Семейная жизнь османов
Реферат по истории Турции
Семейная жизнь османов
СЕМЬЯ, ЖЕНЩИНЫ, ДЕТИ
Понятие семьи, в европейском смысле этого слова, сравнительно новое в жизни турок, по крайней мере в смысле элементарной ячейки, включающей отца, мать и детей. В сравнительно недавнем (по историческим меркам. — Прим. ред.) прошлому турок был родоплеменной уклад; клан представлял собой совокупность людей, в которую входили потомки одного общего предка. Однако со временем этот племенной уклад стал размываться. Переход к оседлости способствовал его окончательному распаду, и семья постепенно стала основной формой существования людей.
Турецкую семью, особенно в обеспеченных слоях общества, следует рассматривать как объединение людей патриархального характера. Под оком и волей хозяина, paterfamilias, живут сыновья, женатые и холостые, мать семейства, невестки, внуки, наложницы, прислуга и рабы. Коран рекомендует вступление в брак и обзаведение семьей, но возможности полигамии и обзаведения наложницами придавали турецкой семье особый облик; разделение полов остается правилом и даже определяет архитектурную планировку жилища. Это очень строгое разделение может быть нарушено только отцом семейства и, в очень редких случаях и строго оговоренных формах, другими членами семьи мужского пола.
Глава семьи имеет над ней все права при условии, что он не нарушает законы Корана. И хотя этот самый закон позволяет ему иметь четырех законных жен, максимум, не считая рабынь-наложниц, он может иметь их именно столько, при условии, что у него есть возможность их содержать. Поэтому только обеспеченные турки могут быть полигамными; подавляющее же большинство живет моногамно, и их семейная жизнь довольно близко похожа на ту, что существует в эту эпоху в Европе.
Для положения женщины характерны несвобода, различные принуждения и постоянная угроза быть отвергнутой, что является источником неурядиц в супружеской жизни вопреки изначальному договору, согласно которому жене гарантировалась определенная защита. Между тем, несмотря на то, что женщина занимается главным образом домашним хозяйством, она играет важную роль, не ограничивающуюся семейной жизнью. Отец семейства, может быть, и обладает, законно и теоретически, полнотой власти, но на практике всеми делами в доме руководит мать семейства. Она, прежде всего, является супругой хозяина, и поэтому ей оказывает полное и исключительное послушание каждый живущий рядом, будь то сын, дочь, невестка, прислуга, раб и т.д. Положение супруги дополняет ипостась матери, и если по счастливой случайности она давала своему повелителю радость стать отцом сына-наследника, это означало достижение ею всей полноты власти. Действительно, для мусульманина в принципе и для турка в частности ничто так не ценится, как способность обеспечить продолжение рода по мужской линии. В монаршей среде султана мать царствующей особы имеет превосходство по сравнению с другими женщинами и носит титул валиде султан, или мать султана. Мать семейства заправляет в гареме, где живут не только все женщины дома, жены, дочери и служанки, но и сыновья до 7 или 8 лет. Эта зависимость ребенка от матери длится довольно долго. Мать выбирает для сына будущую супругу, которая после свадьбы переходит в подчинение к свекрови. Когда, в случае кончины отца, старший сын становится хозяином дома, его жена становится хозяйкой дома, но и он, и его жена продолжают сохранять почет и уважение к матери.
Дети являются объектом повышенной заботы и внимания, особенно если это мальчик, потому что он сможет продолжить отцовскую линию, защитить честь семьи. С рождения сын окружен заботами матери, с которой проводит первые годы своей жизни, даже в случае отвержения ее отцом. Мальчики и девочки в гареме поручаются кормилице, или чипе, которая занимается ими примерно два года. Если мальчик принадлежит к хорошей семье, у него может быть наставник (лала), который с раннего возраста будет обучать его началам арабского языка и, одновременно, базовым основам мусульманской религии; потом он пойдет в ближайшую школу. После обряда обрезания сын переходит в подчинение отца, который и решает его будущее, исходя из своего положения.
От девочек главным образом требуется, чтобы они стали хорошими супругами и, особенно, хорошими матерями. Их учат быть «домашней женщиной», то есть уметь готовить, вышивать, играть на музыкальных инструментах, петь. До достижения зрелости девочки относительно свободны в своем передвижении. Они могут свободно ходить по улицам без паранджи и иногда даже посещать селямлик, часть дома, предназначенную для мужчин. Но как только она оформляется и становится девушкой, на нее сразу распространяются ограничения и обязательства для женщин: пребывание только на женской половине, запрет на любые встречи с мужчинами до замужества, а также ношение паранджи вне женской части дома.
