Этнический феномен американского народа
Этнический феномен
Прежде чем приступить к анализу проблемы, необходимо рассмотреть понятийно-терминологический аппарат, используемый американскими специалистами. Это представляется важным, поскольку на протяжении длительного времени в американской историографии наблюдается спор ученых относительно содержания многих этнических терминов. Директор Центра международных исследований Корнельского университета профессор М. Эсман, например, констатировал: "Отсутствие согласованных концепций, универсальной терминологии отражает современное состояние науки в данной области".
В целом до Второй мировой войны этническая терминология не получила заметного распространения в американской научной литературе; понятие "этнический" (ethnic) хотя и использовалось в специальных исследованиях, но в значении, которое закрепилось за ним в обиходном английском языке, т.е. "племенной", "языческий". Некоторые изменения в распространении этнической терминологии произошли в первое послевоенное десятилетие, когда она стала проникать на страницы отдельных справочных изданий. Но особенно заметно усилилось внимание к этнической проблематике и соответственно к ее теоретическим аспектам в 60-е годы; в научном обиходе оказался довольно значительный арсенал этнических терминов, отличавшихся пестротой не только содержательного характера, но и чисто "внешней". Это касается прежде всего категории "этническая общность", составляющей фундамент этнологической науки, а также терминов "ethnic group", "ethnic identity", "ethnic community", "ethnic unit". По мнению американских ученых, эти термины выступали как равнозначные, взаимозаменяемые. Широко использовался также термин "nation", который имел весьма различные оттенки и определения. Рассматривая историографию вопроса о теории нации, профессор политических наук Г. Исаакс заметил: "У каждого автора свой перечень частей, которые составляют нацию. Одним признаком больше, одним признаком меньше, все они включают общую культуру, историю, традицию, язык, религию; некоторые добавляют "расу", а также территорию, политику и экономику - элементы, которые в той или иной степени входят в состав того, что называется "нацией". При более внимательном изучении создается впечатление, что ни одну часть в отдельности нельзя рассматривать как единственно необходимую или обязательную для статуса нации, за исключением, вероятно, той или иной разновидности идеи общего прошлого и общей воли, которую упоминали ранее Милль и Ренан и которую до тех пор, как правило, включали во всякое определение нации в качестве составных элементов". Всегда существовала неясность относительно значения слов "nation" и "nationality", она осложнялась путаницей в употреблении этих слов, будь то со стороны официальных организаций, ученых, составителей словарей или в бытовой лексике.
Дальнейшее развитие исследования в области этнической проблематики получило толчок в американской науке в конце 60-х - 70-х годов, о чем свидетельствует проведение ряда конференций и издание значительного числа специальных монографий и сборников. Не случайно в это время появляются попытки классификации различных точек зрения по теоретическим аспектам.
По оценке специалиста по теоретическим проблемам межэтнических отношений Р. Шермерхорна, вышедшие работы условно можно отнести к следующим категориям: описательные, интерпретивные, классификационные, парадигматические или абстрактно-теоретические. Менялась методология науки. Появившиеся работы свидетельствовали о новом подходе к изучению проблемы межэтнических взаимоотношений в среде историков и социологов. Если раньше в американской историографии, за редким исключением, национальные процессы рассматривались с точки зрения ассимиляции и игнорировалась другая тенденция - стремление к этнической идентификации и сохранению в быту и культуре черт страны происхождения, то теперь уделялось внимание и тенденции обособления этнических групп и меньшинств, или иными словами, анализ явлений в национальном развитии происходил с учетом новейших тенденций в процессе ассимиляции. Историографической традиции, сформулированной в русле ассимиляционистского подхода, было противопоставлено представление об этнических феноменах в концепциях этнических процессов. Кроме того, стала проявляться тенденция к усложнению техники исследований, в первую очередь интенсивное применение математического моделирования. Все большее внимание стали уделять этнопсихологическим аспектам.
В научный лексикон прочно входило понятие "этничность" (ethnicity), которое, по мнению американского теоретика Г. Моргана, было трудно отличить от таких понятий, как раса и культура. Категория "этничность", введенная в американскую науку в 70-х годах, стала основополагающей и получила широкое хождение среди зарубежных исследователей национальных процессов. Что означает "этничность"? В определении содержания данной категории, как отмечают сами его приверженцы, нет единства. Авторитетный американский социолог Т. Парсонс писал, что "этничность" - это чрезвычайно неуловимая концепция, не поддающаяся точному определению". В коллективной монографии "Этничность и формирование нации: сравнительные, международные и исторические перспективы", опубликованной в 1974 г., сказано следующее: "Этничность можно определить как характерные отличительные, культурные или субкультурные черты, отличающие одну группу от другой". Некоторые авторы считают необходимым включить в определение "этничность" три основных элемента - группу, идентичность и общность истории. Для других "этничность" - это особый вид идеологии. В сборнике "Этничность", изданном в США в 1977 г., отмечалось: "Этничность может быть понята как религиозное, расовое, национальное, лингвистическое и географическое разнообразие в американском обществе". Отдельные авторы, используя данный термин, не дают ему никакого объяснения. В статье, специально посвященной концептуальному анализу, ее автор В. Исаев констатировал, что из рассмотренных им 65 работ, связанных с тем или иным аспектом этничности, только в 13 из них удалось обнаружить точное определение термина.
