Реформы 60-70 годов XIX века в России и контрреформы 80-90 г.г. XIX века

Тема № 2

Реформы 60-70 годов XIX века в России и контрреформы 80-90 г.г. XIX века.

План

1. Причины и предпосылки реформ, их ход и значение:

а) Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права для развития капитализма в сельском хозяйстве России.

б) Реформы в области местного самоуправления.

в) Реформы в области судопроизводства.

г) Реформы в области просвещения.

д) Реформы военная и экономическая.

е) Видные политические деятели-сторонники и противники реформ (Милютин, Валуев и др.)

2. Контрреформы 80-х начала 90-х гг.XIX в. Утверждение капитализма в России.

1. Причины и предпосылки реформ, их ход и значение

Либеральные реформы 1860 -1870-х гг. стали одним из переломных событий XIX в., новым этапом европеизации России, попыткой преодолеть отрыв от стран – лидеров развития. Александр II, вступивший на престол после смерти Николая I в 1855 г., решился на их проведение с учётом комплекса обстоятельств. Первое заявление о грядущих реформах было изложено в царском манифесте о Парижском мире (март 1856 г). 1856 год стал началом либеральной оттепели: объявлено о ликвидации военных поселений и прекращении на три года рекрутских наборов, о политической амнистии декабристам и петрашевцам; начались свободная выдача заграничных паспортов, сокращение армии и смягчение цензуры.

а) Отмена крепостного права. Манифест 19 февраля 1861 г. Значение отмены крепостного права для развития капитализма в сельском хозяйстве России

И власть и общество сознавали, что главное преобразование – отмена крепостного права. Его предстояло провести при крепостническом большинстве в дворянстве, опасаясь к тому же возможного взрыва крестьянского движения. В этих условиях власть решила отказаться от традиционной практики разработки проектов освобождения в условиях секретности и лишь силами бюрократии, придать делу гласность и привлечь к нему представителей дворянства. В 1858 г. в губерниях открылись дворянские комитеты по крестьянскому делу, в которых преобладали противники реформ. Такой состав отражал настроение массы помещиков: в 1858 г. согласие на безземельное освобождение крестьян в 13 центральных губерниях подписали 27,5% душевладельцев.

Правительственный проект освобождения разрабатывал Главный комитет по крестьянскому делу (во главе стоял брат царя, великий князь Константин). Важным моментом в его работе стало решение об освобождении крестьян с пахотной землёй при условии её выкупа общинами (1858 г). этот принцип стал основным для Редакционных комиссий, образованных в 1859 г. из реформаторов-чиновников и либеральных общественных деятелей. Им предстояло подготовить окончательный проект, согласовав правительственную программу с предложениями губернских комитетов. Наиболее значимые из требований дворянства вошли в итоговый вариант текста. К осени 1860 г. работа над ним завершилась. Законопроект был обсуждён в Главном комитете, затем – в Государственном Совете России и 19 февраля 1861 г. подписан Александром II.

Отмена крепостного права означало освобождение личности крестьянина и отделение его хозяйства от помещичьего путём земельного обустройства общины. Манифестом 19 февраля 1861 г. крестьянам предоставлялась личная свобода, свобода занятий, имущественные права; создавалось сельское самоуправление, освобождение от контроля со стороны помещика-душевладельца. Однако полного уравнения крестьян в правах с другими сословиями не произошло. Они ставились под неусыпный контроль общины, выход из которой осложнялся круговой порукой в выплате податей и выкупных платежей. Вплоть до 1882 г (а в Сибири до 1898 г) выплачивался ими и сословный налог – подушная подать. Среди мер воздействия сословного крестьянского суда оставались телесные наказания. До выкупной сделки крестьяне считались временнообязанными и платили оброк, ставший основной повинностью.

Выкуп происходил на основе сделки помещика и общины. Размер его определялся не рыночной стоимостью земли, а величиной оброка, который платила община. Он капитализировался из расчёта 6% годовых, т.е. составлял сумму, которая при помещении её в банк в качестве процентов, выплачивавшихся вкладчикам, приносила бы помещику ежегодный доход, равный прежнему оброку. Таким образом, крестьяне выкупали не только наделы, но и личную свободу. Возвращать кредит государству крестьяне должны были в течение 49 лет.

