Восстановление народного хозяйства после Второй мировой войны
Восстановление народного хозяйства после Второй мировой войны
Введение
Победа в войне, добытая ценой огромных жертв и страданий, рождала в народе надежды на светлое будущее. Мероприятия советского руководства в отношении развития экономики были определены законом о пятилетнем плане восстановления СССР, принятым Верховным Советом в марте 1946г. Несмотря на огромные человеческие жертвы и материальные потери, весь советский народ был уверен в возможности преодоления трудностей послевоенного времени. Первоочередное задание состояло в том, чтобы перевести экономику на мирные рельсы. При решении этого задания использовалась помощь братских народов.
Широкая программа развития народного
хозяйства Украинской ССР была изложена
в «Законе о пятилетнем плане восстановления
и развития народного хозяйства Украинской
ССР на 1946-1950гг.», принятом в августе 1946
года восьмой сессией Верховного Совета
УССР. Объем капиталовложений в четвертой
пятилетке составлял по республике 65,1
млрд.руб., что превышало уровень
капиталовложений во все народное
хозяйство Советского Союза в первой
пятилетке. Это свидетельствовало о
большом внимании, уделяемом восстановлению
народного хозяйства Советской Украины
как составной части СССР. Ставится
задача довести объем промышленного
производства УССР в конце пятилетки до
103% по сравнению с 1940 годом. К 1950 г
планировалось производить 9,7 млн.т
чугуна, 8,8 млн.т. стали, 86,1млн.т угля.
Предполагалось возродить металлургические
заводы Донбасса и Приднепровья, ввести
в строй 30 доменных печей мощностью 9
млн.т чугуна в год, сталеплавильные
агрегаты мощностью 8,4млн.т стали, 58
прокатных станов мощностью 6,5 млн.т
проката. За пятилетку намечалось на
2,574 тыс.кВт повысить мощность электростанций,
на 1 млн кВт превзойдя довоенную. Еще до
принятия четвертого пятилетнего плана
по всей стране, и в частности по Украине,
широкой волной развернулись
восстановительные работы. Трудности
при этом были значительные: не хватало
кадров, значительная часть которых
находилась еще в рядах Красной Армии,
не хватало строительных материалов.
Возрождать народное хозяйство Советский
Союз должен был только за счет внутренних
ресурсов. На международной арене также
не все благоприятствовало переходу
нашего государства к мирной жизни.
Империалистический лагерь повел
«холодную войну» против Советского
Союза. В битве за возрождение народного
хозяйства победили интернационализм,
дружба народов СССР. Вся страна помогала
поднимать из руин заводы, фабрики,
восстанавливать народное хозяйство.
Примером такой взаимопомощи может
служить стройплощадка «Запорожстали»,
рядом с которой стояли палатки с надписями
«Горький», «Рига», «Ташкент», «Баку»,
«Дальний Восток», в которых жили прибывшие
из этих мест рабочие. Более двухсот
заводов выполняли заказы «Запорожстали»,
многие проектные организации Москвы,
Ленинграда, Киева, Харькова, Днепропетровска,
Ростова-на-Дону готовили документацию
для восстановления цехов. Неоценимую
помощь Украине оказывала мощная
промышленность восточных и центральных
районов страны. Широкие массы трудящихся
с величайшим энтузиазмом включались
во всенародную борьбу. Среди
восстанавливаемых предприятий республики
особое место отводилось Днепровской
гидроэлектростанции им. В.И. Ленина –
гордости нашей страны. На Днепрогэсе
гитлеровцы взорвали машинный зал, шлюзы,
значительную часть быков плотины, в
тело плотины заложили 360 т взрывчатки.
Перед страной ставилась задача в
кратчайший срок не только возродить
станцию, но и увеличить ее мощность по
сравнению с довоенной. Восстановлением
Днепрогэса руководил один из крупнейших
организаторов промышленного производства
страны ф.Г.Логинов. Волею и трудом рабочих
и инженерно-технических работников
Днепрогэс уже в июне 1950 г был возрожден.
