Реформы и реформаторы

Реферат:

РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ В РОССИИ XIX в.



Содержание:

1. Становление индустриального общества.

2. Характеристики индустриального общества.

3. Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения.

4. Главные черты преобразований в России.

5. Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России.

6. Итоги реформ.

7. Используемая литература.



1. Становление индустриального общества

Девятнадцатое столетие называют «веком капитализма и индустриальной цивилизации», «веком национализма и революций», «веком цивилизации и культуры». Этот век развивался под знаком двух революций — Великой французской и Английской промышленной.

В период расцвета капитализма формируется адекватная ему материальная база — система машин и фабрика как ее организационное воплощение, т.е. происходит становление индустриального общества. По мнению Ю.В. Яковца, оно пережило фазы подъема, и зрелости до начала Первой мировой войны, после чего началась фаза заката, с последней четверти XX в. трансформировавшаяся в переходный период к постиндустриальной цивилизации.

С точки зрения И.М. Дьяконова, Западная Европа и Северная Америка вступают в капиталистическую фазу в конце XVIII — сере­дине XIX в. Политическое господство буржуазии в ведущих странах Западной Европы утверждается после парламентской реформы в Англии в 1832 г. и революций 1848 г. во Франции и Германии. Рубежом, определившим конец капитализма, он считает испытание первых водородных бомб в США в 1952 г. и в СССР в 1953 г.

Существуют иные подходы к характеристике Европы и США XIX—начала XX в. Так, В.И. Ленин в работе «Империализм как высшая стадия капитализма» (1916), предсказывая конец империалистического строя в 1920-х гг., отмечал, что на закате XIX в. капитализм вступил в последнюю, «загнивающую и умирающую» стадию существования — империализм. Ошибаясь в оценке империализма как «умирающего» капитализма, он угадал потребность в большем вмешательстве государства в экономику и даже возможность ее огосударствления.



2.Характеристики индустриального общества:

    бурный подъем производительных сил, рост механизации, автоматизации и концентрации производства, распространение систем машин, тесно связанных в одну технологическую цепочку, — не только на отдельном предприятии, но и в масштабах страны, ряда стран (международные монополии);

    быстрый рост вооружений (бездымный порох, дальнобойная артиллерия, бронированные корабли, самолеты, танки и проч.);

    превращение естественных наук в производительную силу (повление паровых машин, двигателей внутреннего сгорания, электричества и пр.);

    попытки некоторых гуманитарных наук (марксизм) влиять на исторический процесс;

    колониальный раздел мира и появление огромных колониальных империй. Новым было не только то, что европейские страны почти полностью поделили между собой колониальную периферию, но и то, что колонии стали объектом приложения европейских и североамериканских капиталов, так как давали дешевое сырье, дешевую рабочую силу и гарантировали прибыль;

    в социальной структуре — формирование класса промышленной буржуазии и пролетариата; противостояние буржуазии и наемных рабочих как основных классов капиталистического общества; тенденция к распаду крестьянства на предпринимателей и наемных рабочих;

    в политической сфере — утверждение и распространение буржуазной демократии; образование республик или конституционных монархий;

    рост однородности общества в национальных и мировых масштабах, создающей условия для экономических кризисов, в том числе и мировых;

    кризис идей гуманизма; «возникла "машинизированная" стандартизированная, лишенная национальных различий, порвавшая с наследием эпохи гуманизма массовая культура, которая все более становилась индустриализированной «антикультурой»;

    повышение значения нерелигиозных идеологий — как оправдывающих существующий ход исторического процесса (либерализм, позитивизм), так и альтернативных ему (марксизм). Главным носителем альтернативной идеологии стала интеллигенция, которая способствовала «превращению толпы в сознательные массы людей... именно на ней лежит обязанность уберечь человечество от... катастроф»1.

3. Преобразования в области центрального управления, высшей школы и просвещения

Для России XIX в. характерна череда реформ и контрреформ, целенаправленно проводившихся государством. Причем в период радикальных реформ, модернизации традиционных устоев жизни преобладала западническая ориентация, во время стабильного состояния общества — консервативная, русофильская.

В 1830—1840-х гг., позже, чем в Западной Европе, в России начался промышленный переворот, переход от мануфактуры к фабрике. Увеличилась численность рабочих: только в обрабатывающей промышленности с 1825 по 1860 г. она выросла с 211 до 565 тысяч. Повысилась доля вольнонаемного труда. Большинство историков полагают, что промышленный переворот в России закончился в конце 1870-х — начале 1880-х гг. В текстильной, пищевой, бумагоделательной промышленности ручной труд заменялся машинным. Началось формирование промышленных районов: Петербургско-Прибалтийского, Московского, Южного (Харьковского). Однако крепостное право тормозило этот процесс.

