Русская правда (работа 4)
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра истории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по отечественной истории на тему:
ТЕМА Русская правда________________
Преподаватель
Студент
Владимир – 2008.
План работы
1. Введение
2. «Русская Правда»
3. Судебники 1497 и 1550 гг., Соборное уложение 1649 г
- высшие органы власти и управления
- Великий Государь
- первые центральные органы Руси
- правящий класс
- духовенство
- местничество
- Боярская дума
- Земские Соборы1
- горожане (посадские люди)
- купечество
- крестьяне
4. Заключение
5. Тест
6. Список использованной литературы
1. Введение
В начале нашей эры племена славян занимали большую территорию от западных рек Одры и Лабы (Эльбы) до берегов Дуная на южных рубежах. Но со временем древние общины распадались, на смену им пришли мелкие крестьянские хозяйства. Вожди и богатые общинники угнетали бедных, отнимали у них обработанную землю, закабаляли их и заставляли работать на себя. Для укрепления своей власти господствующая верхушка создавала свою правящую организацию и войско. Так на смену племенным порядкам пришло классовое общество и государство. В начале в древней Руси было несколько небольших государств – племенных княжений, на месте которых в IX веке возникла могучая Русская держава. Началась эпоха феодализма.
В государстве возникали разные сословия населения: бояре, феодалы, духовенство, горожане, купечество, крестьяне. В разные века отношения между этими сословиями регулировались с помощью таких государственных нормативных актов, как «Русская Правда», Судебники, Соборное Уложение.
2. «Русская правда»
В древней Руси слово «правда», кроме привычного для нас значения, имело еще одно: закон, устав. Поэтому сборник своих древнейших законов русские люди называли «Русской правдой».
По содержанию «Русскую правду» делят на краткую и пространную. Краткая «Русская правда» возникла раньше пространной: в неё вошли законы, установленные еще в XI в. при Ярославе Мудром и его сыновьях. Пространная «Русская правда» появилась позже на основе краткой, но с дополнением законов XII в.
«Русская правда» дает возможность понять отношения между феодалами – князьями и боярами - и народом. Князья и бояре господствовали над остальным населением – крестьянами и горожанами-ремесленниками. В каждом княжестве (как тогда говорили, «земле») княжил свой род. Князья вели между собой нескончаемые войны, а в мирное время забавлялись охотой; они же творили суд и расправу. Князей окружали приближенные люди: конюхи, повара, ремесленники, дядька – воспитатель княжеских сыновей (как его тогда называли, кормилец) – лицо важное и почетное, хотя он иногда и был княжеским рабом.
При князе были и воины-дружинники.
Особенно высоким считалось звание «конюшего тиуна», ведавшего княжескими конями, потому что князья и дружинники сражались на конях и на конях ездили в путешествия. Из княжеских дружинников главным образом и вышли бояре на Руси.
Главным достоянием феодала была земля, на которой работали земледельцы – смерды. Ко времени, о котором рассказывает «русская правда», князья и бояре захватили земли свободных ранее смердов.
Боярам принадлежали обширные земли. Боярское имение с усадьбой было окружено рвами и валами, на которых стояли деревянные стены – срубы, засыпанные землей (укрепление очень прочное для того времени, когда огнестрельное оружие было еще неизвестно). Боярин держал при себе вооруженные отряды холопов и был полновластным господином в своих владениях.
«Русская правда» ярко рисует бедственное положение смерда, сидевшего на чужой земле. Князь пользовался трудом смерда при его жизни и имел право на его имущество после смерти. «Русская правда» устанавливала: если смерд умрет, не оставив сыновей-наследников, то его имущество достанется князю; если же осталась незамужняя дочь, то для нее выделяется только часть наследства.
Подробно рисует «Русская правда» положение другого зависимого человека – закупа. У закупа нет своего хозяйства. Он возделывает господскую землю при помощи господских же земледельческих орудий – плуга и бороны. Если закуп сломает эти орудия, то он обязан за них уплатить господину; если закуп не загонит скотину во двор, не затворит ворота или если скотина погибнет в поле во время работы, то вина также лежит на нем. Если закуп убежит от господина, то по возвращении его хозяину он становится полным рабом.
