СССР в 20-е – 30-е годы
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра Гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Дисциплина: Отечественная история
РЕФЕРАТ
по теме № 8: «СССР в 20-е – 30-е годы»
Подготовил: Студент 453 группы
Пронькин Н.Н.
Подготовил: преподаватель кафедры Г и СЭД капитан милиции Хряков Р.Н.
Белгород – 2008
План Реферата |
Страницы |
Вступительная часть |
4 |
Учебные вопросы: |
|
1. Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике |
4 |
2. Образование СССР |
7 |
3. Результаты НЭПа, причины его свертывания |
8 |
4. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы |
11 |
5. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы |
15 |
Заключительная часть (подведение итогов) |
19 |
Введение
Гражданская война явилась страшным бедствием для России. Она привела к дальнейшему ухудшению экономической ситуации в стране, к полной хозяйственной разрухе. Материальный ущерб составил более 50 млрд. руб. золотом. Промышленное производство сократилось в 7 раз. Была полностью парализована транспортная система. Многие слои населения, насильственно втянутые в войну противоборствующими сторонами, стали ее невинными жертвами. В боях, от голода, болезней и террора погибло 8 млн. человек, 2 млн. человек были вынуждены эмигрировать. Среди них были многие представители интеллектуальной элиты. Невосполнимые морально-этические потери имели глубокие социокультурные последствия, долгое время сказывавшиеся в истории советской страны.
В первой половине 20-х годов главная задача внутренней политики состояла в восстановлении разрушенного хозяйства, создании материально-технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.
1. Экономический и политический кризисы 1920 -1921 гг. Переход новой экономической политике
Во время гражданской войны Советская власть была вынуждена мобилизовать все имеющиеся у нее ресурсы, превратить страну в единый военный лагерь. С этой целью партия большевиков подчиняет своему контролю все сферы жизни общества. Со второй половины 1918 года советское государство осуществило ряд мер, направленных на централизацию государственного контроля и управления всеми сферами экономической жизни. Комплекс этих чрезвычайных действий получил название «военного коммунизма».
Составными элементами политики военного коммунизма были:
1) в городе: отмена коммунальных платежей, введение натуральной оплаты за труд (продовольствие распределяется на предприятиях через кооперативы). Для лиц умственного труда вводится трудовая повинность. В сфере промышленного производства осуществляется национализация предприятий, сначала крупных, потом более мелких, вплоть до кустарно-ремесленных (всего было национализировано 38,2 тыс.; предприятий). Для руководства предприятиями была создана система государственных органов: Высший совет народного хозяйства - губернские советы народного хозяйства - Главные комитеты по отраслям (ГЛАВКи). В 1920 году в стране было создано 52 ГЛАВКа, которым непосредственно подчинялись предприятия государственного значения. Создавалась система строгого вертикального подчинения предприятий комитетам и центрам. Фактически победила тенденция сверхцентрализации промышленной жизни России;
2) в деревне: ряд чрезвычайных мер, предпринятых в связи с необходимостью продовольственного снабжения гигантской армии и промышленных рабочих, выразившихся во введении продовольственных налогов или продразверстки. В мае 1918 года советское правительство предпринимает ряд мер, получивших название продовольственной диктатуры. Согласно декрету 13 мая 1918 года Наркомат продовольствия наделялся чрезвычайными полномочиями в области заготовки и распределения продовольствия, подтверждалась хлебная монополия государства и твердые цены на хлеб. Для взимания продналогов создаются специальные продовольственные отряды, позже - Продармия, наделенные чрезвычайными полномочиями.
