Чеченский феномен: закончена ли война?

Оглавление

Введение

Глава I. Истоки современной войны в Чечне

1. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

2. Взаимоотношения российского государства и народов Кавказа

Глава II. Первая Чеченская война (1994 – 1996 гг.)

1. События 1994 – 1996гг.

2. Новый мученик за Христа

3. Пленники в Чеченской республике

Глава III. Вторая Чеченская война

1. Пришествие ваххабизма

2. События 1998 – 2001 гг.

3. Крупнейшие теракты на рубеже ХХ – XXI веков

Заключение

Литература

Введение

Чеченский конфликт – глобальная проблема не только России, но и всего мирового сообщества. На современном этапе беспорядки в Чеченской республике повлекли за собой бурное развитие международных террористических структур. Поэтому исследование этого вопроса совершенной исторической наукой важно не только для решения внутриполитических проблем российского государства, но и проблемы международного терроризма.

Территория ЧР (Ичкерия), с её беспорядками, явилась своеобразным плацдармом для мощного развития международного терроризма. Этому способствовали следующие предпосылки:

    отсутствие Конституции в независимой Чеченской республике Ичкерия;

    захват власти бандитскими формированиями, финансируемыми международными террористическими структурами;

    отсутствие четкой политической власти в стране; вседозволенность;

    массовое обнищание и деградация населения республики.

В связи с этим можно выделить следующие задачи для подробного и всестороннего изучения данного вопроса:

1) Изучить исторические предпосылки взаимоотношений на Кавказе;

2) Рассмотреть предпосылки войны на Территория ЧР (Ичкерия);

3) Изучить и проанализировать исторические факты чеченских войн;

4) Проследить связь чеченских банд-формирований с международными террористическими структурами.

Цель: систематизировать исторические и современные материалы, способствующие объективному пониманию чеченского феномена в истории Кавказа, Российского государства и международного сообщества.

Предмет: история России.

Объект: обобщение, систематизация, анализ.

Исторические сведения.

    Работы историков, историографов об истории чеченского государственного образования.

    Государственные документы, регламентирующие развитие Чечни.

Актуальность проблемы.

    Роль чеченского феномена в жизни чеченского народа, народов Кавказа, России в международных отношениях.

    Познавательное значение.

    Осознание антигуманной сущности чеченского феномена.

    Необходимость приобретения опыта мирного разрешения внутригосударственных и межгосударственных национальных, этнических и религиозных конфликтов.

I. Истоки современной войны в Чечне

1. Кавказская война 1817 – 1864 гг.

Для российского общества ХIХ век прошел под знаком войны на Кавказе. Это была одна из самых продолжительных и кровопролитных войн России.

Более 77 тыс. человек потеряла русская армия в ходе боевых действий на Кавказе в ХIХ веке. Такого количества боевых потерь она не знала со времен Отечественной войны 1812 г. Россия была вынуждена держать на Кавказе значительные воинские соединения, численность, которых на заключительном этапе войны превысила 200 тыс. человек.

Историки выделяют следующие причины Кавказской войны в 1817 – 1864 г. ХIХ веке. Прежде всего, геополитические: Россия, Турция и Персия претендовали на владычество над Кавказом, который издавна считался воротами из Азии в Европу. В начале ХIХ века Россия активизировала свою политику в этом регионе. Христианские народы Кавказа – армяне и грузины настойчиво искали у российского императора защиты от истребительного натиска турок, персов и набегов горских народов. Грузинский царь Георгий ХII обратился к российскому правительству с просьбой о покровительстве. В 1801 г. Восточная Грузия вошла в состав Российской империи, что привело к резкому обострению отношений между Россией, Персией и Турцией. В конце концов Россия в двух войнах с Персией (1804-1813гг. и 1826-1828гг.) и двух с Турцией (1806-1812 гг. и 1828-1829гг.) сумела отстоять свои права на Закавказье. В результате народы Северного Кавказа как бы отошли автоматически к России. Её намерения, казалось, были самые благородные: распространить среди горцев законность и просвещение, прекратить на Кавказе междоусобицы, набеги, работорговлю. Но одновременно горцы были вынуждены покидать удобные равнинные земли, привычные пастбища. Это вызвало их недовольство и сопротивление [13, С. 150].

Когда один из русских генералов пытался объяснить черкесам, что русский царь получил Кавказ в дар от турецкого султана, слушавший его старик-горец показал на вспорхнувшую с дерева птичку и сказал: «Дарю тебе её. Возьми, если сможешь». Этой фразой России было четко сказано, что война на Кавказе неизбежна.

Сопротивление горцев сначала носило характер партизанской войны, в которой они применяли неожиданные набеги, внезапные стычки, засады. В 1823 г. кабардинские князья в отместку за выселение людей из своих аулов, расположенных между реками Малкой и Кубанью разорили селение Круголесское, а в 1825 г. – станицу Солдатскую.

Богатое ставропольское село Круголесское было практически уничтожено. Имущество крестьян разграблено. Закубанцы угнали восемьсот голов крупного рогатого скота и шестьсот лошадей. Девяносто человек было убито, 342 захвачены в плен и проданы в рабство.

Трагедия, к сожалению, повторится в ХХ веке – в Буденновске.

По свидетельству историка Н.А Смирнова, начиная с XVI века, турки ежедневно вывозили с Кавказского побережья более 12 тысяч рабов. На невольничьих рынках за девушку платили от 800 до 1500 рублей серебром, а за мальчика – от 200 до 500 рублей. Этот бесчеловечный промысел – торговля людьми – стал для горцев традиционным источником средст к существованию.

В этот период генерал А.П. Ермолов стал проводить тактику окружения горных районов сплошным кордоном, прорубая просеки в лесах, разоряя дотла непокорные аулы и переселяя горцев на плоскогорье под контроль русских горизонтов.

Попытки кавказских феодалов объединиться в борьбе с русскими захватчиками закончились разгромом; были ликвидированы ханства Шакинское, Ширвансоке, Карабахское. Первый имам (духовный лидер мюридов – борцов за веру) аварец Газа-Магомед в 1828 году объявил газават (священную войну против неверных), требовал введения мусульманских законов – шариата.

Он попытался взять столицу Аварии Хунзах, потерпел неудачу, а затем ушел в Северный Дагестан. С горсткой верных бойцов – мюридов Гази – Магомед отправился в свой родной аул Гимры и там погиб при взятии его штурмом русскими солдатами. Войска имама были рассеяны, десятки аулов стерты с лица земли.

В повести «Хаджи-Мурат» Л.Н. Толстой так описывал чувства жителей разоренного аула: «О ненависти к русским никто и не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы, от мала до велика, было сильнее ненависти. Это была не ненависть, а не признание русских собак людьми и такое отвращение, гадливость и недоумение перед жестокостью этих существ, что желание истребления их, как желание истребления, ядовитых пауков и крыс, было таким же естественным чувством, как чувство самосохранения [13, С. 151].

