Эволюционное развитие конституции РСФСР
План
Введение
Глава 1. Конституция РСФСР 1918 года
а. Этапы Конституционного строительства
b. Проект Конституции
с. Принятие Конституции
d. Принципы Конституции
е. Государственное устройство и система органов власти
f. Избирательная система
Глава 2. Конституция СССР 1924 года
а. Разработка и структура Конституции
b. Компетенция Союза ССР и союзных республик
c. Высшие органы власти и управления
Глава 3. Конституция 1936 года
а. Обновление конституционного законодательства
b. Новая Конституция. Общие принципы
c. Порядок изменения Конституции
d. Государственное устройство
e. Высшие органы власти
f. Избирательные и иные права граждан
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Процесс создания основ социалистического права начался на II съезде Советов рабочих и солдатских депутатов в октябре 1917 года. Важной вехой на пути формирования правовой базы новых общественных отношений стали декреты III съезда Советов, призванного заменить распущенное Учредительное собрание. Конституция 1918 года юридически закрепила итоги государственно-правового развития Республики Советов.
Важной проблемой, стоявшей перед большевиками, была необходимость создания широкой социальной базы для свершившегося переворота. Это обусловило разработку и принятие ими фундаментальных, социально ориентированных законов, учитывающих интересы солдат, рабочих и крестьян.
Глава 1. Конституция РСФСР 1918 года
а. Этапы Конституционного строительства
Первая советская конституция создавалась в обстановке напряженной и все более обострявшейся классовой борьбы, в условиях тяжелого хозяйственного и продовольственного положения и начавшейся интервенции.
Решение о подготовке Конституции было принято III съездом Советов в январе 1918 года. Но по ряду причин работа над ее проектом началось позднее.
b. Проект Конституции
В апреле 1918 года по рекомендации ЦК РКП (б) была образована конституционная комиссия ВЦИК во главе с Я.М. Свердловым, которая разработала проект "Общие положения Конституции РСФСР". Для окончательной подготовки проекта конституции была создана комиссия ЦК РКП (б) под предводительством В.И. Ленина. Комиссия ЦК РКП (б), приняв за основу проект, представленный Конституционной комиссией ВЦИК, внесла в него ряд существенных дополнений. По предложению Ленина в этот проект в качестве первого раздела была включена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа. Он был также дополнен статьями о правах и обязанностях граждан, гарантиях прав национальных меньшинств, полном гражданском и политическом равноправии трудящихся-иностранцев, занимающихся производительным трудом на территории РСФСР. Особое значение имело указание Ленина о том, что Республика Советов вовсе не является единственной политической формой диктатуры пролетариата. Работа над проектом Конституции заняла четыре месяца. В ее ходе развернулась оживленная полемика между представителями различных фракций. Обсуждению подвергались следующие вопросы:
О федеративном устройстве государства. Левые эсеры предлагали ввести административно-территориальный принцип государственного устройства, рассматривая при этом национально-государственное разделение как анахронизм и "буржуазный пережиток". Предполагалось предоставлять каждому субъекту федерации самые широкие права по самоопределению и управлению своей территорией;
О системе Советов. Левые эсеры предлагали, ликвидировав нижние звенья этой системы, заменить их традиционными сельскими сходами. В целом по стране местные советы предполагалось преобразовать в муниципальные органы, лишив их политических функций;
О Совете Народных Комиссаров, Оппозиция настаивала на преобразовании этого органа и его слиянии с Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом, мотивируя это идеей о нераздельности властей и их объединении в одном органе. Несколько более умеренным было предложение об изъятии у СНК законодательных полномочий и передаче их Съезду и ВЦИК;
О социально - экономических преобразованиях. Радикалы (эсеры максималисты) настаивали на тотальной социализации собственности, на максимальном внедрении трудовой повинности и т.п.
с. Принятие Конституции
3 июля комиссия ЦК РКП (б) утвердила на своем заседании проект Конституции и высказалась за внесение его на рассмотрение V Всероссийского съезда Советов.
