Трагическое контрреформаторство Павла I
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА ОБЩЕГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Реферат
По курсу «История России»
На тему «Трагическое
контрреформаторство Павла I»
Выполнил Уютова Е. В.
Студент I курса
Специальности ПИ Группа 214
Проверил
Луцик Светлана Маратовна
г. Сочи-2004 г.
Содержание
1. Введение
2. Реформы Павла I
2.1. Политическая программа
2.2. Контрреформы, указы
2.3. Внешняя политика
3. Заключение
4. Список использованной литературы
Введение
Павел I считается одной из самых спорных фигур в русской истории. Если доброжелательные современники описывали его как “мудрого, великого и милосердного монарха”, то уже для Александра Пушкина он был доказательством того, что “и в просвещенные времена могут рождаться Калигулы”1.
По официальной версии Павел был сыном императора Петра III и его жены Екатерины Алексеевны, будущей императрицы Екатерины II. Павел Петрович родился 20 сентября 1754 г. в Санкт-Петербурге. Мальчик, которого его двоюродная бабка Елизавета рассматривала как законного наследника престола, вскоре после рождения был разлучен со своими родителями и воспитывался под непосредственным надзором императрицы. Павел был для нее не просто ребенком, а наследником престола, опекаемым самим государством. Бесспорно, что он получил прекрасное воспитания, которое проходило исключительно под знаком просвещения. Вследствие этого в молодые годы он был склонен к реформаторским стремлениям. Мальчик рос в атмосфере грубых страстей и унизительных ссор, которые оказали влияние на развитие его личности.
Павел надеялся, что получит престол после достижения 18-летия, но мать продолжала удерживать власть и тогда, когда сын стал совершеннолетним. Пренебрежение со стороны матери, отстранение от государственных дел, незримый, но постоянно чувствуемый контроль – все это развило в Павле глубокую обиду и озлобленность. Удаленный от двора, он жил отрешенно в Гатчине, создав себе здесь тесный мирок, в котором он вращался до конца царствования матери. Нетерпеливое ожидание власти и опасность быть обойденным ею усиливали озлобление и держали великого князя в состоянии нравственной лихорадки, гибельно влияя на его характер.
Екатерина II предприняла ряд мер для недопущения Павла к престолу. Она намеревалась назначить своим наследником внука Александра, но не успела. Неожиданная смерть породила слухи о ее убийстве. 6 ноября 1796 г. Павел I стал императором.
В своей контрольной работе я попытаюсь рассмотреть политику Павла I, контрреформы, их причины и трагические последствия.
В новейшей историографии ряд авторов признавали наличие у Павла определенной политической программы, однако собственно его правительственная деятельность почти не изучалась, а разброс мнений был довольно широк – от оценки его царствования как чего-то малозначительного до признания в нем начала нового этапа истории России. Одними историками значение его царствования всячески возвеличивается, другими – полностью отрицается. Но все же в большей степени доминирует негативная оценка павловских уставов и осуществленной им военной реформы. С несколько большей симпатией пишут историки о наведении в армии порядка и дисциплины.
Эйдельман характеризует правление Павла как “непросвещенный абсолютизм”: его политика “была как бы контрреволюцией задолго до революции”2.
Зарубежный историк МакГрю так сказал о реформах Павла I: “Его реформы создали строго централизированную систему управления, урегулировали проблему престолонаследия, формально узаконили статус царской семьи и нанесли смертельный удар екатерининским новациям в системе местного управления”3
Реформы Павла I
2.1. Политическая программа
Источниковая база для изучения политической программы Павла I весьма скудна. В распоряжении историков находится всего четыре документа, составленные с большим временным разрывом, с разными целями и при различных обстоятельствах. По существу рассматриваемые документы свидетельствуют не столько о наличии или отсутствии у Павла какой-либо программы преобразований и ее содержании, сколько об эволюции его взглядов.