Вторым имамом стал горец Хамзат-бек, который захватил Хунзах, перебил всю ханскую землю, но был убит в мечети феодалами – заговорщиками. Третьим имамом избрали Шамиля (1834). В течение двух лет русские войска не вели боевых действий, что дало возможность новому имаму укрепить свою власть. Таким образом, Шамиль стал имамом Дагестана и Чечни.

Шамиль родился в аварском ауле Гимры в семье узденя (свободного крестьянина). В юные годы он стремился к физическому совершенству, научился бороться, бегать, прыгать, плавать лучше всех. Его умение владеть шашкой и на всем скаку попадать в цель поражало современников. В то же время он серьезно занимался образованием. Шамиль отправился в аул Унцукуль, где успешно изучал арабский язык, логику, риторику, арабскую литературу и философию.

Став имамом, Шамиль начал вводить в горах мусульманское право. Он видел, что существующие обычаи не осуждают пьянства, грабежей, своеволия, невежества и кровожадности. Сдержать распространение этих пороков можно было, как он считал, железной рукой.

Имам повелел карать смертью не только тех, кто совершал обман, измену, разбой и грабеж, но также и тех, кто оказывал сопротивление мюриду, не совершая пяти положенных молитв в день, и не отдавал часть своего имущества в пользу бедных. Одновременно Шамиль ввел наказания за такие нарушения шариата как занятия музыкой и танцами, курение трубки. Танцорам пачкали лицо сажей и возили их по селению на ишаке лицом к хвосту. Курильщику продевали сквозь ноздри бечевку и привязывали к ней трубку. По шариату за пьянство положены 40 ударов палкой. Среди важнейших социальных преобразований Шамиля в Дагестане и Чечне была отмена крепостного права, противного, по мнению имама, мусульманской идее о равенстве всех людей. К 60-м гг. XIX века его законы представляли собой уже целый кодекс, охватывавший почти все стороны жизни горцев.

В 1837 году Шамиль подчинил себе горную Чечню и почти всю Аравию. В 1839 году против имама двинулись два крупных русских отряда, один из которых усмирял Южный Дагестан, а другой осадил резиденцию имама Ахулью. После артиллерийского обстрела она была взята штурмом. Раненый Шамиль с семьей и несколькими мюридами укрылся в одной из окрестных пещер, откуда бежал в Чечню.

В 40-х годах Шамиль собрал 20-тысячную армию, вновь захватил большую часть Дагестана. Ему удалось создать военно-теократическое государство – имамат. Именно в эти годы горцы достигли наибольших успехов в войне с русскими. У Шамиля появился замечательный военный специалист из Египта – Гаджи-Юсуф. Он помог Шамилю организовать постоянное войско, подразделявшееся на десятки и сотни (так учили арабские книги по военному искусству). Кроме того Гаджи-Юсуф стал посредником между Шамилем и турецким султаном, обещавшим горцам помощь. У отрядов имама появилась и собственная артиллерия: умелый кузнец Дженбраиль Унцукульский научился отливать надежные пушки [13, С. 160].

Русские войска продолжали совершать карательные экспедиции – с виду успешные, но, по сути, совершенно бесполезные. Как только русские приближались, горцы бесшумно исчезали, снова собирались уже в других местах и вновь совершали нападения. На черноморском побережье пали четыре русских укрепления. Солдаты сражались и умирали героически. Именно они вынесли всю неимоверную тяжесть этой безжалостной, не знающей правил, изнурительной войны.

В 1845 году командующий Отдельным Кавказским корпусом М.С.Воронцов потеснил Шамиля, разрушил резиденцию имама аул Дарго. Однако русские войска были окружены и понесли тяжелые потери – убито 1,6 тыс. человек (в том числе 3 генерала), 3,5 тыс. человек ранено. Горцы захватили три горных орудия и весь обоз.

Позже Воронцов перешел к ермоловской тактике и начал сжимать имамат кольцом укреплений. К весне 1853 года отряды Шамиля были вытеснены из Чечни. Во время Крымской войны командующий на Кавказе А.Н.Муравьев не дал соединиться турецким войскам и горцам Шамиля, разбил турок, взял крепость Карс.

В конце концов, ресурсы имамата были истощены. Начавшиеся неудачи, злоупотребления наибов привели к отходу горцев от движения. Новый наместник Кавказа князь А.И.Барятинский умело сочетал последовательную наступательную тактику с хорошим знанием местных обычаев и традиций, способность договариваться с горской знатью и старейшинами.

В 1859 году рисские войска заняли Нагорный Дагестан и почти всю Чечню. Главные силы Шамиля были разбиты в дагестанском ауле Гуниб. В роще, недалеко от аула Шамиля встретил князь А.И.Барятинский. К нему имам обратился со следующими словами: «Я тридцать лет дрался за религию, но теперь народы мио изменили мне, а наибы разбежались, да и сам я утомился; я стар, мне 63 года. Не гляди на мою черную бороду – я сед. Поздравляю вас с владычеством над Кавказом и от души желаю государю успехов в управлении горцами для блага их».

Так закончилось имамство Шамиля. Казалось, Кавказ успокоился. Но в 1862 году ряд горских племен вновь поднял восстание против русских переселенцев. Многотысячные отряды горцев нападали на укрепления, посты, станицы в течение всего лета и осени. В конце концов, восстановления были оттеснены к морю и загнаны в горы.

21 мая 1864 года русские войска заняли урочище Кбаада. Горцы капитулировали. Сухумутский округ вошел в состав России. Это событие считается официальным окончанием Кавказской войны. Однако отдельные вооруженные выступления горских племен вспыхивали время от времени вплоть до 1884 г.

Война заставила российскую администрацию в течение последующего периода в значительной степени учитывать специфику региона: воздерживаться от русификации и насильственной христианизации [13,С. 160].

Кавказская война вместе с Крымской подорвала мощь Российской империи Николая I. Она утратила статус сверхдержавы и вынуждена была перейти к гражданским реформам 60-70 гг. XIX в.

События Кавказской войны до сих пор болезненно воспринимаются в исторической памяти многих народов Северного Кавказа, являясь одним из факторов, существенно влияющих на современное состояние конфликта в Чеченской республике.

2. Взаимоотношения российского государства и народов Кавказа.

Проблема взаимоотношений «центра» с «периферией» существует практически в любом сколько-нибудь значительном государстве. Всегда присущая и России, она приобрела особую актуальность с образованием империи – колоссальной по протяжности, пестрой в этническом, конфессиональном, экономическом, культурно-цивилизованном плане.

Исторические аспекты многоплановой проблемы «Россия-Кавказ» часто сводят к поиску однозначного ответа на вопрос – «присоединение» или «завоевание»? Между тем такая формулировка некорректна по существу. Сложенная, динамическая структура русско-кавказских отношений знала все: ненависть и приязнь, насилие и добрую волю, подозрительность и доверие, противоречия и компромиссы, откровенную глупость и нечаянные заблуждения. Общая тенденция политики России по отношению к Кавказу выражалась, в конечном счете, в преобладании первых над вторыми, а затем превращение Кавказа в достаточно ограниченную (хотя и самобытную) часть огромного государства.

