Политическая ситуация БАССР в 1920-1930 гг. Развитие института президентства в Башкирии
Оглавление
Становление и развитие института президентства в Республике Башкортостан
Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930 гг.
Распространение ислама в Башкортостане
Заключение
Список литературы
1. Становление и развитие института президентства в Республике Башкортостан
В ходе состоявшихся в РСФСР 4 марта 1990 г. выборов в Советы всех уровней в 16 автономных республиках России были избраны новые составы Верховных Советов1.
Не менее важным было и то, что обком утратил доверие большинства директоров крупнейших промышленных предприятий республики, особенно нефтяной отрасли. Опираясь на свою экономическую мощь, они уже несколько лет требовали от партийных вождей республики помощи в освобождении от диктата московских министерств, как это сделали ранее некоторые союзные республики2. Однако Башкирский обком КПСС боялся конфликтовать с Москвой и Центральным Комитетом партии. Курс местных партократов вошел в противоречие с интересами большинства директорского корпуса республики.
Главным событием начавшихся во властных структурах Башкирии изменений стало избрание на пост председателя Президиума ее Верховного Совета Муртазы Рахимова, который стал, таким образом, главой республики. Рахимов, проработав всю жизнь в нефтяной отрасли, в 1986 г. занял кресло директора Уфимского нефтеперерабатывающего завода, и тем самым вошел в высшую хозяйственную элиту республики3.
Когда в марте 1990 г. потребовался председатель для только что избранного Верховного Совета, Рахимов оказался идеальным кандидатом на эту должность. Как директор-хозяйственник он, разумеется, состоял в партии, и поэтому был и для промышленной элиты Башкирии, и для коммунистов «своим» человеком.
Рахимов возглавил Президиум Верховного Совета. В советское время этот орган не только влиял на принятие решений парламентом, но и обладал некоторыми исполнительными функциями, включая право руководить Советом министров (правительством) республики. Тогдашний Председатель Совета министров Миргазямов попытался вести собственную игру. По ряду вопросов, особенно о заключении договоров с Москвой, между Рахимовым и Миргазямовым возникли разногласия. Занимая пост главы правительства с 1986 г., Миргазямов накопил значительный опыт взаимодействия республиканской исполнительной власти с высшими органами государственной власти СССР и занимал более осторожную, менее радикальную позицию по вопросу о перераспределении экономических и политических полномочий от центра к регионам. Рахимов, напротив, считал, что идея «суверенитета» должна заменить ушедшую в небытие коммунистическую идеологию4.
Верховный Совет Башкирии по инициативе Рахимова 11 октября принял свою Декларацию о государственном суверенитете. БАССР торжественно провозгласила себя «Башкирской Советской Социалистической Республикой (Башкирской ССР) – Башкортостаном» и заявила о своем вхождении как в СССР, так и в «обновленную» Российскую Федерацию. В первой статье этого документа, состоявшего из 10 пунктов, было записано: «Земля, недра, природные богатства, другие ресурсы на территории Башкирской Советской Социалистической Республики, а также весь экономический и научно-технический потенциал являются исключительной собственностью ее многонационального народа»5.
Декларация выражала интересы, как националистических сил, так и местной хозяйственной элиты; в то же время она создала предпосылки для того, чтобы пост Председателя Верховного Совета превратился, наконец, в главную политическую должность республики. Башкирия провозгласила собственную «государственность», и глава этого «государства» теперь должен был стать сильной политической фигурой. Реализацию провозглашенных в Декларации о государственном суверенитете Башкирии целей Рахимов сделал теперь делом всей своей жизни. Отныне суверенитет республики стал для него высшей сакральной ценностью.
В 1992 г. резко обострилась борьба за власть между Премьер-министром Миргазямовым и Председателем Верховного Совета Рахимовым.
Подписание Федеративного договора в конце марта 1992 г. и одновременно официальное признание Кремлем особых условий для Башкортостана стали триумфом Рахимова-политика, что позволило ему пойти на открытый конфликт с Миргазямовым. Разногласия между ними возникли по вопросу о том, кому должно принадлежать право назначать глав городских и районных администраций: правительству или Президиуму Верховного Совета. Рахимов, манипулируя положениями республиканской Конституции, заставил главу правительства уйти в отставку. Новым Премьер-министром республики Анатолий Копсов.