Став взрослыми, дети должны в свою очередь поддерживать родителей, если те испытывают нужду в помощи; и Коран, говоря о долге детей перед родителями, требует по отношению к ним доброты и уважения (Коран, XVII, 24—25). Наконец, если дети остаются сиротами, кади следит за их опекунством и в случае необходимости назначает опекуна.
ГАРЕМ
При видимых элементах сегрегации и строгом разделении полов в османском обществе есть места с определенной свободой. Если отец — глава семейства (на него возложены заботы по ведению домашних дел и распоряжение прислугой), выказывать которому уважение и послушание обязаны все члены семьи, то его супруга — бесспорная хозяйка в «женской епархии». Гарем — ее вотчина. Глава семьи, чтобы войти туда, должен соблюсти целый ряд правил и формальностей, нарушить которые он может лишь в очень редких случаях.
Гаремы — образ жизни исключительно богатых людей и a fortiori лиц высокого ранга: визири, беи, паши и т.д. Большинство турок существует моногамно. Не случайно некоторые европейские путешественники шутили, что турок видит за всю свою жизнь пять или шесть женских лиц в семейном кругу, и для него единственное утешение — это смотреть на проходящих гречанок, армянок и случайных путешественниц из Европы.
Конечно же, когда говорят об османских гаремах, в воображении тотчас же возникает образ гарема султана, который находится в эидеруп, самой закрытой части дворца Топкапы с начала XVI в. Действительно, именно этот гарем породил фантастические картины и множество легенд в воображении европейцев. Для этого гарема была характерна четкая организация.
Девушки, добытые на войне, подаренные придворными или купленные на невольничьих рынках, приходили к близости с султаном в соответствии с определенными правилами и порядками. Будучи принятыми в гарем султана, они познают основы ислама и обучаются всем тем искусствам и ремеслам, без которых нельзя стать достойной собеседницей: шитью, вышивке, пению, музыке, танцам, поэзии и т.д. Постепенно, в процессе регулярного отбора, они получают определенные звания, по терминологии схожие с цеховым делением ремесленников: из новеньких (джарийе) они становятся ученицами (шагирт), затем «компаньонками» (гедикли) и, наконец, «мастерицами» (уста). Султан берет себе любовниц из этих уста. Существовали также временные фаворитки (гезде) и наложницы в прямом смысле слова, называемые хасс одалык(отсюдатермин «одалиска»), или хассеки. Оказавшись на самой высокой иерархической ступени, они отделяются от обычных рабынь, им предоставляют отдельное жилье, коляску и рабов.
Несмотря на то, что законного (с европейской точки зрения. — Прим. ред.) брака нет, четыре из хас-секи занимают привилегированное положение и носят титул кадып; между ними иерархия зависит от того, у кого раньше родится сын. Первой, башкадъш, становится та, которая первой подарит султану сына, предположительно, наследника трона. Кадып с комфортом жили в отдельных помещениях и могли рассчитывать на внушительные доходы, которые они часто использовали на строительство медресе, больниц, общественных бань, мечетей или фонтанов в трех имперских столицах (Бурсе, Эдирне, Стамбуле), а также в центрах провинций. По примеру принцесс некоторые кадып также связали свои имена с богоугодными заведениями и в течение веков содействовали цивилизаторскому преобразованию территорий империи.
После кончины султана его жен и фавориток переводили в Эски Сарай, «Старый дворец». Это место, в котором царила атмосфера отстраненности и уныния, имеет дурную репутацию. Между тем, согласно обычаю, после смерти султана его жены могут вновь вступить в брак. С согласия нового султана они могли выйти замуж за человека высокого ранга.
Что касается высшей власти в гареме, то она принадлежит матери султана, валиде султан. Она управляет этой сложной организацией с помощью различных хозяйственников и главного среди черных евнухов, «ага девиц» (кызлар агасы), или «ага дома счастья» (дар ас-саадеагасы). Чин последнего относится к самому высокому рангу и по протоколу следует сразу после великого визиря и шейх улъ-ислам, высшего духовного лица. Именно валиде султан ведет общественную жизнь гарема, дает разрешение на проведение праздников и церемоний, разрешает споры и тяжбы, распоряжается крупными денежными суммами, которые регулярно поступают. Она лично располагает внушительным состоянием, получая всевозможные таксы и проценты с предоставленного ей султаном имущества. Но власть валиде султан зависит от судьбы ее сына; его преждевременная смерть или низложение мгновенно лишают ее власти. В этом случае она обязана перебраться в «Старый дворец».