Первым из документов является “Рассуждение о государстве вообще”, составленное в 1774 г. На первый взгляд, существует определенное противоречие между названием документа и его содержанием, поскольку речь в нем идет исключительно об организации армии. Однако это противоречие, как представляется, можно объяснить, если вспомнить, что “Рассуждение” написано в период окончания русско-турецкой войны и борьбы с Пугачевщиной. Судя по всему, названные события, как известно, произвели на Павла сильное впечатление, привели его к мысли о высокой степени внутренней опасности. Для ее предотвращения он считал необходимым отказаться от активной внешней политики, расположив четыре армии на границах со Швецией, Австрией и Пруссией, Турцией, а также Сибири. Основную же военную мощь он предлагал сосредоточить внутри страны в местах постоянной дислокации, пополняя состав солдат и унтер-офицеров из числа местных жителей, со временем отказавшись от рекрутских наборов и превратив армию, по сути, в замкнутое военное сословие. Основной акцент в документе был сделан на укрепление военной дисциплины, унификацию обязанностей армейских чинов, регламентацию всей жизни армии.
“Рассуждение” 1774 г., конечно, не было политической программой, но некоторые важные черты мировоззрения Павла в нем, несомненно, отразились. В первую очередь – его страх перед внутренними социальными потрясениями, характерный для всего времени его недолгого царствования. Причем, у будущего императора не возникло и мысли попытаться устранить причины этих потрясений, весь его замысел связан с укреплением механизма их подавления. По-видимому, именно с ним связана и идея нового порядка комплектования армии, ведь солдаты – вчерашние крестьяне в полной мере проявили свою ненадежность при подавлении восстания Пугачева. Таким образом “Рассуждение” не показывает миролюбие Павла или стремление облегчить жизнь крестьян, отменив рекрутчину.
Два других документа – это записки, составленные Павлом, как считается, в результате разговора с умирающим Н. И. Паниным.
Первая из них – запись разговора с Паниным(1883 г.) – начинается с тезиса о потребности “согласовать необходимую нужную монархическую екзекутивную власть по обширности государства с преимуществом вольности, которая нужна каждому состоянию для предохранения от деспотизма”4. Термин “екзекутивная” (исполнительная) применен к монархической власти не в современном значении. Законодательная функция, согласно записке, по-прежнему исключительно в руках монарха, в то время как Сенат лишь “хранит” законы, т. е. следит за их исполнением. В Сенате предполагается сохранить прокуроров и генерал-прокурора, который будет играть в общем собрании Сената ту же роль, что прокуроры в департаментах. Но главным лицом становится “канцлер правосудия”, или иначе “министр государев”, который служит связующим звеном между Сенатом и монархом.
Следующий документ, “Наказ”, составленный Павлом в 1788 г. перед отъездом в действующую армию. “Наказ” состоит из 33 пунктов и в целом дает представление о взглядах Павла на важнейшие вопросы государственного устройства и отражает его видение насущных проблем, но наследник называет те, что на поверхности, а по поводу их решения высказывает мысли достаточно банальные. Назвать “Наказ” политической программой нельзя, так как о конкретных мероприятиях в нем говорится очень мало и весьма расплывчато. Необходимо также принять во внимание, что от составления “Наказа” до восшествия Павла на престол прошло восемь лет, на которые пришлось множество важных событий, в том числе Великая Французская революция, оказавшаяся, по общему признанию биографов, на него большое влияние.
2.2. Контрреформы, указы
В течение четырех с половиной лет своего правления Павел I издал более 2000 именных законов, указов и актов, охватывающих все сферы жизни государства и общества, в среднем по 40 в месяц.
Концентрация власти в руках императора, особое внимание к внешним формам его почитания и одновременно курс на ужесточение дисциплины ярко проявились уже в самых первых павловских указах.
