Установление монгольского ига на Руси
Введение
Тема: “Установление монгольского ига на Руси” - известна нам еще из курса средней школы.
В данной контрольной работе я хочу рассказать, как же получилось, что кочевники из далекой Центральной Азии могли разгромить развитые и во много раз превосходившие их по военно-экономическому потенциалу страны. Эта тема актуальна и в наше время, так, как есть желающие принизить роль русского народа в спасении Европы от татаро-монгольского нашествия, умалить роль русского патриотизма в борьбе с татаро-монгольским нашествием. Многие книги описывают этот период жизни Руси и других государств лежащих на пути шествия монголов. Множество трудов написано историками, иногда с невероятными точками зрения, в данном случае труды Л.Н. Гумилёва и его оригинальный взгляд на монгольское иго.
До начала X в. всю территорию Монголии заселяли тюркоязычные племена. Начавшееся в 924г. киданьское вторжение вызвало их бегство и выдвижение монгольских племен на освободившиеся степные просторы. У монголов существовала древняя традиция деления племен на степные и не степные (водяные, лесные), которая отражала не только особенности их среды обитания, но и различия в происхождении и этнической истории. За 200 лет, к XII в., монголы из пеших охотников и рыболовов превратились в кочевников-скотоводов.
Вот эти кочевники и ввергли многие страны в хаос на протяжении многих лет.
Во второй половине XII в. среди монгольских племен происходили примерно те же процессы, что и в Западной Европе в V-VII вв. и среди восточных славян в VIII- IX вв. Шло отмирание первобытнообщинных отношений, появлялась частная собственность; хозяйственной основой общества стал уже не род, а отдельная семья. Одно лишь большое различие имелось в жизни монгольского общества и народов Западной и Восточной Европы, проходивших тот же путь на несколько веков ранее. Монголы были кочевниками-скотоводами. Основой их хозяйства были табуны коней, стада рогатого скота, овец. Южные племена монголов были наиболее развиты, в хозяйственном отношении наиболее богаты. Кочевое скотоводство, превосходные пастбища давали возможность отдельным семьям выделиться в хозяйственном отношении.
Во второй половине XII в. между монгольскими племенами, как и в раннее время среди германских племен, восточных славян, началась межплеменная борьба за первенство. Создавались союзы племен, племенные конфедерации. Те, кто побеждал, подчиняли своих противников, часть из них обращали в рабство, других заставляли служить своим военным интересам. Дух дружинного предпринимательства в эту пору захватил монгольское общество. Рождение государства сопровождалось войнами между племенами и союзами племен, возвышением вождей отчаянными схватками между собой.
В конце 50-х — начале 60-х гг. XII в. одному из монгольских вождей Есугею из племени тайчиутов удалось объединить под своей властью большинство монгольских племен. В его семье родился старший сын Темучин, будущий Чингисхан. Однако Есугей недолго был наверху. Враждовавшие с ним татары сумели отравить его. После этого объединение Есугея распалось. Долгое время вдова Есугея с детьми бедствовала, скиталась по монгольским степям, но потом подросшему Темучину удалось собрать новую дружину. К 1190 г., когда ему не было и тридцати лет, Темучину в отчаянной борьбе с другими ханами удалось подчинить своему влиянию основную часть монгольских племен и занять трон “Хамаг монгол улуса”, т. е. трон всех монголов. В эти годы он показал себя исключительно отважным воином, смелым до безрассудства.
Уже в то время Темучин отличался беспощадностью и коварством в борьбе с врагами, умением стравливать их между собой, вести политическое лавирование, отступать, когда этого требовали обстоятельства. Он участвовал в убийстве одного из своих братьев, заподозрив его в интриге против себя.
Подчинив себе большую часть монголов, Темучин ввел десятичную систему организации общества и армии - все взрослое население делилось на “тьмы” (10 тысяч), тысячи, сотни и десятки. Причем десяток, как правило, совпадал с семьей. Во главе этих отрядов, которые действовали и в мирное, и в военное время, стояли командиры, строго подчинявшиеся друг другу по служебной лестнице. Темучин создал личную гвардию, которую разделил на “ночную” и “дневную”, окружил себя прочной охраной, ввел управление своим личным имуществом, дал большие привилегии своим нойонам и нукерам, освободив их от всяких налогов. Одновременно он продолжал подчинять себе монгольские племена, не вошедшие в его государство.
На курултае (общем съезде монгольских вождей) в 1204-1205 гг. Темучин был провозглашен Чингисханом, т. е. “великим ханом”. Тем самым ему удалось объединить монголов в единое государство. На курултае задачей монголов было провозглашено завоевание мирового господства.
Новый правитель пресек бесконечные усобицы вождей – нойонов, а рядовых кочевников обложил тяжелыми податями и повинностями и запретил самовольные откочевки. Чтобы дать и знати, и народу шанс на обогащение и почетную службу, Чингисхан повел массу боеспособного народа в завоевательные походы.
В начале XII в. завоевав часть Сибири, монголы приступили в 1215 году к покорению Китая. Им удалось захватить всю его северную часть. Из Китая монголы вывезли новейшую для того времени военную технику и специалистов. Кроме того, из числа китайцев они получили кадры грамотных и опытных чиновников. В 1219 г. войска Чингисхана вторглись в Среднюю Азию. Последствия монгольского завоевания Средней Азии были исключительно тяжелы, погибло большинство земледельческих оазисов, они были заселены кочевниками, которые по существу уничтожили традиционные для этих мест формы ведения хозяйства.