Чтобы сохранить свое влияние и покровительствовать своим детям, женщины гарема были готовы ко всему. Поэтому на протяжении веков эта таинственная часть дворца была театром кровавых интриг, особенно в XVII в., когда некоторые матери султанов (валиде султан) и первые жены (хассеки) вышли на передний план. Этот знаменитый период османской истории известен под названием «султаната женщин».
ИНТИМНАЯ ЖИЗНЬ
Интимная жизнь османов была подчинена строгим религиозным правилам. Семья неприкосновенна, блюдется девственность. Зачатие, впрочем, остается священным долгом. Во многих строфах Корана говорится о том, что половые отношения — лишь естественная функция, служащая продолжению человеческого рода, и только мужчина может заявлять о своем сексуальном желании и достигать его удовлетворения. «Ваши жены — ваше поле для возделывания. Приходите на ваше поле по своему усмотрению» (Коран, Сура II, аят 223). Женщине, напротив, наказано благоразумие и умеренность. Впрочем, у них и нет большого выбора, поскольку большую часть жизни они упрятаны в гарем.
Полигамия составляет одну из самых характерных черт семейной мусульманской организации. Согласно распространенному утверждению, она была разрешена, чтобы избавить некоторых женщины от беззащитности. На самом деле, закон позволяет мужчине заключить брак с четырьмя женщинами, с которыми он должен обращаться справедливо и уважительно, и оставляет за ним право сожительствовать с любым количеством рабынь, по его желанию. Брак может быть расторгнут мужем в любой момент в одностороннем порядке, ему достаточно три раза подряд сказать фразу: «Я отвергаю тебя!», без всякого объяснения причин. Женщина сохраняет за собой свое приданое и возможность вновь выйти замуж за подходящего ей человека. Брак может быть расторгнут по решению кади в двух случаях: когда муж утверждает, принося торжественную клятву, что его жена беременна не от него, или практикует извращенные сексуальные отношения.
В случае прелюбодеяния или зипа, в смысле сексуальных отношений между мужчиной и женщиной, которая ему запрещена, т.е. она не является ни его законной супругой, ни его рабыней, человек, мужчина, если он женат, подвергается внушительному штрафу. Такому же штрафу подвергается замужняя женщина. Но эта мера наказания применяется достаточно редко, поскольку обусловлена признанием виновных или свидетельством четырех лиц мужского пола (Коран, IV, 19). Содомия запрещена Кораном (Коран, VII, 78-79).
Присутствие женщин (замужних или проституток) в общественных местах служит сюжетом для многочисленных анекдотов. Если верить некоторым рассказам, всевозможные любовные приключения происходили в подсобных помещениях лавок, где продавались ткани, в прачечных, кондитерских лавках (мухаллебиджи). Некоторые суровые улемы протестовали против того, чтобы женщины могли выходить из дома, настаивая на том, что одежду и украшения женщинам должны покупать мужья. В конце XVI в. в Стамбуле был издан декрет, запрещавший женщинам одним посещать кладбища; другой указ запрещал им садиться в лодку с посторонними мужчинами или заезжать на повозке в некоторые кварталы. Эти правила относятся главным образом к женщинам из народа, которые могут одни отправляться на рынок или в хамам; женщины с положением практически не выходят, а если и делают это, то в сопровождении рабов.
Случаи выделения женщины из общей массы за счет личных качеств остаются исключительными, да и общественная мораль, как она отражена в поговорках и поэтических сборниках, не очень благосклонна в отношении женщины, которая рассматривается просто как эротический объект плотского влечения или, по крайней мере, как воплощение красоты, что в обоих случаях весьма опасно из-за страстей, которые они могут вызвать.
Небольшие тетради с текстами на эротическую тему, называемые бахнаме, достаточно распространены в империи. В них пишут о возбуждающих средствах, о противозачаточных рецептах, об эротических позах; дорогие издания иллюстрированы будоражащими воображение миниатюрами.