Конституция была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года после публикации в "Известиях ВЦИК". Это был Основной закон первого в мире государства рабочих и крестьян. Конституция законодательно запретила завоевания Октября, определила классовую сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, явилось программой строительства нового общества.
d. Принципы Конституции
Основные принципы Конституции РСФСР состояла в том что она состоит из 6 разделов:
1) Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа,
2) Общие положения Конституции,
3) Конституция Советской власти,
4) Активное и пассивное избирательное право,
5) Бюджетное право,
6) О гербе и флаге РСФСР.
Достаточно устойчивое положение советской власти и всесилие большевиков в Советах безусловно сказалось в основных положениях Конституции и прежде всего в формулировках сущности и задач государства. Статья 9 Конституции прямо закрепляла диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства, ставящую своей целью полное подавление буржуазии, "уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, установление социалистической организации общества и победа социализма во всех странах " построение бесклассового общества - социализма. Для этого частная собственность на землю отменялась, весь земельный фонд объявлялся общенародным достояние и предавался трудящимся без всякого выкупа, на началах уравнительного землепользования. Все леса, недра и воды общегосударственного значения, живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием. Национализация происходила по банкам, по значительной части заводов и фабрик, отмене сословий и связанных с ними привилегий, отделение церкви от государства, а школа от церкви.
Второй раздел - "Общее положение Конституции Российской Социалистической Федеративной Советской Республики". В нем определялась основная задача Конституции - установление диктатуры городского и сельского пролетариата. Декларировались основные права и обязанности граждан республики: бесплатное обучение, обязанность трудиться, всеобщая воинская повинность. Провозглашалось, что вся власть в РСФСР принадлежит "всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах". Верховная власть принадлежит Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов.
Церковь отделялась от государства, а школа - от церкви. Признавалось право граждан устраивать собрания, митинги, шествия и т.д.
Третий раздел раскрывал конструкцию Советской власти. В нем определялось, что высшей властью в РСФСР является Всероссийский съезд Советов.
Съезд избирал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом власти в период между съездами.
Ведению съезда Советов и ВЦИК подлежали вопросы:
Утверждения, изменения и дополнения Конституции РСФСР;
Общего руководства внешней и внутренней политикой РСФСР;
Установления и изменения границ РСФСР;
Установление границ и компетенции субъектов федерации и разрешения споров между ними;
Принятия в состав РСФСР новых членов;
Сношений с иностранными государствами, объявления войны и заключения мира;
Организации вооруженных сил;
Общегосударственного законодательства, судоустройства и судопроизводства, гражданского, уголовного законодательства и иные общегосударственные вопросы.
Для управления делами Советской Республики ВЦИК формировал Правительство РСФСР - Совет Народных Комиссаров (СНК). Он состоял из народного хозяйства. СНК обладал правом издавать декреты, распоряжения, инструкции. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды Советов, формировавшие свои исполнительные комитеты.
В четвертом разделе определялось активное и пассивное избирательное право. Избирательных прав лишались так называемые "эксплуататоры" - лица, использующие наемный труд, живущие на нетрудовой доход, торговцы и коммерческие посредники, духовенство, бывшие полицейские. К выборам допускались только представители тех социальных групп, в отношениях которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания. Они объединялись понятием "трудящиеся". Была закреплена многоступенчатая система выборов в Советы (действовавшая ещё при выборах в земства и Государственную думу). Декларировалось право граждан устраивать собрания, митинги и шествия.
Пятый раздел был посвящен бюджетному праву. До лета 1918 года планового финансирования в республике практически не существовало. Конституция установила основные принципы формирования - полгода или год. Съезд Советов и ВЦИК определяли, какие виды доходов и сборов входят в общегосударственный бюджет и какие поступают в распоряжение местных Советов. В шестом разделе "О гербе и флаге РСФСР" устанавливались государственная символика, торговый, морской и военный флаг РСФСР, давалось их краткое описание.