Вслед за Средней Азией был захвачен Северный Иран, после чего войска Чингисхана совершили грабительский поход в Закавказье. С юга они пришли в Половецкие степи и разгромили половцев.
Отношения между Русью и половцами в этот период были весьма своеобразными. Наряду с половецкими набегами на Русь и походами русских князей на половцев между двумя народами существовали оживленные экономические, политические, культурные отношения. Некоторые из половецких ханов приняли христианство, часть русских князей женились на дочерях половецких ханов, даже жена Юрия Долгорукого была половчанкой.
Просьба половцев помочь им против опасного врага была принята русскими князьями. Битва между русско-половецкими и монгольскими войсками произошла 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье. Не все русские князья, обещавшие участвовать в битве, выставили свои войска. Битва закончилась поражением русско-половецких войск, многие князья и дружинники погибли. В результате этой битвы государство половцев оказалось уничтоженным, а сами половцы вошли в состав государства, созданного монголами.
В 1231 г. монголы вторглись в Закавказье. К 1243 г. Закавказье полностью оказалось в руках захватчиков. Последствия этого нашествия для Грузии, Армении и Азербайджана были столь же тяжелы, как и для Средней Азии.
В ходе затяжных войн с соседями сложилась централизованная и милитаризированная империя. Держава Чингисхана имела четкое военно-административное деление, государственный аппарат из китайских и уйгурских чиновников, почтовую связь, регулярное налогообложение; свод законов ("Яса") уравнивал в правах верующих всех религий. Основой империи стала армия, основанная на поголовной воинской повинности, четкой структуре и жесткой дисциплине. Каждый воин в любое время был готов к походу со всем снаряжением, "вплоть до шильев, игл, веревок, ездового и вьючного скота, ослов и верблюдов". Квартирмейстеры-юртджи определяли пути передвижения, места стоянок, запасы воды и фуража на театре военных действий. Сведения о будущих объектах агрессии собирали купцы, руководители караванов и специальные посольства. Штаб планировал и руководил военными кампаниями; высшие монгольские командиры никогда не ходили в бой – они руководили войсками при помощи сигналов флагами, трубой или дымом. Монгольское войско могло быстро обеспечить форсирование большой реки и оперативно на месте изготовить и применить осадные орудия; при этом отдельные роды войск – тяжеловооруженная гвардия – "кэшик" или инженерные части – согласованно решали основные задачи. И вся эта армия могла передвигаться с огромной скоростью – до 80 км в сутки. Такая организация давала монгольскому войску несомненное преимущество при столкновении с наскоро собранными ополченцами или феодальными дружинами, как в Азии, так и в Европе.
В результате трех этапов завоевательных походов (10-20, 30-40 и 50-70-х годов XIII в.) Чингисхану и его преемникам удалось создать колоссальную империю, включавшую Китай, Корею, Среднюю Азию, Иран, Ирак, Афганистан, Закавказье, Сирию и степи Восточной Европы и Казахстана. На юго-восточном направлении монгольские армии высаживались в Индонезии и на Японских островах; на Ближнем Востоке они дошли до Египта, а в Европе – до границ Австрии. Сознавая свою силу, монгольские владыки требовали от соседей абсолютной покорности: "Силою Бога все земли, начиная от тех, где восходит солнце, и кончая теми, где заходит, пожалованы нам. …Ты сам во главе королей, все вместе без исключения придите предложить нам службу и покорность", - обращался в 1246 г. хан Гуюк к Римскому Папе в своем послании.
В 1235 г. курултай решил вопрос о Великом западном походе, куда отправились примерно половина всех имперских сил – по современным подсчетам, примерно 70 000 человек. Во главе войска был поставлен внук Чингисхана Бату – хан (Батый). После планомерного покорения Волжской Болгарии, мордвы и половцев это войско в декабре 1237г подошло к границам Руси. Направились они на завоевание Рязанского княжества. Сражаться с захватчиками рязанским князьям, их дружинам и горожанам пришлось в одиночку. Город был сожжен и разграблен. После взятия Рязани монгольские войска двинулись в Коломне. В бою под Коломной погибло много русских воинов, а сам бой кончился для них поражением. 3 февраля 1238г. монголы подошли к Владимиру. Осадив город, захватчики отправили к Суздалю отряд, который взял и сжег этот город. Затем, 7 февраля был взят Владимир. При штурме был подожжен город, от огня и удушья погибло множество людей, в их числе были епископ и княгиня. Оставшиеся в живых были уведены в рабство.
Монголы быстро собирались в нужном месте для нанесения главного удара и в считанные дни брали сильно укрепленные города с помощью массированного применения осадной техники. Такая тактика не дала великому князю времени для сбора сил и позволила монголам по отдельности громить спешно собранные полки и осаждать города Северо–Восточной Руси. В результате была разорена вся Владимиро–Суздальская земля от Ростова до Твери. 4 марта 1238 г. состоялась битва на реке Сити, которая закончилась поражением русской дружины. Судьба Владимиро-Суздальской земли была решена. Тем временем другой отряд монгол осадил Торжок, и 5 марта город был взят. Отсюда монголы двинулись на Север, к Новгороду. Однако, не дойдя ста верст, монгольские войска вынуждены были повернуть назад. Причиной отхода войск противника и спасения Новгорода от погрома была не только распутица, но и обескровленность монгольских войск в предыдущих сражениях. Однако, уже на следующий год (1239 г.), монголы начали новый поход на Русскую землю. Были захвачены и сожжены Муром, Гороховец, а затем войска Батыя двинулись на юг. В декабре 1240 г. был взят Киев. Отсюда монгольские войска двинулись в Галицко-Волынскую Русь. Захватив Владимир-Волынский, Галич в 1241 г., Батый вторгся в Польшу, Венгрию, Чехию, Моравию, а в 1242 г. дошел до Хорватии и Далмации. Однако в Западную Европу монгольские войска вступили значительно ослабленными, вызванным мощным сопротивлением, встреченным ими на Руси. Этим объясняется во многом то, что если на Руси монголам удалось установить свое иго, то Западная Европа испытала только нашествие и то в меньших масштабах. В этом историческая роль героического сопротивления русского народа нашествию монголов.