Необходимо отметить, что осуществление чрезвычайных мер в деревне способствовало росту продовольственных сборов в основном за счет центральных губерний. На окраинах страны (Донской регион, Украина) коэффициент полезного действия от данных нововведений оказался чрезвычайно низким, вызвав волну недовольства и массовые восстания. Крестьянство отказывалось поставлять необходимое количество хлеба в город. Прокатилась волна крестьянских выступлений: на Украине очень широкую популярность завоевывает движение анархистов (Н. Махно), в Западной Сибири восстала партизанская армия. Наиболее крупным выступлением стал мятеж в Тамбовской и в ряде прилегающих к ней губерний (возглавил выступление А.С. Антонов, являвшийся членом партии эсеров). Красная Армия бросила против антоновцев свои лучшие силы под командованием талантливого командира М.Н. Тухачевского. Подавление восстания велось исключительно военными мерами с применением артиллерии и ядовитых газов, унеся 50 тысяч жизней с обеих сторон.
Апогеем недовольства стало восстание кронштадтских матросов, ранее поддерживавших большевиков. Матросы потребовали соблюдения прав и свобод, провозглашенных в октябре 1917 года, прекращения насильственных конфискаций и т. д. Несмотря на то, что большевикам удалось подавить восстание, оно стало для них настоящим шоком. Члены партийной верхушки осознали, что политика военного коммунизма исчерпала себя; в итоге большевики были вынуждены отступить, выработав новую экономическую политику.
Сущность новой экономической политики большевиков. На X съезде РКП (б) принимаются решения об изменении политики: в частности, продразверстка заменяется на продналог (собирался исходя из реальной доли посевных площадей и был меньше примерно в два раза). Разрешалась свободная торговля излишками, то есть того, что оставалось после изъятия продналога.
Данные меры явились началом новой экономической политики - экономическая сфера подверглась децентрализации: наиболее крупные технически оснащенные предприятия объединялись в тресты, наделенные правами планирования, распределения средств, проведения торговых операций. Вновь начала широко использоваться система сдельной оплаты труда. Заработная плата зависела от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. Государство начало сдавать мелкие предприятия в аренду частным лицам, им же разрешили производить реализацию предметов частной промышленности. Одним из характерных признаков нэпа стали концессии - предприятия, основанные на договорах между государством и иностранными фирмами.
Таким образом, с переходом к новой экономической политике был дан импульс частнокапиталистическому предпринимательству. Несмотря на это, государственное регулирование сохранялось в достаточно высоком объеме в форме надзора, контроля и т. д. Сфера деятельности частников в промышленности ограничивалась производством товаров широкого потребления, добычей и переработкой некоторых видов сырья, изготовлением простейших орудий труда, в торговле - посредничеством между мелкими товаропроизводителями, реализацией товаров частной промышленности.
Государство оставило за собой предприятия тяжелой промышленности, добычу приоритетных видов сырья, внешнюю торговлю. Стремясь не допустить чрезмерной концентрации капитала у частных лиц, государство использовало налоговый гнет, осуществляющийся посредством финансовых органов. Что касается, например, концессий, то они также ставились под контроль советского государственного аппарата, трудового законодательства.
В результате государство, даже после частичной денационализации имело в своем распоряжении самый мощный сектор народного хозяйства, «командные высоты в экономике».
2. Образование СССР
В конце 1922 г. был образован СССР. В него вошли 4 республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и Закавказская федерация, объединявшая Азербайджан, Армению и Грузию. Все республики, вошедшие в СССР, ранее составляли территорию Российской империи. Между ними существовали исторически сложившиеся экономические связи. После Октябрьского переворота 1917 г. коммунисты республик, боровшиеся за установление советской власти, создали военно-политический союз. Так, 1 июня 1919 г. был заключен военный союз России, Украины, Латвии, Литвы и Белоруссии» для борьбы с мировым империализмом». В 1922 г. в связи с подготовкой Генуэзской конференции между республиками сложился дипломатический союз. Представлять интересы всех республик на конференции было поручено РСФСР. В начале 20-х годов между отдельными республиками и Советской Россией были подписаны военно-хозяйственные договоры.
