Российская Империя во второй половине XIX века
РЕФЕРАТ
На тему:
«Российская империя во второй половине xix века»
Отмена крепостного права. Реформы 60-70-х гг. XIX в.
1. Общественное движение против крепостничества.
Во второй половине XIX в. в России обостряется кризис феодально-крепостнических отношений, означавший, что дальнейшее экономическое развитие страны на базе существующей крепостной системы хозяйства, становилось невозможным. Вопреки господствовавшей крепостной системе развитие страны происходило на базе новых, капиталистических отношений. Некоторые помещики понимали необходимость отмены крепостного права, так как видели явное преимущество свободного труда вольнонаемных рабочих перед крепостным. Но большинство дворян стремилось сохранить существующий порядок.
Крепостное право (крепостничество) - форма феодальной зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала. В России в общегосударственном масштабе крепостное право было оформлено Судебником 1497 года, указами о «заповедных» и «урочных» летах, и окончательно закреплено Соборным уложением 1649 года.
В правящих кругах России начинали понимать необходимость реформ и преобразований. Эпоха Великих реформ была прежде всего связана с именем нового императора Александра II, который вступил на престол в 1855 году.
В начале своего правления царь, осознавая неизбежность кардинальных изменений в стране, не знал как приступить к ним; не было плана реформ и у министров.
В это время в обществе, а позднее и в правительстве заговорили о гласности, однако в печати свободные обсуждения не допускались. По кружкам, гостинным, салонам, редакциям стали ходить записки, посвященные наболевшим вопросам. Существенное влияние на общественное мнение, на правительство и на царя оказала «Записка об освобождении крестьян» К.Д. Кавелина, который считал, что крепостное право должно быть отменено ненасильственным способом: освобождение крестьян, по его мнению, должно сопровождаться вознаграждением помещиков, часть земли у них должна была выкупаться правительством. Впоследствии оба сословия должны были слиться в один земледельческий класс с имущественными различиями, но без сословных.
Ярым поборником реформ в это время выступал А.И.Герцен. В первом номере газеты «Колокол», который увидел свет в 1857 г., он опубликовал программу-минимум. Она включала в себя освобождение крестьян, упразднение цензуры, отмену телесных наказаний.
В 1858 г. было разрешено обсуждение в печати крестьянского вопроса. На страницах журнала «Современник» Н.Г. Чернышевский предлагал решить крестьянский вопрос радикально: крестьянский труд не подлежал выкупу, земля передавалась крестьянам, а помещики получали только символическую плату от государства. С приходом в «Современник» Н.А Добролюбова, который был настроен еще решительней Чернышевского, на страницах журнала зазвучали призывы к «народному делу» - революции. Либеральное движение раздражало его бесконечными разговорами. Оно ассоциировалось у Добролюбова с «обломовщиной», а самих либералов он называл «лишними людьми». Таким образом, в оппозиционном движении сложились радикальное направление, которое олицетворяли Чернышевский и Добролюбов, и либеральное, представленное реформистски настроенными лидерами правящих кругов.
2. Предпосылки реформ.
В первой половине XIX века Россия развивалась достаточно быстрыми темпами. Но все же по многим показателям она по-прежнему отставала от ведущих держав, что было связано с целым комплексом причин:
- наличием в стране абсолютной монархии;
- господством феодальных отношений;
- неразвитостью демократии;
- сохранением традиционной системы ценностей, которая не позволяла использовать опыт западной цивилизации;
- пассивным, или, как правило, негативным отношением к модернизации преобладающей части населения.
Победив в Отечественной войне 1812 года, Россия, вместе с тем, не подверглась влиянию буржуазно-либеральных реформ Наполеона. Идеи Просвещения были распространены среди незначительной части интеллектуалов (дворянской интеллигенции). Если в Западной Европе основным двигателем модернизации и прогресса была буржуазия, то в России она вплоть до конца XIX века была сравнительно немногочисленна, разобщена и слишком зависела от государственной власти, чтобы претендовать на политическое лидерство. Правда, росло число крестьян, занимавшихся торговой и предпринимательской деятельностью, но в целом крестьянство, даже после реформы 1861 г. жившее патриархальной общиной, не могло быть сторонником модернизации.
Одной из главных проблем в Российской империи оставался национальный вопрос. Открыто проводя шовинистическую политику по отношению к многочисленным нациям и народностям, царизм стремился предотвратить подъем национально-освободительного движения и сдержать индустриальное развитие национальных окраин государства.