Всего труднее жилось «холопам» - рабам. Их в древней Руси было меньше, чем смердов. Холопами становились, прежде всего, дети холопов. Иногда свободные люди были вынуждены продавать себя в холопство. Холопом становился и тот, кто брал на себя заведование княжеским или боярским хозяйством, делался тиуном или ключником, не договорившись, что он останется свободным. Холоп был полной собственностью господина, и «Русская правда» грозит строгими наказаниями тем, кто поможет бежать холопу, укажет ему путь при побеге.
«Русская правда» в первую очередь охраняла княжеские интересы. Князь мог отдать имущество неугодного ему человека на «поток и разграбление». В его казну шли штрафы с населения, взимавшиеся по суду. За убийство княжеского тиуна «Русская правда» устанавливает штраф в 80 гривен, а за убийство смерда или холопа, работавшего в княжеском хозяйстве, - только 5 гривен.
Из «Русской правды» можно узнать и о торговых порядках древней Руси. Купцы были в большом почете, в особенности «гости», торговавшие с чужими странами. «Русская правда» устанавливала порядок разрешения различных споров. Например, если человек, взявший у купца на хранение товар, отказывался это признать, он должен был принести клятву. Клятва называлась «ротой». «Рота» произносилась в церкви, переел крестом, но она часто оказывалась лживой.
В случае разорения купца имущество его продавалось. И если он задолжал князю, тогда первым получили свои деньги «гости» - русские и чужеземные, если купец был должен им. В случае же стихийного бедствия, если товар утонул, сгорел во время пожара или его отняли во время войны, купец получал отсрочку для платежа, потому что «пагуба» признавалась происшедшей не по его вине. Но если купец «в безумии своем», как говорилось в «Русской правде», пропьет чужой товар или проспорит его, побившись с кем-нибудь «об заклад», то за это его продавали в рабство.
При различного рода тяжбах и обвинениях часто применялся так называемый «божий суд». А этот суд был и жестоким и несправедливым. Обвиняемого заставляли брать в руки раскаленное железо, а потом по характеру ожогов судили, нужно его оправдать или обвинить.
3. Судебники 1497 г. и 1550 г., Соборное Уложение 1649 г.
Высшие органы власти и управления
Процесс формирования сословного слоя феодального общества Руси начался с конца XVI в. со времен Киевской Руси и завершился к концу XVII в. Сословия – это большие социальные группы (или слои населения), которые отличаются друг от друга совокупностью прав и обязанностей (владение землей, передача имущества по наследству, обязанности по уплате податей и налогов, служба в армии, ответ по суду за правонарушения и т.д.). иногда из одного сословия могло образоваться несколько. Так из городского (посадского) населения выделились буржуазия, рабочий класс и различная интеллигенция. Таким образом, со временем каждое сословие стало отличаться своими особыми правами, привилегиями, повинностями и обязанностями.
Великий Государь (князь, царь, самодержец)
На самом верху иерархической государственной сословной лестницы стоял великий Государь – князь, царь. Однозначно о власти царя говорить сложно, т.к. это целиком зависело от воли, характера и нравов каждого конкретного правителя. Недаром почти все они заслужили в истории прозвища (Грозный, Тишайший, собиратель земель, денежная сума и т.д.)
Принятие церковного титула укрепляло авторитет центральной власти, ставило царя в один ряд с могущественными государями Западной Европы и Востока. Царская власть всегда передавалась строго по наследству – по старшинству сыновей. Если наследник был малолетним, ему по распределению патриархата назначался опекун. Опекуном мог быть только ближайший родственник из царской семьи.
Великий Государь на власть непременно венчался в Успенском соборе Московского кремля. Он имел особые атрибуты царской власти: величественный трон, царскую золотую корону, усыпанную драгоценными камнями, скипетр, державу. Одеяние царя отличалось роскошью, расшивалось золотой канителью. Государь единолично распоряжался царской казной, имел право казнить и миловать, издавать указы, объявлять войну соседним государствам. Армия государства подчинялась напрямую царю.
Великокняжеским двором управлял дворецкий. Подавать на стол яства и вино обязан был кравчий. Оружничий ведал военными доспехами, ему же подчинялись все оружейники. Чуть ниже шли сокольничие, ясельничие, постельничие, ловчие (руководившие царской охотой). На всех этих должностях служили менее знатные бояре.
Со временем единоличное княжеское правление утратило свою силу, и царь вынужден был править совместно с Боярской думой, Земским собором.
Со времен киевских князей при дворе царили зависть, коварство, интриги, в борьбу за власть шли все средства: обман, отравления, убийства, заточения в монастырь на всю жизнь.