В процессе развития военного, хозяйственного и дипломатического сотрудничества ведущая роль принадлежала РСФСР, т.к. руководство этим процессом осуществлялось ЦК РКП(б). В итоге функции общего органа стали выполнять Совет Труда и Обороны, Госплан РСФСР и СНХ РСФСР, в работе Всероссийских съездов Советов начали принимать участие представители всех советских республик.
10 августа 1922 г. Оргбюро ЦК РКП(б) создало комиссию для подготовки к Пленуму вопроса о взаимоотношениях РСФСР и независимых советских республик.
В августе - сентябре 1922 г. комиссия Политбюро ЦК РКП(б) под руководством Сталина подготовила проект объединения (так называемый «план автономизации»). В соответствии с этим проектом все советские республики должны были войти в РСФСР на правах автономий. Такой подход встретил резкие возражения со стороны Ленина, который предложил создать новое союзное государство путем объединения всех советских республик на равноправной основе. Пленум ЦК одобрил это предложение.
30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В этих документах были зафиксированы главные принципы образования нового государства, в основе которых лежал федерализм. I съезд Советов СССР избрал высший законодательный орган - Центральный исполнительный комитет (ЦИК СССР) и его четырех председателей - по одному от каждой республики.
Провозглашенное создание Союза ССР на федеративной основе реального воплощения в жизнь не получило. В процессе разработки Конституции СССР в ее проект был занесен ряд поправок, расширяющих компетенцию общесоюзных органов власти и ограничивающих права республик. Коме того, в Палате Национальностей - второй палате ЦИК - РСФСР должна была иметь 64 - 72 голоса, Закавказская федерация - 12, а БССР и УССР - по 4 голоса.
31 января 1924 г. на II Всесоюзном съезде Советов была принята первая Конституция СССР. В соответствии с Конституцией к компетенции высших органов власти СССР относились следующие вопросы: внешняя политика, границы, вооруженные силы, транспорт, связь, планирование народного хозяйства, объявление войны и заключение мира. Формально каждая республика имела право выхода из Союза. Высшим органом власти являлся Всесоюзный съезд Советов, в промежутках между ними - ЦИК, состоящий из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей.
3. Результаты НЭПа, причины его свертывания
Говоря о результатах новой экономической политики, можно отметить, что они способствовали стабилизации экономики, росту производственных показателей. Уже осенью 1922 года прекратился голод. К середине 20-х годов предприятия легкой и тяжелой промышленности в основном восстановили довоенный объем производства. Улучшились экономические показатели и в деревне: после отмены продразверстки и замены ее продналогом, который был много ниже первой, у крестьянина появились стимулы к труду. При этом сказалось и дополнительное наделение землей по декрету «О земле». Разрешение мелкого частного предпринимательства и частной торговли позволили сравнительно быстро оживить мелкую промышленность и наполнить полки магазинов товарами повседневного спроса.
В рамках НЭПа Советской власти удалось добиться отдельных успехов. Но по мере восстановления возвращались старые проблемы экономики России, ее структурные диспропорции и противоречия. Если дореволюционная Россия не входила в число передовых экономически развитых государств, то в 20-е годы ее отставание еще усугубилось. Страна стала еще более аграрной, чем была, ее индустриальное развитие напрямую зависело от состояния сельского хозяйства. Ни промышленность, ни сельское хозяйство не создали для себя рынков расширенного производства. Деревня не могла удовлетворить потребностей промышленности и города в товарной сельскохозяйственной продукции, приобретя полунатуральный характер. В свою очередь, нужды индустриализации требовали иной ориентации производства, чем деревенский спрос. Товарный обмен между деревней и городом оказался нарушенным. Первому нечего было дать за товарные излишки и крестьяне стали оставлять их в своем хозяйстве. Во второй половине 20-х годов установленные планы хлебозаготовок оказались проваленными.
На почве экономических неурядиц обозначился раскол внутри правящей элиты. Одними из первых критиков НЭП стали представители рабочей оппозиции, связанные с государственным сектором экономики (рабочие Ленинграда). Они выступили с критикой партии, забывшей, по их словам, о своей основной задачи - развитии крупной промышленности. Постепенно в руководстве партией созревает идея необходимости радикальных перемен в экономике страны. Часть партийной элиты видела выход из создавшегося положения в реконструкции НЭП, проведении «сверхиндустриализации», развитии тяжелой промышленности в целях удержания подступов к мировой революции.
