Характерные черты афинской демократии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКА ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Средне-волжский (г. Саранск) филиал

Юридический факультет

Кафедра истории государства и права

Реферат на тему

Характерные черты афинской демократии

Содержание

Введение

Возникновение государственности у древних афинян

История афинской демократии

Заключение

Введение

В современном мире демократия считается наиболее современным и приемлемым в цивилизованном обществе политическим режимом. В современном понимании демократия – это такая политическая система, при которой народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии, хотя такой метод применим к любым общественным структурам, от семьи до всего человечества, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.

Важно, что родиной термина является Древняя Греция, и в переводе с греческого оно означает «власть народа» (от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть»). Отсюда следует, что и сама демократия как режим политической власти произошла в период античности в Греции. Несомненно, изучая демократию в современном мире нельзя не коснуться ее исторического начала, не познать ее первоначальную сущность. Для этого необходимо подробно рассмотреть ее зарождение и расцвет, государственное устройство и порядок управления в Афинах.

Цель моего реферата заключается в том, что бы раскрыть сущность первоначальной демократии, рассмотреть ее на начальном этапе развития и, соответственно, сравнить основные характеристики афинской демократии с той, что присуща большинству развитых стран современного мира.

Возникновение государственности у древних афинян

Минойский период

Возникновение и расцвет первых очагов государственности на территории Древней Греции происходит в III – II тысячелетии до н. э. на острове Крит.

Вначале их было четыре с центрами-дворцами в Коноссе, Фесте, Маллии, Като-Закро. Этот период в истории называют эпохой «дворцовой» или «минойской» цивилизации. Именно появление дворцов свидетельствует о социальном расслоении общества и становлении государственности.

В дальнейшем, государственность в Греции развивалась форме самостоятельных и независимых полисов – отдельных городов-государств, включавших в себя наряду с городской территорией также и прилегающие сельские поселения. В древнегреческих полисах развертывалась борьба за власть, которая находила свое концентрированное выражение в борьбе за учреждение одной из форм правления: аристократии (власти знати, "лучших", достойнейших); олигархии (власти богатых) или демократии (власти народа). Этот процесс состоял из трех периодов.

    Ранний период

Ранний период связан со временем возникновения древнегреческой государственности (9-6 вв. до н.э.). этот период связан с творчеством Гомера, знаменитых "7 мудрецов". Высшим должностным лицом в Афинах стал Архонт. Архо́нт (др.-греч. ἄρχων, «начальник, правитель, глава», от ἄρχη — «начало; власть») — высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах). Согласно преданию, в XI веке до н. э. царская власть была отменена и представители царского рода Кодридов стали пожизненными архонтами. В середине VIII века до н. э. доступ к этой должности получили евпатриды и срок власти архонта сократился до 10 лет, а с первой половины VII века до н. э. — до одного года. В это время в Афинах уже было и действовало Народное собрание как совещательный и законодательный орган. Хотя в политической жизни Афин участвовала не большая часть населения, выделялась группа лидеров – «риторы» (ораторы).

    Второй период

Второй период (5-4вв. до н.э.) – время расцвета древнегреческой философской и политико-правовой мысли, нашедшего свои выражения Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля. В это же время, оформляется и развивается рабство.

У Демокрита (ок. 460–370 г. до н.э.) встречается одна из первых попыток рассмотреть возникновение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процесса люди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.

В государстве, по Демократу, представлены общее благо и справедливость. Интересы государства превыше всего, и заботы граждан должны быть направлены к его лучшему устройству и управлению. «Ибо хорошо управляемое государство, – подчеркивал он, – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

Законы, по Демокриту, призваны обеспечить благоустроенную жизнь людей в полисе, но чтобы действительно достигнуть этих результатов, необходимы соответствующие усилия и со стороны самих людей, их повиновение закону. Законы, собственно, нужны для обычных людей для того, чтобы обуздать присущие им зависть, раздоры, взаимное причинение вреда. С этой точки зрения мудрому человеку подобные законы не нужны. «Не следует мудрецу повиноваться законам, но (должно) жить свободно». Для мудрого человека и хорошей души отечество – весь мир: при всяком государственном строе он будет жить справедливо и сохранит «хорошее расположение духа» (эвтюмию), являющееся целью жизни. Достижение эвтюмии вообще требует, по Демокриту, воздерживаться от многоделанья в частной и общественной жизни.

