Советский Союз в 1985-1991 гг.
Содержание
Введение
1. Перестройка
2. Распад СССР
3. Беловежские соглашения, последствия распада СССР
Заключение
Введение
В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет. Новое руководство, уловив эти ожидания, использовало их в целях укрепления своего положения.
В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны. Примечательно, что первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества. Говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» и изменения порядка планирования.
8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где он посетил «Волжский Автозавод». На своём выступлении в Тольятти Горбачёв впервые внятно произносит слово «перестройка», что было подхвачено СМИ и стало лозунгом начавшейся новой эпохи в СССР. Изданная впоследствии речь Горбачева называлась «Быстрее перестраиваться, действовать по-новому»:
«Начинать надо прежде всего с перестройки в мышлении и психологии, в организации, в стиле и методах работы. Скажу откровенно, если мы сами не перестроимся, я глубоко убежден в этом, то не перестроим и экономику, и нашу общественную жизнь в духе решений съезда. Но в таком случае мы не справимся и с поставленными задачами, масштабы и новизна которых беспрецедентны».
Перестройка
В перестройке можно выделить три крупных этапа: 1) 1985-1986 гг.; 2) 1987-1988 гг.; 3) 1989-1991 гг1.
Первый этап характеризуется попытками крупномасштабных административных преобразований, не затрагивающих экономических и политических основ, направленных на «совершенствование общества развитого социализма» и «ускорение социально-экономического развития». Сразу после принятия курса ускорения начались серьезные кадровые перемены в высшем эшелоне власти. В сентябре 1985 г. Председателем Совета министров вместо престарелого соратника Л.И. Брежнева Н.А. Тихонова стал Н.И. Рыжков. Министром иностранных дел был назначен Э.А. Шеварднадзе. А.А. Громыко становится Председателем Президиума Верховного Совета. К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. В феврале 1986 г. был смещен первый секретарь Московского горкома КПСС В.А. Гришин. На его место был назначен Б.Н. Ельцин.
В феврале 1986 г. состоялся XXVII съезд КПСС, который изменил Программу партии. Вместо устаревших положений о построении коммунизма был провозглашен курс на совершенствование социализма. Он получил название "курса на ускорение социально-экономического развития". Предполагалось к 2000 г. удвоить экономический потенциал страны и предоставить каждой семье отдельную квартиру. Ни одна из основ социализма (государственная собственность, руководящая роль партии и др.) не подвергалась сомнению.
Четыре фактора, по мнению руководства, диктовали необходимость ускорения: во-первых, острые нерешенные социальные задачи (продовольственная, жилищная, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологическая); во-вторых, угроза слома военно-стратегического паритета (США взялись за новую масштабную программу СОИ — стратегической оборонной инициативы); в-третьих, необходимость обеспечения полной экономической независимости страны (главным образом, на стратегических направлениях от западных поставок); наконец, задача прекращения падения темпов развития, сползания экономики к кризису, создания образцовой экономической политики.
Под понятие "ускорение" подводилась и "активная социальная политика". Было обещано "круто повернуть" экономику к социальной сфере, проводить целостную социальную политику, суть которой в последовательном и повсеместном утверждении принципа социальной справедливости. Руководство страны в 1985— 1986 гг. заверило народ, что забота о его благосостоянии станет, наконец, главной заботой государства, и определило шесть задач повышения благосостояния на XII пятилетку и на период до 2000 года. Среди них выделялись две — продовольственная и жилищная. Продовольственная считалась приоритетной, важной внутриполитической задачей 1980-х гг. и ее решение связывалось с 1990 г. Решение жилищной ("каждой семье благоустроенную отдельную квартиру") отодвигалось на конец века.
Несмотря на туманность целей, советское общество с воодушевлением восприняло новый курс руководства. Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике, но радикального улучшения все же не произошло. Не дал ожидаемых результатов Закон «О госприемке», направленный на улучшение качества продукции. На основании этого закона практически на всех крупных предприятиях были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. Но добиться улучшения качества только за счет организационных мер без включения экономических стимулов было невозможно.