Едва ли не самой взрывоопасной частью этой суперлиберальной философии была политика суверенизации национальных республик бывшего СССР. Возникнув как средство подкупа местных элит и народов еще в период борьбы с М.Горбачевым, она в краткосрочной перспективе имела для Б.Ельцина желаемые, предсказуемые последствия (свержение противника), но в более долгосрочной – нежелательные и непредвиденные [2, С.453].

Этого и следовало ожидать: посеянный ветер рано или поздно приносит бурю. Если возглавляемое Ельциным «национально-освободительное» движение против «советской империи» (то есть против Горбачева), долго благодатные результаты, то почему бы не пойти дальше, осенив такой же благодатью «угнетенные» народы. Российской Федерации?! Кремль сделал все мыслимое и немыслимое, чтобы чеченский лидер Д. Дудаев глубоко проникся этой логикой. Но когда он «взял» для Чечни (и для себя, конечно) обещанный суверенитет, Ельцин усмотрел в этом в первую очередь покушение на свою верховную власть, а затем уже – на целостность России. На строптивую политику Дудаева, к которой его вынуждали из Москвы, Б.Н. Ельцин, в конце концов, ответил применением оружия, приведшее к полномасштабной войне. Возможно, помимо заверений о легкой победе, исходивших от придворной «экспертной» камарильи, его вдохновлял уже имевший место в октябре 1993 г. «успешный» прецедент вразумления своих заблудших соратников из Белого дома, вздумавших ограничить его власть.

Если уж в самом центре Москвы, на глазах у всего мира танковая артиллерия стала главным «педагогическим» аргументом «демократии», то чего ради церемониться с заштатным Грозным, где живут какие-то «чечены?»

Таким образом, весь русский народ узнал об истории и культуре чеченского народа. Но какой ценой! Если в отношении других народов Кремль изберет войну в качестве познавательной методы, то, что тогда останется от России?

Политика РФ привела к возникновению политического, экономического и военного конфликтов.

II. Первая Чеченская война (1994 – 1996)

1. События 1994 – 1996гг.

В 90-е годы национальные отношения в России значительно обострились. В национальных республиках обострилось положение русского населения, активизировался национализм. Отсутствие у федеральных властей продуманной политики отрицательно сказалось на политической стабильности на Северном Кавказе. В частности в Чеченской республике. В конце 1991 года там были разогнаны законно избранные органы власти. К руководству в Чечне пришел генерал Д.М.Дудаев. В республике утвердился открыто выраженный криминальный режим. Дудаев провозгласил независимость Чечни, которую никто не признал, но никто с середины 1994 года не боролся. Пользуясь попустительством властей в Москве, Дудаев захватил значительную часть имущества и вооружений российских войск в Чечне, вплоть до авиации. В самой Чечне началась борьба за власть, которая при вмешательстве федеральных властей вылилась в 1994 году в гражданскую войну. Территория республики стала базой, с которой преступные группировки проводили криминальные операции в России. Оказались перерезанными железная дорога и нефтепровод из Баку в Новороссийск, что создало угрозу экономическим интересам экспортных предпринимателей. Договориться с Дудаевым не удалось. В конфликт в Чечне вмешались федеральные войска и превратили его в полномасштабную войну с многочисленными жертвами среди мирных жителей и военных [6, С. 543].

До июня 1995 года федеральные силы стремились подавить сопротивления сторонников Дудаева чисто военными действиями и средствами. После нападения Ш. Басаева на город Буденновск в июне 1995 г. начались мирные переговоры, не давшие результатов. 17 декабря в Чечне прошли выборы в Государственную Думу, которые пытались сорвать сторонники Дудаева. Новым главой правительства Национального возрождения Чечни стал бывший первый секретарь чечено-ингушского обкома партии, бывший председатель Верховного Совета Чечено-Ингушетии Доку Завгаев, получивший на выборах 17 декабря более 90% голосов избирателей Чечни.

В феврале – марте 1996 года обстановка на Северном Кавказе еще больше накалилась. В феврале была проведена операция федеральных сил по ликвидации дудаевских боевиков в поселке Новогрозненский на востоке Чечни. В начале марта обстрелу и бомбежке подверглась станица Серновск. С 6 по 9 марта в Грозном начались кровопролитные уличные бои между просочившимися в город боевиками (до 1000 человек) и военнослужащими ВДВ и внутренних войск, а также сотрудниками внутренних дел.

11 марта бывший командующий Северной группировкой войск в Чечне председатель комитета Госдумы по обороне Лев Рохлин назвал позором то, что произошло в мартовские дни в Грозном, когда проникшие в него боевики, по сути, вновь вынудили федеральные войска освободить город. Лев Рохлин обвинил в непрофессионализме силовых министров, высказавшись одновременно против каких-то переговоров с Дудаевым.

Понимая бесперспективность военного пути решения этой старейшей проблемы, Б.Н.Ельцин принял 5 марта 1996 года решение о создании при президенте РФ рабочей группы по завершению боевых действий и урегулированию ситуации в Чечне. Руководителем этой группы он назначил члена Президентского совета Эмиля Паина. Через 10 дней Совет безопасности России утвердил программу урегулирования чеченского кризиса.

Однако обстановка все более обострялась, противостояние федеральных войск и чеченских боевиков усиливалось, боевые действия не прекращались. Они еще более усилились после убийства Д. Дудаева.

Многие политики требовали принять решительные меры по прекращению кровопролития в Чечне. План политического урегулирования в Чечне, объявленный президентом Б.Ельциным еще в 1996 году, предусматривавший ведение переговоров через посредников, реализован не был. После смерти Д.Дудаева Б.Ельцин заявил о своем решении вести переговоры с его преемником, З. Яндарбиевым. 27 мая 1996 года в Москву для переговоров прибыла чеченская делегация во главе с Яндарбиевым. В тот же день в Кремле был подписан документ о прекращении огня в Чечне с 1 июня 1996., об освобождении всех насильственно удерживаемых лиц и о возобновлении работы двусторонних Комиссий, созданных летом 1995 года.

Следует заметить, что министр обороны РФ генерал П. Грачев на этих переговорах не присутствовал, что дало основание некоторым иностранным и российским политикам высказать предположение о том, что П.Грачев выразил, таким образом, свое несогласие с подписанным документом.

В связи с этим соглашением многие политические деятели, прежде всего из оппозиции, поставили вполне правомерный вопрос – почему такое соглашение не могло быть подписано раньше, и таким образом не были спасены жизни десятков тысяч российских солдат. Однако столкновения между федеральными войсками и чеченскими боевыми формированиями продолжались.

В августе 1996 года Секретарем Совета безопасности РФ А. Лебедем и представителем Чечни А. Масхадовым были подписаны так называемые Хасавюртовские соглашения о прекращении военных действий. А 23 ноября 1996 года, спустя два года после начала чеченской войны в Москве председатели Российского и Чеченского правительств Виктор Черномырдин и Аслан Масхадов подписали временное соглашение о взаимоотношениях Федерального центра и Чечни, действие которого было рассчитано на двухмесячный период.