Что касается контрацепции, то для нее используются самые разные средства. Как правило, это вещества или приготовления, действие которых основывается на изменении вагинального рН, в результате чего подавлялась жизнедеятельность сперматозоидов: соль, сухое мыло, квасцы, бикарбонат соды, лимонная кислота (на основе лимона), алоэ и т.д. Одна из тетрадей бахиаме горячо рекомендует следующий способ: «Выжмите сок из виноградаразаки (с крупными семечками) и добавьте немного тертого корня мускуса. Окуните в получившуюся жидкость чистую тряпку и промойте вагину непосредственно перед половым сношением. Она будет, как девственница, и не забеременеет». В случае нежелательной беременности аборты широко практикуются (с помощью введения инородного тела или путем выкуривания), но обычно рассматриваются как «грех» (гюиах) при более пятидесяти днях.
Наконец, как свидетельствует литература (песни, поэмы, эссе), отношение к гомосексуализму терпимое, хотя он и запрещен Кораном.
ВОСПИТАНИЕ И ШКОЛА
В сельской местности дети редко посещали школу и, как только подрастали, начинали помогать родителям. Самые маленькие сторожили баранов и коз, которые постарше работали в хозяйстве и в поле.
В городах мальчики рано начинают приобщаться к ремеслам в цеховых кланах. Подмастерья подчиняются непосредственно учителю (уста), который должен не только обучить их технике ремесла (речь идет о конкретной работе ремесленника, о профессиональной деятельности, вообще обо всем, что связано с производством и ремесленничеством), но и привить им цеховые традиции. Из простого новичка мальчик становится учеником (чирак), затем рабочим (кальфа) и наконец учителем (уста). Став учителем, он имеет право открыть свою лавку, мастерскую или торговое дело. Некоторые формы профессий, связанных с торговлей и негоцианством, требовали, скорее всего, того же профессионального обучения, что и в других цеховых кланах.
В обеспеченных мусульманских семьях дети с рождения и примерно до 7 лет живут в гаремах, либо с матерью, либо с кормилицей, затем с воспитательницей. Но в любом случае именно мать отвечает за первоначальное воспитание ребенка, следя, в частности, за тем, чтобы мальчик или девочка учились уважать своих родителей, усваивали элементарные правила приличия, учили молитвы и т.д. После этого, в зависимости от семьи, к которой он принадлежит, мальчик или девочка приобщаются к домашней работе — начинают активную жизнь. Если у его отца заметное место в обществе, ребенок получит образование более или менее длительное и достаточно глубокое и сможет рассчитывать на приличную карьеру либо в судебной, либо в административной системе.
Во всех случаях, если у ребенка не было личного педагога, к 7 годам он идет в начальную школу. В сельской местности ближайшая мечеть или «монастырь дервишей» (текке, завийе) чаще всего служат воспитательным и образовательным заведением. В городах в большинстве кварталов есть школы, называемые мектеб. Эти скромные заведения, обязанные своим существованием инициативе и великодушному пожертвованию какого-нибудь благотворителя, состояли из одной учебной комнаты. Обстановка примитивная: дети и учитель сидят по-турецки либо на земле, либо на циновках, коврах, или килимах. Школьные приспособления самые элементарные: деревянная дощечка с нанесенным слоем глины или разведенного мела и тонкий заточенный наискось деревянный стержень — для наименее обеспеченных и молодых учеников; реже лист бумаги и тростниковый колем, который макают в чернила, — для обеспеченных и способных.
Под руководством учителя, муалим или ходжа, который без колебаний стегает учеников прутом по рукам или, в случае большой провинности, по ступням, мальчики учились читать, писать, считать и заучивать наизусть строфы из Корана, не понимая в большинстве случаев их смысла, поскольку они написаны по-арабски. К основам Корана добавляется обучение молитвам и сопровождающим их жестам и земным поклонам. За исключением праздников, занятия проходили по утрам каждый день, кроме пятницы.
Большинство учеников, которые ходят в мектеб, записывались туда через благотворительные учреждения (вакф). К тому же каждый год они получали одежду или деньги не нее. Иногда ученикам (некоторые попечители настаивали, чтобы возраст ученика не превышал 10 лет) жаловали некоторую денежную сумму (сейр-беха) для того, чтобы они могли побывать в местах отдыха, чтобы «порадоваться и разогнать грусть»
Наиболее способные ученики, или имеющие средства для продолжения обучения, поступали в религиозно-правовые школы, медресе. В 1529 г. в Эдирне их насчитывалось 14, в Стамбуле XVII в. — 95 (в XIX в.-170).