Наличие различных подходов к определению "этничности" отмечает и профессор Нью-Йоркского университета Л. Снайдер, выделяя, в частности, расовый и культурный подходы. Ряд американских исследователей отождествляют понятие "этничность" с такими понятиями, как "этническая группа", "этническая идентичность". Однако "классическим" определением признано определение, данное Т. Парсонсом в докладе "Некоторые теоретические рассуждения о природе и тенденциях изменения этничности", представленном им на конференции в Бруклине в 1972 г. Оно гласит: "Этничность - это главный центр групповой общности, организация людей в различные этнические группы с их солидарностью и лояльностью по отношению друг к другу".
Наряду с "этничностью" широко стали использоваться категории "этнический плюрализм", "культурный плюрализм". Синонимами становились термины "многокультурность" (multiculturalism) и "разнообразие" (diversity). Вводились в научный оборот понятия "межэтническая интеграция", а также "этнонационализм" и "этнорегионализм". Ведущий американский теоретик Ф. Риггс в данной связи писал, что "ученые, занятые исследованием проблемы этничности и национализма, часто жалуются на терминологическую неясность, мешающую работе. Более того, они оказываются в ситуации, когда возникает необходимость в новых концепциях, но нелегко найти согласие по тому или иному термину, который был бы необходим в исследовании". Со своей стороны, известный социолог Д. Белл призывал своих коллег "поддерживать хотя бы минимальное согласие по тем или иным дефинициям...".
Разнобой в понятийном аппарате характерен не только для американской историографии, но и для всей западной науки. Так, например, ученые Австралийского университета в попытке исследовать концептуальные и понятийные проблемы, касающиеся использования и взаимосвязей терминов "этничность", "этническая идентичность" и "этническая группа", отмечали, что "отсутствие концептуальной ясности этих терминов привело к тому, что исследователи по-разному используют их значение, а отсюда и разногласия по поводу того, почему этнические группы, этничность возникают, существуют и исчезают.
Теоретические дебаты относительно этнического феномена проходили и в последующие годы. В 80 - 90-х гг. теоретическим аспектам межэтнических отношений уделялось значительное место в работах американских ученых. В 1981 г. в рамках программы сравнительного исследования этничности и национальности, созданной при Школе международных исследований Вашингтонского университета, был впервые издан библиографический указатель основных теоретических работ и фундаментальных исследований по этническому взаимодействию в различных странах мира: Бельгии, Канаде, Югославии и др. В 1985 г. при содействии международного совета по социальной науке и комитета по концептуальному и терминологическому анализу при финансовой помощи ЮНЕСКО вышла в свет международная энциклопедия по социальным наукам. Издана она была под редакцией уже упоминавшегося американского специалиста по теоретическим вопросам этничности Ф. Риггса. Вопрос о терминологическом аппарате остается актуальным, о чем свидетельствует проведенное в июле 1990 г. в Ирландии заседание "круглого стола", инициатором которого выступил исследовательский комитет по политике и этничности при Международной политической ассоциации.
В 90-е годы в США был издан ряд работ, посвященных как положению этнических групп и меньшинств в США, так и анализу распада СССР, современному состоянию его бывших республик, а также дезинтеграции Югославии и Чехословакии, что сопровождалось изменением в терминологическом инструментарии. Дезинте-грационные процессы 90-х годов, писал Г. Герстл в статье "Сила наций", стимулировали интерес ученых к таким вопросам, как "возникновение, эволюция, упадок и смерть наций и заставили их заняться поисками альтернатив национальным формам социальной и политической организации. Стали вводиться новые термины такие как "транснационализм", "пограничные земли", "Атлантический мир" и др. Широкое употребление получило понятие "диаспора". Ряд ученых предлагают переосмыслить проблемы национализма и суверенитета и призывают к поиску новых методологических приемов в их исследовании. Очевидно, и в будущем будут идти дискуссии относительно понятийно-терминологического аппарата, предприниматься попытки теоретического осмысления сложных и динамичных современных процессов, уделяться особое внимание языку исследователя.