Однако при всех последствиях для Руси монгольского нашествия, оно на Руси имело и некоторые особенности, способствующие тому, что русский народ в условиях ига не только сохранил свою национальную самостоятельность, но и нашел в себе навсегда изгнать из родных мест завоевателей.
В отличие от стран Средней Азии, Прикаспия и Северного Причерноморья монголы отказались от прямого включения русских земель в состав своего государства и создания на них своей постоянно действующей администрации. Зависимость Руси от монгольских ханов выражалась главным образом в тяжелой дани. В конце XIII в. под давлением народных антимонгольских выступлений, сбор дани монголы вынуждены были передать русским князьям. Затем из русских городов были отозваны баскаки, что в дальнейшем уменьшило возможность монгол непосредственно вмешиваться во внутриполитическую жизнь Руси. Эта особенность монгольского ига объяснялась не столько отсутствием на Руси благоприятных условий для экстенсивного кочевого скотоводства монголов, сколько героической борьбы русского народа против иноземных захватчиков как во время нашествия Батыя, так и на протяжении всего периода монгольского ига.
Кроме того, монголы старались открыто не посягать на духовный образ жизни русского людей, и прежде всего на их православную веру, хотя и разрушали церкви. В какой-то мере они были терпимы к любому вероисповеданию, внешне и у себя не мешали отправлению любых религиозных обрядов. Русское духовенство монголы не без основания считали нередко своими союзниками. Во-первых, русская церковь боролась против влияния католичества, а папа был врагом монгол. Во-вторых, церковь на Руси в начальный период ига поддерживала князей, выступавших за сосуществование с монголами. В свою очередь монголы освобождали русское духовенство от дани и снабжали служителей церкви охранными грамотами на церковное имущество. Позже церковь сыграла значительную роль в сплочении всего русского народа для борьбы за независимость.
В 1242 г. хан Батый привел свое войско из Хорватии в приволжские степи, где и был основан новый улус империи Чингизидов – Золотая Орда. Такое название утвердилось в нашем языке только в XVI в., а происходит оно от "урду" – ставки хана: роскошной юрты, вмещавшей 500 человек.
Золотая Орда эпохи ее расцвета (до конца XIV в.) представляла собой огромное государство, протянувшееся с запада на восток от Дуная до Алтая; на юге границей был Кавказ, на севере – районы Центральной России (Курск, Тула и Калуга), где местное население управлялось монгольской администрацией. Держава хана Батыя сохранила четкое административное деление на 4 улуса (Хорезм, Сарай, Крым, Дешт-и-Кипчак) и 70 провинций во главе с "темниками". Экономической базой государства были около 100 процветающих городов (Азов, Старый Крым, Астрахань, Тюмень) во главе со столицей Сараем с 75-тысячным населением. Монголы гордились тем, что их города не имели стен - их оберегали многотысячная конница и бескрайние степи. В городах действовали водопровод и канализация, работали гигантские мастерские по изготовлению посуды и оружия, виллы монгольских вельмож были украшены мозаичными панно, имели бассейны и паровое отопление. Развитое ремесленное производство и торговля стимулировались единой и устойчивой денежной системой и обустроенными дорогами с караван-сараями через каждые 30 км. Власть хана опиралась не только на многотысячное войско, но и на централизованный государственный аппарат, где работали среднеазиатские чиновники и составлялись документы на уйгурском языке. Ближайшими помощниками хана были беклярибек (командующий армией и верховный судья) и везир (министр финансов и глава правительства - дивана).
Военная мощь Золотой Орды позволяла сохранить в неприкосновенности границы государства на протяжении всего XIII в. И начала следующего столетия.
Обширные границы Орды свидетельствуют о том, что Золотая Орда представляла собой одно из самых больших государств средневековья. В соответствии с военной мощью и огромной территорией должна была находиться и общая численность населения государства. С этнической точки зрения оно представляло собой очень пеструю смесь самых разнообразных народов, среди них представители порабощенных завоевателями волжских болгар, русских, буртасов, башкир, мордвы, ясов, черкесов. Были здесь также персы, армяне, греки, грузины, азербайджанцы. Но основную массу населения Золотой Орды составляли жившие в степях до прихода завоевателей кипчаки, как их называли русские, половцы. К тому времени эту армию можно лишь условно называть ”татаро-монгольской” – этот термин появился в научной литературе в XIX в. Этноним ”монголы” был широко известен в древней Центральной Азии. Он применялся как самоназвание нескольких племен, объединенных Чингисханом в единое государство. Однако исторически сложилось так, что повсюду, где появлялись монгольские войска Чингисхана и его наследников их называли татарами. Это связано исключительно с китайской летописной традицией, с XII в. упорно именовавшей всех монголов, включая самого Чингисхана с ближайшим окружением, ”черными татарами”. Однако ни сами Чингизиды, ни монгольские армии, появившиеся в Европе под предводительством Батыя, не имели к татарам никакого отношения. Название ”татары” (“татань”, ”дада”) в средневековой китайской историографии соответствовало европейскому понятию ”варвары”. Что же касается собственно татар, то они в XII – начале XIII в. обитали вдоль северной границы Китая, охраняя подходы к Великой Китайской стене от набегов кочевников, в то числе и монголов. Китайские императоры за эту службу выдавали татарским предводителям ежегодное установленное содержание серебром и различными товарами. Это народ китайцы называли белыми татарами, то есть более культурными, причастными к плодам и достижениям китайской цивилизации. Сами же монголы называли себя ”моалами”, но к середине XIII в. в державе потомков Чингисхана монгольскими оставались командный состав и гвардия, а остальные войска являлись типичной имперской армией, где рядом сражались представители всех покоренных стран.