Возрастающую власть самодержавного монарха отразило Соборное Уложение 1649 г. Уложение устанавливало жесткую кару за преступления против царя, его чести, достоинства, здоровья. Жестоко наказывались все преступления, совершенные на территории царского Дворца. Так впервые появилось выражение «государственное преступление». Смертной казнью карались все умыслы против царя и государства (восстания, заговоры, измена).
А в XVII в. появились уже именные указы, только от имени царя, без участия Боярской думы. А в 1655 г. царь Алексей Михайлович учредил Приказ тайных дел, где решались государственные вопросы без участия боярской думы.
Так к XVII в. происходило усиление власти и авторитета царя, а политическая власть бояр уменьшалась. И, наконец, при Петре I произошел переход от одной формы государства к другой: от сословной монархии к самодержавию.
Первые центральные органы Руси
Прообразом первого центрального органа стала государева казна (канцелярия). У нее был большой штат дьяков. Казначеи ведали финансовыми вопросами. Был в штате канцелярии печатник-хранитель государевой печати. Службой связи - почтой ведали дьяки.
Правящий класс
Правящий класс Руси четко делился на феодальную аристократию – бояр и служилое сословие – дворян, между которыми постоянно шла борьба за земли.
Бояре владели вотчинами и наследственной собственностью. Экономической базой дворян было поместное землевладение. Поместье дворянам давалось на определенный срок, с условием, что дворянин будет состоять на государственной службе. У бояр были большие, обширные владения, а поместные дачи у дворян – небольшие. Помещики неоднократно обращались к государю с просьбами (челобитные) то перераспределении земель, даже в 1551 г. предлагали отнять часть земель у церкви. Судебник 1497 г. защитил границы феодальной земельной собственности. А Соборное Уложение 1649 г. прямо указало, что владеть землей могут только служилые люди (дворяне).
Думные дворяне состояли в Боярской думе. Только из их числа назначались воеводы во время войн, начальники приказов. Они же служили воинами в дворянском конном ополчении, в гарнизонах пограничных крепостей. Все они имели право судить своих крестьян, за исключением крупных политических и уголовных дел. Эти дела разбирались уже в государственных судах. Законодательство Руси защищало жизнь, честь, имущество феодалов суровыми наказаниями.
Беззаботная и разорительная жизнь бояр и помещиков требовала все больше и больше денег. Они увеличивали оброк с крестьян, переводили их на барщину.
Духовенство
Церковь всегда занимала на Руси значимое место в управлении государством. Высшим ее органом был митрополит Москвы, а в 1589 г. он стал называться патриархом всея Руси. Он избирался поместным собором и утверждался царем.
Духовенство было освобождено от несения государственной службы, от повинностей, от налогов. У церкви был свой суд, в котором судились все духовенство и зависимое от церкви население. Но дела по государственной измене, душегубстве, разбое по-прежнему вершил государственный суд. А такие дела, как развод в семье, преступления против нравственности рассматривал церковный суд над всеми светскими людьми.
Духовенство делилось на белое (приходские попы, дьяки, пономари) и черное (монахи, жившие в монастырях). Попы, дьяки могли жениться единственный раз в жизни. А монахам было запрещено иметь семью, чтобы не делить, не дробить земельные угодья монастырских земель. В XVI в. 1/3 всех земель с населением на Руси принадлежала духовенству, чем были очень недовольны бояре.
Соборное Уложение 1649 г. во многом лишило церковь ее богатств. Так, оно запретило боярам передавать свои земли монастырям «на помин души». А в 1584 г. церкви вообще запретили духовенству приобретать землю, но оставили им ранее приобретенные вотчины от бояр (купленные или подаренные).
Это же Соборное Уложение диктовало правила о подсудности духовенства в общем порядке. Льготы сохранялись только за самим патриархом и его служащими. Духовенство было очень недовольно этим Уложением. Архимандрит Никон назвал его «дьявольским законом», не признавал его и просил Государя отменить его. Этот монастырский приказ был упразднен только после смерти Никона.
Местничество
Военные чины, управленцы уездами, воеводы назначались не по своим деловым качествам, не по таланту, а «по породе». Высшие должности в государстве занимали только потомки богатых и состоятельных князей. Чуть ниже в управленческой лестнице располагались потомки удельных князей, еще ниже – мелкие удельные князья, обедневшие бояре.