В целях активизации «человеческого фактора» в 1986 г. был принят Закон о трудовых коллективах, который предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, имеющих право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Реализация этого закона на практике привела к дезорганизации производства.
Ставка на энтузиазм, не подкрепленная необходимой техникой, квалификацией работающих и организацией труда, привела не к ускорению, а к резкому росту аварий и катастроф в различных отраслях народного хозяйства. Самой крупной из них стала авария на Чернобыльской АЭС, происшедшая 27 апреля 1986 г. По мнению международных экспертов, ее последствия отразятся на здоровье и жизни десятков миллионов людей нескольких поколений. "Чернобыль" стал мрачным символом катастрофы, надвигающейся на общество и государство.
В 1987 г. решено было сменить провалившуюся "концепцию ускорения" на "концепцию перестройки". На январском пленуме ЦК КПСС в 1987 г. была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя. Отсутствие ощутимых результатов в социально-экономической сфере стали объяснять действием некоего «механизма торможения», заложенным в самой системе управления еще с 1930-х годов, которую позднее стали называть командно-административной.
Ускорение оставалось целью, перестройка же рассматривалась как широкомасштабное средство ее достижения. В 1987—1988 гг. перестройка сводилась главным образом к "радикальной экономической реформе", затем в нее включили реформу политической системы и курс на "обновление" идеологии.
«Архитекторы перестройки» предполагали совершенствовать социализм, опираясь на широкие массы трудящихся, интенсификацию экономики на основе достижений научно-технического прогресса. Стержень преобразований виделся ими в «демократизации всех сторон жизни общества», реформировании всех политических институтов. Главным средством демократизации становится гласность.
Идея перевода жестко централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.
Первым шагом к рыночной экономике стал Закон о государственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и трудовым коллективам. Они должны были стать самостоятельными (обособленными) хозяйственными единицами, составив основу рыночного сектора экономики. Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, не централизованно, а самостоятельно могли выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать продукцию. Цены же как важнейший рычаг социальной политики государство не решилось сделать свободными, что существенно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.
Начатая экономическая реформа предполагала перестройку центрального аппарата управления: сокращение численности министерств и ведомств, а также их аппарата, переход на "партнерские" отношения министерств с предприятиями.
В 1989 г. в социально-экономические преобразования был втянут аграрный сектор. На мартовском (1989 г.) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсобным хозяйством, развернутую в 1986—1987 гг. Эта борьба велась под знаменем борьбы с нетрудовыми доходами и сильно подрывала производство сельскохозяйственной продукции. Признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьянских хозяйств (крестхозов или фермерских хозяйств).
В конце 1989 и в 1990 гг. реформирование экономической системы приняло широкие масштабы, включая перестройку отношений собственности во всех отраслях народного хозяйства (кроме оборонной и тяжелой промышленности). Была провозглашена новая цель экономической реформы — не ускорение, а переход к рыночной экономике.
С конца 1989 по 1991 гг. было принято более ста законов, постановлений и т.п. по экономическим вопросам, но большинство из них не работало.
Если в 1986—1988 гг. национальный доход медленно, но рос (максимальный рост в 1988 г. составил 4,4%), то с 1989 г. началось сокращение национального дохода. В 1990 г. абсолютное сокращение национального дохода превысило 10%. Реальные доходы населения стали падать. В стране начался острый дефицит всех товаров. Цены на них стали возрастать. Отчужденность масс от результатов своего труда возросла. Благодаря гласности, курс на которую был провозглашен с 1987 г., она стала осознанной. Трудящиеся вышли на улицы с лозунгами протеста. По стране прокатилась волна забастовок. Первыми взялись за это, казалось, давно забытое оружие, шахтеры ("горячее лето" 1989 г.). Они заявили на своем съезде, что не считают КПСС партией рабочего класса. Шахтеров поддержали трудящиеся других отраслей, хотя и менее организованно.