В этот же день президент Б.Ельцин подписал Указ «О мерах по обеспечению дальнейшего мирного урегулирования в Чеченской республике», предусматривающий вывод с территории Чечни последних подразделений МВД РФ и Министерства Обороны.

Таким образом, к 27 января 1997 г. – дню выборов в Чечне президента и парламента, на территории Чечни не должно остаться ни одного российского подразделения. Чеченское руководство, которое добивалось полного вывода всех российских войск и составило этот вопрос в ходе всех этапов переговоров, добилось удовлетворения своих требований [6, С. 549].

Большинство политиков расценило это событие как полное окончание чеченской войны.

Правительство РФ запоздало заявило о своем решении вести переговоры, но реально ни одно из договоренностей выполнено не было. У федеральных властей отсутствовала какая-либо продуманная политика. Конфликт не был разрешен, а только затянулся.

    Новый мученик за Христа.

Чеченская война 1994 – 1996 гг. не прошла бесследно не только для государства, но и для тысяч матерей, потерявших своих сыновей в этой кровопролитной резне.

О мученическом подвиге 19-летнего воина – пограничника Евгения Родионова из Подмосковья сообщалось в журнале «Русский дом» (№ 1, 1999г.), и многие православные откликнулись на это исключительной важности сообщение.

25 июня 1995 года Женя в последний раз ушел из дома, из поселка – его взяли в армию. Идти в армию не хотелось, но долг – это все. Ни о каком увиливании от армии никогда вопрос не стоял.

Служить Женя попал в пограничные войска, чем очень гордился. Три месяца учебки, три месяца спецподготовки, а потом всех из воинской части отправляли в «горячие точки»: в Таджикистан, в Дагестан, в Ингушетию, в Чечню.

13 января 1996 года Женя улетел в командировку под командование Назранского погранотряда, воинская часть 2038.

Командировка была рассчитана на 6 месяцев, хотя все ребята задержались там почти на девять. У части к Родионову не было никаких претензий, он все выполнял очень добросовестно, прилежно. Из него получился очень хороший, ответственный солдат [7, С. 171].

В ночь с 13 на 14 февраля 1996 года тогда еще 18-летний Евгений Родионов, вместе с тремя своими однополчанами (Александр Железнов, Андрей Трусов, Игорь Яковлев), нес караульную службу на незащищенном открытом посту на чечено-ингушской границе. Их подразделение было переброшено сюда из Калининградской области всего за месяц до того. Применять оружие первыми было запрещено приказом, стрелять на поражение – только после предупредительного выстрела вверх. Все это в условиях чеченского беспредела.

Ребята были взяты бандитами, проезжавшими на санитарке, вооруженными до зубов чеченцами. В плен они попали по халатности офицеров. Тех офицеров, которые прежде, чем обеспечить безопасность солдат, первым делом построили баню. Первой задачей для офицеров должно быть – обеспечить безопасность солдат. К сожалению, ничего они не сделали, но в последующем за что-то получили награды.

Застава стояла на единственной в горах «дороге жизни», которая позволяла боевикам провозить по ней оружие, боеприпасы, пленных, то есть, был очень ответственный участок. Контрольно-регистрационный пункт, где как раз Женя и попал в плен, находился метрах в двухстах от заставы. На дороге стояла будка без света, без связи, без какой-либо огневой поддержки.

После того, как Женю взяли в плен, все изменилось. Будку отодвинули вглубь дороги, выкопали по окопу возле нее, наверху на будке поставили пулемет, а рядом – БТР для огневой поддержки. Почему надо было потерять четырех солдат, чтобы поступить именно так, как надо было поступить с самого первого дня? Страшно и то, что, чтобы как-то уйти от ответственности за судьбу солдат, дали телеграмму матери Евгения Родионова, о том, что ее сын самостоятельно оставил часть и что они просят принять меры для го возвращения. А дома у пленного и по подвалам милиционеры стали искать дезертира.

Когда мать Евгения Родионова приехала в часть, перед ней извинились и сказали, что в суматохе не разобрались сразу, погорячились. На самом деле там было все настолько очевидно, что даже спустя две недели после случившегося снегом не до конца засыпало пятна крови на дороге. Видны были следы борьбы. Как потом рассказывал наблюдающий, он видел, как в три часа подъехала машина, он даже слышал крик: «Помогите!» После этого – тишина. Никого почему-то это не взволновало, почему-то не был поднят по тревоге отряд. В четыре часа утра пошли менять ребят, а когда пришли, их уже не было.

Начался трехмесячный плен, в течение которого пленным предлагали принять магометанскую веру. На Евгении, единственном из всех, был нательный крест, с которым он не расставался никогда. Это вызвало особую ярость, от него требовали снять крест, то есть сознательно отречься от Христа. За окончательный и бесповоротный отказ снять с себя крест он был подвергнут мучительной казни. 23 мая 1996 года, в самый день своего рождения, в день православного праздника Вознесения Господня, Евгений был обезглавлен.

Независимой группой чеченских журналистов был снят фильм о войне. В этом фильме использованы съемки казни наших пленных солдат боевиками. На этих сатанинских кадрах видно, как расстреливают двух связанных ребят, а потом у третьего заживо пилой отпиливают голову. Скорее всего, такой казни подвергся Евгений. Вместе с ним за отказ принять магометанство были замучены еще трое: воины Игорь, Андрей и Александр. Евгений за отказ снять крестильный крестик принял особую муку [7, С. 233].

Две недели в майскую жару тела их оставались непогребенными. Потом, мать Евгения, пройдя все круги ада, заплатив огромные деньги чеченским полевым командирам, нашла могилу, и 23 октября 1996 г. тела всех были эксгумированы. Голову Евгения за особую плату вернули матери 6 ноября на праздник иконы Божией Матери и Всех Скорбящих Радость».

Тело Евгения было привезено матерью на Родину 20 ноября 1996 года, в день памяти мучеников Мелитинских. Они были воинами – христианами Римской армии, и за отказ отречься от Христа им отсекли головы. Один из этих тридцати трех воинов носит имя Евгений.

Летом 1999 года при налете на российскую погранзаставу был убит родной брат Хойхороева, убийца Евгения. Он был убит на том самом месте, где прежде были захвачены Евгений и трое других солдат.

А в начале осени пришло известие о смерти самого Хойхороева. 23 августа 1999 года (ровно через три года и три месяца после смерти Евгения) он был убит вместе со своими головорезами – телохранителями в Грозном, во внутричеченской бандитской «разборке».

Позднее воин Евгений Родионов был канонизирован русской Православной Церковью. На его могилу приезжают люди из разных уголков страны, чтобы поклониться и попросить о заступничестве.

Факты мученической гибели российских воинов не единичны. В период двух чеченских войн погибли десятки тысяч военнослужащих.