Хан Батый пробыл на престоле Золотой Орды 14 лет (1242-1256). Первоочередным делом при организации внутренней структуры государства для Батыя стала раздача земельных наделов (улусов) степной аристократии в соответствии с военными должностями. Одновременно с этим шло формирование государственного аппарата, нацеленного на сбор налогов и дани. Необходимо было также установить систему политического властвования народами, территориально не входящими в Золотую Орду. В первую очередь это относилось к Руси. Все это Батыю удалось осуществить в кратчайшие сроки.
Однако при всей мощи армии и великолепии ханского двора Золотая Орда в политическом отношении не была самостоятельным государством, а составляла часть единой империи, управлявшейся из Каракорума.
Повиновение состояло в обязательном отчислении в Каракорум части всех собранных налогов и даней. Для точного установления этой суммы присылались специальные чиновники, которые переписывали население. На Руси также ”численники” появились в 1257 г. Ханы Золотой Орды не имели права утверждать русских великих князей на Владимирском престоле, а могли назначать лишь владетелей более низких рангов. Именно поэтому русские князья Ярослав и его сын Александр Невский вынуждены были совершать длительное путешествие из Руси в Монголию. Сарай (около современной Астрахани) был столицей Золотой Орды.
Позиция русских князей в отношении Орды не отличались единством. Одни из них, как Даниил Галицкий и брат Александра Невского, великий князь Владимирский Андрей Ярославович, заключили в 1250-1251 гг. союз, направленный против Орды. Другую политику выбрал Александр Невский. После того как его отец, великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович был отравлен в Монголии при дворе великого хана в 1246 г., Александр в 1248 г., проехав через всю империю (7000 км) в ее столицу Каракорум, получил ярлык на великое киевское княжение. Раздел власти на Руси между братьями оказался недолгим. В 1252 г. Александр обратился в Орду с жалобой на брата в несправедливом получении великого княжения и невыплате хану ”выхода и тамги”. В результате последовал карательный поход (“Неврюева рать”), войска Андрея были разбиты, и великим князем Владимирским стал Александр Невский (1252-1263).
В сложившейся в середине XIII в. Ситуации Александр Невский выбрал политику подчинения Орде – и эта тенденция возобладала в поведении русских князей XIII-XIV вв.
При Александре Ярославовиче оформилось и собственно иго – система экономических и политических мер, при помощи которых Орда контролировала и эксплуатировала Русские земли, включавшая в себя несколько элементов:
1) наши летописи и акты XIII-XV вв. называют 14 видов различных даней и повинностей: поплужное, торговая пошлина-тамга, почестье и корм татарским послам, ям - повоз, чрезвычайные ”запросы”и др. Самым тяжелым среди них был ордынский выход – дань серебром: по данным 1384 г. он составлял полтину с деревни (столько стоили 2 т зерна). Обычный ”выход” для XIV в. – 10-15 тыс. рублей, т. е. около 2 т серебра. Регулярную выплату ”выхода” обеспечивали проведенные в 1257-1259 гг. и 1275 г. по всей монгольской империи переписи населения – записи в число;
2) все русские князья утратили свой суверенитет: с 1243 г. получение ими княжеского стола зависело от воли хана, подтверждавшейся выдачей им соответствующего документа – ярлыка на княжение. По призыву хана князья должны были выступать со своими войсками и участвовали в походах на Польшу, Литву и Северный Кавказ. Для закрепления своего господства Орда использовала систему великого княжения Владимирского. Получавший в Орде ярлык на великое княжение прибавлял (временно) к своим владениям и обширную территорию великого княжества (Владимир, Переяславль-Залесский, Кострома, Нижний Новгород, Вологда) и становился новгородским князем. Таким образом, он оказывался самым сильным среди прочих князей, чтобы поддерживать порядок, прекращать усобицы и обеспечивать бесперебойное поступление дани. Но как только такой князь становился настолько сильным, что казался Орде опасным, ярлык на великое княжение отбирался у него и передавался сопернику, что гарантировало раздоры среди князей и их борьбу за ярлык при ханском дворе; именно так развивалось противостояние московских и тверских князей в первой половине XIV в;
3) для контроля и своевременной информации о положении на Руси в крупных городах оставались доверенные лица – баскаки, которые наблюдали за сбором дани и деятельностью князей. С той же целью в приграничной полосе целые города с округой (Переяславль, Коломна, Тула, Елец) передавались монгольским правителям. Периодически на Русь наведывались ”сильные послы” из Орды с вооруженными отрядами, которых необходимо было обеспечить подводами и всем необходимым (“татарский проезд” и ”татарский ям”). В случае неповиновения следовали карательные экспедиции (“Неврюева рать”- 1252 г., ”Дюденева рать”- 1293 г., поход на Тверь в 1327 г. и др.). По мере упрочения господства Орды сбор дани переходил из рук откупщиков – ”бесерменов” (среднеазиатских купцов) к самим князьям, а карательные походы сменялись репрессиями против отдельных князей (казнь Михаила – 1318 г. и Александра – 1339 г. Тверских, Ивана Рязанского – 1327 г., Федора Стародубского – 1330 г.).