Стоит отметить, что новая экономическая политика изначально рассматривалась лишь как временная мера, отступление, а не линия, рассчитанная на длительный срок. Еще Ленин в последние годы жизни предупреждал, что в связи с переходом к НЭПу, на основе свободы торговли будет происходить возрождение мелкой буржуазия и капитализма, что фактически может аннулировать достижения революции. Представители левого крыла в партии в середине 20-х годов констатировали, что экономика СССР в результате проводимых мер все больше интегрируется в мировое хозяйство и тем самым превращается в госкапиталистическую. Если учесть, что по экономическим показателям, уровню промышленного производства в конце 20-х годов СССР уступал ведущим странам Запада в 5 - 10 раз, становится очевидным, что дальнейшее развитие экономики в рамках НЭП, грозило бы превращению Советского Союза во второстепенную державу. Советский Союз находился в положении догоняющего, отстающего (аутсайдера). В этой «гонке за лидером» нельзя было, по мнению партийного руководства, допускать ошибок, действовать наверняка. Кризис, разразившийся на Западе в 1929 году, укрепил уверенность политической элиты СССР в том, что рыночная экономическая модель непредсказуема, нестабильна, поэтому нужен другой подход к экономическому развитию страны.
Факторы международного положения сыграли большую роль в выборе модели экономического развития страны. В конце 20-х годов уже мало кто сомневался, что мировой революции в ближайшее время не произойдет, а молодая советская республика окажется в атмосфере капиталистического окружения под давлением быстро растущей военной угрозы. Курс на мировую революцию, первоначальный революционный романтизм сменяется установкой на прагматизм - линией на построение «социализма в отдельно взятой стране».
На первые роли в руководстве партией и страной выдвигается группа прагматиков во главе со Сталиным, сконцентрировавшая в своих руках огромную власть, взявшая под контроль партийный аппарат и номенклатуру. Партийный аппарат постепенно вытесняет со своих постов оппозицию, выдвинув идею о необходимости в кратчайший исторический срок догнать и перегнать передовые капиталистические страны. XV съезд ВКП (б) в 1927 году принимает пятилетний план развития народного хозяйства. В основу плана были заложены высокие темпы индустриализации, наступление на частнокапиталистические элементы города и деревни путем значительного повышения налоговых ставок и усиление кооперирования деревни. Для успешного противостояния капиталистическому лагерю требовалось создание сильной экономической базы. Необходимо было создать мощную промышленность, в первую очередь, тяжелую, связанную с производством вооружения. В результате, в конце 20-х годов партийным руководством был взят курс на индустриализацию страны, усиление планово-директивного строительства социализма, «свертывание НЭПа».
4. Социально-экономическое развитие СССР в 30-е годы
XVI партийная конференция (апрель 1929 г.), а затем и V съезд Советов утвердили после неоднократных пересмотров в сторону повышения «оптимальный вариант» пятилетнего плана. Этот план предусматривал рост промышленной продукции на 136 %, производительности труда на 110 %, снижение себестоимости промышленной продукции на 35 %. По плану приоритет отдавался тяжелой промышленности, которая получала 78 % всех капиталовложений.
Опорными точками, основной базой проводимой индустриализации страны должны были стать старые промышленные районы. Предполагалось, что они будут фундаментов наращивания индустриальной мощи страны, на них распространялась система приоритетов в распределении сырья, оборудования, рабочей силы (Центрально-промышленный район, Ленинградская область, Донецко-Криворожский район Украины и Урал).
Экономическая политика была направлена на усиление роли директивного планирования, развертывания грандиозных массовых кампаний, направленных на ускорение темпов социалистического строительства. План индустриализации предусматривал изменение техники и способов производства в направлении развития энергетических мощностей, расширение массового производства, перенесение в экономику страны передовой американской и европейской технологии, рационализацию, научную организацию труда.