Недопустимым, по мнению политологов, всех граждан РФ, является участие россиян в гражданской войне.

Принято решение:

Запретить призыв солдат срочной службы для прохождения её в Чеченской республике. Службу в зоне конфликта будут проходить только лица имеющие военный опыт и подписавшие добровольный контракт.

    Пленники в Чечне.

На пороге третьего тысячелетия в самом центре Грозного, в районе так называемой площади «Трех богатырей», несколько лет, вплоть до осени 1999 года, исправно работал крупнейший на Северном Кавказе рынок, где за сходную цену можно было купить раба на любой вкус. И торг здесь был вполне уместен. Даже местные дети знали: самый выгодный товар это «нечеченец». Так что с иностранцами, независимо от их политических симпатий, в «свободолюбивой» Ичкерии особо не церемонились. «Свобода – это, конечно, хорошо, - утверждали работорговцы, – но ею сыт не будешь».

Пленники в Чечне давно рассматривались в качестве предмета купли-продажи. Их можно выгодно сбыть заинтересованным лицам, можно на время одолжить соседу за оказанную услугу, можно, наконец, обменять на заключенного под стражу в России родственника. Вариантов иного плана. Как и положено любому товару в условиях рынка, пленники делились по категориям: социальному статусу и материальному положению.

По высшей шкале ценились иностранцы, известные журналисты и политики: за них можно было получить крупные суммы – до нескольких миллионов долларов. Содержались такие пленные в относительно нормальных условиях. Это, правда, не касалось порядков банды Арби Бараева, где мучили всех пленников, даже «сверхприбыльных».

Похитители попроще предпочитали «работать» с гражданскими специалистами. А так как в Чечне их была нехватка, заложников вылавливали в соседних республиках - Ингушетии, Дагестане, Северной Осетии, Кабардино - Балкарии. За них не обязательно брали долларами, договаривались об обмене на стройматериалы, автотранспорт, продовольствие.… Так что многие чеченцы, проживавшие в других республиках, ездили за дешевым сахаром или лесом на свою историческую родину [9, С. 231].

Самой «мелкой монетой» на невольничьем рынке платили за российского солдата. В силу разных обстоятельств и причин товар этот после Хасавюрта не защищался ни федеральной властью, ни казначейством. Правда, отдельные регионы порой пытались вытащить своих земляков из плена. Так, например, администрация Краснодарского края заплатила за прапорщиков Солтукова и Москалева 50 тысяч долларов, а за освобождение рядовых Бережного и Ватутина краснодарцы отдали 40 тонн муки. Но эти факты скорее исключения из правил.

Сотни российских офицеров и солдат несколько лет гнули спины на чеченских хозяев. В Веденском и Итуш-Калинском районах они выращивали горный чай; у селения Анлерой обрабатывали маковые плантации, в Ножай-Юртовском районе пасли скотт, многие строили дорогу на Шатили. Их содержали в ужасных условиях: каторжная работа от зари до зари, холод, голод, побои… Не все выдерживали такие испытания. Как заметил один из работорговцев: «Попавшие в плен будут сидеть долго…если, конечно: за десять месяцев из чеченского плена был отпущен только один военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях», а ведь в Хасавюртовских соглашениях предусматривалась выдача всех пленных.

К сожалению, российских военнопленных, годами томившихся «во глубине чеченских руд», так и не удалось вызволить. Их стоны не услышали ни в Грозном, ни в Москве. Аслан Масхадов пытался спасти имидж Ичкерии перед Западом, некоторые высокопоставленные члены МВД примеривали на себя тесноватые мундиры миротворцев, а некоторые ведущие политики поднимали рейтинги перед очередными парламентскими и губернаторскими выборами. А рядовые солдаты оставались в их глазах теми пешками, которыми можно пожертвовать, чтобы выиграть партию. И никто из участников политических игрищ не вспомнил об известном принципе: «Война продолжается до тех пор, пока из плена не вернулся последний солдат».

Держава, умеющая начинать войну, должна уметь и достойно ее заканчивать. Иначе за нее впредь никто не станет воевать. Между тем новая война назревала. Фактическая независимость Чечни обернулась разбоем, разрухой и всеобщим обнищанием рядовых жителей. Благоденствовали только бандитские стаи, прикрывавшие свои постыдные деяния ваххабитской риторикой.

Убийства, грабежи, наркомания и проституция стали в «правоверной мусульманской» республике обыденными явлениями. Молодых и голодных волчат Ичкерии уже не сдерживали ни добрые традиции отцов и дедов, ни суровые законы шариата [9, С. 235].

Местная интеллигенция против такой независимости «проголосовала руками и ногами». Многие талантливые ученые, врачи, инженеры, преподаватели вынуждены были покинуть родные места. Чеченский народ оказался в тяжелом положении: реальной стала угроза деградации, всеобщая разруха, нищета, массовая безработица. Старики годами не получали пенсии. А убийцы, преступники жили в роскошных домах и ни в чем не испытывали нужды.

Главной мишенью ошалевших от вседозволенности сепаратистов стали «инородцы»: 350 тысяч русских, побросав годами нажитое, покинули Чечню. Те же, кто остался, сполна испил горькую чашу.

А здесь своя чудовищная хроника. Зверски убит атаман Сунженской линии Подкоязин, отрублены головы всем казачьим старейшинам в Червленной, публично растерзан в Улус-Мартане настоятель православной церкви отец Анатолий. Тысячи русских подвергнуты избиениям, изощренному изнасилованию… Летом 1999 года зверски замучен последний русский житель станицы Шелковской. Девяностолетнего старика молодые «дипломированные» террористы из учебных лагерей после долгих пыток зарезали ножницами для стрижки овец.

За последние годы чеченские бандиты захватили более 100 тысяч квартир и домов, принадлежавших русским, дагестанцам, людям других национальностей. Почти 50 тысяч своих соседей чеченцы обратили в рабство. А сколько «рабов» гнули спины на строительстве высокогорной дороги через Главный Кавказский хребет в Грузию, работали на самодельных нефтеперегонных заводах, обрабатывали маковые и конопляные плантации. И тут невольно напрашивается вопрос: почему к вопросам геноцида так безучастны были наши правозащитники – профессионалы Боннэр, Шабад, Ковалев и другие? Наверное, защита русских не входит в их планы.

На гербе самопровозглашенной республики Ичкерия красовался одинокий волк. Он считается на Кавказе самым зловещим хищником, опасным как для своих, так и для чужих. Кровь – его стихия. Волков на кавказских кручах отличается беспощадная жесткость к человеку. Именно эти качества становятся родовыми для чеченских головорезов – сепаратистов, воюющих под «волчьими» знаменами.

Государство, умеющее начинать войну, должно уметь и достойно ее заканчивать. Иначе за такое государство впредь никто не станет воевать. А новая война уже назревала.

III. Вторая Чеченская война.

1. Пришествие ваххабизма.