Эта порочная система мешала выдвижению на ответственные государственные посты умных, деловых, способных людей. В борьбе за высшую ступень бояре нередко клеветали друг на друга, писали доносы, кляузы, челобитные царю. Такой способ назначения на высшие посты нанес большой ущерб стране и был отменен лишь в XVII в.
Боярская дума
Высшая власть в Российском государстве осуществлялась великим князем вместе с Боярской думой. Великий князь сам назначал бояр в Думу на высшие государственные должности. По сути своей Дума являлась сословным органом княжеско-боярской аристократии. Бояре занимали ключевые посты в центральном и местном аппарате. Они решали наиболее значительные судебные споры феодалов.
Все важнейшие внешнеполитические дела рассматривались великим князем вместе с боярами. Думные должности занимали самые знаменитые и богатые аристократические фамилии бояр.
Все великие князья, а затем и цари в своей властной политике опирались на крупных бояр, владельцев крупных вотчин – на тех, кто был в силу своего богатства способен выставить на случай войны собственные вооруженные силы. Делопроизводство в Думе вели Думные дьяки.
Дума утвердила Судебник 1497 г. и Судебники 1550 и 1589 гг., указы о беглых крестьянах, о кабальном холопстве, новые налоги. Дума надзирала за местным управлением, принимала решения по вопросам организации армии, по земельным делам, вела переговоры с иностранными послами.
Большой урон в государственном управлении наносил порядок назначения на думные должности по принципу местничества, т.е. положением феодала на сословно-иерархической лестнице, от знатности его рода, от его происхождения. Нередко в Думу попадали только потому, что предки его когда-то служили при великокняжеском дворе.
Часто в Думе заседали престарелые, глуховатые, подслеповатые старики-феодалы и попросту засыпали на заседаниях Думы. Самостоятельность Боярской Думы во многом пошатнулась, когда в 1550 г. был издан новый «Судебник», по которому к правосудию привлекались представители посадского населения, черносошные крестьяне. Появилась бюрократия (судьи приказов, воевод, дьяков). А после появления именных указов царя (без участия Думы) стремительно пошел процесс возрастания личной власти самодержавного монарха, особенно в области верховного управления.
Заседания Думы проходили в Кремле или в Александровской Слободе. Во время правления Ивана 1V опричнина (1565-1584 гг.) вела борьбу против пережитков феодальной разобщенности, на подрыв мощи. После смерти Ивана Грозного к власти пришел Василий Шуйский (1606-1610 гг.) и создал еще отдельную Думу в тушинском лагере. А после свержения Василия Шуйского к власти пришла Дума из 7 бояр, как современники называли ее «семибоярщина».
Боярская Дума просуществовала весь 17 в., хотя ее значение сильно упало.
Земские соборы
Земский собор – это орган, пришедший на смену вечу.
Земские соборы созывались царями лишь в случае необходимости.
На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.
Появление земских соборов означало установление в России сословно-представительной монархии.
Земские соборы укрепляли власть монарха, в своих решениях поддерживали его, служили орудием укрепления самодержавия.
Первым земским собором надо считать совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Тогда началось проведение крупных реформ.
Земской Собор состоял из двух палат: первую составляли бояре, окольничие, дворецкие, казначеи; вторую – воеводы, княжата, дети боярские, большие дворяне.
Вводилось земское самоуправление. Земской собор дал толчок ликвидации боярского, наместничьего «самовластия», произвола.
В 1551 г. состоялся церковный собор, выпустивший сборник своих постановлений – Стоглав.
Особенность Земского Собора 1565 г. заключается в том, что он собрался по инициативе сословий, в отсутствии царя.
В 1565 г. задачей Земского Собора было исключить возможность волнений. Инициативу этого взяли на себя представители господствующего класса феодалов и новая социальная сила – купцы и посадские верхи.
В январе 1565 г. Земской Собор в Москве действует не как совещание при царе, а как орган, ведущий переговоры с царем.
Собор, собравшийся в январе 1613 г., был единственным земским собором, на котором присутствовали представители стрельцов, казаков и даже черносошных крестьян.
Продолжительность земских соборов была различной: от нескольких часов (1645 г.) и дней (1642 г.) до нескольких месяцев (1648-1649 гг.) и даже лет (1613-1615, 1615-1619, 1620-1622 гг.).
Решения земских соборов оформлялись в соборный акт – протокол за печатями царя, патриарха, высших чинов и крестоцелованием чинов пониже.
С 60-х годов 17 в. земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания.
