Установление времени создания источника
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Исторический факультет
РЕФЕРАТ
На тему:
«Установление времени создания источника»
МИНСК, 2008
Источник есть феномен определенной культуры: он возникает в конкретных условиях и вне их не может быть понят и интерпретирован. Он создается в определенной исторической реальности и, возникнув, функционирует в этой реальности в соответствии с теми условиями (политическими, культурными, техническими), которые она ему устанавливает. Данный этап исследования поэтому имеет целью:
установить, имел ли место данный исторический источник, как факт (создан ли в то время, в том месте и тем автором (авторами), которые в источнике указаны);
уточнить, что представляла собой та историческая социальная реальность, в которой он возник.
Без знания исторических условий нельзя решить вопросы новизны, уникальности или, наоборот, типологичности изучаемого комплекса источников.
Важнейшим конкретизирующим элементом при изучении происхождения источника является временная координата. Факт вне времени не может быть связан с реальным прошлым. Поэтому важным элементом процесса установления исторических фактов является их датировка.
Если мы изучаем публикацию, то для нас очень важно в какое время происходил отбор материала для публикации (например, после восстания 1863 г., после 1917 г., и т. д.). Установление даты источника очень важно в тех случаях, когда только по ней можно установить дату события, отобранного в источнике. Наконец, нередко именно дата источника представляется для нас наиболее ценной. Имеются в виду случаи, когда само по себе событие, о котором идет речь, хорошо известно и без данного источника, а исследователя интересует не сам факт, а только время его совершения.
Знание даты создания источника является важным условием для дальнейшего изучения, если этой даты нет, ее необходимо установить.
При определении даты создания источника следует тщательно учитывать все возможные сведения о нем. Историк должен не только установить время его возникновения, но и выделить из источника максимум временной информации. Чем больше сведений о ней будет, тем доказательнее будет дата, установленная на их основе. Важно также знать, откуда их получил автор источника, на каком этапе они попали в текст. Следовательно, необходимо предварительное текстологическое исследование источника.
Информация о времени в источнике не однородна. Она бывает прямой и косвенной, намеренной и ненамеренной.
Прямая информация отражает реальное историческое время через призму той системы счета лет, которая использовалась автором источника.
Косвенная информация о времени – это сведения о событиях, дата совершения которых известна или может быть установлена, но не измерена во времени.
Намеренная информация – это данные, которые рассматривались авторами как временные ориентиры, а ненамеренная информация – это те сведения, которые, объективно отражая историческое время, в прошлом не использовались как временные вехи.
Прямую информацию историк получает в виде абсолютных дат. Их изучает вспомогательная историческая дисциплина историческая хронология (один из разделов хронологии). Историческая хронология ставит перед собой две задачи: теоретическую и практическую. Первая состоит в изучении систем счисления времени в историческом развитии, выработке принципов перевода дат с одной хронологической системы в другую. Вторая заключается в реализации указанных выше положений для перевода дат, событий в современную систему летоисчисления, для определения и уточнения дат исторических событий.
Одной из наиболее распространенных систем исчисления больших промежутков времени является календарь, основанный на круге Солнца и Луны. Отличают солнечный, лунный и лунно-солнечный календари. Происхождение самого названия связано с тем, что в Древнем Риме должник платил проценты в первый день каждого месяца, т. е. календы. Один из древнейших календарей – лунный лежит в основе мусульманского календаря, лунно-солнечный – современного европейского, а солнечный – юлианского и григорианского календарей.
Первой естественной единицей счета времени лет, которую выделили уже первобытные народы были сутки, связанные со сменой дня и ночи – времени работы и отдыха. Позднее, обратив внимание на прохождение Луной различных фаз от одного новолуния до другого, выделили более крупную единицу измерения времени — лунный месяц. С фазами луны в значительной мере было связано установление следующей единицы времени – семидневной недели. Наконец, необходимость следить за сменой времени года вызвало к жизни появление солнечного года.
Первый из распространенных на
территории Беларуси календарей –
юлианский ведет свой отсчет с реформы
Юлия Цезаря (46 г. до н. э.). Однако
окончательный вид он принял при преемнике
Цезаря Октавиане Августе. За
продолжительность года были приняты
365 + 1/4 суток: отсюда три года по 365 суток,
а каждый четвертый год считался високосным
(366 суток). Високосными считались и все
годы, которые заканчивались на два нуля.