В исламе очень распространен культ святых, о существовании которых не было и речи в годы составления Корана при жизни пророка Мухаммеда. С расцветом такого культа появилось множество братств и орденов с их шейхами, обладавшими абсолютным авторитетом и неограниченной властью, стало считаться, что именно эти религиозные лидеры являются носителями небесной благодати, способной передаваться от основателя к его приемнику (чаще всего к сыну или другому близкому родственнику) легендами, деяния приукрашивались и превращались в чудодеействия, а места захоронения становились святыми местами, объектом паломничества. Считалось, что гробницы таких святых обладают чудодейственной силой, излечивающей и помогающей правоверным, поэтому на них смотрели как на святилища, они превращались в объекты иступленного почитания. Их посещение считалось богоугодным делом.

В ХI веке культ святых стал распространяться по всему исламскому миру, а в некоторых районах, как у берберов в северной Африке, едва ли не оттеснил на задний план культ Аллаха – настолько распространилось и заняло первостепенное место почитания святых и их мазаров. Это нравилось не всем. Стремясь возвратить исламу его чистоту и избавить его от самозваных святых, в ХVIII веке аль-Ваххаб и его последователи – ваххабиты, суровый аскетизм некоторых исключал любой культ (включая культ пророка), стали выступать как против развлечений, так и против посредников – духовников во взаимоотношениях мусульманина с Аллахом. Ваххабиты выступили против всего, что противоречило их убеждениям, в частности против святых мест, которых было особенно много в древней Аравии, зоне действия ваххабитов. Выступив под лозунгом джихада и разгромив ряд аравийских городов, ваххабиты в начале XIX века основали здесь Эмират, потомки главы которого Сауды правят Саудовской Аравии и поныне [7, С. 104].

К началу ХХ века ваххабизм был распространен еще в Северной Африке. На современном этапе ваххабизм – «учение об очищенном, неискаженном» исламе. Ваххабиты выступают за теократическую мусульманскую монархию, консервативный уклад жизни, простоту быта.

В настоящее время арабская династия продолжает объединение стран под флагом ваххабизма. Султан Абдель Азиз, ставший в 1926 году королем объединенной Саудовской Аравии, сделал ваххабизм государственной религией этого государства. Ваххабиты выступают категорически против любых перемен в Саудовской Аравии и за распространение порядков, принятых в этой стране, центре мусульманского мира, на другие исламсике страны. При финансовой поддержке их Саудовской Аравии ваххабистские организации были созданы даже в России. Близкие к ваххабизму режимы победили в Судане и Афганистане («талибы»). Наиболее радикальные сторонники ваххабизма обратились к террористическим методам борьбы. Во время войны в Персидском заливе Саудовская Аравия вступила в качестве союзника США, что вызвало гнев радикальных ваххабитов, которые враждебно относятся к любым элементам западной культур, и считают все государства Европы и Америки следующими по «пути дьявола». Ваххабиты считают самой близкой себе организацию «Аль Канда», которая развернула компанию терактов, направленных против США. Ваххабиты активно участвуют в организации террора на Кавказе – в Дагестане и Чечне. Экстремистский ваххабизм стал частью международной террористической сети [1, С. 148].

Все 90-е годы в Чечне набирало силы новое религиозное течение – ваххабизм, и очень скоро оно обрело четкую политическую окраску. Чечня все больше превращалась в своеобразный инкубатор по выращиванию ваххабитов. Их представители укрепляли свои позиции у власти.

А. Масхадов, поначалу боровшийся с «радикалами», вынужден был смириться с религиозным экстремизмом, по крайней мере на деле. А те, все активнее расширяли свое влияние и к концу 1997 года уже не скрывали своих претензий на приход к власти в Дагестане и других северокавказских республик.

В многонациональном Дагестане ваххабиты появились после первых массовых паломничеств местных мусульман к святым местам в Ликке и Медине. И хотя их учение чуждо религиозному мировоззрению дагестанских мусульман суитов, община из «чистых мусульман» росла как на дрожжах, на «долларовых дрожжах» из Саудовской Аравии – государства, где ваххабизм является официальной идеологией.

Надо заметить, что аравийские шейхи сделали удачный геополитический выбор. Массовая безработица среди молодежи, утрата достойных жизненных ориентиров, унизительное материальное положение – все это создавало благоприятную почву для любых разновидностей радикализма. К тому же еще каждый новообращенный на первых порах получал от бородатых ваххабитов подарок в тысячу долларов. Пять тысяч долларов весила премия за приобщение к новой вере еще пятерых человек. Ежемесячная зарплата активистов составляла от 300 до 700 долларов. Только в 1955 году всевозможные исламские затратили на пропаганду ваххабизма на Северном Кавказе 17 миллионов долларов. Ведь традиционный для Кавказа ислам суннитского толка не годился для наступления сепаратизма и экстремизма.

Лидера «Исламского сообщества Дагестана» («Джамаат»), созданного ваххабитами, своей конечной цели не скрывали – выход из состава России и построение совместно с Чечней исламского государства нового типа. Ожидалось, что немедленную военную помощь – открыто или тайно – окажут повстанцам Пакистан, Саудовская Аравия, а также Турция, заинтересованная в транзите каспийской нефти через свою территорию.

Для реализации своих планов «Джамаат» имел свои «боевые соединения». Около шестисот боевиков этого отряда получили крещение во время первой чеченской войны. Почти все они воевали под началом полевого командира Эмира Хаттаба. Наиболее способные террористы прошли стажировку в Пакистане: утром штудировали Коран, днем и вечером повышали диверсионное мастерство [9, С. 367].

Лидеры Ичкерии восстанавливали свою армию в диверсионных школах, находившихся и на территории Чечни, где разворачивалась подготовка будущих сепаратистов.

В середине 1997 года состоялся выпуск в одной из таких школ в Грозном. Перед выпускниками выступил Радуев С. с весьма символичный речью, носящей программный характер.

«Братья, сегодня вы выходите из стен нашей школы. Четыре месяца ваши учителя обучали вас искусству диверсий, подкупа, распространения слухов, многому другому. Все принимали участие в святой войне за независимость Ичкерии, и не важно, что среди вас не только чеченцы. Ичкерия стала для вас настоящей родиной, в борьбе за независимость которой вы проливали кровь. Живите по законам Шариата!»

Сейчас Москва пытается убедить нас в том, что подарила нам мир. Я этому не верю, как не верит в это ни Шамиль, ни Аслан. Все обещания Москвы о финансировании – не более чем разговоры для дураков. Аслан молодец, он водит Ельцина за нос и, наверное, сможет получить деньги за наш национальный банк. А если даже не получим, ничего страшного. Нам русские деньги не нужны. Нам дадут некоторые европейские страны, а также Пакистан, Афганистан и Иран…

Наши требования:

- полная политическая независимость Ичкерии;

- Россия, как проигравшая войну, должна выплатить контрибуцию, всю до копейки;

- с теми, кто в войне поддержал Москву разберемся по законам Шариата.