В декабре 1990 г., констатируя обвал экономики и "срыв перестройки", глава правительства Н.И. Рыжков подал в отставку. Новый глава правительства В.С. Павлов, надеясь оживить финансовую систему, решился на непопулярные меры: обмен денег и повышение цен в 2—10 раз (апрель, 1991 г.). "Павловское" повышение цен сопровождалось 40% компенсацией населению за понесенные убытки. Однако принятые меры уже не могли спасти положение. Симпатии народов союзного государства были отданы республиканским руководителям, которые обещали провести экономические преобразования не за счет народа, а во имя и во благо народа.
Особенно активно выступали против обнищания народа, допущенного руководством СССР, руководители России во главе с Б.Н. Ельциным.
Политическое развитие
С принятием на XXVII съездом КПСС "Новой редакции" Программы КПСС официально началось практическое свертывание коммунистической идеологии в партии и обществе. Ее вытеснили "идеи перестройки", о которых активно заговорили после январского (1987 г.) пленума ЦК КПСС. На пленуме, посвященном кадровой политике, М.С. Горбачев предложил подбирать кадры руководителей, исходя из их приверженности "идеям перестройки".
Новый импульс развитию политических событий дала XIX партийная конференция КПСС, состоявшаяся в июне - июле 1988 г. Выступая на ней с докладом, М.С. Горбачев подчеркивал, что все преобразования перестройки натолкнулись на мощный механизм торможения в лице командно-административной системы, для уничтожения которого необходимо провести реформу политической системы. Реформа заключалась в разграничении функций партийных и советских органов («Вся власть Советам»), в оживлении их деятельности и изменении порядка выборов, предлагалось также создание новой структуры власти. Она включала Съезд народных депутатов и действующий на постоянной основе парламент - Верховный Совет, который избирался на съезде из числа его участников. Предполагалось также введение поста президента СССР.
Намеченные XIX Всесоюзной партийной конференцией меры были в большинстве своем реализованы осенью 1988—1989 гг. Был принят новый избирательный закон, проведены выборы народных депутатов СССР, в мае-июне 1989 г. состоялся первый Съезд народных депутатов СССР, затем избран
Верховный Совет СССР во главе с М.С. Горбачевым, проведены республиканские съезды народных депутатов. Председателем Верховного Совета РСФСР в мае 1990 г. стал Б.Н. Ельцин.
Весной 1990 г. была определена новая цель реформы — переход к правовому государству, государству, где правят законы, а не люди. Предполагалось, что только оно в состоянии обеспечить переход к рынку и демократическому обществу.
Среди первостепенных задач реформирования политической системы были создание президентской системы власти в СССР и переход к многопартийности. Состоявшийся в феврале 1990 г. Пленум ЦК КПСС принял решение отказаться от монополии партии на власть и согласился на создание многопартийной системы.
Решение этих задач было начато III съездом народных депутатов СССР (март 1990 г.). На этом же съезде был учрежден пост Президента СССР. Он наделялся широкими полномочиями. Хотя по Конституции Президент должен был избираться всенародным голосованием, все же первого Президента избрали на съезде. Им стал М.С. Горбачев.
Распад СССР
Распад СССР — процессы системной дезинтеграции, происходившие в экономике (народном хозяйстве), социальной структуре, общественной и политической сфере Советского Союза, приведшие к прекращению существования СССР 26 декабря 1991 года.
Причины распада2
В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:
- центробежные националистические тенденции, присущие каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;
- авторитарный характер советского общества (гонения на церковь, преследование КГБ диссидентов, принудительный коллективизм);
- господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);
- растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;
- диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);
- кризис доверия к экономической системе: в 1960—1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное».[источник не указан 78 дней] Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;
- ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;
- неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);
- снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;
- моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;
- поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;
- Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.
Распад СССР происходил на фоне общего экономического, внешнеполитического и демографического кризиса. В 1989 году впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР (рост экономики сменяется падением). На территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов.
Одновременно с ростом оппозиции союзным структурам власти начался процесс распада КПСС, цементирующей силы как политической системы СССР, так и самого союзного государства. 7 февраля 1990 года ЦК КПСС объявил об ослаблении монополии на власть, в течение нескольких недель прошли первые конкурентные выборы. Многие места в парламентах союзных республик получили либералы и националисты.
