Вознесенский Андрей Андреевич (работа 2)
Вознесенский Андрей Андреевич
Лауреат государственной премии СССР.
Родился 12 мая 1933 года в Москве. Отец - Вознесенский Андрей Николаевич (1903г.рожд.). Мать - Вознесенская Антонина Сергеевна (1905г.рожд.). Супруга - Богуславская Зоя Борисовна, известная писательница, кино- и театральный критик.
Тяга к поэзии проявилась у Андрея Вознесенского еще в юности. Огромное влияние на его судьбу оказал Борис Пастернак, когда-то написавший молодому, четырнадцатилетнему поэту, который прислал ему свои первые стихи: "Ваше вступление в литературу - стремительное, бурное, я рад, что до него дожил". Действительно, несмотря на то, что Андрей окончил Московский архитектурный институт (1957) и получил специальность архитектора, его жизнь уже полностью принадлежала литературному творчеству. В 1958г. его стихи появляются в периодике, а начиная с поэмы "Мастера" (1959), поэзия Вознесенского стремительно ворвалась в поэтическое пространство современности, получив признание миллионов читателей.
В то время поэтические вечера в Политехническом стали собирать полные залы, поэты привлекали многотысячные аудитории на стадионы, стали кумирами миллионов. И одним из первых в этой замечательной плеяде был Андрей Вознесенский. Его сборники моментально исчезали с прилавков, каждое новое стихотворение становилось событием.
В 1960 году выходят первые сборники стихов поэта - "Парабола" и "Мозаика". Пребывание в США (1961) отразилось в цикле стихов "40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша" (1962). Вызвавший много споров цикл стихов Вознесенского "Антимиры" (1964) был поставлен в виде сцен и песен Театром на Таганке, где впервые на сцену с гитарой вышел В.Высоцкий. По сочинениям А.А.Вознесенского поставлены также спектакль "Берегите ваши лица" в театре на Таганке и рок-опера "Юнона и Авось" (муз. А.Л.Рыбникова) в Ленкоме, спектакли в других театрах России, ближнего и дальнего зарубежья.
Всегда остросовременная, новаторская, во многом экспериментальная поэзия Андрея Вознесенского воплощает в себе своеобразный синтез лирики и философского концента, музыкальности и бьющей в набат тревоги. Необычный ритм стиха, дерзкие метафоры, тематические "порывы" ломали устоявшиеся каноны "благополучной" советской поэзии. Его жизнь, как и подобает жизни настоящего поэта, полна взлетов и падений, признания и замалчивания. В свое время он подвергся резкой критике Н.С.Хрущева, был под угрозой высылки из страны, после чего на протяжении ряда лет тексты Андрея Вознесенского изымались из печати. Неизменным остается лишь восторженное почитание поклонников - от "шестидесятников" до современной молодежи.
Перу А.А.Вознесенского принадлежит полтора десятка сборников прозы и стихов, в том числе "Треугольная груша", "Антимиры" (1964), "Ахиллесово сердце" (1966), "Взгляд" (1972), "Витражных дел мастер" (1976), "Избранная лирика" (1979), "На виртуальном ветру" (1998), а также "Дубовый лист виолончельный", "Казино "Россия", "Девочка с персингом", "Жуткий кризис "Суперстар", "Страдивари страдания", "Видеомы", "Гадание по книге", "Аксиома Самоиска" и другие. В мае 1986 года А.Вознесенский закончил поэму "Ров", в которой выступил против вопиющего издевательства над памятью тысяч мирных еврейских жителей, расстрелянных под Симферополем во время Великой Отечественной войны. В 1993 году в журнале "Дружба народов" опубликован безразмерный молитвенный сонет "Россия воскресе". В настоящее время издательство "Вагриус" приступило к выпуску 5-томного собрания сочинений поэта.
Последние годы, найдя применение своей "академической" специальности, А.Вознесенский работает в жанре визуальной поэзии. Всегда стремившийся к синтезу искусств, он соединяет чтение стихов с музыкой и демонстрацией так называемых видеом. Выставки этих произведений - видеом - с успехом прошли в Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина в Москве, в Париже, Нью-Йорке, Берлине. Его авторские вечера проходят по многих городах планеты.
На стихи поэта написаны многие популярные эстрадные песни, в том числе "Миллион алых роз" (муз.Р.Паулса), "Песня на "бис" (муз.Р.Паулса), "Начни сначала" (муз.Е.Мартынова), "Плачет девочка в автомате" (муз.Е.Осина), "Новые московские сиртаки" (О.Нестеров), а также много романсов на музыку М.Таривердиева.
Андрей Вознесенский - автор эссе и статей по вопросам литературы и искусства. Много и плодотворно занимается переводами, активно участвует в организации авторских вечеров молодых поэтов. В 1979 году он принял участие в выпуске неофициального альманаха "Метрополь".
А.А.Вознесенский - вице-президент Русского Пен-центра, его усилиями и инициативой был создан музей Бориса Пастернака в Переделкино. Он избран академиком и почетным членом десяти академий мира, в том числе Российской академии образования, Американской академии литературы и искусства, Баварской академии искусств, Парижской академии братьев Гонкур, Европейской академии поэзии и других.
Андрей Вознесенский - лауреат Государственной премии СССР (1978, за сборник "Витражных дел мастер"), дважды удостаивался американских премий. На Парижском фестивале "Триумф" (1996) газета "Нувель Обсерватер" назвала А.А.Вознесенского "самым великим поэтом современности".
В свободное время любит перечитывать произведения Хайдеггера, Пруса, Булгакова. Предпочитает музыку Прокофьева, Штокгаузена, Стравинского. Среди любимых актеров - В.Высоцкий, В.Полунин, Н.Караченцов, И.Чурикова, Т.Самойлова, А.Райкин, О.Меньшиков. Увлекается плаванием, парасейлингом, водными лыжами. Любит собак.
Список литературы
Для подготовки данной применялись материалы сети Интернет из общего доступа