Весной 1361 г. в Золотой Орде сложилось напряженное положение. Обстановка усугублялась междоусобицей, борьбой за господство между отдельными ханами. Одной из центральных фигур в Золотой Орде в этот период становится Мамай. Проводя энергичную политику, он смог добиться ликвидации всех обособившихся феодалов. Нужна была решающая победа, которая не только гарантировала бы объединение государства, а также давала большую возможность управлять вассальными территориями. Для такого решительного поворота не хватало средств и сил. И то и другое Мамай потребовал у Московского князя Дмитрия Ивановича. Получив отказ, он направляет в 1378 г. войско, которое было разбито в битве на реке Вожже. После этого началась серьезная подготовка для войны против Дмитрия, которая вошла в историю под названием Куликовская битва и сыграла огромную роль в дальнейшей истории России. Вступать в эту войну Руси пришлось в исключительно тяжелых условиях. Достаточно отметить, что Русь еще до Куликовской битвы понесла огромный ущерб от монгольского ига. После страшного нашествия орд Батыя на Северо-Восточную Русь в 1237-1238 гг. прошло почти полтора века. Трудно даже представить масштабы ”батыевского” разорения и опустошения земли Русской. В руинах и пепелищах лежали многие города и поселения. Археологические исследования говорят о погроме 49 городов. Оставшееся в живых население скрывалось в лесных и болотистых дебрях. Системе земледелия, созданной неимоверными усилиями древнерусских землепашцев, был нанесен страшный урон. Перед монгольским нашествием Северо-Восточная Русь находилась в стадии хозяйственного расцвета.
Вскоре после нашествия Батыя монголы наложили на и без того опустошенные русские земли непомерную дань, высасывавшую из народа на протяжении многих десятилетий все соки. Особо следует подчеркнуть: последствия нашествия Батыя и последующих кровавых набегов Орды трагическим образом сказались не только на современниках этих событий, но и на многих последующих поколениях русского народа. Эта была глубокая, долго не заживавшая не только физическая, но и морально-психологическая травма.
После принятия Золотой Ордой в 1312 г. единой религии – ислама, над Русью нависла еще большая опасность. Объединение разноплеменной массы кочевников под флагом единой религиозной идеологии призвано было придать Орде новую силу. С этого времени Русь действительно находилась под угрозой не только экономического, но и духовного порабощения. Однако затяжные политические и династические кризисы в Золотой Орде начали подтачивать и разрушать, казалось бы, незыблемый монолит.
Несмотря на все страшные невзгоды, потери и утраты русский земледелец своим упорным трудом создавал материальную основу консолидации сил для своего освобождения от монголо-татарского гнета. И наконец, пришло время, когда объединенные полки Северо-Восточной Руси под предводительством Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, вышли на Куликово поле. Они бросили вызов монгольскому владычеству и вступили в открытый бой с Ордой.
Растущая мощь Северо-Восточной Руси была продемонстрирована уже в 1378 году, когда на реке Воже (притоке Оки) Великий князь Московский разбил крупный монголо-татарский отряд, захватив в плен видных военачальников Мамая. Весной 1380 г., перейдя ”великую” Волгу, Мамай со своими ордами вторгся в восточноевропейские степи. Он дошел до Дона и стал кочевать в районе его левого притока – реки Воронеж, намереваясь ближе к осени идти на Русь. Его планы имели особо зловещий характер: он хотел осуществить не просто набег с целью грабежа и увеличения размеров дани, а полностью захватить и поработить русские княжества.
Узнав о надвигавшейся угрозе, великий князь Дмитрий Иванович спешно предпринял меры по укреплению Москвы, Коломны, Серпухова и других городов. Москва становится организующим центром подготовки отпора новому нашествию. Вскоре сюда прибывают многие князья и воеводы ближайших княжеств.
Дмитрий Иванович энергично занялся формированием русского войска. Был разослан новый приказ о сборе в Коломне 15 августа.
18 августа Дмитрий Иванович побывал в Троицком монастыре и получил благословение игумена Сергия Радонежского на битву с Ордой. Этот старец, основатель Троицкого монастыря, снискавшего своей подвижнической жизнью огромный авторитет среди различных слоев населения, играл видную роль в общественной и духовной жизни Руси.
27 августа войско вышло из Москвы в Коломну, где состоялся общевойсковой смотр, на котором каждому полку был назначен воевода. Великий князь делает свой первый решительный шаг навстречу врагу – переплавляется через Оку – главный южный оборонительный рубеж Руси против кочевников.
Ведя постоянную разведку, русские были хорошо осведомлены о расположении и намерениях противника. Мамай, уверовав в свое полное превосходство, допустил в этом отношении серьезный просчет. Он был застигнут врасплох, так как благодаря быстрым действиям русских его планы были нарушены.
На Куликово поле вышли полки почти всех княжеств Северо-Восточной Руси. Под русскими стягами собралось около 50-60 тыс. ратников. Ордынские полка насчитывали 80-90 тыс. воинов.