Распад шел по двум направлениям — национальному и идейному.
В декабре 1989 г., затем в апреле и октябре 1990 г. заявили о своем выходе из КПСС компартии прибалтийских республик.
Попытки руководства КПСС во главе с М.С. Горбачевым предотвратить этот процесс потерпели поражение.
В течение 1990—1991 гг. произошёл т. н. «парад суверенитетов», в ходе которого все союзные (одной из первых была РСФСР) и многие из автономных республик приняли Декларации о суверенитете, в которых оспорили приоритет общесоюзных законов над республиканскими, что начало «войну законов». Также ими были предприняты действия по контролю над местными экономиками, включая отказы выплачивать налоги в союзный и федеральный российский бюджеты. Эти конфликты перерезали многие экономические связи, что ещё больше ухудшило экономическое положение в СССР.
Первой территорией СССР, объявившей независимость в январе 1990 года в ответ на бакинские события, была Нахичеванская АССР. До августовского путча объявили о независимости две союзные республики (Литва и Грузия), об отказе вступать в предполагавшийся новый Союз (ССГ) и переходе к независимости — ещё четыре: Эстония, Латвия, Молдавия, Армения.
Весной—летом 1990 г. прибалтийские, а за ними и другие республики СССР, включая Россию, приняли декларацию о национальном суверенитете, фактически противопоставив себя союзному государству. Национальный суверенитет был перенесен вскоре на суверенитет государственный, когда республики заявили о приоритете своего законодательства над союзным. Союзные и республиканские законы часто противоречили друг другу. Законодательное двоевластие стало первым этапом конституционного кризиса, завершившегося распадом союзной государственности.
Центробежные силы ускорялись. Удержать власть демократическим путем руководство СССР уже не могло. Оно все чаще прибегало к военной силе, которая была применена в апреле 1989 г. в Тбилиси, в январе 1990 г. в Баку, в январе 1991 г. в Вильнюсе и Риге, наконец, в августе 1991 г. в Москве.
В этих условиях М.С. Горбачев предложил первый вариант нового союзного договора по "обновлению СССР". Обсуждение этого и других вариантов, проведенное в 1991 г., получило (по названию резиденции Горбачева) наименование "новоогаревского процесса". Он намечал предоставление республикам широких полномочий с сохранением единого государства. Дискуссии велись по приоритетам: "сильный центр — сильные республики" или "сильные республики — сильный центр".
17 марта 1991 г. в СССР прошел референдум о судьбе СССР, на котором абсолютное большинство граждан высказались за сохранение союзного государства в обновленном виде, плохо представляя суть этого обновления.
В шести союзных республиках (Литва, Эстония, Латвия, Грузия, Молдавия, Армения), которые ранее объявили о независимости или о переходе к независимости, всесоюзный референдум фактически не проводился (властями этих республик не были сформированы Центральные избирательные комиссии, всеобщего голосования населения не было) за исключением некоторых территорий (Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье), но в другое время проводились референдумы о независимости.
На основе концепции референдума предполагалось заключение 20 августа 1991г. нового союза — Союза Суверенных Государств (ССГ) как мягкой федерации.
Однако, хотя на референдуме подавляющее количество голосов было отдано за сохранение целостности СССР, он имел сильное психологическое влияние, поставив под сомнение саму идею «нерушимости союза»
В апреле 1991 г. в "обновленный Союз" под названием "Содружество Суверенных Государств" (ССГ) согласились вступить десять из пятнадцати республик. Грузия участвовала в переговорах, но Заявление не подписала. На 20 августа было намечено подписание нового союзного договора. Проект договора об ССГ предусматривал преобразование союзного государства в конфедерацию с ликвидацией многих полномочий центра, но с сохранением системы президентской власти.
19—21 августа 1991 г. консервативные силы попытались силовым путем предотвратить эту перспективу, сохранив реальную власть в руках союзного центра.