С точки зрения крестьянства выкуп был большой несправедливостью, чем длительное крепостное состояние. В сознании общинников земля как главное условие существования и пропитания не могла быть объектом частной собственности, подобно предметам личного пользования. Поэтому и взаимоотношения с помещиком при крепостном праве определяли крестьяне по формуле: «Мы, барин,- ваши, а земля – наша». Обнародование условий реформы вызвало взрыв возмущения и негодования освобождаемых. На весну – лето 1861 г. пришёлся пик крестьянских волнений рубежа 1850 – 1860-х гг.

б) Реформы в области местного самоуправления

Формирование гражданского общества и развитие общественной самодеятельности требовало создания системы местного самоуправления, в котором были бы представлены разные слои населения той или иной территории, знавшие её хозяйственны и культурные нужды лучше, чем царские чиновники. Такие органы были образованы в виде земского (1864) и городского (1870) самоуправления. Принципы их формирования, структура и компетенция, взаимоотношения с администрацией однотипны. Деятельность самоуправления ограничивалась вопросами здравоохранения, образования, развитием местных путей сообщения, промышленности и торговли, городским благоустройством и т.п. и находилась под контролем губернского начальства и министерства внутренних дел.

Земские собрания (распорядительные органы) избирались на местах по трём куриям: землевладельческой, городской и крестьянской. Последняя формировалась по сословному принципу, в ней отсутствовал, в отличие от двух первых, имущественный ценз. Земскими собраниями избирались управы – исполнительные органы. Земства возникли лишь в 34 губерниях Европейской России, они отсутствовали в национальных районах страны и губерниях с явным преобладанием крестьянского населения.

Городское самоуправление было представлено городскими думами (распорядительные органы) и управами во главе с городскими головами, исполнявшими их решения. Состав гласных (депутатов) избирался раз в четыре года на основе имущественного ценза. От выборов оказались отстранены наёмные рабочие, а также представители образованной и состоятельной интеллигенции, которые, не будучи домовладельцами, снимали в городах квартиры. Избиратели разделялись на три численно неравные группы, каждая из которых вносила в городскую казну 1/3 местных налогов и избирала соответственно 1/3 гласных, что ограничило влияние на выборах мелких предпринимателей и домовладельцев.

в) Реформы в области судопроизводства

Модернизация общественного строя страны предполагала создание условий для развития гражданского общества – либеральные новации в сфере правопорядка, в образовании, развитие органов местного самоуправления и т.д. Наиболее последовательная и значимая среди них – судебная, отделившая судебную власть от административной и создавшая новую систему вместо сословных судов крепостнической эпохи. Её основой стали окружные суды, решавшие как уголовные дела, так и сложные гражданские споры и тяжбы исходя из принципа равенства перед законом всех сословий. Судьи назначались министерством юстиции и были несменяемы, что делало их независимыми от местной администрации. Суд стал гласным и состязательным, с участием прокурора и адвоката в уголовных делах, либо адвокатов спорящих сторон – в гражданских. В процессе участвовали присяжные заседатели – представители разных слоев общества, которые на основе доводов обвинения и защиты выносили обвинительный или оправдательный вердикт. Вторым типом всесословных судебных учреждений стал мировой суд, состав которого избирался земскими собраниями из числа уездных дворян-землевладельцев на основе имущественного и образовательного цензов. Мировые судьи решали дела о незначительных преступлениях и имущественных претензиях до 500 руб.

г) Реформы в области просвещения

Реформами в сфере образования создавалась преемственность между начальным, средним и высшим образованием, отрывался доступ в гимназии и вузы всем сословиям при условии оплаты обучения и допускалась частная инициатива в открытии начальных и средних школ. Последнее обусловило многообразие форм учебных заведений. Так, начальная школа оказалась представлена широким спектром учреждений от церковно-приходских до земских, считавшихся лучшими в пореформенной России. Средние учебные заведения по уставу 1864 г. – гимназии общие (с преподаванием одного латинского языка), классические (с двумя древними языками) и реальные (без изучения древних языков). Последние в начале 1870-х гг. были преобразованы в реальные училища, выпускники которых могли поступать только в технические вузы. Доступ в университеты открывался лишь выпускникам классических гимназий. Университетский устав 1863 г. восстановил автономию университетов, существовавшую в начале XIX в., в организации учебного процесса, в распределении бюджета, в выборах ректора и деканов, в присуждении ученых степеней и т.п. Власть попечителя ограничивалась общим контролем.

