовной, светской и военной власти. Помимо правителя назначался «уппарат» — «второй король» из числа его ближайших родственников. Он также имел в своем распоряжении чиновничий аппарат и мог влиять на принятие государственных решений. Между двумя правителями зачастую возникало недоверие. Буддистская община — сангха — занимала промежуточное положение между народом и правящей элитой.

С XVI в. Аютия постепенно втягивалась в международные торговые отношения, что не могло не сказаться на изменениях в жизни тайского общества в сторону усиления в нем роли экономических факторов.

В стране существовало несколько видов поселений: сельские жители объединялись в масштабах банов (деревень), чиенги (въенги) — укрепленные центры, накхон {нагара) — столицы. Бан подчинялся чиенгам и вьенгам, в которых жили представители местной элиты, а также торговцы и ремесленники. Однако городами, в европейском понимании, они не являлись. Городским укрепленным центрам (насчитывавшим порядка 7-10 тысяч жителей) подчинялись территории мы-ангов, имевшие с ними общую администрацию. Самостоятельного городского управления не было. Население мыангов занималось земледелием. Над центрами мыангов находилась нагара, в которой строились буддистские монастыри (ваты), являвшиеся не только религиозными, но и культурными центрами. С XVII в. в Таиланде стали возникать города, выступавшие в роли центров торговли с другими государствами.

Взаимоотношения между крестьянством и чиновниками строились, в первую очередь, на принципах морального долга. Крестьяне не находились в крепостной зависимости, а их отношения с крупными землевладельцами строились на основе покровительства, осознания, что необходимо выплачивать налоги в пользу государства. Крестьян было больше, чем несвободного населения.

Представители элиты, находившиеся на государственной службе, жили в городах и были слабо связаны с землевладением. Государство являлось большой общиной, в которой все свободное население таи было формально равным перед правителем.

Тайская элита обозначалась словом «най». В нее включали семью правителя, столичную знать, входившую в группу служилой знати — куннанг. Их ранги, в отличие от семьи правителя, не являлись наследственными. Чтобы иметь возможность войти в слой знати, необходимо было получить образование и прожить некоторое время в буддистском монастыре, а затем пройти специальное посвящение.

Особой группой являлось буддистское монашество, не занимавшееся физическим трудом и не состоявшее на государственной службе. В материальном плане оно полностью зависело от светской власти.

2. Таиланд в середине XVII — середине XIX вв.

С середины XVII в. значительную роль в жизни Сиама стала играть голландская Ост-Индская компания, имевшая своей целью монополизировать его внешнюю торговлю. Чтобы в какой-то степени этому противостоять, сиамское правительство само стало скупать у них товары, а затем перепродавать на внутреннем рынке. В 30-40 гг. XVII в. отношения между Сиамом и голландцами ухудшились из-за введенных последними дополнительных дискриминационных мер в отношении сиамских судов, пытавшихся самостоятельно, без разрешения голландской Компании, вывозить товары за пределы государства. В случае обнаружения их в море голландцы конфисковывали их вместе с судами. Тем не менее Сиам продолжал создавать собственный торговый флот, однако силы были неравны — в августе 1664 г. сиамское правительство вынуждено было подписать первый в своей истории неравноправный договор с Голландией, согласно которому последние получали право экстерриториальности и значительные торговые привилегии.

К этому моменту интерес к Сиаму возник и у Великобритании в лице ее Ост-Индской компании. В начале 60-х гг. они восстановили здесь свою торговую факторию, поступили на службу к сиамскому монарху и даже занимали при дворе достаточно видные должности. В 1685 г. английское правительство потребовало от Сиама выделить для строительства своей военной крепости у его берегов какой-либо из прилегающих островов. После отказа, англичане приняли решение о применении военной силы. Тогда тайцы вступили в союз с французами, войска которых в 1687 г. были размещены в Бангкоке и Мергуи. Вначале они получили желаемую поддержку и нанесли англичанам поражение, но затем пришлось воевать и с недавними французскими союзниками. В 1688 г. началось народное восстание, в ходе которого тайский монарх был арестован и вскоре скончался. Французский гарнизон оказался в осаде и вскоре французы вынуждены были покинуть страну, в течение следующих 150 лет более не проявляя к Сиаму сколько-нибудь значительного интереса.