После "августовского путча" 1991 г. и последующего ареста высших должностных лиц союзного государства, включая Председателя Верховного Совета А.И. Лукьянова, приостановки (23 августа) и запрета компартии на территории России (ноябрь 1991 г.) политическая система СССР была обречена.
После провала попытки установить в стране чрезвычайное положение начался новый и заключительный этап распада СССР. Его не приостановило возобновление "новоогаревского процесса", в котором теперь участвовало семь республик. Крупнейшая после РСФСР республика — Украина в переговорах участвовать отказалась. Сразу после подавления "августовского путча" три республики Прибалтики заявили о своем выходе из СССР. В сентябре Президент СССР подписал указы о признании этого выхода.
Поражение путча фактически привело к краху центральной власти СССР, переподчинению властных структур республиканским лидерам и ускорению распада Союза. В течение месяца после путча объявили о независимости одна за другой власти почти всех союзных республик. Некоторые из них для придания легитимности этим решениям провели референдумы о независимости.
Распад СССР привел к независимости 15 республик СССР и появлению их на мировой политической арене как самостоятельных государств.
Провозглашение независимости республиками СССР
Союзные республики
Республика |
Провозглашение суверенитета |
Провозглашение независимости |
Независимость де-юре |
Эстонская ССР |
16 ноября 1988 г. |
20 августа 1991 г. |
6 сентября 1991 г. |
Латвийская ССР |
28 июля 1989 г. |
21 августа 1991 г. |
6 сентября 1991 г. |
Литовская ССР |
18 апреля 1989 г. |
11 марта 1990 г. |
6 сентября 1991 г. |
Грузинская ССР |
26 мая 1990 г. |
9 апреля 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Российская СФСР |
12 июня 1990 г. |
- |
26 декабря 1991 г. |
Молдавская ССР |
23 июня 1990 г. |
27 августа 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Украинская ССР |
16 июля 1990 г. |
24 августа 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Белорусская ССР |
27 июля 1990 г. |
- |
26 декабря 1991 г |
Туркменская ССР |
22 августа 1990 г. |
27октября 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Армянская ССР |
24 августа 1990 г. |
23сентября1991г. |
26 декабря 1991 г. |
Таджикская ССР |
24 августа 1990 г. |
9сентября 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Киргизская ССР |
15 декабря1990 г. |
31 августа 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Казахская ССР |
25 октября1990 г. |
16 декабря1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Узбекская ССР |
20 июня 1990 г. |
31 августа 1991 г. |
26 декабря 1991 г. |
Азербайджанская ССР |
18 октября1991 г. |
30 августа 1991 г. |
26 декабря1991 г. |
АССР и АО
19 января — Нахичеванская АССР.
30 августа — Татарская АССР
27 ноября — Чечено-Ингушская АССР.
8 июня — Чеченская часть Чечено-Ингушской АССР.
4 сентября — Крымская АССР.
Беловежские соглашения, последствия распада СССР
14 ноября 1991 года семью республиками из двенадцати (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) было принято решение по заключению договора о создании Союза Суверенных Государств (ССГ) как конфедерации со столицей в Минске. Подписание было намечено на 9 декабря 1991 года.
В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, — Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной. Это событие, произошедшее в тайне от Президента СССР и народов страны, вошло в историю как "Беловежское соглашение". Оно было достигнуто между Президентом РСФСР Б.Н. Ельциным, Президентом УССР Л.М. Кравчуком и Председателем Верховного Совета БССР С.С. Шушкевичем.
8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Как подчёркивал впоследствии Б. Н. Ельцин, Беловежские соглашения не распускали СССР, а лишь констатировали его фактический к тому моменту распад.
11 декабря Комитет конституционного надзора СССР выступил с заявлением, осуждавшим Беловежское соглашение. Практических последствий это заявление не имело.
12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР. Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.
17 декабря председатель Совета Союза К. Д. Лубенченко констатировал отсутствие кворума на заседании. Совет Союза, переименовавшись в Совещание депутатов, обратился в Верховный Совет России с просьбой хотя бы временно отменить решение об отзыве российских депутатов, чтобы Совет Союза мог сам сложить с себя полномочия. Это обращение было проигнорировано.