    Третий период

Третий период (4-2 вв. до н.э.) – период эллинизма, время начавшегося упадка древнегреческой государственности.

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356—323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.).

Кризис древнегреческой государственности отчетливо проявился в учениях о государстве и праве эллинистического периода. В последней трети IV в. до н.э. греческие полисы теряют свою независимость и подпадают сначала под власть Македонии, а затем Рима. Походы Александра Македонского (в 336–323 гг. до н.э.) положили начало эллинизации Востока и формированию эллинистических монархий. В середине II в. до н.э. сама Македония превращается в провинцию Рима.

Политико-правовая мысль этого периода нашла свое выражение в учениях Эпикура, стоиков и Полибия. По своим философским воззрениям Эпикур (341–270 гг. до н.э.) был продолжателем атомистического учения Демокрита.

История афинской демократии

К началу VI века до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка, обусловленная борьбой демоса (торговцев, ремесленников, земледельцев) с господством родовой аристократии, долговым рабством и др. По свидетельству современников, народ восстал против знатных. Преодолеть возникшие противоречия могло только проведение глубоких преобразований. Решающими этапами в формировании новых общественных отношений стали реформы, проведенные архонтами Солоном и Клисфеном.

Реформы Солона

В 594 г до н.э. архонтом избирается Солон. Первой крупной реформой солона была сисахфия – отмена долгового рабства. Задолженность должников была аннулирована, продаж несостоятельных должников в рабство впредь прекращалась, а те, кто были проданы ха пределы Афин, выкупались государством.

В экономической сфере Солон установил максимальный размер земельных участков, в то же время разрешил куплю-продажу земли и ее залог. Для защиты интересов народа был разрешен вывоз оливкового масла и хлеба за границу. Центральное место в преобразованиях Слона занимают политические реформы. Прежде всего, происходит деление граждан по имущественному признаку, вне зависимости от происхождения. При Солоне был образован Совет четырехсот (буле), куда избирались по 100 представителей от каждого племени и суд присяжных – гелиэя. Возросла роль народного собрания. Однако борьба эвпатридов (аристократии) и демоса за политическое господство продолжалось еще почти столетие.

Реформы Клисфена

Дальнейшая демократизация афинского общества связана с именем Клисфена. В 509 г до н.э. Клисфен осуществил реформы, которые окончательно ликвидировали остатки родового строя. Было изменено административное деление. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, кажда из которых включала три находящиеся в разных местах территории (триттии) – городскую, прибрежную и сельскую, Таким образом, на смену кровно-родственному пришел территориальный принцип деления, что подорвало влияние родоплеменной знати. Совет четырехсот был заменен Советом пятисот, куда вошли по 50 представителей от десяти фил. Клисфеном был образован еще один орган – коллегия стратегов – коллегию из 10 военачальников, в руки которых в последующие годы перешла от архонта-полемарха вся военная власть; в отличие от архонтов, в которые избирались только представители двух высших имущественных классов, стратегами могли стать представители всех классов, кроме последнего — фетов. Для предупреждения новых попыток захвата тиранической власти Клисфен ввёл остракизм - изгнание из города отдельных лиц по постановлению народного собрания.

Переходный период (506 – 462 гг. до н. э.)

Благодаря реформам Клисфена Афины сделали первый важный шаг в сторону демократии, или, образно говоря, демократия уже одной ногой стояла в Афинах. Следующий шаг растянулся почти на столетия. Все это время ведущие позиции в обществе по-прежнему сохраняла аристократия, но в политической структуре постоянно происходили некоторые изменения и появлялись новшества, подготавливавшие торжество радикальной демократии. Этот период характеризуется борьбой аристократии за власть, а так же войной с Персией.

Расцвет демократии

Победа над персами особенно усилила Афинское государство. Начинается наиболее блестящий период в его истории, ознаменованный ростом внешнеполитического могущества, развитием демократических институтов, превращением Афин к подлинный центр просвещения Эллады.

Все вопросы внутренней и внешней политики решались в народном собрании, в котором могли участвовать все афинские граждане, независимо от имущественного положения, достигшие 20 лет (С 18 до 20 лот юноша нес военную службу, только после ее окончания он получал полные гражданские права и мог участвовать в политической жизни.). Собрание созывалось не менее 40 раз в течение года. Повестка дня была заранее известна. Регулярно слушались отчеты должностных лиц, обсуждались ассигнования на военные нужды, строительство флота и общественных сооружений, продовольственное снабжение, вопросы, касавшиеся Союзников и отношений с другими государствами.