Год был поделен на 12 месяцев. Седьмой
месяц в честь Юлия Цезаря переименован
в июль, восьмой назван в честь Августа.
Семь месяцев содержали 31 день, четыре
30, один 28 (или 29 в високосном году).
На
Никейском Вселенском соборе 325 г.
юлианский календарь был признан
обязательным для всего христианского
мира. На соборе также была закреплена
и система счета лет – индикт, который
определял место года в пятнадцатилетнем
цикле исчисления.
Точность юлианского календаря
превышала древний египетский
(в
котором ошибка величиной в одни сутки
накапливалась за 4 года), но была
недостаточной для того, чтобы избежать
ошибки. Принятая в нем продолжительность
среднего солнечного года превысила
истинную настолько, что за 128 лет
накапливалась ошибка в один день. В
результате сроки действия весеннего
равноденствия перестали совпадать с
календарными, а это имело принципиальное
значение для пасхальных расчетов.
Результатом многих поисков и дискуссий стал декрет папы Григория XIII, который устанавливал, что за 5 октября 1582 г. должно следовать 15 октября, т. е. счет передвигался на 10 дней вперед, «утерянных» по юлианскому календарю. Основным отличием между календарями заключалась в системе счета високосных (366 дней) лет. Известный итальянский математик Луиджи де Лилио, исчисления которого легли в основу реформы, предложил считать впредь високосными только те вековые годы, которые без остатка делятся на 400. В результате 1700, 1800, 1900 были високосными по юлианскому календарю, но не являлись таковыми по григорианскому и в XX в. разница увеличилась до 13 дней (останется таковой по 2100 год). Хотя григорианский календарь тоже не был точным, его погрешность давала разницу в один день за 3280 лет.
Григорианский календарь первоначально был принят в католических странах. В 1584 г. календарь был введен в Речи Посполитой королем Стефаном Баторием, но в Великом княжестве Литовском он встретил неприятие и протесты. Причины такого явления были различны – магнаты и шляхта боролись за восстановление независимости княжества от Польши (Статут 1588 г.). Протестанты (в княжестве получил развитие кальвинизм) как известно, говорили, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с папой». Еще большее сопротивление введению нового календаря оказала православная церковь. Поэтому введение календаря происходило постепенно, прежде всего, в сфере официального делопроизводства.
Все отмеченное выше предопределило
то, что в источниках, созданных в XVII в.
и даже XVIII в. на территории современной
Белоруссии можно встретить употребление
датировок в соответствии и с юлианским,
и с григорианским календарем. Ситуация
не изменилась в конце XVIII в., когда
Беларусь была включена в состав Российской
империи. Общепринятым был юлианский
календарь. Ополяченная верхушка шляхты
не желала признавать ни российскую
власть, ни официальный календарь.
Указанные расхождения стали преодолеваться
после декрета Председателя СНК РСФСР
В.И. Ленина от 31 января 1918 г., в
соответствие с которым следующий день
был уже 14-м февраля (как известно,
православная церковь использует
юлианский календарь до настоящего
времени).
Счет лет можно вести более легко и точно, последовательно обозначая годы порядковым номером, начиная от определенной эпохи и бесконечно продолжая их. Исходный момент летоисчисления называется эрой. Счет по эрам был известен еще в древности: от первой Олимпиады (от 776 г. до н. э.), «от основания Рима» (с 754 г. до н. э.). В Византии получило распространение исчисление лет «от сотворения мира». Однако самой распространенной стала система счета лет от Рождества Христова. Она была введена в 525 г. римским монахом Дионисием Малым, «установившим» дату мифического рождения Христа. Характерной чертой данной системы является отсутствие нулевого года. Впервые в документах счисление от Рождества Христова стало употребляться в первой половине VII века. В договорах Смоленска, Полоцка и Витебска с Ригой и Готским берегом XIII–XIV вв. она получила уже широкое распространение. Распространение различных систем летоисчисления предопределяет сложности датировки средневековых документов.
Подсчеты усложняются еще и тем, что в зависимости от обычаев местной хронологической практики наступление нового года относили к разному времени (при этом в источниках не всегда отмечалось данное обстоятельство). От римской эпохи было унаследовано начало года с 1 января. Этот стиль как упоминалось, установил Юлий Цезарь. Христианская церковь не могла примириться с этой традицией, идущей от язычества. Но поскольку она сохранялась в гражданской жизни, церковь соединила с этой датой праздник, связанный с жизнью Христа, – Обрезание Господне. Широкое распространение этот стиль получил лишь в XVI в., под влиянием Реформации. Как можно видеть из опубликованного в 1869 г. М.О. Кояловичем «Дневника Люблинского сейма 1569 г.», этот стиль был известен и популярен в Речи Посполитой. В датировках он встречается уже с XIV в.