21 декабря 1991 года на встрече президентов в Алма-Ате (Казахстан) к СНГ присоединилось ещё 8 республик: Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, было подписано так называемое Алмаатинское соглашение, ставшее основой СНГ.
СНГ было основано не в качестве конфедерации, а как международная (межгосударственная) организация, которая характеризуется слабой интеграцией и отсутствием реальной власти у координирующих наднациональных органов. Членство в этой организации было отвергнуто прибалтийскими республиками, а также Грузией (она присоединилась к СНГ только в октябре 1993 г. и заявила о выходе из СНГ после войны в Южной Осетии летом 2008 года).
Руководители трех славянских республик, приняв решение о роспуске Союза ССР и создании СНГ, прежде всего сообщили об этом Президенту США. Крушение Советского Союза вывело США в разряд единственной сверхдержавы мира. В декабре 1991 г. американский президент поздравил свой народ с победой в "холодной войне".
Органы власти СССР как субъект международного права прекратили существование 25—26 декабря 1991 года. Россия объявила себя продолжателем членства СССР (а не правопреемником, как это часто ошибочно указывается) в международных институтах, взяла на себя долги и активы СССР и объявила себя собственником всего имущества СССР за границей. По предоставленным РФ данным, на конец 1991 года пассивы бывшего Союза оценивались в 93,7 млрд $, а активы — в 110,1 млрд $. Депозиты Внешэкономбанка составляли около 700 миллионов долларов. Так называемый «нулевой вариант», по которому Российская Федерация стала правопреемницей бывшего Советского Союза по внешнему долгу и активам, включая и зарубежную собственность, не был ратифицирован Верховной Радой Украины, которая претендовала на право распоряжаться имуществом СССР.
25 декабря Президент СССР М. С. Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооружённых Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Ельцину.
26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, сохранившей кворум — Совета Республик (образованной Законом СССР от 05.09.1991 N 2392-1), — из которой на тот момент не были отозваны только представители Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана, приняла под председательством А. Алимжанова декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР, а также ряд других документов (постановление об освобождении от должности судей Верховного и Высшего арбитражного судов СССР и коллегии Прокуратуры СССР (№ 143-Н), постановления об освобождении от должности председателя Госбанка В. В. Геращенко (№ 144-Н) и его первого заместителя В. Н. Куликова (№ 145-Н)). 26 декабря 1991 года и считается днём прекращения существования СССР, хотя некоторые учреждения и организации СССР (например, Госстандарт СССР, Госкомитет по народному образованию, Комитет по охране государственной границы) ещё продолжали функционировать в течение 1992 года, а Комитет конституционного надзора СССР вообще не был официально распущен.
После распада СССР Россия и «ближнее зарубежье» составляют т. н. постсоветское пространство.
Последствия распада СССР.
1. Распад СССР привёл к практически немедленному началу Ельциным и его сторонниками широкой программы преобразований. Самыми радикальными первыми шагами были:
- в экономической области — либерализация цен 2 января 1992 года, послужившая началом «шоковой терапии»;
- в политической области — запрет КПСС и КПРСФСР (ноябрь 1991 г.); ликвидация системы Советов в целом (21 сентября — 4 октября 1993 года).
2. В последние годы существования СССР на его территории разгорелся ряд межнациональных конфликтов. После его распада большинство из них немедленно перешли в фазу вооружённых столкновений:
- карабахский конфликт — война армян Нагорного Карабаха за независимость от Азербайджана;
- грузино-абхазский конфликт — конфликт между Грузией и Абхазией;
- грузино-южноосетинский конфликт — конфликт между Грузией и Южной Осетией;
- осетино-ингушский конфликт — столкновения между осетинами и ингушами в Пригородном районе;
- Гражданская война в Таджикистане — межклановая гражданская война в Таджикистане;
- Первая чеченская война — борьба российских федеральных сил с сепаратистами в Чечне;
- конфликт в Приднестровье — борьба молдавских властей с сепаратистами в Приднестровье.