е. Государственное устройство и система органов власти
Государственное устройство РСФРС носило федеративный характер, субъектами федерации были национальные республики. Предусматривалось также создание областных союзов, входящих на началах федерации в РСФРС и состоящих из нескольких национальных областей. Высшим органом власти Конституция провозглашала Всероссийский съезд Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Съезд избирал ответственный пред ним Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). ВЦИК формировал Правительство РСФРС - Совет Народных Комиссаров (СНК), состоящий из народных комиссаров, которые возглавляли отраслевые народные комиссариаты. Органами власти на местах являлись областные, губернские, уездные и волостные съезды советов, формировавшие свои исполнительные комитеты. В городах и селениях создавались городские и сельские Советы. Компетенция Центральных органов власти определялась следующим образом. Всероссийский съезд Советов и ВЦИК осуществляли утверждение и изменение Конституции, принятие в состав РСФРС, объявление войны и заключение мира, осуществляли общее руководство внешней, внутренней и экономической политикой, устанавливались общегосударственные налоги и повинности, основы организации вооруженных сил, судоустройства и судопроизводства, формировали общегосударственное законодательство. Всероссийский съезд Советов обладал исключительным правом изменять Конституцию и ратифицировать мирные договоры.
f. Избирательная система
Избирательная система, закрепленная Конституцией, отражала сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране. К выборам допускались лишь представители отдельных социальных групп, в отношении которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования вероисповедания. Эти группы объединялись понятием "трудящиеся".
Глава 2. Конституция СССР 1924 года
а. Разработка и структура Конституции
В декабре 1922 года I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР, подписанные представителями четырех республик: РСФСР, Украины, Белоруссии и ЗСФСР. Каждая из республик уже имела свою конституцию. Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции (проект был разработан в течении 1922года), которая и была утверждена II съездом Советов СССР 31 январе 1924 году принят Основной закон (Конституции СССР), а XII Всероссийский съезд Советов 11 мая 1925 года утвердил измененный текст Конституции РСФСР.
Конституция Союза Советских Социалистических Республик состояла их двух разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР.
В Декларации указывалось на особый характер национальной политики советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие). Договор состоял из одиннадцати глав:
О предметах ведения верховных органов власти СССР.
О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве.
О Съезде Советов СССР.
О Центральном Исполнительном Комитете СССР.
О Президиуме ЦИК СССР.
О Совете Народных Комиссаров СССР.
О Верховном Суде СССР.
О Народных комиссариатах СССР.
Об Объединенном Государственном политическом управлении.
О союзных республиках.
О гербе, флаге и столице СССР.
b. Компетенция Союза ССР и союзных республик
Договор об образовании сосредотачивал в ведении Союза ССР вопросы, имеющие общесоюзные значения: представительств Союза в международных отношениях, объявление войны и заключения мира, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, транспортным, почтово-телеграфным делом, организацию и руководство вооруженными силами и др. В целях организации единого народного хозяйства и руководства им к компетенции общесоюзных органов были также отнесены правомочия по установлению общего плана народного хозяйства СССР, утверждение единого государственного бюджета СССР, установление общесоюзных налогов и доходов, установление единой денежной и кредитной системы. Союз ССР наделялся правом принимать основы законодательства по земельному, гражданскому, уголовному, трудовому и другим отраслям права.
Суверенитет Союза ССР сочетался с суверенитетом союзных республик. Конституция закрепляла положение, согласно которому суверенитет союзных республик ограничивался лишь в определенных ею пределах и только по предметам, отнесенным к компетенции Союза ССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. При этом на Союз ССР возлагалась обязанность охранять суверенные права союзных республик.
Утверждение и изменение основных начал Конституции находились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, ее территория могла быть изменена только с ее согласия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления.
Юрисдикция республиканских органов стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Интересы республики были представлены в структурах союзных органов (Президиум ЦИК СССР, Совет национальностей) ее представителями.
c. Высшие органы власти и управления
Высшим органом власти СССР объявлялся Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских советов (1 депутат от 25 000 избирателей) и от губернских съездов советов (1 депутат от 12 500 избирателей).