Основной функцией экклесии было издание законов и декретов (псефисмы) — решений по частным вопросам на основе уже существующих законов. Законопроекты тщательно обсуждались. Текст нового закона, а также законов, которые отменялись им, выставлялся для всеобщего ознакомления. Затем после выступления автора законопроекта в его защиту народное собрание назначало комиссию из числа народных судей для изучения вопроса о целесообразности принятия нового закона. Обсуждение законопроекта происходило как бы в форме судебного процесса. Окончательное решение выносило народное собрание. Но и после принятия нового закона автор его в течение года мог быть привлечен к ответственности по обвинению в том, что предложил закон, противоречащий демократической конституции и существующим законам.

В народном собрании происходили выборы должностных лип, связанных с государственными финансами, и военных. Их выбирали открытым голосованием.

Остальные должности замещались по жребию. При принятии решений применялось как тайное, так и открытое голосование. Открыто голосовали путем поднятия рук (хейротония). Тайное голосование применялось при рассмотрении вопросов, касавшихся отдельных лиц (дарование гражданских прав, остракизм и некоторые другие). Рассматриваемые вопросы тщательно обсуждались, каждый участник собрания мог выступить со своими соображениями. Существовала свобода слова, и ораторам разрешалось подвергать критике любые мероприятия в области внутренней и внешней политики. Право выступить имел каждый гражданин, присутствовавший на собрании. В промежутках между народными собраниями вопросами управления ведал совет пятисот, пополнявшийся ежегодно по жребию из граждан, достигших тридцатилетнего возраста. В функции совета кроме руководства текущими делами (включая финансы, пополнение и содержание флота, государственное строительство, контроль над деятельностью должностных лиц, распоряжение государственным имуществом, отношения с союзниками, дипломатия) входила подготовка вопросов, подлежавших рассмотрению в народном собрании. Совет пятисот составлял предварительный проект решения, который мог быть принят или отвергнут народным собранием. Решение, принятое без предварительного обсуждения в совете пятисот, считалось противозаконным.

Участие совета пятисот в их подготовке должно было предохранить от принятия необдуманных и вредных для демократии решений. Члены совета при вступлении в должность давали клятву, что будут руководствоваться в своей деятельности законами и «советовать» к наибольшему благу государства. Совет делился на 10 частей (притании) по 50 человек от филы, каждая из которых дежурила одну десятую года. Эти 50 человек представляли одну из десяти фил, внутри которых квота представительства в совете распределялась между домами: пропорционально их величине и числу граждан в них. Число членов совета от дема колебалось от одного до десяти человек и более. Ежедневно из состава пританов по жребию взбирался председатель, которому вручались ключи от храмов, где хранились государственные документы, казна и печать. Он же председательствовал в народном собрании, если оно выпадало на этот день. Таким образом, в течение года более половины членов совета проходили через эту почетную должность. При сравнительно небольшом числе афинских граждан (30—40 тыс.) и том, что членом совета можно было быть только дважды, почти любой афинянип хоть раз в жизни участвовал в деятельности этого важного политического органа (Так, например, философ Сократ, принципиально уклонявшийся от политической деятельности, все же был однажды членом совета 500.).

Большую роль в политической жизни Афин играл суд присяжных — гелиея. В суде могли участвовать (и притом неограниченное число раз) все афинские граждане, достигшие тридцатилетнего возраста, независимо от имущественного ценза. Ежегодно жребием из желающих отбиралось 5000 судей и 1000 запасных. В дни судебных заседаний (их было не менее 300 в год) опять жребием судьи распределялись по судебным помещениям. Они заранее не знали, какие дела будут рассматривать, что исключало возможность подкупа и злоупотреблений. Но вследствие такой практики судьи должны были принимать решения только на основании приводимых сторонами в суде доводов. Адвокаты не допускались, каждый должен был обвинять или защищаться сам (Правда, по особому разрешению можно было другу или родственнику выступить вместо слишком юного или, наоборот, престарелого. За женщин, разумеется, выступали их опекуны.). Так как от ораторского мастерства, умения воздействовать на большую аудиторию (Число судей было разным: в зависимости от характера дела иногда превышало 500 и даже 1000 человек.), знания законов, а главное — умения их применять зависел исход дела, а далеко не всякий афинянин способен был составить необходимый текст речи, распространялось привлечение так называемых логографов. Это были сведущие в законах и искусные в риторике люди, которые по заказу и за соответствующую плату сочиняли речи для своих клиентов. Те заучивали их наизусть и затем произносили в суде (читать «по бумажке» в греческом суде дозволялось только документы, тексты законов и заранее записанные при подготовке дела свидетельские показания, и делал это не сам выступавший, а секретарь суда по его просьбе). Для выступлений существовал строгий регламент, определявшийся водяными часами (клепсидрой). Кроме доводов от фактов и законов привлеченные к суду афиняне нередко прибегали к малопочтенным средствам: старались разжалобить судей, приводили на процесс малых детей, говорили о своих заслугах перед государством, о горькой участи в случае осуждения, плакали и т.п.