Иммиграция и эволюция этнического состава США
Для исторического развития Соединенных Штатов Америки характерен постоянный, иногда ослабевающий, иногда интенсивный, но никогда не прекращающийся приток иммигрантов. Здесь представлены народы из самых различных стран и регионов. Наивысший подъем иммиграции приходится на период между 1820 - 1920 гг. - 37 млн человек. Интенсивное развитие промышленности и сельского хозяйства, наличие неосвоенных земель создавали в прошлом столетии самые благоприятные предпосылки для массовой иммиграции. Характерно, что уже к концу первой четверти ХХ столетия один из трех американцев был иммигрантом. США и сегодня продолжают быть лидирующей страной в мире по числу иммигрантов. По данным американских источников, США ежегодно принимают в 2 раза больше иммигрантов, чем все другие страны мира, вместе взятые, что составляет в среднем 650 тыс. человек. Только в 1992 г. сюда поселилось около 1 млн. иммигрантов. В 1994 г. - 804,4 тыс., причем из бывшего Советского Союза прибыло 63,4 тыс. человек. Как отмечают специалисты, если сохранить иммиграцию в том виде, в каком она существует сейчас, то к 2055 г. численность населения США достигнет 400.000.000 человек. Поэтому не удивительно, что на одной из телепередач, проходившей в 1990 г., в США, где ее участникам был задан вопрос: "Какая страна в следующем столетии по численности может превзойти Китай?" - был и такой ответ: "Соединенные Штаты".
Иммиграция всегда являлась главным источником пополнения рабочей силы в США, содействуя развитию внутреннего рынка труда и освоению богатых естественных ресурсов страны. Она оказала также непосредственное влияние на формирование американской нации, этнический состав населения и размещение, на историко-культурный облик американцев. "Почему американцы почти всегда задаются вопросом: кто они? - писал А. Манн, автор книги "Иммигранты в американской жизни". - Одна причина заключена в том, что с самого начала истории Соединенные Штаты считали себя нацией в процессе создания. Другая - в том, что в течение более чем трех столетий иммиграция постоянно меняет этнический состав народа Америки. Несомненно, эти люди продолжают спрашивать: "Что означает быть - становиться Американцем?"
Освоение североамериканского континента европейцами сопровождалось ввозом негров из Африки и Вест-Индии, а также покорением коренных его обитателей - индейцев, численность которых достигала в то время от 1 до 3 млн. человек. Военные столкновения с колонистами, частые межплеменные войны, вытеснение племен с занимаемой ими исконной земли, приобщение индейцев к европейской цивилизации, сопровождаемое разрушением их общественных порядков, вели к снижению численности аборигенов. К началу ХХ в. индейцев насчитывалось только 200 тыс. С 1900 г. их численность стала расти и достигла к 1980 г около 1 млн., половина из них проживала в городах. А в 1990 г. в США было 7 млн. 274 тыс. индейцев, включая эскимосов и алеутов.
Большинство колонистов и первых иммигрантов, поселившихся в Америке, прибыло из Северо-Западной Европы - Великобритании, Ирландии, Германии и т.д. За период с 1776 по 1820 г. из 22.240 поселенцев, прибывших в порты Америки, более половины являлись уроженцами Великобритании и Ирландии. В ходе экономического освоения территории США иммигранты и их потомки вступали во взаимодействие с коренным населением и афроамериканцами, потомками негров-невольников, некогда ввезенных из Африки или Вест-Индии. В результате двухсотлетних этнических процессов, в которых противоречиво переплетались интеграционные и разъединительные тенденции, в США в основных чертах сложилась американская нация. Она включила все пришлые этнические элементы в свою экономическую и социальную структуру, объединила их общим языком, но до сих пор имеет в своем составе нерастворенные (хотя и сильно изменившиеся в Америке) расово-этнические группы, которые можно считать не осколками зарубежных народов, не пережиточными явлениями, а структурными элементами современной американской нации.
В настоящее время имеются достаточно определенные представления об этнической структуре населения к моменту образования Соединенных Штатов. К 1775 г. предки почти половины колонистов являлись выходцами из Англии, около 30% поселенцев прибыли из Шотландии, Ирландии, Германии, Голландии, Франции и Португалии. На долю негров приходилось 20% всего населения.
XVIII век стал решающим для населения 13 британских колоний. В результате освободительной войны народ добился национальной независимости и 4 июля 1776 г. был объявлен днем создания нового государства - Соединенных Штатов Америки, провозглашена его независимость от британской короны. Завоевание политической независимости, возникновение государства, явившись результатом образования американского народа с его экономическими, социальными, политическими, культурными и иными характеристиками и потребностями, оказали мощное обратное влияние на этнические процессы, преобразовав прежнюю общность в нацию и воздействуя на все стороны ее жизни.
