Экономические итоги Второй мировой войны (работа 1)
Реферат
Экономические итоги второй мировой войны
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Экономические итоги II Мировой войны
Заключение
Список литературы
Введение
Забвение, а порой и прямое попрание условий Версальского мирного договора после первой мировой войны, всемерное западноевропейское и американское содействие возрождению германского фашистского милитаризма с его мировыми претензиями и амбициями, острейшие межимпериалистические противоречия стран-лидеров привели к новой мировой войне. Вторая мировая война (1939-1945 гг.), подготовленная силами международной реакции, развязанная главными агрессорами — Германией, Италией, Японией, стала крупнейшей экономической катастрофой века.
В войну были вовлечены более 60 государств с населением свыше 4/5 жителей планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки и охватывали просторы Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов. В рядах вооруженных сил насчитывалось 110 млн человек. Война унесла около 56 млн. человеческих жизней. Она уничтожила национальные богатства стоимостью 316 млрд долл. Общие военные расходы в 4,5 раза превзошли соответствующий показатель первой мировой войны.
В тяжелом экономическом положении оказались все воевавшие страны, особенно те, территория которых послужила театром военных действий.
Экономические итоги II Мировой войны
Сразу же после войны произошло уменьшение валового внутреннего продукта (ВВП), что объясняется конверсией военного производства, которая происходила как в странах-победителях (Великобритания, США), так и в странах побежденных (Япония, ФРГ, Италия). Но, начиная с 1948 г., положение постепенно улучшалось, а в 50-х гг. были отмечены невиданные ранее темпы роста промышленного производства. В результате мировых войн и кризиса начала 30-х г. период с 1914 по 1950 г. ознаменовался весьма скромными экономическими показателями. Практически только Соединенные Штаты Америки смогли в какой-то степени воспользоваться состоянием войны, чтобы нарастить свои «экономические мускулы». Произошел спад производства в Японии (из-за ее зависимости от внешних источников сырья и энергии) и во Франции обмене своей продукции на деньги, вели к сужению аграрного сектора. Лишь США, находясь в географическом удалении от основных театров военных действий, смогли умело использовать сложившуюся экономическую конъюнктуру. За годы войны промышленное производство этой страны удвоилось, а чистая прибыль корпораций даже утроилась. Ряд стратегических отраслей дал высочайшие результаты роста. В результате США стали обладателями 2/3 промышленного производства и золотого запаса мира. В этих условиях США выступили в качестве своеобразного спонсора программы так называемого «восстановления и развития» Европы, автором которой стал генерал, бывший начальник генерального штаба США, назначенный в 1947 г. государственным секретарем, генерал Джордж Кэтлетт Маршалл (1880-1959).1
Были приняты меры по оказанию чрезвычайной финансовой помощи в рамках этой программы, а также был создан целый ряд организаций, чтобы оказать содействие каждой стране в восстановлении ее денежно-кредитной системы, финансов и торговли.
План Маршалла представлял собой конкретный вклад в решение послевоенных финансовых проблем. Соединенные Штаты задействовали механизм международной торговли посредством новой версии закона о ленд-лизе, действовавшего во время второй мировой войны. Это позволило заменить передачу союзникам вооружений, боеприпасов и продовольствия на поставки товаров, необходимых для восстановления экономики стран Европы. В то же время, план Маршалла удачно способствовал конверсии американской промышленности.
Таким образом, с 1947 по 1955 г. США предоставили европейским странам 35 млрд долл., в том числе 11,5 млрд в виде военной помощи и 17 млрд — на безвозмездной основе, а остальное — в качестве долгосрочных кредитов. Эти средства позволили финансировать закупки американской продукции. Для распределения помощи по плану Маршалла в апреле 1948 г. была создана Организация европейского экономического сотрудничества, переименованная в 1960 г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).
Советский Союз подверг критике саму идею плана, рассматривая его как механизм вмешательства во внутренние дела европейских стран, раскола Германии и разделения Европы на две противостоящие группы государств. В плане Маршалла не участвовали СССР, Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия.