Развернув широкомасштабную пропагандистскую кампанию, руководство Башкортостана убеждало население республики в необходимости ввести пост Президента РБ.
Выборы Президента РБ были назначены на 12 декабря 1993 г., в один день с выборами в Государственную Думу и референдумом по Конституции РФ. Одновременно Верховный Совет республики ускорил работу над новой Конституцией. Ее окончательный проект должен был быть принят только после выборов, причем не так, как Конституция РФ: не на референдуме, а Верховным Советом.
В результате Рахимов 12 декабря получил 64 % голосов избирателей – в 2 раза больше, чем Кадыров. Глава банка «Восток», в принципе, достиг неплохого в тех условиях результата, но все было уже напрасно. В Совет Федерации население Башкирии выбрало Рахимова и Копсова.
25 декабря 1993 г., Муртаза Рахимов торжественно вступил в должность Президента Республики Башкортостан.
Конституция, принятая 24 декабря 1993 г., создала основу для реформирования всей системы политической власти в Башкортостане. Однако по двум важным вопросам – структуре и функциям нового парламента и организации местного самоуправления – не удалось принять окончательных решений. Это было сделано в течение последующих двух лет.
Новая Конституция Башкортостана установила в республике президентскую форму власти, во многом аналогичную той, что возникла в России по новой Конституции РФ6. Основной закон Башкортостана, как и его российский собрат, признавал права человека и гражданина, запрещал всякую дискриминацию людей, провозглашал основные социальные права и т.д. Особо подчеркивая роль прав человека, Конституция Башкортостана отражала общие настроения своего времени, выражавшиеся в отказе от правового наследия социализма. Конституция не определяла государственный язык республики, поскольку этот вопрос еще не был окончательно решен. Особенно много вопросов вызывали статьи Основного Закона, касавшиеся, в первую очередь, структуры и компетенций органов государственной власти и определения отношений республики с Российской Федерацией.
На первый взгляд структура башкирских органов государственной власти и управления походит на российскую: во главе государства стоит Президент – руководитель исполнительной власти (но избирается он, в отличие от России, сроком на 5 лет), ему подчиняется правительство (Кабинет Министров) во главе с Премьер-министром. Если российская Конституция ограничивает количество пребывания на посту Президента двумя сроками, то башкирская запрещает свыше двух сроков подряд, но не устанавливает их предел. Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент (Государственное собрание – Курултай), избираемый на четыре года. Президент издает указы, которые не должны противоречить действующему законодательству республики, но на законы, принимаемые Госсобранием, Президент может наложить свое вето. Госсобрание может преодолеть президентское вето 2/3 голосов обеих Палат и располагает, кроме того, возможностью в ряде случаев инициировать процедуру импичмента главы РБ, если Конституционный Суд республики усмотрит для этого существенные основания. Для назначения и отставки Премьер-министра Президенту требуется согласие парламента. Члены правительства назначаются Президентом по предложению Премьера, согласия парламента для этого не нужно. Право назначения и отставки глав городских и районных администраций принадлежит только Президенту. Кроме того, он обладает полномочиями вносить на рассмотрение парламента кандидатуры должностных лиц для назначения их на все ключевые посты в республике, включая председателя Конституционного Суда, прокурора и главу Национального банка РБ. Наконец, новая Конституция дала Президенту право отстранять от должности представителей исполнительной власти, если те нарушили законы республики, не определяя, однако, кто должен устанавливать их вину.
Важнейшей политической задачей для Рахимова после принятия Конституции РБ было законодательное оформление деятельности нового республиканского парламента. В этом процессе можно выделить несколько этапов. 2 марта 1994 г. был принят Закон «О Государственном Собрании Республики Башкортостан»7. Его краткий, состоящий из 23 статей текст определял численность обеих Палат парламента, их компетенцию и примерный регламент. Численность Палаты Представителей была установлена в 154, а Законодательной Палаты – в 40 депутатов. Совмещение мандатов в обеих Палатах было исключено. Кроме того, депутатам Законодательной Палаты запрещено быть депутатами иных представительных (т.е. местных) органов государственной власти. Для членов Палаты Представителей таких ограничений нет.