Одним из первых был принят Акт о престолонаследии, отменявший “Устав о наследии престола” Петра I. Отныне императорский престол наследовали по праву первородства по мужской линии. В первый день царствования, 7 ноября 1796 г. ознаменовался появлением трех указов. В первом из них объявлялось о приеме Павлом на себя звания шефа и полковника всех полков гвардии. Во втором запрещалось генералам носить иные мундиры, кроме тех, которые полагались их полкам, а офицерам иную одежду, кроме мундиров. Наконец, в третьем генералам и штабным запрещалось носить мундиры разных цветов. На второй день царствования появился указ о том, чтобы все фельдфебели были не из дворян; на третий – два указа: не производить впредь выстрелов из Санкт-Петербургской крепости, но поднимать там флагов во время присутствия императора в столице и об “удержании” им звания генерал-адмирала флота. И только на четвертый день появился указ общегосударственного значения – об отмене рекрутского набора, обычно трактуемый историками как шаг, направленный на ослабление социальной напряженности, но в большей степени связанный с внешнеполитическими планами Павла. Впрочем, 16 ноября было объявлено о фактической амнистии находящихся под следствием нижних чинов (за исключением обвиняемых в особо тяжких преступлениях), 29 ноября – об освобождении пленных поляков, а 10 декабря – о замене хлебного сбора денежным. Показательно также, что для самого императора, очевидно, приказ об офицерах, кушающих в шляпах, по своему значению был столь же важен, как и нормообразующий приказ о штрафовании за плохое обращение с рекрутами. Примечательно и то, что за нарушение благопристойности можно было оказаться в Сибири, а за потерю рекрутов отделаться вычетом из жалованья.
Другая тенденция, проявившаяся уже в первые два месяца царствования Павла, - это тенденция контрреформаторского характера, направленная против преобразований его предшественницы. Так, именным указом Сенату от 19 ноября были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц- коллегии. Причем оговаривалось, что они должны иметь тот же статус, что и до 1775 г., правда, с учетом того, что вошло в грамоты 1785 г. Несколько позднее, в феврале 1797 г., были воссозданы Главная соляная контора в Москве и Камер-коллегия. Указами от 28 и 30 ноября 1796 г. были восстановлены традиционные органы местного управления в Прибалтийских губерниях и на Украине. Подобные мероприятия были продолжены и в 1797 г., однако указом от 24 февраля этого года было повелено сохранить в Прибалтийских губерниях приказы общественного призрения. 3 декабря 1796 г. провозглашена полная свобода торговли в Петербурге с уничтожением всех ограничений, введенных с 1782 г., 12 декабря введено новое разделение на губернии, впрочем, отличающееся от прежнего лишь несколько меньшим числом губерний (41 и Область Войска Донского вместо 50), а 21 декабря ликвидирована Комиссия о строении Санкт-Петербурга, Москвы и других городов. Вполне понятно, что восстановление коллегий было направлено на усиление централизма в управлении и сокращении властных полномочий на местах, что отвечало представлениям Павла о принципах организации монархической власти.
Во всех действиях Павла реставрационного характера очень силен был, конечно, и чисто эмоциональный порыв, связанный с желанием сделать вопреки матери. Не случайно во всем павловском законодательстве мы практически не находим имени Екатерины. Даже ссылки на ее законодательство, вопреки практике, существовавшей на протяжении всего столетия, не сопровождаются упоминанием “вечнодостойной памяти” императрицы. Более того, 26 января 1797 г. последовал именной указ об уничтожении в указанных книгах печатных указов, связанных с переворотом 1762 г. Примечателен в этом отношении и именной указ от 20 апреля 1799 г. о распространении на “те губернии, коим предоставили Мы иметь суд и расправу на основании древних их прав и привилегий”5, запрета смертной казни “по силе общих государственных узаконений”6. Однако какие именно узаконения имеются в виду в указе не говорится. Запрет на смертную казнь был введен Елизаветой Петровной и отменен Екатериной, но соответствующих законодательных актов издано не было.