Россия оставалась аграрной страной. В помещичьих хозяйствах по-прежнему применялся крепостной труд, росли оброк и барщина. Небольшие крестьянские наделы не позволяли развивать товарное хозяйство, они едва-едва позволяли крестьянину сводить концы с концами. В 1833 г. 11,5 млн. мужчин, т.е. 53% всех крестьян, были крепостными, в 1850 г. их число немного снизилось — 49%. Аграрный вопрос, оставаясь центральным в экономической и социально-политической жизни страны, требовал своего разрешения.

Укрепление товарно-денежных отношений, расширение внутренней и внешней торговли, рост торговых центров — все это остро нуждалось в современной транспортной системе. Однако внутренние пути сообщения оставались архаичными и малоразвитыми. Модернизация коснулась главным образом водного транспорта. В 1808—1811 гг. были созданы Мариинская и Тихвинская системы каналов, связавшие Северо-запад с центром европейской части страны и Волжским торговым путем. В середине века по рекам ходило около 100 пароходов. В 1837 г. была открыта первая железнодорожная ветка между Петербургом и Царским Селом. В 1851 г. завершилось строительство железной дороги между Петербургом и Москвой. В железнодорожном строительстве, в отличие от Запада, ведущая роль принадлежала государству. Это время знаменует собой зарождение в России так называемого государственного капитализма.

В годы правления Александра I (1801—1825) была предпринята попытка общественных преобразований. Еще в начале своего царствования он выказывал стремление ввести в России «конституционную хартию», превратив тем самым самодержавный строй в консти­туционно-монархический. Для подготовки плана реформ был создан Негласный комитет, куда вошли друзья юности императора: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Однако при обсуждении проектов комитет действовал нерешительно, а в 1804 г. его заседания и вовсе прекратились.

4.Главные черты преобразований в России:

    реформы инициировались «сверху» — самодержавием;

    реформаторы всегда наталкивались на сильное сопротивление контрреформаторских сил;

    судьба реформ находилась в прямой зависимости от соотношения сил сторонников и противников реформ;

    влияние реформ на развитие страны чаще всего было двойственным: успешные преобразования предотвращали революционные потрясения, а непродуманные, не доведенные до конца — их приближали.

Александр I в конечном счете ограничился реформами, не имевшими принципиального характера. В 1802 г. появились новые центральные органы управления — министерства, которые вместе с местными учреждениями, введенными губернской реформой 1775 г., образовали единую, централизованную бюрократическую систему управления Россией. Тогда же было определено и место Сената в этой системе как органа надзора за соблюдением законности.

Указом от 12 февраля 1801 г. купцам, мещанам и государственным крестьянам предоставлялось право покупать ненаселенные земли. В 1803 г. был издан указ «О вольных хлебопашцах», в соответствии с которым землевладельцы могли отпускать на волю крепостных крестьян за выкуп. О действенности этого указа можно судить по цифре: 0,5% — такова была доля освобожденных крестьян от общего числа крепостных.

Положительную роль играли мероприятия в области просвещения. Увеличилось число средних и высших учебных заведений (доступных главным образом дворянству). Открылись университеты в Вильно, Казани, Харькове. Был учрежден Педагогический институт в Петербурге, открыто несколько лицеев, в том числе знаменитый Царскосельский.

Стремительная бюрократизация государственного аппарата в конце XVIII в., усиленная указами начала XIX в., содержала в себе угрозу полного подчинения общества и императора власти чиновников. К октябрю1809 г. он составил обширный план «Введение к Уложению государственных законов».

В реализации своих планов Сперанский надеялся опереться на просвещенную часть общества. Для предотвращения революции в России он рекомендовал придать самодержавию форму конституционной монархии и утвердить приоритет законов.

Проект Сперанского предусматривал принцип разделения властей. Представительным органом власти должна была стать Государственная дума, избираемая дворянами, купцами, мещанами и государственными крестьянами, обладавшими имущественным цензом. От участия в выборах отстранялись крепостные крестьяне, рабочие, ремесленники, домашние слуги. Право окончательного утверждения законов оставалось у императора. Министры должны были стать ответственными перед Думой и подсудными ей.

В 1810 г. был учрежден Государственный совет, просуществовавший до Февральской революции 1917 г. Члены Госсовета назначались императором из дворянской аристократии. Предполагалось, что они будут обсуждать проекты законов, одобряя или не одобряя их большинством голосов. Однако это положение очень быстро было нарушено. Законопроекты утверждал царь, минуя Госсовет.