д) Реформы военная и экономическая

Создание новой системы военного образования стало составной частью реформирования армии, происходившего поэтапно. В 1860-х г. возникла военно-окружная структура управления, реформирован военный суд и смягчена система наказаний солдат, началось перевооружение армии. Реформа военного образования увязывалась с новациями в комплектовании офицерского корпуса. В военных округах появились юнкерские училища, которые давали базовую двухгодичную подготовку тем, кто поступал на военную службу, имея необходимое общее образование. Кадетские корпуса преобразовывались в четырехлетние военные училища, куда могли поступать выпускники гимназий. Возникли и военные гимназии с широким изучением общеобразовательных дисциплин. Завершила преобразования реформа комплектования вооруженных сил. В 1874 г. новый устав о военной службе ввел всесословную воинскую повинность, уменьшил сроки действительной службы при создании системы пребывания в запасе. Срок службы в сухопутных войсках был установлен в 6 лет и 9 лет пребывания в запасе, во флоте соответственно – 7 лет и 3 года. Существовали льготы призывникам по образованию, по состоянию здоровья, для единственных сыновей – кормильцев в семье и т.п.

Либерализация экономической деятельности, освобождение крепостных и отделение их хозяйства от помещичьего в реформе 1861 г. способствовали структурной перестройке в экономике. Главным содержанием её стало формирование рыночной системы хозяйства, происходившее в 1860 – 1880-х г. К концу этого периода, примерно с 1885 г., начался устойчивый прирост производства в основных отраслях хозяйства страны, продолжавшийся вплоть до Первой мировой войны.

Именно в эти годы происходило формирование всех подразделений рынка, необходимых для того, чтобы он стал истинным регулятором экономического развития. До реформ развивался в основном рынок потребительских товаров. Освобождение крепостных крестьян положило начало интенсивному росту рынка рабочей силы. Промышленный переворот, охвативший все отрасли, стимулировал формирование рынка основных средств производства; учреждение частных коммерческих банков в начале 1860-х г. привело к возникновению рынка ссудного капитала. Эпоха реформ привела к более интенсивному развитию земельного рынка, а в 1880-х г. стал складываться рынок акций и прочих ценных бумаг.

В 1860 – 1870 г. увеличилось воздействие мирового рынка на развитие хозяйства страны. Это были годы усиленного спроса на русский хлеб и быстрого увеличения его экспорта. Российское правительство встало на путь форсированной индустриализации страны. В эти годы пришлось сооружение основной сети железных дорог в Европейской России; время промышленного переворота, технической реконструкции старых и возникновения новых отраслей и новых промышленных районов (фабрики приходили на смену мануфактурам).

е) Видные политические деятели-сторонники и противники реформ (Милютин, Валуев и др.)

Либеральное дворянство высказывало недовольство крайне ограниченной компетенцией земства и отсутствием конституционных преобразований, отказом власти от сотрудничества с «обществом». Среди радикально настроенной учащейся и студенческой молодёжи зрело желание действовать во имя действительного освобождения крестьянства. Революционное подполье, возникшее в 1860-х г., во всех бедах и страданиях народа обвиняло царя-реформатора и строило планы возмездия. Важным фактором развития политического кризиса примерно с середины 1870-х г. стало движение революционных народников.

По своим взглядам народники – представители утопического социализма, разделявшие выводы А.И.Герцена об особом историческом пути развития страны и о социалистической природе русской общины. Реформы, с их точки зрения, разрушали эту самобытность, поэтому следовало как можно скорее прервать продвижение страны по такому пути развития при помощи революции. Цель, таким образом, всеми понималась одинаково. В отношении способов её достижения единства не было, и в первой половине 1870-х г. выявились три течения. Сторонники П.Л. Лаврова считали, что революции должна предшествовать длительная пропаганда идей социализма и социального протеста среди крестьянства, так как к скорому выступлению оно не готово. Последователи М.А. Бакунина, составлявшие большинство, как и их лидер, верили в то, что крестьяне в любой момент готовы к бунту, необходимо лишь его спровоцировать, сыграть роль искры, которая зажжет пожар. Тактика третьего течения в народничестве была обоснована П.Н. Ткачевым, считавшим, что народ к революции не готов, а действовать между тем надо безотлагательно, чтобы прервать развитие капитализма в стране.