Принято считать, что сложившийся ко второй половине XIX века этнический состав является ядром американской нации. Доминирующая роль в новом государстве была отведена англосаксонским правовым нормам и протестантской морали, а господствующую роль занял УОСП (WASP - аббревиатура слов White-Anglo-Saxon-Protestant - "белый англосаксонский протестант").
Образование независимого самостоятельного государства послужило мощным толчком для экономического развития и поставило со всей остротой проблему рабочей силы. Иммиграционная политика молодого государства всячески поощряла иммиграцию. Молодыми лидерами республики ясно осознавалось, что приток новых поселенцев жизненно необходим. Так, на Конвенте в Филадельфии, где принималась Конституция США, активно обсуждался вопрос об иммиграции. Там, в частности отмечалось, что иммигранты внесли весомый вклад в богатство нации, особо подчеркивалась их роль в развитии агрикультуры и искусства. С целью привлечь больше иммигрантов в 1787 г. Конгресс США гарантировал на северо-западных территориях религиозную свободу, а в последствии, и особенно с начала XIX в., из числа иммигрантов за рубежом назначались специальные агенты по вербовке переселенцев в США, создавались различные учреждения. Официальная политика штатов и федерального правительства исходила из того, что "иностранная иммиграция, которая в прошлом содействовала умножению богатства, развитию ресурсов и мощи страны, должна поощряться".
Иммиграция из Европы продолжалась до конца XIX столетия. Об этом констатирует и американский исследователь М. Линд. Пик этой иммиграции пришелся на середину столетия, когда страна находилась накануне гражданской войны 1861 - 1866 гг. и заканчивался промышленный переворот. Кроме того, благожелательная политика американского государства в вопросах иммиграции, а также более высокий жизненный уровень здесь по сравнению с европейскими странами, наличие пустующих земель на Западе и открытие золота в Калифорнии (1848 г) вызвали значительную иммиграцию в США из Европы. Революции 1848 - 1849 гг. европейских стран также обусловили иммиграционные потоки в США. Эту иммиграцию американские ученые назвали "второй революцией".
"Отталкивающим" и "притягивающим" факторами для иммигрантов были промышленный переворот, сопровождаемый массовым разорением мелких производителей, аграрное перенаселение, неурожаи, голод, политические потрясения, а также поиски возможностей для личной инициативы, высокий уровень жизни и творческого труда. До конца XIX в. иммигранты прибывали в США преимущественно из стран Западной и Северной Европы - Англии, Ирландии, Шотландии, Франции, Германии, Бельгии, Скандинавских стран. Это была так называемая "старая" иммиграция, так она именуется в отечественной и зарубежной исторической литературе.
Приехав в новую страну, иммигранты подвергались ассимиляции как в сфере экономической, так и культурной, бытовой, языковой. Развивая свою этническую общность - американских норвежцев, американских немцев и т.д., иммигранты не столько продолжали традиции прежней родины, сколько создавали новое этническое образование - американский народ. Основу ассимиляционного процесса составляла ассимиляция экономическая и социальная (структурная ассимиляция), на базе которой развивались все другие виды ассимиляционных процессов: культурная, языковая, бытовая, вплоть до смешанных браков.
Иммиграция из Европы вплоть до середины XIX в. не подвергалась почти никакому регулированию со стороны государства (исключение составляли азиатские национальности). Она не только не ограничивалась, но и всемерно поощрялась. Соединенные Штаты Америки, как федерация, складывались не по национальному принципу, хотя надежды у ряда народов создать "Новую Германию", "Новую Голландию", "Новую Ирландию" были. Препятствовала этому в большей степени сознательная государственная политика. Свободные земли, пока они имелись в США, стихийно очень быстро занимались людьми из различных национальностей, в том числе американскими старожилами. На этих землях перемешались разные элементы старожильческого и нового американского населения, которые заселяли и возникавшие там новые города. Все развитие США, как сельскохозяйственное, так и промышленное, весь урбанистический склад жизни, преобладавший в этой стране, были связаны со стихийным и быстрым смешением этнически разнородного населения.
Так, не по национальному, а по территориально-административному принципу строилась американская федерация. Ее основа, штат, обладал достаточной самостоятельностью, имел свою конституцию, систему высших органов власти и управления. При этом законодательство следило за тем, чтобы полномочия штатов не нарушали основ американской федерации (согласно разделу 10 статьи I Конституции США, им, например, запрещалось вступать в международные союзы, заключать международные договоры, выпускать деньги и другие платежные средства) .