План предусматривал в кратчайшие сроки
восстановить угольную промышленность
и в 1946-1950гг ввести в действие шахты
мощностью 17,5 млн т в Сталинской и
Ворошиловградской областях. Одновременно
намечалась разработка угольных запасов
в правобережных и западных областях
Украины. Были запланированы разведывательные
работы по изысканию газа и нефти,
строительство газопровода Дашава- Киев.
К 1950 году намечалось довести общую
добычу угля по республике до 86,1млн т
Для этого следовало закончить
восстановление угольных шахт Донбасса
в 1949г, полностью завершив работы на 182
основных шахтах т дополнительно построив
60 новых шахт. В области машиностроения
планировалось вновь ввести в строй
заводы угольного, металлургического и
энергетического оборудования,
электромашиностроения, сельскохозяйственного
машиностроения. Создавались новые
отрасли машиностроения. Учитывая острую
нехватку транспорта, предполагалось
строительство автомобильного завода
грузовых автомобилей в г Днепропетровске
мощностью 60 тыс. автомобилей в год, а
также двух автосборочных заводов в
Одессе и Львове. Для республики это
имело большое значение, поскольку до
войны на Украине вообще не было
автомобильной промышленности. Одновременно
ставилась задача улучшения существующих
и строительства новых магистралей,
таких как Москва-Харьков, города
Украины-города Кавказа и Крыма.
Предусматривалось строительство
магистралей Киев-Одесса,
Киев-Днепропетровск-Сталино,
Киев-Сумы-Харьков и
Кременчуг-Кировоград-Первомайск-Балта-Котовск,
организация регулярного автобусного
движения в 80 городах республики. Шло
восстановление разрушенного гитлеровцами
Киева. Киев- гордость русского, украинского,
белорусского народов, начал возрождаться
сразу после его освобождения, в ноябре
1943г. Для его восстановления потребовалась
помощь всей страны. Планировалось
обеспечить дальнейшее развитие средств
связи, соорудить в Киеве телевизионный
центр. Начались изыскательные работы
по строительству метрополитена.
Значительное внимание уделялось развитию
пищевой и легкой промышленности,
строительству жилья, развитию местной
промышленности, которая в условиях
восстановления народного хозяйства
имела немаловажное значение. План
производства валовой продукции
республиканской и местной промышленности
УССР на 1950 г был установлен в сумме 9,2
млрд.руб.(в ценах 1926/1927гг.), что превышало
довоенный уровень на 8,6%. Восьмая сессия
Верховного Совета УССР утвердила планы
производства основных видов продукции
республиканской и местной промышленности
всех министерств и ведомств республики
на 1950г. в таких размерах: угля – 4,400тыс.т,
торфа – 3,605 тыс.т., кирпича – 1,4 млрд.шт.,
извести – 530 тыс.т.. стекла листового –
1,730 тыс.м,
пиломатериалов -2,475 тыс м
,
деревянных строительных деталей –
1,230 тыс.м
.
Все это было необходимо было для
обеспечения жильем, топливом, одеждой,
пропитанием народа.[1, с 36-38] Перестройка
экономики на мирный лад закончилась в
основном в конце 1946г. Однако весной
1945г промышленность постепенно начала
переходить к выпуску продукции мирного
времени. В декабре 1945г Наркомату
сельскохозяйственного машиностроения
было передано несколько больших
предприятий республики, в том числе
заводы: Одесский им. Октябрьской
революции, осиповский «Первомайский»,
кировоградский «Красная звезда»,
запорожский «Коммунар», харьковский
им. М.В.Фрунзе, «Серп и Молот» и Львовский
завод сельскохозяйственных машин. На
базе Киевского танкоремонтного завода
возник мотоциклетный, Днепропетровского
авиационного - завод по изготовлению
инструментов и нестандартного оборудования
для автомобильной промышленности и др.