Эта победа далась Сиаму слишком дорогой ценой. Отстояв свой суверенитет, страна тем не менее потеряла свою роль в посреднической торговле между государствами Юго-Восточной Азии и Индией, что привело к неминуемому ухудшению ее экономического положения и началу полосы крестьянских восстаний и выступлений сепаратистских сил в Корате и Ли-горе. Ситуация еще более усугубилась в результате наступившей засухи.

Чтобы хоть в какой-то мере выправить ситуацию, король в первой трети XVIII в. издал серию указов, которые были призваны, с одной стороны, стимулировать улучшение положения крестьянства, а с другой — давали бы возможность крупным землевладельцам закрепить за собой зависимых крестьян.

В 1733-1758 гг. во главе Сиама находился король Боромо-кот, при котором внутриполитическая ситуация несколько стабилизировалась. Но уже в середине XVIII в. на Сиам напала соседняя Бирма. Боевые действия проходили с перерывами с 1759 по 1765 гг., и в итоге бирманцы вначале захватили западную и северную часть Сиама, а затем и Бангкок. В 1767 г. вся страна была покорена и разрушена бирманцами, а значительная часть ее населения была угнана в Бирму. Но вскоре вновь началась борьба сиамцев за независимость, в которой их поддержали местные китайские землячества. В провинции Чант-хабун, на юго-востоке страны, был образован очаг сопротивления, который возглавил один из сиамских военачальников Пья Таксин. Воспользовавшись сложным положением Бирмы, на территории которой в тот момент находились китайские войска, повстанцы освободили Центральный Сиам, где в 1768 г. было создано тайское государство со столицей в Тхонбури. Оно сумело установить контроль над камбоджийскими провинциями Батамбанг и Сием Реап.

В 1782 г. недовольные проводимой Пья Таксином политикой представители тайской элиты во главе с Прайя Чакри сумели захватить Тхонбури и установить правление собственной династии Чакри. Прайя короновался под именем Рама I и правил страной с 1782 по 1809 гг.

В 1795 г. на Сиам вновь напали бирманцы. Военные действия продолжались до начала XIX в. и проходили в северной, западной и южной частях Сиама; сиамцам в результате отчаянного сопротивления удалось отстоять свою независимость в борьбе с грозным соседом. К 1828 г. к Сиаму была присоединена территория Вьентьяна и усилилась вассальная зависимость Луанг Прабанга от него.

С 1824 г. после начала первой англо-бирманской войны, англичане нашли себе в лице Сиама союзника в регионе. В 1826 г. между Великобританией и Сиамом был заключен договор, определивший отношения двух государств между собой, а также с малайскими княжествами. В результате Сиам вынужден был отказаться от своих прав на Селангор.

Воспользовавшись движением Тэйшонов во Вьетнаме, в последней трети XVIII в. Сиам сумел укрепить на камбоджийском престоле своего ставленника, но после образования Вьетнамской империи борьба за влияние на Камбоджу между этими двумя государствами еще более обострилась.

К середине XIX в. Сиам представлял собой государство, владеющее значительной территорией. Расширялись внешние связи, развивались ремесленные производства, особенно в городах, где традиционно проживало большое число этнических китайцев.

В начале XIX в. свой интерес к Сиаму вновь проявила Великобритания, стремившаяся усилить там свои экономические позиции. В 1833 г. в Сиаме появились и американцы, заключившие с ним торговый договор.

3. Таиланд во второй половине XIX в.