На практике данная политика вылилась в осуществление активного строительства новых промышленных объектов на фоне усиления режима экономии, добровольно-принудительного распространения займов индустриализации, установления карточного снабжения населения городов и рабочих поселков. Партийное руководство развертывает массовое социалистическое соревнование на фабриках, заводах, на транспорте, в строительстве и т. д. В связи с переходом к директивному централизованному планированию происходит преобразование всей системы управления народным хозяйством. На базе производственных синдикатов создаются производственные объединения, подчинившие производство централизованному регламентированию. На производстве вводилось единоначалие, руководители предприятий напрямую делались ответственными за выполнение плана. Сами руководители предприятий, строек назначались теперь по особому номенклатурному списку в централизованном порядке.
Говоря об экономических итогах индустриализации, можно отметить, что советскому руководству в целом удалое преодолеть абсолютное отставание от государств Западной Европы по производству основных видов индустриальной продукции. В конце 30-х годов (в отличие от предшествующего десятилетия и дореволюционного времени) производство электроэнергии, топлива, чугуна, стали, цемента в нашей стране превосходило соответствующие показатели Англии, Франции и Германии. По абсолютному объему промышленной продукции Советский Союз уступал только США. Появляется ряд современных отраслей, таких, как авиационная и автомобильная промышленность, тракторостроение и комбайностроение, производство танков и многое другое, ранее практически отсутствовавших в нашей стране до поворота к форсированной индустриализации. Руководство страной осуществляло огромные капиталовложения в промышленность, опираясь при этом исключительно на внутренние источники накопления. Форсированная индустриализация, по сталинскому плану, изначально должна была производиться путем «перекачки средств» из деревни в город. Сам процесс расширения промышленного производства был невозможен без регулярного снабжения рабочих продуктами питания, однако хлебный кризис 1927 - 1928 годов поставил под угрозу план форсированной индустриализации и снабжение города продуктами. В этой ситуации правительством был взят курс на производственное кооперирование сельского хозяйства и наступление на кулачество.
Именно в колхозах сталинское руководство видело тот производственно - распределительный механизм, который позволял осуществлять распределение средств и снабжать города и армию хлебом, не создавая, угрозы экономических и политических потрясений.
Представляя социалистическое общество в виде «единой фабрики», подчиненной и подконтрольной советскому обществу, Сталин и его сторонники стремились как можно быстрее вовлечь в цехи этой фабрики все население. Причем в деревне это решено было осуществить путем сплошной коллективизации, которая начала осуществляться с осени 1929 года.
Политика коллективизации предполагала отмену аренды земли, запрет наемного труда, конфискацию у зажиточных крестьян (кулаков) средств производства, хозяйственных и жилых построек, предприятий по переработке сельхозпродукции. Средства производства и имущество передавались в неделимые фонды колхозов в качестве взносов за бедняков и батраков, за исключением той части, которая шла в погашение долгов кулацких хозяйств государству. При этом часть кулачества предполагалось арестовать и репрессировать как политических преступников, другую часть выслать вместе с семьями в северные и отдаленные районы страны, третью - расселить в пределах района на специально отводимые для них за пределами колхозных массивов земли.
Такие меры, естественно, встретили массовое сопротивление крестьянства. Антиколхозные выступления, прочие акты неповиновения со стороны кулачества, середняков и части бедноты были подавлены посредством применения жесточайших мер насилия. Сталинское руководство раскулачило и репрессировало примерно 900 тысяч хозяйств. 250 тысяч хозяйств «самораскулачились», то есть распродали или бросили свое имущество и бежали из сел, деревень, станиц.