Законом о выборах, принятым Верховным Советом Башкортостана 13 октября 1994 г., было установлено, что депутаты Законодательной Палаты избираются в 40 округах, определяемых центральной избирательной комиссией РБ, а Палата Представителей состоит из двух напрямую избираемых депутатов от каждой административно-территориальной единицы.
На выборах 5 марта и на дополнительном голосовании 17 мая 1995 г. был впервые избран новый двухпалатный парламент Башкортостана. Исход выборов воплотил на практике сформулированные в принятом ранее законодательстве положения: Палата Представителей более чем на 70 % состояла из глав местных администраций, республиканских министров и других руководителей госучреждений8. Все главы местных администраций стали депутатами. Кроме того, практически все члены правительства, включая Премьер-министра, избирались в перспективных для них округах и получили 26 мест в парламенте. Наряду с другими депутатами, работающими в государственных и полугосударственных учреждениях, примерно ¾ всех мест получили те, кто был назначен на свою должность так или иначе Президентом и им же мог быть снят с этой работы.
14 марта 1999 г. состоялись новые выборы в башкирский парламент. Появившиеся в печати сведения позволяют сделать вывод о том, что структура нового состава высшего законодательного органа республики ничем не отличается от его предшественника. В Палату Представителей вновь были избраны все главы местных администраций (72 человека), члены высшего руководства республики, ее Премьер-министр со всеми своими заместителями. Ни один из кандидатов от республиканской Коммунистической партии не смог стать депутатом. Численность Законодательной Палаты была сокращена с 40 до 30 депутатов, что, возможно, связано с одновременным уменьшением на 10 мест численности Палаты Представителей вследствие изменений административно-территориального деления республики в предыдущий период. Тем самым степень влияния Законодательной Палаты в Госсобрании Башкортостана стала еще меньшей, чем в предшествующие четыре года9.
К началу 1996 г., через два года после своего избрания Президентом Башкортостана, Рахимов завершил построение политического режима, который на первый взгляд выглядит как демократический. Однако при внимательном рассмотрении он оказывается гарантией для авторитарного правления одного человека и его ближайшего окружения.
В основе нынешней системы власти в РБ лежит контроль над четырьмя ее составляющими: 1) элитой; 2) экономикой; 3) идеологией; 4) силовыми ведомствами.
Несмотря на то, что у власти в России оставались прежние руководители, примерно с 1997 г. Москва начала медленное наступление на башкирский суверенитет. По мере того, как в российской экономике стали набирать обороты отрасли, успешно прошедшие реструктуризацию, курс «экономической самостоятельности», которым шла РБ, стал давать сбои. «Особый путь» Башкортостана оказался тупиковым10. На этом фоне Москва потребовала от республик соблюдения норм российского законодательства. После того, как парламент Башкортостана в январе 1997 г. изменил порядок выборов в Госсобрание республики, Государственная Дума обратилась в Конституционный Суд России с запросом о соответствии закона РБ о выборах Президента Башкирии российской Конституции. Сомнения у депутатов вызвали 4 пункта, касавшиеся требований к кандидатам на пост главы республики: 1. Владение двумя языками – русским и башкирским; 2. Возраст 35-65 лет; 3. Проживание в республике не менее 10 лет; 4. Наличие подписей не менее чем 100000 чел. в поддержку кандидата. Первый пункт, как считало большинство Думы, нарушал принцип равноправия, закрепленный в российской Конституции, остальные три противоречили федеральному Закону «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г., так как превышали предусмотренные им ограничения пассивного избирательного права11. Решение Конституционного Суда РФ ожидалось осенью 1998 г., накануне предстоящих в декабре того же года новых выборов Президента Башкортостана.
В середине марта 1998 г., еще до того как московские суды объявили о своих решениях, Государственное Собрание РБ перенесло выборы Президента Башкортостана на полгода раньше, на 14 июня 1998 г. У оппозиции теперь осталось чуть больше трех месяцев для того чтобы консолидироваться и провести предвыборную кампанию. Действующий глава республики имел в этом плане значительное преимущество. Легко догадаться, что тем самым руководство РБ хотело упредить решения федеральных судов12. И в самом деле, 27 марта Верховный Суд РФ признал, что предусмотренное Конституцией Башкортостана право Президента РБ назначать и освобождать от должности глав городских и районных администраций нарушает избирательные права граждан, закрепленные в Конституции РФ13. Ровно через месяц последовало решение и Конституционного Суда России, который специально ускорил рассмотрение «башкирского дела», чтобы успеть до начала выборов в РБ. Уфа вновь потерпела поражение. Требования к сроку проживания и возрасту кандидата в Президенты РБ были объявлены противоречащими российской Конституции. По вопросу о языке Конституционный Суд РФ признал, что поскольку Башкортостан до сих пор не принял закона о статусе башкирского языка, то пока нельзя требовать от кандидатов в Президенты обязательного владения двумя языками14.