С первых дней царствования важнейшее место в законодательстве и во всей деятельности Павла заняли вопросы военного строительства. Разного рода указы по армии и флоту составляют не менее половины его законодательства. Такое внимание к военным вопросам объясняется несколькими причинами. Во-первых, конечно, широко известной по мемуарным источникам любовью императора вообще ко всему, связанному с армией и военным делом. Именно в армии Павел видел идеальную модель общества – дисциплинированный, отлаженный механизм, беспрекословно подчиняющийся четким коротким командам. Устраивая бесконечные вахтпарады и смотры, император, безусловно, получал морально-психологическое удовлетворение от возможности наблюдать этот механизм в действии и реализовать свою потребность командовать массами людей. Во-вторых, реорганизация армии для Павла также имела характер противопоставления матери и ее генералов. И в-третьих укрепление армии Павел рассматривал как гарантию безопасности и от внутренних социальных потрясений, и от внешней революционной опасности. Его особенно раздражали любые мельчайшие проявления недисциплинированности, распущенности в армейской среде. Вся жизнь, все существования военных – от рядовых до старших офицеров – должно было, по его мнению, быть подчинено интересам службы, быть аскетичным, лишенным каких-либо проявлений роскоши, барства, лени и пр. Введение Павлом жесткой дисциплины, отличается от мягких порядков екатериненского времени.
В декабре 1796 г. состоялся указ о назначении барона А. И. Васильева государственным казначеем с поручением ему срочно предоставить императору сведения обо всех доходах и расходах государства. Забота о состоянии финансов была продолжена и далее. Павел отверг выдвинутый в конце царствования Екатерины план новой перечеканки медной монеты, “яко предосудительный и доверие к государству разрушающий”7. Было начато изъятие легковесной медной монеты из обращения. Ряд указов был направлен на укрепление доверия к рублю – повышены проба золотых монет, проба и вес серебряных. Особое внимание Павел уделял уничтожению ассигнаций, в который видел большой вред и которые хотел вовсе ликвидировать как средство обращения. Уже в декабре 1796 г. было сожжено ассигнаций более чем на 5,3 млн. рублей, в 1797 г. – еще более чем на 600 тыс. Однако добиться финансовой стабилизации Павлу не удалось, и наряду со сложением всех недоимок по этот год объявили о резком повышении основных налогов и введении новых. Так был увеличен подушный оклад, размер налога с гильдейского купечества, оброчный оклад мещанства, цена на гербовую бумагу и паспорта. Более того, на население возлагалась обязанность содержать некоторые административные органы, в том числе городскую полицию. Уже в январе 1798 г. император был вынужден издать указ с восхвалением практики внешних займов, которые “послужили к пользе и славе Империи Нашея”8. Вскоре правительство Павла I убедилось в несбыточности своих планов и пошло на попятную, т. е. вернулось в основном к прежней порочной практике решения финансовых затруднений за счет печатного станка. Насыщение денежного рынка ассигнациями при Павле I было в несколько раз более интенсивным, чем при Екатерине II.
Таким образом, если принять, что финансовая стабилизация была одним из пунктов политической программы Павла, то придется признать, что выполнен он не был.
Уже в первые месяцы правления Павла в полной мере проявилась и противоречивость его политики в отношении крестьянства. Многочисленные документы свидетельствуют, что в отличие от матери, император был убежденным сторонником крепостного права. Одновременно Павел сознавал опасность чрезмерного усиления крепостнического режима, и крепостные для него были, видимо, не просто собственностью помещиков, но прежде всего подданными, и с этим связано распространение на крестьян впервые после долгого перерыва обязанности приносить присягу новому государю и попытки регулировать отношения между помещиками и крестьянами. К тому же Павел не мог не понимать, что безграничность и бесконтрольность власти помещиков над крестьянами ведут к усилению самостоятельности и независимости дворянства от царской власти, что противоречило его убеждениям.