таиланд сиам буддистский

В середине XIX в. в Таиланде появились первые промышленные предприятия и наемные рабочие. Население Бангкока увеличилось до 500 тысяч человек. На северо-востоке страны возникают новые современные города — У бон, Стунг Тренг и др. В XIX в. Таиланд не имел территориальных границ, численность его населения составляла порядка 6 миллионов человек, из которых около 1 миллиона являлись этническими малайцами, столько же — лаосцами, 500 тысяч — кхмерами. Собственно тайцев насчитывалось не более трети от общего числа жителей страны.

С 1851 по 1868 гг. на тайском престоле находился Рама IV (Монгкут), проявивший себя как способный реформатор. Он попытался перед лицом внешней угрозы со стороны западных держав укрепить свое государство, сделав его способным эффективно противостоять противникам как в военной, так и в экономической сферах. Он отменил государственные монополии, попытался сформулировать новую государственную идеологию, для чего создал буддистскую секту тпхам-маютика.

В 1855 г. англичане под угрозой применения силы вынудили Сиам подписать с ними неравноправный договор, по которому они получали право экстерриториальности на сиамской территории, сиамский рынок открывался для неограниченного ввоза английских товаров. В 1856-1862 гг.

аналогичные неравноправные договоры Сиам был вынужден был подписать с США, Францией, Данией, Португалией, Голландией и Пруссией. В 1867 г. Сиам фактически заставили отказаться от своих прав на Камбоджу тем не менее он сохранил за собой Батамбанг и Сием Реап.

Сиам поставлял на мировой рынок мясо, рис, пряности, лес, при преимущественном экспорте риса.

В тот же период в Сиаме начинается развитие элементов капитализма. Местная буржуазия формировалась, в основном, из числа этнических китайцев. В Бангкоке открылись отделения английских колониальных банков. В 90-е гг. англичане начали разработку в северных районах Сиама заготовок тика. В результате обанкротились многие традиционные ремесленные и мануфактурные производства. Значительное число крестьян в поисках работы уходили в города. К ним добавлялись эмигранты из Китая.

В последней четверти XIX в. в стране проводится целый ряд реформ, завершившихся к началу XX в. Их главной целью являлось создание благоприятных условий для модернизации экономики и социальных отношений. Реформы шли в период правления королей Монгкута (1851-1868) и Чуланг-корна (1868-1910). Их указами были ликвидированы некоторые королевские монополии, проведена налоговая реформа, созданы государственные мануфактуры, возникло печатное дело, началась чеканка монет, реорганизованы на европейский лад вооруженные силы и т.д. Административная реформа положила конец системе кормлений, усилила зависимость местных властей от центра, были образованы министерства вместо прежних кромов и т.д. С 1874 г. началась отмена рабства, принудительной барщины и принудительного призыва на военную службу. Была реорганизована финансовая система, судебные органы, созданы учебные заведения европейского типа.

На места направлялись государственные комиссары правительства, которые там преобразовали княжества в 18 мон-тонов. Провинциальное управление координировалось специально созданным в 1893 г. министерством внутренних дел. Была проведена и финансовая реформа, отделившая королевский бюджет от государственного, упорядочена система налогообложения. Укрепилась денежная единица — тикалъ.

С 1899 г. в стране началось железнодорожное строительство, ирригация заболоченных территорий. Увеличились доходы государства от экспорта риса, начали возникать первые акционерные общества. Сиамцы в обмен на расширение экономических привилегий европейцам старались на своей территории всячески ограничивать их политические привилегии.

В конце XIX в. началась борьба за контроль над Сиамом между Великобританией и Францией. Союзник Франции Россия, не имея там своих непосредственных интересов, все же попыталась осуществлять в отношении Сиама собственную политику, в том числе и в области торговли. В 1891 г. в Бангкоке побывал совершавший визиты в ряд стран Азии будущий российский император, а тогда наследник престола Николай Александрович. Вскоре с ответным визитом в Петербурге побывал сиамский принц Дамронг, пытавшийся заручиться поддержкой России в назревавшем конфликте с Великобританией и Францией. В 1897 г. в России побывал и сам Рама IV, и между двумя странами были установлены дипломатические отношения. В середине июня 1898 г. в Бангкоке было открыто российское консульство. В Россию был направлен для обучения военному делу один из сиамских принцев. Россия также содействовала подписанию в 1899 г. договора Сиама с Францией. В знак благодарности, сиамский монарх ввел в своей армии парадную форму аналогичную форме в русской армии. Гимн Сиама написал русский композитор П.А. Щуровский.