Как же исполнили башкирские власти решения федеральных судов? Государственное Собрание РБ отказалось вносить изменения в республиканское законодательство. Все назначенные Рахимовым главы администраций остались на своих должностях. Правда, Центральная избирательная комиссия Башкортостана не проигнорировала решение Конституционного Суда России. Ни одному из претендентов на должность Президента не было отказано в регистрации из-за незнания двух языков или малого срока проживания в Республике.
Всего лишь шесть недель было у конкурентов Рахимова, чтобы начать свою кампанию и представить к 4 мая 1998 г. подписи не менее 2 % избирателей. Президент РБ с помощью своего административного аппарата легко преодолел этот первый барьер. С предвыборной дистанции сошел глава местных коммунистов депутат Государственной Думы РФ Никитин. Его сторонники не смогли собрать требуемого числа подписей. Никитин позднее обращался в Верховный суд России по поводу переноса срока выборов, но не смог добиться признания их недействительными15. В конце концов, кроме Рахимова все предвыборные препоны прошли еще 4 претендента на пост главы республики. Это были депутат Государственной Думы и самый острый критик Рахимова Александр Аринин, бывший банкир и участник выборов 1991 и 1993 гг. Рафис Кадыров, экс-премьер Марат Миргазямов и министр лесного хозяйства республики Риф Казаккулов16. Список кандидатов включал всех давних серьезных оппонентов Рахимова. Среди них особенно следует выделить Миргазямова, которому могли симпатизировать даже те, кто не воспринимал Аринина и Кадырова как «своих», т.е. бывшие работники госаппарата и государственные служащие. Только роль Казаккулова была первоначально загадкой, но через несколько дней она прояснилась. Первоначально Центризбирком РБ отказал Аринину и Миргазямову, а чуть позже и Кадырову, в регистрации. Таким образом, единственным конкурентом Рахимова стал министр лесного хозяйства. Он был нужен Рахимову, поскольку башкирский закон о выборах требовал наличия по меньшей мере двух кандидатов на пост Президента.
Аринин и Миргазямов впоследствии попытались добиться своей регистрации через суд. Республиканская Центральная Избирательная Комиссия признала большую часть представленных ими подписей избирателей фальшивыми. Аринин и Миргазямов, в свою очередь, заявили, что башкирские власти, получив от них подписные листы, поручили милиции ходить с этими списками по квартирам и заставлять людей аннулировать свои подписи. После того как Верховный суд РБ отклонил жалобы претендентов в кандидаты, Верховный суд РФ 10 июня, за четыре дня до выборов, обязал Центризбирком Башкортостана зарегистрировать Аринина и Миргазямова. ЦИК РБ исполнила это решение на следующий день, но через несколько часов вновь отменила их регистрацию. На этот раз кандидатов обвинили в том, что их предвыборная кампания финансировалась незаконно. Так что в день выборов, 14 июня, в избирательных бюллетенях значились только фамилии Рахимова и Казаккулова.
Только через пять недель Верховный суд РФ признал правоту жалобы Аринина и Миргазямова на действия ЦИК РБ. Их исключение из предвыборной борьбы было объявлено незаконным. Но для удовлетворения своих претензий Аринин и Миргазямов должны обращаться в суды Башкортостана. Едва ли это приведет к перевыборам в республике, а тем временем Рахимов по-прежнему остается в своей должности17.
Официально срок Рахимова на посту президента РБ истекал осенью 2011 года. Однако Глава государства заявил, что получил заявление об отставке и решил его удовлетворить. Медведев поблагодарил Рахимова за работу на посту президента республики и наградил его орденом "За заслуги перед Отечеством" I степени.
19 июля 2010 г. Парламент Башкортостана единогласно утвердил Рустэма Хамитова в должности президента республики. Все 105 присутствовавших в зале депутатов проголосовали "за".