Медресе подчинены большим мечетям, но занимают отдельные здания, обычно такой планировки: вокруг прямоугольного двора сделана галерея, на которую выходят от 3 до 28 келий для учащихся и учебный класс (дерсхапе), который также служит залом для молитв. Учащиеся — пансионеры, как и преподаватели (мюдеррис), содержатся фондом, образованным кем-то из попечителей, и обеспечиваются всем необходимым, включая питание, отопление и освещение. Как пример: вакфийепри медресе, которое было частью комплекса (кюлийе) Иени Имарет, основанного Баязидом II в Эдирне, определяло, что мюдеррис будет получать 50 аспр в день, его помощник — 7 аспр, 18 учащихся — по 2 аспр каждый, библиотекарь — 2 аспр.
Мюдеррисы должны обучать студентов (софта) — постоянно проживавших при медресе или приходящих на занятия и лекции — в соответствии с терминологией, используемой в актах благотворительных организаций: «целесообразным наукам», «традиционным наукам»; согласно иной классификации — «религиозным наукам», «прикладным наукам» и «полезным наукам». В медресе преподают чтение, разъяснение и толкование Корана и традиции (хадис), следуя свойственному туркам ханефитскому обычаю; логику или искусство красноречия, математику, геометрию, астрономию, музыку, естественные науки, медицину, лексикологию, риторику, литературу и каллиграфию. Обучение осуществляется в форме чтения трудов и произведений с комментариями мюдерриса, который затем отвечает на вопросы студентов, а потом задает их сам. Задача учащегося состоит в заучивании наизусть отрывков из различных сочинений, а также в переписывании главных пассажей из трудов больших авторов. Обучение заканчивается устным экзаменом, дающим выпускнику выбор между двумя типами карьеры: преподавательской (тарик-и тедрис), чтобы стать мюдеррисом. В этом случае жалованье определяется актом благотворительной организации, учредившей учебное заведение; административной, чтобы занять должность кади (тарик-и каза). Учащиеся становятся кади, или судьями, отвечающими, как в провинции, так и в столице, за соблюдение и исполнение предписаний и постановлений, издаваемых имперским правительством. В этом случае доходы кади зависят от случайных заработков и от гонораров, получаемых им за оформление различных актов (бракосочетание, освобождение рабов, регистрация актов, выдача свидетельств, наследственные дела и т.д.).
Менее упорные и способные становятся имамами и хатибами (проповедниками). Другие идут по административной лестнице в различных службах при диванах Империи.
Есть еще один путь — поступить в школы при дворце, которые получали некоторое количество молодежи из девширме; они стали со временем доступны сыновьям чиновников и их протеже; полученное там образование и воспитание дает возможность пойти по служебной административной лестнице.
Наконец, в XVIII в. в Стамбуле появляются первые военные училища европейского типа, в которых преподают европейские инструкторы: инженерное училище в Ускюдаре, основанное в 1734 г. по инициативе Бонневаль-паши; математическая школа (хендесехаш) в Хаскее, созданная бароном Тоттом в 1773 г., преобразованная через десять лет в инженерную школу (мю-хеидисхане). Эти учебные заведения сталкиваются с разного рода трудностями, к ним, в частности, испытывают неприязнь янычары, усматривающие в них угрозу своему существованию. Когда в 1826 г. Махмуд II начинает проводить реформы, в стране существует всего два таких заведения — инженерное училище и военно-морская школа.
Литература
Бирюлев Илья Михайлович. Всемирная история: Учебник для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений / Ф.Г. Турченко (ред.) — 4. изд. — К. : Генеза, 2004.Ч. 1 : Новое время (ХVІ- конец ХVІІІв.). — К. : Генеза, 2004 — 256с.
Коллас. История Турции. — К.; М.: ЕВРОЛИНЦ, 2003. — 331с.
Вамбери Герман. Очерки жизни и нравов Востока: Сочинение:Пер.с нем.. — СПб. : Изд. В.Ковалевского, 1877. — 546с
История Востока: В 6 т. / РАН; Институт востоковедения / Р.Б. Рыбаков (ред. ) — М. : "Восточная литература" РАН, 2000. Т. 3 : Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI- XVIII вв.. — М. : "Восточная литература" РАН, 1999 — 696с.