Первый законодательный акт, имеющий непосредственное отношение к крестьянскому вопросу, появился уже 12 декабря 1796 г. Им крепостническое право было фактически распространено на вновь присоединенные территории Крыма, Кавказа и Кубани. Два месяца спустя, 16 февраля 1797 г. император наложил резолюцию на доклад Сената, спрашивающего его подтверждения на разрешение продавать крестьян с аукциона без земли: “Дворовых людей и крестьян без земли не продавать с молотка или с подобнаго на сию продажу торга”9. В ноябре того же года появился важный указ о государственных крестьянах, которым предписывалось иметь не менее 15 десятин земли на душу, для чего тем, кто на этот момент имел меньше, следовало добавить. Примечательно, что указ достаточно определенно говорил фактически о собственности крестьян на землю. Более того, указ провозгласил право собственности крестьян на построенные ими на своих землях мельницы.
Авторы указа делали акцент, конечно, не на вопросе крестьянской собственности, а на обеспечении государственных крестьян таким образом, чтобы они исправно платили подати. При этом практика превращения Павлом государственных крестьян в помещичьих достаточно ясно показывает, что в том, кто является реальным собственником земли, у императора сомнений не было. В декабре 1797 г. была законодательно определена цена на крестьянскую душу – от 40 до 75 рублей. Если в 1750-е годы закон лишь косвенно подтвердил факт продажи крепостных душ и наличия у них определенной цены, то теперь эта цена впервые была в законе прямо обозначена.
1797 год ознаменовался также появлением знаменитого манифеста о трехдневной барщине, наиболее спорного из всех законодательных актов Павла по крестьянскому вопросу. Манифест представлял собой прямое вмешательство государства во взаимоотношения помещиков с крепостными и попытку их регулировать. Государство тем самым вновь и весьма недвусмысленно давало понять, что не считает крепостных крестьян безраздельной собственностью помещиков, которой они могут распоряжаться по своему усмотрению, и оставляет за собой право устанавливать соответствующие нормы. Основной смысл документа связан с запретом работы в воскресные дни.
Противоречивая, непоследовательная политика в отношении крестьянства продолжилась и позднее. В январе 1798 г. последовал именной указ Сенату об оценки дворовых людей и безземельных крестьян “по работе и по тому доходу, каковой каждым из них чрез искусство, рукоделье и труды доставляется владельцу”10. Такая неопределенность критериев давала как помещикам, так и чиновникам широкие возможности для злоупотреблений. В феврале того же года император разрешил Сенату причислять к мещанскому и купеческому званиям сосланных в Сибирь на поселение крестьян, но с условием, что они не будут покидать места ссылки. Еще через месяц появился законодательный акт действительно инновационного характера и посвященный вопросу, оставшемуся актуальным на протяжении всего XVIII в. “Рассмотрев причины, по которым в 1762 году запрещена покупка к заводам и фабрикам крестьян… и, видя из доходящих к Нам дел, что многие из купцов заводчики и фабриканты, желая распространить свои заводы на пользу собственную и государственную, но будучи стесняемы таким постановлением, дерзали противу закона на покупку,.. запрещение сие отменить”11. При этом указ накладывает запрет на продажу деревень без заводов и требовал распределения рабочего времени крестьян в соответствии с Манифестом о трехдневной барщине.
Таким образом, Павел покусился не только на законодательство своей матери, но и отца, осуществил фактически контрреформу, восстановив, хоть и с некоторыми оговорками, ситуацию петровского времени. Вновь была расширена сфера крепостничества, нарушена дворянская монополия на владение крепостными душами и подтверждено развитие промышленности на крепостнической основе. Для дворянства это означало потерю одного из своих важнейших завоеваний. Следующим законодательным актом по крестьянскому вопросу является резолюция Павла на докладе Сената о продаже крестьян в Малороссии без земли. Как и в случае с докладом крестьян с аукциона, император отверг предложение Сената, считавшего возможным распространить в Украину общероссийские нормы, и написал коротко: “Без земли не продавать”12.
Ряд указаний последних лет царствования Павла посвящен вопросу о переселении крестьян в Сибирь. Так, указ от 7 октября 1799 г. подтвердил право помещиков ссылать крестьян до 45 лет без разлучения мужей с женами и с зачетом сосланных в счет поставки рекрутов. В ноябре 1800 г. новый сенатский указ предписал помещикам снабжать отправляемых в Сибирь крестьян провиантом на год, считая едущих с ними жен и детей. Как и в предыдущие десятилетия, названные указы имели целью, прежде всего освоение и заселение Сибири.