2. Общественно-политическая жизнь БАССР в 1920-1930-е гг.
После Февральской и Октябрьской революций 1917 года в Башкортостане развернулось рабочее, крестьянское и национальное движение. Различные слои башкирского населения требовали признания башкир нацией, имеющей право на самоопределение.
В ноябре 1917 года Башкирское областное шуро провозгласило автономию Башкортостана в составе Российской республики. В декабре этого же года на третьем Всебашкирском учредительном курултае была утверждена автономия так называемой Малой Башкирии (девять восточных кантонов) и образовано Башкирское правительство, во главе которого стал лидер башкирского национально-освободительного движения, востоковед – тюрколог Ахметзаки Валидов. К ведению Башкортостана были отнесены обеспечение общественной безопасности, сбор и расходование налогов, суд, вооруженные силы, народное образование, распоряжение капиталами, землей, недрами, лесами, водами республики и пр. В начальный период гражданской войны, из-за разногласия с большевиками, Башкирское правительство, и созданный им Башкирский корпус, поддержали созданный в Самаре Комитет членов Учредительного собрания. Однако, вскоре после установления диктатуры Колчака в Омске, правительство Валидова, выступавшее за автономию Башкортостана, перешло на сторону Советской власти. С февраля 1919 г. полки Башкирского корпуса сражались на стороне Красной Армии. 21 февраля 1919 г. в селе Темясово на съезде представителей башкирских полков было образовано временное правительство Башкортостана - военно-революционный комитет, а уже 20 марта этого же года в Москве было подписано "Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии". Автономная республика была создана в пределах Малой Башкирии и включала южные, юго-восточные и северо-восточные части современной территории Башкортостана. 19 мая 1920 г. ВЦИК и СНК РСФСР приняли постановление "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики", в котором определялись взаимоотношения органов государственной власти республики и Российской Федерации. Последствия гражданской войны и всеобщей разрухи в РСФСР коснулись и Башкортостана. В результате голода 1921-22 гг. населения республики сократилось на 22 процента, вдвое уменьшилось число посевных площадей. Только в 1928 г. мелкая кустарная промышленность достигла своего довоенного уровня. В целом, к этому времени Башкортостан все еще оставался аграрным краем. Рост промышленного производства начался на рубеже 20-30-х годов, после осуществления сплошной коллективизации на селе. За годы первой пятилетки в Башкортостане была осуществлена реконструкция Белорецких заводов, ставших крупнейшими предприятиями страны по производству высококачественной стали, было построено 35 новых заводов, фабрик и электростанций, развернулось сооружение ряда крупных предприятий.
Вопрос о характере башкирской автономии неоднократно возникал и после образования Большой Башкирии. Так, в Башкирская конференция РКП(б), состоявшаяся в январе 1922 г., приняла обращение “О национальной борьбе в БАССР и Валидове”. В нем говорилось, что Валидов окончательно скатился в лагерь империалистической буржуазии, стал ее слугой и врагом трудящихся и Советской власти. Всякая связь с Валидовым и содействие ему считались изменой Советской власти. В дальнейшем многие башкирские общественно-политические деятели, даже не связанные с З. Валидовым, подверглись репрессиям по обвинению в наличии связей с “валидовцами”. Так, были репрессированы в 1937 г. М. Д. Халиков и Х. К. Кушаев.
К вопросу о башкирском национальном движении обком партии вернулся в 1926 г. Тогда бюро Башкирского обкома партии приняло тезисы “Характеристика башкирского движения”. Поводом для принятия тезисов, где башкирское национальное движение охарактеризовано как контрреволюционное националистическое, послужила дискуссия, развернувшаяся на страницах журнала “Пролетарская революция”. Непосредственный участник башкирского движения Х. Юмагулов выступил с резкой критикой воспоминаний посланника партии в Башкортостане Ф. Самойлова под названием “Малая Башкирия” в 1918–1920 гг.”. В нем башкирское движение получило сугубо негативную оценку, и с подобным подходом не согласился его оппонент. “Тезисы” обкома партии по своему содержанию отражали и точку зрения профессионального революционера Ф. Самойлова. Примечательно, что в последующем историки освещали проблему образования БАССР исходя из данной партийной директивы (вплоть до конца 1980-х гг., т. е. до падения всевластия коммунистической партии). Позднее в оценке башкирской автономии произошел весьма интересный поворот. Начало 1960-х гг. ознаменовалось в республике распространением эйфорического настроения, порожденного лозунгом партии о неизбежности победы коммунизма к 1980-м гг. Идейно-воспитательная деятельность партии в БАССР была нацелена на пропаганду идей социалистического интернационализма, советского патриотизма и осуждения “любых проявлений национальной ограниченности”. Под этим лозунгом по существу велась борьба против любых проявлений национального самосознания, выступлений в защиту национальных интересов. В этом плане весьма показательно решение бюро Башкирского обкома КПСС от 12 июня 1963 г., давшее установку рассматривать образование автономной республики в 1919 г. лишь как заслугу Коммунистической партии и осудившее всякое инакомыслие по этому поводу.
