Возникновение и развитие феодальных отношений в Иране
Реферат
"ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФЕОДАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ИРАНЕ"
Внутреннее положение в конце V в.
Усиление эксплуатации народных масс тяжело отражалось на хозяйстве общинников. Источники рассказывают о том, что в царствование Бахрама V Гора (421–438 или 439) в Иране у многих крестьян не было рабочего скота и семян для посева. Разоренные общинники нередко бросали землю и уходили из общин, брались за ремесленное производство и другие виды презираемых профессий, превращались нередко в бездомных бродяг. Литература, отражавшая интересы эксплуататоров, укоряла общинников за то, что они бросают наследственный земледельческий труд, обвиняла их в непокорности, лени, своеволии, бунтах. Правители областей докладывали Бахраму V о том, что они видят в сельских местностях «разбредающийся рабочий скот и проросшую траву на посевах и нивах». Немало сел было покинуто жителями.
Разорение части крестьянского хозяйства отрицательно отражалось на всей экономике страны, приводило к нарушению ирригационной системы, к частым неурожаям и голоду, о которых неоднократно сообщалось в источниках. Один из них рассказывает о царствования Пероза (459–484): «Во время его правления был семилетний недород: реки и источники высохли… скот так оголодал, что животные не могли более носить груза… нужда, голод, разные бедствия распространились среди жителей нашей страны».
Резко увеличившаяся эксплуатация общины, безудержное стремление знати присвоить весь прибавочный продукт земледельческого труда тормозили развитие производительных сил в сельском хозяйстве. Поэтому борьба иранского крестьянства против закабаления, представлявшая собой основное содержание внутренней истории Ирана с конца IV в. и вылившаяся в конце V столетия в широкое маздакитское движение, имела большое прогрессивное значение.
От возросшей эксплуатации общины и произвола знати страдали не только рядовые общинники, но и выделявшиеся из их среды азаты» которые не допускались к более или менее высоким военным и гражданским должностям. Поэтому в V в. азаты и дехкане вместе со своей общиной активно выступали против ее закабаления. Именно в этот период началась борьба азатов против политического господства рабовладельческой знати – борьба, которая выражала конфликт между нарождавшимся феодализирующимся слоем мелких и средних землевладельцев, с одной стороны, и военно-рабовладельческой знатью – с другой. Азаты и дехкане представляли определенный социальный слой, на который начали опираться шаханшахи в стране. Все более частые волнения среди закабаленного и разоряемого крестьянства побудили отдельных шаханшахов попытаться изменить свою политику и как-то ограничить жадность и своеволие светской и духовной знати, так как это подрывало мощь самого государства. Так, Ардашир II (379–383) издал даже указ об освобождении иранского крестьянства от податей на 10 лет, но вскоре после этого знать свергла его с престола. Ограничить политическое влияние и мощь знати и жречества в какой-то мере удалось при Ездигерде I (399–420), который репрессировал многих представителей знати и подавил поднятый ими в Парсе мятеж. Однако в конце концов и он заплатил жизнью за свою политику. Его сын Бахрам V, еще при вступлении на престол публично осудивший действия отца, находился целиком под влиянием знатных родов.
С ослаблением Сасанидской державы участились нападения на Иран кочевых племен со стороны Кавказа и со стороны Средней Азии. Временами Сасанидскому государству удавалось отражать нашествия кочевников и даже переходить в наступление, однако во второй половине V в. положение резко изменилось. Войны против кочевников осложнялись тяжелым внутренним положением в стране. Шах-аншах Пероз потерпел поражение. В первый раз он был вынужден заплатить большую контрибуцию и до полной уплаты оставить у эф-талитов в качестве заложника своего сына Кавада, а во второй раз его войско было разбито наголову и сам он погиб. В результате этой войны эфталиты захватили ряд восточных областей Сасанидского царства и наложили на Иран тяжелую дань.
В стране, испытавшей военные поражения, истощенной голодом, начались народные восстания. С огромным трудом иранской знати удалось подавить народное восстание 483–484 гг. в северо-западных областях государства. Гораздо опаснее для господствующего класса оказалось начавшееся в конце V в. грандиозное крестьянское восстание, известное под названием маздакитского движения и ставшее крупнейшим историческим событием в жизни Западной Азии того периода.
Маздакитское движение
Основной движущей силой маздакитов были разорившиеся иранские земледельцы-общинники, а также ремесленники-иранцы. Значительное влияние на движение оказало временное присоединение к нему азатов и дехкан.
Острая социальная борьба внутри иранского общества, естественно, вызвала волнение среди других племен и народностей, входивших в состав Ирана. Но маздакитское движение было в основном движением иранского населения.