В Российской империи переход к началу года связан с началом 1700 г. Этот процесс в некоторых местах вызвал народные волнения. Так в Англии, где данное событие произошло в 1751 г. в связи с принятием григорианского календаря, толпа преследовала лорда Честертона, бывшего инициатором нововведений, и требовала возвращения «украденных» трех месяцев — того времени, на какое сократился 1751 г. в результате замены Благовещенского стиля начала года (с 25 марта), гражданским (с 1 января).
Благовещенский стиль, по которому
начало года относили
к 25 марта, был
чрезвычайно популярен в средневековой
Европе благодаря исключительно
отмечавшемуся 25 марта праздника
Благовещения. От него отсчитывалось
земное пребывание Христа. Этот стиль
зародился, по-видимому, в Италии, которая
была к нему привержена дольше других
стран. В IX–X вв. благовещенский стиль
распространился во Франции, но во второй
половине XI в. был несколько потеснен
пасхальным стилем (новый год связан со
сроками Пасхи), одновременно с которым
употреблялись благовещенский и
рождественский (новый год с 25 декабря).
Довольно рано стиль от 25 марта стал
известен в Англии и в качестве
«официального» охранялся там до 1751 г.
В Византии новый год начинался с 1 сентября. Восточнославянские народы, приняв христианство от Византии, заимствовали систему счета лет от Сотворения мира, но сохранили свой отсчет начала года (с 1 марта) – отсюда название мартовский год. При этом появляются будто два года – мартовский (начинался шесть месяцев спустя византийского года) и ультрамартовский (начинался на шесть месяцев раньше сентябрьского года). Ультрамартовские датировки появляются в начале второго десятилетия XII в. (Лаврентьевская летопись). Заимствуя сведения из византийских источников, летописцы не всегда уточняли расхождения.
Встречая различия в системах счета лет, таким образом, необходимо обязательно установить, как определялось начало года. И тогда разница между стилями не всегда будет одинаковой. Например, общепринятое отличие систем от Сотворения мира и Рождества Христова 5508. С учетом начала года это может быть для разных месяцев:
сентябрьский год: 5508 для дат с 1
января по 31 августа,
с 1 сентября по
31 декабря – 5509,
мартовский год: 5507 с 1 января по
28 (29) февраля и 5508
с 1 марта по 31 декабря,
ультрамартовский год: 5508 с 1 января по 28 (29) февраля и 5508 с 1 марта по 31 декабря.
Таким образом, установление прямой временной информации очень сложная проблема. Но даже если имеются такого рода сведения необходимо подтвердить, уточнить их с помощью косвенных данных.
Некоторые события совершались в старину в строго определенные дни. Например, пострижение в монастырь проводилось в воскресные дни, и имя монаха давалось по имени святого, память которого тогда отмечалась. Церкви освещались также по воскресеньям.
При установлении даты создания источника и другого исторического факта учитываются циклические природные явления, астрономические явления: солнечные и лунные затмения, явления кометы, полярные сияния.
Можно учитывать в подобных случаях связь отдельных процедур с различными сезонами. Известно, что определенные сельскохозяйственные работы производились с весны по осень, добыча и плавка железной руды – осенью и зимой, строительство домов с мая по ноябрь, поездки за полюдьем – зимой, тогда же совершались и походы по болотистым местностям. Наименее благоприятным для поездок было время весеннего разлива рек.
Браки обычно заключались весной (особенно на Красную горку после Пасхи) или осенью, по окончании полевых работ. Часто их заключали в храмовые праздники.
В датировании источника, не имеющего прямых указаний на время создания, можно выделить два основных способа: по сопутствующим данным и по содержанию самого источника. Сопутствующие данные могут быть различными. Это почтовый штемпель на конверте, штамп регистрации входящего документа, пометка на документе, указание на получение такого документа в других источниках, отчет о действиях в связи с полученным приказом, на котором время отправления или получения не указано, сравнение соответствующих источников, которые исходили из вышестоящих инстанций, взаимодействующих частей и соединений и т. д.