Этнический состав американской иммиграции резко изменился в конце XIX в. На смену "старой" иммиграции пришла "новая" - из Южно- и Восточно-европейских стран, прежде всего из Италии, Австро-Венгрии, Турции, Греции и России. С 1901 - 1910 гг. иммиграция из этих стран составляла 66% всего населения США. За этот период царская Россия, например, отдала Соединенным Штатам 1 млн. 597 тыс. своих граждан - русских, поволжских немцев, армян, евреев, поляков, литовцев, латышей, эстонцев, финнов и др. . Из Италии в США эмигрировало соответственно 2 млн. 809 тыс. В ХХ столетии население США значительно пополнилось за счет иммигрантов из Азии и Латинской Америки.
Характерной особенностью состава "новой" иммиграции явилось преобладание в ней мужчин, ее "несемейный" характер. Со второй половины ХIХ до начала ХХ в. мужчины составляли 60%, в возрасте от 13 до 39 лет - 75%, а не состоявшие в браке - 60%. Представители этой иммиграции по сравнению со "старой" обладали меньшим уровнем образования, квалификации и в силу этих обстоятельств, а также учитывая языковые трудности, сложнее адаптировались к новым условиям жизни, новому социальному окружению. Обычно они селились в городах поближе друг к другу, образуя районы, так называемые "литлл итали" (Little Italy), "литл поланд" (Little Poland), "чайна таун" (China Town), пополняя промышленные отрасли рабочей силой, в основном неквалифицированной. Этой иммиграции благоприятствовали сдвиги, происходившие в экономике Соединенных Штатов в конце XIX в. Быстрый рост американской промышленности с ее ориентацией на выпуск массовой стандартной продукции, большое количество технических нововведений, высокий уровень механизации производства увеличили спрос на большой контингент рабочей силы, которую в основном давала "новая" иммиграция. Более того, огромная потребность в промышленном и топливном сырье вызывали спрос на рабочую силу для трудоемких процессов, также не требовавших высокой квалификации. На этом этапе экономического развития США доля занятости представителей "новой" иммиграции составила в основных отраслях промышленности более 60% . Оценивая "новую" иммиграцию с точки зрения ее выгодности для страны, специалист в области иммиграционного законодательства, американский профессор М. Дэви писал, что иммигранты прибывали туда, где были нужны, где на них существовал большой спрос. Эти рабочие, подчеркнул ученый, являлись главным источником для многих отраслей промышленности США.
За период с 1890 по 1910 гг. иммиграция в США достигла 12.500.000 человек. Специально созданная иммиграционная комиссия, критически изучив вопрос о влиянии миграционного фактора на жизнь страны, пришла к выводу, что развитие индустрии в течении этого периода было бы невозможным без "новых" иммигрантов, и что благодаря им экономика развивалась ускоренными темпами.
В 1914 г. с началом Первой мировой войны иммиграция в США значительно уменьшилась. За период 1914 - 1918 гг. она сократилась почти в 10 раз. В 1918 г. около 100.000 иммигрантов прибыло в США, это была самая низкая цифра за все столетие. Спад объяснялся как военными действиями, затруднявшими иммиграцию, так и кардинальными действиями американского государства в иммиграционной политике. Принятые Конгрессом в 1917 и особенно в 1921 и 1924 гг. законы положили конец эпохе "открытых дверей" в иммиграционной политике. Происходила эволюция иммиграционной политики - от относительно свободного допуска всех работоспособных к строгому регулированию их количественного и качественного (национального, политического, профессионального) состава. Закон 1917 г. означал особый поворот в иммиграционной политике. В соответствии с ним все неграмотные иммигранты старше 16 лет должны были возвращаться на родину. Был запрещен въезд лицам с умственными и инфекционными заболеваниями. За небольшим исключением права на иммиграционный въезд в США и натурализацию были лишены граждане из запретной зоны - так называемого "азиатско-тихоокеанского треугольника". Депортации подвергались в течение года иностранцы, нелегально приехавшие в страну или живущие за счет общественной благотворительности. Что касается "теста грамотности", одобренному Конгрессом США в 1917 г., с целью приостановить свободную иммиграцию, то ему дал следующую оценку О. Хендлин: "Спонсоры этого решения были заинтересованы не в отборе наиболее интеллектуальных людей. Этот тест был скорее средством создать барьер для иммигрантов из Южной и Восточной Европы, не исключая иммигрантов из северных и западных частей континента. Подобная дифференциация была желательна потому, что она соответствовала расистским интересам рестрикционистов".