В период между съездами высших органов власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально численности их населению, и Совета Национальностей, составленного из представителей союзных и автономных республик (пять депутатов от каждой) и автономных областей (по одному депутату от каждой). ЦИК работал в сессионном порядке, число представителей ЦИК СССР соответствовало числу союзных республик, к нему была отнесена законотворческая деятельность. ЦИК должен был собираться на очередные сессии три раза в год. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СПК СССР, наркоматов СССР, ЦИК союзных республик и СНК союзных республик.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган - Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР), в который входил председатель СНК, его заместители и десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Пять наркоматов были общесоюзными: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Пять наркоматов были объединенными: ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, РКИ. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных (уполномоченных общесоюзных наркоматов входили с правом совещательного голоса в СНК республики), объединенные - через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканскими: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранение, просвещения, социального обеспечения. Отдельные наркоматы ведали отраслями народного хозяйства, управление которыми относилось к совместному ведению СССР и союзных республик. Это - высший Совет Народного Хозяйства, наркоматы продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции. Управление остальными отраслями союзные республики осуществляли самостоятельно. Особую роль в деле укрепления законности, согласно Конституции СССР, должен был играть Верховный Суд СССР. Наряду с функциями судебного контроля на него возлагался и конституционный надзор. Верховный Суд СССР должен был по требованию ЦИК СССР давать заключения о соответствии постановлений высших органов союзных республик Конституции СССР, а также разбирать споры между союзными республиками. С учетом положений Конституции СССР, закрепившей распределение полномочий между Союзом ССР и союзными республиками, конституционных решений, принятых Всероссийскими съездами Советов, была частично изменена и дополнена Конституция РСФСР. Ее наиболее существенные изменения выражаются в следующем:
В тексте Конституции не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку многие ее положения оказались выполненными (например, осуществлен переход всех банков в руки государства, аннулированы все международные займы царского правительства) либо утратили актуальность в условиях нэпа (всеобщая трудовая повинность).
Сохраняя в целом систему прав и свобод граждан РСФСР, новая Конституция внесла и некоторые коррективы. Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик. В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. Предоставлялось право отдельным национальностям на выделение в автономные советские социалистические республики и области.
Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, а равно фабрики и заводы, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи. Данная норма закрепила важнейшую победу советского государства в сфере экономики - ликвидацию частной собственности на основные орудия и средства производства и, соответственно, экономической основы для эксплуатации чужого труда рабочих и крестьян.
Конституция была дополнена новой главой "Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства, закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях, порядок их образования и деятельности.
Задача укрепления законности, обеспечения неукоснительного действия постановлений и распоряжений центральных органов обусловили появление в Конституции норм, предоставивших право ВЦИКу отменять акты съездов Советов автономных республик и областей и иных местных Советов, распоряжения наркоматов РСФСР. Распоряжения наркоматов могли также отменяться Президиумом ВЦИК и СНК РСФСР.
Сохраняя верность прежнему курсу на уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунизма, советское государство не сочло нужным улучшить конституционный статус бывших имущих классов и процветающих нэпманов. Предоставим им широкие права в сфере гражданского оборота, хозяйственной деятельности, государство по-прежнему лишало имущие слои каких-либо прав в области политики и образования. Как и прежде, все лица, использующие наемный труд или живущие на доходы с предприятий, проценты с капитала, не имели политических прав, не обладали правом избирать и быть избранными, не могли служить в Красной Армии.