При всей противоречивости крестьянской политики Павла можно с уверенностью говорить, что, если в ней и появилось определенное стремление к ослаблению социальной напряженности, соединенной с желанием большей включенности крестьянства в сферу государственного контроля, никаких намерений по облегчению участи крепостных у императора не было. В отличие от матери и сыновей, Павел не осознавал крепостничество как основную социальную проблему России, источник конфликтов, напряжения и преграду на пути развития страны.
Уже рассмотренные аспекты внутренней политики Павла достаточно ясно показывают две важнейшие ее тенденции: всемерное укрепление императорской власти и стремление к консервации сложившейся системы с почти полным отказом от каких-либо нововведений. В сущности, идеалом Павла на этом отрезке его жизни стало государство средневековое с его обожествлением абсолютной монархической власти, по-рыцарски преданным дворянством и точным исполнением каждым подданным воли монарха и отведенной ему роли.
Осуждение ценностей Нового времени, не выражено прямо, латентно присутствует во всей внутренней политике Павла. Именно в них, основываясь на опыте Французской революции, он видел угрозу и собственной власти, и государства в целом. Но одновременно средневековый идеал сочетался в его сознании с элементами теории полицейского государства.
Укрепление авторитета царской власти должно было, по мысли Павла, способствовать и ее внешнее оформление. Отсюда столь пристальное внимание императора к многочисленным внешним проявлениям почтительности, придворному церемониалу, разного рода пышным обрядам, ритуалам, условностям и пр. При Павле двор с одной стороны приобрел более аскетичный, военизированный дух, а с другой – стал более напыщенным, торжественным и одновременно более официальным. Вместе с важнейшими актами о престолонаследии и царской семье 5 апреля 1797 г. на свет явилось и Установление о Российских императорских орденах, которыми помимо всего прочего было учреждено командорство и соответствующая система командорских имений, которые раздавались опять же из фонда государственных и экономических поместий. Примечательно, что учрежденные Екатериной ордена Св. Георгия и Св. Владимира в Установление не вошли, и лишь через 10 дней был издан именной указ “Об оставлении ордена Св. Георгия на прежнем основании”13.
Красной нитью проходит через все павловское законодательство идея наведения порядка, жесткой дисциплины. Именно в этом видел император панацею от разрушительной “французской заразы”. В разнообразии одежды, мнений, образа жизни, поведения император видел благодатную почву для вольнодумства, критического отношения к власти. В стране был введен военно-полицейский режим, в армии прусские порядки. Вся жизнь подданных регламентировалась. Дело дошло до того, что императорскими указами определялось, во сколько жители города должны гасить свет в своих домах и предупреждалось, что после пробития зари по городу имеют право ходить только врачи и повивальные бабки. Очевидец описывал начало царствования так: “Царь сам за работой с ранней зари, с шести утра. На доклад во дворец отправлялись каждый день к половине шестого утра. Мир жил примером государя. В канцеляриях, в департаментах, в коллегиях, везде в столице свечи горели с пяти утра. В вице-канцлеровском доме, что против Зимнего дворца, все люстры и комнаты пылали.
Возрождение по военной части было еще явственнее – с головы началось. Седые с георгиевскими звездами военачальники учились маршировать, равняться, салютовать… Нельзя было не заметить с первого взгляда в столице, “как дрожь, и не от стужи только, словно эпидемия, всех равно пронимала”14.
Император, в частности, хотел воздействовать и на умы своих подданных. Характерен указ от 4 мая 1797 г., по которому было запрещено принимать от кого-либо коллективные прошения. Всякое объединение людей, какую бы цель оно не преследовало, уже само по себе признавалось опасным.
Одной из важнейших тем павловского законодательства стала борьба с проникновением вредных влияний из-за границы. Уже 26 декабря 1796 г. император повелел усилить контроль над приезжающими в Россию иностранцами. В апреле 1798 г. было запрещено отправлять за рубеж молодых людей на учебу.