Коснулось БАССР и так называемое разоблачение “султангалиевщины”. В июне 1923 г. состоялось совещание ЦК РКП(б), которое обвинило известного татарского общественно-политического деятеля, работника Мусульманского комиссариата Наркомнаца РСФСР М. Х. Султанлиева в антипартийной, националистической деятельности. Конкретно он был обвинен в попытке сколотить нелегальную пантюркистскую националистическую организацию, в том, что через З. Валидова он якобы искал связи с контрреволюционными силами не только внутри страны, но и за ее пределами. Руководящим органам БАССР было указано вести решительную борьбу в республике со сторонниками Султангалиева. В работе этого совещания участвовали и представители БАССР М. Халиков и Б. Нимвицкий.
Следует подчеркнуть, что уже в 1920-х гг. вся полнота власти в БАССР фактически находилась в руках обкома РКП(б). Он отвечал не только за идейно-воспитательную работу, но взял на себя функции по решению экономических, социальных, культурных и др. проблем. Таким образом в БАССР, как и в стране, установилась диктатура партии. Как правило, с начала 1920-х гг. Башкирскую парторганизацию вплоть до 1957 г. возглавлял партийный функционер, направляемый из Центра. В 1957 г. создается институт “вторых секретарей” обкомов. Тогда первым лицом становился представитель коренной национальности, вторым — ставленник Москвы). Последним политсекретарем обкома партии местного происхождения был Ш. Худайбердин, который занимал эту должность с ноября 1921 г. по апрель 1922 г. БашСНК и БашЦИК уже в те годы по существу играли декоративную роль, и их, как правило, особенно последний, возглавляли представители коренной национальности.
Как известно, после образования СССР в январе 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а в 1925 г. — новая Конституция РСФСР. В том же году развернулась подготовка Конституции БАССР в Всебашкирский съезд Советов, состоявшийся 27 марта 1925 г., постановил одобрить Конституцию Автономной Башкирской Советской Республики. Однако она осталась официально не утвержденной центральной Советской властью, что явилось явной недооценкой национальной автономии - основного положения Конституции БАССР, хотя она во многом повторяла Конституцию РСФСР, подверглась в центре критике за ее якобы самостоятельный, сепаратистский характер, и под этим предлогом республика фактически была лишена собственного основного закона.
Таким образом, в 1920-х гг. были заложены основы будущего унитарного государства с бесправными республиками. Автономные права распространялись лишь в области языка и культуры, но не затронули экономику. Структура управления автономией прежде всего отвечала интересам Центра, который через обком партии диктовал свою волю. Все это означало установление в стране тоталитарно-бюрократических порядков с насаждением культа вождей.
Непросто складывалась общественно-политическая жизнь в республике в 20-30-е гг. Как и в других регионах страны в Башкортостане развернулась борьба против так называемых "левых" - троцкистов, "правых" - бухаринцев и т.д. В 30-е гг., в ходе обсуждения проекта новой Конституции СССР, представители башкирской общественности предложили преобразовать две автономные республики - Башкортостан и Татарстан - в союзные. Сталин отверг это предложение. В июне 1937 г. 10-й Всебашкирский съезд Советов принял Конституцию республики, составленную по образцу Конституций СССР и РСФСР.
3. Распространение ислама в Башкортостане
В далеком 922 году в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа во главе с Ибн Фадланом. Именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии.
До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию.