Религиозно-философское учение, выдвинутое руководителем начавшегося в 488 г. движения Маздаком, было тесно связано с манихейством и зороастризмом. Принципиальное отличие маздакизма от манихейства состояло в утверждении закономерности и неизбежности победы светлого начала над злым, причем победы не где-то в потустороннем мире, а в земной материальной жизни. Светлое начало, по учению маздакитов, действует сознательно, а темное – бессознательно и случайно. Отсюда – полная возможность борьбы со злом и требование активного вмешательства человека в уничтожение зла на земле. Конкретным проявлением зла и темного начала в глазах маздакитов было социальное и имущественное неравенство. Оно в первую очередь и должно быть уничтожено. Таким образом, маздакизм – это не пассивное религиозное учение, а движение, направленное против классового угнетения.
Перераспределение собственности, уравнение имущества, правовое равенство являлись основными требованиями маздакитов. Согласно одному источнику маздакиты так излагали эту часть своей программы: «Если кто-нибудь владеет излишком в движимой и недвижимой собственности, женщинах и рабах, мы у него отберем и дадим поровну другим так, чтобы ни один человек не смог бы заявлять свое право иметь больше, чем другой».
Осуществляя программу своих социальных требований, маздакиты отнимали землю у представителей знати и делили их богатства. Земли, захваченные у знати, были присоединены к общинной территории. Рабы, инвентарь, рабочий скот, хранившийся в амбарах знати запас зерна были разделены между общинниками.
Движением стремились воспользоваться некоторые прослойки господствующего класса и даже шаханшах Кавад I. Одной из причин, заставившей сасанидского шаханшаха пойти на временный союз с маздакитами, было стремление Кавада сломить могущество знати. Следует также отметить, что Кавад не мог не считаться с настроением войска и его ядра, состоявшего из азатов-дехкан. В 496 г. вельможи свергли Кавада и бросили его в темницу, но через три года Каваду удалось с помощью эфталитов и иранского войска вернуть себе престол. После этого у маздакитов возникла надежда с помощью Кавада осуществить свои основные социальные преобразования. Их руководители и сторонники заняли некоторые важные посты. Маздак стал одним из первых лиц в государстве. Источники сообщают, что именно в это время Иран успешно выдержал войну с Византией (502–506), отразил нашествие кочевников. В это же время в Иране был основан ряд новых городов, расширена сеть каналов и т.д.
Маздакиты выступали против социальных основ старого государства, отражавшего интересы рабовладельческой знати и высшего духовенства. Они декларировали отмену каст и кастово-сословных ограничений вплоть до уничтожения различий в одежде. Все иранцы делились ими на придерживающихся «истинной веры» (т.е. маздакиз-ма) и выступающих против нее. Согласно их учению, пролитие крови считалось недопустимым. Тем не менее Маздак разрешил убивать противников движения, если они оказывали сопротивление. Значительная часть рабовладельческой знати была истреблена. Экономическая основа господства знати была, по существу, подорвана, ее кастово-сословные привилегии отменены.
Маздакитское движение было направлено прежде всего против крупной знати. Значительные выгоды из этого движения извлекли азаты и дехкане – они, очевидно, получили значительную долю владений и имущества знати и выиграли от ликвидации политического могущества рабовладельческой аристократии. Однако в ходе движения социальная борьба получила развитие и внутри общины. Уравнение в правах всех общинников вызвало недовольство азатов. Поэтому состоявшее из них войско постепенно переходило в лагерь противников движения. Вместе с тем изменилась и позиция Кавада, который пошел на примирение со знатью и духовенством, достаточно ослабленными и не представлявшими уже больше опасности для власти шаханшаха.
Отход азатов и дехкан от движения ослабил его. Крестьянские отряды быстро распадались, так как крестьяне обычно после первых успехов расходились по домам. Движение начало терпеть неудачи.
Кавад, используя ситуацию, устранил с военных постов ряд сотрудников и советчиков, связанных с маздакитами, а затем начал преследование и массовое избиение активных сторонников маздакизма. Сигналом к этому послужил инсценированный царем диспут между зороастритскими жрецами и главой маздакитов.
Движение потерпело поражение (529). Однако маздакитские лозунги надолго остались популярными среди народа, и такие движения, как Хурзада в Хорезме (начало VIII в.), восстание Муканны в Средней Азии (конец VIII в.) и восстание Бабека в Азербайджане и Иране (IX в.), носили яркий отпечаток маздакизма.
Народное движение маздакитов привело к некоторому облегчению положения крестьян, но вместе с тем, нанеся удар рабовладению, активно способствовало расширению феодальной эксплуатации.
Реформы Хосрова I
Народное движение показало господствующему классу невозможность сохранения старых порядков, и новый сасанидский шаханшах Хосров I Аноширван (531–579) принужден был приступить к реформам, способствовавшим развитию и укреплению феодализма.