Были приняты меры по предотвращению разложения армии: именным указом генерал-прокурору было повелено набирать в рекруты только “природных русских” или представителей присоединенных к России территорий, ни в коем случае не иностранцев.
В июне 1798 г., когда обострились русско-шведские отношения, Павел повелел закрыть для шведов въезд в свою страну. Любому шведу следовало получить разрешение на это непосредственно от императора. Чуть позднее аналогичное распоряжение последовало и относительно выезжающих из России. В том же году всем учащимся за границей было велено в течение двух месяцев вернуться на родину. Ослушникам приказа царь грозил конфискацией имений. Ужесточились правила пропуска в Россию иностранных купцов. Надзор за иностранцами был поручен не гражданским, а военным властям. Вскоре последовала новая мера: не издавать без особого разрешения и не пропускать за границу географические карты и планы Российской империи.
Именным указом от 16 декабря 1796 г. генерал-прокурору было велено собрать все существующие законы и составить из них три книги. Одним росчерком пера Павел фактически поставил точку в возобновлявшихся на протяжении всего XVIII в. попытках составить новый свод законов и заложил основу для их кодификации.
Политика Павла по отношению к дворянству вызывает наибольшие споры в литературе, и сыграла, несомненно, роковую роль в судьбе самого императора. Первый законодательный акт был издан 20 января 1797 г. и предписывал Сенату издание Общего гербовника дворянских родов Российской империи.
В ноябре 1797 г. император именным указом повелел, чтобы “дворяне, исключенные из воинской службы, не только сами не были ни в какия должности избираемы, но и голосов от них на выбор других не принимать”15. Этот указ явился отражением массовых увольнений офицеров, которые сами по себе вызывали в дворянской среде большое недовольство. Исключенный из службы дворянин фактически объявлялся преступником, поскольку лишался одного из своих сословных прав, гарантированных грамотой 1785 г. Нарушался и принцип екатерининского уголовного законодательства, по которому за одно преступление нельзя было наказывать дважды. 14 декабря 1797 г. в приказе Павел рекомендовал всем шефам полков, “чтоб дворяне, определяющиеся в службу, в силу Устава не более трех месяцов отправляли должность рядоваго, а потом поступали в унтер-офицеры”16.
18 декабря 1797 г. было объявлено о создании Государственного вспомогательного банка для дворянства. Появление нового источника доходов, должно быть, было воспринято дворянством с радостью, тем более что предыдущий опыт показывал, что взять взаймы у государства можно фактически безвозвратно. Однако радость была омрачена появившимся в тот же день еще одним указом. По этому указу дворянские имения были обложены налогом на содержание губернских судебных мест. Так была нарушена еще одна важнейшая сословная привилегия дворянства – освобождения от налогов. Недешевым оказалось, и иметь герб. Утверждая первую часть гербовника, император повелел выдавать всем просителям две копии герба на пергаменте. Спустя 20 дней было объявлено, что за такую услугу придется платить по 30 рублей.
В марте 1798 г. был сделан шаг по взятию под административный контроль органов дворянского самоуправления. В октябре 1799 г. император упростил порядок дворянских выборов. Результатом была фактическая ликвидация губернских дворянских собраний, это было еще одно серьезное нарушение Жалованной грамоты 1785 г.
Политика Павла действительно означала ущемление дворянства, наступление на те его права, которые оно завоевало в нелегкой борьбе с государством на протяжении послепетровского периода.
Изменения в церковной среде, предпринятые в короткий период правления Павла, были нацелены, прежде всего, на более четкую и эффективную организацию. Так, в 1797 году был учрежден юридический отдел с приведенным к присяге казначеем, а два года спустя определено, что границы епархий должны соответствовать границам соответствующих губерний. Кроме того, была проведена проверка соответствия церковного штата количеству, установленному уставом, с целью отправки “лишних” людей на военную службу. Павел также обращал внимание на то, чтобы Священный синод следил за “благонравностью” духовенства и посредством соответствующих указов заботился, например, о том, чтобы священники не принимали участия в крестьянских мятежах. В целом великодушное и щедрое поведение Павла, стремившегося к поддержке авторитета церкви, не привело к хорошим отношениям между государством и духовенством.