По свидетельству Юлиана, башкирские ханы уже в начале 13 в. были фанатично преданы исламу. В 14 в. при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае.
В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман Башкирии. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни человека (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых - зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики.
По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфимской губернии мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% населения губернии).
В 1-й половине 19 века С.Г. Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни башкирской, в которой не было бы мечети, а краевед М.В. Лоссиевский писал: "...где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 в Уфимской губернии. насчитывалось 1579 мектебов, в которыхрых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе "Хусаиния", "Галия", "Гусмания" преподавание не ограничивалось религиозными дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма, распространителями которых были писатели М. Акъегет-заде, Г. Ибрагимов, Р. Фахретдинов, З. Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма - ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада башкирского общества). Известным ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами - учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г. Баруди, Г. Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы).
К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политической деятельности А.З. Валидова, рассматривавшего религию как один из главных факторов этнической консолидации башкир.
В первые годы Советской власти религиозная активность духовенства в республике сохранялась. В 1926-27 в Уфе прошли российские и республиканские съезды мусульман, поддержанные большинством верующих. В республике существовали Кааба (Мекка), два самостоятельных мусульманских духовных управления.
Антирелигиозная борьба в стране в середине 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась численность мусульманских общин. Было обвинено в антисоветской деятельности и арестовано почти все мусульманское духовенство, многие из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульманских общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны правительство несколько ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульманского духовенства, на котором был принят новый устав Духовного управления. В 50-70 гг. значительным числом верующих мусульман отправлялись религиозные обряды, отмечались традиционные мусульманские праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфимских мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тысяч человек. В Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и других населенных пунктах. от 100 до 800 человек.
Со 2-й половины 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульманские средние учебные заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия ислама народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В августе 1992 создано ДУМ РБ, исламский центр "Дагват". Религиозные учреждения создали печатные органы: газету "Ислам и общество", "Булгар"; стала издаваться литература религиозного и историко-религиозного характера.
Мусульманские праздники (мосолман байрамдары) - это знаменательные дни мусульманского календаря, отмечаемые мусульманами и сопровождающиеся определенными культовыми действиями. Главными праздниками мусульман считаются "ид аль-Фитр" (Ураза-байрам), "ид аль-Адха" (Курбан-байрам), "мирадж" (Раджаб-байрам).
Мусульманская часть населения Башкортостана до середины 20-х гг. 20 в. отмечала мусульманские праздники регулярно, в дальнейшем проведение их осложнилось из-за массовых репрессий служителей культов.
С начала 90-х гг. в республике регулярно отмечаются все мусульманские праздники.
Заключение
Республика Башкортостан является одним из крупнейших регионов Российской Федерации. Располагая значительными природными запасами нефти и мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, она уже не один год числится одним из немногих «доноров» российского бюджета. После прихода к власти в республике Муртазы Губайдулловича Рахимова в Башкортостане сложился один из самых авторитарных региональных режимов в России, который, в отличие, скажем, от экстравагантного стиля правления Кирсана Илюмжинова в Калмыкии или этнических столкновений на Северном Кавказе, отличается высокой политической стабильностью. В июне 1998 г. в ходе прошедших с правовыми нарушениями выборов Рахимов был вновь переизбран Президентом Башкортостана. Хотя Верховный Суд Российской Федерации вскоре признал незаконным исключение двух других кандидатов в Президенты из избирательного списка, это не привело, однако, к перевыборам или отстранению Рахимова от должности. При Рахимове Башкортостан завоевал себе в Российской Федерации такой статус, который позволяет республиканскому руководству проводить свой курс без оглядки на Москву. В то же время Рахимов сумел стать одним из влиятельнейших политиков в России и тем самым еще больше упрочнить свою власть.
Башкортостан – один из ключевых регионов России, расположенный в центре Федерации. Республика в самом прямом смысле отвечает понятиям «этничность» и «поликонсерватизм». Большинство населения, однако, являются мусульманами. В Башкортостане имел место тот же самый процесс возрождения ислама, который после распада ССР происходил в других частях мусульманского общества. Отличие состоит в том, что здесь практически не наблюдалось вспышек религиозного экстремизма. Они гасились прежде всего благодаря высокому уровню толерантности башкортостанского общества, а так же тем, что потенциальные очаги радикализма отслеживались администрацией. Разумеется, не все обстояло гладко. Но, тем не менее, общими усилиями стабильность как внутри, так и в межконфессиональных отношениях сохраняется до сих пор.