Большая часть захваченных во время народного восстания земель была конфискована и вошла в государственный земельный фонд. Другая часть земли, отобранная у рабовладельческой знати, осталась в руках новых владельцев, ибо «владение очевидно, а источник собственности сомнителен», как гласит одна из статей сасанидского судебника, составленная, по-видимому, в связи с юридическими казусами, возникшими в результате движения.
Некоторые изменения произошли в составе господствующего класса. Представителей знати, лишившихся земель, и выходцев из азатов
Хосров принимал на царскую службу, создавая тем самым новую прослойку знати, всем обязанную шаханшаху.
Наиболее важной из реформ Хосрова I была налоговая реформа, отменявшая многочисленные и разнообразные подати и устанавливающая два фиксированных налога: хараг, ставший теперь поземельным налогом, и гезит – подушную подать. При Каваде и Хосрове I были обмерены все земли и установлены определенные ставки харага, который стал выплачиваться в зависимости от площади обрабатываемой земли. Ставки эти определялись законом в денежном выражении, однако значительная часть налогов выплачивалась, по-видимому, натурой.
Новые налоги были в целом легче тех, что взимались с иранской общины до маздакитского движения; это было уступкой крестьянству, в то же время новая налоговая система значительно увеличивала заинтересованность крестьянства в производстве.
Источники рассказывают, что власти, добиваясь увеличения доходов казны, давали ссуду земледельцам, наделяли их рабочим скотом и семенами. Проведение этой реформы было шагом к утверждению в Сасанидской державе государственной феодальной собственности на землю. Все это улучшило экономическое положение крестьянства, поэтому Иран в VI в. переживал период экономического подъема.
Реформы Хосрова I отражали и успехи слоя азатов-дехкан. Согласно новому сословному делению они вместе с уцелевшими представителями старой знати вошли в состав военного сословия феодального общества. После подавления маздакитского движения представителям этого слоя удалось занять ряд важных военных и административных должностей. Хосров I создал постоянное войско, получавшее за службу определенное жалованье.
В связи с твердым курсом на усиление шахской власти и необходимостью устранить опасность концентрации военных сил. государства в одних руках в стране было создано четыре военных округа и проведено деление между военными и гражданским управлениями. Страна делилась на четыре области (по странам света), и гражданские областные власти подчинились спахбадам – военным начальникам.
Такое же рассредоточение власти было произведено и в центральном административном аппарате, где обязанности и права вазургфра-мадара были разделены между тремя лицами.
Внешняя политика в VI–VII вв.
Хосров I вел захватническую политику в отношении соседских стран. Война между Ираном и Византией, вспыхнувшая еще в последние годы правления Кавада, продолжалась при Хосрове. Мир. заключенный в 532 г., был непрочен. В 540 г. иранские войска захватили важнейший экономический центр Сирии – Антиохию на Оронте – и вышли к Средиземному морю. Множество пленных из Антиохии, главным образом ремесленников, поселили в специально построенном для них предместье Ктесифона. Византия и Иран боролись также за Лазику. Однако иранцы не смогли укрепиться в Лазике и обеспечить себе выход к Черному морю. На востоке Кавказа Хосров создал мощную систему укреплений в Дербентском проходе, преградив, таким образом, кочевникам Предкавказья дорогу в иранские владения.
Крупных успехов добились иранцы на юге, захватив около 570 г. Йемен (на юго-западе Аравии) и вытеснив оттуда союзников Византии – эфиопов. Захват Йемена обеспечивал иранцам господство над морскими и отчасти сухопутными путями транзитной торговли из Индии на Западе, что имело чрезвычайно важное значение для Ирана.
Мир с Византией позволил Хосрову заняться восточными границами государства, где Ирану по-прежнему угрожали эфталиты. В начале 60-х годов эфталитов стали теснить тюрки, создавшие в середине VI в. обширную державу на территории, простиравшейся от Монголии до степей Предкавказья; это помогло Хосрову расправиться с эфталитами и установить границу с Тюркским каганатом по Амударье.
В 605 г., продолжая борьбу с Византией, иранские войска вторглись в Армению, заняли Месопотамию и двинулись через Малую Азию к Константинополю. Они захватили Халкедон на азиатском берегу Босфора. Однако у иранцев не оказалось средств для переправы, и от осады Константинополя им пришлось отказаться. Тем временем другая часть их войск вторглась в Сирию и Палестину, где в 614 г. был взят Иерусалим. Сасанидские войска впервые появились в Африке и завладели Нижним Египтом. Однако в 622 г. византийские войска перешли в успешное контрнаступление в Малой Азии и Закавказье. В 627 г. они вступили в Азербайджан, взяли его столицу Ганзак и некоторое время угрожали Ктесифону.