2.3. Внешняя политика
Противоречивость характера, непоследовательность его действий, минутный каприз скрывались и во внешней политике Павла. При вступлении на престол он дал торжественное обещание сохранять и поддерживать мирные отношения со всеми государствами, т. к. Россия много воевала и нуждалась в мире. Вскоре, однако, Россия в союзе с Австрией и Англией выступила против Франции. В то время как Бонапарт вел военные действия в Египте, русский полководец А. В. Суворов победоносно очистил от французов Италию и вывел домой русские войска через Альпийские хребты Швейцарии.
Предательская политика Англии привела к тому, что Павел разорвал союз с ней. После разрыва с Англией и Австрией Павел осматривался в поисках новых союзниках для того, чтобы продолжить политику европейского равновесия. Следствием этого стало, на первый взгляд, неожиданное сближение с Францией. Его облегчило назначение Наполеона первым консулом: видя перспективу того, что и во Франции скоро снова появится (по сути) король, Павел отказался от предубеждения против республики. Он дал четкие показания по проведению переговоров: в Париже настаивать и на сохранении традиционного баланса интересов в Италии и Германии, и на неприкосновенности Османской империи. В конце 1800 – начале 1801 гг. Павел сам вмешался в ход переговоров. При этом он прежде всего предостерегал Францию от Англии, склонял к политике изоляции островного государства и выдвигал соображения по поводу нападения на Британскую империю. Он представлял себе, что Наполеон мог бы высадиться на побережье Англии, в то время как Россия должна была напасть на Индию. По-видимому, русский император в конце своего короткого правления был готов отказаться от традиционной политики европейского равновесия и открыть Наполеону перспективу русско-французского господства над Европой.
3. Заключение
За период своего короткого правления деспотичный, горячий, непредсказуемый и вспыльчивый император Павел I, создавший в стране атмосферу смятения, ужаса и страха нажил себе немало врагов. Особенно много недовольных было среди дворянского сословия, униженного императором наиболее сильно. В 1800 г. был организован заговор против Павла. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел был убит заговорщиками в своей спальне.
Причины убийства Павла не исчерпывались просто недовольством кучки дворян и придворных своим императором. Они носили более глубокий и объективный характер. Павел с его стремлением к жесткой дисциплине и милитаризации общества, с его архаичными представлениями о чести и благородстве, с его попыткой закрыть страну для вредных внешних влияний оказался, как бы вне времени и тем самым был обречен на гибель.
Этап истории реформ в России XVIII в., связанный с его именем, впервые в этом столетии ознаменовался полной остановкой процесса преобразований и попыткой осуществления контрреформы. Такой контрреформой император пытался не только затормозить идущие в стране социально-политические процессы и развитие общественной мысли, но и фактически вернуть страну к предшествующим стадиям ее развития.
Контрреформа Павла была по существу переворотом, разрушавшим те основы гражданского общества, которые были заложены Екатериной, и возвращавшим Россию назад, ко времени окончания петровских реформ.
4. Список использованной литературы
Методические рекомендации по Истории России.
А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г.
А. Фишер “Русские цари 1547-1917” 1997 г.
А. И. Кулюгин “Правители России” 1994 г.
Историческая энциклопедия 2002 г.
1 А. Фишер “Русские цари 1547-1917” Москва “Зевс” 1997 стр. 362
2 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 475
3 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 479
4 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 483
5 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 492
6 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 492
7 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 495
8 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 495
9 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 496
10 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 499
11 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 499
12 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 500
13 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 503
14 А. И. Кулюгин “Правители России” 1994г. стр. 291
15 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 508
16 А. Б. Каменский “От Петра I до Павла I” 1999г. стр. 508