Значение и характеры земских соборов были различны в разные эпохи. Большинство соборов носило лишь совещательный и осведомительный характер; выборные люди излагали правительству свои «пожелания» и затем предоставляли решение вопроса царю.
Соборы принимали решение о введении новых налогов, без которых слабое правительство не могло бы восстановить военную силу и административную организацию государства.
Земские соборы в России как орган сословного представительства не стали законодательным учреждением в полном смысле слова. Лишь иногда земской собор составлял приговор, который имел силу закона, и только в том случае, если в его работе принимала участие Боярская Дума во главе с царем.
Создание земских соборов было большим шагом в совершенствовании государственной системы управления и стало ключевым моментом в развитии страны как демократического государства.
Горожане (посадские люди)
В начале 16 в. бурное развитие товарного производства привело к возникновению и росту ремесленно-торговых поселений – посадов и городов. На рубежах страны строились крепости, которые тоже впоследствии превращались в городские поселения. К середине 16 в. в России было уже 160 городов. В Москве насчитывалось 100 тыс. жителей, в Новгороде – 25 тыс.
По сословному составу население городов было довольно разнообразно: светские и духовные феодалы, ремесленники и торговые люди. Были среди посадских людей и земледельцы, у которых при доме были сады и огороды. В городах было множество конюшен, кто содержал лошадей занимались извозом и ямщичеством.
В промышленных городах (соледобывающих, оружейных, ткацких) все чаще стал применяться наемный труд. Так постепенно складывалось еще одно сословие городского населения – свободных холопов, не владеющих своими средствами производства (в последствии – рабочий класс).
Крупными центрами железоделательного производства стали города: Новгород, Тула, Устюг. Соляными промыслами занимался Соль-Галицк, Сольвычегодск. Выделкой кож славились города: Ярославль, Серпухов.
Нередко в городах поднимались восстания. Особенно крупными были восстания с оружием в руках в 1547, 1605, 1648 и 1662 гг. Причины их были самые разные: недовольство большими налогами, соляные бунты, рекрутчина, поборы на ведение войн и т.д. Так Земский собор 1648 г. рассматривал челобитные (жалобы) горожан на «белые слободы», не обложенные никакими налогами и требовали уничтожить это неравенство.
«Соборное Уложение» 1649 г. ликвидировало «белые слободы» и наложило на них такое же тягло, подати и налоги в пользу царя и стали называться тяглым (черным).
Основная масса городского населения всем тяготам феодальной эксплуатации со стороны царя, крупных феодалов и самой городской верхушки. Но с ростом экономического значения городов усиливалось политическое влияние городского населения. И уже к середине 16 в. они добились права на самоуправление.
Купечество
Уже к концу 15 в. из городского населения выделился еще один совершенно самостоятельный слой – купечество. Те из них, кто ездил торговать за границу получали название «гости». А внутри сословия купечество делилось на гильдии (разряды) по количеству накопленного капитала.
Русские купцы на севере торговали с немцами, которые привозили им свой товар. Купечество южных городов вело торговлю с Турцией, Ираном, Средней Азией и Кавказом. Так на Руси появились шелк, парча, восточные сладости, заморские фрукты, чеканные изделия из золота и драгоценных камней.
В 1553 г. Иван 1V принял английского торгового дельца и была налажена торговля с Англией, где была создана специальная «Московская компания». Через Крым шли в страну итальянские ткани и готовая одежда из них. Русские купцы вывозили в Прибалтику лен, коноплю, сало, а из Прибалтики везли домой серу, свинец, олово, медь.
Северные купцы везли в центр страны мех, рыбу, лес. А навстречу им ехали подводы торговцев хлебом. Самым крупным торговым рынком страны была Москва. Торги (ярмарки) здесь проводились круглый год. А в холопьем городке на реке Молога постоянно торговали заморские купцы с Запада и Востока.
Среди купечества было четкое расслоение. Так, московские купцы делились на гостей – сурожан (они вели торговлю с Югом) и суконщиков (торговали только с Западом). Сурожане торговали шелками, а суконщики грубым сукном. У тех и других были свои объединения «сотни». В сотни входили только богатейшие купцы, они нередко давали в долг в царскую казну, боярам. За это по «Уложениям» они пользовались рядом привилегий: торговали без пошлины и подоходных налогов, но только в пределах Московского царства.