Летом 1874 г. началось так называемое хождение в народ, однако поднять крестьянский бунт народникам не удалось: значительное число агитаторов было арестовано и подвергнуто в 1877 г. суду. С осени 1879 г. покушения народовольцев на царя следовало одно за другим, способствуя усилению политического кризиса.

Кризис политического курса осознавался правительством. С одной стороны, оно стремилось усилить эффективность административно-полицейской и судебной власти в борьбе с революционным террором. Идея создания хотя бы законосовещательного органа с участием депутатов от разных общественных слоев возникала и в 1860-е, и в 1870-е г. С осени 1879 г. на рассмотрении царя находился новый проект, подготовленный совместными усилиями Валуева и великого князя Константина.

Двойственность правительственного курса наиболее ярко проявилась в период существования Верховной распорядительной комиссии – чрезвычайного административного органа, образованного в 1880 г. Во главе комиссии был поставлен боевой генерал граф М.Т. Лорис-Меликов. Вскоре он занял и пост министра внутренних дел, сосредоточив в своих руках по существу диктаторские полномочия. Его политическая программа предусматривала стабилизацию ситуации путем ряда эффективных уступок либеральному общественному мнению и переходу к административным мерам борьбы с революционерами. Он оказался единственным из шести чрезвычайных начальников, не приговоренным народовольцами к казни.

К числу уступок Лорис-Меликова либералам следует отнести удаление с поста министра просвещения ярого консерватора Д.А. Толстого, начало ряда сенатских ревизий по делам о злоупотреблениях чиновников. В недрах министерства финансов началась подготовка к отмене подушной подати, списанию части недоимок и понижению выкупа платежей в нечерноземных губерниях. Лорис-Меликов подготовил также проект образования двух временных законодательных комиссий при Государственном совете. Они должны были включать в себя как чиновников, так и депутатов от общественных сил и заняться реформами местного самоуправления и крестьянского законодательства. Александр II подписал проект правительственного сообщения о созыве комиссий за несколько часов до своей гибели 1 марта 1881 г., назначив обсуждение его в Госсовете на 4 марта. Смерть царя изменила соотношение сил в верхушке бюрократического аппарата империи, усилив влияние консервативной его части. Кризис политики реформирования стал преодолеваться не путём приведения политического строя страны в определённое соответствие потребностям развития гражданского общества, а корректировкой уже осуществлённых реформ на основе российской политической традиции.

2 Контрреформы 80-х начала 90-х гг. XIX в. Утверждение капитализма в России

1 марта 1881 г. на престол вступил Александр III, сын императора Александра II. Мировоззрение нового императора во многом сформировалось под влиянием консервативных идей, которые, в частности, исповедовал один из его наставников - обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев.

Прежде всего новому императору предстояло закончить обсуждение проекта графа М.Т.Лорис-Меликова. 8 марта в Зимнем дворце состоялось совещание с участием высших чиновников и членов императорской семьи. На нём речь шла не столько о судьбе проекта Лорис-Меликова, сколько о дальнейшем направлении внутриполитического курса – продолжать реформы или законсервировать самодержавный строй. Большинство участников совещания поддержали проект Лорис-Меликова. Министры Александра II – глава военного ведомства Д.А.Милютин, министр финансов А.А.Абаза и др. – осознавали необходимость европеизации российского государственного и общественного строя, частью которой и были великие реформы предшествовавшего царствования.

Однако против продолжения курса реформ выступил Победоносцев. Он нарисовал мрачную картину общественного разложения, вызванную непродуманными действиями правительства, давшего обществу чрезмерную свободу. Проект Лорис-Меликова мог, как считал Победоносцев, окончательно похоронить империю. После некоторых колебаний точку зрения Победоносцева принял и новый император, подписавший 29 апреля 1881 г. Манифест «О незыблемости самодержавия».

