Характеристика русско-турецкой войны конца XVIII века. Политический строй СССР 1956-1964 гг.
І Характеристика войны конца 18 века
1 Причины войны
В 1767 г. Екатерина выступила в защиту прав польских диссидентов — некатолического населения (украинцев, белорусов) и ввела в Польшу войска. «Балтский инцидент» заключался в том, что турки устроили в пограничном местечке Балта резню христиан. Отряд казаков-гайдамаков пришел на помощь и отомстил туркам в Балте.
2 Воюющие страны или группировки стран
Основные стороны в войне это Турция и Россия. На стороне Турции в разное время принимали участие Пруссия, Австрия и Франция.
Цели сторон
Турция, претендовавшая на юг Польши, потребовала вывести их и, воспользовавшись «Балтским инцидентом», качала осенью 1768 г. против России войну.
Русское дворянство хотело получить плодородные южные земли. Купечеству нужно было Черное море как удобный торговый путь и обширный рынок.
Соотношение воюющих сил
Количественное преимущество было на стороне России однако её ослабляла войн с Швецией и крестьянское восстание внутри страны Турцию же поддерживали некоторые страны Европы боявшиеся усиления России.
5 Повод к войне
В 1767 г. Екатерина выступила в защиту прав польских диссидентов — некатолического населения (украинцев, белорусов) и ввела в Польшу войска. «Балтский инцидент» заключался в том, что турки устроили в пограничном местечке Балта резню христиан. Отряд казаков-гайдамаков пришел на помощь и отомстил туркам в Балте.
6 Ход военных действий (по этапам)
В начале войны русские войска под командованием П. А. Румянцева в 1769 г. заняли Молдавию. Одновременно были взяты Азов и Таганрог, там стали строить флот для Черного моря. В 1670 г. Румянцев начал решительное наступление. В ночь на 7 июля он переправил армию через реку Лар-га, утром атаковал и разбил турок, которые бежали к реке Ка-гул. 21 июля 1770 г. турки и татары, имея четырехкратный перевес в силах, печти окружили русских у Кагула, но Румянцев разбил врага по частям. В том же году эскадра А. Г. Орлова и адмирала Г. А. Спиридова впервые прошла из Балтийского моря в Средиземное, чтобы поддержать восстание греков против турок. В ночь на 26 июня 1770 г. 30 русских кораблей напали на 70 турецких, стоявших в две линии у крепостей Чёсма в Чесменской бухте в Эгейском море. В бою шесть наших кораблей и четыре брандера уничтожили более 20 турецких. Население 20 греческих островов приняло русское подданство. В 1771 г. русский флот блокировал Дарданеллы. На суше в кампанию 1771 г. наши войска заняли Крым1.
Россия предложила Турции переговоры о мире. Пруссия и Австрия согласились на посредничество. Но Франция убеждала Турцию продолжать войну, а вскоре Пруссия и Австрия тоже изменили России. Возникла опасность новой войны со Швецией. Шли переговоры о разделе Польши. Пора было заканчивать войну, однако турки не соглашались на русские условия.
Характер войны
Русско-турецкая война по своему характеру была войной за влияние в регионе с элементами завоевания, так как каждая сторона намеревалась в итоге отвоевать часть территории своего противника.
8 Условия мирного договора или капитуляции
29 декабря 1791 г. в Яссах был подписан мирный договор, который признавал присоединение Крыма к России, передавал ей земли между Бугом и Днестром и обязывал Турцию не вмешиваться в дела Грузии. Владея Крымом, Россия не могла передавать его третьей державе, иначе он возвращался Турции.
9 Военные и политические итоги войны
Россия окончательно утвердилась на Черном море и в завоеванной Новороссии. Там начали возникать города — первые из них Севастополь (1783 г.) и Одесса (1794 г.). Неосвоенные пространства заселялись колонистами (немцами, греками, сербами), русскими, украинцами, раскольниками. Быстро развивались здесь капиталистические отношения, возникали сахарные и кожевенные заводы с наемным трудом, процветала торговля, особенно хлебом с заграницей. Помнились на новых землях и помещичьи усадьбы. Укрепление России на Черном море избавило украинцев и молдаван от угрозы турецкого засилья. В 1775—1783 гг. в период войны США за независимость Екатерина II провозгласила так называемую «политику вооруженного нейтралитета» для защиты морской торговли нейтральных держав.