Непосредственные предпосылки проведения реформ вытекали из конкретной исторической ситуации, которая сложилась к середине XIX века. Углубление процесса общественного разделения труда, рост промышленности и предпринимательства, внутренней и внешней торговли разлагали феодальную систему хозяйства. Феодальные отношения находились в глубоком кризисе. Поражение в Крымской войне (1853-1856) и подписание Парижского мирного договора (1856) серьезно задели национальное самолюбие России. Эти события были крайне болезненно восприняты и императорским двором, и в среде правящей элиты, и в широких кругах российского общества. Военное фиаско отнюдь не было случайным. В России не хватало железных дорог, парусные суда российского флота значительно уступали военным кораблям противника, на которых были установлены паровые двигатели. Армия не была обеспечена в достаточном количестве винтовками, патронами и даже перевязочным материалом.
Крепостное право, которое в России в государственном масштабе окончательно закрепилось Соборным уложением 1649 г., владение «крещенной собственностью», т.е. крестьянами, слишком похожее на рабство, было безнравственным по своей сути.
Кризис феодально-крепостнической системы ухудшал положение крестьян, что приводило к росту крестьянских выступлений. Волнения крестьян были связаны с их надеждой получить свободу. В 1854 г. в Тамбовской, Рязанской, Нижегородской, Владимирской губерниях происходили массовые волнения в связи с Указом о создании" ополчения для участия в Крымской войне. В этом движении принимало участие более тысячи крестьян, так как, по слухам, лица, вступившие в ополчение, получали свободу. В 1856 г. наблюдались массовые побеги крестьян в Крым из Харьковской, Херсонской, Екатеринославской и других украинских губерний. Нередкими были стихийные восстания против произвола помещиков. Все это свидетельствовало о стремлении крестьян к освобождению от крепостного права.
3. Подготовка к отмене крепостного права.
В феврале 1855 г. на российский престол вступил новый император - Александр II. Он понимал необходимость восстановления утраченного Россией престижа на международной арене. К этому времени крепостное право в большинстве стран Европы было уже отменено, из-за чего крепостническая Россия выглядела в глазах Европы отста-, лой, забитой и патриархальной. Новый российский царь, в отличие от своих предшественников, придерживался либеральных взглядов и лучше многих других в стране понимал, что настало время нестандартных решений и практических действий.
30 марта 1856 г. Александр II публично заявил о необходимости отмены крепостного права. Сделал он это в своей речи перед предводителями дворянства в Москве, в которой сказал об освобождении крестьян: «Гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу». Помещикам было поручено включиться в разработку реформы.
В Министерстве внутренних дел изучались извлеченные из архивов проекты Сперанского1 и Киселева, ходившие по рукам записки, в том числе и Кавелина. Было решено освободить крестьян от крепостной зависимости и дать им небольшие наделы, за которые они будут выполнять у помещиков определенные повинности.
В 1857 г. был образован Негласный комитет для обсуждения министерской программы, но его деятельность оказалась малопродуктивной. Помещики тоже не спешили откликнуться на призыв царя. Наконец, Виленский генерал-губернатор В.И.Назимов убедил местных дворян выступить с предложением об отмене крепостного права. Однако литовские помещики просили освободить крестьян без земли.
В этой обстановке Александр II подписал рескрипт (предписание) на имя Назимова, в котором предлагалось создать губернский комитет для разработки реформы на условиях, выдвинутых правительством.
Рескрипт был опубликован. Негласный комитет преобразован в Гласный комитет по крестьянскому делу. Реформа стала развиваться гласно. К лету 1858 г. губернские комитеты были созданы почти везде, а к концу года с мест стали поступать первые отзывы, которые рассматривались в редакционных комиссиях. Я.И.Ростовцев, возглавивший редакционные комиссии, стремился направить их работу в либеральное русло. Текущие дела по подготовке реформы проводили Н.А.Милютин и Ю.Ф.Самарин.
К августу 1859 г. проект был подготовлен. Для ознакомления с ним в Петербург были вызваны представители дворянства. Официальных заседаний не проводили, так как при дворе опасались стихийного возникновения парламента.
Помещики нечерноземных губерний требовали за землю огромный выкуп и хотели от правительства гарантий выкупной операции.