Уже завтра некоторые из вас приступят к выполнению своих заданий. Ваша задача – снять смертный страх и ужас среди тех, кто продал Аллаха. Они каждый час должны чувствовать холодную руку смерти. Захватывайте их в заложники и убивайте. Аллах все простит, а на крики политиков внимания не обращайте – это не более чем шумовая завеса…»

Ваххабиты обычно ведут аскетическую походную жизнь. «Война с неверными а также плохими мусульманами» до победного конца. Но когда разговор заходит об Эмире Хаттабе, лица суровых «моджахедов» светлеют: это их путеводная звезда. На каждой машине ваххабитов Хаттаб велел установить черные флаги – знаки священной войны с неверными. Публично он выступал крайне редко, но накануне вторжения в Дагестан объявил эту республику очередным фронтом, где развернется «газават» (священная война).

Чечня давно привлекала внимание другого арабского террориста – Усамы Бен Ладена. Во-первых – масхадовская оппозиция в лице Удугова, Басаева, Яндарбиева, готова была на альянс с любым, кто оказывал материальную поддержку, если он борется с «евреями и крестоносцами» (христианами).

Во-вторых, здесь обосновалось немало друзей Усамы по Афганистану, и другим «горячим точкам» [10, С. 353].

Весной 1999 года в пакистанском Пешаваре прошли переговоры Радуева и людей Бен Ладена. А вскоре в столицу афганских талибов прибыл представитель «чеченского МИДа», который обсуждал вопрос приезда в Чечню саудовского миллионера – террориста. По мнению издающейся в Лондоне арабской газете «Ханят», в случае необходимости проблема предоставления убежища Бен Ладену была решена.

Именно Усама больше всех приложил руку к агрессии чеченских ваххабитов на Дагестан. Его тесть – мулла Омар – дал «фетву» (благословление) на нападение. Сам Бен Ладен не только перевел Басаеву и Хаттабу более 30 миллионов долларов, но и лично посетил диверсионные лагеря под чеченским селением Саржень-Юрт. Об этом со ссылкой на ведущих американских экспертов сообщила газета «Филадельфия инкуайр».

Масхадов, как президент Чечни, два года боролся с ваххабизмом, дошло до вооруженных стычек, а федеральные власти Москвы ничего не сделали чтобы ему помочь.

Таким образом, на юге России были созданы все условия для распространения ваххабизма по всему Кавказу. Все было готово для войны.

2. События 1998 – 2001 гг.

В начале августа 1998 года ваххабитские боевики пересекли федеральную границу с Дагестаном и вторглись на его территорию. Во главе боевиков выступали полевыми командирами Ш.Басаевым и Э.Хаттабом блокировали населенные пункты Ботлих, Агвани, Хунзах. В результате боевых столкновений с федеральными войсками Э.Хаттаб был ранен. Боевики пытались уйти обратно на территорию Чечни. Весь август на территории Дагестана велись ожесточенные бои. Силами федеральных войск нападение боевиков удалось подавить, и многие из них были уничтожены. Но некоторым, в том числе и их лидерам удалось бежать в Чечню.

В начале 1999 года ваххабиты, чеченские боевики и наемники снова вошли в села ботлихского района Дагестана. Реакция местного населения на захват чеченскими бандитами высокогорных аулов Рахата, Ансалта, Тандл, Шадрода была крайне отрицательна. Сразу после входа в населенные пункты Басаев сразу же предложил местному населению эвакуироваться. Когда первые автомобили, в которых находились дети и женщины, выходили из населенных пунктов боевики выдвигались под их прикрытием на боевые позиции.

27 августа, уже после проведения боевых действий, были обнаружены трупы наемников из Средней Азии, Ближнего Востока, а также из Африканского континента. Словом, на территории Дагестана уже был международный бандитский синдикат.

Боевые действия велись в селах Карамахи и Чабанмахи Буйнакского района Дагестана. 3 сентября 1999 года руководителям оперативного штаба – командующим Объединенной группировкой федеральных сил в республике Дагестан был назначен генерал Г.Трошев, руководивший боевыми действиями еще в первой чеченской войне 1994-1996гг. И к 14 сентября 1999 года была разгромлена мощная группировка боевиков из 1000 человек [5, С. 171].

Потерпев поражение, лидеры бандформирований начали новую подготовку на приграничные с Чечней районы Дагестана.

Наиболее мощные боеспособные отряды подчинялись Э.Хаттабу (до 2000 человек), Ш.Басаеву (до 1500 человек), С. Радуеву – (около 500 человек). В остальных бандгруппах – от 100 до 300 человек.

К ноябрю 1999 года была освобождена вся горная и равнинная территория Дагестана. Началась операция по освобождению территории Чечни.

В течение нескольких дней с минимальными потерями был блокирован второй по величине город чеченской республики Гудермес. К этому времени в руководстве бандформирований возникли разногласия. Многие боевики переходили на сторону федеральных войск. Показательным примером в этом могут служить братья Ямадаевы. Они были одним из первых, кто во вторую чеченскую войну пришел на помощь федералам и открыто выступил против ваххабитов.

22-23 ноября были освобождены населенные пункты Аргун и Аллерой.

В декабре 1999 года от боевиков была освобождена вся равнинная часть территории Чечни. Боевики сосредотачивались в горах, но значительная их часть сосредоточилась в Грозном.

В середине января проходила операция по уничтожению бандформирований в Грозном, где дислоцировались отряды Ш.Басаева и И. Таяхадова.

17 января штурмовые отряды с двух сторон вошли в Грозный. Далее уничтожение бандитских группировок проходило в горных районах Чечни.

В самом конце зимы 2000 года недалеко от горного селения Урус-Керт приняла неравный бой с почти двадцатикратно превосходящим врагом 6-я парашютно-десантная рота 76-й псковской дивизии ВДВ.

29 февраля, когда основные силы 6-й роты находились на высоте 776,0 разведгруппа из пяти человек под командованием А.Воробьева уже почти достигшая высоты Исты-Корд, была обнаружена передовым дозором из 202 наемников, тем самым, вызвавшая приказ Э.Хаттаба начинать боевые действия. Билась рота отчаянно, но прорваться к высоте 776,0 смогла только к утру 2 марта.

Только четверо десантников остались в живых после этого жесточайшего боя. Хоттабовцы так и не смогли прорваться к Сельментаузену и дальше – на Ведено. В бою погибло 84 человека. Там, на высоте 776,0 бок о бок воевали люди разные – христиане, мусульмане, разных национальностей – русские, татары, украинцы и евреи… Там был представлен весь бывший Советский Союз. Но сколько ни пытались хаттабовцы размыть нравственные ориентиры в армии, им это не удалось [5, С. 237].

В результате бандиты были вынуждены скитаться одичалыми шайками по лесу. А через несколько дней капитулировал крупный отряд террористов – свыше 70 боевиков.

В марте 2000 года отрядам полевого командира Руслана Гелаева было захвачено село Комсомольское. Но уже 20 марта село было освобождено от боевиков. А уже к 18 апреля федеральными войсками были блокированы Вертхой, Верхнее и Нижнее Ца-Ведено, Первомайское.