Многотысячная армия Мамая была разгромлена в 1380 г. на Куликовском поле. Русь торжествовала победу. Однако через два года золотоордынский хан Тахтамыш во главе огромной армии неожиданно напал на Русь, которая еще не в полной мере оправилась от последствий Куликовской битвы. Ордынцы смогли захватить Москву. 26 августа Москва была полностью разорена и опустошена.
После взятия Москвы орды Тахтамыша рассеялись по округе, грабя и убивая, сжигая все на своем пути. Но недолго бесчинствовали на этот раз ордынцы. В районе Волоколамска на них неожиданно напал князь Владимир Андреевич с семитысячным войском. Татары побежали. Получив сообщение о силе русской армии и помня урок Куликовской битвы, Тахтамыш стал поспешно уходить на юг. С того времени Орда стала опасаться открытого столкновения с русским войском и начала действовать с большей хитростью и осторожностью, всячески стараясь разжечь междоусобную борьбу русских князей. Тяжелое бремя дани – хотя и в меньшем объеме, чем требовал Мамай – снова легло на Русь. Означает ли это, что плоды победы в Куликовской битве были полностью утрачены? Конечно нет! Благодаря ей замысел Мамая о полном порабощении Руси не был осуществлен ни им, ни последующими властителями Орды. Напротив, с этого времени центростремительные силы в объединении русских княжеств вокруг Москвы все более крепли. Русь после Куликовской битвы укрепилась верой в свои национальные силы, что сыграло важную роль в ее окончательной победе над Ордой. С этого времени русские перестали смотреть на Орду как на непреодолимую силу, как на неизбежное и вечное наказание бога. Дмитрий Иванович возглавил поколение людей, преодолевших вековой страх, внушенный нашествием Батыя. Да и сами ордынцы после Куликовской битвы перестали смотреть на русских как на безответных рабов.
После Куликовской битвы Русь необратимо начала усиливаться, зависимость ее от Орды все более слабела. Уже Дмитрий Иванович, подчеркивая свою независимость от ханской воли и нарушая установленный Ордой порядок, в своей духовной грамоте-завещании передал право на великое княжение Владимирское своему старшему сыну Василию Дмитриевичу. С тех пор независимый от Орды способ передачи верховной власти в Северо-Восточной Руси становится наследным правом московской княжеской семьи. Хотя монгольские завоеватели продолжали и позже завоевательные походы, однако в полной мере оправиться от Куликовской битвы так и не смогли. Ее последствия во многом предопределили дальнейшую судьбу Орды. 1395 г. – практически последний год существования Золотой Орды. Агония распада этого некогда могущественного государства длилась до середины XV века. На месте Золотой Орды появились новые политические образования. Через 200 лет, после создания ханом Батыем монгольского государства, оно распалось на следующие составные: Большая Орда, Астраханское ханство, Казанское ханство, Крымское ханство, Ногайская Орда. Все они существовали обособленно, враждуя и мирясь друг с другом и с соседями. Дольше других длилась история Крымского ханства, которое перестало существовать в 1783 г. Это был последний осколок Золотой Орды, пришедший из Средневековья в Новое время.
Итак, каковы же последствия татаро-монгольского ига для Руси. Этот вопрос тоже является спорным среди историков. Большинство источников, основываясь на фактах, говорят об отрицательных последствиях татаро-монгольского ига. Оно выразилось в том, что спасая Европу от вторжения монголов, Русь в своем развитии была отброшена на 500 лет назад. Это проявилось в разорении русских городов, в угоне населения в рабство в подрыве хозяйства и культуры, в уничтожении генофонда Руси.
Большие опустошения, произведенные Батыем, последующими карательными экспедициями татаро-монгол, тяжелые подати, наложенные завоевателями на покоренное население русских княжеств, привели к затяжному экономическому упадку русских земель. На протяжении первых 50 лег ордынского господства в княжествах Северо-Восточной Руси не было основано ни одного города. Общее же количество городов не изменилось с 30х г. XIII в. до середины XIV в., и только со второй половины XIV в. оно начало возрастать. Масштабы каменного строительства в городах достигли домонгольского уровня лишь через сто лет после Батыева завоевания.
После иноземного завоевания в русских городах исчез ряд ремесел. Так, перестали изготавливаться шиферные пряслица; резко сократилось, затем и исчезло производство стеклянных браслетов и бус; прекратилось изготовление керамических амфор, резкий упадок испытало тонкое искусство перегородчатой эмали сложная техника черни и зерни в ювелирных работах возродилась лишь в XVI в.; было утрачено искусство резчиков по белому камню, творениями которых мы любуемся при осмотре до-монгольских Дмитровского собора во Владимире и Георгиевского собора в Юрьеве Польском; на несколько столетий исчезла многоцветная поливная строительная керамика.
В результате установления чужеземного господства на Руси произошли серьезные демографические изменения. После нашествия Батыя перестали существовать южное Переяславское и Киевское княжества, пришло в упадок Черниговское. Сократилась территория расселения древнерусского народа, так как плодородные степные и лесостепные земли заняли кочевники. Западные и южные княжества постепенно подпадали под власть Литвы и Польши. Основным регионом обитания древнерусского населения стали лесистое вологодское междуречье и примыкающие к нему области, более безопасные в военном отношении, но менее пригодные для хозяйственной деятельности. Под воздействием военных нападений монголов жители плодородного Владимиро-Суздальского ополья стали уходить на западные, северные и восточные окраины некогда единого Владимирского княжества. Отток населения из центра привел к образованию новых периферийных княжеств, усиливших, феодальную разобщенность русских земель. К. 70-и г. XIII в. на русском Северо-востоке помимо до-монгольских княжеств великого Владимирского, Переяславского, Юрьевского, Ростовского, Ярославского, Угличского, а также Суздальского и Стародубского (последние два к 1236 г. слились с великим княжеством Владимирским) — возникли княжества Московское, Тверское, Галицко-Дмитровское, Белозерское, Костромское, Городецкое (включавшее Нижний Новгород).