Компетенция суда была чрезвычайно обширной. Разбирались частные тяжбы афинских граждан и метеков (постоянно живших в Афинах переселенцев из других областей), многие дела жителей союзных государств, процессы политического характера, дела, связанные с незаконным проникновением в списки граждан, и др. При огромном множестве подлежавших рассмотрению дел существовала определенная очередность.

Из выбиравшихся па год должностных лиц важнейшими были стратеги. Они командовали армией и флотом, следили за их состоянием в мирное время, ведали строительством военных укреплений, назначением и распределением триерархов, расходованием военных средств. Вместе с советом пятисот стратеги ведали внешнеполитическими вопросами, вели дипломатические переговоры. Они могли созывать чрезвычайные сессии народного собрания, участвовать в заседаниях совета пятисот, имели приоритет в представлении письменных или устных докладов совету и народу. В отличие от других должностей переизбрание стратегов не только допускалось, но было обычным.

Афинские граждане по праву гордились своей принадлежностью к самому демократическому в Греции государству. В Афинах любой гражданин мог выступить в народном собрании с критикой должностных лиц, вносить предложения по вопросам внутренней и внешней политики. На сцене афинского театра, особенно во время представления комедий, подвергались критике отдельные аспекты политической и общественной жизни,

Разумеется, афинские граждане имели не только права, но и обязанности перед государством. По выражению одного исследователя, у них была бесспорная свобода внутри государства, но не от него. Кроме военной службы сюда относились так называемые литургии — повинности более обеспеченных афинян за свой счет готовить театральные представления (хорегия), оснащать и набирать экипажи военных судов (триерархия), обеспечивать организацию гимнастических состязаний, всенародных угощений (по филам и демам) и др. Уклонение от политической и общественной деятельности осуждалось, частная жизнь, хотя и не подвергалась столь жестокой регламентации, как в Спарте, все же должна была подчиняться укоренившимся консервативным устоям. Полагалось приносить установленные жертвы божествам, участвовать в культах фил, демов, фратрий и государства. Образ жизни, отклонявшийся от обычных рамок, вызывал подозрительное отношение, а в некоторых случаях, как было, например, с Сократом, использовался как повод для обвинений в антидемократизме. Чрезвычайно активная деятельность судов при многочисленном и не всегда достаточно компетентном составе их участников создавала благоприятную почву для появления и распространения профессиональных доносчиков — сикофантов, шантажировавших и вымогавших деньги под угрозой возбуждения судебного дела (Опасаясь получить сомнительную репутацию сикофантов, афиняне, выступавшие в качество обвинителей, нередко подчеркивали, что делают это только в отместку за обиды, нанесенные ответчиком им или их близким).

Заключение

Итак, Древнюю Грецию можно считать колыбелью демократии – именно там зародились первые демократические государства, уровня, развития которых мало кто может достигнуть в современном мире. Да, конечно, трудно сравнивать древние Афины современными развитыми государствами, как по населению, так и по площади государства, но, в то же время, их нельзя сравнить и по уровню технического прогресса, как на какой-либо конкретный момент развития, так и по темпам его [прогресса] роста. На тот момент греческое государство было одним из самых развитых, и социально-культурное наследие греков имеет. На мой взгляд, большое значение для современного мира.

Соответственно, неоспоримо то, что классической формой демократии является именно афинская демократия.

Список используемой литературы

1.Античная демократия в свидетельствах современников/ Л.П. Маринович, Г.А. Кошеленко – Ладомир,1996.

2. Рождение Афин. Афинский путь к демократии: от Гомера до Перикла. – СПб. Гуманитарная академия. 2002

3.Исторические формы демократии /А.И. Ковлер. – Наука 1990

4. История государства и права зарубежных стран.

5. www.historycivilizations.ru

6. www.wikipedia.org