3. Распад рублёвой зоны.
4. Распад единых Вооружённых Сил.
5. Безъядерный статус Украины, Белоруссии и Казахстана
В результате распада СССР число ядерных держав увеличилось, так как на момент подписания Беловежских соглашений советское ядерное оружие дислоцировалось на территории четырёх союзных республик: России, Украины, Белоруссии и Казахстана.
Совместные дипломатические усилия России и Соединённых Штатов Америки привели к тому, что Украина, Белоруссия и Казахстан отказались от статуса ядерных держав, и передали России весь военный атомный потенциал, оказавшийся на их территории.
6. Отмена единого советского гражданства.
7. Делимитация границ между бывшими советскими республиками
В результате распада СССР возникла неопределённость границ между бывшими союзными республиками. Процесс делимитации границ растянулся до 2000-х гг. Делимитация российско-казахстанской границы проведена только в 2005 г. К моменту вступления в Евросоюз эстоно-латвийская граница была фактически разрушена.
Между рядом новых независимых государств граница на декабрь 2007 г. не делимитирована.
Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик.
Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918—1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918—1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость.
В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его)3.
Заключение
В ходе перестройки (примерно c 1989г.) резко обострилось политическое противостояние сил, выступающих за социалистический путь развития, и партий, движений, связывающих будущее страны с организацией жизни на принципах капитализма, а также по вопросам будущего облика Советского Союза, взаимоотношений союзных и республиканских органов государственной власти и управления. К началу 1990-х годов перестройка привела к обострению кризиса во всех сферах жизни общества, ликвидации власти КПСС и распаду СССР.
Существуют различные точки зрения на правовые аспекты распада СССР. Есть точка зрения, что СССР формально существует до сих пор, поскольку его роспуск был осуществлён с нарушением юридических норм и игнорированием народного мнения высказанного в референдуме. Такая точка зрения многократно оспаривается сторонниками мнения, что от подобных значительных геополитических изменений бессмысленно требовать соблюдения формальных правил. Противники СССР в холодной войне восприняли коллапс СССР как свою победу. В связи с этим, в США, например, можно часто услышать разочарование в победе: проигравшие войну «русские» по-прежнему являются ядерной державой, защищают национальные интересы, вмешиваются во внешнеполитические споры и так далее. «Проигравший не проиграл… проигравший не считает, что проиграл… и не ведёт себя так, как потерпевший поражение с самого 1991 года», — сказал бывший командующий стратегическими ядерными силами США генерал Юджин Хабигер.
25 апреля 2005 года Президент России В. Путин в послании Федеральному Собранию Российской Федерации заявил: « Прежде всего, следует признать, что крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой. Десятки миллионов наших сограждан и соотечественников оказались за пределами российской территории. Эпидемия распада к тому же перекинулась на саму Россию».
Литература
Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. - М.: Издательская группа ИНФРА • М—НОРМА, 2006.
Мяло К. Г. Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы. - М.: Издательство: Вече, 2002.
Стивен Коэн. «Вопрос вопросов»: почему не стало Советского Союза? — М., 2007.
Филиппов А.В.Новейшая история России, 1945—2006 гг.: кн.для учителя / А.В. Филиппов. — М.: Просвещение, 2007.
Черняев А. С., Вебер А. Б., Палажченко П. Р., Славин Б. Ф., Логинов В. Т., Пучкова Л. Н., Королева Н. Ф., Александрова Т. А. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ, 2007.
1 Филиппов А.В.Новейшая история России, 1945—2006 гг.: кн.для учителя / А.В. Филиппов. — М.: Просвещение, 2007.
2 Черняев А. С., Вебер А. Б., Палажченко П. Р., Славин Б. Ф., Логинов В. Т., Пучкова Л. Н., Королева Н. Ф., Александрова Т. А. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике М. С. Горбачева по реформированию и сохранению многонационального государства. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ, 2007.
3 Мяло К. Г. Россия и последние войны XX века (1989—2000). К истории падения сверхдержавы.- М.: Издательство: Вече, 2002.