Политикой коллективизации к 1932 году было создано 211,1 тысячи колхозов (61,5 % крестьянских хозяйств). Примерно к 1937-1938 году сплошная коллективизация страны была завершена. Руководство страной применяло по отношению к колхозникам методы «кнута и пряника». С одной стороны, партийно-государственный аппарат проводит жесточайшие репрессивные меры, расправы с противниками хлебозаготовительных реквизиций, с другой стороны пытается создать у колхозников факторы заинтересованности в результатах своего труда путем введения системы хлебозакупок, разрешив им создавать личное подсобное хозяйство. Крестьянам также было позволено продавать свою продукцию на рынке. Таким образом, партии и государству удалось на какое-то время найти компромисс с крестьянством.
Созданное крупное коллективное производство продемонстрировало ряд экономических и социальных преимуществ. За годы коллективизации было построено свыше 5000 машинно-тракторных станций (МТС), которые обеспечили деревню сельскохозяйственной техникой: тракторами, комбайнами и другими машинами. Производительность труда с 1928 по 1940 годы увеличилась на 71 %.
Изменилась структура посевных площадей в сторону увеличения производства технических культур (сахарной свеклы, хлопка, картофеля, подсолнечника), необходимых для промышленно развитой страны. В стране производилось минимально достаточное количество хлеба, превышавшее его производство до коллективизации.
Основным социальным последствием индустриализации и коллективизации стало складывание массового многомиллионного ядра индустриальных рабочих. Общая численность рабочих выросла с 8-9 млн. в 1928 году до 23 - 24 млн. в 1940 году. С другой стороны, существенно сократилась занятость в сельском хозяйстве: с 80 % в 1928 году до 54 % в 1940 году. Высвободившееся население (15 - 20 млн. человек) перешло в промышленность.
Политика форсированной индустриализации погрузила страну в состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения. Выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное устранение товарно-денежных механизмов регулирования экономики и абсолютное преобладание административно-хозяйственной системы. Такой вариант экономического развития способствовал нарастанию тоталитарных начал в политической системе советского общества, резко усиливал необходимость в широком применении административно-командных форм политической организации.
5. Становление тоталитарного режима в СССР в 30-е годы
Тоталитаризм - это политический режим, в котором осуществляется полный контроль и жесткая регламентация со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества и жизни каждого человека, обеспечивающаяся преимущественно силовыми средствами, в том числе и средствами вооруженного насилия.
К основным признакам тоталитарного режима относятся:
1) верховенство государства, носящее тотальный характер. Государство не просто вмешивается в экономическую, политическую, социальную, духовную, семейно-бытовую жизнь общества, оно стремится полностью подчинить, огосударствить любые проявления жизни;
2) сосредоточение всей полноты государственной политической власти в руках вождя партии, влекущее фактическое отстранение населения и рядовых членов партии от участия в формировании и деятельности государственных органов;
3) монополия на власть единственной массовой партии, сращивание партийного и государственного аппарата;
4) господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути;
5) централизованная система контроля и управления экономикой;
6) полное бесправие человека. Политические свободы и права зафиксированы формально, но реально отсутствуют;
7) существует строгая цензура над всеми средствами мае* совой информации и издательской деятельностью. Запрещено критиковать представителей власти, государственную идеологию, положительно отзываться о жизни государств с иными политическими режимами;
8) полиция и спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов и выступают в качестве инструмента массовых репрессий;
9) подавление любой оппозиции и инакомыслия посредством систематического и массового террора, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие;
10) подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик партийно-государственной машины. Государство стремится к полной трансформации человека в соответствии с принятой в нем идеологией.
В качестве основных факторов, способствовавших формированию тоталитарного режима в нашей стране, можно выделить экономические, политические и социокультурные.
Форсированное экономическое развитие, как уже отмечалось в одном из предыдущих разделов, вело к ужесточению политического режима в стране. Напомним, что выбор форсированной стратегии предполагал резкое ослабление, если не полное уничтожение товарно-денежных механизмов регулирования экономики при абсолютном преобладании административно-хозяйственной системы. Плановой, производственной, технической дисциплины в хозяйстве, лишенном рычагов экономического интереса, легче всего было добиться, опираясь на политический аппарат, государственную санкцию, административное принуждение. В результате, в политической сфере возобладали те же формы неукоснительного подчинения директиве, на которой строилась система хозяйствования.