ІІ Характеристики политического строя государства 1956 -1964гг.
1 Форма правления (монархия или республика)
Форма правления – республика. Закрепляя по форме федеративное устройство, в Конституции была отражена линия на сверхцентрализацию во всех областях, концентрируя функции государственного руководства на уровне СССР. Если в последующем сначала зарубежные исследователи, а затем и отечественные ученые называли СССР "унитарной федерацией", то именно Конституция 1936 г. дает немало оснований для такого вывода.
Достаточно сказать, что в Конституции СССР были перечислены не только автономные республики и автономные области, входившие в состав союзных республик (это можно считать положительным фактором), но также и административно-территориальные единицы - края и области. К ведению Союза относилось утверждение образования новых краев и областей, а также новых автономных республик в составе союзных республик (ст. 14 п. "е"). Перевод на союзный уровень вопросов не только национально-государственного устройства, но и административно-территориальной организации республик, безусловно, усиливал начала бюрократической централизации и ограничивал самостоятельность союзных республик.
2 Какой класс (часть класса, социальная или политическая группа, сословие) находятся у власти
У власти находилась партийная элита со времени образования в 1922 г. Советского Союза, а фактически и раньше, в стране осталась одна партия - правящая ВКП(б). Причем власть партийного аппарата не сводилась к государственной власти, а наряду с нею охватывала в не меньшей мере влияние на уклад жизни в обществе, отношения между людьми, направление "своих" или подбор "угодных" людей для руководства общественными формированиями, предприятиями, учреждениями, их трудовыми коллективами, для организации творческих процессов в театре, кино, искусстве и даже для взятия под свой контроль отправления религиозных культов2.
3 Политическое устройство государства. Глава государства, его полномочия
Возникшее противостояние между Хрущевым и Берия привело к аресту последнего 26 июня 1953 г. Организацию ареста возглавил Жуков. Вместе с Берия арестовали шесть руководителей МВД—МГБ. 23 декабря их всех расстреляли.
Убрав Берия, Хрущев приобрел руководящее положение в партийной верхушке. Для укрепления своих позиций он добился ликвидации Бюро Президиума ЦК, где преобладали сторонники сталинского режима. Остался сам Президиум, в котором у Хрущева было больше сторонников. Кроме того, он предложил учредить пост Первого секретаря ЦК КПСС, и 13 сентября 1953 г. Пленум ЦК избрал Первым секретарем ЦК Хрущева.
4 Законодательные органы (структура, способ сформирования, полномочия)
Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР.
Верховный Совет СССР осуществлял все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик согласно статье 14 Конституции, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету СССР органов СССР; Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и Министерств СССР. (в
Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР.
Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избирается гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тысяч населения.
Совет Национальностей избирается гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой Союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа.
Верховный Совет СССР избирался сроком на четыре года.
Обе палаты Верховного Совета СССР: Совет Союза и Совет Национальностей равноправны.
Совету Союза и Совету Национальностей в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива.
5 Исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность)
Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти Союза Советских Социалистических Республик является Совет Министров СССР.
Совет Министров СССР ответствен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета - перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен.
Совет Министров СССР:
а) объединяет и направляет работу общесоюзных и союзно-республиканских Министерств СССР, Государственных комитетов Совета Министров СССР и других подведомственных ему учреждений;
б) принимает меры по осуществлению народнохозяйственного плана, государственного бюджета и укреплению кредитно-денежной системы;
в) принимает меры по обеспечению общественного порядка, защите интересов государства и охране прав граждан;
г) осуществляет общее руководство в области сношений с иностранными государствами;
д) определяет ежегодные контингента граждан, подлежащих призыву на действительную военную службу, руководит общим строительством вооруженных сил страны;
е) образует Государственные комитеты СССР, а также, в случае необходимости, - специальные Комитеты и Главные Управления при Совете Министров СССР по делам хозяйственного, культурного и оборонного строительства3.