В 1921 г. был принят Конгрессом и утвержден президентом другой законопроект под названием "Первый квотный акт", который впервые вводил систему национальных квот, просуществовавшую до 1968 г. В нем содержались положения о том, что в США допускалось ежегодно не более 3% иммигрантов от общего количества лиц, принадлежащих к данной национальности по состоянию на 1910 г. Отметим, что к 1910 г. этнические группы были в неравном положении, ибо количественно преобладали англосаксы и выходцы из Западной и Северной Европы и для них трехпроцентная норма была предпочтительнее, чем для новых переселенцев. Закон 1924 г. окончательно закрепил принципы национальной квоты и количественное выражение ее. В связи с законодательством 1924 г. разрешалось ежегодно прибывать из Западной и Северной Европы 127 тыс. иммигрантам, квота же для иммигрантов из Восточной и Южной Европы составляла 24 тыс. человек. Иммиграция из других частей мира ограничивалась до 3 тыс. ежегодно. Джон Кеннеди в книге "Нация иммигрантов" приводит главные причины, побудившие к принятию акта 1924 г. Это: "Послевоенный изоляционизм США; доктрина превосходства англосакской и тевтонской расы; боязнь, что малоквалифицированный труд приведет к снижению уровня доходов; вера в то, что люди определенных наций менее законопослушны, чем другие; страх перед зарубежными идеологиями и разрушением американской нации; опасения, что прибытие большого количества иммигрантов с разными традициями и привычками приведет к подрыву национального и социального единства и порядка".
Характеризуя эволюцию иммиграционной политики США, отечественный исследователь С. Филиппов отмечал, что в правовом регулировании допуска иммигрантов в США и при определении их прав и обязанностей неизменно сталкивались две на первый взгляд взаимоисключающие тенденции. Одна заключалась в стремлении ограничить въезд и правоспособность иммигрантов, чтобы свести до минимума их влияние на политическую жизнь США и лишить их возможности действовать в интересах тех стран, откуда они прибыли и политические симпатии к которым могли сохранить. Неприязнь к иностранцам, подчас принимавшая очень резкие формы, была связана также с соображениями экономического характера и определялась в основном обстановкой, складывавшейся на рынке труда в определенные периоды развития Соединенных Штатов Америки. Другая тенденция состояла в стремлении обеспечить бесперебойный приток тех иммигрантов, чей труд и энергия способствовали бы укреплению страны и развитию ее экономики. Обе тенденции сохранились до наших дней, видоизменяясь в соответствии с историческими условиями каждой эпохи.
В 1920-х годах число желающих приехать в США резко со-кратилось. Экономический кризис 1929 - 1933 годов и последовавшая за ним депрессия свели иммиграцию в США до минимума и даже вели к вынужденному оттоку населения. Так, с 1931 по 1936 гг. более 240.000 иммигрантов покинуло страну.
В годы Второй мировой войны и в результате принятия запретительных законов, когда источники иммиграции были значительно урезаны и в стране возникла нехватка рабочей силы, федеральное правительство вынуждено было внести коррективы в иммиграционную политику путем принятия специального законодательства, обеспечивающего временную иммиграцию из соседних стран, в частности, Канады, Пуэрто Рико и Мексики. С 1942 г. иммиграционная служба США принимала участие в реализации программы по импортированию рабочих на сезонную работу из Мексики.135.283 мексиканцев работало на железных дорогах с мая 1943 г. по август 1945 г. А в 1951 г. между США и Мексикой было подписано соглашение, вводившее в действие так называемую Программу Брасе-ро о поставке мексиканских рабочих для сезонных сельскохозяйственных работ, просуществовавшую до декабря 1964 г. Только в одном 1951 г. 191 тыс. мексиканских рабочих прибыли в США на сельскохозяйственные работы. Мексиканские сезонные рабочие, нанятые по найму, составляли основную массу мексиканских иммигрантов в США. Другим источником дешевой рабочей силы в это время являлись пуэрториканцы, их число составило 200.000 человек. Кроме того, в 1951 г. в ряде штатов был разрешен въезд 10.000 канадским лесорубам для выполнения соответствующих работ и другим специалистам. Что же касается иммиграции из азиатских стран, то она оставалась запрещенной. До 1940 г. запрещалась также натурализация индейцев и эскимосов, до 1946 г. - иммиграция и натурализация жителей Филиппин и Восточной Индии. Как отмечается в американской литературе, в ХХ столетии низкий уровень иммиграции приходился на годы Первой мировой войны, экономического кризиса и Великой депрессии, а также Второй мировой войны.