Таким образом, уже в 16 в. на Руси в различных областях экономической жизни наметились первые предпосылки образования единого рынка. А рост товарного производства увеличивал количество вывозимых товаров, что крепило мощь государства, укрепляло его международный авторитет.
Крестьяне
Самым многочисленным и самым бесправным сословием на Руси было крестьянство. Крестьяне, жившие на государственных землях, назывались «черными» и «черносошными». Жили они общинами (мир, волость) и несли повинности в пользу государства. Все дела общины решал сход во главе с выборным старостой. В 15 в. они делились на старожильцев, которые постоянно жили в вотчине или поместье феодала и платили ему ренту и на пришлых (новоприходцы), освобожденных от повинностей на некоторое время, пока не обзаведутся хозяйством и начнут платить тягло (подати).
Чтобы подольше не платили налогов, крестьяне часто бегали, переходили от одного помещика к другому. Чтобы пресечь эту вольницу, Судебник 1497 г. 12 статей посвятил вопросам холопства. Так, статья № 57 объявила 26 ноября «Юрьев день», когда холоп мог уйти от старого хозяина к новому за неделю до Юрьева дня и неделю после. Делалось это исключительно для того, чтобы крестьян удержать на месте, чтобы они постоянно платили налоги, подати (тягло). В 1581 г. был издан указ о «Заповедных летах», который запрещал крестьянские переходы и в «Юрьев день». В народе сразу же сложилась горькая поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
Еще больше закабалила крестьян перепись земель в 1592 г. Все крестьяне были переписаны в «Писцовые книги» и прикреплены к помещичьей земле. С этих пор стали продавать их вместе с землей (как приложение к земле).
С этой же целью в 1597 г. был принят закон «об урочных годах», по которому срок давности сыска беглых крестьян был установлен 5 лет. Но уже в 1637 г. он был увеличен до 9 лет, а в 1641 г. – до 15 лет. А при правлении Василия Шуйского побег уже стал рассматриваться как государственное преступление и сыском занимался не сам владелец крестьян, а полицейские органы. И, наконец, Соборное уложение 1649 г. объявило сыск беглых крестьян бессрочным.
В 1718-1724 гг. была проведена перепись населения и была введена подушная подать, заменившая подворное обложение (подать). В результате этой реформы становились навечно крепостными свободные («гулящие») люди. Так образовались новые сословия крестьян: черносошные крестьяне Севера, пашенные люди Сибири, Ясачные люди Среднего Поволжья. Эта же реформа ввела паспортную систему. Каждый крестьянин, ушедший на заработки дальше 30 верст от дома, должен был выправить паспорт, в котором ставилась отметка о сроке его возвращения.
Крестьянин был бесправен. За малейшую провинность помещик мог запороть его до смерти в конюшне и не отвечать по закону, т.к. крестьянин был его собственностью. В «Санкт-Петербургских ведомостях» можно было прочитать объявление: «Продаются бык, стая гончих собак и две девки».
Непосильный гнет, насилия, каторжный труд толкали крестьян на вооруженные восстания против своих угнетателей. Наиболее заметный след в русской истории оставила крестьянская война под руководством Емельяна Пугачева (1773-1775 гг.). Такими же грозными были и восстания под руководством Ивана Болотникова, Степана Разина, Кондратия Булавина. Но все они были жестоко подавлены, а вожди их казнены.
Указ 1767 г. и Манифест 1775 г. провозгласили свободу предпринимательства. Многие крестьяне-предприниматели были крепостными и почти весь доход от организованных ими мануфактур шел их хозяевам. Оброчный крестьянин, уходя в город на заработки (ямщик, печник, сапожник) так же часть заработка отдавал хозяину.
За период с 1796-1798 гг. произошло 184 крупных волнений крестьян с требованием освободить их от власти помещиков и перевести их в казенное ведомство. Виновных карали беспощадно. Однако, некоторые послабления были достигнуты. Так, в 1797 г. Павел издал манифест, по которому барщина в воскресные дни отменялась, а работать на помещика теперь крестьянин должен был не 6 дней, а только 3 дня. Остальное время мог заниматься своим полем. И еще один пункт этого Манифеста: запрещалась продажа дворовых и безземельных крестьян, запрещалось продавать мужа одному помещику, а жену с детьми – другому. А в 1798 г. последовал указ запрещающий продавать дворовых людей и крестьян без земли.
Позднее крестьян с барщины перевели на уплату оброка. Некоторые из них смогли выкупиться из крепостной неволи.