Глава 3. Конституция 1936 года
а. Обновление конституционного законодательства
Конституция СССР, принятая VIII чрезвычайным съездом Советов, дополнила, развила, конкретизировала нормы конституционного права применительно к новым условиям советского общества, сумевшего за 10 лет интенсивно, созидательного, хотя порой и плохо согласованного с экономическими и иными социальными закономерностями, создать основы социализма. За период с 1924 года до 1936года (после принятия первой Конституции СССР и до появления второй) в стране произошли существенные экономические, политические и социальные изменения. Многоукладная экономическая структура была реконструирована с целью усиления государственного планового сектора. Были ликвидированы остатки "эксплуататорских классов", изменился социальный состав интеллигенции и рабочего класса (в его среде появилось много выходцев из деревни). Сильные трансформации произошли в среде крестьянства. Сформировался новый правящий слой, создавший свою бюрократии и идеологов. Произошли значительные изменения в сфере национально-государственного строительства. Много перемен произошло также в структуре и системе органов государственного управления и управления народным хозяйством.
b. Новая Конституция. Общие принципы
В феврале 1935 года Пленум ЦК ВКП (б) выступил с инициативой внесения измерений в Конституцию (в части уточнения социально-экономической основы общества на новом этапе и в части изменения избирательной системы). Вслед за этим съезд Советов Союза ССР принял соответствующее постановление и поручил ЦИК создать Конституционную комиссию. По мнению И. Сталина, суть основ социализма - это утверждение "социалистической системы во всех отраслях народного хозяйства, подъем промышленности и сельского хозяйства, подъем материального положения трудящихся, повышение культурности народных масс, повышение их политической активности…
Особенность советского общества нынешнего периода состоит в том, что в нем нет больше антагонистических враждебных классов, эксплуататорские классы ликвидированы, а рабочие, крестьяне и интеллигенция, составляющие советское общество, живут и работают на началах дружественного сотрудничества".
Конституция СССР 1936 года представляла собой образец использования примеров законодательной техники. Лапидарные, в ряде случаев и афористичные фразы, четкий и ясный язык изложения норм права, логичность расположения структурных частей Конституции СССР, отсутствие малоупотребительных и непонятных широким массам терминов - все это выгодно характеризовало Конституцию СССР как основной закон государства, делало ее доступной для понимания самыми широкими народными массами.
Конституция состояла из 13 глав.
Расположенных в следующем порядке:
Общественное устройство.
Государственное устройство.
Высшие органы государственной власти СССР.
Высшие органы государственной власти союзных республик.
Органы государственного управления СССР.
Органы государственного руководства союзных республик.
Высшие органы государственной власти автономных советских социалистических республик.
Местные советы государственной власти.
Суд и прокуратура.
Основные права и обязанности граждан.
Избирательная система.
Герб, флаг, столица.
c. Порядок изменения Конституции
Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйства. Хозяйственная жизнь страны определялась государственным народно-хозяйственным планом. Труд рассматривался как обязанность. Конституция СССР торжественно объявляла советскому народу и всему миру о создании принципиально нового социалистического государства рабочих и крестьян. В отличие от всех ранее существовавших и существующих государств власть в СССР принадлежит не меньшинству населения - феодалам, помещикам, капиталистам, - а всем трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Во всенародном достоянии, т.е. государственной собственности, находиться земля, ее недра, вода, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, и т.д. организованные государством крупные сельскохозяйственные предприятия, а также коммунальные предприятия и основной жилищный фонд в городах и промышленных пунктах.
d. Государственное устройство
Государственное устройство страны определялось как федеративное (союзное) объединение одиннадцати республик. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, не перечисленные полномочия оставались за союзными республиками. Последним предоставлялось право выхода из состава СССР, конституции союзных республик должны были соответствовать Конституции СССР, в случае расхождения союзного и республиканского законов, действовал союзный закон. Конституция провозглашала единое гражданство.
e. Высшие органы власти
Высшим органом власти в СССР становился Верховный Совет СССР, наделенный законодательной властью и состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
Совет Союза избирался по территориальным округам, Совет Национальностей - по союзным, автономным республикам, автономным областям и национальным округам. Обе палаты признавались равноправными и работали в сессионном порядке. В случае непримиримых разногласий при приятии решения Президиум Верховного Совета распускал Верховный Совет и назначал новые выборы.