Лорис-Меликов и либеральные министры вынуждены были подать в отставку. В 1882 г. главой министерства внутренних дел – ключевого ведомства, отвечающего за внутриполитический курс, - стал граф Д.А. Толстой, считавшийся символом не только консерватизма, но и крайней реакции. С этого времени во внутренней политике правительства возобладало стремление сохранить в незыблемости самодержавный строй. Власть отказалась от любых преобразований, способных «поколебать» самодержавие. Происходило укрепление административного аппарата в центре и на местах. Борясь с революционным движением, власть не допускала любой (в том числе и мирной) оппозиции правительственному курсу. Проводилась корректировка реформ 1860 – 1870-х гг. с целью ограничения и ликвидации тех институтов, которые служили «рассадниками инакомыслия». В социальной сфере наряду с всемерной поддержкой «первенствующего сословия»- дворянства – осуществлялись ограниченные мероприятия по крестьянскому и рабочему вопросу, чтобы ликвидировать или ослабить социальные конфликты и являющееся их следствием массовое движение. Восторжествовала политика государственного национализма и антисемитизма. Вместе с тем правительство Александра III сосредоточило внимание на хозяйственно развитии страны, что позволтло в 1880 – 1890-е гг. добиться впечатляющих экономических успехов.

14 августа 1881 г. было издано «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», по которому любая местность империи могла быть обьявлена на чрезвычайном положении, что позволяло ссылать возмутителей общественного спокойствия на 5 лет без суда или предавать их военному суду, а также закрывать учебные заведения, органы печати и приостанавливать деятельность земств и городских дум. Для борьбы с революционным движением были созданы специальные охранные отделения, которые пресекали деятельность оппозиции, в частности внедряли в общественные организации своих агентов и осведомителей.

В период борьбы с террористами-народовольцами в 1879 – 1882 гг. было казнено 29 человек; в 1883 -1890 гг. суды вынесли 58 смертных приговоров, но в большинстве случав Александр III заменял смертную казнь каторжными работами или пожизненным заключением в Шлиссельбургской крепости.

Политика правительства была направлена на усиление цензуры. 27 августа 1882 г. были утверждены «Временные правила» о печати, которые устанавливали строгий административный надзор за газетами и журналами. В 1884 г. был введён новый университетский устав, ликвидировалась автономия университетов. Плата за обучение повышалась в 5 раз, были уволены либеральные профессора. Министр народного просвещения И.Д. Делянов 5 июня 1887 г. опубликовал циркуляр о «кухаркиных детях» с запрещением принимать в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.»

12 июня 1890 г. было издано «Положение о земских начальниках», целью которого было создать «крепкую и близкую народу власть». Задачей земского начальника, назначаемого из потомственных дворян, был надзор над деятельностью крестьянских органов самоуправления, выполнение полицейских и судебных полномочий. Земский начальник заменил мирового судью. Он мог отменять решения крестьянских сходов, смещать должностных лиц, подвергать крестьян кратковременному аресту и штрафу.

12 июля 1890 г. было утверждено новое «Положение о губернских и уездных земских учреждениях», которое ограничивало полномочия земств, ставило их под контроль администрации и фактически отменяло принцип бессословности. Так, земледельческая курия, по которой ранее могли баллотироваться землевладельцы всех сословий, теперь становилась курией только дворян-землевладельцев. Ценз для дворян уменьшился вдвое, а число гласных увеличилось (до 55% в уездных и 90% - в губернских земских собраниях). Повышался избирательный ценз для городской курии. Крестьяне лишились выборного представительства и выдвигали лишь кандидатов в гласные. Теперь губернатор мог отменить постановление земств и поставить на их обсуждение любой вопрос.

11 июня 1892 г. было издано новое «Городовое положение», по которому сокращалось число избирателей путём значительного повышения имущественного ценза. Преимущество отдавалось крупной торгово-промышленной и финансовой буржуазии. Усиливалась система опеки и административного вмешательства в дела городского самоуправления. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться чиновниками на государственной службе.