Барщинная система не способствовала усилению мощи государства. Крестьянин на барском поле не стремился радиво трудиться до седьмого пота, а попросту «отбывал барщину». Но и оброчные крестьяне, уходя от помещика в отхожий промысел, не могли много платить хозяину из-за жесткой конкуренции, платили им горожане и фабриканты сущие копейки.
В конце 18 в. и начале 19 в. массовые волнения крестьян приобрели всероссийский характер. Они убивали помещиков и их управляющих, жгли барские усадьбы, отправлялись в бега, отказывались исполнять барщину, не платили оброка, устраивали потраву барских лугов, полей и пашен, расхищали барский лес, писали жалобы царю (хотя это в то время было запрещено).
Указом от 12 декабря 1801 г. «О продаже незаселенных государственных земель» земля могла быть свободно продана всем сословиям: дворянам, купцам, мещанам и государственным крестьянам. Разрешался на этих землях наемный труд. Так впервые в истории Руси крестьянин получил право покупать землю. Однако, денег у крестьянина, как правило, никогда столько не было.
Указ Александра 1 от 20 февраля 1803 г. «О вольных хлебопашцах». Указ разрешал помещикам отпускать своих крестьян на вольную землю за выкуп. Но выкуп был настоль велик, что за 25 лет в разряд свободных хлебопашцев поступило всего 47 тыс. крестьян со всей Руси-матушки.
Чтобы обезопасить себя от дальнейших крестьянских восстаний на почве безземелья, государство в 1804 г. провело земельную реформу в Латвии и Эстонии. Крестьяне, имевшие наделы, стали их собственниками, но все равно обязаны были отбывать барщину и платить оброк владельцу земли. Это положение не касалось батраков, кто никогда не имел своего земельного надела по количеству душ в семье. Они так и остались безземельными.
Характерно, что к 19 в. стихийные волнения крестьянства стали поддерживаться рабочими и ремесленниками городов. Восставшие требовали освобождения от крепостной зависимости, повышения зарплаты. Рост этих волнений был обусловлен не только усилением феодальной эксплуатации и ухудшением их положения, но и упорным стремлением рабочих и крестьянских масс добиться свободной хозяйственной деятельности.
Так впервые в России на повестку дня были выдвинуты политические лозунги, что впоследствии и привело к Октябрьской революции 1917 г.
4. Заключение
Так в России шел процесс формирования сословного строя, характерного для феодального общества. Процесс этот начался сразу же после образования Киевского государства и окончательно сформировался в XVI в. и полностью завершился во второй половине XVII в. К этому времени каждое сословие имело свои особые права, привилегии, повинности и обязанности. Неизменным оставалось только всё большее усиление крепостного гнета, порабощение беднейших слоев населения, произвол и притеснения со стороны местных феодалов. Все нормативные документы государства защищали права богачей. Усиление крепостного гнета неизбежно вызывало дальнейшее обострение классовых противоречий. Такова была реальная обстановка положения сословий на Руси в средние века.
5. Тест
ВАРИАНТ 3
Вопрос:
Установите хронологическую последовательность событий:
Присоединение Астрахани к России.
Начало Ливонской войны.
Присоединение Казани к России.
Окончательное юридическое оформление крепостного права.
Ответ:
Присоединение Казани к России (1552 г.).
Присоединение Астрахани к России (1556 г.).
Начало Ливонской войны (1558 г.).
Окончательное юридическое оформление крепостного права (1649 г.).
6. Список использованной литературы:
1. Зерцалов А.Н. Новые данные о Земском соборе 1648-1649 гг.,
М., 1887.
2. Ключевский В.О. Сочинения в 9 томах. Том 8. Статьи. М., 1990.
3. Маньков А.Г. Уложение 1649 года – кодекс Феодального права России. Л., 1980.
4. Соборное уложение 1649 года. Л., 1987.
5. Соборное уложение 1649 года. М., 1958.
6. Софроненко К.А. Соборное уложение 1649 года - кодекс русского феодального права. М., 1958.
7. Тихомиров М.Н., Епифанов П.П. Соборное уложение 1649 года.
М., 1961.
8. Черепенин Л.В. Земские Соборы Русского государства в XVI – XVII вв. М., 1978.
9.Энгельман И.В. История крепостного права в России. М., 1900.
10. Маркова А.Н., Скворцова Е.М., Андреева И.А. История России. Учебное пособие для вузов. М., 2002.
11. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. 1997.
1