Вместе с тем Президиум был подотчетен Верховному Совету. Президиум издавал указы, проводил референдумы, в период между сессиями Верховного Совета осуществлял высшую власть в государстве, назначал новые выборы. Правительство (СНК СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издает постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. В конституции давался перечень союзных (обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой промышленности, оборонной промышленности) и союзно-республиканских (пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия, зерновых и животноводческих совхозов, финансов, внутренней торговли, внутренних дел, юстиции, здравоохранения) народных комиссариатов. По аналогии с союзными органами центральной власти и управления строилась система органов союзной республики.
f. Избирательные и иные права граждан
Глава 9 Конституции была посвящена изменениям в избирательной системе. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, предоставляемое с восемнадцатилетнего возраста. Предшествующее избирательное законодательство (по конституциям 1918 и 1924 года) отменялось.
В перечне основных прав и связанных с ними обязанностей граждан упоминались о правах: на труд, отдых, материальное обеспечение (в старости, по болезни, в случае потери трудоспособности), образование (бесплатное).
Провозглашалось равенство полов, национальностей, свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций; отделение церкви от государства и школы от церкви.
ВКП (б) объявлялось "передовым отрядом трудящихся в их борьбе за укрепление и развитие социалистического строя и представляющее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных".
Заключение
Таким образом, Конституция 1918 года юридически закрепила итоги полугодового формирования советской государственности и новой правовой системы. Основные ее значение заключалось в создании правовой базы для последующего законотворчества. Она подвергла пересмотру всю старую систему общественных отношений, декларируя новые принципы и социальные ценности. Конституция РСФСР закрепила реальные механизмы власти и формирования ее структур, положив в их основание новую идеологию. В первой конституции подчеркивалось что, все леса, недра и воды общегосударственного значения, живой и мертвый инвентарь, образцовые поместья и сельскохозяйственные предприятия объявлялись национальным достоянием. Национализация происходила по банкам, по значительной части заводов и фабрик, отмене сословий и связанных с ними привилегий, отделение церкви от государства, а школа от церкви. Признавалось право граждан устраивать собрания, митинги, шествия и т.д. (признавалось свободословие). К выборам допускались только представители тех социальных групп (трудящиеся), в отношениях которых не применялись ограничения по признакам пола, национальности, оседлости, образования и вероисповедания.
В тексте Конституции 1924 года не была помещена Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, поскольку многие ее положения оказались выполненными (например, осуществлен переход всех банков в руки государства, аннулированы все международные займы царского правительства) либо утратили актуальность в условиях нэпа (всеобщая трудовая повинность). Новая Конституция 1924года внесла и некоторые коррективы. Так, Конституция предоставила права граждан РСФСР всем проживающим на ее территории гражданам союзных республик. В целях обеспечения реального действия принципа равноправия граждан независимо от их расовой и национальной принадлежности Конституция РСФСР установила право свободного пользования родным языком на съездах, в суде, управлении и общественной жизни, а также право обучения на родном языке в школе. Конституция РСФСР закрепила государственную собственность на землю, леса, недра, воды, фабрики, заводы и т.д. Конституция была дополнена новой главой "Об автономных советских социалистических республиках и областях", которая конституировала уже сложившиеся отношения в деле национально-государственного строительства, закрепляла систему органов государственной власти в автономных республиках и областях.
В конституции 1936 года. Социалистическая собственность выступает в двух формах: государственной и кооперативно-колхозной. Наряду с социалистической системой хозяйства законом допускалось мелкое частное (основанное на личном труде) хозяйства. Труд рассматривался как обязанность. В отличие от всех ранее существовавших и существующих государств власть в СССР принадлежит не меньшинству населения - феодалам, помещикам, капиталистам, - а всем трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся. Экономическую основу СССР составляют социалистическая система хозяйства и производства.
Список используемой литературы
И.А. Исаев - "История Государства и права России" // учебное пособие. - М., 2008. - стр. 195, 227, 246.
Т.К. Кириллова. - "История Отечественного государства и права" // краткий курс. М., 2008 - стр. 103, 149, 161.
В.М. Сырых. - "История Государства и права России" // 2-е издание. М., 2007 - стр.69, 153, 264.