Весьма интересен взгляд Л.Н. Гумилева на татаро-монгольское иго. Он утверждал что, Русь и Золотая Орда до XIII в. не только не были врагами, но и даже состояли в некоторых союзнических отношениях. По его мнению, предпосылками для такого союза стали чересчур активные экспансионистские действия Ливонского ордена в Прибалтике. Причём союз по большей части имел военный, нежели политический характер. Этот союз выражался в виде защиты монгольскими отрядами русских городов за некоторую плату: “…Александра (Невского) интересовала перспектива получения от монголов военной помощи для противостояния натиску Запада и внутренней оппозиции. Именно за эту помощь Александр Ярославович готов был платить, и платить дорого”. Так, по мнению Гумилёва, с помощью монголов такие города, как Новгород, Псков в 1268 году, а также Смоленск в 1274 году избежали захвата: ”Но тут в Новгород, согласно договору с Ордой, явился татарский отряд в 500 всадников…Новгород и Псков уцелели”. Кроме того, русские князья сами помогали татарам: “Русские первые оказали военную помощь татарам, приняв участие в походе на аланов”. Лев Николаевич видел в таком союзе только положительные стороны: “Таким образом за налог, который Александр Невский обязался выплачивать в Сарай, Русь получила надёжную крепкую армию, которая отстояла не только Новгород с Псковом… Более того, русские княжества, принявшие союз с Ордой, полностью сохранили свою идеологическую независимость и политическую самостоятельность… Одно это показывает, что Русь была не провинцией Монгольского улуса, а страной, союзной великому хану, выплачивавшей некоторый налог на содержание войска, которое ей самой было нужно”. Он также считал, что этот союз повлёк за собой улучшение во внутреннем положении страны: “Союз с татарами оказался благом для Руси с точки зрения установления внутреннего порядка”. В аргументирование своей идеи Л.Н. Гумилёв приводит следующие факты. Во-первых, на Руси не находились постоянно отряды татаро-монгол: “Гарнизонов монголы не оставили, своей постоянной власти не думали устанавливать”. Во-вторых, из многих источников известно, что князь Александр Невский часто ездил к хану Бату. Этот факт Гумилёв связывает с организацией союза: “В 1251 году Александр приехал в Орду Батыя, подружился, а потом побратался с его сыном Сартаком, вследствие чего стал приёмным сыном хана. Союз Орды и Руси осуществился…”. В- третьих, как уже упоминалось выше, Гумилёв приводит факт защиты монголами в 1268 году Новгорода. В-четвертых, в своих книгах Гумилёв упоминает об открытии в Золотой Орде православного епископства, что по его мнению было бы вряд ли возможно в случае вражды между этими странами: “В 1261 усилиями Александра Невского, а также монгольских ханов Берке и Мэнгу-Тимура было открыто подворье православного епископа. Он не подвергался никаким гонениям; считалось, что епископ Сарский является представителем интересов Руси и всех русских людей при дворе великого хана”. В-пятых, после прихода в Орде к власти Берке, который установил ислам государственной религией, на Руси не начались религиозные гонения на православную церковь: “…После победы в Орде мусульманской партии в лице Берке, никто не требовал от русских обращения в ислам”. Мне кажется, что именно на основе этих, а может и ещё некоторых других, фактов он и делает заключение о существовании союзных отношений между Русью и Ордой.
Л. Гумилев так же утверждает, что немногочисленные воины-монголы Батыя только прошли через Русь и вернулись в “степь”. И ни слова как они “прошли”. Главную опасность для Руси представляли не монголы по Л. Гумилеву, а запад и по этому союз А. Невского с ордой был жизненно необходим.
Наконец, о том, как “прошли” монголы по Руси. По подсчетам археологов, из семидесяти четырех русских городов XII - XIII вв., известных по раскопкам, сорок девять были разорены Батыем. Причем четырнадцать городов вовсе не поднялись из пепла и еще пятнадцать постепенно превратились в села.
В выборе политического пути развития Руси колоссальную роль сыграла гибель именно господствующего класса. Конечно, невозможно точно определить количество дружинников, убитых в 1237—1238 гг. Тут приходится опираться на косвенные данные. Процент потерь дружинников едва ли был меньше доли погибших среди князей. В Рязанской земле погибло девять князей из двенадцати. Из трех ростовских князей — двое. Из тех девяти суздальских князей, что были к этому времени взрослыми и находились в своих землях, были убиты пятеро.
Об уничтожении большей части господствующего класса северо-востока свидетельствует и наступивший в результате нашествия социальный регресс. Интересно наблюдение В.Б. Кобрина по родословным книгам XVI в., в которых зафиксирован состав московского боярства: “Все те роды, у которых указаны предки, жившие до нашествия Батыя, либо княжеские, либо пришлые. Боярство Московской земли и даже (за редкими исключениями) Северо-Восточной Руси до второй половины XIII в. из этих книг неизвестно”. Значит, после ордынского нашествия на северо-востоке было расчищено место для расцвета новой знати, формировавшейся уже на почве побеждавших отношений подданства.