По решению правительства военные
учреждения не только передавали
гражданским ведомствам, но и помогали
им наладить производство мирной
продукции. Учитывая особенную важность
возрождения и дальнейшего развития
транспортного машиностроения в стране,
в том числе и в Украинской ССР, прежде
всего обеспечивались Ворошиловградский
вагоностроительный завод, Мариупольский
завод транспортного машиностроения
металлом, трубами, оборудованием,
инструментом и другими материалами.
Преобладающее большинство предприятий
легкой промышленности УССР уже с третьего
квартала 1946 г перешло на выпуск товаров
широкого потребления. В ходе перестройки
народного хозяйства решалась сложная
проблема кадров для промышленных
предприятий, сельского хозяйства,
строительства, которые могли бы
использовать новые машины, станки,
усовершенствовать их технико-эксплуатационные
характеристики. Использовались методы
пополнения трудовых ресурсов прежде
всего путем демобилизации солдат из
рядов Советской Армии и за счет перехода
работников из оборонной промышленности
в гражданскую. Если в 1940г В Украине
насчитывалось 41,3 млн. человек населения,
то вследствие войны количество его
значительно уменьшилось и в 1945г составляло
27,4 млн. человек. Женское население
преобладало над мужским. В 1945г в УССР
осталось 17% довоенной численности
рабочих, а весь промышленно-производственный
персонал республики составлял лишь 1
млн.256 человек против 2млн.614человек в
1940г. Не хватало инженерно-технических
специалистов, рабочей силы в сельском
хозяйстве. Ощущали острую потребность
в квалифицированных кадрах партийные
и советские органы, научные и культурные
учреждения республики. Наряду с
наращиванием мощностей тяжелой
промышленности возобновлялась
деятельность тысяч предприятий, которые
выпускали товары первой необходимости.
Республиканская и местная промышленность
производили обувь, чулочно-трикотажные,
швейные, металлические и др. промысловые
товары, нужные народу. Решению задач
перестройки жизни на мирный лад
способствовало социалистическое
государственное планирование. Вместо
однолетних планов периода войны, в ходе
выполнения которых часто вносились
коррективы, уточнения, перестройка
народного хозяйства требовала перехода
к составлению планов на более долгий
период.[2, с 28-30]
Таким образом, в целом, производство промышленной продукции Украины по сравнению с 1940 г. составило в 1950 г. - 115%, в 1953 г. – 173%. Украина вновь заняла традиционное для нее место топливно-металлургической базы Советского Союза. На ее заводах выплавлялось около половины всего чугуна, более 30% стали, производилась почти треть союзного проката. Шахты республики давали около 30% общесоюзной добычи угля. Однако, как всегда, основная часть населения Украины не имела возможности пользоваться этими богатствами, поскольку распределение всех производимых в стране материальных ресурсов осуществлялось в Москве.
Героическим трудом советского народа за годы четвертой пятилетки была воплощена в жизнь грандиозная программа восстановления и дальнейшего развития страны. В ходе послевоенного возрождения народного хозяйства всесторонне учитывались потребности и возможности каждой республики. На развитие экономики пострадавших районов и годы четвертой пятилетки приходилось более 46 % всех капиталовложений. Объединив усилия трудящихся всей страны было обеспечено успешное воплощение в жизнь «Закона о пятилетнем плане постановления и развития народного хозяйства СССР на 1946—1950 гг.». Успешное выполнение заданий четвертой пятилетки в промышленности и на транспорте проходило под знаком широкого внедрения новой техники и прогрессивной технологии. За эти годы была в основном осуществлена механизация трудоемких процессов в черной металлургии, угольной промышленности, за счет создания и внедрения новых машин и механизмов достигнуто повышение производительности труда. За годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено новых 6200 крупных предприятий. Большие успехи были достигнуты в области техники и технологии производства, возросли энерговооруженность и производительность труда по сравнению