В 1947 г. на Парижской конференции 16 европейских стран-участниц плана Маршалла (Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, ФРГ) был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для составления на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, военных разрушениях, восстановительных работах, сводной заявки на американскую помощь, суммарно выразившуюся в 29 млрд долл.2
Оказание экономической «помощи» осуществлялось путем двусторонних соглашений на условиях отказа от национализации промышленности, предоставления полной свободы частного предпринимательства при торможении конкурирующих с США отраслей западноевропейской индустрии, одностороннего снижения таможенных тарифов на импорт американских товаров, ограничение торговли с социалистическими странами и др. Специально созданная в США Администрация экономического сотрудничества осуществляла контроль за реализацией плана Маршалла.
За 4 года выполнения плана (1948-1951) США оказали европейским странам помощь в объеме около 17 млрд долл. Причем более 2/3 этой суммы выпали на долю четырех ведущих европейских стран — Великобритании, Франции, Италии и ФРГ1.
Главный смысл плана Маршалла заключался в подпитывании слабых европейских экономик, создании условий для собственного возрождения: быстрого развития внутриевропейской торговли, активизации наиболее эффективных производственных мощностей для достижения ускоренного выпуска продукции через межотраслевую кооперацию, укрепления своих валют и восстановления доверия к ним.
Источники финансирования этапов плана Маршалла были такими. Все поставки разделили на три основных вида.
Первый объединял продукты питания, топливо, одежду. Поскольку большинство стран не могло оплатить в долларах соответствующие поставки, основная часть их шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, вырученная от продаж ввозимых продуктов, использовалась правительством европейских стран для сокращения дефицита бюджета, а следовательно, и темпов инфляции, для наращивания: производства таких остро необходимых ресурсов, как сталь, цемент, уголь, оборудование, транспорт. Тем самым оказывалось противодействие инфляции в потребительском секторе экономики.
Второй вид поставок составляло промышленное оборудование. В его финансировании преобладали международные займы.
Третий вид поставок — сырье, сельскохозяйственная техника и запчасти, промышленные товары финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение экспортно-импортного банка США.
Высокая результативность плана Маршалла в сочетании с реализацией собственных экономических программ позволили за 1948-1951 гг. в странах Западной Европы резко увеличить производство важнейших видов промышленной продукции. Оказывалась также и американская военная помощь странам Западной Европы, что дополнительно способствовало расколу послевоенной Европы.
Чтобы восстановить изрядно подорванную за годы войны международную валютную систему, параллельно происходили три процесса:
- организация международного валютного фонда (МВФ);
- реализация Бреттон-Вудсских соглашений;
- организация Европейского платежного союза.
Международный валютный фонд (МВФ) теперь является одним из. важнейших элементов нового международного экономического порядка. Он представляет собой своего рода кассу взаимопомощи, в которую каждая страна вносит взнос в соответствии со своими возможностями. МВФ предоставляет своим членам разовые кредиты для восстановления равновесия платежного баланса. Поскольку количество голосов каждого участника Международного валютного фонда пропорционально величине его взноса, эта организация контролируется основными странами-кредиторами. В течение многих лет США обладали абсолютным большинством голосов в Совете управляющих МВФ. При создании Фонда каждый участник внес свою квоту, состоявшую на 25% из золота и на 75% из национальной валюты. Эти средства позволяли МВФ предоставлять временную помощь странам, сталкивающимся с финансовыми трудностями. Каждое государство располагает безусловным нормальным правом заимствования, составляющим 125% его квоты, а также специальным правом заимствования (СПЗ), превышающим указанную норму и предоставляемым на определенных условиях. Однако кредитные возможности МВФ строго ограничены. Поскольку Международный валютный фонд не является обычным банком, он может предоставлять только те средства, которыми он владеет, тем более, что в большинстве случаев кредиты предоставляются в основных валютах. Так же обстоит дело и с Международным банком реконструкции и развития (МБРР), называемым также Всемирным банком. На первом этапе своей деятельности этот банк занимался финансированием восстановления экономики стран, участвовавших во второй мировой войне, затем он стал специализироваться на предоставлении кредитов развивающимся странам.