Национально-государственная политика российского правительства с эпохи Александра III обретает зримые черты русского православного национализма, которые она сохранила до падения империи в 1917 г. имперская власть проводила не только административную русификацию, сопровождаемую введением русского языка в местные институты власти и образовательную систему, но также и культурную русификацию, т.е. насильственное навязывание русского языка, религии и культуры нерусским народам империи. В 1881 – 1882 гг. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся во временнообязанном положении крестьян, учреждён Крестьянский поземельный банк, через который крестьяне могли приобрести дополнительные участки земли. Правительство стремилось сохранить крестьянскую общину как гарантию против «пролетаризации деревни». Законами 1886 и 1893 гг. были ограничены семейные переделы и общие переделы земли в общине, но это не могло остановить процессы капитализации и социальной дифференциации в среде крестьянства. Рост рабочего движения заставил власть пойти на некоторую регламентацию отношений между фабрикантами и рабочими. В 1882 – 1886 гг. были изданы первые рабочие законы, в том числе о запрещении труда малолетних, ночной работы подростков и женщин. Для контроля над соблюдением законов была создана фабричная инспекция.

Политический курс Александра III заслужил у историков в основном негативную оценку. И либеральные исследователи конца XIX – начала XX в. (А.А. Корнилов, С.Ф. Платонов и др.), и советские авторы (П.А.Зайончковский, Н.Е.Ерошкин) оценивали его как «контрреформы», т.е. преобразования, направленные против либеральных реформ АлександраII и призванные вернуть дореформенные порядки.

При Александре III происходила сложная корректировка правительственного курса. С одной стороны, правительство отказалось от дальнейших преобразований в направлении европеизации России и даже вернулось к дореформенным традициям управления. С другой – экономическая политика правительства способствовала капитализации России, а органы самоуправления и независимый суд, которые так и не удалось ликвидировать, служили основой развития гражданского общества.

Но в целом итоги правительственной политики были скорее негативными, чем позитивными. Во-первых, если в начале 1880-х г. правительству удалось на время ослабить революционное движение, то к концу XIX в. Оно развернулось с еще большей силой. Политика в отношении студенчества подтолкнула молодых людей к участию в революционных организациях. Либеральное движение также постепенно переходило в оппозицию правительству. Во-вторых, хотя правительству и удалось провести ряд контрреформ, но они не вернули Россию к системе управления первой половины XIX в. В-третьих, отдельные мероприятия в отношении рабочих и крестьян не смогли остановить массовое движение. В-четвёртых, русификаторская политика способствовала подъему национальных движений в российских окраинах, которые в итоге привели к распаду империи.

20 октября 1894 г. император Александр III скончался, не дожив до 50 лет. На престол ступил его сын Николай Александрович, ставший императором Николаем II , молодой человек, не имевший опыта управления страной. Выступая 17 января 1895 г. перед депутацией земских деятелей, Николай II определил основу своего внутриполитического курса. Он заявил, что считает конституционные мечтания «бессмысленными» и будет «охранять начала самодержавия» так же твердо, как его покойный отец. Эти слова означали отказ от проведения реформ, на которые надеялась либеральная часть общества.

Между тем в России назревала революция. На рубеже XIX – XX в. Происходил невиданный прежде подъем рабочего движения. Выросло число забастовок, участники которых выдвигали не только экономические требования. В 1903 – 1904 гг. половина стачек проходила под политическими лозунгами. Рабочее движение приобрело организованный и массовый характер.

Литература

    Буржуазные реформы 60 – 70-х годов XIX в. Документы и материалы //Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 гг. / Под ред. Тюкавкина В.Г. – М., 1990. – С.74-94

    Валуев П.А. Дневник Валуева, министра иностранных дел. – М., 1961

    Кавелин К.Д. Письмо Соловьеву С.М. от 16 января 1856 г. // Хрестоматия по истории СССР 1861 – 1917 гг. / Под ред. Тюкавкина В.Г. – М.,1990. – С.13 – 15

    Крестьянская реформа в России 1861 г.: Сб. законодательных актов – М.,1954

    Великие реформы в России 1856-1874 гг. – М., 1992

    Герасимов Г.А. Земское самоуправление в России. – М., 1990

    Головатенко А. История России: спорные проблемы. – М., 1994

    История Отечества: Люди, идеи, решения. Очерк по истории России IX – н.XX в.- М.,1991

    Медушевский А.Н. Реформы и контрреформы в истории России XVIII – XIX в. // Вестник высшей школы. – 1990 -№ 4.

1