«Уставная грамота Российской империи», составленная Ново­сильцевым, стала этапом на пути российского конституционализма. И ней предусматривалось создание двухпалатного парламента, без согласия которого монарх не мог издавать законы. Правда, право законодательной инициативы оставалось за монархом. Сенат превращался в верхнюю палату, члены которой назначались царем, члены нижней — Посольской — палаты отчасти назначались, отчасти избирались на основе многостепенных выборов. Россия должна была получить федеративное устройство, ее предлагалось разделить па 12 наместничеств, каждое из которых получало свой представи­тельный орган. Отдельная глава посвящалась провозглашению гражданских свобод, гарантии неприкосновенности личности, свободе печати.



5. Реформы второй половины XIX в., их влияние на судьбу России

Самодержавная Российская империя из ста лет XIX в. воевал, а семьдесят. В остальные годы «вооруженного мира», опасаясь соседей она готовилась к новым конфликтам. СЮ. Витте писал, что в сущности Россия была военной империей и ничем другим особо не выделялась. Стремление играть роль великой державы, необходимость поддерживать экономическое могущество не были подкреплены е реальными экономическими возможностями. Годовой доход жителя Российской империи был в три раза ниже, чем у немцев, в четыре раза — чем у французов, в пять раз — чем у англичан, в шесть раз — чем у американцев1. Да и в военной сфере Россия все больше отставала от других европейских стран.

Ярким свидетельством военно-технической и Экономической от­сталости страны стало ее поражение в Крымской войне (1853—1856), в которой также участвовали Османская империя, Англия, Франция и Сардиния. Каждая из них имела свои интересы на Ближнем Востоке. Поражение России оказало значительное влияние не только на расстановку международных сил, но и на внутреннее положение в стране. Оно заставило правительство вплотную заняться реформами, тем более что феодально-крепостнический строй обнаружил свою полную непригодность.

Реформы 1860—1870-х гг. получили в истории название Великих, буржуазных, либеральных. Действительно, тогдашнее правительство предприняло одну из наиболее последовательных попыток модернизации основных сфер жизни: социально-экономической (освобождение крестьян и решение аграрного вопроса), политической (введение местного самоуправления, реформа суда, армии), культурной (реформа школы, университетов, цензуры). Сроки проведения реформ и результаты были разными, но в этой либеральной модернизации прослеживалась внутренняя связь. Власти руководствовались двумя положениями: 1) упреждающая реформа является лучшей гарантией от революционных потрясений; 2) проводить реформы необходимо с опорой на государство и по его инициативе.

Трудов о реформах 1860—1870-х гг. написано великое множество. В работах дореволюционных авторов, содержащих большое количество фактического материала, превозносится деятельность Александра II и его сановников.

Для обсуждения аграрных проблем в 1857 г. был создан Секретный комитет. Император хотел, чтобы инициатива отмены крепостного права исходила от самих помещиков, однако их-то как раз слухи возможной отмене крепостного права удручали. Тогда Александр I поручил другу детства генерал-губернатору В.И. Назимову обратиться к императору от имени лифляндского дворянства с просьбой создать комиссии по разработке проекта реформы. В ответ на назимовское обращение 20 ноября 1857 г. был издан императорский указ о учреждении губернских дворянских комитетов. В феврале 1858 г Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крес­тьянскому делу. Большое влияние на деятельность комиссий оказали либералы Н.А. Милютин, Я.А. Соловьев, Ю.Ф. Самарин и др. Девятнадцатого февраля 1861 г. Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. Практические условия освобождения определялись «Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости».

Манифест серьезно изменил статус 23 млн. крепостных, 19 млн. государственных и 2 млн. удельных крестьян. Теперь крестьяне были лично свободны, имели гражданские права — могли совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом Они получили фамилии и паспорта.

В итоге крестьянин юридически стал свободным человеком, Но не собственником земли. Землей распоряжалась община. Таким образом, община сохранялась, поскольку она защищала крестьян, а не только «консервировала» отжившие формы отношений. Деревня осталась управляемой, способной платить налоги. Разрушение общины привело бы, скорее всего, к появлению массы людей без средств к существованию, поскольку город пока еще не мог обеспечить всех работой.

Реформа 1861 г., названная Великой, действительно создала условия для развития буржуазных отношений и повлекла за собой преобразования во всех сферах жизни общества. Вместе с тем она носила половинчатый характер, представляя собой сложный компромисс между государством и обществом, между помещиками и крестьянами, между различными общественно-политическими течениями. В условиях сохранения помещичьих латифундий крестьяне были обречены на малоземелье, нищету, экономическую зависимость от помещиков. В итоге результатами реформы оказались недовольны обе стороны — и помещики, и крестьяне. Первые лишились даровой рабочей силы и ощущения своего беспредельного могущества по отношению к «подлому сословию», вторые — не получили той земли и воли, о которых мечтали веками и за что веками боролись.