В решении этой задачи существенное значение имеет также изучение содержания документа, в частности обнаружение косвенных указаний на время составления источника (например, по сообщениям по сложившейся обстановке, упоминаниям географических пунктов, определенных лиц, занимавших конкретное, известное исследователю служебное положение и т. д.).
Конечно, дата отправки документа по почте и тем более дата его получения адресатом не всегда буквально совпадает с датой написания, но все же, как правило, представление, и довольно точное, о ней дает.
К датированию по сопутствующим данным можно отнести установление времени создания источника по другим источникам, в которых первый упомянут и которые сами имеют дату. Так, иногда сообщения о вспышке эпидемии холеры в отдельных местностях Российской империи, составленные малограмотными должностными лицами на местах, дат не имеют. Их можно датировать при помощи датированных донесений местной полиции, получавшей сообщения, в вышестоящие инстанции (Центральный государственный исторический архив России в С.-Петербурге. Фонд 1301 Медицинского совета, созданного для пресечения эпидемической болезни холеры, 1830–1831 гг.).
Иногда исследователь имеет возможность определить дату документа и по его содержанию, и по сопутствующим данным (если ошибочно датируют документы его публикаторы).
Среди этих косвенных сведений немало дают для исследователя имена, упоминаемых в тексте исторических лиц и указание на их титул, звание, должности.
В большинстве случаев в отношении ранних периодов истории устанавливаются хронологические пределы, в рамках которых мог быть составлен источник или произошло историческое событие.
Один из древнейших подлинных источников Древней Руси – «Грамота великого князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю на село Бунцы, полюдье и серебряное блюдо» не имеет даты. Но известно, что Мстислав занимал Киевский престол с 1125 по 1132 г., а Всеволод был тогда наместником. Следовательно, грамота создана в 1125–1132 гг.
В «Слове о полку Игореве» как о живых говорится о Ярославе Осмысле Галицком и Владимире Глебовиче Переяславском, умерших в 1187 г. А поход состоялся в 1185 г. Следовательно, «Слово» составлено между 1185–1187 гг.
Датировке в подобных случаях помогает знание титулатуры, упоминаемых в источнике лиц. В «Житии Александра Невского» упоминается имя митрополита Кирилла III c эпитетом «господин», применявшимся только к живым митрополитам. Известно, что Кирилл умер до 1281 г., следовательно, «Житие» составлено до этого времени.
Текст «Летописца Переяславля Суздальского» окончен записью под 1214 г. Но в нем есть сообщение о молитве автора «Летописца» о ниспослании потомства князю Ярославу Всеволодовичу. Известно, что первый сын князя родился в 1219 г. Следовательно, «Летописец» составлен не позднее 1219 г.
До нас дошла копия XVI в. «Слова о посте к невежам». Но в нем упомянуты половцы, а не татары. Следовательно, он составлен до нашествия татар 1237–1238 гг. А поскольку в источнике упомянуты монастырские правила, соответствующие Иерусалимскому уставу, который стал распространяться на Руси в XIII в., «Слово» не могло быть составлено до начала XIII в.
При датировании источников по именам, упоминаемых в нем исторических лиц, приходится опираться на справочные материалы: хронологические и родословные таблицы, геральдические словари, биографические, географические, энциклопедические словари, а для нового и новейшего времени, кроме того, словари псевдонимов, некрополи, адрес-календари, памятные книжки губерний, адресные справочники и книги, телефонные справочники и т. д.
Время возникновения исторического источника может быть установлено по упоминаемому в нем событию, дата которого известна.
Белорусский дворянин И.С. Пересветов подал малую челобитную на имя Ивана IV спустя 11 лет после переезда на Русь. Царь «приказал» его боярину М.Ю. Захарьину, который умер в октябре 1539 г. Следовательно, Пересветов подал челобитную в 1549 г.
Точная дата «Новой повести о
преславном Российском царстве»
неизвестна. Из текста источника видно,
что его составитель знал о событиях
октября-декабря 1610 г. Но он ничего не
сообщил об освободительном движении
городов, наоборот, упрекнул города в
бездействии; ничего не сообщил о
мероприятиях патриарха Гермогена против
действий воинских отрядов из Великого
княжества Литовского, которые должны
были бы его интересовать, судя по теме
сочинения. Но со слов авторов сочинений
о современных «Новой повести» событиях
белорусского шляхтича С. Маскевича и
Катырева-Ростовского видно, что Гермоген
начал решительно действовать в декабре
1610 г. В январе 1611 г. на его призывы
откликнулся Нижний Новгород. Автор
«Новой повести» мог бы умолчать о
деятельности Гермогена из боязни
повредить ему, но подобных оснований
для умолчания относительно движения в
Нижнем Новгороде у него не было. Наоборот,
ему было бы выгодно сказать о начавшемся
движении городов. Вот почему
С.Ф.