Представители черноземных губерний не хотели давать крестьянам землю, но маскировали свое нежелание громкими криками о воображаемых опасностях, усмотрев в трудах редакционных комиссий проявление республиканских и демократических тенденций.
Попытки крепостников сдвигали проект в сторону ущемления интересов крестьян. Однако обсуждение проектов имело большое значение. Главные разработчики, Милютин и Самарин, сделали важные выводы, которые легли в основу законопложений о реформах:
- необходимо учитывать местные особенности (в черноземных губерниях главная ценность - земля, в нечерноземных - крепостной труд, овеществленный в оброке);
- для проведения реформ необходим переходный период;
- крестьян нельзя оставлять без земли, а помещиков - без гарантированного правительственного выкупа.
Александр II последовательно отстаивал необходимость проведения реформ, несмотря на растущее сопротивление помещиков. Проект преобразований был передан для окончательного рассмотрения в Государственный совет.
Крестьяне, для которых готовилась реформа, не участвовали в работе комиссий и комитетов. Предстоящая реформа проводилась только в интересах помещиков.
4. Отмена крепостного права и проведение реформы 1861 г.
19 февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест и «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». В
этих документах излагались основные условия отмены крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом. Помещики, сохраняя собственность1, обязаны были предоставить в постоянное пользование крестьянам усадьбу с приусадебным участком, а также полевой надел. За пользование помещичьей землей крестьяне обязаны были выполнять повинности - отрабатывать барщину или платить оброк. Они не имели права отказаться от полевого надела в первые десять лет. Размеры надела и повинности должны были определяться соглашением (уставной грамотой) между помещиками и крестьянами. Уставные грамоты подписывались на два года. Составление грамот поручалось самим помещикам, а проверка их - мировым посредникам, которые тоже были дворянами.
Грамоты заключались не с отдельным крестьянином, а с сельской общиной. Кре- Крестьяне убирают урожай под присмотром управляющего стьянам предоставлялось право выкупа усадьбы, а выкуп полевого надела определялся волей помещика.
Крестьяне, выкупившие свои наделы, назывались крестьянами-собственниками. До выкупа своих наделов крестьяне должны были в пользу помещиков выполнять феодальные повинности и назывались временнообязанными.
Для определения земельного надела для великороссийских, малороссийских и белорусских губерний вся территория делилась на нечерноземную, черноземную и степную полосы. Размер земельного надела, предоставляемого крестьянам на различных участках, колебался от 3 до 12 десятин. Наибольший по размерам надел устанавливался там, где земля представляла незначительную ценность, например, в северных уездах Вологодской губернии.
Установленные нормы надела были ниже того количества земли, которое находилось в пользовании у крестьян до реформы. Помещик имел право отрезать излишек земли. Он имел также право обменивать крестьянские земли. Этот обмен производился, если на крестьянских наделах обнаруживали залежи торфа, минеральные источники. У крестьян отбирали ту землю, что была получше, а давали песчаную землю или возле болот. Благодаря «отрезкам», помещики захватили не менее 20% земли, обрабатывавшейся крестьянами до реформы, а в таких губерниях как Самарская и Саратовская - свыше 40%.
В лучшем положении оказались крестьяне Правобережной Украины, где помещиками были польские дворяне. По «Местному положению» для Киевской, Волынской и Подольской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались.
Таким образом, при наделении крестьян землей в большинстве губерний помещикам предоставлялись все права для ограбления крестьянства;
Выкупить полученный в пользование надел крестьянин мог с согласия помещика. Правительство учредило «выкупную организацию»: крестьяне получали выкупную ссуду, которую обязаны были затем постепенно погашать. Причем выдача выкупных . ссуд распространялась только на крестьян, плативших оброк. Условия выкупной операции предполагали выдачу ссуды в размере 80% стоимости оброка при условии соответствия надела размерам его по уставной грамоте, и ссуды в размере 75% в случае уменьшения надела по сравнению с размером, указанным в уставной грамоте. Полученную от правительства выкупную сумму крестьяне обязаны были погашать в течение 49 лет.
Погашение крестьянами выкупных платежей производилось сельской общиной на основе принципа круговой поруки. Выкупная операция дала возможность помещику сохранить тот доход, который он получал до реформы. Поэтому перевод крестьян на выкуп соответствовал интересам помещиков.