с 1940 г. соответственно на 40% и 37 %. Знаменательно, что к концу пятилетки за счет повышения производительности труда было получено 69 % прироста всей промышленной продукции. Весьма существенные сдвиги произошли за эти годы в территориальном размещении промышленности. В экономике страны заметно возрос удельный вес восточных районов. Быстрыми темпами здесь развивались топливно-сырьевая, металлургическая и энергетическая базы. Форсированными темпами осваивалось производство новых видов продукции. За пять лет в Украинской ССР выпуск промышленной продукции увеличился в 4,4 раза. Предприятия республики стали производить большое количество новых видов продукции: угольные комбайны, тяжелые врубовые машины, автомобили, свеклоуборочные комбайны, мотоциклы, магистральные тепловозы, новые виды металлургического и энергетического оборудования. При помощи трудящихся всей страны на Украине большие успехи были достигнуты в развитии тяжелой индустрии. К концу пятилетки производство промышленной продукции освобожденных районов страны составляло 21,6 % ее союзного выпуска. В 1950 г. Украина дала 47,8 % общесоюзной добычи угля, 54,2 % кокса, 47,8 % чугуна, 30,6 % стали, 38,4 % металлургического оборудования, 71,6 % сахара-песка и др. В этом же году в республике впервые было выпущено свыше 18 тыс. грузовых автомобилей, организовано производство шагающих экскаваторов. К концу пятилетки Украина производила больше, чем до войны, проката черных металлов, железной руды, электроэнергии; минеральных удобрений. В послевоенные годы политика Советского правительства была направлена не просто на восстановление довоенного уровня, но и достижение качественных сдвигов в развитии производства средств производства. Восстановление тяжелой индустрии сопровождалось дальнейшей реконструкцией и модернизацией основных производственных фондов. Возрождение ведущих отраслей промышленности Украинской ССР послужило прочной основой развития всего народного хозяйства, в том числе строительства, транспорта, легкой промышленности и сельского хозяйства. Основная задача четвертого пятилетнего плана по промышленности, состоявшая в том, чтобы восстановить довоенный уровень и затем значительно превзойти его, была успешно решена. Были не только возвращены в строй отдельные фабрики и заводы, а полностью возродились целые промышленные центры страны. Восстановительные работы велись таким образом, чтобы придать новый, современный облик прежним заводам и шахтам. На заводы и фабрики Украины за годы четвертой пятилетки поступили тысячи единиц нового оборудования, машины и аппараты высокой производительности. Уже в 1948 г. валовая продукция промышленности СССР превзошла уровень 1940 г. Первыми этого добились энергетики (1946) и шахтеры (1947), в 1948 г. было превышено довоенное производство стали, автомобилей, тракторов, металлорежущих станков, цемента и др. Довоенный уровень в различных отраслях промышленности был достигнут в разное время. Это зависело от разрушений, которые претерпели в годы войны отдельные отрасли, достижений в развитии техники и технологии, обеспеченности кадрами, структурных изменений в тяжелой промышленности.. В 1950 г. выпуск валовой продукции страны превысил на 73 % уровень 1940 года вместо намеченных 48 %. За это время производительность труда в промышленности увеличилась на 45 и в строительстве — на 37 % (в расчете на одного работающего). В годы четвертой пятилетки были заложены основы для дальнейшего развития экономики на новом техническом уровне. Трудящиеся Украины с братской помощью всех народов страны в невиданно короткое время восстановили энергетическое хозяйство республики. Еще в начале пятилетки энергетика достигла довоенного уровня. В 1950 г. производство электроэнергии в СССР составило 91,2 млрд. кВт час по сравнению с 48,3 млрд. кВт час в 1940 г., или увеличилось почти в 1,9 раза. К концу пятилетки мощность всех электростанций Советской Украины была не только восстановлена, но и превышала довоенную на 600 тыс. кВт. Годовое производство электроэнергии в республике возросло на 2,8 млн. кВт час и составляло 14,7 млрд. кВт час.