6 Судебные органы
Правосудие в СССР осуществляется Верховным Судом СССР, Верховными Судами союзных республик, краевыми и областными судами, судами автономных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами.
Рассмотрение дел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кроме случаев, специально предусмотренных законом4.
7 Соотношение прав и законов исполнительной и судебной властей
Несомненно, на протяжении всего периода исполнительная власть имела преимущество над судебной сластью. Исполнительная власть имела право на издание различного рода подзаконных нормативных правовых актов обязательных для судебной власти и зачастую они применялись подменяя собой законы. Не о какой объективности суда не может идти речь если в судебные дела осуществляется постоянное вмешательство со стороны исполнительной власти.
8 Права граждан (подданных)
а) Избирательное право (всеобщее или нет, наличие цензов)
Формально было установлено всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, отменила ограничения по участию в выборах отдельных категорий лиц по классовому или социальному признакам, отказалась от непрямых выборов в Советы и заменила их прямыми. Вместо открытых выборов на собраниях по производственно-территориальному принципу вводилось тайное голосование по территориальному принципу.
б) Политические права и свободы
Были предусмотрены ряд политических прав и свобод - слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, право на объединение в общественные организации (правда, оговорив, что они используются в соответствии с интересами трудящихся, в целях укрепления социалистического строя, развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс).
в) Личные права и свободы
В Конституции провозглашались такие права граждан, как право на труд, отдых, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и потери трудоспособности, право на образование.
Конституция закрепляла социальное и политическое равноправие граждан, а также равноправие женщины и мужчины.
9 Основные политические партии и движения (краткая характеристика программ, методов их реализации, влияния на различные социальные группы, слои)
В Конституции 1936 г. был сделан первый шаг к оформлению однопартийной системы в стране. В ст. 126, говорившей о праве на объединение в общественные организации, предусматривалось: "наиболее активные и сознательные граждане из рядов рабочего класса и других слоев трудящихся объединяются во Всесоюзную Коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных". Таким образом, и отражалось фактическое положение, и провозглашалось официальное, теперь уже конституционное право ВКП(б) направлять - в качестве "руководящего ядра" - деятельность государственных органов и общественных объединений.
10 Краткая обобщающая оценка политического строя и перспектив его развития
Итак, в период с 1956 -1964, общественно-политическая система СССР сделала значительные шаги на пути превращения из тоталитарной в авторитарную. Ушли в прошлое массовые политические репрессии, сопровождавшиеся ранее физическим устранением действительных и мнимых противников режима. Несколько отрегулировались правовые основы деятельности властных структур. Был смягчи партий но-государственный контроль над всеми сторонами жизни и деятельности граждан укреплены и расширены права граждан на труд и отдых, жилье, образование, медицинское обслуживание. Появилась возможность в завуалированной форме — через осуждение преступлений времен «культа личности» — критиковать наиболее одиозные проявления всевластия Системы5.
Произошел сдвиг в общественном сознании на всех его уровнях — социально-психологическом, нравственном и идеологическом. Правда, сдвиг этот больше всего наблюдался среди интеллигенции, в первую очередь творческой. Именно в ней прежде всего появились люди, которые преисполнились надежды сделать общество более демократическим и либеральным, подлинно правовым. Эту наиболее инициативную и способную к интеллектуальному и деятельному прорыву сквозь частокол догматизма часть поколения того времени стали называть «детьми XX съезда» или «шестидесятниками». Они пронесли понимание необходимости реформировать общество через все последующие годы.
1 Гаврилов Б. И. История России М.: 1999.- с. 183
2 Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000
3 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) ст. 68
4 Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) ст. 102-103
5 Политическая история России / Под ред. В.В. Журавлева М.: 1998 с. 569