Историк Головатенко подвергает сомнению термин «иго татаро-монголов», так, как Русь обрела самобытную русскую культуру, опыт существования с иноверцами и иноплеменниками. Многие историки сходятся во мнении на том, что татаро-монгольское иго повлияло на создании русского централизованного государства. С усилением личной власти у великого князя и бесправием феодалов. Не случайно один из видных исследователей эпохи Чингисхана, князь Трубецкой считал, что татаро-монгольское завоевание “ заложило фундамент всех особенностей и своеобразия русского государства”, придало его развитию характерные азиатские черты.
Теперь великими князьями владимирскими становились по ханским ярлыкам правители периферийных княжеств, которые собственными княжествами владели по отчинному наследственному праву, а Владимирскими могли только управлять. После кончины Александра Невского на владимирском великокняжеском. столе мы видим Тверского князя Ярослава Ярославича, Костромского князя Василия Ярославича, Переяславского князя Дмитрия Александровича, его брата Городецкого князя Андрея Александровича, Тверского князя Михаила Ярославича, Московского князя Юрии Даниловича, Тверского князя Дмитрия Михайловича, затем его брата Александра Михайловича, наконец, Суздальского князя Александра Васильевича и Московского князя Ивана Даниловича Калиту. Соперничество из-за великокняжеской власти правителей Тверского, Костромского, Городецкого и Московского княжеств свидетельствует о том, что под опосредованным влиянием монголо-татарского завоевания во второй половине XIII — первой трети XIV в. и в северо-восточных русских землях происходят большие изменения. Падает политическое значение древнейших славянских городов Волго-Окского междуречья: Ростова, Суздаля, Владимира. На первый план выдвигаются новые центры, претендовавшие на роль объединителей других русских земель.
Удлинение в конце XIII и в XIV в. материальных возможностей и людских ресурсов ”младших городов”, обуславливая их подъем, вместе с тем еще не определяло бесспорное лидерство одного из этих центров. Понадобилась длительная и существенная, корректировавшаяся опытом исторического развития перестройка политических и общественных отношений, затронувшая, прежде всего, Московское княжество, в результате которой резко возросла роль старшего князя. Возникновение и усиление, служившего великому князю московскому землевладельческого класса, обеспечило преимущество последнего в соперничестве с тверскими, нижегородскими и другими князьями, а в конечном счет и в борьбе с Ордой. Окрепшая монархическая власть в XV в. избавила население русских земель от иноземного засилья, но уже в скором времени превратилась в фактор порабощения этого населения.
Также положительным последствием татаро-монгольского ига считается рост и укрепление русской православной церкви, получившей поддержку и защиту золотоордынских ханов.
Заключение
На основании избранной мною темы я постаралась несколько по-новому взглянуть на проблему, показав в своей работе как отрицательные черты и явления, так и положительные. Я попыталась не отходить все же от традиционной оценки татаро-монгольского ига, но решила несколько обновить ее новыми исследованиями по данной теме.
Итак, степень влияния монгольского нашествия и ордынского ига на русскую историю, безусловно, велика, она неравномерна в отношении различных аспектов жизни страны.
Самый главный результат монгольского нашествия – разрушение городов и истребление населения сыграл свою роль в отношении всех сторон жизни русского общества. Это проявилось и в снижении власти вече, а затем его полном уничтожении, в разрушении народного ополчения, что способствовало созданию регулярной армии, и в изменении положения практически всех слоев общества, которые из свободных превратились в прикрепленных к службе монарху. Таким образом, монгольское завоевание привело к изменению типа государственного развития. Домонгольский период и называется именно так потому, что тогда Руси был присущ традиционно европейский путь феодального развития (с определенной региональной спецификой). После татаро-монгольского ига промежуточное положение Древней Руси между Западом и Востоком постепенно сменяется ориентацией на Восток. Золотая Орда повлияла на дуализм русской государственности.
Но были и положительные результаты пребывания на Руси ига. Например, преемственность культурная. В то же время установление ордынской власти прекратило борьбу за Киевский, Новгородский и Галицкий столы, более того, мелкие удельные княжества были закреплены за определенными династиями и была пресечена возможность передвигаться от младшего стола к старшему. Итак, татаро-монгольское иго Золотой Орды сыграло огромную роль в истории нашей страны. Нашествие нанесло страшный удар по экономике, системе управления и социальной жизни русских княжеств, по их людским ресурсам. И трудно даже представить, как дорого обошлись человечеству походы монгольских ханов и сколько еще несчастий, убийств и разрушений они смогли бы причинить, если бы не героическое сопротивление русского народа, измотавшего силы противника и остановившего его на границах Центральной Европы. Такова традиционная, бытовавшая ранее среди историков точка зрения на такое событие в русской истории, как иго Золотой Орды. Но современные нам историки до сих пор не могут прийти к согласию и определить, чем же было иго для Руси: бедствием или благом.
Список использованной литературы:
1. Отечественная история / под ред. профессора Мунчаева Ш.М. – М.: 1994.
2. История России: Учебник для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов, М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. Шк., 2001.
3. Гумилёв Л.Н. От Руси к России. –М.: Прогресс.
4. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. –М.: Мысль, 1993.
5. Б.Р. Зориктуев: Реконструкция начального этапа ранней истории монголов / “Вопросы истории” № 3, 2003
2