Платонов и считал, что «Новая повесть»
составлена во второй половине декабря
– начале января 1611 г.
Другим приемом в таких случаях является учет цитат встречающихся в источнике, дата которого подлежит проверке или неизвестна. Обнаружив в источнике цитаты из других источников, датировка которых хорошо известна, можно определить, раньше какого времени не мог быть составлен изучаемый источник. Другими приемами можно установить время, позже которого источник не мог появиться.
Еще одним приемом может быть поиск датировки источника, который был ответом или откликом на содержание данного недатированного источника (письмом, указом и т. д.) Некоторые сведения о времени возникновения исторических источников можно извлечь из содержащихся в них данных метрологии и денежного счета.
При датировке исторических источников широко применяются данные палеографии. Наблюдения над изменениями внешних признаков рукописи, то есть материалов, на которых и которыми она писалась, почерка, переплета и т. п., помогают прочесть ее и установить время возникновения.
Материалом, на котором писали, были пергамен, а с первой половины XIV в. бумага. Пергамен после изготовления быстро шел «в дело». Правда, известна практика использования пергамена для так называемых палипсестов, возникавших в результате соскабливания верхнего слоя пергамена и написания на нем нового текста.
Имеется ряд способов определения время изготовления бумаги. На рубеже XVIII–XIX вв. в употреблении была толстая синеватая бумага. Наиболее точным из этих способов является определение по водяному знаку или филиграни, то есть знаку или рисунку, который можно увидеть при просвечивании бумаги. Эти знаки соответствуют той проволочной сетке, на которую выливали тряпичную массу, чтобы получить бумагу. Водяные знаки применялись для обозначения фабрики, сорта бумаги и ее стоимости. Для водяных знаков бумаги выбирались различные сюжеты: изображения зверей, птиц, предметов, гербы, имена и фамилии бумажных фабрикантов, их инициалы и т. д. Большинство водяных знаков изменялось со временем. Исследователи научились определять время возникновения и бытования каждого водяного знака.
При помощи водяных знаков устанавливается дата, раньше которой рукопись не могла возникнуть. Не исключено, что рукопись писалась на бумаге, которая лежала без употребления не один десяток лет. Однако исследователи установили, что бумага использовалась обычно через два – пять лет после ее изготовления и редко залеживалась дольше шести, самое большее – десяти лет. Следовательно, филиграни позволяют надежно устанавливать время создания рукописи в пределах двух – шести лет.
Определить время и место изготовления бумаги, имевшей распространение на Беларуси помогают справочники А.А. Гераклитова, С.А. Клепикова, М.Н. Кукушкиной и др. (М.В. Кукушкина. Филиграни на бумаге русских фабрик XVIII – начала XIX века. М., 1958. С.А. Клепиков Филиграни и штемпели на бумаге русского и иностранного производства XVII–XX вв. М., 1959. А.А. Гераклитов. Филиграни XVII века на бумаге рукописных и печатных документов. М., 1963).
Так, например, на бумаге конца XIII в. можно увидеть водяной знак креста с кольцами на концах линий, на бумаге XIV в. – два круга, пересеченные линией, кувшин, кораблик, олень, на бумаге XV в. – три горы с крестом, ножницы, папу в тиаре, два ключа, петуха, на бумаге XVI в. – перчатку, свинью, голову быка, на бумаге XVII в. – голову шута, герб Амстердама, орла, рожок, на бумаге XVIII в. – двуглавого орла, московский герб и т. д. Определенные указания на время создания рукописей могут дать анализ чернил и красок, формат, переплет и застежки рукописей, характер графики письма, данные изучения печатей и гербов, данные грамматики и орфографии.
ЛИТЕРАТУРА
Рейсер C.A. Основы текстологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 2008.
Лихачев Д.С. Текстология. На материале русской литературы Х–ХVII веков. 2-е изд. Л.: Наука, 2003.;
Уайтхед Д. Происхождение источника. М., 1996.
Лихачев Д. С. К вопросу о подделках литературных памятников и исторических источников М: 2001.