Усиления тоталитарных начал политической системы требовал также весьма низкий уровень материального благосостояния подавляющей части общества, сопровождавший форсированный вариант индустриализации, попытки преодоления экономической отсталости. Одного энтузиазма, убежденности передовых слоев общества было недостаточно для того, чтобы в течение четверти века мирного времени удерживать жизненный стандарт миллионов людей на уровне, который обычно существует в течение коротких промежутков времени, в годы войны и общественных катастроф. Энтузиазм, в этой ситуации, нужно было подкреплять иными факторами, в первую очередь, организационно-политическими, регулированием мер труда и потребления (суровые наказания за кражу общественного имущества, за прогулы и опоздания на работу, ограничения передвижения и т. д.). Необходимость принятия этих мер, естественно, никак не благоприятствовала демократизации политической жизни.
Становлению тоталитарного режима благоприятствовал и особый тип политической культуры, характерный для российского общества на протяжении всей его истории. Пренебрежительное отношение к закону, праву сочетается в ней с покорностью основной массы населения власти, насильственным характером власти, отсутствием легальной оппозиции, идеализацией населения главы власти и т. д. (подданический тип политической культуры). Характерный для основной массы общества, данный тип политической культуры воспроизводится и в рамках большевистской партии, формировавшейся в основном за счет выходцев из народа. Идущая от военного коммунизма, «красногвардейской атаки на капитал», переоценка роли насилия в политической борьбе, равнодушие к жестокости ослабляли ощущение моральной обоснованности, оправданности многих политических действий, которые приходилось осуществлять партийному активу. Сталинский режим, в результате, не встретил активного сопротивления внутри самого партийного аппарата. Таким образом, можно заключить, что сочетание экономических, политических, культурных факторов способствовало тому, что в СССР в 30-е годы сформировался тоталитарный режим, система личной диктатуры Сталина.
Главной характерной чертой политического режима в 30-е годы стал перенос центра тяжести на партийные, чрезвычайные и карательные органы. Решения XVH съезда ВКП (б) значительно усилили роль партийного аппарата: он получил право непосредственно заниматься государственным и хозяйственным управлением, высшее партийное руководство приобрело неограниченную свободу, а рядовых коммунистов обязали строго подчиняться руководящим центрам партийной иерархии.
Наряду с исполнительными комитетами Советов в промышленности, сельском хозяйстве, науке, культуре, функционировали партийные комитеты, чья роль на деле становится решающей. В условиях концентрации реальной политической власти в партийных комитетах Советы осуществляли преимущественно хозяйственные и культурно-организаторские функции.
Врастание партии в экономику и государственную сферу с этого времени стало отличительной особенностью советской политической системы. Выстраивалась своеобразная пирамида партийно-государственного управления, вершину которой прочно занимал Сталин как Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Таким образом, первоначально второстепенная должность генерального секретаря превратилась в первостепенную, давая ее обладателю право на верховную власть в стране.
Утверждение власти партийно-государственного аппарата сопровождалось возвышением и укреплением силовых структур государства, его репрессивных органов. Уже в 1929 году в каждом районе создаются так называемые «тройки», в которые входили первый секретарь райкома партии, председатель райисполкома и представитель Главного политического управления (ГПУ). Они стали осуществлять внесудебное разбирательство виновных, вынося свои собственные приговоры. В 1934 году на базе ОГПУ образуется Главное управление государственной безопасности, вошедшее в Наркомат внутренних дел (НКВД). При нем учреждается Особое совещание (ОСО), которое на союзном уровне закрепило практику внесудебных приговоров.