После Второй мировой войны масштабы иммиграции стали постепенно расти, что вызывало беспокойство со стороны американских законодателей. В силу этого был предложен ряд мер по пересмотру всех законов, связанных с вопросами иммиграции. Так, в докладе, подготовленном юридическим комитетом при Сенате в 1950 г., подчеркивалось, что "принятие формулы национальной квоты может стать рациональным и логическим методом в целях сохранения социального и культурного баланса Соединенных Штатов". В 1952 г. в условиях "холодной войны" и усиления наступления на демократические свободы был принят федеральный закон "Об иммиграции и гражданстве", известный как закон Маккарэна - Уолтера - по имени его авторов. В составлении закона приняли участие правительственные учреждения, включая ЦРУ
Закон с последующими поправками и дополнениями и в настоящее время определяет правовой режим в этой области. Он регулирует нормы иммиграции, условия допуска в страну, правила получения разрешения на въезд, порядок высылки иностранцев, а также вопросы натурализации. Закон соединил ограничительные положения законов 1922 и 1924 годов. Большая доля пропуска приходилась на три страны: Великобританию, Германию и Ирландию. В частности, квота для Великобритании составляла 65 тыс., Германии - 26 тыс., Ирландии - 18 тыс. А для Греции, Италии и Испании выделялось менее 4 процентов мест, что составляло около 5 тыс. Для стран Азии, Африки и Латинской Америки - не более 100 человек для каждой. Хотя в законе указывалось на то, что раса не может служить основанием для отказа или ограничения права на натурализацию, сама процедура натурализации значительно ужесточилась - от иммигрантов требовалось умение читать, писать, говорить по-английски, а также знание и понимание основ истории, принципов и формы правления США. Закон воздвиг множество других барьеров, прежде всего для политически "нежелательных" иммигрантов, расширил возможности денатурализации и депортации по политическим мотивам. Закон 1952 г. не был особенно популярен в обществе. Характеризуя его, президент Джон Кеннеди отмечал в 1963 г., что существовавшая иммиграционная система не имела "никаких оснований ни в смысле логики, ни в смысле причин. Она не удовлетворяла ни национальным нуждам, ни международным целям".
В 60-х годах закон подвергался критике особенно в части его положения относительно отбора иммигрантов в зависимости от расовой и этнической принадлежности. Общественное мнение открыто высказывалось в поддержку проведения реформ в сфере иммиграционной политики. Наступила эра либерализации.
В 60-е годы в США происходит увеличение общего объема иммиграции за счет выходцев из развивающихся стран. По данным статистики, за период с 1961 - 1980 гг. более чем 7,8 млн человек получили разрешение на въезд в страну, что на 50% больше, чем за прошедшие два десятилетия. Резко сократилась иммиграция из Великобритании, Германии, Италии, среди иммигрантов доминировали граждане Кореи, Филиппин, Кубы, Ямайки, Доминиканской республики. За этот период в США прибыло из Европы 24,6%, Азии - 25,8% и Латинской Америки - 39,9%. Во время пика иммиграции в 1980 г.85% иммигрантов прибыло из Азии и Латинской Америки и только 6% - из Европы.
Таким образом, характерной особенностью иммиграции с 60-х годов явилось изменение ее этнического состава за счет развивающихся стран. В ряде городов численность "цветного" населения стала превышать белое население. К примеру, если в 1960 г. в Майами белые американцы составляли 80%, то сейчас они стали меньшинством. В 1992 г. здесь было 90,7% "цветного" населения. Соответственно в Детройте - 83,7%, в Эль-Пасо - 74%, в Вашингтоне - 73,2%, в Атланте - 70%, в Сан-Антонио - 64,1%, в Нью-Йорке - 60,5%. Особенно быстрыми темпами растет испаноязычная община, постепенно превращающаяся в крупнейшую по численности.
Демографические исследования, проведенные в США в 1990 г., указывают на то, что к началу следующего столетия испаноязычные впервые в истории США по численности превзойдут афроамериканцев. По прогнозам американских специалистов, в 2000 г. не только в городах "цветные" и черные смогут приблизиться к абсолютному большинству, но и штат Калифорния станет первые материковым штатом, где белые американцы будут в меньшинстве. Сейчас же в штате идет ускоренный процесс "создания общества из развивающихся стран". Большинство калифорнийских иммигрантов составляют три группы: испаноязычные, чернокожие и азиаты китайцы, японцы, корейцы, вьетнамцы, филиппинцы. У некоторых местных политических и общественных деятелей это вызывает тревогу. Они сетуют на то, что иммигранты из развивающихся стран создают много серьезных проблем из-за своего низкого культурного и образовательного уровня, ментальности и мировоззрения, а также отсутствия навыков и низкого уровня этики труда. В целом в стране усиливается проблема городских трущоб, преступности и наркомании, а также конкуренции на рынке низкоквалифицированной рабочей силы. В связи с этим звучат голоса о сокращении числа иммигрантов в целом до 200 тыс. человек в год и пересмотре иммиграционной политики.