Великобритания стремилась превратить Сиам в буферное государство между своими владениями в Бирме и французскими в Индокитае. В середине июля 1893 г. Франция предъявила ультиматум Сиаму, чтобы последний согласился на оккупацию ею Луанг Прабанга. 3 октября 1893 г. Франция все же навязала Сиаму соответствующий договор, и к концу года Англия и Франция создали на территории Сиама 80-километровую буферную зону. В январе 1896 г. был подписан еще один англо-французский договор, по которому Сиам был разделен на сферы влияния.

4. Культура Таиланда в Новое время

Последняя треть XIX в. ознаменовалась развитием в Сиаме системы образования. Появились светские школы для

детей элиты, торговое, медицинское, почтово-телеграфное, педагогическое училища, находившиеся в ведении Министерства образования. Часть учащихся направлялась на обучение за границу.

В Бангкоке начал складываться слой интеллигенции, пополнявшийся не только из среды элиты, но и крестьянства, городских слоев и торговцев. В Сиаме работали английские советники и преподаватели, которые ввели британские традиции в образовательную систему. С другой стороны, здесь активно использовался и японский опыт с учетом собственной буддистской специфики. Светская система образования официально появилась лишь в 1898 г.

Большое влияние на развитие тайской литературы и искусства в Новое время оказала камбоджийская традиция с ее обожествлением монархической власти. Основным жанром стали поэтические произведения на религиозные темы, при написании которых поэтами использовалась особо сложная система стихосложения.

В Таиланде существовали три основных вида театральных драматических произведений — кон, нанг и лакон. Кон — театр пантомимы, где роли, в сопровождении музыкантов и певцов, исполняли мужчины в масках, определявшие назначение того или иного персонажа. Каждый их жест имел собственный смысл. Здесь разыгрывались сцены из «Рамаки-ан» — священного текста, составлявшего основу культа божественной власти сиамского монарха.

Нанг — театр теней, в котором также разыгрывались сцены из «Рамакиан». Лакон — театр классической драмы. Существовали две его разновидности: одна использовалась во дворце правителя, а другая — вне его. Если в первом варианте разыгрывались сцены из «Рамакиан», то во втором — народные произведения о героях, наиболее популярным из которых был «Кунг Чанг и Кун Пэн» — о приключениях одного из королевских солдат.

Очень важной считалась книга «Махачат» («Великая жизнь») о Будде в последнем перед нирваной перерождении. Ее чтение в Новое время являлось одним из главных религиозных обрядов. На эпизоды из этой книги создавались самостоятельные поэтические произведения. Наиболее известными литераторами Нового времени являлись Си Прат, Сунтон Пу, Дамронг Рачанупат и др.

В области архитектуры и изобразительного искусства преобладающими также являлись религиозные сооружения и архитектурные украшения на мотивы из священных буддистских книг. Живопись была более распространена, чем искусство скульптуры.

С XVII в. стала формироваться тайская традиционная живопись, в которой отражалась повседневная жизнь общества. Появляются иллюстрации к религиозным книгам в виде орнаментов и рисунков. Высокого уровня достигло Декоративно-прикладное искусство.

В середине XVI в. развивается строительство, возводятся дворцы правителей из дерева. Постройки из кирпича стали появляться лишь с конца XVII в., в основном, их делали для иностранцев.

В конце XIX в. наблюдается возрастание влияния западной культурной традиции, стала перениматься техника европейских мастеров. Западные архитекторы спроектировали дворец Чакри в Бангкоке, представляющий собой сочетание тайских и западных архитектурных традиций, комплекс Банг Па-ине, являющийся почти точной копией Версаля и др.