Таким образом, контртеррористическая операция продолжалась до конца 2001 года, и привела к дальнейшему усилению развития международного терроризма.

    Крупнейшие теракты на рубеже ХХ – XXI веков.

На рубеже ХХ – ХХI веков международный терроризм стал одной из мощнейших и глобальных угроз всему человечеству.

Терроризм – (от лат. Terror – ужас) – нелегальные насильственные действия, направленные на уничтожение политических противников и дестабилизацию политического положения.

В январе 1997 года А.Масхадов провозгласил независимость чеченской республики Ичкерия. Но реальная власть в республике оказалась в руках бандформирований, пользующихся поддержкой международных экстремистских организаций. Они насаждали в Чечне террористические порядки, с ее территории, захватывались заложники. Чеченские террористы организовали взрывы в российских городах, покушения на кавказских политиков.

Всентябре 1999 года отряды Басаева и Хаттаба взорвали мощные бомбы в Москве, Каспийске, Волгодонске. К этому времени в России изменилось отношение к проблеме в Чечне, большинство политиков осознали, что концепция мирного сосуществования с ней себя не оправдала. В результате терактов погибли сотни людей.

В октябре 2002 года боевики захватили около 800 заложников в театральном центре на улице Дубровка. Здание было взято штурмом российскими силовыми структурами. Большинство заложников было спасено, но все же погибло более 100 невинных людей. В 2004 году 9 мая на торжественном митинге по случаю Дня Победы над фашистскими захватчиками в результате теракта погиб президент Чечни А.Кадыров [17, С. 71].

Самыми крупными террористическими актами в мировой истории являются атаки террористов – смертников на Нью-Йорк и Вашингтон 11 сентября 20001 года.

Утром 11 сентября захваченные террористами пассажирские самолеты врезались в две башни международного торгового центра в Нью-Йорке и в здание Пентагона (министерства обороны США).

Еще один самолет также был захвачен террористами, но упал в штате Пенсильвания, не долетев до цели. Считается, что самолет потерпел поражение из-за борьбы, начавшейся на борту. На других самолетах пассажиры не оказали сопротивления террористам – самоубийцам, и замысел организаторов теракта удался: после непродолжительного пожара башни здания Пентагона рухнули. Погибло около трех тысяч человек.

Спецслужбы США объявили, что теракт организован террористической структурой «Аль-Каида». Ее глава Усама Бен Ладен, находившийся в то время в Афганистане не признал свою ответственность за теракт, но одобрил его.

Теракты оказали большое воздействие на мировую экономику и политику. Это способствовало началу давно назревавшему экономическому спаду.

В США было создано министерство национальной безопасности, следившее за въезжающими в страну людьми. Одновременно США нанесли удар по Афганистану, где находился Бен Ладен. Но «Аль-Каида» сохранилась. Теракты показали всему миру, насколько опасен современный терроризм [8, С. 3].

Таким образом, содержание работы позволяет раскрыть понятие «чеченский феномен». Можно предположить, что он заключается:

    В роли «чеченского феномена» в жизни чеченского народа, народов Кавказа, России, международных отношениях.

    В оказании антигуманной сущности «чеченского феномена».

    В необходимости приобретения опыта мирного разрешения внутригосударственных и межгосударственных, национальных, этнических и религиозных конфликтов.

Заключение

В работе рассмотрены факты исторических предпосылок войны в Чечне, в частности события Кавказской войны 1817-1864 гг., а также современные предпосылки войны в Чечне.

Подробно рассмотрены события Первой и Второй чеченских войн, а также терроризм, в его международных масштабах, как последствие провозглашения независимости республики Ичкерия.

В заключение следует отметить 1945 год, когда советские солдаты, освободив СССР от немецко-фашистских захватчиков, продолжали освобождать и Европу. Фашисты, возможно и сейчас терзали бы соседние страны. Похожая ситуация и здесь, на Кавказе. Тема раскрыта.

В главе I рассмотрены вопросы возникновения истоков современных войн в Чечне.

В главе II изложены материалы возникновения Первой Чеченской войны (1964 – 1996г).

В главе Ш основное внимание уделено анализу Второй Чеченской войны (1998 – 2001г), а так же терроризму в его международных масштабах.

Раскрытию темы способствовало использование методов, четкое определение цели и задач, теоретического, событийного материалов.

Исследование темы подчеркивает актуальность проблемы.

Практическая значимость работы: познавательное значение. Войну в Чечне нужно закончить до конца, или же республика станет пристанищем для всех мировых бандитов, которые постоянно будут терзать международное сообщество.

Многие русские, чеченцы, армяне, евреи, которые покинули республику перед войной, запомнят Чечню, прежде всего мирной, и для каждого по-своему дорогой родиной, которую обязано сохранить российское руководство, прежде всего для сохранения мира на Земле.

Литература

1. Авторханов А.В. Империя Кремля. – Минск, 1991.

2. БСЭ. – Минск, 1965.

3. Васильев Л.С. История религий Востока. - М.,1983.

4. Всемирная история 10т.// Под ред. Баранова Б.А. – М., 1998.

5. Дегаев В.В. Большая игра на Кавказе.- М., 2003.

6. Корнева Т.Р. Исламский фактор в межнациональных конфликтах. М., 2004.- 118 с.

7. Кудрявцев Л.В. Ислам на Северном Кавказе. М., 2001. – 204 с.

8. Лайпанов Б. Ислам в истории. М., 2001. – 177 с.

9. Ляхов Е.Г. Политика терроризма – политика насилия и агрессии.- М., 1997.

10. Мировая история. Хроника человечества. ХХ век. Кн.2. - М.: «Олма-Пресс», 2005.

11. Мировая история. Новейшая история. ХХ век. Кн.2. - М.: «Олма – Пресс», 2005.

12. Мировая история. История России. ХХ век. Кн.2. - М.: «Олма – Пресс», 2005.

13. Максуд Р. Ислам. М., 2000. – 296 с.

14. Массе А. Ислам (пер. с франц.). М., 1982.

15. Михайлов П. Ислам в России. М., 2993.

16. Перепелицин А.И. История России. - Пятигорск, ПГЛУ, 1997.

17. Печенев В.А. Заметки о выходе из чеченского кризиса. «Свобода мысли» - 1996г. - № .5

18. Радугин А.А. История мировых цивилизаций. - М., 2001.

18. Словарь иностранных слов.- М.: Академия, 2002.

19. Тайм Ньюс. Лондон 5.04.04. «Международная тер. организация Аль Каида».

20. Трошев Г.Н. Моя война. Чеченский дневник окопного генерала. - М.: «Вагриус», 2004.

21. Трошев Г.Н. Чеченский рецидив. - М.: «Вагриус», 2005.

22. Уроки чеченского кризиса.- М.: «Диалог», 1995.

23. Шитов А.В. Тайны Кавказской войны. - М.: «Вече», 2005.

24. Щапова Я.Н. Религии мира. - М.: «Просвещение», 1994.