Итак, существенные изменения в количественных и качественных характеристиках состава иммигрантов произошли после принятия закона 1965 г., ставшего наиболее существенным пересмотром иммиграционного законодательства, начиная с 20-х годов. Этот закон отменял систему национальных квот, направленных на сохранение этнического баланса США, и установил с 1968 г. систему преференций. Национальность больше не рассматривалась в качестве основного критерия при решении вопроса о допуске иностранцев в США, уступив таким факторам, как профессия, квалификация, образование, а также наличие родственников в США. Однако, ограничение иммиграции сохранилось. Более того, впервые в истории межэтнических отношений для стран Латинской Америки и Канады, откуда в соответствии с законом 1952 г. иммигранты прибывали беспрепятственно и в неограниченном количестве, был установлен лимит в 120 тыс. человек.
В дальнейшем иммиграционное законодательство все больше рассматривалось как механизм регулирования притока трудовых ресурсов в зависимости от экономической конъюнктуры. С начала 1970-х годов администрация и Конгресс США пытались воспрепятствовать нелегальной иммиграции, среди которых преобладали выходцы из Юго-Восточной Азии и стран Карибского бассейна. В 70-х годах нелегальная иммиграция оценивалась в 6,1 млн. человек. В последующем ее число возрастало, достигнув в 1986 г. наивысшей отметки - 1,8 млн. человек. Служба иммиграции и натурализации США докладывала, что ежегодно она задерживала и депортировала 500.000 человек, большинство из которых составляли мексиканские сельскохозяйственные и другие не профессиональные рабочие. На долю мексиканцев, по подсчетам экспертов, приходится 60% всех нелегалов. В 1980 г. нелегальные иммигранты из Мексики составили от 1,5 до 2 млн человек. Проблема нелегальной иммиграции продолжала оставаться актуальной и в 1990-х годах. Так, в октябре 1996 г. был одобрен Конгрессом США и подписан президентом Б. Клинтоном специальный закон, ужесточающий меры по контролю за нелегальной иммиграцией. В том же году в результате проведенных службой иммиграции и натурализации рейдов в 19 штатах страны было выявлено более тысячи нелегальных рабочих.
Важным шагом в направлении поворота иммиграционной практики к системе, учитывающей профессиональную подготовку и знание английского языка, стало одобренное сенатом Конгресса США в марте 1988 г. законопроекта Кеннеди - Симпсона, где преимущество отдавалось высококвалифицированным специалистам, инженерам, менеджерам. Основные его положения получили силу закона 28 ноября 1990 г., когда президент Дж. Буш подписал закон об иммиграции, в соответствии с которым устанавливается новая трехлетняя квота в 2,1 млн виз на постоянное жительство. Ежегодная трехлетняя квота на общее число иммигрантов с 1991 г. устанавливалась на уровне от 500 тыс. до 700 тыс. человек, в последующие годы (с 1995 г) - 675 тыс. чел. Дополнительно в страну планировалось допустить 130 тыс. беженцев.
Новый закон оставляет в силе практику воссоединения семей. Он создает условия для привлечения квалифицированных рабочих, ученых и представителей других профессий. В США полагают, что основным источником пополнения научно-технических кадров в стране в будущем будут иммигранты. Кроме того, предпочтение отдается и тем иммигрантам, которые могут инвестировать свой капитал (как минимум 500 тыс. долл) в предприятия, создавая тем самым новые рабочие места в США.
В ряде научных исследований 1980-х и 1990-х годов преобладает мнение о благоприятном в целом для экономического развития США последствии иммиграции, особенно иммиграции специа-листов. Как писал Г. Рубин, "иммиграция на пороге XXI столетия служит интересам социального и экономического развития Америки". Однако феномен наличия разрастающихся анклавов населения из Латинской Америки и Африки беспокоит общество, требующее сдерживание этой иммиграции. Так, известный американский идеолог, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете С. Хантингтон в статье, посвященной конфликту цивилизаций, получившей большой общественный резонанс, писал в 1993 г. следующее: "В Соединенных Штатах массовые волны новых иммигрантов требуют поддержки в осуществлении нового контроля, несмотря на тот факт, что большинство исследований оценивают позитивно вклад иммигрантов в американскую экономику". Выражая особое беспокойство по поводу сохранения западной цивилизации, западных ценностей, он вновь затронул вопрос об иммиграции в другой статье, опубликованной в 1996 г., где подчеркнул необходимость контролировать иммиграцию из незападных государств, а допустивших в страну иммигрантов ассимилировать в рамках западной культуры. Озабоченность относительно "триумфа этничности над национальными интересами и раскола общества по этнической линии в ближайшие два десятилетия" отмечалась на конференции, проходившей в США в 1996 г., по теме "Определение национального интереса".
Итак, сегодняшняя иммиграция латиноамериканского и азиатского происхождения вместе с демографическим ростом создает в Соединенных Штатах необходимость решения многих проблем, как в культурной, так и в политической области.