Бреттон-Вудсские соглашения были подписаны летом 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) и заложили основу новой международной валютно-финансовой системы. Они устанавливали ряд правил, стимулирующих развитие международной торговли и позволяющих покрывать возможный внешнеторговый дефицит, а также обеспечивать стабильность обменных курсов национальных валют. Основные конвертируемые валюты (только в отношениях между центральными банками) получали статус ключевых валют, которые могли использоваться наравне с золотом для создания золото-валютных резервов. Валюты других стран могли обмениваться между собой и конвертироваться в [Ключевые валюты, но не могли обмениваться на золото. Таким образом, конвертируемость и стабильность обменных курсов становились основой международной валютно-финансовой системы.
Чтобы преодолеть трудности, связанные с неконвертируемостью своих валют, западноевропейские страны использовали с 1950 по 1958 год механизм Европейского платежного союза (ЕПС), т. е. систему многостороннего клиринга для обеспечения репарационных платежей, взаимной компенсации активных и пассивных статей торговых балансов стран-участниц. Реальной оплате подлежали только отрицательные сальдо, что существенно снижало потребность в платежных средствах.
Нарушенные во время войны хозяйственные связи между странами надо было восстанавливать. Для этого была создана международная организация ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах и торговле). Ее деятельность стала мощным стимулятором экономического роста, так как после 1945 г. экспорт увеличивался в среднем вдвое быстрее, чем промышленное производство. Организаторы ГАТТ стремились возродить принципы свободной торговли, отмена которых привела к столь плачевным последствиям в период между двумя мировыми войнами. С тех пор Генеральное соглашение о тарифах и торговле рассматривается как кодекс и страж международной торговли.
Заключение
Итак, основные тенденции в послевоенной эволюции экономики наиболее крупных развитых стран с рыночной экономикой являлись следующими:
Во-первых, окончание второй мировой войны вызывало серьезное беспокойство и тревожные ожидания во многих западных странах. Там опасались повторения кризисной ситуации начала 30-х гг. Однако период с 1945 г. и до конца 60-х гг. ознаменовался устойчивым экономическим ростом.
Во-вторых, надо назвать структурную перестройку экономики, т. е. изменение привычных экономических пропорций, ставшую основой этого экономического роста. Тогда же появились совершенно новые институты и формы регулирования экономики и политики как на национальном, так и на международном уровне — «Общий рынок», ООН, НАТО, СЭВ и т. д.
В-третьих, состояние экономики капиталистических стран характеризовалось существенными различиями. В Соединенных Штатах Америки, которым посчастливилось избежать военных действий на своей территории (за исключением Перл-Харбора), отмечался рекордный экономический рост и имелись колоссальные производственные мощности и потенциальные возможности.
Напротив, страны Западной Европы и Япония, территория которых служила непосредственным театром военных действий, подверглись мощным разрушениям и гибели значительных материальных ценностей, не считая огромных людских потерь. Население этих стран вынуждено было вести интенсивные восстановительные работы и терпеть немалые лишения, которые продолжались в некоторых случаях (например, в Германии и Японии) до конца 40-х гг. Тем не менее, экономический рост был повсеместным и позволил избежать безработицы, характерной для 30-х гг., что уже было неплохо и давало повод для оптимизма.
Список использованной литературы
Валентинов Н. Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. М.: Современник, 1991.
Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. М.: Инфра-М, 2007.
Верт Н. История советского государства. 1900-1991. М., 2002.
Всемирная история: Учебник для вузов. /Под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2007.
История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. /Под. ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2005.
История России. Вторая половина XIX—XX вв. Курс лекций. /Под ред. Б.В. Леванова. Брянск, 2004.
Курс экономики: Учебник. /Под ред. Б.А. Райзберга. М.: ИНФРА-М, 2007.
Лойберг М.Я. История экономики. М.: Инфра-М., 2001.
Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/Д, Ирбис, 2008.
Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник. /Под общ. ред. В.И. Видяпина, Г.П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.
Тимошина Т.М. Экономическая история России. Учебное пособие. /Под ред. М.Н. Чепурина. М.: Юстицинформ, 1998.
1 История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг. /Под. ред. А.Н. Марковой. М.: ЮНИТИ, 2005. С.227.
2 Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/Д, Ирбис, 2008. С.108.