Ослабление Сасанидской державы
В условиях развития феодальных отношений в Иране еще сохранялись пережитки рабовладения. Представители старой знати стремились восстановить господствующее положение. Правительство шахан-шаха, выражая интересы военно-феодального строя мелких и средних землевладельцев, прибегло к конфискации имущества знати.
В конце 80-х годов VI в. часть иранской' знати во главе с Бахрамом Чобеном (Деревянным) подняли мятеж против центральной власти. Бахрам с войсками вступил в Ктесифон и объявил себя царем. Сасанидский шаханшах Хосров II обратился за помощью к Византии, обещая уступить ей территории на западе Сасанидской державы. Мятежники в Ктесифоне не выдержали совместного удара византийских, армянских и оставшихся верными Хосрову персидских войск и были разгромлены. Однако, подавив мятеж, Хосров не решился идти против знати и духовенства.
Чтобы поддержать свой престиж и внешний блеск, шаханшах тратил огромные суммы на баснословную роскошь. Пышность двора вошла в поговорку народов Востока. Длительная, тяжелая война с Византией и хазарами и тяжелые поборы истощили народ и разорили азатов-дехкан. Упадок крестьянского хозяйства, разрушение оросительной системы в сочетании с сильными наводнениями повлекли за собой прорыв плотины на Тигре, и южную Месопотамию залило водой. В стране начались восстания крестьян, рабов и ремесленников.
Ослаблению Сасанидской державы способствовала и вновь усилившаяся борьба покоренных народов против иранского господства, многие области отпали от Сасанидского государства. В самом Иране усилился сепаратизм феодалов. Различные группировки жречества, служилой власти и военной верхушки боролись за власть в стране. «Цари царей» менялись на троне по нескольку раз в году, центральная власть ослабела.
В VII в. в Иран вторглись арабы и Сасанидское государство пало.
Культура
Сасанидская эпоха характеризуется подъемом производительных сил и культуры Ирана.
Большие успехи были достигнуты в строительном деле и архитектуре, памятниками которой являются развалины ряда дворцов (Таки-Кисра в Ктесифоне и др.); при их оформлении широко применялись стенная роспись, мозаика, рельефные изображения. Эти особенности сасанидского искусства прослеживаются на обширных территориях от Средней Азии и Синьцзяна до Византии. Сасанидская архитектура оказала влияние на зарождение византийского стиля.
Монументальная скульптура и наскальные рельефы прославляли сасанидских монархов. В частности, рельефы, изображающие триумф Шапура I над пленным римским императором Валерианой.
Широко известны памятники художественного ремесла – прекрасно выполненные металлические блюда и вазы с рельефными изображе – ниями, которые являются гордостью Государственного Эрмитажа и других музеев мирового значения.
Культура и научные знания в сасанидском обществе развивались во взаимодействии с духовной и материальной культурой в странах Запада и Востока. Известно, что при Сасанидах переводились сочинения некоторых античных и индийских ученых, философов, географов и астрономов, литературные произведения. Характерна судьба древнеиндийской «Панчататры» – при Сасанидах она была переведена под названием «Калила и Димна».
В сасанидскую эпоху существовала богатая литература на средне-персидском языке. Но до нас дошло очень немногое. Можно особо отметить «Арда-Вираз-намак», где повествуется о « «путешествии» жреца Арда-Вираза по раю и аду; сюжет книги напоминает «Божественную комедию» Данте и свидетельствует, что тема «посещения» героем потустороннего мира в восточной литературе разрабатывалась задолго до великого итальянского поэта. Сохранилась также среднеперсидская «Книга деяний Арташира Папакана» – своеобразный исторический роман об основателе Сасанидского государства, некоторые сочинения на темы древнеиранского эпоса.
Сохранились фрагменты исторических романов о Маздаке и Бахра-ме Чубине, повествующие об их жизни и деятельности; так называемые книги советов и книги наставлений – назидательные рассказы о правилах поведения, о принципах государственного устройства. Романы «Валик и Азра», «Вис и Рамин» не сохранились, однако сюжеты их позднее перерабатывались новоперсидскими поэтами, имеются переводы этих произведений на другие языки еще в средневековье.
По сведениям византийского историка VI в. Агафия Схоластика, при Сасанидах существовали так называемые «царские пергамента», в которых производилась регулярная запись важнейших событий в государстве. В первой половине VII в. на основе этих пергаментов была написана история Ирана начиная от мифических царей до правления Хосрова II (501–628). Однако до нашего времени это сочинение дошло лишь в пересказах арабских и новоперсидских авторов конца IX и XII вв.
В целом сасанидская культура сыграла большую роль в развитии искусства, литературы и науки стран Ближнего и Среднего Востока в раннее средневековье.