Россия в начале XX века до образования Третьеиюньской монархии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Группа 3.4 (11 «Г»)
Тема: Россия в начале XX века до образования Третьеиюньской монархии
7.12.2009
Студент практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Учитель истории школы: Полуянова С.В. _______________
Групповой руководитель: Магсумов. Т.А. _______________
Оценка за урок _______________
Набережные Челны, 2009 г.
Литература, использованная по теме:
1. Левандовский А. А. Россия в XX веке: Учеб. для 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 368 с., 16 л. ил., карт.
2. Левандовский А. А. ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ К УЧЕБНИКУ "Россия в ХХ веке" / А. А. Левандовский, Ю. А. Щетинов, Л. В. Жукова.- 160 с.: ил. (в обл.)
7.12.2009
Урок № 5: Группа 3.4 (11 «Г»)
Раздел II. Россия на пороге XX в.
Тема: Россия в начале XX века до образования Третьеиюньской монархии.
Тип урока: контрольно-обобщающий.
Вид урока: Урок - Беседа
Цель урока:
1. Познавательная, образовательная цель – повторить основные события произошедшие в период начала царствования Николая II по события роспуска II Государственной Думы.
2. Развивающая цель – содействовать учащимся в понимании хода истории вышеобозначенного периода, логической связки и закреплении пройденных ранее уроков.
3. Воспитывающая цель – формирование у учащихся ценностных отношений к истории, к жизни общества, прогрессу. Воспитывать у учащихся нравственные качества личности терпимости и права на существование различных точек зрения, толерантности.
Оборудование: Учебник, рабочие тетради, наглядность: лента времени, модули тем; классная доска, мел, указка, влажная тряпка.
Вид доски на уроке
5 ноября 2009 Тема Дом. Задание План 1. Основные тенденции развития экономики. Промышленный подъем (Юг – угольно металлургический, Баку - нефтяной). Интенсивное железнодорожное строительство (окраины, Транссиб). Концентрация производства и образование монополий картели и синдикаты. 2. Буржуазия зависела от госзаказов, склонна к компромиссам. Инвестиции запада. Отсталость сельского хозяйства, нищета, общинный уклад, отработочная система. Отсутствие среднего класса. 3. 1900 начинается спад производства. Предприятия закрывались, рабочие оказывались ненужными. Инвестиции из за революции иссякли. 4. 1909 – 1913 промышленный подъем. Военные заказы. Образование трестов и концернов. 5. 1894 – начало царствования Николая II и «защита устоев». Усиление власти чиновников, чрезвычайные полномочия, создание органов политического сыска. Поддержка помещиков средствами Дворянского Банка. Денежная реформа Витте в интересах буржуазии. В крестьянском вопросе победила группировка Плеве – поддерживать общину, усиливать надзор за деревней. 6. «Зубатовщина» как попытка решить рабочий вопрос. 7. Внешняя политика России. Тройственный Союз и Антанта. Русско – Японская война 26 января 1905 – август 1905 Портсмутский мир. 8. Общественные движения – Рабочие волнения «Долой самодержавие», крестьянские волнения, образование партии эсеров, становление социал – демократии, земское движение и интеллигенция, «Союз освобождения». 9. Революция. «Новый курс Святополк - Мирского», Гапоновщина, «Кровавое воскресение». Начало революции. Революционное лето – волнения в городах, сельской местности в армии и на флоте. Всероссийская политическая забастовка. Манифест 17 октября. Октябристы. Кадеты. Черносотенцы. Московское восстание. Всплеск крестьянских волнений весной 1906, Карательные акции на Транссибе, проект Кутлера об отчуждении земли за вознаграждение. I Государственная Дума. Революция идет на спад. Новый премьер П. А. Столыпин. II Государственная Дума и переворот. |
Основные понятия:
Военно-полевые суды, эсеры-максималисты, экспроприации,
Основные даты:
9 июля 1906 – роспуск первой думы. Выборгское воззвание.
20 февраля 1907 – открытие II Государственной Думы.
3 Июня 1907 – манифест изменивший порядок выборов, переворот, так как издано без одобрения Думой.
Основные персоналии: П. А. Столыпин, Ф. А. Головин.
План урока:
1. Лента времени.
2. Модули пройденных тем.
Домашнее задание: §16, 17, 18 ознакомиться для изучения новой темы.
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
I. Организационный момент |
Учитель приветствует учеников. |
Ученики приветствуют учителя. |
II. Проверка домашнего задания. |
Откройте пожалуйста тетради а я пройду посмотрю как вы выполнили контрольное задание «Ленту времени». Отмечаю хорошие работы, делаю замечания по недостаткам. В конце урока все сдайте пожалуйста тетради на проверку, выставлю отметку как за Ленту времени так и за общее ведение тетрадей на уроках истории. |
Открывают тетради, отвечают на вопросы по датам и заодно повторяют для работы по датам на уроке истории. |
III. Повторение изученных тем, закрепление и освежение остаточных знаний. |
Записываем в тетради число. И мы начинаем работу согласно плану. Совместно заполняем Ленту времени и вспоминаем что же мы проходили на предыдущих уроках и я готов отвечать на ваши вопросы для восполнения пробелов знаний. Проделываем эту работу совместно а также рисую схемы в виде модулей объединяющих блоки тем по направлениям: - внутренняя политика в начале XX века; - Русско – Японская война; - Революция. |
Учащиеся предлагают в соответствии с их Лентой времени заполнить совместную Ленту на классной доске, аргументируя и поясняя даты, их степень значимости для истории. Вместе с учителем помогают раскрытие модулей, предлагая свой план и алгоритм изучения темы, способ лучшей структуры для запоминания. |
IV. Закрепление изученного материала |
Таким образом, применяя ленту времени на практике, мы можем упорядочить в алгоритм, освежить в памяти даты и события значимые для истории России. |
Цель урока достигнута в случае наличия Ленты времени у каждого учащегося. |
V. Подведение итогов урока. |
§16, 17, 18 ознакомиться для изучения новой темы. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
Студент практикант_______________________________
Учитель истории школы___________________________
Групповой руководитель___________________________