Список литературы
Р.А. Утябай-Карими, Д.Д. Азаматов, М.Г. Валеева. В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учрежденного в г.Уфе. СПб., 1892.
Юнусова А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994; Валеева М.Г. Из истории Центрального духовного управления мусульман Башкирской АССР //Духовное наследие этносов и проблемы национального возрождения. Уфа, 1994.
«Учительская газета» 2003г № 8 Юрий ГОРЮХИН «Курбан - праздник правоверных» Уфа
«Мусульманские праздники» А. Ниязи МОСКВА С.П. Корона 1990.
1 В отличие от областей и краев, парламенты автономных и союзных республик (а также главный законодательный орган страны) назывались Верховными Советами, что подчеркивало наличие у них собственной «государственности».
2 Одной из главных причин поспешности в получении большей независимости являлось то, что башкирская промышленность в силу ее так называемого «стратегического» значения для советской экономики (оборона и топливо) на 97 % подчинялась напрямую союзным и российским министерствам. В то время как в СССР на основе закона о кооперации (1988 г.) ловкие директора заводов и их люди во властных структурах начали постепенную приватизацию «народной собственности», хозяйственная элита Башкортостана была лишена этой возможности.
3 Кто есть кто в Республике Башкортостан (По состоянию на 1 августа 1995 г.). Уфа, 1995. Вып. 1. С.5.
4 О Рахимове-политике см.: Рабинович И., Фуфаев С. Хозяин (Штрихи к политическому портрету Муртазы Рахимова) // Pro et contra. 1997. N 2.
5 Декларация о государственном суверенитете Башкирской Советской Социалистической Республики // Башкортостан: Выбор пути. Интервью, выступления, стенограммы, документы. Уфа, 1995. С.108-110.
6 Конституция Республики Башкортостан. Принята Верховным Советом Республики Башкортостан 24 декабря 1993 года. Уфа, 1995.
7 Закон Республики Башкортостан «О Государственном Собрании Республики Башкортостан». Принят Верховным Советом Республики Башкортостан 2 марта 1994 года. Уфа, 1994.
8 Данные, приводимые здесь и далее о составе обеих палат Госсобрания РБ приводятся на основе результатов социологического анализа, проведенного по поручению высшего законодательного органа республики и любезно предоставленного мне для ознакомления.
9 Коммерсантъ. 1999. 16 марта. С.3.
10 Хабибуллин А. Указ. соч.
11 Федеральный Закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. (Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 33. Ст. 3406). См. по этому поводу решение Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. (Российская газета. 1998. 6 мая).
12 Некоторые наблюдатели вдобавок к этому полагали, что перенос срока выборов на выходной день в летний период приведет к невысокой явке на избирательные участки городского населения, так как в это время года многие горожане проводят дни за городом. По разному в российской прессе трактуется и тот факт, что в декабре 1998 г. Рахимов превзошел возраст 65 лет, максимально допустимый для кандидата на пост Президента РБ: Шевчук Б.В. Выборы в Башкортостане: Рахимов начинает и выигрывает // Время и деньги (г. Казань). 1998. 18 июня. Судя по опубликованным в печати биографическим данным, Рахимов родился 7 февраля 1934 г., и поэтому на момент выборов, если бы они состоялись в декабре 1998 г., ему не было бы еще 65 лет.
13 См.: Коммерсантъ-Daily. 1998. 28 марта.
14 Российская газета. 1998. 6 мая. С.5-6.
15 См.: Коммерсантъ-Daily. 1998. 25 июля.
16 Информация агентства «Башинформ» 6 мая 1998 г.
17 После выборов преследования Аринина и Миргазямова продолжались. В середине августа 1998 г. соратник Аринина уфимский журналист Сергей Фуфаев, писавший о ходе выборов в РБ на страницах московской «Независимой газеты», был избит неизвестными, которые потребовали от него покинуть Башкортостан. В конце августа 1998 г. возглавляемый Миргазямовым завод был объявлен банкротом, на нем было введено внешнее управление, а самого директора в ноябре уволили по решению республиканского Арбитражного суда из-за отказа сотрудничать с внешним управляющим.