Значительные успехи были достигнуты в восстановлении и развитии электроэнергетики Донбасса. Намеченный планом на 1950 г. уровень производства электроэнергии здесь был достигнут уже в 1949 г. Успехи в восстановлении и развитии отечественного машиностроения открывали большие возможности для усиления технического оснащения шахт. Создание в 1948 г. угольного комбайна позволило приступить к механизации навалки угля на транспортер и решить проблему этой основной и трудоемкой операции, ранее выполнявшейся вручную. На шахтах Донбасса появились многочисленные угле- и породопогрузочные машины, скребковые конвейеры, проходческие комбайны, возросло количество электровозов Успехи были достигнуты в возрождении черной металлургии республики. За 1946—1950 гг. на Украине начали функционировать 22 доменных и 46 прокатных станов, 43 мартеновские печи. В 1950 г. общий объем продукции машиностроения УССР по сравнению с 1940 г. увеличился в 1,5 раза. Выпуск тракторов возрос более чем в 2 раза, металлургического оборудования — в 2,7, электромоторов нормальных — в 2,5, электромоторов взрывобезопасных — в 3,3, плугов тракторных — в 3, культиваторов тракторных — в 5,7, молотилок сложных — в 5,1, вагонов товарных — в 2,1, экскаваторов — в 9,3, велосипедов — в 4,4 раза.
За 1946—1950 гг. были восстановлены и реконструированы железнодорожные пути значительной протяженности, большое количество мостов, вокзалов, что позволило к началу 1948 г. возобновить движение поездов на 15 тыс. км железных дорог, связывавших Приднепровье и Донбасс с Москвой и Ленинградом, со многими другими промышленными центрами страны. Произошли структурные изменения в промышленности Украины [1, с 70-72]
Однако результаты четвертого пятилетнего плана были неоднозначными. В тяжелой промышленности, получившей 85 % капиталовложений, процесс восстановления достиг заметных успехов. К 1950 г. общий объем промышленной продукции Украины превышал уровень 1940 г. на 15 %. В Западной Украине, где до войны тяжелая промышленность практически отсутствовала, прогресс был особенно впечатляющим: к 1950 г. объем промышленной продукции региона увеличился на 230 %. В 1950-е годы Украина вновь превратилась в одно из ведущих промышленных государств Европы. Она производила больше чугуна на душу населения, чем Великобритания, Западная Германия и Франция (западные немцы, правда, производили больше стали), а по угледобыче почти равнялась Западной Германии. Впрочем, если промышленность Украины и стала мощнее по сравнению с довоенным временем, ее доля в общем объеме промышленной продукции Советского Союза снизилась, поскольку новые индустриальные центры, выросшие за Уралом, развивались куда быстрее. Увеличение количества и укрупнение заводов, однако, не означали заметного улучшения жизненного уровня. Традиционное для советской власти пренебрежение к производству товаров широкого потребления привело к таким крайностям, что покупка пары обуви, зубной щетки и даже буханки хлеба превратилась в проблему. К 1950 г. легкая промышленность еле достигла 80 % довоенного уровня производства. Потребительские возможности населения были снижены также в результате денежной реформы 1947 г., ударившей по личным сбережениям граждан.[3, с 305]
Заключение
Экономика Украины, в отличие от западных стран, в послевоенное время восстанавливалась и достраивалась не как самостоятельный, замкнутый и самодостаточный комплекс, а как часть общесоюзной экономической системы. Кроме того, доля в объеме общесоюзного производства существенно упала с 18% в довоенный период до 7% в1945г.Далее, несмотря на бурное развитие, украинская промышленность не сможет вернуть себе место лидера, поскольку новые индустриальные центры, возникшие за Уралом, будут развиваться значительно более быстрыми темпами. Важной причиной восстановительных процессов в Украине была командная система. Именно она сумела в короткое время мобилизовать значительные материальные и человеческие ресурсы, быстро перебрасывая их из одного конца страны в другой и концентрируя на восстановлении и строительстве определенного объекта.
Литература
1. История Украинской ССР в 10т, т.9 Под ред. Ю.Ю. Кондуфора К.:Н.д. , 1985.-582с.
2. Субтельный О. Украина. История. К.: „Либідь”, 2004.-735с.
3. Турчанко Ф.Г., Панченко П.П., Тимченко С.М. Новейшая история Украины. Часть вторая (1939-2001). К.: Генеза, 2005.-416с.
1