В еще более сложное положение попадали дворовые крестьяне. Они не получали ни полевого надела, ни усадьбы и в течение двух лет оставались в полной зависимости от помещиков. Дворовые должны были служить своим господам или платить оброк. По истечении двухлетнего срока дворовые отпускались на волю, не получая земли.
Работные люди помещичьих фабрик и заводов переводились на оброк в течение двух лет, но за ними закреплялась земля, которую они могли выкупить.
Посессионные рабочие, приписанные к частным горным заводам, подразделялись на мастеровых, работавших на заводах, и сельских работников, выполнявших вспомогательные работы, одновременно занимаясь хлебопашеством. Мастеровые освобождались с усадьбой и земельным наделом, если они имели их раньше, но за это платили оброк в два раза меньше, чем оброчные помещичьи крестьяне. Сельские работники в течение трех лет переводились на оброк, а если не имели наделов, то приравнивались к дворовым крестьянам.
Общие условия освобождения крестьян от крепостной зависимости распространялись на помещичьих крестьян 47 губерний России. Для остальных областей реформа была проведена на основе особых Положений. В более выгодных условиях оказались Правобережная Украина, Литва, Белоруссия, Польша.
Крестьянская реформа, несмотря на её грабительский харакгпер, имела первостепенное значение для развития рыночных отрешений. Ликвидация личной зависимости, перевод крестьян на выкуп - все это создавало условия для утверждения в России капитализма.
Но вместе с тем реформа носила крепостнический характер, так как проводилась крепостниками. Результатом этого явилось сохранение феодальных пережитков: помещичьего землевладения, временнообязанных отношений, барщины и оброка, «отрезков», выкупных платежей, сельской общины и политического бесправия крестьян. Эти пережитки тормозили развитие страны.
5. Положение о земствах.
Судебная, городская, военная реформы.
Отмена крепостного права повлекла за собой перемены во всей государственной и правовой системе России. Речь шла не об изменении государственного строя, а о создании органов местного самоуправления - земств. 1 января 1864 г. Александр II утвердил Положение о губернских и уездных земских учреждениях. Земская реформа вводила органы местного самоуправления: уездные и губернские земства.
Земские учреждения должны были состоять из представителей всех сословий -дворян, чиновников, духовенства, купцов, промышленников и крестьян. Все избиратели делились на три курии. В первую курию - уездных землевладельцев - входили помещики, имевшие не менее 200 десятин земли, а также собственники крупных торгово-промышленных предприятий и недвижимого имущества стоимостью не менее 15 тыс. рублей. Во второй курии - городской - участвовали купцы, владельцы недвижимости, которая оценивалась от 500 до 3000 рублей. Для участия в выборах по третьей курии - сельских обществ - имущественный ценз отсутствовал. Фактически господствующее положение в земствах занимали помещики. Так, на первых выборах в уездные земства в среднем по стране дворяне составляли 41,7%, духовенство - 6,5%, купцы - 10,4%, крестьяне - 38,4%. Земства ежегодно собирались на земские собрания. На собраниях избирался исполнительный орган - Земская управа во главе с председателем.
Сфера деятельности новых органов была ограничена хозяйственно-культурными делами. Они ведали строительством местных путей сообщения, здравоохранением, народным образованием, местной торговлей и промышленностью. Новые органы всесословного самоуправления существовали только на уровне губерний и уездов. В волостях земства не создавались. За деятельностью земств устанавливался контроль со стороны правительства. Так, губернатор имел право остановить исполнение постановления земства.
Земства учреждались только в 34 губерниях страны. В Прибалтике, Белоруссии, Правобережной Украине, на Кавказе, Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке земства не были введены. Земская реформа оказала влияние на реформирование системы управления в городах.
В 1870 г. была проведена городская реформа, согласно которой распорядительные функции в городах возлагались на думы.
Городская дума - орган городского самоуправления в России. Занималась вопросами городского благоустройства, здравоохранения, хозяйственными делами. Возглавлялась городским головой.
Выборы в Думу проходили раз в четыре года по трем куриям, создаваемым в зависимости от размера уплачиваемого налога. Компетенция городского самоуправления ограничивалась решением хозяйственных вопросов: водоснабжение, уличное освещение, транспорт, градостроительные проблемы.