Опираясь на мощную систему карательных органов, сталинское руководство в 30-е годы раскручивает маховик репрессий. По мнению ряда современных историков, репрессивная политика на данном периоде преследовала три главные цели:
1) действительное очищение от «разложившихся» от зачастую бесконтрольной власти функционеров;
2) подавление в зародыше ведомственных, местнических, сепаратистских, клановых, оппозиционных настроений, обеспечение безусловной власти центра над периферией;
3) снятие социальной напряженности путем выявления и наказания врагов.
Известные сегодня данные о механизме «большого террора» позволяют говорить, что среди многих причин этих акций особое значение имело стремление советского руководства уничтожить потенциальную «пятую колонну» в условиях нараставшей военной угрозы.
В ходе репрессий чисткам подверглись народнохозяйственные, партийные, государственные, военные, научно-технические кадры, представители творческой интеллигенции. Количество заключенных в Советском Союзе в 30-е годы определяется цифрами от 3,5 млн. до 9 - 10 млн. человек.
К каким последствием привела политика массовых репрессий? С одной стороны нельзя не признать, что данная политика действительно повысила уровень «сплоченности» населения страны, которое смогло затем объединиться перед лицом фашистской агрессии. Но при этом, не учитывая даже морально-этическую сторону процесса (пытки и гибель миллионов людей), трудно отрицать тот факт, что массовые репрессии дезорганизовали жизнь страны. Постоянные аресты среди руководителей предприятий ш колхозов привели к падению дисциплины и ответственности на производстве. Образовался огромный дефицит кадровых военных. Само сталинское руководство в 1938 году отказалось от массовых репрессий, произвело чистку в органах НКВД, однако в основе своей эта карательная машина осталась неприкосновенной.
Заключение
В результате массовых репрессий закрепилась политическая система, которую называют режимом личной власти Сталина (сталинский тоталитаризм). В ходе репрессий была уничтожена большая часть высших руководителей страны. Им на смену пришло новое поколение руководителей («выдвиженцы террора»), всецело преданное Сталину. Таким образом, принятие принципиально важных решений окончательно перешло в руки Генерального секретаря ВКП (б).
В эволюции сталинского тоталитаризма обычно выделяется четыре этапа.
1. 1923-1934 - процесс становления сталинизма, формирование его основных тенденций.
2. Середина 30-х годов - 1941 год - реализация сталинской модели развития общества и создание бюрократической основы власти.
3. Период Великой Отечественной войны, 1941 - 1945 годы - частичное отступление сталинизма, выдвижение на первый план исторической роли народа, рост национального самосознания, ожидание демократических перемен во внутренней жизни страны после победы над фашизмом.
4. 1946 - 1953 годы - апогей сталинизма, перерастающий в коллапс системы, начало регрессивной эволюции сталинизма.
Во второй половине 50-х годов в ходе реализации решений XX съезда КПСС была осуществлена частичная десталинизация советского общества, однако ряд признаков тоталитаризма сохранился в политической системе вплоть до 80-х годов.
Список используемой литературы
Велидов А.С. На пути к террору // Вопросы истории. - 2002. - № 6.
Зеленин И.Е. Кульминация «Большого террора» в деревне. Зигзаги аграрной политики (1937-1938 гг.) // Отечественная история. - 2004. - № 1.
История России. Россия в мировой цивилизации. - М.,1998.
История России: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2004.
Михайлова Н.В. Отечественная история: Учебное пособие / Н. В. Михайлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
Павлов Б.В. Становление контроля партийной номенклатуры над правоохранительной системой в 1921-1925 годах // Вопросы истории. - 2004. - № 1.
Павлова И.В. Власть и общество в СССР в 1930-е годы // Вопросы истории. - 2001. - № 10.
Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. Учебное пособие для вузов. - Брянск, 1999.
Телицын В.Л. Новая экономическая политика: взгляд из Русского зарубежья // Вопросы истории. - 2000. - № 8
Федоров О.А. История России. ХХ век: учебник для вузов МВД России / О. А. Федоров. - Орел: ОЮИ МВД России, 1999.