После отмены крепостного права остро встал вопрос о реформе управления. Царизм пошел на некоторые административные преобразования. В 1864 г. на местах начинают создаваться выборные органы власти — губернские и уездные земские учреждения. Это было шагом к представительным формам правления, земства стали главной опорой формирующегося гражданского общества. Они должны были способствовать налаживанию за счет местных сил и средств хозяйственной и культурной жизни: в их ведение переходили строительство и содержание больниц, дорог, школ, приютов, организация ветеринарной службы и т.д. Особенно полезны они были в сфере образования и здравоохранения. Земских учителей и врачей очень уважали в народе. Хотя власть стремилась сохранить в земствах господствующее положение поместного дворянства, большинство земских собраний разделяли идеи либерального обновления. Возрастание в земствах численности и влияния интеллигенции превращало их в важную общественную силу страны.

В целом земская реформа носила буржуазный характер. К местному самоуправлению были привлечены представители разных слоев населения на основе всесословности и выборности. Однако политических полномочий земства были лишены, они находились под контролем администрации — губернаторов и полиции.

Согласно городской реформе 1870 г., в городах были созданы всесословные органы — городские думы, ведавшие вопросами благо­устройства города, развитием торговли, промышленности, здравоохранения, образования, противопожарной безопасностью и проч. Реформа имела целью поднять городское хозяйство и привлечь к управлению им крупную финансовую и торговую буржуазию. В целом она способствовала потребностям капиталистического развития.

Одной из наиболее последовательных и радикальных реформ была судебная, начатая в 1864 г. Ее целью и содержанием было утверждение всесословности суда, его независимости от администрации, несменяемости судей и судебных следователей, гласности и открытости судебного процесса. Суд становился состязательным, поскольку появились судебные следователи, прокуроры и присяжные поверенные — адвокаты. Наивысшее достижение реформы — учреждение института присяжных заседателей.

Существенные преобразования затронули и армию. Ключевым элементом военной реформы стал закон 1874 г. о введении всеобщей воинской повинности для мужчин с 20 лет. Срок действительной службы в сухопутных войсках устанавливался до 6 лет (и 7 лет запаса), в военно-морском флоте — 7 лет (и 3 года запаса). Окончившие начальную школу служили 4 года, городскую — 3, гимназию — 1,5, высшие учебные заведения — 6 мес. Таким образом, реформа стимулировала молодежь к получению образования. Из мужчин призывного возраста отсрочку получали единственные сыновья у родителей, единственные кормильцы в семье при малолетних братьях и сестрах. Позже сроки службы для лиц, получивших образование, были увеличены. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, специализированные юнкерские училища и академии — Генштаба, Артиллерийская, Инженерная и др. Все это позволило сократить численность армии и увеличить ее боеспособность.

Важные реформы прошли в сфере образования и печати. Наряду с увеличением государственных появились земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии были разделены на классические и реальные.

В 1863 г. был утвержден новый университетский Устав, вернувший автономию университетам, ликвидированную в 1835 г. Николаем I. Теперь университеты самостоятельно решали административно-финансовые и научно-педагогические вопросы.

В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. От предварительной цензуры освобождались периодические издания, выходившие в Петербурге и Москве, все оригинальные сочинения объемом не менее 10 печ. л.

6.Итоги реформ

Интересна оценка реформ современниками. Радикалы, революционеры-демократы сочли их недостаточными, половинчатыми, а реформу 1861 г. попросту грабительской. Они разуверились в способности власти «сверху» кардинально реформировать общество полагали, что для их отечества более приемлем лозунг «К топору зовите Русь». Консерваторы видели в реформах опасность для государства, поскольку они разрушали общественные и традиционные государственные устои. Умеренные либералы склонялись к мысли, что преобразования вместо подъема ведут страну к упадку и разладу.

В целом реформы 1860—1870-х гг. создали условия для прогресса в жизни российского общества. Соответствуя общественным потребностям, они обеспечивали модернизацию России без потери ею самобытного характера. Впервые после Петра I проявилась инициативная роль монарха, выступавшего гарантом проводимых реформ. Однако 1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами (за годы его царствования на него было совершено семь покушений, последнее оказалось роковым). Его смерть изменила направление правительственного курса.



7.Используемая литература:

1) Яковец Ю.В. История цивилизаций. М., 1997. с. 167.

2)Судьбы реформ и реформаторов в России. М., 1996. С.87

3)Юровский В. Е. Кризисы финансовой системы российской империи в 19 веке // Отечественная история. 2000. №5.