Городские думы обязаны были заботиться и об общественном благосостоянии, принимать меры против пожаров, оказывать содействие в обеспечении населения продовольствием, устраивать больницы, учреждать школы, музеи. Но деятельность Дум была ограничена губернской администрацией. Городская реформа была прогрессивным законодательным актом для своего времени, хотя и носила ограниченный характер.
Среди реформ 60-70-х годов наиболее радикальной являлась судебная реформа, проведенная в 1864 г. Была введена система независимости судей. Суд становился гласным. Судебный процесс происходил открыто, публично, носил состязательный характер. В разработке дела участвовали обе стороны - представители обвиняемого и обвинителя. На суде выступали прокурор и защитники в лице присяжных поверенных или адвокатов. Судьбу обвиняемых решали присяжные заседатели. По закону, присяжным заседателем мог стать человек, имеющий русское подданство, в возрасте от 25 до 70 лет и проживающий не менее двух лет в том уезде, где проводилось избрание в присяжные. Присяжные заседатели назначались земствами и Городскими думами.
Вводился единый для всего населения всесословный суд, хотя для крестьян сохранялся волостной суд. Оставались особые суды для духовенства, для высших чиновников, военных.
Реформа суда была наиболее последовательной реформой. Она не только ликвидировала несовершенство дореформенной системы судопроизводства, но и обеспечила существенную степень защиты подданных Российской империи. В политической системе постепенно стал внедряться принцип приоритета законности и права.
Уроки Крымской войны показали, что русская армия нуждается в коренной реорганизации. Военные реформы в 60-е годы стали проводиться под руководством военного министра Д.А.Милютина. Для улучшения подготовки офицерского состава учреждались специальные военные училища, контингент для которых подготавливался военными гимназиями. Были созданы также военные академии и морское училище.
Всю территорию России в 1864 г. разделили на 10 военных округов. Во главе округа стоял командующий, который осуществлял руководство войсками. 1 января 1874 г. был принят новый военный устав, по которому в стране вводилась всеобщая воинская повинность для лиц мужского пола, достигших 20 лет. Часть ежегодно призываемых лиц зачислялась на действующую службу в армию, другая часть - в ополчение. Устав предусматривал сокращение срока военной службы в сухопутных войсках до 6 лет и на флоте до 7 лет. Лицам, имевшим образование, разрешалось проходить службу на положении вольноопределяющихся сроком от 6 месяцев до 4 лет. Освобождение от военной службы получали по семейным обстоятельствам, например, если сын был единственным кормильцем в семье.
Закон о призыве в армию не распространялся на народы Средней Азии, Кавказа, Крайнего Севера.
Осуществлялось также перевооружение армии новыми военно-техническими средствами. Заметные улучшения обновленной армии проявились в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Русская армия стала по структуре, вооружению, образованию более современной.
6. Значение реформ -70-х годов.
Отмена крепостного права стала историческим рубежом в развитии России. Крепостничество как система общественных отношений перестало существовать, хотя многие его черты и пережитки сохранились до 1917 года. Реформа 1861 г. не решила земельного вопроса, хотя и создала условия для развития капитализма в России.
В правительственных кругах понимали, что крестьянская реформа не может остаться изолированным законодательным актом, что необходимо проводить реформы в политической и государственной сферах. Реформаторы, проводя преобразования, хотели, чтобы Россия развивалась по пути создания конституционной монархии. Тем не менее абсолютная монархия еще сохраняла свою жизнеспособность.
Авторитет России и государственной власти, уничтожившей крепостное право, поднялся высоко в Европе. Россия быстро пошла по пути социально-экономического и общественного прогресса.
Но реформы проводились самодержавием и поэтому носили половинчатый, противоречивый характер. Крепостники стремились сохранить за собой максимум привилегий в экономической и политической областях. Реформы проводились под давлением общественного движения, и царское правительство в большей степени опасалось хаоса, чем желало прогресса.
Поэтому реформы 60-70-х годов XIX в. представляли собой полумеры, которые их создатели не смогли довести до логического завершения.
Список литературы
Я. М. Бердичевский, С.А. Осмоловский «Всемирная история» 2001 С. 111-128.
С. Л. Брамин «История Европы». 1998 С. 100-109
Л.А. Ливанов «Всемирная история» учёбное пособие. 2002 С. 150-164.
Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века: учебник для 10 класса. ― 6-е изд. ― М.: ООО «ТИД «Русское слово ― РС», 2006 (§ 41).